Шпоры по юридической психологии - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по юридической психологии
скачать (331 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc331kb.22.08.2012 20:04скачать

n1.doc

  1   2   3   4
1. Предмет и объект юридической психологии.

Объектом ЮП являются отдельные типы людей и их общности как субъекты правовой активности в рамках существующих процессов правового регулирования.

Предметом ЮП является изучение психологических фактов, закономерностей и механизмов развития и проявления субъектной правовой активности у конкретных типов людей и их общностей, включенных в правовую систему, а также психологическое обеспечение различных видов юридической деятельности:

1) возникновение, развитие психических свойств, качеств личности, приводящих к противоправному поведению;

2) изменение развития психических свойств, качеств состоит в результате совершения преступления, участия в процессуальной деятельности, осуществления различных функций;

3) процессы изменения (исправления) психики лиц, совершивших преступление.

ЮП — самостоятельная научная дисциплина, в центре внимания которой находятся проблемы согласования человека и права как элементов единой системы; разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.
2. Задачи юридической психологии.

В значительной степени задачи ЮП определяются потребностями в совершенствовании практической деятельности органов правосудия.

ЮП разрабатывает психологические основы:

--правопослушного поведения (правосознание, мораль, общественное мнение, социальные стереотипы);

--преступного поведения (структура личности преступника, преступный стереотип, структура преступной группы, криминогенная ситуация, структура личности потерпевшего и их роль в генезисе преступного поведения);

--правоохранительной деятельности (профилактика правонарушений, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза);

--ресоциализации правонарушителей (исправительно-трудовая психология, психология адаптации после освобождения из ИТУ);

--психологии несовершеннолетних (психологические особенности проблем, изложенных в пунктах 1 — 4).

ЮП решает следующие задачи:

--изучение психологических закономерностей воздействия права и правоохранительной деятельности на отдельных лиц, группы, коллективы;

--разработку научных рекомендаций по повышению эффективности правоохранительной деятельности, строгому соблюдению законности, успешному осуществлению задач правосудия и перевоспитания лиц, совершивших преступление.
3. Роль знаний по психологии в профессиональной деятельности юриста.

Работники следствия и суда, повседневно сталкиваются с разнообразными проявлениями психики подследственного, потерпевшего, свидетеля и конечно стараются разобраться в сложностях их душевного мира, с тем чтобы правильно понять и должным образом оценить его. Профессия следователя , прокурора, судьи постепенно формируют определенные представления о человеческой психике, заставляя оперировать положениями практической психологии и быть в какой-то мере осведомленными в этой области. Однако, объем и качество таких знаний преимущественно интуитивных, не могут выйти за рамки индивидуального опыта личных данных того или иного работника. Для наиболее объективного и квалифицированного решения множества вопросов, постоянно возникающих перед судебно-следственными работниками, наряду с юридической и общей эрудицией, профессиональным опытом, требуется также и обширные психологические знания. Психологическая компетентность судебно-следственных работников помогает предотвратить ошибки, которые могут возникнуть при суждении о человеческих поступках вследствие недоучета психологических моментов. Психологические знания необходимы юристу и для глубокого понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких, как вина, мотив, цель, личность преступника, и др.), и для решения отдельных юридических вопросов – назначение судебно-психологической экспертизы, квалификация состава преступления требующих выявления состояния сильного душевного волнения как обстоятельства, смягчающего ответственность виновного. В следственно-поисковой деятельности в условиях малоинформативных исходных ситуаций ориентация на поведенческие особенности разыскиваемого преступника имеет решающее значение. В теории и практике расследования, стратегии и тактике следственных действий знание психических закономерностей имеет существенное значение. Не менее значимы психологические познания в судебном рассмотрении гражданских дел, при ресоциализации (исправлении) осужденных.
4. Методологические, естественно-научные и правовые основы юридической психологии.

1. Методолого-теоретическая: разработка проблем объекта, предмета, методологических принципов, исторического развития, категориального аппарата, структуры и взаимосвязи данной дисциплины со смежными науками, создание социально-психологической методики исследования проблем борьбы с преступностью и психологического обеспечения юридической деятельности.

2. Аналитическая: исследование психологических закономерностей и механизмов развития правосознания, правопослушного поведения и преступных деяний индивидуального и группового характера, психологической стороны процесса исправления осужденных и реадаптации лиц, отбывших наказания, проблем эффективности психологического обеспечения правового регулирования и формирования личности субъектов юридической деятельности.

3. Прогностическая: выработка научно обоснованных предложений о возможной динамике детерминации, психологических закономерностях изменения правосознания и преступности как социальных явлений, о тенденциях развития личности отдельных категорий преступников и преступных групп, экспертно-психологические оценки и прогнозирование эффективности правового регулирования.

4. Практическая: разработка и внедрение рекомендаций ЮП, направленных на повышение эффективности правотворческой, правовоспитательной, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности, на профессионально-акмеологическое развитие индивидуальных и коллективных субъектов юридического труда, участие специалистов-психологов в юрисдикционном процессе, в проведении судебно-психологических экспертиз, психологического консультирования и психокоррекционной работе с девиантными людьми.
5. Психологические методы изучения личности и групп в юридической деятельности.

С их помощью изучают психологические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатывают научно обоснованные рекомендации для практики — борьбы с преступностью и ее предупреждения.

Общенаучная методология:

--наблюдение (в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека),

--беседа (при исследовании личности на предварительном следствии),

--эксперимент (выявляет зависимость особенностей психических процессов от действующих на испытуемого внешних стимулов; следственные эксперименты для проверки определенных психофизиологических качеств потерпевших, свидетелей и других лиц),

--анкета (при исследовании механизма образования преступного умысла, при составлении профессиограммы следователя, при исследовании его профессиональной пригодности).
6. Методы психологического воздействия на личность и группы в юридической практике.

Эти методы применяют должностные лица, ведущие борьбу с преступностью. Диапазон применения этих методов ограничен рамками уголовно-процессуального законодательства и этики. Они направлены на достижение следующих целей: предупреждение преступной деятельности, раскрытие преступления и выявление его причин, перевоспитание преступников, адаптация (приспособление) их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде.

1)убеждение - такое воздействие на психику осуждённого, при котором достигается понимание задачи и формируется согласие с необходимостью её выполнения.

2)внушение - имеет целью изменить отношения осуждённого к его негативным установкам, привить ему новые устремления (словесное, фильмы).

3)принуждение – действует устрашающе; чтобы осужденный понял, какое образ поведения более удобен и выгоден.
7. Методы судебно-психологической экспертизы.

Целью их является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы. Для установления наличия или отсутствия признаков психического воздействия на испытуемого в процессе указанного следственного действия

Основные методы, применяемые по способам судебно-психологического исследования, следующие:

--метод психологического анализа материалов уголовного дела (исследование проблемы принятия решения);

--анамнестический (биографический) метод;

--методы наблюдения и естественного эксперимента (выявляет зависимость особенностей психических процессов от действующих на испытуемого внешних стимулов; следственные эксперименты для проверки определенных психофизиологических качеств потерпевших, свидетелей и других лиц);

--психоанализ (получил распространение при исследовании мотивов преступного поведения, истинных причин сложных конфликтов, определении, степени социальной запущенности и др.);

--инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности.
8. История развития юридической психологии.

Посошков (1пол. 18в.) - психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свидетелей, классификация преступников.

Щербатов (2пол. 18в.) – поднял вопрос об УДО от отбытыя наказания, оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

2пол.19в.: Баршев, Янович-Яневский, Владимиров, Фрезе – идеи использования психологических знаний в конкретной деятельности судебных и следственных органов. Гофбауэр, Фридрих - попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений.

Кон.19в.-нач.20в. – интенсивное развитие науки, проводятся эксперименты для определения достоверности свидетельских показаний (Штерн, Гросс, Кони, Хомяков). Ломброзо - попытался научно объяснить природу преступного поведения с позиции антропологии. Причины преступности как социального явления начали изучать Кетле, Вебер.

Отличительная особенность современного криминологического знания — это системный подход к рассмотрению и изучению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка проблемы одновременно представителями различных отраслей науки: юристами, социологами, психологами, медиками.

В настоящее время ведутся исследования в следующих направлениях: правосознание и правовая психология, криминальная психология, психология предварительного следствия, психология уголовного судопроизводства, исправительная психология, психология несовершеннолетних правонарушителей, судебно-психологическая экспертиза.
9. Понятие правовой психологии.

Правовая психология (юр.определение) - совокупность чувств, привычек, настроений, стереотипов поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям и основам их деятельности.

Правовая психология — представляет собой раздел юридической психологии, в котором изучаются психологические механизмы действия права.

правовая психология на данный момент ставит перед собой следующие проблемы:

--Психологические механизмы правового регулирования, правотворчества и правоисполнения;

--Развитие правосознания (индивидуального, группового, профессионального);

--Закономерности и механизмы правовой социализации личности;

--Общественное мнение о праве и правосудии, преступности и деятельности правоохранительных органов.
10. Биологическое и социальное в структуре личности.

Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении.

Структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности.

Биологическое (генетически обусловленные стороны личности):

--Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память, речь).

--Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

Социальное (социально обусловленные):

--Социально обусловленные особенности (направленность (потребности, интересы) и моральные качества).

--Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

Психические свойства личности - изменяются в результате биологического развития человека в течение всей жизни, иногда в результате заболевания. Но больше всего — под влиянием социальных условий, и прежде всего воспитания и самовоспитания.
11. Использование юристом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности.

Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении.

Структурный подход позволяет разобраться во множестве свойств и особенностей человека, не только «разложив их по полочкам», но и вскрыв связи и взаимоотношения между ними.

Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь.

Психические состояния: уверенность/неуверенность, бодрость/подавленность, активность/пассивность, раздражительность, настроение, стресс, страх, аффект и т.д.

Психические свойства: направленность (цели, мотивы, установки, потребности), темперамент (динамика личности и поведение), характер (сильны/слабый, устойчивый/неустойчивый, убежденный/беспринципный, общительный/замкнутый), способности (ЗНУ).

При изучении психологических аспектов преступного поведения актуально исследование личности в различных конфликтных ситуациях, в которых своеобразно проявляются ее интересы и мотивы этого поведения. Правонарушитель обнаруживает заинтересованность в преступном деянии, в его действиях мы наблюдаем противоречия между социальными требованиями и реальным поведением индивидуума.
12. Типы темпераментов и использование знаний о них в деятельности юриста.

Темперамент – свойство личности, в котором выражена динамика личности и поведение.

Холерик: безудержный (тип высшей нервной деятельности), сильный, подвижный, неуравновешенный, внешне чрезмерно активный.

Сангвиник: сильный, подвижный, уравновешенный, внешне активный.

Флегматик: инертный, сильный, малоподвижный, уравновешенный, внешне вялый.

Меланхолик: слабый, подвижный/малоподвижный, уравновешенный/неуравновешенный, внешне скованный.

Знание типологических особенностей нервной системы человека позволяет анализировать достоверность показаний не только с учетом индивидуальности восприятия, но и поведения допрашиваемого, обусловленного его темпераментом.

По темпераменту можно составить представление об уравновешенности или неуравновешенности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, степени их реакции на воздействие, о степени подвижности или инертности в деятельности, о степени замкнутости или общительности. Эти знания позволяют наиболее продуктивно разви­вать с ними в нужном направлении диалог.

Свойства темперамента нередко проявляются в спо­собах совершения преступления, в тех импульсивных действиях, кото­рые в экстремальной обстановке совершения противоправных действий хуже поддаются сознательной волевой регуляции.
13. Использование знаний о характере в практике профессионального общения юриста.

Характер – система поведения, определяющая отношение к другим людям, окружающим, самому себе.

Как выдерживает свои позиции в разнообразной обстановке: сильный/слабый.

Постоянство сложившихся качеств: устойчивый/неустойчивый.

Отношение к социальному явлению: убежденный/беспринципный.

Отношение к деятельности: трудолюбивый/бездеятельный.

Отношение к другим людям: общительный (из человеколюбия/ищущий выгоду)/замкнутый (из-за личностных особенностей/в результате отрицательного отношения к людям).

Отношение к самому себе: коллективист/эгоист.

+ Воля — это сознательная психическая активность, регулирую­щая поведение, деятельность человека и направляющая его на пре­одоление каких-либо препятствий на пути к достижению постав­ленных целей.

Изучение характера свидетелей, потерпевших, особенно обвиняемых (подсудимых) и т.д. является необ­ходимой предпосылкой полного, объективного исследования обстоя­тельств уголовного дела, разрешения гражданско-правового спора. В целях более глубокого изучения механизма преступления, при­чин его совершения. В тактических целях при проведении следственных (судебных) действий, особенно допроса. Знание характера подозреваемого помогает следователю принять наиболее правильное тактическое решение: о его задержании, об избра­нии меры пресечения, о выборе момента для проведения обыска, о по­рядке проведения очных ставок и других следственных действий. При проведении юристами воспитательной, предупредительной работы с гражданами.
14. Способности и криминальная направленность личности.

Способности – свойства, которые дают возможность успешно овладеть видами деятельности и совершенствоваться в них. (ЗНУ: частные, специальные, общие)

Направленность – устойчивое единство целей, мотивов, установок и потребностей личности.

Мировоззрение представ­ляет собой систему взглядов, убеждений человека, определяющих его моральный, идейно-нравственный облик. Антиобщественное мировоззрение.

Установка является своеобразным регулятором, сохраняющим относительную устойчивость направленности личности, психических процессов. У лиц, склонных к конфликтным отношениям с обществом, складывается стойкая асоциальная установка (корыстная, насильственная, корыстно-насильственная).

Мотив — это побуждение, направленное на удовлетворение значимой для субъекта потребности. В случае блокирования личностью важной потребности может появиться состояние психической напряженности (фрустрации), стремление добиться удовлетворения этой потребности «обходным», не­правомерным путем. Под воздействием внешних факторов, мировоззрения потребности претерпевают внутреннюю перестройку, некоторые из них деформиру­ются от позитивно-нейтрального до отрицательного качественного со­стояния.
15. Предмет и задачи психологии юридического труда.

Психология юридического труда исследует психические закономерности правоприменительной деятельности и разрабатывает психологические основы:

--профессиограммы юридических профессий;

--индивидуального стиля и мастерства;

--воспитания профессиональных навыков и умений;

--подбора и расстановки кадров;

--стиля и руководства правоохранительной деятельностью;

--профессиональной ориентации, профессионального отбора, профессионального воспитания и формирования личности работников правоохранительных органов;

--профессиональной деформации и ее предупреждения; организации рабочего места, рабочего времени и др.

Основная задача психологии юридического труда — выявление рациональных соотношений между личностью и требованиями, которые ей предъявляются профессией.

Среди юридических профессий есть такие, овладение которыми требует не только задатков, призвания и образования, но и большого жизненного опыта, целого ряда профессиональных навыков и умений. Сложный и ответственный труд этих людей предъявляет к личности работника повышенные требования.

В целом юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона.
16. Личность юриста.

Личность юриста - это субьект, который осуществляет профессиональную юридическую деятельность, затрачивая на нее физические и психические усилия, собственное время, переживая успехи и неудачи, преследуя те или иные, благородные или не всегда благородные цели.

Личность рассматривается: на индивидуальном уровне (прокурор Иванов); как портрет профессиональной группы (личность судей); как социальный тип (личность юриста в конце XX века).

Мировоззренческие свойства: отношения к общепринятым социальным ценностям, прежде всего личности, ее основным правам и свободам; правовое сознание, включающее отношение к праву, закону, государству; этические и моральные нормативы, в том числе милосердие, сострадание, сопереживание, чувство верности, чести, собственного достоинства;

Интеллектуально-мыслительные свойства: общие профессиональные знания, способность решения мыслительных задач, как типовых, так и нестандартных, способность к обучению, наблюдательность, способность концентрироваться на предмете познания, воспринимать информацию в процессе коммуникации и пр.;

Психологические свойства: развитость волевого начала, соотношение конформности и нонконформности, психологическую восприимчивость (эмпатию), правдивость, коммуникативность, самооценку, терпение, определенную степень мужества (как готовность противостоять реальным и мнимым угрозам) и пр.;

Физические свойства: возраст, состояние здоровья, утомляемость, некоторые индивидуальные физические свойства (зрение, подвижность и пр.);
17. Социально-психологические особенности профессиональной деятельности юриста.

Деятельность – совокупность действий, объединенных единой целью, соответствующей определенной потребности. Единица жизни, опосредованная психическим отражением.

Особенности профессиональной деятельности юриста являются:

--правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений работников правоохранительных органов, юридических служб и других юристов, профессионально участвующих в правоприменительной деятельности;

--властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов;

--экстремальный характер правоохранительной деятельности многих юристов, особенно тех, кто работает в органах суда, прокуратуры, налоговой службы и налоговой полиции (условия острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, нередко игнорирующих правовые нормы);

--нестандартный, творческий характер труда юриста (специальные знания из различных областей науки и техники, образования и культуры, развитый интеллект);

--процессуальная самостоятельность (независимость деятельности должностных лиц правоохранительных органов является одним из основополагающих принципов правосудия), персональная ответственность юристов, работающих в правоохранительных органах, государственно-правовых структурах.
18. Профессиограмма юриста.

Юридическая профессиограмма – это комплексное отражение сторон юридической деятельности, а также личностных качеств, навыков и умений юриста.

Социальная деятельность охватывает политический аспект в деятельности следователя,

прокурора, оперативного работника и т.д. как организаторов борьбы с преступностью на порученном им участке. Деятельность эта включает профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника для возвращения его к социальной норме поведения.

Поисковая деятельность заключается в собирании исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач. Значимость этой деятельности наиболее высока в профессиограммах следователя, оперативного работника, судьи.

Реконструктивная деятельность - это текущий и завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе её синтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Планирование работы есть также результат реконструктивной деятельности.

Коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации в процессе общения. Особую значимость эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности адвокатов, оперативных сотрудников, воспитателей ИТУ. В коммуникативной деятельности следует обратить внимание на общительность, эмоциональную устойчивость, выдержку, такт, умение отстаивать свою точку зрения,

способность ясно излагать свои мысли.

Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном решении профессиональной задачи. Организаторская деятельность требует концентрации внимания на настойчивости, целеустремлённости, организованности и т.п.

Удостоверительная деятельность – приведение всей полученной информации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор и т.д.). Наряду с развитой письменной речью, следует развивать способность быстрого обобщения информации, навыки перевода устной речи в письменную, умение дать письменное описание события преступления.

В различных юридических профессиях с разной интенсивностью проявляются те или иные стороны деятельности. У каждой конкретной личности, занятой юридическим трудом, та, или иная сторона может доминировать на базе развития личностных качеств.
19. Роль внешних факторов в повышении эффективности юридического труда.

Эффективность повышения юр.труда зависит от внешних факторов .При проведении допроса ,влият обстановка,наружность и поведение допрашиваемого,обьективный критерий готовности к допросу ,время допроса , научная организация труда,коммукативная сторона . всё это влияет на результат деятельности.Большое значение имеет организация вызова на допрос ,при котором должны учитываться процессуальные и тактические и психологические рекомендации .Так необходимо знать индивидуальные особенности личности допрашиваемого .

Внешний вид так же крайне важен : допрашемого не что не должно отвлекать , нужно произвести первоо впечатление - в него входят психический логический и эмоциональные компоненты .Следователь должен быть воплощением закона и справедливости .

следующий внешний фактор .это организация рабочего кабинета (его внешний вид) не должно быть лишних предметов , окна должны выходить на спокойные улицы ,правельное расположение рабочего места и стула для допрашиваемого , отстутствие постороних лиц .,цвет стен жёлтый ,зелёный .оттенки серебристого . Свет не яркий и не туклый 100-150 ват .шумовой фон не превышает 40-50 дб.на столе необходимое . этаж кабинета 2 не выше .и последний фактор подготовленность следователя .отработка до дапроса личность подзреваемого . Правельный выбор промежутка времени вызова на допрос ,интервал между допросами и время . нужно учитывать особенности личности его биолог.часы ( жаворонок или сова) .
20. Особенности познавательных процессов юриста, обусловленные спецификой профессиональной деятельности.

Память. В юридической деятельности целесообразно запоминать воспринимаемую информацию по плану: 1) основная мысль (осмысливание запоминаемого); 2) факты и события (что, когда и где происходит); 3) причины происходящих событий; 4) выводы и источник информации.

Юридическая работа постоянно связана с решением самых разнообразных задач. Мышление всегда направлено на вскрытие глубинных связей, коренящихся в объективной реальности. Интуиция – метод познания, при котором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого вывода.

Речевая деятельность работника юридического труда - это главным образом воздействие человека на человека и человека на группу. Профессиональная речь требует образования. В деятельности юриста-практика подготовленная речь употребляется повсеместно: заготовленные ответы на вопросы, выступления на процессах, заранее продуманный монолог в беседе, на допросе.

Наблюдательность (внимание, представление, ощущение, восприятие). Юрист-практик должен стремиться подметить в наблюдаемом объекте (потерпевшем, подозреваемом, обвиняемом и т. д.), явлении все существенные признаки. Юрист должен стремиться проникнуть в сущность наблюдаемого явления, подметить все существенные, относящиеся к материалам дела признаки. Важно организовать наблюдение, поставив перед собой определенную, конкретную цель.

Воображение. Проявляется в силу творческого характера труда юриста.
21. Сенсорная организация представителей разных возрастов, профессий, ее изменение под воздействием внешних условий; использование знаний об этом в профессиональной деятельности юриста.

Сенсорная организация личности – присущие индивиду уровни развития отдельных видов его чувствительности и особенности их системного функционирования.

Чувтвительность – потенциальная возможность человека, которая по-разному реализуется в различных условиях его жизнедеятельности. У каждого человека есть анатомо-физиологические задатки для развития определенных сенсорных способностей. Экстрасенсы обладают феноменальной чувствительностью.

Потребность в гармонизированных сенсорных воздействиях – одна из основных для человека. Длительная сенсорная депривация (лишение чувственных воздействий) вызывает у человека психическое расстройство. В постоянном потоке нервных импульсов, поступающих в мозг от органов чувств, осуществляется живая связь каждого человека с внешним миром.

Люди в зависимости от возраста описывают других людей: маленькие (дети) обращают внимание на одни признаки и особенности, а взрослые на другие, так и в соответствии со специальностью: учитель, врач, юрист будут каждый обращать внимание на разные признаки, черты, поведенческие моменты. Соответственно это связано и с теми показаниями которые они будут давать!

Психолог при участии в решении оперативно-служебных задач может использовать нетрадиционные методы раскрытия преступления (может прибегнуть к помощи экстрасенса).
22. Использования знаний об ощущении и восприятии при анализе показаний опрашиваемых (допрашиваемых).

Знание закономерностей ощущений содействует более квалифицированному расследованию преступлений. Недобросовестность показаний обнаруживается в результате их несоответствия порогам чувствительности. Показания о цветовых качествах объекта, воспринимавшегося в сумеречном освещении, должны оцениваться критически. Полная адаптация к темноте наступает через 30-40 мин. Менее точными будут показания того свидетеля, который недлительное время находился в условия темноты. Адаптация к запаху (газ) может быть причиной бездействия в аварийной ситуации. Контраст ощущений в восприятии ярких цветов, источника света в темное и светлое время суток.

Задача следователя – воссоздать все существенные условия, в которых происходило отражение отдельных свойств предметов и явлений, и учесть основные закономерности чувствительности.

Для получения достоверных показаний следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Воспринимая предметы и явления, человек осмысливает эти явления, проявляет к ним определенные отношения. При допросе должны быть выяснены условия, в которых происходило восприятие события. Следует учитывать возможную недооценку или переоценку расстояний, размеров, количества; неверную оценку временного промежутка. Опознание проводят по специфическим признакам при участии минимум 3 человек. Наблюдение – один из методов восприятия следователем места происшествия. Поэтому его наблюдательность и внимание очень важны!
23. Наблюдательность как профессионально значимое качество юриста.

Юридическая профессия обязывает сотрудников вести постоянные наблюдения за поведением людей, их внешностью, походкой, мимикой, жестами и т. д.

Юрист-практик должен стремиться подметить в наблюдаемом объекте (потерпевшем, подозреваемом, обвиняемом и т. д.), явлении все существенные признаки, то есть познать его сущность. В основе познания лежат ощущения как процесс отражения действительности. Ощущения бывают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д. В развитии наблюдательности наиболее важную роль играют зрительные и слуховые ощущения.

Формирование навыков наблюдательности зависит и от воспитания внимания. Без внимания невозможно преднамеренное восприятие, запоминание и воспроизведение информации.

Наблюдательность как качество личности развивается в условиях практической деятельности. Чтобы стать наблюдательным, надо прежде всего приобрести умение наблюдать, но это только одна из ступеней развития этого свойства. Для превращения умения в стойкое качество нужна целенаправленная, планомерная и систематическая тренировка. Она осуществляется в повседневной жизни работника юридического труда, а также с помощью специальных упражнений.

Юрист должен стремиться проникнуть в сущность наблюдаемого явления, подметить все существенные, относящиеся к материалам дела признаки. Важно организовать наблюдение, поставив перед собой определенную, конкретную цель. Только разумно поставленная цель наблюдения концентрирует наши психологические возможности и формирует необходимые качества.

Параллельно с целенаправленной наблюдательностью надо развивать и универсальную наблюдательность. Такая наблюдательность обеспечивает более глубокой и разностороннее изучение объекта наблюдения Она формируется в процессе практической работы над объектом с различных точек зрения, то есть путем постановки разных целей.
  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации