Гетьман О.А. Экономика предприятия - файл n1.doc

приобрести
Гетьман О.А. Экономика предприятия
скачать (1223 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3020kb.05.09.2005 10:46скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Экономика предприятия: Учебно-методическое пособие для студентов заочно-дистанционной формы обучения, которые обучаются по специальностям «Маркетинг», «Финансы», «Экономика предприятия», «Менеджмент организаций» / Гетьман О.А. – Днепропетровск: ДУЭП, 2005. – 249 с.


Учебно-методическое пособие для студентов заочно-дистанционной формы обучения, которые обучаются по специальностям «Экономика предприятия», «Маркетинг», «Финансы», «Менеджмент организаций» разработано в соответствии с Отраслевым стандартом высшего образования Министерства образования и науки Украины (ОСВО МОН), утвержденным и действующим с 06.06.2002 г.

Состав и содержание тем дисциплины отвечает учебной программе курса. Предложенный порядок изучения тем представляет собой логико-структурную схему самостоятельного изучения дисциплины. Предназначение данного учебно-методического пособия состоит в том, чтобы скоординировать действия студента в верном направлении как во время усвоения материала, предлагаемого на лекциях, выносимого на самостоятельное рассмотрение, так и при выполнении курсовой работы или самостоятельных домашних работ, предусмотренных учебным планом данного высшего заведения по дисциплине «Экономика предприятия». Пособие также может быть полезным при дальнейшем, более глубоком, изучении смежных учебных курсов, основывающихся на данной дисциплине.


Автор:

О.А. Гетьман





кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры экономики предприятия



Рецензенты:

Р.Б. Тян

И.В. Багрова





доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедрой финансов Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры
доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры экономики промышленности

и организации производства Украинского государственного химико-технологического университета

 Днепропетровский университет экономики и права
СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Предмет и задачи курса……………………………………………………...5

1.1. Предмет курса………………………………………………………………………….5

1.2. Задачи курса……………………………………………………………………….…...7
Тема 2. Место и роль организации (фирмы) в обществе………………...7

2.1. Роль организации (фирмы) в современном обществе……………………….…...7

2.2. Производственный процесс — основа деятельности фирмы……………….…...8

2.3. Внутренняя и внешняя среда организации (фирмы) и их взаимосвязь……….10

2.4. Организационно-правовые формы предприятия…………………………………15
Тема 3. Сущность, цели и задачи менеджмента. Основные Функции и организационные структуры управления…………………15

3.1. Менеджмент как совокупность взаимодействия субъектов и объектов управления для достижения целей управления………………………………………15

3.2. Понятие и классификация функций управления………………………………..19

3.3. Организационные структуры управления………………………………………..22
Тема 4. Роль издержек в деятельности фирмы………………………….…..29

4.1. Структура бизнеса как системы……………………………………………………29

4.2. Прибыль………………………………………………………………………………..29

4.3. Издержки производства и сбыта продукции (полная себестоимость).

Понятие, состав и структура……………………………………………………………..32

4.4. Хозяйственные средства (имущество) предприятия. Экономическое содержание и структура…………………………………………………………………..36

4.5. Основные средства предприятия…………………………………………………..39

4.6. Оборотные средства предприятия…………………………………………………45

4.7. Источники формирования хозяйственных средств………………………….….49

4.8. Основные экономические показатели деятельности предприятия……….…..52
Тема 5. Маркетинговый подход к предпринимательской деятельности………………………………………………………………………………..55

5.1. Определение маркетинга…………………………………………………………….55

5.2. Процесс управления маркетингом……………………………………………….…56

5.3. Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации……...58

5.4. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей…….……60

5.5. Рынок предприятий и поведение покупателей от имени предприятия………..68

5.7. Товары. Товарные марки. Упаковка. Услуги……………………………………..74

5.8. Стратегия разработки новых товаров……………………………………………...78
Тема 6. Научно-техническая и организационная подготовка производства………………………………………………………………………………...81

6.1. Структура цикла создания и освоения новых товаров. Жизненный цикл товара (изделия) и место в нем научно-технической подготовки производства……81

6.2. Сокращение сроков создания и освоения новых товаров. Задачи и методы….84

6.3. Планирование создания и освоения новых товаров. Сетевое планирование и управление…………………………………………………………………………………..84

6.4. Научная подготовка производства………………………………………………….92

6.5. Оценка эффективности НИР и ОКР………………………………………………..95

6.6. Рыночные испытания товаров (пробный маркетинг)………………………….104

6.7. Техническая подготовка производства…………………………………………...105

6.8. Функционально-стоимостный анализ при технико-экономической отработке конструкторских и технологических решений……………………………………….114

6.9. Характер изменения технико-экономических показателей новых изделий на стадии освоения…………………………………………………………………………...124
Тема 7. Производственный процесс и типы производств……………126

7.1. Производственный процесс и принципы его организации…………………….126

7.2. Типы производств и их технико-экономическая характеристика……………130

7.3. Производственная структура предприятия………………………………………131

7.4. Производственный цикл и его структура……………………………………….…133

7.5. Методы расчета производственного цикла………………………………………136

7.6. Организация поточного производства……………………………………………141

7.7. Организация автоматизированного производства……………………………...147

7.8. Гибкое интегрированное производство…………………………………………...151
Тема 8. Организация технического, материального и трудового обеспечения производства…………………………………………………………154

8.1. Организация инструментального хозяйства……………………………………..154

8.2. Организация ремонтной службы предприятия………………………………….158

8.3. Организация энергетического хозяйства предприятия………………………...161

8.4. Организация транспортного хозяйства предприятия…………………………..163

8.5. Организация складского хозяйства предприятия……………………………….167

8.6. Организация материально-технического снабжения предприятия (МТС)….168

8.7. Нормирование труда и определение потребностей в рабочих и специалистах на предприятии……………………………………………………………………………….170

8.8. Заработная плата и основные принципы ее организации. Формы и системы заработной платы. Планирование заработной платы на предприятии…………...180
Тема 9. Установление цен на товары…………………………………………...185

9.1. Учет типа рынка при установлении цены………………………………………..185

9.2. Методика установления цен………………………………………………………..186

9.3. Подходы к проблеме ценообразования……………………………………………189
Тема 10. Методы распределения товаров……………………………………..192
Тема 11. Система прогнозирования и планирования деятельности предприятия………………………………………………………………………………...194

11.1. Место планирования и прогнозирования в менеджменте……………………194

11.2. Обзор техники и видов планирования…………………………………………..194

11.3. Система прогнозов и планов фирмы…………………………………………….196

11.4. Методы разработки и объекты прогнозов на уровне предприятия (фирмы)197

11.5. Экстраполяционное прогнозирование…………………………………………...197

11.6. Роль нормативов в планировании……………………………………………….199

11.7. Комплексный подход к разработке производственной программы предприятия……………………………………………………………………………….200

11.8. Оперативное планирование производства (ОПП)……………………………..202
Тема 12. Методы управления фирмой в условиях нестабильного рынка…………………………………………………………………………………………...210

12.1. Методы управления, применяемые фирмами при различных уровнях нестабильности рынка…………………………………………………………………...210

12.2. Выбор и оценка стратегической позиции фирмы на рынке. Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ)……………………………………………………………..212

12.3. Управление портфелем СЗХ фирмы……………………………………………..219
Тема 13. Обеспечение качества продукции…………………………………222

13.1. Понятие качества изделия, основные показатели качества………………….222

13.2. Обеспечение качества изделий на различных стадиях их жизненного цикла 223

13.3. Организация службы контроля качества на предприятии…………………...225
Тема 14. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………...…228

14.1. Понятие инвестиционных ресурсов, их виды и классификация……………...228

14.2. Источники финансирования инвестиций……………………………….………230

14.3. Понятие инвестиционного цикла, его составляющие элементы…………….230

14.4. Понятия, виды и стадии инвестиционных проектов……………………..……231

14.5. Особенности инвестиционного проектирования на отечественных предприятиях………………………………………………………………………………..232

14.6. Методы и способы оценки эффективности инвестиционных проектов…….234

14.7. Понятие риска при осуществлении инвестиционной деятельности предприятия……………………………………………………………………………….239

14.8. Методы оценки рисковости инвестиционных проектов, их достоинства и недостатки…………………………………………………………………………………242

14.9. Особенности управления системой рисков на предприятии…………………..247

14.10. Пути повышения эффективности использования инвестиционных ресурсов предприятия……………………………………………………..………………………..248
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………...249

Тема 1. Предмет и задачи курса

1.1. Предмет курса

Курс "Экономика предприятия" предусматривает изучение четырех дисциплин в их гармоничной диалектической связи:

Предмет и содержание (модель) курса представлены на рис. 1.1, где на фоне графиков экономической жизни инвестиций и жизненного цикла товара показаны последовательность изучения тем курса как этапов деятельности фирмы от возникновения идеи нового изделия (в результате оценки рыночных возможностей) до снятия его с производства и влияние этой деятельности на издержки производства и сбыта.

Курс состоит из 5 разделов.

Раздел 1. (Подготовительный), который включает следующие темы:

  1. Предмет и задачи курса.

  2. Место и роль предприятия в обществе.

  3. Сущность, цели и задачи менеджмента. Основные функции и организационные структуры управления.

  4. Роль издержек в бизнесе.

  5. Маркетинговый подход к предпринимательской деятельности.

Раздел 2. Разработка товара. Подготовка производства. Тема:

  1. Научно-техническая и организационная подготовка производства.

Раздел 3. Производство. Темы:

  1. Производственный процесс, типы производств, производственная структура предприятия.

  2. Организация технического, материального и трудового обеспечения производства.

Раздел 4. Сбыт продукции. Темы:

  1. Маркетинговые решения по ценообразованию.

  2. Маркетинговые решения по распределению товаров (услуг).

  3. Продвижение товаров (услуг).



Рис. 1.1. Содержание курса "Экономика и управление предприятием"

Раздел 5. Управление деятельностью предприятия. Темы:

  1. Процесс управления.

  2. Основные методы управления.

  3. Организация управления предприятием.

  4. Система прогнозирования и планирования деятельности предприятия.

  5. Методы управления фирмой в условиях нестабильного рынка.

  6. Обеспечение качества продукции.

Каждая из перечисленных тем курса, кроме сущности и содержания, рассматривается в следующих аспектах:

1.2. Задачи курса

Изучение основных сфер деятельности производственных машиностроительных и приборостроительных предприятий и подготовка специалистов-инженеров к пониманию и принятию решений в области организации и управления созданием, производством и сбытом продукции на основе экономических знаний применительно к конкретным рыночным условиям.

Тема 2. Место и роль организации (фирмы) в обществе

2.1. Роль организации (фирмы) в современном обществе

Понятие организации (фирмы)

С точки зрения права, организация — самостоятельный хозяйствующий (ведущий ту или иную деятельность с целью реализации ее результатов на рынке) субъект, созданный в порядке, установленном Хозяйственным кодексом Украины, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

С точки зрения экономики, организация представляет собой (рис. 2.1):

хозяйственную единицу, в которой планомерно и целенаправленно комбинируются факторы производства, чтобы посредством изготовления и реализации изделий (работ, услуг) обеспечить достижение целей этой хозяйственной единицы и ее собственника.

Роль фирмы в современном обществе

До середины XX в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующих положениях:



Рис. 2.1. Модель организации

Этот подход был воспринят и обществом. Однако с началом научно-технической революции (НТР) возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д.

В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д.

Все это привело к значительному усилению контроля за деятельностью фирм. Например, в США, фирмы контролируются по следующим направлениям:

В то же время фирма — "генератор богатства" общества (рис. 2.2):

В то же время видны многочисленные связи, и очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и как их регулирует и контролирует.

2.2. Производственный процесс — основа деятельности фирмы



Рис. 2.2. Роль фирмы в обществе (фирма — "генератор богатства")

Производственная деятельность в широком смысле — деятельность человека, коллектива людей, государства, направленная на создание новых материальных и иных ценностей.

Общая системотехническая модель производственного процесса показана на рис. 2.3.



Рис. 2.3. Модель производственного процесса

Место производственного процесса в общей схеме воспроизводства отражено на рис. 2.4.



Рис. 2.4. Роль производственного процесса в системе воспроизводства

Как правило, современное промышленное производство очень сложно. Его особенности заключаются:

Конкретным содержанием управления производственной деятельностью являются, в частности:

2.3. Внутренняя и внешняя среда организации (фирмы) и их взаимосвязь

Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка — две ступени в иерархии управления жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней среды фирмы.

Внешняя среда фирмы (рис. 2.5) выступает как нечто заданное.

Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.

Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике — прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:



Рис. 2.5. Внешняя среда фирмы

Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационной структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятием.

Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы иллюстрируется схемой рис. 2.6.



Рис. 2.6. Внутренняя среда фирмы

Внешняя микросреда фирмы

Упрощенно внешняя микросреда фирмы показана на рис. 2.7 как система ее (фирмы) материальных, финансовых и информационных связей.



Рис. 2.7. Внешняя микросреда фирмы

Основные факторы внешней макросреды фирмы

1. Политическая обстановка (стабильность, нестабильность).

2. Экономическая обстановка:

3. Социальные факторы:

4. Законодательство:

5. Научно-технические факторы:

6. Природные факторы:

7. Демографические факторы:

8. Факторы культурной среды:

Фирма не имеет возможности влиять на внешнюю среду и для эффективной деятельности должна приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать. Из сказанного выше видно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами:

Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора, который становится определяющим.

Основные тенденции развития мирового рынка

В течение двадцатого столетия мировой рынок прошел ряд этапов развития.

А. Эпоха массового производства (1900—1930).

Этот период характерен ненасыщенностью рынка предметами массового спроса. Поэтому потребитель был готов приобретать такие товары по приемлемым ценам, не требуя их большого разнообразия. В этих условиях основная политика маркетинга — предложение стандартного продукта по наиболее низкой цене, а главная задача предпринимателя — усовершенствование массового производства с целью снижения его издержек. Еще одной характерной чертой рынка являлось практическое отсутствие политического и социального контроля со стороны общества за предпринимательской деятельностью.

Б. Эпоха массового сбыта — индустриальная эпоха (1930—1950).

После великой депрессии 1929—1930 гг. в США президентом стал Д.Ф. Рузвельт, провозгласивший "новый курс" в экономике. Его лозунгом являлось: "В каждом гараже — по автомобилю, в каждой кастрюле — по курице". Смысл курса состоял в изъятии у предпринимателей дополнительной части прибыли с целью распределения ее в порядке социальной помощи, способствуя тем самым увеличению совокупной покупательной способности. В результате спрос на основные продукты потребления был удовлетворен, и фирмы были вынуждены приспосабливаться к новой рыночной реальности — рынку покупателей. Все задачи фирмы надо было теперь рассматривать "извне" со стороны рынка (то есть должен был быть реализован маркетинговый подход). При этом возникла задача сбалансирования противоречивых интересов производства и сбыта. Насыщенность рынка товарами потребовала расширения и сферы НИОКР.

В. Постиндустриальная эпоха (1950—1970).

Наблюдается ускорение развития событий, возникают новые неизвестные ранее задачи бизнеса, технический прогресс изменяет и спрос, и предложение. Резко увеличиваются вложения в НИОКР, развиваются международные рынки, индустрия досуга, быстро меняется технология производства. Общество реагирует на загрязнение среды, монополизм, требует от фирм социальной ответственности.

Основной задачей предпринимателя становится поставка на рынок товаров с принципиально новыми качествами. Только так становится возможным победить в конкуренции. Таким образом, конкуренция и, соответственно, маркетинговая политика строятся теперь на обеспечении качественных преимуществ товара.

Г. Продолжение постиндустриальной эпохи (1970—1990).

Возникают нефтяные кризисы, сильное влияние на рынок политической нестабильности, сказывается ограниченность мировых ресурсов. Все это усиливает нестабильность рынка и обостряет тенденции его развития, выявившиеся в предыдущие годы.

Влияние характера изменений мирового рынка на деятельность фирмы

В целом такое влияние можно характеризовать диаграммой на рис. 2.8.



Рис. 2.8. Основные тенденции развития мирового рынка в XX веке

Мы видим, что основная тенденция развития мирового рынка состоит в непрерывном увеличении его изменчивости и нестабильности. Недаром в качестве некой обобщенной меры состояния рынка на диаграмме приведена шкала нестабильности в баллах, где большее количество баллов соответствует повышению уровня нестабильности. Эта шкала приведена здесь в связи с тем, что и сегодня ряд предприятий и отраслей могут работать в условиях относительной стабильности (газовая, нефтяная, лесная промышленность — индекс 2—2,5), а другие — в обстановке большой нестабильности (радиотехническая, автомобильная — соответствующий индекс 4—5).

Таким образом, можно образно сказать, что одни фирмы работают сегодня в условиях 1930—1940 гг., а другие — 1990 гг. В целом временные привязки диаграммы характерны для экономики США. Для стран Западной Европы соответствующий сдвиг запаздывания равен примерно пяти годам.

Наиболее существенной характеристикой мирового рынка, определяющей характер менеджмента фирм, является темп изменений во внешней среде в сравнении с реакцией фирмы. Если в начале века большинство фирм при наступлении изменений имело время на обдумывание, разработку и реализацию необходимых мероприятий в качестве реакции на изменения, то сейчас основная задача менеджмента состоит в том, чтобы предугадать эти изменения и подготовить загодя реакцию фирмы.

2.4. Организационно-правовые формы организации

Организационно-правовые формы организации регулируются в соответствии с Хозяйственным кодексом Украины.

Тема 3. Сущность, цели и задачи менеджмента. Основные функции и организационные структуры управления

3.1. Менеджмент как совокупность взаимодействия субъектов и объектов

управления для достижения целей управления

Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов — процессов управления.

Управление — воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).

Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), что показано на рис. 3.1.



Рис. 3.1. Кольцо управления

Управление включает три аспекта:

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:



Рис. 3.2. Сущность менеджмента

Основные виды целей:

Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы

Важной задачей управления фирмой является определение ее политики деятельности. Это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления (собственно политика фирмы).

Нормативные требования к управлению включают:

Основные принципы предпринимательской деятельности:

Принципиальные требования к организации деятельности фирмы:

Реализация всех этих нормативных требований к отдельным сферам управления определяет структурную политику фирмы и конкретные политики в отдельных сферах деятельности.

К структурной политике относят:

Конкретные политики действий включают:

Этика и культура фирмы

С нормативными требованиями к управлению и политикой управления жестко связано представление о морали деловых взаимоотношений — этике предприятия. Эти нормы должны обязательно вводиться в обеспечение стабильности предприятия и с целью ограничения принципа максимизации прибыли, что порождает конфликты при управлении конкретными сферами деятельности фирмы.

Этические ценности по отношению к сотрудникам могут включать:

По отношению к рыночному партнеру:

По отношению к акционерам:

Культура предприятия — совокупность ценностей, норм, идей, которые подсознательно и сознательно формируют стиль поведения сотрудников. Ее основные аспекты:

Идеальным является сочетание рамочной культуры для всей фирмы и гибкое формирование субкультур (маркетинга, учета, НИОКР). Следовательно, культура определяет стиль, репутацию (марку) предприятия.

Иерархия управления

Редко осуществляется одноступенчатая иерархия в управлении: от высшего руководства – к исполнителям. Обычно существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению.

Иерархия управления — инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень, тем проще принимаемые решения и больше доля оперативных видов деятельности (рис. 3.3).

3.2. Понятие и классификация функций управления

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:



Рис. 3.3. Иерархия менеджмента

Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.

Функция управления — вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления.

Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления.

В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся:

Функции, выделяемые по сферам деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:

Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы всего поля управления (рис. 3.4).



Рис. 3.4. Поле управления

Основное содержание конкретных функций управления фирмой

Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).

Общее управление предприятия состоит в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности, что подробно будет рассмотрено в дальнейшем.

При управлении производством решаются задачи экономики производства (издержки, цены) и планирования производства продукции. К задачам планирования производства относят:

При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции управления:

Реализация функций в области маркетинга включает:

Финансовое управление предприятием включает:

Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как системные компоненты ее менеджмента.

3.3. Организационные структуры управления

Понятие организации и организационной структуры

Организация — пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Организация обладает следующими общими признаками:

Организация — единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней среды фирмы.

Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.

Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано:

Организационная структура регулирует:

Тем самым фирма создается как иерархическая структура.

Основные законы рациональной организации:

На организационную структуру влияют следующие факторы:

Типы организационных структур управления

Организационная структура аппарата управления — форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения, должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.

Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи:

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство — простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток — высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется (рис. 3.5).

Функциональная организационная структура — связь административного управления с осуществлением функционального управления (рис. 3.6). На рис. 3.6 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1—И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).

В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена координация. Практически она не используется.



Рис. 3.5. Линейная структура управления



Рис. 3.6. Функциональная структура управления

Линейно-функциональная структура — ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рис. 3.7).



Д — директор; ФН — функциональные начальники; ФП — функциональные подразделения; ОП — подразделения основного производства

Рис. 3.7. Линейно-функциональная структура управления

Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рис. 3.7 функциональные начальники составляют штаб директора).

Дивизиональная (филиальная) структура изображена на рис. 3.8. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности, или географически.



Рис. 3.8. Дивизиональная структура управления

Матричная структура (рис. 3.9, 3.10) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один — линейный, другой — руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.



Рис. 3.9. Матричная структура управления, ориентированная на продукт



Рис. 3.10. Матричная структура управления по проектам

Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах — линейно-функциональная или матричная.

Сравнение структур управления

Анализ достоинств и недостатков структур управления позволяет найти критерии их оптимального использования.

Линейно-функциональная система обеспечивает, начиная со второго уровня иерархии, деление задач управления "по функциям". Штабы могут создаваться в центральных и других органах управления, образовывая штабную иерархию.

Эта структура управления характеризуется:

По идее, штабы должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но не давать конкретных директив. Однако, вследствие своей профессиональной компетентности, их сотрудники часто оказывают сильное неформальное влияние на линейных руководителей. Если же они выполняют только рекомендательную функцию, то возникает риск, что их работа слабо влияет на ход производственных процессов.

Структура имеет следующие преимущества:

Недостатки:

Дивизиональные структуры управления ориентируются на изделия, рынки сбыта, регионы.

При этом обеспечивается:

К числу недостатков этой структуры относят:

Многомерные формы организации и управления характеризуются применением двух (матричная) или нескольких (тензорная) критериев разделения задач.

Общими признаками этой организационной формы являются:

Можно различить структуры, ориентированные на производство и на проект.

Структура, направленная на производство, не ограничена временными рамками. Здесь имеется функциональная область менеджмента (где находятся многие стабильные организационные решения) и менеджмент по изделию (горизонтальный срез, охватывающий все предприятия).

Проблемы такой организации состоят:

Структуры, направленные на проект, как правило, ограничены по срокам и характерны для сложных и рисковых проектов (см. рис. 3.10).

Их проблемы состоят:

Для предприятий (фирм), действующих на международном рынке, может применяться трехмерная (тензорная) структура управления: изделие-регион-функция.

Проблемы такой структуры управления:

Поэтому требуется однозначное регулирование компетентности и нормальные рабочие отношения между партнерами.

Пример трехмерной структуры управления фирмы "Доу корнинг" — на рис. 3.11.



Рис. 3.11. Трехмерная схема управления фирмы "Доу корнинг"

В фирме имеется 10 основных направлений деятельности. По ним создано 10 производственных советов под председательством менеджера направления, подчиненного генеральному директору фирмы. Их основные задачи — обеспечение конкурентоспособности продукции направления и решение экономических вопросов по сбыту. Производственные советы называют поэтому "центрами прибыли". Функциональные службы имеют основной задачей обеспечение наиболее полного использования имеющихся производственных, трудовых и материальных ресурсов. Соответственно они называются "центрами издержек производства".

В фирме осуществляется единое перспективное планирование в трех измерениях

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации