Шпаргалка - Социология семьи - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка - Социология семьи
скачать (271 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc271kb.22.08.2012 17:35скачать

n1.doc

  1   2   3   4
1.Предмет социологии семьи.

Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Социология семьи в узком смысле как часть общей социологии, как теория "среднего уровня" рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи). Социология семьи имеет дело с групповым, а не с индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни. Индивида рассмат­ривает как члена семьи. Исследует личность прежде всего сквозь призму социокультурных внутрисемейных ролей, сквозь призму семейной принадлежности личности.

Предмет социологии семьи очерчивается выяснением всех обстоятельств успеха или неудач семьи как социального института. Специфика социологического подхода к изучению семьи заключается в пристальном внимании к фундаментальному значению посредничества семьи во взаимодействиях личности и общества, к гармонизации взаимоотношений личности и государства через фокусировку их на интересы семьи как автономной целостности.

Уяснение предмета социологии семьи в сравнении с подходами других социальных дисциплин неизбежно связано с рядом нерешенных вопросов, поскольку направленность социологии на изучение закономерностей "социальных изменений семьи", уникальных и существенных лишь для семьи функций, на анализ семьи как первичной группы взаимодействующих личностей и т.д. неизбежно сталкивается с тем, что все эти, а также и неупомянутые здесь области исследований так или иначе, но рассматриваются смежными дисциплинами. То же можно сказать и о методах подхода социологии семьи к измерению наблюдаемых явлений — многие из них давно взяты на вооружение представителями родственных отраслей социального знания. И даже самый популярный признак социологии — метод опроса — присущ и этнографии, и демографии, и другим наукам и не составляет прерогативу одной лишь социологии. Позитивистская ориентация на выявление фактов, на фиксацию того, что есть в реальности в противовес идеологической тенденциозности, стремлению доказать превосходство каких-либо типов семьи и семейных норм, также не есть особая черта строгой "научности" одной лишь социологии. Умение конструировать многочисленные теоретические объяснения регистрируемых фактов, различные минитеории семьи — отнюдь не отличительная особенность социологического мышления — это свойственно и другим смежным наукам, особенно этнографии и истории, и тем более психологии.

Следует подчеркнуть, что, характеризуя специфику социологического подхода к изучению семьи как автономной субсистемы социума, необходимо стремиться к целостному ее анализу, к единству структурных и динамических характеристик.
2.Социология семьи в системе дисциплин, изучающих семью.

Этнография, или социальная антропология, не специализируется на изучении только одного лишь родства, а берет семью в единстве супружества-родительства-родства. Но она рассматривает это единство под своим углом зрения — сквозь призму этнических особенностей семейного уклада жизни, семейных ритуалов, обрядов, обычаев. Этнография описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, прослеживает трансляцию, передачу семейных норм бытия, исследует образ жизни и культуру народов прошлого, многообразие форм образа жизни, в том числе историко-этническое многообразие становления самой семьи, согласования семейных ролей взрослых и детей, стереотипов семейного поведения мужей и жен, родителей и детей и т.п. Семейное право изучает процессы узаконения, легитимизации, становления и распада семьи, функционирования семьи как самостоятельной субстанции, вступающей в сложные взаимодействия с другими социальными институтами и с государством. Вопросы семейной собственности при заключении браков и разводах и во всех случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или ее отдельных членов, также являются частью предмета семейного права. Социология семьи фиксирует внимание на всех этих сторонах жизнедеятельности семьи. Социальная психология семьи исследует закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности. Задачей социальной психологии является также изучение воздействия структуры семьи на внутрисемейные процессы, на семейное поведение личности. Социальная психология семьи изучает семью как малую группу, закономерности становления, функционирования в распада семьи как групповой целостности.

Медицина и социология здоровья концентрируются на физиологических предпосылках репродуктивного поведения и планирования семьи. Демография теснее всего связана с социологией семьи и анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с половозрастной структурой, используя данные демографической статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур, о тенденциях брачности, детностй, разводимости. Изучение роли семьи в воспроизводстве населения является неотъемлемой частью одновременно демографии и социологии семьи (где оно может именоваться социологией рождаемости).
3.Становление социологии семьи как самостоятельной дисциплины.

До середины XIX в. семья рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных, само общество философами и историками трактовалось как разросшаяся вширь семья, причем как патриархальная семья со всеми атрибутами патриархальности: авторитарностью, собственностью, субординацией и т.п. Наибольший вклад в становление исторического подхода к семье принадлежит швейцарскому историку И.Я. Бахофену, выпустившему в свет в 1861 г. книгу "Материнское право. Исследование гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы", а также шотландскому юристу Дж.Ф. Мак-Леннану, опубликовавшему в 1865 г. исследование "Первобытный брак".

В античное время кроме "патриархальной теории" имелись представления о беспорядочном общении полов и общности жен, послужившие исходным моментом для идей о групповом браке. У Демокрита сформировались представления о "промискуитете".В "Истории" Геродота общность женщин отмечается у целого ряда народов, но эти данные не были приняты во внимание Платоном — "отцом" патриархальной теории, хотя в своем проекте идеальной республики он вводит общность жен, детей и имущества. Аристотель последовательно развил платоновскую теорию патриархальности семьи как отвечающую природе человека и служащую исходной ячейкой государства, ибо соединение семей дает селение, а соединение селений — государство. В средние века и в эпоху Просвещения патриархальная теория царствовала безгранично, хотя накапливалось все больше фактов, ей противоречащих. И.Я. Бахофен разработал концепцию гетеризма как состояния, через которое прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье, основанной на материнском праве и высоком положении женщин в обществе. Дж. Мак-Леннан открыл феномен, названный им "экзогамией"— запрет браков внутри "своих" человеческих групп и необходимость вступать в него с членами других, не своих, групп. Идеи матриархата и исторического развития семьи нашли поддержку у Дж. Леббока, И. Колера, М.М. Ковалевского, Л. Штернберга, в особенности у Л. Моргана и Ф. Энгельса. Идея изменчивости форм брака и семьи как центральная для эволюционного подхода нашла свое наиболее полное воплощение в исследованиях американского антрополога Льюиса Г. Моргана, в 1868 г. опубликовавшего свои первые выводы, в 1870 г. — книгу "Системы родства и свойства человеческой семьи", в 1877 г. — итоговый капитальный труд "Древнее общество". Морган четко отграничил род от семьи. Ф. Энгельс: моногамная семья — не итог индивидуальной любви, а выражение экономических условий господства мужа и что рождение детей, наследующих его богатство, — истинная цель моногамии.

Кули: «Социальняа орг-я», семья – первичная г-па особого рода, которая взаимодействует с др первичными г-ми. Семья в отличие от вторичн г-п имеет след признаки:иее влияние на ч-ка первично как по времени, так и по содержанию, формирует личность в целом; семья представляет собой интимную ассоциацию и кооперацию, кот сама себя воспроизводит.

Р.Хилл: Х-ки семьи: 1. члены ее нах-ся в пост взаимозависимости => изм в поведении одного из них влечет за собой изм в поведении ост-х. 2.семья относительно тесная и ограничивает себя опред пределами. 3. семья приспособленческая огр-я, кот стремится к поддержанию равновесия со своей соц средой. 4. семья явл-ся ед-цей, вып-ей те или иные задачи, кот связ как с внешними формами, так и удовл-ют потребности ее членов.

Проблемы, кот-е рассматривал западный подход: функции семьи, влияние на них общ-ых изменений; мех-мы соц контроля по отношению к семье.


4.Развитие социологии семьи в России.

Социология семьи и брака появилась в 60-е гг. Построенная в эти годы в условиях монометодологии исторического материализма советская концепция социологии семьи явилась монотеорией и оставалась таковой до середины 80-х гг. В целом для периода середины 60-х—середины 80-х гг. характерен заметный прирост эмпирических социологических исследований семьи. Уход в тень схоластического варианта социального философствования в середине 80-х гг., ухудшение социально-экономической и политической ситуации сопровождались существенным спадом исследовательской активности в области социологии семьи, не преодоленным до настоящего времени. В середине 60-х гг. почти одновременно вышло несколько работ, каждая из которых могла претендовать на открывшуюся вакансию специальной социологической теории семьи (Н.Я.Соловьев [106]; Н.Г.Юркевич [145]; АТ.Харчев [131]; Н.Д.Шимин [142]).

Харчев: Семья объявлялась основной формой социальной общности в сфере быта, «первоэлементом быта», включающим в себя не только материальные отношения, но и комплекс идеологических отношений, в основном нравственных и нравственно-этических. Предлагая обширный перечень функций, Харчев настаивает на необходимости различения, с одной стороны, специфических, вытекающих из сущности семьи и отражающих ее особенности как социального явления (деторождение и социализация детей — «детопроизводство»), с другой — таких функций, к выполнению которых семья оказалась принужденной (или приспособленной) в определенных исторических обстоятельствах (накопление и передача по наследству частной собственности, организация производства, потребления и быта и т.д.). В качестве главного, образующего семью отношения выдвигается детопроизводство. С начала 70-х гг. постепенно формируются, а к концу 80-х становятся очевидными две ориентации исследователей социологических проблем семьи. Одни авторы стремились максимально сохранить и укрепить общественно-функциональное понимание семьи (А.И.Антонов; О.Н.Дудченко, А.В.Мытиль,Н.Д.Шимин); другие, акцентируя внимание на стабильности семьи и характеристиках внутрисемейного взаимодействия, склонялись к пониманию самостоятельной ценности изучения проблем семейной общности (М.Ю.Арутюнян; С.И.Голод; Т.А.Гурко; Г.А.Заикина; Н.В.Малярова).

Голод: Основное внимание уделяется структуре и характеру внутрисемейных отношений, конституирующих семью, — свойства и кровного родства (порождения) — в их исторической динамике. При этом, естественно, учитывается влияние исторических тенденций общественного развития в целом, с одной стороны, и исторического развития индивидуальности — с другой. В рамках концепции обосновано существование трех основных идеальных (модельных) типов семейных отношений: патриархатного (традиционного), детоцентристского (современного) и супружеского (постсовременного).
5.Основные теории возникновения семьи.

Большой вклад в развитие социологии семьи внесли Морган, Энгельс, Ковалевский, Малиновский, Сорокин. Также можно выделить следующие теории:

А)И. Бахофен Его классический труд "Материнское право" (1861) положил начало изучению истории семьи и проблемы матриархата. Он предположил, что моногамному браку предшествовали полигамные отношения между полами, а патриархату - период главенства женщин в жизни первобытного рода.
Независимо от И. Баховена к открытию ма теринского права пришел шотландский адвокат

Б) Дж. Мак-Леннан (1827 -1881). Рассматривая развитие семейной организации, он ввел в науку такие фундаментальные понятия, как эндогамия и экзогамия. По схеме Мак-Леннана, семья прошла в своем развитии три ступени –

от промискуитета

через материнское право

к отцовскому праву.

Мак-Леннан предположил: превращение первоначальных тотемических групп в экзогамные матрилинейные группы объясняется недостатком женщин, который возник из обычая умерщвлять новорожденных девочек.
Отсюда следовали два возможных результата:

либо захват женщин в других группах, т. е. экзогамия, При экзогамии, равно как и при тибетской форме полиандрии, женщина живет вместе с родней мужа (или м ужей), т. е. оказывается в большей или меньшей степени подчиненной мужчине.

либо же полиандрия. В свою очередь многомужество (полиандрия) развивалось в двух вариантах: мужья могли быть либо соплеменниками, либо братьями (тибетский случай).

В) Л. Морган. Занимался изучением проблем семьи в полевых условиях. Осн труды «Древнее общество», «Дома и домашняя жизнь американских туземцев» Здесь он разработал идею прогрессивного развития общества. Род- совокупность родственников, происход от одного предка. Род в своем развитии проходит 5 стадий:

- кровнородственная, основана на групповом браке между братьями и сестрами.

-   пуналуальная семья - групповой брак между мужчинами и женщинами разных родов, архаический род, материнский род;

-  синдиасмическая семья (парная) базируется на браке отдельных пар, но без индивидуального сожительства. Продолжительность союза зависела от доброй воли сторон;

- патриархальная семья - брак одного мужчины с несколькими женщинами. Принадлежала к позднему периоду варварства, сохранилась и при цивилизации отцовская власть, господство старших в семье;

-моногамная семья - брак отдельной пары раз и на всю жизнь. На протяжении трех тысячелетий обнаруживает постепенное ее усовершенствование. Морган четко отграничил род от семьи и показал, что род- экзогамная группа, между членами которых невозможны брачные отношения. Морган отличает моногамную семью от брачных пар, которые легко распадаются в родовом обществе, так как они не имели хозяйственной самостоятельности, частной собственности и наследственности.

Г) Ф Энгельс. Ф.Энгельс 1884 г. в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" делит историю общества на:

дикость - групповой брак; варварство - парный брак; цивилизацию - моногамный брак.

Растет роль мужчины в обществе (достоверность отцовства, роль в производстве). Муж становится собственником скота, рабов, всего богатства. Дети начинают наследовать отцу. Потомство членов рода мужчин остается внутри него. Это еще доисторическая эпоха, но шаг к цивилизации.

Ниспровержение материнского права было всемирно - историческим поражением женского пола. Муж стал господствовать и в доме, а жена была закабалена, превращена в рабу его желаний, в орудие деторождения.

В основе патриархальной семьи лежали не естественные, а экономические предпосылки - победа частной собственности.

Энгельс писал, что пожизненное единобрачие - несомненный факт исторического развития и прогресса.

Рядом с пожизненными единобрачием и проституцией неустранимым общественным явлением стал адюльтер, запрещенный, строго наказуемый, однако неискоренимый.

Д) Бронислав Малиновский (1884 - 1942 г.г.). Отрицал существование на заре человечества промискуитета и любых форм группового брака; отстаивал патриархальную семью как колыбель культуры, базовую единицу простого общества. Считал, что для семьи функция сохранения и преемственности традиций столь же важна, как и продолжение рода. Критиковал "фантастические теории Моргана".

Е) Леп Ле . 3 базовых типа семьи ( в основу положен принцип передачи имущества по наследству молодым поколениям):

- патриархальный. Живут расширенной семьей, вкл детей, имеющих собственную семью. Вся власть принадлежит отцу, кот после его смерти переходит сыну, согласно завещанию.

- неустойчивый. Дети обосновываются вне родительского дома, при этом каждый получает равную долю наследства. Такой порядок приводит к соц неустойчивости. Х-н для Зап европы.

-устойчивый. Наследство переходит к одному из сыновей, кот унаследуют проф отца ( Англия, США, Скандинавия). Суть его теории: Чтобы понять общ-во, необходимо понять семью. Внешняя среда определяет экономическую жизнь и формир тип семьи, кот влияют на обществ процессы.

Э. Дюркгейм. Рассматривал роль каждого члена семьи в семейной жизни и обратил внимание, что семья теряет ряд своих важных ф-ций: добровольность брака, уменьшение хозяйственных дел, малодетность. В 19 в возникает направление эмперич измерения семьи. Специфика соц подхода изучения семьи заключается в особом внимании в заимоотн личности и общества, гармониз взаимоотноши личности и государства через семью.

Известный американский специалист по проблемам брака и семьи Г. Кристенсен предложил разделить всю историю иссле­дований семьи на четыре периода, каждый из которых имеет свои особенности.

1. Предисследовательский период (до 1850 г.) был посвящен в основном изучению семейных традиций, фольклора, философ­ской и художественной литературы.

2. Период «социального дарвинизма» как преобладающей научной теории (1850—1900 гг.) характеризовался изучением в первую очередь революционных изменений в семье, появлени­ем работ, содержащих широкие теоретические обобщения в ис­торической и институциональной перспективе.

3. В период «спонтанной науки» (1900—1950 гг.) появляется большое число абстрактно-теоретических работ о семье и ее роли в обществе, а также накапливаются эмпирические данные о раз­личных типах брачно-семейных отношений и отдельных их ста­диях (выбор супруга, развод и т. д.).

4. Период планомерного построения теории (с 1950 г.—до настоящего времени) можно описать как «период самоосозна­ния», основанного на систематизации результатов предшествую­щих исследований и анализе перспектив развития семьи. К этому времени обнаружилась тривиальность и некумулятивность боль­шинства существующих теорий семьи, противоречивость приня­тых схем исследования. Явной стала необходимость разработки стратегии построения и формализации теории брачно-семейных процессов

6. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ (греч. pater — отец + arche — начало, власть), первая историческая форма моногамной (парной) единобрачной семьи, во главе которой стоит мужчина . Возникла при переходе от матриархата к патриархату вследствие закрепощения женщин в результате ослабления их экономической роли и сосредоточения богатства в руках собственников-мужчин. Первоосновой современной моногамии (единобрачия) является патриархальная семья, которая характеризуется главенствующим положением мужчины в семейных отношениях.

Первоначально патриархальная семья была довольно многочисленной: она включала в себя родственников и потомков одного отца с их женами, детьми и родственниками, рабов, в том числе и наложниц. Латинское слово «фамилия» в древние времена означало совокупность принадлежащих одному человеку рабов. Такая семья иногда насчитывала сотни человек. В различных модификациях патриархальная семья существовала у разных народов. На Руси она имела форму возглавляемой мужчиной большой семьи, состоящей из нескольких поколений ближайших родственников, которые жили под одной крышей и вели совместное хозяйство.

Патриархат в семье был исторической необходимостью, благодаря которой вообще возможно было говорить о существовании семьи, как сложной социальной структуры, имеющей определенные функции, принципы и специфику развития.

Патриархальность семьи основывалась на том, что основные функции жизнедеятельности семьи перекладывались на мужа (отца), который выступал как добытчик, как кормилец своего рода. Его должны были слушаться, подчиняться. Дети просили разрешения и милости за провинности у отца и не могли его ослушаться.

Женщина в данный исторический период развития семейных отношений воспринималась как хранительница домашнего очага, и не имела права выполнять тяжелые физические работы. На ее плечи было возложено воспитание детей, а их как правило было не меньше трех-пяти.

Данный тип семейного взаимодействия предполагает наличие четко выстроенных функций и разграничения полномочий и семейных ролей. Изучением патриархальности семейного взаимодействия занимались многие психологи, философы, историки и т.д. как зарубежом, так и в России.

Исторические изменения настолько сильно перевернули структурно-функциональные особенности семейного взаимодействия, и патриархальность семьи снизилась, а затем необходимость в ней исчезла совсем.

В период становления капиталистического способа производства на смену традиционной патриархальной пришла нуклеарная семья (от латинского «нуклеус» -- ядро). Впервые название «нуклеарная» применительно к семье ввел в научный обиход американский социолог Ж.П. Мурдок в 1949 году. Такого рода семья состоит только из самых необходимых для ее образования членов -- мужа и жены; она может быть как бездетной, так и включать сколько угодно детей.[13, С.70]

В патриархально-многопоколенной семье все обязанности жестко предписаны, каждый член семьи четко знает, что ему нужно делать. Это определено раз и навсегда и не подлежит никаким изменением. Причем, предписывается даже поведение в самых различных житейских ситуациях (см. например, поведение Катерины и Кабанихи («Гроза») в ситуации проводов мужа).
Патриархальность такой семьи имеет ряд характерных черт. Так отец большака не принимает участия в непосредственном управлении семьей. Но в случае «неправильного» поведения большака к членам семьи, реагирует на них не его собственная жена, не его дети, а самый старший мужчина в семье, его отец. На малейшие нарушения соподчиненности и неуважения к старшим, в пределах семьи реагирует именно он. Уважение к старшим, в такой форме распространяется на всех стоящих ниже по статусу. Неуважение большака к своем отцу наказывалась миром (обществом деревни), через «посечение» на общинном сходе.

Социологические исследования показывают, что подавляющее большинство семей всю свою внутрисемейную деятельность организуют на началах равенства, где решения по основным вопросам семейной жизни принимают совместно. Демократизация семейных отношений не исключает наличия в семье лидера в той или иной сфере семейной деятельности. По данным социологических опросов, в России не более 15% семей отмечают мужа (отца) главой семьи. В значительной части этих семей главенство мужчины обусловлено его авторитетом, а не безоговорочным подчинением жены мужу.

До Октябрьской революции все браки заключались в церкви. 18 ДК 1917 вышли декреты "О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния" и "О расторжении брака". Однако гражданская война и массовые репрессии существенно тормозили выполнение данных постановлений. Лишь 19 НЯ 1926 был принят кодекс законов о семье, в соответствии с которым были узаконены алименты. Во времена хрущёвской "оттепели" государство отказывается от диктата и переходит к регулированию семейно-брачных отношений.

18 ДК 1957 вышел указ Президиума ВС об отмене взимания налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР с рабочих, служащих и др. граждан, имеющих детей, а также с одиноких женщин, не имеющих детей. С 1 НЯ 1959  в Ленинграде был открыт первый в стране Дворец бракосочетаний.

Патриархальная семья была устойчивым и достаточно крупным производственным объединением: под одной крышей существуют как минимум три поколения. Во времена крушения рабовладения она продемонстрировала свою живучесть и в различных модификациях сохранилась у многих народов и на протяжении следующей эпохи, эпохи феодализма. Только под воздействием капиталистического способа производства патриархальная семья, наконец, рухнула.

7. Моногамная семья: кризис или трансформация. Моногамия - складывается из слов "моно" - один и "гомос" - брак и обозначает единобрачие. Возникнув в эпоху распада первобытнообщинного строя, моногамия стала господствующей формой брака в мире. Монагамия пришла на смену полигамии ( брак одного мужчины или одной женщины с несколькими партнерами). Данный вид семьи считается наиболее совершенны и современным. Но при всем при этом именно в моногамной семье стали встречаться проблемы, которые не были характерны для полигамии. Как правило, на протяжении последнего столетия ссылаются на одни и те же факторы: увеличивается число одиноких мужчин и женщин, растет количество разводов, снижается уровень рождаемости, становится больше «неполных» семей, интенсифицируются внебрачные связи и т. д. Рассмотрим две из обозначенных эмпирических закономерностей — разводы и рождаемость. Рост числа разводов, по моему убеждению, не в последнюю очередь предопределен переходом от «сватовства» как способа заключения брака к индивидуальной избирательности, или в более широком плане— к принципиально иному типу семейных отношений. Свобода выбора партнера имплицитно подразумевает и свободу расторжения супружества, если оно складывается неудачно. Другая актуальная проблема семьи — проблема рождаемости. Подавляющее большинство исследователей связывают падение рождаемости с резким ухудшением социально-экономической ситуации в стране. И в этом есть доля истины. Ибо и в тех странах, где социально-экономическое положение несравненно лучше, малодетные семьи составляют большинство (к примеру, в ФРГ или Франции).

8. Семья и брак как социальные институты.

Социальные институты (от лат.Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Совокупность ролей и статусов для удовлетворения человеческих потребностей. Институт семьи удовлетворяет потребность воспроизводства человека, рода и воспитания детей, также реализуют отношения между полами и покалениями. Институт семьи – члены семьи , дети и родственники. Организованное оформление соц института: четкое разграничение функций в семье. Основа семьи- брак(исторически сложившаяся форма отношений между м и ж, посредством кот общество санкционирует их жизнь. Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни. Это совокупность норм и санкций, кот регулирует жизнь супругов. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность
которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:
-вступление в первый брак – образование семьи;
-начало деторождения – рождение первого ребенка;
-окончание деторождения – рождение последнего ребенка;
-“пустое гнездо” – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
-прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.
На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и
экономическими характеристиками. В современно обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником
имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддисткой культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении
семьи и принимать равное, иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности. Брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и
детьми. Семья как институт – социологическая категория, кот отражает обычаи, законы, правила поведения, кот закрепляют отношения родства между людьми. Важнейшая часть семьи – законодательство.
9. Семья как малая социальная группа

Предложил рассматривать социолог Мацковский.

Малая социальная группа – это не многочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью; находятся в непосредственном личностном общении, что и будет являться основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Первичные признаки малой группы: 1) общие цели и общая для всех членов группы деятельность; 2) личный контакт между членами группы; 3) определенный эмоциональный климат внутри группы; 4) особые групповые ценности и нормы; 5) физический и моральный образ членов группы; 6) ролевая иерархия между членами группы; 7) относительная автономность этой группы от других; 8) принцип приема в группу; 9) Сплоченность группы; 10) социально-психологический контроль поведения членов группы; 11) особые формы и способы управления групповой деятельностью со стороны членов группы.

Вторичные признаки:

1.Конформность – степень уступчивости в пользу группового решения.

2.интимность отношений

3.гомогенность-однородность по составу

4.стабильность

5.добровольность объединения в группу.

Семья как малая социальная группа рассматривается в том случае когда исследуется отношения между индивидуальными составляющими семьи.

При анализе семьи как малой группы Мацковский выделил три типа характеристик:

1)характеристика группы в целом:

-цели и задачи семейной группы

-состав и структура семьи

-социально демографический состав семьи

-групповая сплоченность

-групповая деятельность

-характер группового взаимодействия семейной группы

-структура власти коммуникаций в семье.

2)характеристика связей и отношений в семейной группе с более широкими социальными системами в рамках социальной структуры общества. Здесь выделяются функции семьи по отношению к обществу.

3)Цели, задачи, функции семьи по отношению к индивиду

-групповая регуляция поведения

-групповая регуляция взаимодействия в семье

-групповой контроль

-включенность индивида в семью.

Кули считал что семья является первичной группой, т.к. ее влияние на человека первично как по времени так и по содержанию. Семья формирует личность в целом, тогда как вторичные группы воздействуют на личность лишь в определенных аспекта. Семья представляет собой интимную ассоциацию и кооперацию которая сама себя воспроизводит.

Основным условием существования малой группы является сплоченность. Группа – человеческая общность обладающая динамическими особенностями (включающими структуру, идеалы, групповые нормы и ценности) возникшая в результате взаимодействия индивидов внутри группы.

Факторы усиливающие сплоченность:

1)удовлетворение общей для всей группы потребности в безопасности и покое.

2)перевес позитивных эмоциональных межличностных связей над негативными.

3)общие идеалы и интересы

4)климат равенства и справедливости.

5)общая деятельность, групповые церемониалы.

6)единые ценностные ориентации всех членов семьи

Что препятствует сплоченности.

1)необузданность влечений членов группы

2)проявление эгоцентризма

3)зависть, соперничество, ревность.

4)чувство неудовлетворенности.

5)насилие в семье.
  1   2   3   4


1.Предмет социологии семьи
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации