Основные направления совершенствования экологической политики России - файл n1.doc

приобрести
Основные направления совершенствования экологической политики России
скачать (680.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc681kb.22.08.2012 17:04скачать

n1.doc

  1   2   3




Основные направления совершенствования экологической политики России.


Введение

1. Концепция совершенствования экологической политики России

1.1. Цели и задачи совершенствования государственной экологической политики

1.2. Совершенствование государственного регулирования природопользования

1.3. Обеспечение экологически безопасного развития народного хозяйства

2. Направления развития экологической деятельности

2.1. Внедрение новых экологических технологий и обеспечение экоэффективности

2.2. Создание чистой среды обитания в городах

2.3. Экологический менеджмент и обеспечение устойчивого развития РФ

3. Правовые и нормативные основы устойчивого развития

3.1. Основные законодательные акты и нормативные документы

3.2. Экономические аспекты совершенствования экологической политики

Заключение

Список использованной литературы





Введение
Целью дипломного проекта было показать основные направления политики Российской Федерации в области сохранения и улучшения качества окружающей природной среды.

Принципы и положения долгосрочной экологической политики Российской Федерации были сформулированы в таких основополагающих документах, как Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, проект государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации, планах действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей cреды. Необходимость совершенствования экологической политики вызвана меняющимися социально-экономическими условиями и потребностью усиления целенаправленной природоохранной деятельности в стране.

Концепция в краткой форме отвечает на вопросы: какие цели, задачи и направления их реализации должны лежать в основе экологической политики страны. Конкретизация этих направлений, их обоснование являются задачами НПДООС, других природоохранных планов и федеральных целевых программ.

Экологическая политика должна быть совместима с экономической политикой и обеспечивать ее результатами эколого-экономического учета и оценки природных и экологических ресурсов и активов; стимулировать эффективные экономические и финансовые, а также институциональные механизмы управления и формирования рынка, чтобы сделать выгодным для хозяйствующих субъектов переходить на менее энерго- и материалоемкие и малоотходные технологии; стимулировать экологически ориентированное и экономически эффективное управление предприятий (с использованием соответствующих нормативов и стандартов, например, экологического аудирования, ISO 14000).

Экологическая политика должна также быть совместимой с социальной политикой, способствуя улучшению здоровья населения, создания экологически благоприятных условий для его проживания, развитию экологического сознания и образования, экологичной структуры потребления и спроса, общественного участия в принятии решений, относящихся к окружающей природной среде, и контроля за их выполнением.

Важную роль в процессе перехода субъектов экономики на модели устойчивого развития выполняют национальные проекты и программы. Для иллюстрации отдельных положений экологической стратегии использованы материалы, представленные на соискание национальной экологической премии Фонда имени Вернадского. Обзор представляемых результатов позволяет достаточно наглядно представить основные направления работы в области экологии и достигнутые успехи, а также перспективы развития и совершенствования экологической политики РФ.

Данный дипломный проект включает введение, 3 раздела и заключение, список использованных источников. Во введении описывается концепция совершенствования экологической политики Российской Федерации.

Первый раздел посвящен формулированию основных целей и задач совершенствования государственной экологической политики. В нем подробно описываются проблемы и противоречия государственного регулирования природопользования. Серьезное внимание уделяется решению проблемы обеспечения экологической безопасности.

    1. Во втором разделе рассматриваются приоритетные направления экологической деятельности хозяйствующих субъектов. Приводятся примеры внедрения новых экологических ресурсосберегающих технологий и обеспечения экоэффективности, создания чистой среды обитания в городах, уменьшения и многоступенчатой переработки отходов.

    2. Наконец, третий раздел посвящен вопросам рассмотрения существующего правового поля в сфере охраны природы и добычи природных ресурсов, характеристике существующего положения и перспективам законодательства. Особое внимание уделяется экономическим аспектам совершенствования экологической политики.

    3. В заключении подводятся итоги проведенного обзора основных направлений экологической политики РФ и перечисляются цели и задачи государственного регулирования в области охраны и улучшения качества окружающей природной среды.


1. Концепция совершенствования экологической политики России.


    1. Цели и задачи совершенствования государственной экологической политики.


Специфической задачей экологии остается изучение образа жизни, динамики численности организмов и жизненных сообществ. Но главная цель, которую преследует экология, - исследование тех взаимоотношений организмов со средой, которые определяют их длительное выживание в конкретных условиях среды, взаимоотношений, которые в итоге и определяют распространение организмов в природе. Она стремится выявить принципы, управляющие этими отношениями. Таким образом, важнейшая задача экологии - познание законов развития и функционирования всей биосферы [1].

Природные богатства России - ее земли, недра, воды, леса, растительный и животный мир, континентальный шельф и рекреационные ресурсы являются уникальнейшим и самым ценным достоянием россиян, способным обеспечить решение всего спектра национальных задач по реализации стратегии устойчивого развития. Решено это может быть за счет эффективной эксплуатации ресурсного потенциала. Валовая стоимость разведанных и оцененных запасов полезных ископаемых составляет 28,5 трлн. долларов США, а их прогнозный потенциал оценивается в 140 трлн. долларов. По некоторым оценкам стоимость сырья, ежегодно извлекаемого в последние годы из недр России, в пересчете на мировые цены составляет, в зависимости от конъюнктуры, от 95 до 105 млрд. долларов. При этом общемировой тенденцией является высокий темп роста производства и потребления минерально-сырьевых ресурсов, и в 2005 году стоимость продукции годового объема добычи полезных ископаемых достигла 125-130 млрд. долларов [1].

Энергетическая и минеральная составляющая российского экспорта дают более 60% валютных поступлений государства и на ближайшую перспективу этому источнику нет альтернативы.

Наряду с минерально-сырьевыми ресурсами Россия обладает и уникальным природным богатством - лесными угодьями. Площадь лесов России составляет 22% от общей площади лесов мира. Наши леса являются ключевым средообразующим фактором и природным ресурсом, имеющим стратегическое значение. Это определяет большое внимание к проблемам лесного комплекса. Устойчивое развитие лесного хозяйства является одним из важнейших направлений экологической политики России [2].

Вместе с тем, следует признать, что реальное положение дел с природными и минерально-сырьевыми ресурсами России, сложившаяся экологическая ситуация не дают оснований для осуществления быстрого подъема экономики страны за счет эксплуатации природно-ресурсного комплекса.

Природные ресурсы используются расточительно и неэффективно. Моральное старение и неудовлетворительное состояние многих производств и технологических циклов, усугубляющееся острым экономическим кризисом, затронувшим все отрасли промышленности, объективно приводят к увеличению числа аварий и катастроф, как с локальными, так и с глобальными последствиями для жизнедеятельности.

Во многих регионах России сложилась критическая, а местами и катастрофическая экологическая ситуация. К их числу, в первую очередь относятся области, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, регионы Большого Урала, Волжского бассейна, городские промышленные агломерации Западной и Восточной Сибири, Северо-Западных областей. Жители более ста крупных городов постоянно находятся в загрязненной окружающей среде, концентрация вредных веществ в которой в десятки раз выше предельно допустимых норм. Около половины населения России вынуждено использовать для питьевых целей воду, не соответствующую гигиеническим требованиям. Происходит чреватое тяжелыми генетическими последствиями изменение геохимии почв и состава биоты [3].

На состоявшейся в июне 1992 г. Конференции ООН по окружающей среде Россия была названа в группе самых загрязненных стран на планете. Неконтролируемый рост техногенного давления на окружающую среду неизбежно приводит к снижению качества жизни, что прежде всего отражается на ухудшении таких фундаментальных ценностных показателях, как средняя продолжительность жизни, генетическое здоровье нации, криминогенность социальной среды и др. [1].

Проявляющееся на территории сопредельных государств загрязнение окружающей среды за счет трансграничного переноса отрицательно сказывается на международном авторитете России.

В этой ситуации организация охраны и защиты окружающей среды и рационального природопользования, создание новых, модернизация, расширение и дальнейшая эксплуатация длительно функционирующих производств, размещение энергетических и гидротехнических сооружений, жилых массивов, использование территорий для сельскохозяйственной деятельности невозможны без количественной оценки предполагаемых изменений в природных комплексах и экосистемах, при которых не нарушаются их основные структурные и функциональные характеристики и их соотношения. Важнейшей научной проблемой является изучение реальных взаимосвязей источников деформации подсистем окружающей среды, условий проживания, состояния здоровья населения.

Кризисное положение с сырьевыми и природными ресурсами страны требует срочного принятия и реализации программы комплексного развития этих важнейших для России отраслей на новых организационно-технических принципах.

Невозможность разрешения кризиса с помощью традиционных организационно-финансовых схем эволюционного типа определяет единственный выход - привлечение принципиально новых технологий, позволяющих многократно увеличить производительность труда в природно-ресурсном комплексе и многократно уменьшить техногенную нагрузку на окружающую среду.

Имеется в виду принципиальная перестройка мышления и подходов в решении проблем охраны окружающей среды и рационального природопользования, связанных с реализацией важного в экологическом плане принципа «борьбы с причинами» (альтернативного принципу «борьбы со следствиями») на основе новых наукоемких технологий с использованием современных возможностей экомониторинга, экологически чистых, мало- и безотходных производств.

Научные исследования в рамках подпрограммы направлены на воспитание и утверждение биоцентрического мировоззрения, раскрывающего истинное место человека в биосфере и его эволюционную роль в процессах устойчивого развития, а также на организацию непрерывного экологического образования в вузах, использующего современные технологии обучения.

Полномасштабная реализация данной подпрограммы с внедрением новых технологий в целом ряде отраслей является комплексной проблемой, влечет за собой серьезные экономические и социальные последствия и требует поэтапного выполнения работ.

Для решения этой глобальной проблемы разработана и претворяется в жизнь новая государственная политика России в области природопользования и охраны окружающей среды, соответствующая рекомендациям конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.), которые определили принципы согласованной политики устойчивого развития мирового сообщества и сохранения экосистем Земли.

В настоящее время подготовлен проект государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации. По решению экологических проблем федерального уровня действует более 15 федеральных целевых программ и более 20 программ регионального уровня, в частности: "Экологическая безопасность России", "Создание Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ)", разработан проект федеральной программы "Экологическое образование населения России до 2010 года" и ряд других.

Принято более 50 различных постановлений и распоряжений правительства Российской Федерации в области международного природоохранного сотрудничества [4].

Однако для их реализации в полном объеме потребуются огромные материальные и людские ресурсы, поэтому уже в концепции этих программ заложена идея максимального привлечения технических средств и интеллектуального потенциала организаций различных ведомств. Это находит свое воплощение, в частности, в межведомственном взаимодействии.

Основные задачи, стоящие перед государством в области улучшения экологической ситуации, можно представить в соответствии с научными направлениями следующим образом:

1. "Проблемы обеспечения безопасности радиационной, электромагнитной и других особых воздействий на человека". Это направление включает:

2. "Проблемы экологического мониторинга и безопасности окружающей среды". Это направление включает:

3. Проблемы устойчивого функционирования лесных и урбо-экосистем. Направление включает исследования по:

4. Проблемы рационального использования минеральных ресурсов. В этом направлении объединяются исследования по:

5. Проблемы техногенных образований и использования промышленных и бытовых отходов. К этому направлению относятся:

6. Проблемы прогнозирования и предотвращения чрезвычайных ситуаций и их последствий. К этому разделу относятся работы:

7. Экономические и правовые проблемы природоохранной деятельности и природопользования:

Основы экологической политики России закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе “Об охране окружающей среды”, указах Президента Российской Федерации “О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию” (от 1 апреля 1996 г. № 440) и “О Концепции национальной безопасности Российской Федерации” (от 10 декабря 1997 г. № 1300 и от 10 января 2000 г. № 24), в Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р.

Стратегической целью государственной экологической политики является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышение качества жизни, обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, улучшение здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической безопасности страны[5].


1.2 Совершенствование государственного регулирования природопользования.
Под природопользованием будем понимать совокупность различных форм воздействия на природно – ресурсный потенциал – от его эксплуатации до мер по сохранению и восстановлению. При рациональном природопользовании вовлечение природных ресурсов в сферу человеческой деятельности дает возможность обеспечения потребностей не только настоящего, но и будущего поколений. Это может быть достигнуто только за счет комплексного, экономически эффективного использования ресурсов с соблюдением требований охраны природы. Нерациональное природопользование ведет к ухудшению природной среды, которое сопровождается явлениями загрязнения, истощения и деградации природных систем, нарушением экологического баланса, разрушением биоценозов. При этом происходит полная или частичная потеря функций природной среды, ее экономического и культурно – оздоровительного потенциала. Естественно очень важно обеспечить государственное регулирование природопользования.

Перед специалистами в области природопользования стоят такие задачи, как:

В исследованиях основных аспектов природопользования используются методы прогнозирования с привлечением качественного и количественного анализа, экологического районирования, математического моделирования, а также картографического и балансового методов

То состояние окружающей среды, в котором существует современная экономика, вызывает необходимость комплексного анализа производственной деятельности через призму экологии и окружающей среды. Рациональное природопользование тесно связано с политикой и идеологией, социальной сферой и медициной, с техникой и юриспруденцией. Природопользование включает в себя также охрану природы и экологию.

На сегодняшний день методической базой природопользования являются такие концепции взаимодействия общества с окружающей средой, как «Коэволюция природы и общества», «Автотрофность», «Назад к природе» и др.

«Коэволюция природы и общества» - подразумевает включение жизнедеятельности человека в стабильные биогеохимические циклы биосферы,

Автотрофиость имеет ввиду создание целиком искусственной цивилизации, независимой от состояния биосферы и ее «прихотей». Данная концепция предполагает, что существование человека должно определяться им же созданными условиями жизни (искусственными циклами);

«Назад к природе» подводит человечество к необходимости вписываться в уже существующие «естественные циклы». Однако возврат человека к структуре биогеохимических циклов «дикой» природы уже невозможен. Человечество рождено биосферой в процессе ее эволюции и представить его существование вне биосферы, в искусственной среде, можно только в фантастических романах. Биосфера без человека существовала и будет существовать, человек же вне биосферы существовать не может. Однако это вовсе не означает, что из программы научных исследований нужно исключить изучение искусственных биогеохимических циклов. Данные концепции могут служить базой для разработки перспективных технологий будущего общества.

В настоящее время широкое распространение имеет теория развития эколого-экономических систем, т.е. интеграция экономики и природы. В отличие от экосистем, которые являются замкнутыми и уравновешенными, эколого-экономические не имеют замкнутого характера и являются открытыми: в них поступают природные материалы, проходят стадии обработки и в виде конечного продукта выходят из системы и поступают в потребление. На всех стадиях обработки из системы выбрасываются отходы, которые по своему объему превосходят объем конечного продукта. Важнейшая задача развития эколого-экономических систем - это максимальное использование природных материалов, превращение производства по возможности в более замкнутую систему, так как вмешательство человека в биосферные системы нарушает их сбалансированность и внутренние связи [7].

Осознание взаимосвязей в эколого-экономических системах вызвало развитие эколого-экономического прогнозирования. Глобальными задачами данного вида прогнозирования являются оценка реального состояния системы, выявление наиболее опасных тенденций развития и разработка методов их преодоления.

    1. 1.3. Обеспечение экологически безопасного развития народного хозяйства.


В ст. 1 Закона РФ “О безопасности” сказано, что безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз политического, экономического, социального, технологического, экологического, информационного и иного характера.

В ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий[8].

Ежегодно на территории России происходит 230–250 природных катастроф и ЧС., из них 35 % приходятся на наводнения, 19 % - на ураганы, бури, смерчи. За последние 15 лет от опасных природных явлений в России погибло 3,5 тыс. человек, пострадали свыше 270 тыс. человек. Общий ущерб составил 6–7 % от валового внутреннего продукта. Если учитывать жертвы терактов, военных конфликтов, пожаров и ДТП, то в среднем Россия ежегодно теряет свыше 50 тыс. человеческих жизней, более 250 тыс. человек получают увечья.

Исходя из многолетних наблюдений, специалисты отмечают, что наибольшую опасность в России представляют наводнения (подвержено 746 городов), оползни и обвалы (725), землетрясения (103), смерчи (500). Величина ежегодных ущербов от перечисленных процессов измеряется от нескольких миллионов (смерчи, сели, цунами) до нескольких миллиардов долларов США (наводнения, оползни и обвалы, землетрясения). Основные экономические потери приносят наводнения (около 30 %), оползни, обвалы и лавины (21 %), ураганы и смерчи (до 14 %). Ориентировочные оценки риска смерти при воздействии на человека катастроф в природной среде обитания показывают, что общий риск смерти вследствие всех воздействий природной среды составляет 1105 на человека в год [1].

В целом население России в конце XX и начале ХХI века жило в условиях нарастания угроз и постоянного воздействия ЧС террористического, военного, техногенного и природного характера. В табл. 1 и 2, заимствованных в [4], приведены показатели, характеризующие потенциальную опасность (от природных и техногенных факторов) регионов России.

Таблица 1

Количество потенциально опасных объектов по регионам России

Регион

Радиационно-опасные
объекты*)

Химически
опасные
объекты

Взрывопожароопасные
объекты

Северо-Западный

13

350

2350

Центральный

35

800

990

Северо-Кавказский

6

700

1400

Приволжский

11

500

500

Уральский

19

350

800

Западно-Сибирский

4

284

400

Восточно-Сибирский

5

100

186

Забайкальский

9

76

200

Дальневосточный

7

320

270

Россия

115

3480

7096

*) приведены только крупные предприятия – АЭС, объекты ядерного оружейного комплекса и др.

Из табл.1 видно, что максимальное число взрывопожароопасных объектов расположено в Северо-Западном регионе (более трети всех таких объектов), крупных радиационно-опасных объектов (более 25 % от их общего количества в России) и химически-опасных объектов (более 20 % от общего числа) – в Центральном регионе.

Несмотря на явный численный перевес взрывопожароопасных объектов наибольшую мощность и соответственно самую большую опасность представляют крупные радиационно-опасные объекты.
Таблица 2

Численность населения, проживающего в зонах возможного
действия поражающих факторов ЧС, тыс. чел.


Регион

Радиационная опасность

Химическая
опасность

Пожа-ры и взры-вы

Затопление и на-воднения

Сейсмичес-кая опас-ность

Общая числен-ность

Северо-Западный

600

6770

660

780



8515

Центральный

910

16790

1468

2067



21330

Северо-Кавказский



7715

539

1524

7500

9870

Приволжский

400

10180

805

2095



14180

Уральский

550

4850

355

545



6300

Западно-Сибирский

180

3845

366

623

160

5579

Восточно-Сибирский

260

230

260

565

265

2370

Забайкальский



915

83

456

837

2284

Дальневосточный

17

1323

417

1274

1229

4245

Россия

6397

52618

4953

9329

9991

74988


Для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития страны надо четко представлять возможные ЧС природного характера. Среди них глобальное потепление климата. Оно, несомненно, отразится и на России. Повышение температуры и прогнозируемое увеличение количества осадков вызовут таяние части вечной почвенной мерзлоты и дополнительное загрязнение поверхностных и подземных вод. С растоплением многолетнемерзлых пород в арктических и субарктических районах Западной Сибири специалисты связывают опасность проседания грунтов и аварий на нефте- и газодобывающих сооружениях (буровых, скважинах, компрессорных и др.). По этой же причине возможны затопление прибрежных зон и усиление в них штормовой активности. Ситуация может ухудшиться в результате выделения газообразного метана в процессе таяния вечномерзлых почв, содержащих твердые кристаллогидраты указанного вещества.

На ближайший период следует быть готовым к тяжелым вариантам проявления наводнений, к таким, какие имели место в 1995, 1999, 2001 и 2002 годах. В эти годы экономический ущерб составил свыше 4 млрд. долларов. Об этом говорит и аномально теплая зима 2006-2007 годов на Европейской территории России, и серия январских наводнений в Санкт-Петербурге.

Росгидромет России относит к наиболее опасным в отношении наводнений районам Верхнюю и Среднюю Оку, притоки Тобола, Средний и Нижний Енисей, отдельные участки Средней Лены и ее притоков, реки юга Приморского края. Следует также ожидать затопления на значительную глубину (до 3,2 м) в бассейнах Верхнего Дона, Верхнего Днепра, Нижнего Тобола, большей части рек Приморского края, Сахалина, Якутии и северо-востока Сибири.

На ближайшие 10 лет прогнозируется возникновение разрушительных землетрясений в трех сейсмических регионах: Камчатско-Курильские острова, Прибайкалье и Северный Кавказ. Нельзя исключить сильные землетрясения на Сахалине, на востоке Сибири, в Алтайском крае. Согласно оценкам, в первом десятилетии XXI века сильные землетрясения приведут в России к потерям десятков тысяч жизней и ущербу порядка 10 млрд. долларов.

Количество случаев сильных снегопадов и сильных метелей ожидается на уровне последних десятилетий ушедшего столетия. Наибольшее количество сильных снегопадов прогнозируется на Кавказе (10,6 случаев за 10 лет), в Ставрополе (2,1–3,6 случаев), в Центральной части, Среднем и Верхнем Поволжье, в Ленинградской области (2,1–2,9 случаев), в Красноярском крае и Тюменской области – 0,8 случаев [8].

Количество смерчей может быть около 4 случаев в год, а число шквалов практически сохранится на прежнем уровне.

Расчеты динамики среднего числа лесных пожаров по регионам и в целом по России выявляют тенденцию их роста. Ожидается, что к 2010 г. среднее число возникающих (регистрируемых) лесных пожаров возрастет по России до 52,9–54,4 тыс. случаев, против 34 тыс. случаев, например, в 1999 г. При этом средние значения ущерба будут возрастать с 2,25 тыс. руб./га (1999 г.) до 4,29 тыс. руб./га (2010 г.). Ожидаемые затраты на тушение лесных пожаров могут возрасти от 0,7 млрд. руб. в 1999 г. до 1,4–2,9 млрд. руб. к 2010 году.

С каждым годом все серьезнее становится проблема обеспечения населения продовольствием и питьевой водой. За последние 10 – 15 лет в России произошло резкое снижение производства сельскохозяйственных продуктов и поголовья животных. В частности, производство зерновых существенно меньше, чем в 1985 г., поголовье крупного рогатого скота и свиней уменьшилось более чем в 2 раза, овец и коз – в 3,5 раза. В результате этого к концу XX века размеры поставок продовольствия в Россию из-за рубежа составили около 30 % внутреннего потребления, что, по заключению многих экономистов, превышает порог продовольственной безопасности страны (25 %). Отдельные ее регионы, в т.ч. г. Москва, до 50 % своей потребности в продовольствии удовлетворяют за счет заграницы. Россия, таким образом, попала в стратегическую зависимость от других стран по поставкам продовольствия, что создает серьезные возможности возникновения чрезвычайных ситуаций особенно в регионах неуверенного земледелия. Ситуация может еще более усугубиться в случае неблагоприятного развития для России международной обстановки, политического или экономического давления, объявления блокады [1].

Хотя по суммарным запасам пресных вод Россия занимает ведущее место в мире, кризис питьевого водоснабжения будет усугубляться и обостряться. Примером этого являются длительные перебои с водоснабжением населения Приморского края (осень 2003 г.). Действующая в стране система водоснабжения находится в неудовлетворительном состоянии: более 40 % водопроводов с забором воды из поверхностных водных источников, обеспечивающих 68 % потребителей в городах и поселках городского типа и 10 % в сельской местности, не имеют необходимых сооружений для очистки и обеззараживания воды. Во многих регионах страны низкое качество воды создает серьезную опасность для здоровья населения, определяет высокий уровень инфекционных заболеваний людей. В ряде правительственных документов прямо указывается, что плохое качество питьевой воды является одной из причин роста смертности населения и снижения средней продолжительности жизни россиян.

Согласно федеральной целевой программе “Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации” (ФЦП), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 305 (с дополнениями и изменениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. № 639), запасы химического оружия хранятся на 7 объектах. В целях обеспечения экологической безопасности для всех объектов по уничтожению химического оружия и по хранению и уничтожению химического оружия проектируются и создаются системы производственного и государственного экологического контроля и мониторинга окружающей среды.

Экологическая безопасность при хранении химического оружия обеспечивается предупреждением аварий химических боеприпасов с выбросом отравляющих веществ в окружающую среду (атмосферу, почву, грунтовые и поверхностные воды). С этой целью на объектах проводится комплекс мероприятий, включающий ежегодное обследование боеприпасов с привлечением организаций-разработчиков и ежедневный осмотр химических боеприпасов на предмет оценки их герметичности.

Контроль за состоянием воздуха в хранилищах, для выявления утечек отравляющих веществ, проводится на уровне чувствительности приборов. Факт появления отравляющих веществ в атмосфере является чрезвычайной ситуацией, которая немедленно ликвидируется. Аварийный боеприпас помещается в аварийный контейнер и в дальнейшем уничтожается при помощи комплекса уничтожения аварийных специальных изделий КУАСИ. Сточные воды по окончании работы и взятия на анализ проб собираются в сборники. Твердые отходы, которые могли быть в контакте с отравляющими веществами, после дегазации в дегазирующем растворе помещаются в прорезиненные мешки. Реакционные массы, образующиеся при уничтожении аварийных изделий, хранятся в специально отведенных местах, состоят на особом учете. Их уничтожение предусмотрено на строящихся объектах по уничтожению химического оружия.

Мероприятия ФЦП по созданию государственной системы мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, конверсии или уничтожению объектов по его производству и разработке, предусматривают:

В настоящее время с помощью Государственной сети мониторинга окружающей среды, базовую основу которой составляют наблюдательные органы Росгидромета, проводятся следующие основные виды наблюдений:

Проведение режимных наблюдений основано на таких принципах как комплексность и систематичность наблюдений, согласованность сроков их проведения с характерными гидрологическими ситуациями и изменением метеорологических условий, определение показателей едиными методиками на всей территории страны.

Система базируется на сети пунктов режимных наблюдений, которые устанавливаются в городах, на водоемах и водотоках как в районах с повышенным антропогенным воздействием, так и на незагрязненных участках.

По состоянию на 1 января 2006 г. количественный состав службы следующий.

Наблюдения за загрязнением атмосферы проводятся регулярно в 229 городах и населенных пунктах Российской Федерации на 629 стационарных постах Росгидромета. В большинстве городов измеряются концентрации от 5 до 25 веществ.

Наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидробиологическим показателям производятся в 6 гидрографических районах на 133 водных объектах по 323 створам. Программа наблюдений включает от 2 до 6 показателей.

Наблюдения за загрязнением морской среды по гидрохимическим показателям проводятся на 160 станциях в прибрежных районах 8 морей, омывающих территорию Российской Федерации. В отобранных пробах определяются до 24 ингредиентов.

Сеть станций наблюдения трансграничного переноса веществ ориентирована на западную границу Российской Федерации. В настоящее время работают 4 станции. На станциях наблюдений производится отбор и анализ атмосферных аэрозолей, газов (диоксидов азота и серы) и атмосферных осадков.

Пунктами сети наблюдений за загрязнением почв являются сельскохозяйственные угодья (поля), отдельные лесные массивы зон отдыха (парки, санатории, дома отдыха и т. д.) и прибрежных зон. Отбор почв производился в хозяйствах, расположенных на территориях 190 районов (612 пунктов). В отобранных пробах определялись пестициды 21 наименования.

Наблюдением за загрязнением почв ингредиентами промышленного происхождения на территории России занимаются 9 управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды (УГМС). Отбор проб проводится в районах 66 городов ежегодно и 101 городе раз в 5 лет (около 2000 проб). В отобранных пробах определяются до 24 ингредиентов промышленного происхождения.

Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачены 1182 водных объекта, на которых находится 1810 пунктов (2482 створа).

Сеть комплексного мониторинга загрязнения природной среды и состояния растительности (СМЗР) насчитывает 30 постов, которые располагаются на территории 11 УГМС.

Посты наблюдения организованы: вокруг крупных промышленных предприятий, где отмечаются серьезные повреждения лесов на достаточно больших площадях; в ценных лесах, отнесенных к памятникам природы; в районах ввода в действие новых крупных промышленных предприятий, выбросы которых в ближайшее время могут привести к ослаблению и повреждению лесонасаждений. Наблюдения проводятся на постоянных пробных площадях.

Сеть станций, осуществляющих наблюдения за химическим составом и кислотностью осадков, состоит из 123 станций федерального уровня, отбирающих на химический анализ суммарные пробы, и 133 пунктов, на которых в оперативном порядке измеряется только величина рН. Пробы осадков на содержание от 11 до 20 компонентов анализируются в 8 кустовых лабораториях.

Система контроля загрязнения снежного покрова на территории России осуществляется на 544 пунктах. В пробах определяются ионы сульфата, нитрата аммония, значения рН, а также бенз(а)пирен, тяжелые металлы.

Система фонового мониторинга ориентирована на получение информации о состоянии природной среды на территории Российской Федерации, на основании которой проводятся оценки и прогноз изменения этого состояния под влиянием антропогенных факторов.

На территории России находятся 5 станций комплексного фонового мониторинга (СКФМ), которые расположены в биосферных заповедниках: Воронежском, Приокско-Террасном, Астраханском, Кавказском, Алтайском.

Наблюдения за радиационной обстановкой окружающей среды на стационарной сети осуществляются на 1312 пунктах.

Гамма-спектрометрический и радиохимический анализ проб объектов окружающей среды проводится в специализированных радиометрических лабораториях и группах РМЛ и РМГ.

Кроме того, в системе Росгидромета ведется работа по оперативному выявлению и расследованию опасных эколого-токсикологических ситуаций, связанных с аварийным загрязнением окружающей среды и другими причинами[5].

Регулярные наблюдения за состоянием геологической среды производятся по количественным и качественным показателям, которые характеризуют текущее состояние геологической среды и являются основой прогноза его изменения. Кроме натурных наблюдений, используются данные дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), главным образом для изучения опасных геологических процессов.

Государственный мониторинг состояния недр (ГМСН) Российской Федерации, организация и осуществление которого обеспечивается Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра, в структуре МПР России), является частью системы геологического изучения недр территории страны.

Информационный фонд ГМСН включает данные:

В 2005 г., по данным мониторинга опасных экзогенных геологических процессов, 1 628 населенных пунктов, в том числе 66 городов с населением более 100 тыс. человек, были подвержены воздействию различных типов опасных экзогенных геологических процессов. Объекты транспорта и коммуникаций подвергались воздействию на участках суммарной протяженностью около 1 197 км. Воздействию опасных экзогенных геологических процессов подверглись также земли сельскохозяйственного назначения, природоохранных зон и лесного фонда на площади около 3 367 км2.

Информация, содержащаяся в базах данных, используется для подготовки материалов для лицензирования объектов недропользования, при проверках органами государственного геологического контроля выполнения пользователями недр условий лицензионных соглашений, при составлении различных справок и заключений по вопросам недропользования и состояния недр, а также по другим вопросам управления государственным фондом недр[5].

Служба ГМСН обеспечивает оценку:

– тенденций изменения состояния недр и прогнозов таких изменений/

Таким образом, экологический мониторинг является действенным инструментом обеспечения экологически безопасного развития народного хозяйства.

2. Направления развития экологической деятельности.
2.1. Внедрение новых экологических технологий и обеспечение экоэффективности.
Новые ресурсосберегающие технологии должны обязательно включать экологическую составляющую. В силу специфики исходного состава минерального сырья – руд и концентратов черных, цветных, редких, рассеянных и редкоземельных металлов, – и наличия в них большого числа сопутствующих элементов используемые в настоящее время технологические процессы получения металлов и соединений металлов, как в России, так и за рубежом, всегда сопровождаются образованием значительного количества твердых и жидких полиметаллических отходов производства. В этих отходах обычно происходит накопление всех попутных (по отношению к основному продукту) металлов и естественных радионуклидов – тория, урана и дочерних продуктов их распада. Степень концентрации радионуклидов в отходах производства достигает 30ч100 крат по сравнению с их содержанием в исходном сырье, в связи с чем такие отходы в соответствии с действующими нормами и правилами относятся к классу радиоактивных. В устоявшихся за последние 30ч50 лет используемых в настоящее время технологиях производства черных, цветных и редких металлов на 1 т целевого продукта, как правило, образуется от 1 до 10 т различных жидких и твердых высокотоксичных отходов - отработанных расплавов, отвальных шлаков, шламов, пыли, сточных вод и т. п. – с повышенным содержанием радионуклидов [9].

Согласно традиционным методам и исторически сложившейся практике твердые полиметаллические отходы обычно вывозят на свалки промышленных отходов предприятия, жидкие отходы после нейтрализации известковым молоком также вывозят на свалку без какой-либо дополнительной обработки. При наличии в исходном сырье значительного количества естественных радионуклидов (например, тория и радия) на ряде предприятий предусмотрена последовательная обработка стоков хлоридом бария, серной кислотой и известковым молоком с последующим фильтрованием и вывозом радиоактивного осадка («кека») в хранилище спецотходов (ХСО).

Вышеописанные устоявшиеся технологические схемы, сформированные в середине XX века, не отвечают запросам и требованиям века нынешнего, и не соответствуют Концепции Устойчивого Развития, т. к. практически все традиционные методы обезвреживания и дезактивации радиоактивных растворов и сточных вод требуют значительных энергозатрат, существенных некомпенсируемых капитальных вложений на строительство ХСО, сопровождаемое масштабным отчуждением территории под могильники, и что не менее важно, данные устаревшие технологии характеризуются высокой ресурсорасточительностью ввиду постоянных безвозвратных потерь ценных компонентов, содержащихся в отходах и захораниваемых вместе с ними.

В связи с этим возникает настоятельная необходимость в создании новых наукоемких технологических процессов обезвреживания и переработки отходов, содержащих естественные радионуклиды, обеспечивающих снижение материальных издержек и энергозатрат на дезактивацию и захоронение, и соответствующих современным критериям ресурсосбережения, – т.е. позволяющих дополнительно извлекать из отходов производства ценные компоненты и возвращать их в производственный цикл.

В качестве примера возьмем ресурсосберегающую технологию комплексной переработки, обезвреживания и дезактивации полиметаллических радиоактивных отходов с локализацией радионуклидов, извлечением ценных компонентов и их возвратом в производственный цикл, разработанную группой организаций на базе разработанную группой организаций на базе ООО «Соликамский магниевый завод».

В результате исследований, испытаний и освоения новых технологических процессов дезактивации и комплексной переработки радиоактивных растворов и сточных вод, содержащих естественные радионуклиды – торий-232, уран-238, дочерние продукты их распада, а также цветные, редкие, рассеяннее, редкоземельные, щелочные и щелочноземельные металлы удалось разработать и запатентовать новые способы, устройства и аппаратурно-технологические линии, которые обеспечивают не только дезактивацию отходов производства до установленных норм, но и позволяют извлекать из них ценные компоненты в форме товарных продуктов, существенно снижая при этом затраты на переработку и обезвреживание отходов и складирование вторичных радиоактивных отходов (РАО).

В ходе выполнения работ был выполнен комплекс исследовательских работ по определению влияния различных факторов на процессы соосаждения радионуклидов с различными коллекторами, выделению ценных компонентов (ниобий, тантал, редкоземельные металлы и пр.) из радиоактивных растворов, избирательному извлечению скандия, ванадия из сложных по составу растворов, получению неорганических пигментов, сорбентов и катализаторов из дезактивируемых растворов. Наиболее значимые результаты были получены в 2002-2005 г. на ОАО «Соликамский магниевый завод» при обезвреживании и дезактивации различных жидких радиоактивных отходов процесса хлорирования лопаритовых концентратов (титано-ниобатов РЗЭ), содержащих до ~ 0,6% тория, до ~ 0,1% урана и других металлов.

На первом этапе работы был выполнен анализ системы образования вторичных РАО, направляемых в ХСО. Обработка массива данных за 30 летний период с использованием методов корреляционного и регрессионного анализа и полученные при этом адекватные математические модели убедительно показали, что основной вклад ( 75%) в общую массу вторичных РАО, подлежащих захоронению в ХСО составляют радиоактивные кеки от дезактивации и нейтрализации цеховых обмывочных вод. Столь неожиданный вывод заставил по иному взглянуть на проблему вторичных РАО в целом и привел к необходимости углубленного изучения процессов соосаждения радионуклидов Ra-224, 226 и 228 с различными коллекторами. В результате чего была разработана, испытана и успешно освоена в промышленном масштабе совершенно новая технология дезактивации цеховых обмывочных вод и солевых технологических растворов, насыщенных хлоридами Na, K, Mg, Ca, Fe, Al, РЗЭ и прочих элементов.

В результате промышленных испытаний и освоения технологий было установлено, что разработанные способы и аппаратурно-технологические линии обеспечивают:

Новизна разработанных способов заключается в новых режимах и параметрах выделения металлов из различных растворов, новой последовательности осуществления операций, использовании новых реагентов. В частности, новизна в способах дезактивации радиоактивных растворов от Ra-224, Ra-226 и Ra-228 заключается в том, что в отличии от ранее известных и широко используемых как в России так и за рубежом традиционного приема соосаждения радия с осадком сульфата бария, были найдены совершенно другие коллекторы, температурные и концентрационные условия, которые обеспечили более эффективную дезактивацию сложных по составу многокомпонентных солевых растворов. Это в конечном итоге привело к такому показательному успешному результату.

Новизна устройств и аппаратурно-технологических линий переработки и дезактивации радиоактивных растворов заключается в другой, ранее не известной нигде не используемой последовательности соединения аппаратов – реакторов, бакового оборудования, насосов, фильтров и т.д. Это позволило при реализации технологии дезактивации сточных вод и солевых растворов процесса хлорирования лопаритовых концентратов реализовать усовершенствованную технологию практически без дополнительных капитальных затрат и использовать действующее установленное производственное оборудование, сделав лишь переобвязку существующих реакторов и бакового оборудования.

Разработанные новые способы, методы, устройства технологические и поточные линии являются унифицированными и могут быть рекомендованы для использования на предприятиях металлургической, химической и атомной промышленности, связанных с добычей и переработкой руд и концентратов, содержащих торий, уран, цветные, редкие, рассеянные и редкоземельные металлы после соответствующей адаптации схем к конкретному количественному и качественному составу отходов производства.

Необходимо особо подчеркнуть, что методы дезактивации растворов и сточных вод от дочерних продуктов распада тория, урана и изотопов радия были разработаны, освоены применительно к очень сложным по составу солевым системам, поэтому следует ожидать, что они могут быть успешно использованы и для других объектов.

В заключение необходимо подчеркнуть, что использование новых наукоемких технологий в промышленной экологии взамен традиционных и уже устаревших высокозатратных технологических процессов позволяет не только компенсировать все издержки, связанные с обезвреживанием и дезактивацией высокотоксичных отходов, но и дает возможность получать значительный экономический эффект за счет энерго- и ресурсосбережения [3].

Еще один пример современного подхода к проблемам экологии связан с внедрением энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) при проектировании схемы теплоснабжения экспериментального жилого района "Куркино" в г. Москва.

Традиционная система коммунального теплоснабжения от крупных районных тепловых станций, так называемое централизованное теплоснабжение, в последние годы переживает серьезный кризис, который связан, как со значительным сокращением бюджетного финансирования, так и с определенными системными недостатками такой схемы. Большая протяженность тепловых сетей, отсутствие современного оборудования большой производительности, недостаточный уровень автоматизации, высокая инертность системы приводят к значительным потерям при производстве, транспортировке и потреблении теплоты. Коэффициент энергетической эффективности централизованной системы не превышает 0,55-0,65, для обеспечения требуемых параметров необходим повышенный расход топлива для производства теплоты и воды на подпитку, что естественно приводит к увеличению нагрузки на окружающую среду [1].

Для решения этой проблемы был предложен и просчитан вариант децентрализованного теплоснабжения района, как это принято в большинстве развитых стран Европы и Америки. Количество источников тепла и схема размещения определены из условия автономного теплоснабжения объектов жилищно-коммунального сектора и культурно-бытового назначения в границах каждого микрорайона. При этом предусматривалось теплоснабжение от автономных источников тепла (отдельно стоящих, пристроенных и крышных). В табл. 3 приведены обобщенные показатели воздействия на окружающую среду по двум вариантам теплоснабжения: децентрализованному теплоснабжению и использованию тепла от районной тепловой станции (РТС), расположенной в северной коммунальной зоне.

Таблица 3

Основные сравнительные экологические показатели по вариантам теплоснабжения жилого района Куркино



Показатели

Единица

измерения

Автоном-ные ис-точники тепла

Централи-зованный

источник тепла

1

Площадь, занимаемая сетями и сооружениями

-без учета СЗЗ

-с учетом СЗЗ

Га



6

6



15

90.5

2

Общая протяженность сетей

Км

59.65

80

3

Площадь, занимаемая техническими зонами

(лишенная древесно-кустарниковых насаждений)

Га

5.9

16

4

Потребность в воде

куб.м/сут.

530

3300

5

Площадь зоны влияния

кв. км.










Всего




9.92

17.9




В т.ч. в границах Куркино




6.28

4.84

6

Суммарная масса выбросов оксидов азота

г/с

2.02

4.03


Сравнение и анализ приведенных в этой таблице величин показывает, что по большинству из рассмотренных факторов, наименьшей степенью воздействия на окружающую среду и природные ресурсы является вариант автономного теплоснабжения. Кроме того, этот вариант не приведет к сверхнормативному воздействию на состояние загрязнения атмосферы, а при выполнении соответствующих требований и рекомендаций — и к сверхнормативным акустическим нагрузкам на территорию жилой застройки.

В результате выполнения проекта в схеме теплоснабжения экспериментального жилого района Куркино были успешно использованы следующие ресурсосберегающие и экологичные технологии, позволившие значительно увеличить энергетическую эффективность, экологическую безопасность, повысить комфортность проживания, сохранить уникальный ландшафт местности:

  1. Автономные источники тепла, работающие без обслуживающего персонала, максимально приближенные к потребителям.

Это привело к значительному сокращению протяжённости и уменьшению диаметров тепловых сетей, ликвидации промежуточного звена, такого как центральные тепловые пункты, что позволило сократить как капитальные, так и эксплуатационные затраты, снизить потери тепла а соответственно и расход топлива. Сокращение протяженности и уменьшение диаметров тепловых сетей, а так же использование новых технологий прокладки труб с ППУ изоляцией позволило свести до минимума необходимость подпитки, а следовательно объем химически подготавливаемой воды, увеличить срок службы сетей.

2. В качестве горелочных устройств для котельного оборудования было предложено использовать так называемые горелки LowNOx. Снижение расхода топлива и использование экологически эффективных горелок позволило значительно сократить выбросы вредных веществ атмосферу.

  1. Размещение индивидуальных автоматизированных тепловых пунктов в каждом здании, новая технологическая схема качественно-количественного регулирования раздельно для горячего водоснабжения, вентиляции и отопления в точном соответствии с температурой наружного воздуха, с помощью циркуляционных смесительных насосов с частотно-регулируемым электроприводом и трёхходовых клапанов. Это позволило сократить потери в системах отопления, вентиляции и горячего водоснабжения на 15-17%. При этом выполняется главная задача – поддержание необходимой температуры внутри помещений, без сезонных и суточных "перетопов" и "недотопов". Каждое ИТП оснащено узлом коммерческого учёта потребления тепла и воды.

  2. Все объекты теплоснабжения были включены в единую автоматизированию систему диспетчеризации и управления, которая позволяет осуществлять контроль за параметрами системы из единого диспетчерского пункта и принимать оперативные меры в случае возникновения неисправностей. Внедрение данной системы упростило задачу эксплуатации объектов теплоснабжение и привело к снижению затрат.

Эти меры позволили повысить энергетическую эффективность системы теплоснабжения до 85% вместо существующей при централизованной системе 55-60%. Как показали расчеты по данному проекту, единовременные капитальные вложения на источники тепла (котельные) сокращаются почти на 20%, на тепловые сети в 2,8 раза, более чем на 40% уменьшается годовой расход топлива, стоимость отпускаемого тепла снижается почти в 1,5 раза.

При этом повысилась надежность, экономическая и экологическая безопасность и комфортность обеспечения теплом потребителей. Создались условия поэтапного финансирования организации системы теплоснабжения в соответствии с графиком строительства, без замораживания огромных капитальных вложений в РТС и сети.

При реализации данного проекта, появилась возможность использования энергосберегающих технологий во всей цепочке: выработки - транспортировки - распределения и потребления тепла.
  1   2   3


Основные направления совершенствования экологической политики России
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации