Лукьянченко Н.Д., Шаульская Л.В., Александров Г.А. Экономика труда - файл n1.doc

приобрести
Лукьянченко Н.Д., Шаульская Л.В., Александров Г.А. Экономика труда
скачать (912.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc913kb.22.08.2012 17:00скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Н.Д. Лукьянченко

Л.В. Шаульская

Г.И. Александров








ДОНЕЦК – 2002




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Н.Д. Лукьянченко

Л.В. Шаульская

Г.И. Александров




ЭКОНОМИКА ТРУДА



ДОНЕЦК – 2002




ББК 65.24


Лукьянченко Н.Д., Шаульская Л.В., Александров Г.А. Экономика труда: Учебное пособие. – Донецк: ДонНУ, 2002. – с.


Освещаются основные вопросы экономики труда: трудовые ресурсы и трудовой потенциал, формирование, развитие и регулирование рынка труда, занятость и безработица населения, социальная политика, создание системы социальной защиты, методы управления персоналом, организация и нормирование труда, становление системы управления трудом, организация заработной платы, методика анализа трудовых показателей.

Предназначается для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов и факультетов, научных работников, специалистов по управлению предприятиями.

Содержание


Глава 1. Введение в экономику труда

1.1 История развития экономики труда

1.2 Сфера исследования экономики труда

1.3 Структура и место экономики труда среди других наук

Литература

Вопросы для контроля и обсуждения

Глава 2. Население и трудовые ресурсы

2.1 Изучение населения в экономике труда

2.2 Законы народонаселения

Литература

Вопросы для контроля и обсуждения

Глава 3. Управление трудовыми ресурсами

3.1 Сущность и механизм управления трудовыми ресурсами

3.2 Методы управления трудовыми ресурсами

3.3 Организационно-функциональная структура управления

трудовыми ресурсами

Литература

Вопросы для контроля и обсуждения

Глава 4. Рынок труда

4.1 Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория

4.2 Сущность экономической категории «рынок труда»

4.3 Структура и государственное регулирование рынка труда

4.4 Преимущества и недостатки рынка труда

4.5 Функции рынка труда

4.6 Виды и уровень безработицы

4.7 Сущность понятия «занятость населения»

4.8 Управление занятостью трудовых ресурсов

Литература

Вопросы для контроля и обсуждения

Глава 5. Внутренние рынки труда.

Управление персоналом

5.1 Внутренние рынки труда

5.2 Кадровая политика

5.3 Содержание системы управления персоналом

Литература

Вопросы для контроля и обсуждения

Глава 6. Социальная политика

6.1 Содержание социальной политики

6.2 Социальная политика в Украине

6.3 Социальная защита населения

6.4 Обеспечивающие подсистемы социальной защиты

6.5 Минимальный потребительский бюджет

Литература

Вопросы для контроля и обсуждения

Глава 7. Эффективность труда

7.1 Современные подходы к трактовке понятия производительности

7.2 Факторы и резервы роста производительности труда

7.3 Методы измерения производительности труда

7.4 Управление ростом производительности труда

Литература

Вопросы для контроля и обсуждения
Глава 8. Организация и нормирование труда

8.1 Содержание теории организации труда

8.2 Сущность, принципы и задачи нормирования труда

8.3 Виды норм труда

Литература

Вопросы для контроля и обсуждения

Глава 9. Заработная плата в системе

рыночной экономики

9.1 Заработная плата как социально-экономическая категория

9.2 Тарифная система оплаты труда

9.3 Формы и системы заработной платы

9.4 Организация премирования персонала

Литература

Вопросы для контроля и обсуждения

Глава 10. Анализ трудовых показателей

10.1 Цели, задачи и методы анализа

10.2 Анализ основных трудовых показателей

Литература

Вопросы для контроля и обсуждения

Словарь терминов

Литература

Приложение А Основні напрями соціальної політики на період

до 2004 року

Приложение Б Закон України «Про оплату праці»

Приложение В Концепція дальшого реформування оплати

праці в Україні

Приложение Д Основні напрями розвитку трудового потенціалу

в Україні на період до 2010 року

Приложение Ж Закон України «Про колективні договори та угоди»

Приложение З Витяги із Закону України «Про зайнятість населення»

Глава 1. Введение в экономику труда

1.1. История развития экономики труда


1.2 Сфера исследования экономики труда

1.3 Структура и место экономики труда среди других наук

1.1

История развития экономики труда



Экономика труда представляет собой самостоятельную науку, содержание и методы исследования которой формировались многие годы. В эволюции теоретических и практических представлений о труде выделяют три периода:

донаучный,

классический,

современный.

Донаучный период (III тысячелетие до н. э. – XVIII в. н. э.) характеризуется древнейшими документами таких стран, как Египет, Месопотамия, Шумер, Урарту, Хетское царство, Вавилон. Сохранились многочисленные документы из храмовых архивов, свидетельствующих об экономических операциях и регламентации трудовых отношений: арендные контракты об участках земли, переписи жителей, договоры о купле-продаже «рабочей силы», наряды на работы. Государственное регулирование экономических отношений в централизованных обществах Древнего Востока основывалось на систематическом учете и опросах занятости населения. В определенной мере можно говорить о господствовавшей тогда «плановой» экономике, учитывающей меру труда и меру потребления (в соответствии с социально-имущественным статусом), основанной на жестком разделении труда и примитивной кооперации труда, централизованном распределении рабочей силы, зависимого населения по видам труда, принудительной регламентации труда и профессиональном закреплении работников. Древневосточные документы дают информацию о профессионально-квалификационной структуре населения, формах организации труда, нормах выработки, распределении рабочей силы, механизмах стимулирования труда и его оплате, структуре и продолжительности рабочего дня.

Значительным достижением древневосточной экономической мысли являлось принципиальное, с точки зрения экономики труда, открытие крайней непроизводительности рабского труда и свойственных ему (как и другим формам принудительного труда) патологических явлений, например, рестрикционизма (сознательного ограничения норм выработки).

Древневосточная цивилизация (это зафиксировано в письменных источниках) дала миру всю ту сложнейшую систему общественного разделения труда, которая существует по сей день. Прежде всего, речь идет об отделении умственного труда от физического, послужившее основанием для обособления профессий в Древнем Египте. Творческие, интеллектуальные профессии (например, художника) считались более привилегированными, чем физические (обработчика камней). Обособление профессий получило институциональное закрепление (через законодательство и судебную практику) и послужило основой возникновения одного из самых древних инструментов мотивации труда – понижения в должности. При отсутствии социальной дифференциации профессий невозможно было бы использовать менее престижные виды труда в качестве негативного мотиватора для поддержания дисциплины и повышения производительности труда. Провинившихся чиновников могли разжаловать в категорию зависимых, земледельцев превратить в рабов, рабов сослать на галеры и т. д. Использование физического и мало престижного труда как меры социально-экономического наказания с тех пор прочно утвердилось в человеческом обществе: русских крестьян и даже дворян (декабристов) ссылали на каторжные работы, советских граждан в годы репрессий подвергали пыткам лагерного труда.

Поводом для применения карательных функций труда могли стать в древнем Египте уголовное преступление, злоупотребление служебным положением, грабеж и насилие. Все случаи фиксировались специальным кодексом и юридическими нормами. Формировался механизм социальной организации труда. Его элементы – государственно-планомерное распределение рабочей силы, юридическое и организационное оформление круга обязанностей за каждой должностью, налаженная система трудовой мобилизации, профессиональное обучение и профессиональный отбор. В Древнем Египте и Вавилоне существовали общеобразовательные и специальные школы, которые готовили юношей к управлению государством. Будущие чиновники должны были овладеть широким кругом гуманитарных и естественных наук, в совершенстве владеть придворным этикетом, знать основы психологии отношений между людьми и т. п.

Известным памятником древнеиндийской культуры является трактат «Артхашастра» (IV- III до н. э.), автором которого был советник царя Чандрагупты I – Каутилья. «Артхашастра» - в переводе с древнеиндийского – книга о пользе. В этом документе зафиксированы правила, которыми должны пользоваться управляющие государством. В нем указано кастовое деление и социальное неравенство, объясняемое божественным началом. Впервые в истории экономической мысли поставлен вопрос о стоимости, причем определяемой затратами труда. В трактате различалась «действительная» стоимость, которую определяли на трудовой основе – количеством дней труда, затраченного на производство товара, и «рыночная» стоимость, как результат купли-продажи.

Новый этап в развитии идей о труде связан с античной Грецией. Сократ, Платон, Ксенофонт, Аристотель в достаточной мере осознавали прогрессивную функцию разделения труда, благодаря которому общество получает социальную стратификацию, разнообразие видов труда и занятий, хорошо профессионализированный труд, систему экономического обмена товарами и услугами. Именно в результате разделения труда происходит специализация людей на изготовлении тех или иных видов продукции, повышение их качества. Люди приобретают возможность избирать сферу деятельности сами в соответствии со своими наклонностями.

Ксенофонт ведет микроанализ явлений – он подробно изучает разделение труда в эргастериях (античных мастерских) и касается (впервые в истории европейской мысли) проблемы редукции труда, то есть сведения сложного труда к простому. Много позднее редукция труда будет одним из центральных вопросов в трудах К. Маркса, Г. Зиммеля, М. Шелера и А.К. Гастева. Взгляды Ксенофонта по вопросу о разделении труда находились в тесной связи с воззрениями на рабство. Раб для него – это животное, одаренное речью. Он делил общество на рабов, выполняющих физический труд, и рабовладельцев – работников умственного труда, управляющих обществом. Ксенофонт впервые выдвинул положение о материальном и моральном стимулировании труда рабов: хорошо работающему рабу можно подарить подарок, а на честолюбивые натуры благотворно влияет и похвала.

Платон анализирует главным образом макроуровень разделения труда. Гениальным считается его положение о том, что в основе всякого государства лежит разделение труда. Процесс разделения труда и образования хозяйства Платон связывал с потребностями и врожденными способностями людей: человек не может самостоятельно удовлетворить все свои потребности, поэтому он берет себе различных помощников.

Заслуга Платона заключается в установлении закона «гармоничного разнообразия» труда. Платон постулировал, что разнообразию потребностей людей соответствует разнообразие способностей к труду и разнообразие видов труда.

Платон считал специализацию труда необходимым условием улучшения качества продукции и увеличения ее количества. Оба параметра экономически необходимы обществу. И чем дольше кто-либо специализируется в своем ремесле, тем больших успехов он достигает. Отсюда – платоновское оправдание пожизненного закрепления работника за данной профессией.

Средневековье не дало ничего принципиально нового для понимания сущности труда. Несколько выделяются позиции Августина (IV-V вв.), одинаково высоко ценившего умственный и физический труд, и Фомы Аквинского (XIII в), который ставил физический труд ниже умственного. Оба они развивали аксиологическое учение о труде, но придавали ему христианское звучание: используются этические мотивы, объясняющие значение труда как наказания божьего, помогающего искупить первородный грех; труд обеспечивает лишь биологическое существование, а духовное дается лишь через «нетруд», то есть отвлеченное созерцание.

Донаучный этап завершается в XIV в. деятельностью Фомы Аквинского. С первыми проблесками капитализма в европейской Реформации и работами М. Лютера начинается научный этап развития наук о труде.

Протестантизм подчеркнул особое значение труда. Если прежде труд был выведен из системы приоритетных ценностей как нечто неценное, то протестантизм впервые возвышает обыденную трудовую деятельность мирянина до уровня высочайших религиозных ценностей. В учении Мартина Лютера и Жана Кальвина труд наполняется религиозно-нравственным содержанием. Напряженная активность, моральная дисциплина, трудолюбие, честная работа и праведно накопленный капитал – ценностная шкала капитализма, лежащая в основе «трудового общества». Это новый тип человеческой цивилизации, основанный на протестантской трудовой этике, свободной конкуренции и предпринимательстве. На протяжении нескольких веков – с XV по XX век – “трудовое общество” определяло пути развития западной цивилизации.

М. Лютер и Ж. Кальвин выразили одну сторону новой системы представлений о труде – нравственно-религиозную.

Классический период (XIX – начало XX в.) – часть научного этапа. Начало классической политической экономии, основанной на научном теоретическом анализе положили работы У. Петти и А. Смита.

У. Петти положил начало новому направлению в политической экономии – классической школе. Он признал объективность экономических законов и обосновал теорию трудовой стоимости. Источником стоимости Петти считал труд, а величину стоимости он определял затратами рабочего времени. Однако, Петти не представлял себе стоимость вне денежной формы, то есть не различал стоимость и денежную форму ее проявления (стоимость и цену). В его понимании стоимость создается не всяким трудом, а только трудом, затрачиваемым на производство денежного материала, на добычу золота и серебра. Петти сделал несколько интересных выводов в теории заработной платы. Он определил заработную плату стоимостью необходимых для жизни средств существования, тем самым, подчеркнув объективный характер заработной платы. Величину заработной платы он измерял «прожиточным минимумом». Это свидетельствует о понимании У. Петти того, что рабочий в форме заработной платы получает лишь часть стоимости, созданной трудом в течение рабочего дня. Кроме того, Петти подчеркивал стимулирующую роль заработной платы в росте общественного богатства.

Основной экономический труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» занимает выдающееся место в истории новоевропейской мысли. А. Смит впервые предложил систематическое учение о разделении труда, как и сам этот термин. Смит начал свое учение с анализа разделения труда и обмена, что само по себе гениально, поскольку история товарного производства начинается с разделения труда. Ученый показал роль разделения труда на примере булавочной мануфактуры. Он подчеркнул, что разделение труда увеличивает производительность, способствует развитию навыков и ловкости рабочих, сберегает время на переход от одной операции к другой. По мнению К. Маркса, огромным шагом вперед для всей политэкономии явилось понятие труда вообще, которое впервые ввел именно А. Смит. Отбросив всякую определенность деятельности, создающей богатство, абстрагировавшись от конкретно-исторических форм – мануфактурного, коммерческого, земледельческого – Смит нашел исходную клеточку научного анализа – «просто труд». Определяя заработную плату, Смит связывал ее с трудом. При этом он исходил из продажи труда, а не рабочей силы. Заработную плату Смит определил как часть стоимости, созданной трудом рабочего. Смит пытался выяснить, чем определяется доля рабочего в созданном им продукте. В решении этой проблемы он связывал заработную плату со стоимостью средств существования рабочих. Изучая факторы, определяющие величину заработной платы, Смит говорил о физиологической ее границе (прожиточный минимум) и моральной (обеспечивающей развитие человека). К факторам повышения заработной платы он относил степень тяжести труда, уровень квалификации рабочих и др. Смит подчеркнул стимулирующую функцию заработной платы: щедрое вознаграждение за труд увеличивает трудолюбие, а надежда на обеспеченную старость побуждает рабочего к напряжению своих сил.

Выдающимся представителем английской политэкономической школы является также Д. Рикардо. Рикардо определял труд как единственный источник стоимости. Заслугой Рикардо было понимание того, что величина стоимости не может определяться индивидуальными затратами труда, что все товары одного рода имеют одинаковую стоимость. Рикардо подчеркивал, что стоимость товаров определяется не только результатами живого труда, но включает и стоимость израсходованных средств производства. В отличие от Смита, который считал, что стоимость состоит из доходов, Рикардо подчеркивал, что стоимость не состоит, а распадается на доходы, что стоимость первична по отношению к доходам: сначала необходимо создать богатство, а только потом его распределять между классами общества. Из этого логично вытекает, что с увеличением заработной платы рабочих стоимость не изменяется, уменьшаются лишь другие формы доходов, уменьшается прибыль капиталистов. Таким образом, Рикардо по сути сформулировал противоречивость классовых интересов.

В учении о заработной плате и прибыли Д. Рикардо также сделал шаг вперед по сравнению с А. Смитом. Он сделал важный вывод о противоположности движения заработной платы и прибыли (чем больше заработная плата, тем меньше прибыль в рамках созданной трудом стоимости), а также вывод о противостоянии капиталистов и рабочих, о противоречии их интересов. Под заработной платой Рикардо понимал доход наемных рабочих, создаваемый их трудом. Он считал, что рабочие продают капиталисту свой труд, а поэтому заработная плата выступает как цена труда. Рикардо различал абсолютную и относительную заработную плату.

Развитие классической политической экономии в первой половине XIX века связано с именами Т.Р. Мальтуса, Н.У. Сениора, Д. Милля, Д. Мак-Кулоха, Дж.С. Милля в Англии; Ж.Б. Сэя во Франции, Ч.Г. Кэри в США.

Т.Р. Мальтус вошел в историю экономики труда как автор первой попытки создать теорию народонаселения. Основная идея Мальтуса: состояние равновесия в обществе достигается при условии соответствия населения количеству предметов потребления (главным образом продуктов сельского хозяйства); при нарушении равновесия все равно возникают силы, уравновешивающие данное соотношение (биологическая способность человека к размножению превосходит его способность увеличивать продовольственные ресурсы, вместе с тем способность к воспроизводству ограничивается наличными продовольственными ресурсами). Из «закона народонаселения» Мальтуса вытекает вывод: всякие попытки государственного регулирования соотношения населения и материальных благ не имеют смысла, как не имеют смысла благотворительность или прямые государственные субсидии, которые порождают иждивенчество и ослабляют ответственность каждого за свое благополучие. Не имеет смысла и увеличение заработной платы, так как это приведет к росту рождаемости, к росту предложения рабочих рук, что, в конечном итоге, снизит заработную плату и сократит рождаемость населения. Мальтус принципиальный противник равенства. Он считал, что равенство убивает стимулы к труду и порождает, в конечном счете, нищету. Неравенство же – напротив, источник развития общества.

Значительным этапом в становлении всех экономических наук является экономическая теория К. Маркса. Целью научного исследования К. Маркса было открытие экономического закона движения современного общества. Им обоснованы методологические принципы экономического исследования: материализм, историзм, диалектика. Марксом всесторонне обоснована и проанализирована трудовая теория стоимости. Персонифицирована система социально-экономических и социально-трудовых отношений в капиталистическом обществе. Раскрывая сущность заработной платы, Маркс подчеркивал, что заработная плата – это лишь особое название цены труда. Маркс рассмотрел вопрос об уровне заработной платы и показал, что она регулируется теми же законами, что и цена любого товара. Он высказал идею о том, что заработная плата – это основа сохранения рабочего как такового, а поэтому она должна определяться ценой жизненных средств рабочего, включая издержки для продолжения рода. Маркс дал характеристику двух форм заработной платы – повременной и сдельной. Впервые Марксом проведено различие между номинальной и реальной заработной платой, подчеркнуто, что номинальная заработная плата – это количество денег, за которое рабочий продает себя капиталисту, а реальная – количество материальных благ, которое можно купить за эти деньги. Марксом дано определение абстрактного и конкретного труда: потребление рабочей силы в процессе производства одновременно есть процесс создания новой стоимости (абстрактный труд) и процесс перенесения на товар стоимости затраченных средств производства (конкретный труд).

В ХХ в. (современный этап развития экономики труда) наиболее активно развивается трудовое направление экономической мысли. Основы современной организации труда заложены в известных работах американского инженера Ф.У. Тейлора «Управление фабрикой» и «Принципы научного управления». Тейлор разработал основы аналитического метода нормирования затрат рабочего времени при помощи хронометражных наблюдений. Определяя нормы выработки, он осуществлял хронометраж работы физически наиболее сильного, специально обученного рациональным приемам труда, высококвалифицированного рабочего, затем эти нормы становились обязательными для всех. Представители школы научного управления Ф.У. Тейлора искали пути индивидуального развития работников посредством снижения уровня утомляемости, научного подбора персонала для работы по соответствующим профессиям; изучали возможности обеспечения соответствия способностей людей и требований рабочего места; совершенствовали систему стимулирования труда. Ф.У. Тейлор считал, что труд – это, прежде всего, индивидуальная деятельность, следовательно, влияние трудового коллектива на работника обычно имеет деструктивный характер, снижает производительность труда. Тейлор первым обосновал необходимость научного подбора работников.

Работы ученика Тейлора Г. Ганта характеризуют ведущую роль человеческого фактора в промышленности и высказывают убеждение в том, что работнику должна быть предоставлена возможность найти в своем труде не только источник существования, но и удовлетворения. Г. Гант совершенствовал систему стимулирования труда и разрабатывал способы внедрения «демократии в производство», обосновывал гуманизацию управления.

Американский инженер-механик и ученый Г. Эмерсон обогатил экономическую науку понятиями эффективности и производительности, определяемыми максимально выгодным соотношением между совокупными затратами и экономическими результатами. В работе «Двенадцать принципов производительности» Эмерсон поставил вопрос об эффективности производства в широком масштабе и сформировал собственную методику определения и обеспечения эффективности, единую для всякой целесообразной человеческой деятельности.

Изучением организации физического труда в производственных процессах занимались Ф. и Л. Гилберт. Они исследовали возможности увеличения выпуска продукции за счет более эффективного выполнения операций ручного труда без увеличения усилий работающих. Они первыми применили для изучения рабочих движений кинокамеру и изобретенный ими микрохронометр, положив начало научному нормированию труда.

Развитию форм и методов управления персоналом посвящены работы французского администратора и исследователя А. Файоля. Он выделил основные принципы управления персоналом: вознаграждение персонала, справедливость, постоянство состава персонала, подчинение частных интересов общим, единство персонала.

Важным этапом развития трудового направления экономической науки стало формирование и распространение «школы человеческих отношений». Наиболее авторитетными представителями этой школы считаются американские ученые М. Фоллет и Э. Мэйо. Знаменитые Хоторнские эксперименты Э. Мэйо дали богатейший материал для научного осмысления и следующих выводов: нормы выработки определяются не столько добросовестностью и квалификацией, сколько давлением группы; чрезвычайно эффективными являются социально-психологические методы стимулирования персонала; руководители должны ориентироваться в большей степени на людей, а не на продукцию и др. В дальнейших исследованиях А. Маслоу, Р. Лайкерта, Д. Мак-Грегора, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга, Л. Портера, Э. Лоулера и многих других изучены разнообразные аспекты социально-трудового взаимодействия людей, мотивации эффективного труда, характера власти и авторитета, коммуникации в организациях, лидерства, содержания работы, качества трудовой жизни и т. д.

Выдающимся отечественным исследователем проблем экономики труда является академик С.Г. Струмилин. В работе «К вопросу о классификации труда» С.Г. Струмилин всесторонне рассматривает процесс труда с экономической, физиологической, психологической, социальной и исторической точек зрения. Образцом аналитического подхода к одной из сложнейших проблем экономики труда является разработанная Струмилиным классификация профессий и специальностей. Его труды «Проблемы квалификации труда» и «Хозяйственное значение народного образования» стали основой исследований экономической эффективности образования, которые позднее в США были развиты в теорию «человеческого капитала».

С.Г. Струмилин последовательно подчеркивал нерациональность уравнительности в оплате труда. Разработанные им методы классификации и группировки профессий, большая работа по определению основных факторов дифференциации оплаты труда имели существенное значение для совершенствования системы организации заработной платы. С.Г. Струмилин впервые осуществил социально-экономическое исследование бюджета времени разных групп работников. Под его руководством впервые в мире был разработан перспективный плановый баланс труда на 1927/28 – 1932/33 гг.

Значителен вклад академика Струмилина и в разработку проблем повышения производительности труда. Анализируя эффективность новой техники, он исследовал соотношение между ростом производительности труда и снижением себестоимости. Струмилин обосновал необходимость учета в показателях производительности труда экономии не только живого, но и овеществленного труда. Струмилин рассматривал социологические факторы трудового поведения работников, стимулирование и мотивацию труда, искал оптимальное соотношение между трудом и отдыхом (рациональную продолжительность рабочего дня). Теоретический и методический интерес представляет его работа «Квалификация и одаренность», в которой содержатся результаты анкетирования ученых Москвы с использованием балльной самооценки способностей.

Теория научной организации труда была одним из наиболее мощных направлений отечественной экономики и социологии труда 20-х годов. Научные исследования велись на фоне острой дискуссии вокруг системы Тейлора. Одни считали приемлемым тейлоризм без оговорок, другие полностью его отвергали. Бывший народник Е. Максимов-Слобожанин полагал, что системе Тейлора нет места при социализме, поскольку исчезла объективная почва для ее существования – капиталистические противоречия. Несколько работ по тейлоризму выпустил О.А. Ерманский, автор получившей широкую известность концепции «физиологического оптимума» – сочетания факторов производства, включая физиологические затраты, для получения наилучшего результата. Практические работники управления производством, специалисты, как правило, поддерживали тейлоризм.

Остро обсуждались в 20-е годы и такие принципиальные вопросы, как единоначалие и коллегиальность, проблемы повышения производительности труда. С.Г. Струмилин в 1921 г. описывал ситуацию следующим образом: в первые дни после революции рабочие почувствовали себя хозяевами положения, авторитет администрации упал до минимума, так же как и дисциплина, рабочие получили, таким образом, некоторую «передышку», но производительность труда упала еще ниже, зачастую достигая уровня в десятки раз ниже нормы «доброго старого капиталистического времени» [5, с. 73]. Попытки увеличения продолжительности рабочего дня только за счет увеличения продолжительности рабочего дня до 10 и даже до 12 часов не имели особого успеха.

Постепенно многие специалисты пришли к убеждению, что магистральным путем роста производительности труда является его рационализация. Однако, в выборе средств мнения существенно расходились. Группа видных ученых (П.М. Керженцев, В. Радусь-Зенкович, И. Бурдянский, В. М. Торбек, М. П. Рудаков и др.) подвергла критике течение научной организации труда, к которому принадлежал О.А. Ерманский, примыкали «цитовцы» А.К. Гастев, А.З. Гольцман и др. Бурдянский, в частности, обвинял Ерманского в искажении методологических принципов трудовой теории стоимости К. Маркса, не соглашаясь с ее интерпретацией в терминах расходования физической энергии человека, с заменой социально-экономических и психологических факторов труда физиологическими и «механическими».

Таким образом, к середине 20-х годов сложились две ведущие теоретические платформы. Первые опирались на творческую инициативу широких масс в рационализаторской деятельности, вторые апеллировали к профессиональной лабораторной работе, за что сотрудников центрального института труда упрекали в методологии «узкой базы», в стремлении чуть ли не повысить эксплуатацию советских рабочих. А.К. Гастев возражал, утверждая, что ни о какой эксплуатации в научном смысле говорить вообще нельзя в стране, где производительность и интенсивность труда рабочих в несколько раз ниже мировых стандартов.

К концу 20-х годов крупные научные центры, ведущие исследования в области экономики труда, сложились в Москве, Ленинграде, Харькове, Казани, Таганроге. Во Всеукраинском институте труда (г. Харьков), который возглавлял Ф.Р. Дунаевский, плодотворно изучались проблемы, связанные с воздействием современной технологии и частичного разделения труда на человека, отмечалось появление нового типа профессий, как у вспомогательных, так и основных рабочих. Интересные идеи в области профотбора и профориентации выдвигали В. Шнейдер, Е.Г. Либерман, М. Фанштейн и др. В Москве в эти годы успешно работал над проблемами организации и стимулирования труда А.Ф. Журавский, которого интересовала и внепроизводственная сфера, в частности, воздействие образа жизни на трудоспособность работника.

Одной из наиболее ярких фигур в движении научной организации труда и социально-трудовых исследований является А.К. Гастев. Он внес огромный научный вклад в экономику и социологию труда, а также непосредственно участвовал в организационном оформлении социально-трудовых исследований – в создании центрального института труда (ЦИТ). Гастев был незаконно репрессирован и посмертно реабилитирован. А.К. Гастев считается основоположником отечественной школы научной организации труда. Основополагающим тезисом его теории было утверждение о том, что никакая техника или машина не помогут, если не появится, не воспитается новый тип работника. Понятно поэтому то огромное внимание, которое уделял Гастев развитию трудовой культуры в самом широком понимании этого слова. Она превращалась в важнейший фактор организации труда. Отличительной чертой разработок ЦИТа, в том числе Гастева, была установка на практическое внедрение. С этой целью им был проанализирован и методически отработан сложнейший механизм внедрения новых форм организации и управления трудом.

Н.А. Витке, рассматривая предприятие как единый социальный организм, подчеркивал значение организаторской функции руководителя. Последний может уступать своим подчиненным в знании тонкостей технологии производства, но не в стратегии управления. Важнее всего для него способность к лидерству, Н.А. Витке немало внимания уделял механизму стабилизации персонала, в том числе профессиональному отбору новичков.

В вышедшей в 20-е годы книге Э.К. Дрезена «Основы НОТа» поднимались такие проблемы как мотивация работника в условиях совместного труда, организация аппарата управления, прием новых работников, профессиональный отбор и профессиональная оценка (в нее включались административная, психологическая и служебная оценки, оценка технических умений). Э.К. Дрезен настаивал на участии в подборе кадров специалистов-профессионалов, выступая вместе с тем за расширение доступа рядовых работников ко всей производственной информации.

В 1920 и 1926 годах в СССР были проведены переписи населения, которые дали интересную статистику по проблемам социальной структуры общества, образования, культуры, науки. Значимым явлением явился выход в свет периодических изданий по проблемам экономики труда: «Статистика труда», «Организация труда», «Техника управления», «За рационализацию», «Предприятие», «Инженерный труд». Однако уже к концу 30-х годов объективные научные исследования были практически свернуты, главным образом, по политическим мотивам.

В конце 50-х годов управление человеческими ресурсами в организациях выделилось в специальную управленческую функцию управления персоналом. Ее основной задачей стало обеспечение возможности каждому работнику работать максимально эффективно на пользу предприятию, что обязательно связывается с повышением личного благосостояния работника. Научные исследования в области управления персоналом связаны теперь, главным образом, с методами подбора, обучения и переподготовки кадров, а также с проблемами занятости, эффективного использования рабочего времени и оборудования, процедурами урегулирования трудовых конфликтов, новыми взглядами на систему материального стимулирования работников, отказом от традиционных форм оплаты, основанных на жестком нормировании.

Начиная с 60-х годов наблюдается вторая волна увеличения интереса к проблемам управления, связанным ролью личного фактора производственных отношений. Управление экономическими отношениями рассматривается как целенаправленное влияние на людей и лишь через них – на производственные отношения. Повышается значимость социально-психологических методов управления. Благодаря исследованиям Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева и других ученых в отдельное направление выделилась эргономика, предметом которой являются исследования разнообразных характеристик работающего человека с учетом многочисленных производственных факторов с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда.

В это же время происходит процесс становления инженерной психологии как самостоятельной науки, связанной с экономикой труда, продолжается развитие нормирования труда. Значительный вклад в развитие нормирования труда внесли ученые-экономисты Е.И. Андрющенко, Б.М. Генкин, Г.Э. Слезингер, П.Ф. Петроченко, В.П. Бабич и др. Значительное расширение получила теория производительности и эффективности труда в работах Е.Г. Антосенкова, Д.М. Карпухина, Л.А. Костина, Г.А. Пруденского и др.

В Украине трудовое направление экономической мысли сегодня развивается несколькими научными центрами. Наиболее известные из них:

Институт экономики промышленности Национальной академии наук (г. Киев, г. Донецк),

Научно-исследовательский институт социально-трудовых отношений Министерства труда и социальной политики Украины (г. Луганск),

Научно-исследовательский институт труда и занятости населения Министерства труда и социальной политики и Национальной академии наук Украины (г. Киев),

Институт региональных исследований национальной академии наук Украины (г. Львов),

Совет по изучению производительных сил Украины национальной академии наук Украины (г. Киев),

Экономический научно-исследовательский институт Министерства экономики Украины (г. Киев),

Украинский научно-исследовательский институт аграрных проблем (г. Киев).

Немалый вклад в развитие экономики труда, управления трудовыми ресурсами и смежных наук осуществляет вузовская наука (Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, Львовский государственный университет им. И. Франко, Харьковский национальный университет им. Н. Каразина, Киевский национальный экономический университет, Донецкий национальный университет).

З

1.2

Сфера исследования экономики труда

начительную координирующую роль в обобщении и пропаганде теоретических и практических знаний в сфере экономики труда играют фундаментальные монографические издания и специальные научные сборники вышеупомянутых научных центров и вузов, периодические издания «Економіка України», «Продуктивність», «Економіст», «Персонал», «Праця і зарплата», «Украіна: аспекти праці» и др.

Как следует из названия курса, экономика труда изучает экономические явления, происходящие в сфере труда. Практически нет такой экономической проблемы в любой сфере человеческой деятельности, которая, так или иначе, не была бы связана с трудом и интересами человека. Именно экономика труда призвана изучать закономерности формирования и развития эффективного взаимодействия человека с природой и обществом.

Предмет экономики труда – это труд как целесообразная деятельность людей, которая всегда и одновременно является взаимодействием между человеком и природой и отношением между людьми в процессе и по поводу производства [6]. Труд является объектом и предметом исследования экономики труда. В связи с этим остановимся на исследовании сущности труда как экономической категории.

Труд является основой существования и развития человека, служит одной из важнейших форм самовыражения для большинства людей и поэтому он должен быть организован таким образом, чтобы адекватно отражать наиболее существенные особенности человека, обеспечивать соразмерное вознаграждение, удовлетворение основных потребностей человека. Наука располагает несколькими определениями своего объекта. По определению Альфреда Маршалла, труд – это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы» [2, с. 3].

В современной науке используются следующие определения. Труд – это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый или управляемый человеком по внутреннему побуждению либо по принуждению, либо по обеим причинам [2]. В учебном пособии Д.П. Богини и Е.А. Гришновой труд определяется как [1]:

сознательная целенаправленная созидательная деятельность;

приложение человеком интеллектуальных и физических усилий для получения полезного результата, связанного с удовлетворением своих материальных и духовных потребностей;

процесс преобразования ресурсов природы в ценности и блага, осуществляемый и управляемый человеком под воздействием внешних стимулов (экономических и административных) и внутренних побуждений;

проявление человеческой индивидуальности.

Специфическими, имеющими существенные особенности являются такие виды труда как творчество, предпринимательство.

Рассмотрим особенности труда как объекта исследования:

труд – это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективной, рациональной, экономично организованной;

труд является одним из основных условий жизнедеятельности не только индивида, но и общества в целом, фактором функционирования любой организации (предприятия);

труд имеет некоторые атрибуты товара, однако не может рассматриваться как товар, поскольку товаром является не он сам, а услуга труда;

в процессе труда формируется система социально-трудовых отношений, которые составляют основу общественных отношений на уровне национальной экономики, региона, предприятия и индивидов.

В процессе труда человек (или группа людей) взаимодействует с предметами и средствами труда, а также с окружающей средой для достижения цели его трудовой деятельности. Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств. Взаимодействие человека с рассмотренными элементами трудового процесса может быть представлено в виде схемы (рис. 1.1.).


















Рисунок 1.1. Процесс труда
Предметы труда – это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей. К предметам труда относятся: земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия; объекты производственных и непроизводственных работ и услуг; энергетические, материальные и информационные потоки.

Средства труда – это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы и оборудование; технологическое и организационное оснащение рабочих мест; средства программного обеспечения, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий труда.

Совокупность средств труда и предметов труда образует средства производства.

Технология – это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

Окружающая среда характеризуется ее состоянием с точки зрения обеспечения безопасности труда, соблюдения санитарно-гигиенических, эргономических и эстетических требований к условиям труда.

В результате процесса труда образуются продукты труда, определяемые как вещество природы или другие объекты, обладающие заданными свойствами и приспособленные к человеческим потребностям.

Важно отметить, что труд имеет как экономическую, так и социальную ценность для человека:

экономическая – труд является важнейшим производственным фактором, при помощи которого производится продукция определенного количества и качества;

социальная – труд является источником дохода, определяет социальный статус человека в обществе, удовлетворяет первичные и вторичные потребности человека.

Процесс труда – явление многоаспектное. Рассмотрим наиболее существенные формы проявления труда, определяемые как различные стороны или аспекты процесса труда [4].

Психофизиологическая сторона трудовой деятельности – затраты человеческой энергии, выражающиеся в расходовании энергии мускулов, мозга нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

Организационно-технологический аспект трудовой деятельности – взаимодействие работника со средствами производства: предметами и средствами труда; определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т. д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.

Организационно-экономическая сторона трудовой деятельности – производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношения соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Эта сторона зависит от уровня разделения и кооперации труда, от форм организации труда – индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия.
Классификация видов труда по группам признаков [4]:

По характеру и содержанию труда:

труд наемный и частный;

индивидуальный и коллективный;

по желанию, необходимости и принуждению;

физический и умственный;

репродуктивный и творческий;

разной степени сложности (простой и квалифицированный).

По предмету и продукту труда – базируется на профессиональном, функциональном и отраслевом разделении труда:

труд научный, инженерный, управленческий, производственный;

предпринимательский и инновационный;

промышленный, сельскохозяйственный, транспортный и коммуникационный.

По средствам и способам труда:

труд ручной (технически невооруженный), механизированный и автоматизированный;

низко-, средне- и высокотехнологичный;

с различной степенью участия человека.

По условиям труда:

труд стационарный и передвижной;

наземный и подземный;

легкий, средней тяжести и тяжелый;

привлекательный и непривлекательный;

свободный и с различной степенью регламентации.

Для общей характеристики того или иного вида конкретного труда используются рассмотренные четыре группы признаков в их сочетании. Пример: для научного работника эта характеристика может выглядеть следующим образом – труд умственный, творческий, особо сложный, высококвалифицированный, индивидуальный, научный, инновационный, технически вооруженный, среднетехнологичный, стационарный, средней тяжести, привлекательный, самостоятельный, нерегламентированный. Всесторонняя характеристика труда применительно к каждому работнику и коллективу должна служить необходимой базой для оценки его соответствия требованиям, вытекающим из целей труда в решении экономических и социальных задач предприятия или индивида.

С

1.3

Структура

и место

экономики

труда среди других наук

труктуру экономики труда образуют два уровня исследования: макро- и микроэкономический. Макроуровень науки представлен изучением социально-трудовых отношений и рынка труда, занятости населения и безработицы, трудовых ресурсов и трудового потенциала. Основные направления исследований микроуровня экономики труда: организация и нормирование труда, эффективность и производительность труда, внутренние рынки труда и управление персоналом, формы и системы оплаты труда.


Экономика труда достаточно тесно связана с большим комплексом наук: прежде всего с экономическими (макроэкономика и микроэкономика, экономика предприятия, статистика, организация производства, менеджмент), а также с биологией, социальными, правовыми науками. Эти взаимосвязи объективно обусловлены многоаспектностью проблем труда.

Взаимосвязи с техническими науками определяются тем, что рационализация трудовых процессов непосредственно связана с анализом технологии, предметов и средств труда. Для экономики труда чрезвычайно важен технологический аспект производства.

При организации трудовых процессов необходимо учитывать затраты энергии работающих, степень их утомления, интерес к труду и другие психофизиологические и социальные факторы. Этим определяются взаимосвязи экономики труда с эргономикой, физиологией и психологией труда, социологическими дисциплинами.

Системный подход к определению места экономики труда в ряду наук представлен в таблице 1.1 [1, с. 16].

Таблица 1.1-

Взаимосвязь проблем экономики труда с другими науками о труде




Человеческие ресурсы

Рынок труда и Занятость населения

Человеческий капитал

Качество рабочей силы

Организация труда

Нормирование труда

Эффективность труда

Оплата труда

Экономика

труда

+

+

+

+

+

+

+

+

Социология труда







+

+










+

Научная

организация труда













+

+

+




Управление персоналом







+

+










+

Техника безопасности и охрана

труда













+

+







Демография

























Психология труда







+
















Эргономика



















+




Трудовое право




+

+




+







+

Управление трудовыми ресурсами

+

+
















+

Экономика образования







+

+













Содержание современной экономики труда отличается от традиционной отечественной структуры данной дисциплины. Значительно расширен раздел, посвященный становлению и функционированию рынка труда, глубже рассматриваются проблемы управления трудовыми ресурсами, появились новые разделы – социальная политика и социальная защита населения, социально-трудовые отношения и др.; новое качественное наполнение имеют разделы, в которых определяется сущность заработной платы как категории рыночной экономики, анализируются вопросы стимулирования и мотивации эффективного трудового поведения. Экономика труда относится к развивающимся наукам, новейшие исследования посвящены следующим актуальным для сегодняшней Украины проблемам:

прогнозирование рынка труда и особенностей его формирования в Украине;

исследование влияния приватизационных процессов на занятость и уровень жизни населения;

исследование эффективности инвестиций в человеческий капитал на уровне индивида, микро и макроуровнях;

разработка эффективных систем оценки трудового вклада и оплаты труда;

поиск оптимальных путей воспроизводства кадрового потенциала страны и социальной защиты населения и др.
Литература

  1. Богиня Д.П, Грішнова О. А. Основи економіки праці. – К.: Знання – Прес, 2000. – 313 с.

  2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 384 с.

  3. Дмитриченко Л.И. История экономических учений. – Донецк: КИТИС, ДонГУ, 1999. – 452 с.

  4. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 336с.

  5. Социология труда / Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 368 с.

  6. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. – М.: Изд-во МГУ, изд. ЧеРо, 1996. – 623 с.
Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Покажите роль труда в развитии человека и общества.

  2. Предпосылки появления науки «экономика труда».

  3. Раскройте наиболее известные теории, имеющие значение для развития науки об обществе, о труде.

  4. В каком известном документе впервые в истории экономической мысли был поставлен вопрос о стоимости, определяемой затратами труда?

  5. Кто впервые выдвинул положение о материальном и моральном стимулировании труда?

  6. Что общего и какие различия существуют во взглядах выдающихся представителей политэкономической школы А. Смита и Д. Рикардо?

  7. Изучение труда в экономической теории К. Маркса.

  8. Трудовое направление экономической мысли в современной науке Украины.

  9. Определите предмет и опишите структуру экономики труда как специальной науки.

  10. Какие аспекты отражает понятие «труд»?

  11. В чем заключается сущность процесса труда?

  12. Охарактеризуйте наиболее существенные формы проявления труда.

  13. Дайте характеристику видов труда по четырем группам признаков.

  14. В чем прослеживается связь экономики труда с другими науками?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации