Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста - файл n1.doc

приобрести
Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста
скачать (101.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc617kb.27.03.2009 20:57скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ К СЛУШАНИЮ
Методика приобщения к слушанию музыки детей группы «Малютки»

На первом году жизни слушание музыки как средство музыкального развития ребенка играет главную роль.

Воспитатель исполняет простые народные песенки, попевки, контрастные по звучанию, вызывая эмоциональную реакцию ма­лыша: улыбку, гуление, отдельные действия.

Выявляя музыкальный слух, детей приучают сосредоточивать внимание на источнике звука, искать и находить его глазами, слу­шать игру на разных детских музыкальных инструментах (ду­дочке, губной гармонике, металлофоне).

На втором году жизни у малышей появляется интерес к музыке. Они могут слушать небольшие музыкальные произведения и не просто радоваться, услышав их, но и выражать свое эмоциональное состояние — бодрое, задорное при слушании песни «Лошадка» Е.Тиличеевой, спокойное, доброжелательное при слушании песни «Кошка» а.н. Александрова и т.д.

В процессе формирования музыкального восприятия ставится задача приучать детей прислушиваться к мелодии, словам песни и узнавать ее при повторном слушании.

Значительно обогащает представления ребенка звучание знакомых попевок, потешек, веселых плясовых мелодий.

Развивая музыкально-сенсорные способности, ребят знакомят с особенностями музыкального звука: высотой, тембром и динами­кой. Это происходит во время детских игр со звучащими игрушками и инструментами. Например, узнавая, кто кричит: кошка или котенок, большой или маленький петушок, малыши различают звуки, разные по высоте. Они осваивают изменение динамики, хлопая громко, тихо.

Раздел программы «Слушание музыки» для детей раннего воз­раста имеет свой репертуар. В него включены контрастные по ха­рактеру произведения, такие, как колыбельная «Баю-бай» М. Красева и русская народная плясовая мелодия «Из-под дуба». Песни отражают доступные восприятию образы («Кошка» ан. Александрова. «Лошадка» Е. Тиличеевой, «Собачка» М. Раухвергера).

В методике слушания музыки основным является выразительное исполнение как более сложных, так и самых простых произведений. Следует помнить также об особенностях методики, которая предполагает комплексность, взаимосвязь пения, слушания музыки и музыкально-ритмических движений для активизации детского музыкального восприятия.

На первом году жизни занятия вначале проводятся с одним ребенком, затем объединяют нескольких детей, лежащих в манеже. Приучая детей находить источник звучания, воспитатель передвигается по комнате, стараясь, чтобы ребенок реагировал на звуки поворотом головы или взглядом. Можно использовать игрушки, помогающие инсценировать содержание песни соответствующими действиями (кукла спит, кукла пляшет).

На втором году жизни у детей развивается сосредоточенность при слушании музыки. Применяются приемы, активизирующие вос­приятие: движения, подчеркивающие характер произведения («птич­ки полетели» — машут руками, «ладошки пляшут» - вращают кис­тями рук и т.д.). Возбуждают интерес детей приемы, построенные на занимательности. Например, малыши не видят губную гармошку, а лишь слышат ее звучание и идут искать. Вместе с тем педагог на­чинает использовать пояснения, которые ориентируют детей в со­держании песни.

Игрушка приобретает новое значение: это прием, позволяющий ребенку узнать песню, и если он не может назвать се, то по­казывает соответствующую игрушку.
Методика приобщения к слушанию музыки детей группы «Малыши»

В этом возрасте у ребят уже есть небольшой опыт слушания музыки, что дает возможность поставить новые задачи формирования ее восприятия. В первой младшей группе — приучать внимательно слушать музыку, не раз­говаривать во время исполнения, не прерывать ее замечаниями, возгласами. Во второй младшей группе — уметь внимательно слу­шать небольшие музыкальные произведения до конца, не отвле­каясь, сопереживая их настроение.

Формируя музыкальные представления детей, педагог стремится к тому, чтобы они запоминали отдельные музыкальные произве­дения, узнавали их при повторном исполнении. Развивая музы­кальный слух ребенка, он включает музыкально-дидактические игры с определенным содержанием и правилами. В основе их лежат, учебные задания, направленные на освоение различных свойств музыкального звука: высоты, длительности, динамики и тембра. Так воспитатель, подбирая детские инструменты и игрушки, предлагает детям первой младшей группы поиграть с ними, угадать, на чем он играет, сравнить тихое и громкое звучание.

Во второй младшей группе музыкально-дидактические игры, предназначенные для дальнейшего развития способностей детей, несколько усложняются. Ставится задача не только различать контрастные звучания, но и воспроизводить их. Например, в игре «Чей домик?» педагог предлагает ребенку показать, как мяукает кошка (низкий звук) или котенок (высокий звук).

Выполнению поставленных задач способствует программный репертуар.

В первой младшей группе он составлен из конт­растных по характеру произведений («Ах, вы, сени» — русская народная плясовая и спокойная колыбельная «Баю-бай» М. Красева, «Лошадка» и «Автомобиль» М. Раухвергера и т.д.), неслож­ных по содержанию, отражающих яркие, близкие детям образы, без особой динамики их развития. Короткие фортепианные вступ­ления и заключения постепенно подводят детей к слушанию в дальнейшем небольших инструментальных пьес.

Во второй младшей группе для слушания музыки используется более сложный репертуар. В нем имеют место песни, отражающие явления природы («Осенняя песенка» а.н. Александрова; «Зима прошла» Н. Метлова), близкие и понятные детям образы («Заинь­ка» М. Красева, «Кукла» М. Старокадомского), плясовые народ­ные мелодии, программная инструментальная музыка («Дождик» Г. Лобачева, «Лошадка» Н. Потоловского).

Методические приемы

Основой методики организации слушания музыки является выразительное исполнение музы­кального произведения, теплота и задушевность интонаций голоса педагога, передающего его отношение к худо­жественному образу.

Вместе с тем в работе с трехлетними детьми необходимы на­глядные приемы, привлекающие ребенка к музыке, в частности показ игрушки. Детям доставляет большое удовольствие слушать музыку и смотреть на игрушку, о которой поется в песне. Зри­тельно воспринимаемый образ способствует пониманию содержа­ния исполняемой песни, ее запоминанию. С этой целью применя­ются и персонажи кукольного театра, с помощью которых инсце­нируется содержание того или иного произведения.

Помогают педагогу также короткие пояснения. Например, зна­комя детей с песней «Праздничная» Т. Попатенко, музыкальный руководитель говорит о том, что скоро наступит праздник, детский сад будет украшен, ребята и взрослые, придут нарядные, с флаж­ками, цветами, вечером вспыхнут огни салюта. Эмоциональный тон настраивает малышей, заставляет внимательно, с интересом слушать песню, усваивая знакомые слова. После двух-, трехкрат­ного исполнения педагог повторяет название песни.

В процессе занятий дети часто ставятся в такие условия, когда они должны узнать, что исполняется, какая музыка звучит.

Во второй младшей группе более разнообразный музыкальный репертуар помогает заинтересовать ребенка музыкой, вызвать и поддержать его радостные переживания. Этому главным образом способствует выразительное исполнение музыкальным руководи­телем всех произведений.

Развитию интереса к музыке помогают и некоторые яркие осо­бенности произведения, в частности изобразительные моменты (подражание игре на барабане во вступлении к песне Е. Бахутовой «Праздничная», чириканью воробья в песне Н. Метлова «Зима прошла» и др.»). Музыкальный руководитель проигрывает эти фрагменты отдельно, заостряя на них внимание детей.

В этом возрасте сохраняет свое значение использование игруш­ки как средства, вызывающего интерес к исполняемым произве­дениям.

Усвоению музыки помогают также краткие пояснения педагога. Например, при ознакомлении с новой песней он обращает внимание детей на характер музыки, выделяет наиболее яркие, художе­ственные средства.

При повторном прослушивании на следующем занятии педагог задает детям вопрос, помнят ли они, какую новую песню слушали. Если дети не могут ответить, песня исполняется повторно. Педагог привлекает внимание ребят к характерному вступлению или фор­тепианному сопровождению, отдельно проигрывая их.

Некоторые произведения яркого динамичного характера не требуют вступительной беседы. Например, «Лошадку» Н. Потоловского педагог может исполнить сразу, предложив послушать новую музыку, а затем спросить, кто это скачет.

На повторных занятиях закрепляется усвоение музыкальных пьес. Этому способствуют игровые приемы. Например, под плясо­вую мелодию дети весело хлопают в ладоши, изображая лошад­ку - цокают языком, постукивают пальцами по коленям, показы­вают, как сильно идет дождь. В дальнейшем эти приемы, активи­зирующие музыкальное восприятие, не применяются. Дети слу­шают знакомую музыку, угадывая ее название.

На занятиях происходит также первоначальное знакомство с дидактическими музыкальными играми. Руководитель разучивает их с детьми, привлекая внимание к основной учебной задаче (на­пример, сопоставить свойства музыкального звука). Когда дети освоили игру, воспитатель повторяет ее в часы детского досуга, подыгрывая мелодию песни на металлофоне или другом инстру­менте.

Определяя уровень музыкального развития, педагог предла­гает ребятам узнать знакомую песню, пьесу, выбрать соответст­вующую игрушку, показать, что может кукла делать под плясовую или колыбельную мелодию, точно выполнять задание в музыкаль­но-дидактической игре.

К концу года дети должны охотно, с интересом слушать не­сложные песни и пьесы, узнавать, знакомые образы, называть их.

Методика приобщения к слушанию музыки детей средней группы «Почемучки»

Задачи и содержание обучения

Требования программы по слушанию музыки предполагают дальнейшее развитие детского музыкального восприятия. Представления о том, что музыка «рассказывает» о чем-то новом, волнующем, и вызывают у ребенка интерес, желание прислушаться к ее звучанию. Поэтому важно, чтобы в несложных произведениях были выражены различ­ные переживания: празднично-веселые, нежно-сочувственные, спо­койно-сосредоточенные.

У детей этого возраста формируется элементарный навык слу­ховой культуры — воспринимать музыку, дослушивая ее до конца. Это помогает ребенку понять общий характер, настроение пьесы, выразительные ее средства. Целостное восприятие станет более содержательным, если произведение имеет яркую мелодию, кото­рая выражает музыкальный образ, сочетая высотно-ладовое, ритмическое, темповое, динамическое разнообразие. Русский ком­позитор С. Рахманинов называл мелодию «душой» музыки.

Для развития навыка запоминания песен или пьес педагог на­певает песню без текста и сопровождения, а в инструментальной пьесе проигрывает иногда только мелодию.

Умение внимательно, заинтересованно слушать музыку, чувст­вовать ее характер, узнавать приобретается детьми в процессе усвоения программного музыкального репертуара, выразительного исполнения произведений и продуманной методики.

Репертуар включает несложные для детского восприятия произведения. В них простыми сред­ствами выражаются лирические, героические, комические чувства. В мелодиях, ритме, фактуре прослеживается некоторая усложненность. Например, в песне «Баю-бай» В. Витлина и инструментальной пьесе «Колыбельная» А. Гречанинова плавно развивающаяся мелодия, небыстрый темп, негромкое зву­чание, прозрачная фактура. Это типичные признаки колыбельных. Плясовые мелодии, особенно народные, различны по характеру. Сравните русские народные мелодии «Ах, ты, береза» и «Я с кома­риком плясала». Они имеют задорные мелодии, подвижный темп, в сопровождении подчеркивается танцевальный ритм. Призывный, подъемный характер в песне Т. Попатенко «Праздничная».

Произведения для детей всегда связаны с их жизнью, интере­сами. Вот почему мир природы, мир животных находит отражение в музыке. Например, в песнях М. Красева «Медвежата» и «Конь» характерными, интонациями выражены образы пляшущих медве­жат, стремительно скачущего коня. Разнообразие художественных образов обогащает внутренний мир ребенка.

Методические приемы.

Методика обучения, развивающая восприятие музыки, направлена на то, чтобы вызвать у де­тей эмоциональный отклик. Этой задаче подчи­нены выразительное исполнение, краткие пояснения, применение различных наглядных приемов. Музыка усваивается успешнее, если она сопровождается показом иллюстраций, вычленением от­дельных эпизодов из песен, пьес, ярко раскрывающих музыкальный образ.

Необходимо применять различные игровые приемы, музыкаль­ные загадки, игрушки, помогающие ребенку понять и запомнить музыку. Каждое новое произведение — впечатление, переживание, открытие.

Знакомя детей с пьесой М. Красева «Воробушки», имеющей веселый, игривый характер, высокий диапазон, легкие форшлаги, отрывистое звучание, педагог на первом занятии загадывает музы­кальную загадку: о ком рассказывает музыка? Если ребята за­трудняются, им задается вторая загадка: кто поет: маленькие воробушки или большие птицы? На следующем занятии внимание детей привлекается к развитию музыкального образа. Этому помо­гает игрушка-птичка (закрепленная на незаметной, длинной резинке), которую воспитатель передвигает, воспроизводя движения воробушка. Применяются и другие приемы: узнавание по мелодии, самостоятельное движение ребенка с игрушкой и т.д.

На занятиях педагог постоянно ведет работу по воспитанию навыков слушания. Дети уже знают, что музыку надо дослушивать до конца, нельзя прерывать ее исполнение вопросами. В процессе обучения ребят часто спрашивают, понравилась ли им песня, пьеса, о чем в них рассказывается. Важно, чтобы дети слушали музыку осознанно.

Краткие словесные характеристики, подкрепленные музыкаль­ными иллюстрациями, дают детям элементарные сведения о му­зыке, заставляют прислушиваться к ней.

Чтобы не снижать интереса детей к музыке, педагог должен многократно повторять произведение, выбирая для каждого заня­тия новое задание, новый методический прием.

Успешному развитию слуховых ощущений и восприятий помо­гают музыкально-дидактические игры. В каждой из них в за­нимательной форме ребенок учится слышать, различать, сравни­вать многие выразительные средства: высоту, тембр, динамику, ритм. Например, в игре «Ну-ка, угадай-ка» Е. Тиличеевой дети подражают звукам птиц, животных и напевно «произносят слоги «га-га-га» или «ме-ме-ме» то выше, изображая соответ­ственно маленьких гусят, козлят, то ниже, подражая большому гусю, козе. Различают тембр голоса («Узнай по голосуй), силу звучания («Тише - громче в бубен бей»), ритм («Музыкальные молоточки»). Эти игры ребята затем используют самостоятельно, по собственной инициативе.

Проверка знаний и умений

В конце года педагог определяет, у всех ли детей интерес к музыке, хотят ли они ее слу­шать, какие у них любимые произведения, как они реагируют на музыку различного характера, узнают ли знако­мые песни и пьесы по мелодии. Эти качества выявляются в ходе многих занятий.

Используется; например, такой прием. Детям раздают карточки с изображением персонажей, по содержанию знакомых музыкаль­ных произведений и предлагают выбрать одну из них. Ребенок под­ходит к педагогу и показывает ему выбранную карточку. Остальные дети ее не видят. С помощью этого приема выявляются индиви­дуальные интересы детей.

Уровень приобретенных слуховых навыков можно определить также, используя музыкальные загадки (дети должны узнавать произведение по небольшому отрывку), учитывая характер высказываний отдельных детей.

Таким образом, дети средней группы должны уметь слушать музыкальное произведение до конца, понимать, о чем рассказывает музыка (веселом, грустном).


Методика приобщения к слушанию музыки детей группы «Фантазеры»

Задачи и содержание обучения.

Программа предусматривает ознакомление детей с разнообразными произведениями — инстру­ментальными, вокальными, различными по те­матике, жанрам, характеру и средствам выразительности. На этой основе укрепляется интерес, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру.

Познавательные задачи решаются в тесной связи, с развитием музыкальных способностей и переживаний детей. Они интересу­ются общественными событиями, им читают книги, рассказывают, поют песни. Все это отража­ется в музыке присущими ей средствами.

Музыка обогащает детей переживаниями. Разнообразное содержание произведений побуждает ребенка к сопереживанию, активизирует его чувства.

Программа предусматривает также развитие музыкальной памяти, необходимой для запоминания, узнавания прослушанных, песен, пьес, их характерных особенностей.

Таким образом, требования программы сводятся к тому, чтобы научить детей старшего возраста внимательно слушать музыку, различать веселую, грустную мелодии, марш, пляску, колыбельную, запоминать и узнавать произведения по вступлению и мелодии.

Репертуар музыкальных произведений составлен с учетом педагогических задач и отражает ос­новные виды музыкального искусства: песню, марш, пляску, которые хорошо воспринимаются детьми. Причем развитие детского восприятия расширяется за счет усвоения этих жанровых особенностей. В песне естественно и органично слива­ются, слово и музыка. Песенное начало характеризует и инструментальные произведения.

Таким образом, дети 6—7 лет слушают разнообразную вокаль­ную и инструментальную музыку, самостоятельно отличают различ­ные выразительные средства и характер музыки, узнают произведения известных композиторов современности и классиков.


П Е Н И Е
Пение. Особенности слуха и голоса у детей.

Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству», и подчеркивал: «Пение первоначально и существенно подобно разговору». Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позво­ляет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмо­циональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации че­ловеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержа­ния. По мере развития мышления, речи, Накопления новых пред­ставлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению.

Особое чувство радости вызывает общение во время коллек­тивного пения. Это прекрасно отметил еще К. Д. Ушинский: «В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто ожив­ляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу... вот почему и в. школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими уси­лиями должно побеждать трудности учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство...»

Все это в полной мере относится и к дошкольникам, которым также свойственна потребность выражать свои настроения в пе­нии. Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, на­певает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает ее колыбельной песней. Голос ребенка — естественный инстру­мент, которым, он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, по­могает организовывать творческие, сюжетные игры. Нередко пением сопровождаются и другие виды музыкальной деятельности: танец, хоровод, игра на детских музыкальных инстру­ментах.

Песня — яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, добро­му и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация.

Процесс обучения пению требует от ребенка большой актив­ности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фор­тепиано, сопоставлять различный характер музыкальных, фраз, предложений, оценивать качество исполнения песни.

Пение благотворно влияет на детский организм, помогает раз­витию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппа­рата.

В процессе обучения пению особенно активно развиваются ос­новные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзыв­чивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Следует отметить еще одну важную особенность хорового пе­ния - его массовость и доступность. Этому виду музыкального искусства обучают в яслях, детском саду, В школе, в многочис­ленных кружках, студиях, хорах и ансамблях'. Композитор Д. Б. Кабалевский образно назвал песню, марш и танец «тремя китами», на которых строится музыкальная культура.

Пение является важнейшим средством музыкального воспита­ния и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.

Особенности слуха и голоса ребенка

Пение — сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певче­ской интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения. Отмечая, что человек не просто переживает, вспоми­ная музыкальное звучание, но всегда поет эти звуки «про себя» с мышечным напряжением, русский физиолог И. М. Сеченов под­черкивает также инстинктивную звукоподражательность, свойст­венную ребенку: «Выясненный в сознании звук или ряд звуков служит для ребенка меркой, к которой он подлаживает свои соб­ственные звуки и как будто не успокаивается до тех пор, пока мерка и ее подобие не станут тождественны».

Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания.

Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Доктор Е.И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, подчеркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качест­во детского пения, он называет причины (дефекты слуха, боль­ное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных, врачебных осмотров и лечения этих заболеваний.

Слух совершенствуется, если обучение доставлено правильно. В младших группах детского сада внимание ребят привлекается к точному воспроизведению мелодии: петь простые, маленькие попёвки, песенки, построенные на двух-трех нотах. Примером всегда, служит выразительное, правильное пение воспитателя и звучание хорошо настроенного инструмента. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы «подравниваясь» к во­кальной интонации. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладо-высотный слух.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторы­ми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развиваю­щих мелодический слух, определяют движение, мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют, интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания.

В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сфор­мирован (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе, с общим развитием орга­низма и созреванием так называемой вокальной мышцы.

Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения.

Охрана детского голоса предусматривает правильно постав­ленное обучение пению. Этому во многом содействует продуман­ный подбор музыкального материала — репертуар, соответствую­щий певческим, возрастным возможностям детей.

Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазо­на звучания детского голоса. Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от са­мого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хо­рошо звучит голос.

Возрастные особенности певческих диапазонов детей изучались многими исследователями, Н. Д. Орлова определяет так на­зываемый рабочий диапазон.

Во время обучения дошкольников пению следует вначале опре­делить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться системати­чески его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно вла­деть своим голосом. Наряду с этим важно, создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разго­варивали без напряжения, не подражая излишне громкому пенило взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Координация слуха и голоса — важнейшее условие развития певческих способностей детей.
Цели задачи и содержание вокально-хорового воспитания в ДУ.

Основное требование программы — научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.

Художественно-педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми, навыками, проявить свои чувст­ва в непринужденном, естественном пении. Например, исполняя колыбельную, подчеркнуть заботливость, ласку, нежность, пока­зать, что песня успокаивает, помогает уснуть, поэтому исполнять ее надо тихо, напевно, в медленном - темпе, равномерном ритме, постепенно затихая. В марше нужны жизнерадостность, устрем­ленность, бодрость, Его следует петь звонко, отчетливо произнося слова, подчеркивая ритм в умеренно быстром темпе. Ребенку по­нятен смысл этих требовании, их назначение.

Основные задачи в процессе занятий, следующие:

формировать у детей певческие умения, навыки, способствую­щие выразительному исполнению;

учить детей исполнять песни с помощью воспитателя и само­стоятельно в сопровождении и без сопровождения инструмента на занятиях и вне их;

развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направле­ние движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль);

развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая монотонное «гудение» у низко и неточно поющих детей;

помогать проявлению творческих способностей, самостоятельно­му использованию знакомых песен в играх, хороводах, игре на детских музыкальных инструментах.


Виды певческой деятельности. Этапы обучения детей пению.

От правильной постановки обучения пению на занятиях во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребен­ка - в быту, на праздниках, развлечениях, возникшая по его ини­циативе или по предложению взрослых в детском саду и семье. Чтобы успешно решить задачи, необходимо обучить навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.

Певческая установка - это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть прямо, но поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, который должен соответствовать росту ребенка. Руки положить па колени.

Вокальные навыки — это, взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох долгом быть быстрым, глубоким и бес­шумным, а выдох — медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюсти.

Хоровые навыки — это взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», т. е. правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выра­ботка унисона и тембру. Строй — это томное, чистое певческое инто­нирование.

Обучение вокально-хоровым навыкам детей дошкольного воз­раста имеет ряд особенностей.

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и легким. Однако надо учитывать несовершенство детского голоса, быструю его утомляемость. Дети не могут долго и громко петь. Малыши поют «говорком», у них отсутствует напев­ность. Старшие дети могут петь напевно, но иногда проявляют крикливость и напряженность. У дошкольников дыхание поверх­ностное и короткое. Поэтому они часто делают вдох в середи­не слова или музыкальной фразы, тем самым, нарушая мелодию песни.

Дикция (ясное произношение слой) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и четкой дикции делает пение вялым и слабым.

Детям трудно петь в ансамбле. Часто они опережают общее звучание или отстают от него, стараются перекричать других. Ма­лыши, например, пропевают лишь последние слова фраз.

Еще сложнее детям овладеть навыком, стройного пения — чис­того интонирования. Особенно заметны при этом индивидуальные различия. Только немногие легко и точно интонируют, большин­ство же поют неточно, произвольно выбирая интонацию. Необхо­димо работать над развитием этого навыка.

Вокально-хоровые навыки усваиваются в процессе разучивания песен. Навыки усложняются и видоизменяются по мере разучивания все более слож­ных произведений.

К концу года дети должны уметь:

2-я младшая группа — петь с помощью педагога наиболее про­стые пески и с музыкальным сопровождением;

средняя группа — петь с инструментальным сопровождением и без него (наиболее легкие песни);

старшая группа — петь с воспитателем без музыкального со­провождения и самостоятельно в сопровождении инструмента; вспомнить и спеть выученную песню; различать на слух правиль­ное и неправильное пение; отличать звуки по их высоте и дли­тельности; уметь во время пения сохранять правильную позу;

подготовительная группа — выразительно исполнять знакомые песни с сопровождением и без него. Вспомнить и спеть разучен­ные в предыдущих группах песни; уметь петь коллективно и ин­дивидуально, сохраняя правильную осанку; слушать себя и дру­гих во время пения и исправлять свои ошибки; различать движе­ние мелодии вверх и вниз, долгие и короткие звуки; знать назва­ние нот (при использовании музыкальных инструментов-металло­фонов); иметь представление о том, что более высокие звуки рас­положены выше на нотных линейках, а низкие — ниже (условное графическое изображение - «птичка» — сидит на верхней линейке и поет высоко); Импровизировать различные звукоподражания, попевки на основе усвоенных певческих навыков.

Эти требования важны потому, что музыкальное воспитание на занятиях проходит в атмосфере большой увлеченности, про­цесс разучивания песен и их последующее исполнение кажется беспрерывным и как бы не имеющим точно измеряемых результатов, какие имеют место, например, при обучении счету, грамоте. Кроме того, многое из музыкально-воспитательной работы обозна­чено лишь как задача. Например, задача развития музыкального слуха сформулирована в программах для детей раннего возраста. Но как определенный результат, как усвоенный навык различения музыкальных звуков по их высоте упоминается лишь в старшей группе. Педагогу необходимо установить, чему он научил детей за год, кто из детей хорошо успел в своем музыкальном развитии или, наоборот, еще затрудняется в чем-либо, могут ли дети спеть песни и какие именно и т.д. Результат педагогической работы должен, последовательно учитываться.

В программе сформулированы отдельные знания и навыки, ко­торые пока не имеют достаточного применения в повседневной практике, например песенное творчество. Вместе с тем требования улучшения подготовки детей к обучению в начальных классах вы­зывают необходимость развития этих навыков.

Ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в 1 классе. Это трудная задача. Она усложняется тем, что семилетний ребенок должен уметь соотносить высоту и длительность воспринимаемых на слух музыкальных звуков с их нотным изображением. Если в дошкольном возрасте у ребенка не будут развиты музыкально-сенсорные способ­ности, помогающие ему вслушиваться, сравнивать, различать звуки, то обучение в школе будет затруднено. Ребенка надо приблизить к условным графическим изображениям (картинкам, карточкам, кружкам-нотам), пользуясь которыми он может наглядно предста­вить, что более высокий звук изображается выше, что широкая карточка изображает более долгий звук, а узкая — короткий и т.д. В детском саду еще не знакомят с нотным станом, но уже учат располагать на нем кружочки-ноты, петь гамму с называнием зву­ков и т. д.

Для систематического и планомерного подведения детей к этим знаниям и умениям разработана методическая система, из­ложенная в «Музыкальном букваре».

Возможность развития песенного творчества у детей дошкольного возраста отмечают композиторы Б. Асафьев, Д. Кабалевский, психолог Б. Теплов, музыканты-педагоги Л. Баренбойм, Н. Ветлугина, К. Головская, А. Ходькова. Известно, что по собственной инициативе даже ма­ленькие дети могут варьировать какие-либо мелодические обороты из нескольких звуков и, выбрав один, понравившийся, долго его напевают. Эти маленькие импровизации, представляют эстетическую ценность 'и, главное, помогают ребенку удовлетворить потребность в музыке, выразить свои переживания. Если руководить творческим процессом, то дети получают более активное музыкальное развитие: произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваи­вают мелодии песен, у них формируется слуховой - контроль над своим исполнением и т.д.

Программа по пению подготовительной группы детского сада предусматривает развитие творческих импровизаций, попевок. Детям предлагается ряд постепенно усложняющихся заданий. Вначале это самостоятельно придуманные певческие интонации: подражание пению кукушки, ауканье в лесу, придумывание пере­кличек («Лена, где ты?» — «Я здесь». — «Как тебя зовут?» — «Ма­рина» и т.д.), затем более развернутые музыкальные вопросы и ответы и, наконец, импровизация йа заданный текст. Творческие задания занимают мало времени на занятиях при обучении пению но требуют систематических упражнений.

Таким образом, в процессе обучения пению:

реализуются задачи ознакомления с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребенка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, к становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса;

усваиваются вокально-хоровые навыки, которые последова­тельно усложняются от группы к группе и связаны с усложнением песен;

постепенно совершенствуется мелодический слух, что создает основу для дальнейшего обучения пению по нотам;

обучение приобретает, опознанный, активный характер; детей знакомят с элементами Музыкальной грамоты, сообщают некото­рые сведения о музыкальных терминах, о характере исполнения (напевно, подвижно, отрывисто, не спеша, быстро), о форме про­изведений (запев, припев, вступление, фраза);

развиваются творческие наклонности, обогащающие личность в целом;

применяются - знакомые песни, разученные на занятиях праздниках, развлечениях, в самостоятельной деятельности рит­мических движениях, игре, на детских музыкальных инструментах, а также на занятиях художественным чтением, физкультурными движениями, рисованием, на прогулке, в играх.

Программа обучения пению содержит задачи формирования интереса к пению, обучения певческим навыкам, развитию голоса и слуха.


Учебно-методический комплекс, разработанный Л.С. Ходонович, и его специфика.

В настоящее время назрела необходимость реализации в музыкальном воспитании дошкольников базисной функции образования - гуманистической, предполагающей развитие целостной самостоятельной творческой личности. В этой связи остро встает проблема разработки и внедрения новых педа­гогических технологий, средств и методов, которые способ­ствуют организации личностно ориентированного музыкально-творческого процесса в игровой форме и переходу к продук­тивной музыкальной деятельности ребенка.

Учебно-методический комплекс «Путешествие в мир музы­ки» - составная часть комплекса «Мои первые уроки».

В состав учебно-методического комплекса «Путешествие в мир музыки» входят: учебно-методическое пособие для пе­дагога; учебное пособие, предназначенное для педагога и ре­бенка; рабочая тетрадь для самостоятельного выполнения ребенком шестого года жизни творческих заданий.

Содержание учебно-методического комплекса «Путешест­вие в мир музыки» полностью соответствует разделу «Музы­кальная деятельность детей шестого года жизни» программы «Пралеска». Оно ориентировано на развитие у старших до­школьников специальных умений и навыков музыкального исполнительства и творчества, овладение ими в полном объеме знаниями по образовательной области «Мир музыки». Приме­нение УМК «Путешествие в мир музыки» поможет практикам развить музыкальное творчество детей старшего дошкольного возраста.

В учебно-методическом, пособии для музыкального руко­водителя «Путешествие в мир музыки» представлены:

1) перспективный (с сентября по август) тематический план организации музыкально-творческого процесса в дошкольном учреждении;

2) конспекты (на весь год) специальных форм организации обучения и музыкально-творческого развития детей (шестого года жизни);

3) музыкальный репертуар к музыкальным занятиям, раз­влечениям и праздникам;

4) список рекомендуемой научной и учебно-методической литературы по проблеме развития музыкального творчества детей (шестого года жизни).

Перспективный тематический план организации музыкаль­но-творческого процесса в дошкольном учреждении выстроен в соответствии с периодами года: осень, зима, весна, лето, ко­торые охватывают 125 специальных форм организации обу­чения и музыкально-творческого развития детей старшего до­школьного возраста. Из них: 96 музыкальных занятий, 23 му­зыкальных развлечения, 4 музыкальных праздника, из расче­та проведения в одном месяце восьми музыкальных занятий (по два в неделю), двух музыкальных развлечений, а также одного музыкального праздника — при совпадении с кален­дарной датой.

Темы перспективного плана ориентируют музыкального руководителя на развитие у детей шестого года жизни пред­ставлений об образах музыкального искусства, о средствах му­зыкальной выразительности, навыков оперирования ими в самостоятельной музыкальной исполнительской и творческой деятельности. Тема «Высота музыкальных звуков», например, охватывает одиннадцать музыкальных занятий; в каждом последующем занятии раскрывается определенная составля­ющая темы: на первом занятии детей знакомят с основными понятиями темы; на втором — с названиями нот, их положе­нием на нотном стане и пластинках металлофона; на следую­щем — закрепляют содержание двух первых занятий и т. д.

В пособии впервые представлены развернутые конспекты новых специальных форм организации обучения и музыкаль­но-творческого развития детей — сюжетных музыкально-ди­дактических игр, музыкальных сюжетно-игровых комплексов, мини-опер, мини-мюзиклов, мини-балетов. К каждому занятию учебного года (осень, зима, весна) дан развернутый конспект. К занятиям летнего периода (№ 94—125) представлено по одному варианту конспектов, по алгоритму которых проводят остальные занятия: в июне — по конспекту № 103, в июле — № 113, в августе -- № 120. В то же время музыкальному руководителю в летний период времени предоставляется право выбора и проведения любого другого варианта занятия из представленных в пособии.

Рассматриваются доминантный, интегрированный и комби­нированный типы музыкальных занятий, развлечений и празд­ников. К доминантному типу относят такую специальную форму организации обучения и музыкально-творческого развития детей, в которой преобладает один вид музыкального исполнительства (например, пение) или один вид однородного творчества (например, песенное). Интегрированный тип пред­полагает наличие разных видов музыкального исполнительства и творчества (например, пение и песенно-инструментальное творчество) или разных видов творчества (песенное и инстру­ментальное творчество). К комбинированному типу относят такую специальную форму организации, в которой представ­лены разные виды деятельности ребенка: музыкальная и изо­бразительная, музыкальная и речевая и т. п.

В конспектах с помощью пиктограмм выделены этапы, где в занятие «вводятся» учебное пособие и рабочая тетрадь «Пу­тешествие в мир музыки». Этот прием способствует быстрому ориентированию музыкальных руководителей и воспитателей в организации взаимодействия с ребенком посредством на­званных пособий как на музыкальном, так и на других заня­тиях (например, для организации разных вариантов интегри­рованных занятий по музыкальной и изобразительной дея­тельности, самостоятельной художественной деятельности детей в группе, проведения музыкального досуга с родителями и т. п.). Примеры обучения детей видам музыкального испол­нительства по традиционной методике в данном пособии не приводятся, так как они достаточно полно представлены в пуб­ликациях известных отечественных и зарубежных авторов.

Материалы УМК «Путешествие в мир музыки» могут применяться в образовательном процессе педагогических университетов и колледжей, в системе повы­шения квалификации педагогических кадров, в работе мето­дических объединений, инициативных групп практиков, интересующихся инновационными педагогическими техноло­гиями развития музыкального творчества детей.
Характеристика песенного репертуара

Идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения — основные требования к детскому репертуару. Песня должна служить важным средством музыкального воспитания и обучения в детском саду при выборе песни необходимо учитывать, как она помогает решению воспитательных задач, расширению представлений, углублению чувств, что она вносит нового в усвоение певческих навыков и какова степень трудности ее исполнения, отвечает ли она интересам и потребностям детей.

Большое значение имеют особенности музыкального языка детской песни. Она должна быть написана в удобной тесситуре (высотное положение звуков в муз. произведении по отношению к диапазону певческого голоса) с учетом голосовых возможностей дошкольников.

Сложность исполнения мелодии зависит также от диапазона, от построения интервальных ходов. Легко воспроизводятся песни, основанные преимущественно на устойчивых звуках лада (I, III, V ступенях).

Большую трудность для исполнения представляют мелодии пе­сен, состоящие из неустойчивых звуков и широких интервалов. Помимо мелодии, качество исполнения песни зависит от разме­ра музыкальных фраз, ритмического рисунка, темпа и динамики оттенков.

Обычно в песнях для детей преобладают небольшие музыкаль­ные фразы: несложный, ритм, чаще всего состоящий из восьмых и четвертных долей; теми не быстрый, но и не медленный; сила зву­чания (динамика) также умеренная (мецце-форте), значительно реже громкая (форте).

Репертуар для каждой возрастной группы подбирается в опре­деленной последовательности. Однако последовательность эта весьма относительна. В той или иной песне могут встретиться от­дельные «трудные» места, например необычный интервальный ход, пунктирный ритм и т.д. Необходимы дополнительные упраж­нения по усвоению этих сложных для детей задании.

(Перед тем как разучивать с детьми песню, музыкальный руко­водитель должен внимательно проанализировать ее примерно по следующей схеме;

1. Воспитательная ценность: основная идея и характер музы­кального воплощения.

2. Литературный текст: общая оценка художественных ка­честв, особенности текста — наличие обращений, диалогов, наибо­лее значительные в выразительном отношении слова.

3. Мелодия: характер мелодии, интонационная выразитель­ность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.

4. Фортепианное сопровождение: художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.

5. Структура (форма) песни; одночастная, двучастная (запев, припев), куплетная.

Предварительное ознакомление помогает педагогу понять со­держание песни, выразительно исполнить, продумать последова­тельность разучивания ее с детьми.

Определяются также навыки, которым надо обучать ребят, продумываются необходимые упражнения по звукообразованию, дыханию, дикции, выразительной, правильной интонации, слит­ному пению. Особенности каждой песни придают этим упражне­ниям своеобразный характер. Например, работая над звукообра­зованием при разучивании песни «До свиданья, детский сад»

Ю. Слонова, педагог стремится научить детей напевному, протяж­ному звучанию, а в песне «Журавли» А. Лившица — легкому, под­вижному пению. Так песня становится средством обучения певче­ским навыкам.

Выбирая песни, педагог предусматривает возможность даль­нейшего их применения в играх, хороводах, маршировка. Сюда можно отнести различные народные хороводные, игровые песни, «музыкальные» считалочки и др.

"Можно разучить и дополнительный репертуар при подготовке к праздникам. Для этой цели выбираются песни определенной тематики.

Песенный репертуар, включенный в программу, отвечает зада­чам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника, доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения в детском саду и семье.
МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ К ПЕНИЮ
Методика приобщения к пению детей раннего возраста «Малютки»

Развитие начальных певческих проявлений на первом году жизни ребенка начинается с того, что малыша приучают прислушиваться к пению взрослого и отвечать на него звуками своего голоса, гу­лением.

Поэтому в основе методических приемов музыкального воспи­тания лежит воздействие выразительной певческой интонацией, теплота и задушевность которой вызывает у детей эмоциональный отклик.

Воспитатель, напевая песню, наклоняется к ребенку и тем привлекает его внимание, вызывает подражательные интонации и создает у него радостное настроение. В работе с детьми по­старше для выявления интереса к пению используется показ игрушек.

На втором году жизни дети уже начинают подпевать за воспи­тателем отдельные звуки, окончания музыкальной фразы, В про­грамме воспитания стоит задача - побуждать ребенка подпевать взрослому, воспроизводя отдельные интонации.

Решить эту задачу помогают песни, отражающие близкие и понятные детям образы (птички, куклы и т.д.). Их правильный подбор дает возможность постепенно усложнять задания. Если в песне «Птичка» М. Раухвергера дети могут отметить окончание песни восклицанием «Аи», то в песне «Да-да-да» Е. Тиличеевой они подпевают короткую музыкальную фразу на повторяющийся слог «да-да-да».

Занимаясь с малышами, педагог приглашает то одного, то другого ребенка присоединиться к пению, повторить отдельное звуковое восклицание, интонацию. Основным методом формиро­вания певческих проявлений детей на этом этапе является под­ражание пению взрослого.

Вызывая интерес к песне, желание ее спеть, воспитатель ис­пользует игровые приемы, применяет игрушку. Например, в пе­сенке «Да-да-да» Н. Тиличеевой дети вместе со взрослым хло­пают в ладоши, топают ногой и т.д. Выразительное исполнение песни вызывает у детей эмоциональный отклик, желание петь.

Повторяя песню несколько раз, педагог предлагает наиболее активным ребятам подпевать ему. Их пример оказывает положи­тельное влияние на более робких.

Большое значение для музыкального развития в этом возра­сте имеет индивидуальное пение с каждым ребенком. Это позво­ляет выявить наиболее активных, объединить их в небольшую группу.

Стимулирование звукоподражаний является одной из предпо­сылок развития у детей певческих интонаций.
  1   2   3   4   5   6


МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ К СЛУШАНИЮ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации