Михайловская Л.Л., Лазарева Д.И. История западных славян с древнейших времён до начала XX века - файл n1.doc

приобрести
Михайловская Л.Л., Лазарева Д.И. История западных славян с древнейших времён до начала XX века
скачать (2217 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2217kb.22.08.2012 16:55скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18









СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

МОДУЛЬ I. ИСТОРИЯ ЧЕХИИ

ПРОГРАММА КУРСА

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРАКТИКУМ

ТЕСТЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

МОДУЛЬ II. ИСТОРИЯ ПОЛЬШИ

ПРОГРАММА КУРСА

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРАКТИКУМ

ТЕСТЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ



ВВЕДЕНИЕ



Учебно-методический комплекс по истории западных славян (с древнейших времен до 1914 г.) предназначен для студентов исторического факультета (специальности «История») и призван способствовать более глубокому самостоятельному изучению истории западнославянских народов. УМК составлен на основе программы по курсу «История западных славян», одобренной Министерством образования Республики Беларусь.

Комплекс построен по проблемно-хронологическому принципу и состоит из двух модулей: модуль I («История Чехии»), модуль II («История Польши»). Оба модуля содержит основной материал по указанному периоду и состоят из информативного, методического и контрольного разделов. Каждый из модулей содержит программу («История Чехии», «История Польши») с обширным списком литературы, которую можно использовать как для учебной, так и для исследовательской работы. В соответствующих модулях студенты найдут конспекты лекций по истории Чехии и истории Польши, а также хронологические справочники.

Важное место, в структуре модулей занимает практикум. В нем содержатся темы, планы, литература и подбор источникового материала для практических и семинарских занятий. Предлагаемые методические рекомендации для работы с практикумом помогут студентам самостоятельно работать с документами, что особенно важно для формирования профессиональных навыков. Документы, аключенные в практикум, объединяются вокруг отдельных тем или проблем, вынесенных на семинарские занятия. Работа с практикумом должна занимать большое место в изучении курса. В процессе подготовки студенты должны написать реферат по одной из предложенных тем.

Контрольная часть модулей состоит из тестов и вопросов к зачету (экзамену). Система тестирования построена таким образом, чтобы проверить не только знание хронологии и фактического материала, но и понимание процессов и основных тенденций развития западнославянских стран. Студенты, не прошедшие тестирования, не допускаются к зачету (экзамену).

Мы предлагаем работать с УМК в той последовательности, в которой изложены его структурные части, что позволит прочно и глубоко усвоить курс Истории западных славян.

МОДУЛЬ I. ИСТОРИЯ ЧЕХИИ
ПРОГРАММА КУРСА ИСТОРИЯ ЧЕХИИ

ВВЕДЕНИЕ


История Чехии как часть истории западных славян и славистики в целом. Предмет и задачи курса. Периодизация. Характеристика источников и историографии. Основные проблемы истории Чехии.

I. ЧЕШСКИЕ ЗЕМЛИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ. VI – (КОНЕЦ XVIII в.).




ЧЕШСКИЕ ЗЕМЛИ В СОСТАВЕ ДЕРЖАВЫ САМО. Территориальные контуры расселения чешских, словацких, моравских племен. Общественная организация. Образование военных союзов. Подчинение Аварскому каганату. Восстание славян против авар. (623). Образование и территориальное расширение державы Само. Хроника Фредегара о ее устройстве. Этнический состав объединения. Борьба с франками. Распад державы Само.
ВЕЛИКАЯ МОРАВИЯ. Этнический состав и границы. Уровень развития экономики к IX в. Социальное и политическое устройство. Взаимоотношения с соседями. Князья Моймир и Ростислав. Распространение христианства. Деятельность Кирилла и Мефодия. Попытка образования славянской церкви. Возникновение славянской письменности и литературы. Усиление немецкого влияния во время правления Святополка. Борьба с немецкой агрессией. Вторжение мадьяр и распад Великой Моравии. Ее значение в славянской истории и развитии славянской культуры.


ДЕРЖАВА ПРЖЕМЫСЛОВЦЕВ. Территория и расселение чешских, моравских и словацких племен. Развитие сельского хозяйства. Ремесла и торговля. Политическая консолидация чешских племен. Пражский и Зличанский центры чешской государственности. Борьба Славников и Пржемысловцев. Князь Борживой. Распространение христианства. Болеслав I Грозный и Болеслав II. Социально-экономическое развитие и административное устройство Чешского государства. Внешняя политика. Отношения с Германской империей и Польшей.



ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЧЕШСКИХ ЗЕМЛЯХ XII – ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIV вв. Ослабление великокняжеской власти в чешских землях. Векторы внутренней и внешней колонизации; ее особенности и значение. Развитие феодальных отношений. Жупаны и шляхта. «Земаны», «гости», «дедицы». Феодальные обязанности крестьян. Возникновение городов. Распространение Немецкого права. Положение церкви.

Начало объединения чешских земель и восстановление государственного единства во время правления Пржемысла Отакара I. Реформы Пржемысла Отакара II. Упадок монархии Пржемысловцев. Попытки объединения Чехии и Польши. Династический кризис и борьба за чешский трон в первой трети XIV в. Люксембурги на чешском троне.
«CORONA REGNI BOHEMIAE» ПРИ КАРЛЕ I (IV). Взаимоотношения короля, шляхты, городов и церкви. Законник «Codex Carolinus». Культурная политика Карла IV. Создание Пражского университета, развитие архитектуры, литературы и историографии. Политическое положение Чешского королевства в составе империи. «Золотая булла» и ее международно-правовое значение. Внешнеполитическое положение Чешского королевства. Отношения с Австрией, Венгрией, Польшей.
«CORONA REGNI BOHEMIAE» ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIV- НАЧАЛЕ XV вв. Политическая ситуация в Чехии после смерти Карла IV. Раздел его владений. Обострение социальных и национальных противоречий в Чехии. Упадок феодального хозяйства. Переход к денежной ренте. Состояние городов и торговли. Ослабление королевской власти при Вацлаве IV. Шляхетская оппозиция. Экономическое и политическое положение католической церкви в Чехии.
ЧЕШСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ. Идеологические предпосылки гусизма. Пражский университет и его роль в развитии реформации. Распространение в Чехии идей Виклефа. Иероним Пражский. Мировоззрение и деятельность Яна Гуса. Восстание 1419 г. в Праге. Гуситская революция. Разрыв Чехии с Империей и вопрос о «чешском наследстве».

Социальный состав чешской реформации. Формирование основных лагерей гуситского движения. Чашники и табориты. Гуситские войны. Ян Жижка и Прокоп Голый. Разгром гуситами крестовых походов. «Пражские компактаты». Сигизмунд Люксембургский на чешском троне. Итоги и историческое значение гуситских войн.

Новая фаза гуситского движения. Политическая борьба в Чехии 1437 - 1471 гг. Усиление Чешского королевства во время правления Иржи из Подебрад. Внешнеполитическое положение Чехии.
ЧЕХИЯ В 1471 - 1526 гг. Изменения в экономической жизни Чехии. Политическое устройство Чешского государства. Социальная структура. Установление сословной монархии. Рада земская как орган власти чешского панства. Чешский сейм, его состав и функции. Органы местного управления. Постановления Кутногорского сейма (1483). Борьба между землевладельцами и городами и ее итоги.

Объединение Чешского и Венгерского королевств под властью Ягеллонов. Политика Владислава и Людовика Ягеллонов. Ослабление королевской власти.
ЧЕШСКИЕ ЗЕМЛИ В СОСТАВЕ ГАБСБУРГСКОЙ МОНАРХИИ (1526 – 1620). Внешнеполитическое положение Чехии. Битва при Могаче (1526) и усиление угрозы турецкого завоевания. Избрание Фердинанда I Габсбурга чешским королем. «Коронационные капитуляции» Фердинанда I. Вхождение Чехии в состав владений Габсбургов. Усиление власти короля, подчинение сословных и местных органов центральной власти. Сословная оппозиция. Восстание 1547 г. в Праге. «Кровавый сейм». Религиозная политика Фердинанда I. Репрессии против «чешских братьев». Положение чешских протестантов во время правления Максимилиана II. «Чешская конфессия» 1575 г.
ВОССТАНИЕ ЧЕШСКИХ СОСЛОВИЙ 1618 – 1620 гг. Политика Габсбургов в Чехии. Обострение социально-политических противоречий в конце XVI – начале XVII вв. Религиозные конфликты в чешском обществе. Борьба чешских сословий против Габсбургов. Съезд протестантских сословий 1618 г. и его требования. Избрание Фридриха Пфальцского на чешский трон. Оформление антигабсбургской коалиции. Битва у Белой Горы и ее последствия.
ЧЕШСКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД ТРИДЦАТИЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ. Причины, характер и начало Тридцатилетней войны. Военные действия на территории Чехии. Потеря Чехией независимости. Политические и социальные последствия Тридцатилетней войны. Политика Фердинанда II. «Обновленное земское устройство» (1627) для Чехии. Ограничение прав и изменения в составе чешского сейма. Мероприятия по искоренению протестантизма. Торжество Контрреформации в Чехии. Опустошение чешских земель и хозяйственный упадок.

ЧЕШСКИЕ ЗЕМЛИ ПОД ВЛАСТЬЮ ГАБСБУРГОВ В 1648 – 1780 гг. Особенности политического статуса чешских земель в составе монархии Габсбургов. Административное, финансовое, военное подчинение австрийским властям. Национальные отношения. Общественное положение церкви и духовенства. Изгнание протестантов. Иезуиты в Пражском университете. Упадок национальной литературы.

Развитие велькостатка в XVII в. Распространение барщинного хозяйства. Положение крестьян. Антифеодальная борьба крестьян в XVII в. Восстание 1680 г. Восстание ходов. Крестьянские выступления в первой половине XVIII в. Развитие чешских городов. Процесс первоначального накопления капитала. Развитие промышленного предпринимательства. Появление мануфактур.
ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ РЕФОРМ В МОНАРХИИ ГАБСБУРГОВ (1740 – 1781). Политический кризис монархии Габсбургов. Война за «австрийское наследство». Территориальные потери Австрии. Правление Марии Терезии. «Просвещенный» абсолютизм. Реорганизация органов государственного управления. Реформа налогообложения. Кадастр 1757 г. Таможенный тариф 1775 г. Реформа судопроизводства и финансов. Реформы в области просвещения и образования.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕШСКИХ ЗЕМЕЛЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. Аграрный характер чешской экономики. Положение крестьян. Соотношение форм земельной ренты. Кризис барщинно-крепостнической системы. Крестьянское восстание 1775 г. Антифеодальное движение. Патент о барщине 1775 г. Последующие аграрные реформы. Замена барщины денежной рентой. Цеховые формы ремесленного производства. Углубление специализации. Развитие шляхетских и городских мануфактур. Политика протекционизма. Развитие рынка. Торговое и финансовое предпринимательство. Чешские рудники и их богатства.
РЕФОРМЫ ИОСИФА II (1780 – 1790). Новые общественные явления. Патент о веротерпимости (1781) и подчинение церкви государству. Аграрная реформа. Патент об отмене личной зависимости крестьян и аграрная реформа. Активизация хозяйственной деятельности сельского населения. Административная, военная и судебная реформы. Формирование бюрократической системы. Укрепление вооруженных сил. Реформа школьного обучения. Реорганизация высшей школы. Изменение системы преподавания в Пражском университете; открытие новых кафедр. Подъем чешской национальной науки и культуры. Реформы в области здравоохранения и социального обеспечения.

  1. ЧЕШСКИЕ ЗЕМЛИ В НОВОЕ ВРЕМЯ (КОНЕЦ XVIII в.–1914 г.).


ЧЕШСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. Его сущность, особенности и этапы. Социальный и национальный факторы. Земский патриотизм. Деятельность будителей. М. Крамериус и «Чешская экспедиция». Чешская периодика. Развитие славянской филологии. Ф. Прохаска, Й. Добровский, Й. Юнгман. Образование кафедры чешского языка в Пражском университете. Развитие историографии. Ф. Пелцл, Г. Добнер. Национально-просветительские учреждения. «Земледельческое общество». Деятельность «Королевского научного общества». Основание Академии художеств, Политехнического института, консерватории. Реформа народного образования.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕШСКИХ ЗЕМЕЛЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. Промышленная революция в чешских землях, ее сущность и этапы. Главные промышленные центры. Рост мануфактур. Возникновение фабрик. Развитие транспортной системы. Распространение новых сельскохозяйственных технологий. Формирование национального рынка. Социально-экономические и демографические последствия промышленной революции.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕШСКИХ ЗЕМЛЯХ В 1815 – 1830 гг. Чешские земли в политике европейских держав после наполеоновских войн. «Меттерниховский абсолютизм». Подавление чешской национальной культуры. Формирование в Чехии оппозиции политическому режиму Габсбургов.

Национальные движения в Чехии и Моравии. Новое поколение будителей. Открытие Патриотического музея и его издательская деятельность. Матица Чешская. Труды по чешской истории. Ф. Палацкий, В. Ганка. Концепция славянской взаимности. Славянофильство. Я. Коллар. «Славянские древности» П. Шафарика.
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В 1830 – 1848 гг. Расширение состава национального движения. Формирование идеологии австрославизма и его сущность. Деятельность К. Гавличека-Боровского. «Пражская газета». Чешский театр и драматургия. К. Махачек, Й. Тыл. Расстановка политических сил в Чехии накануне революции 1848 – 1849 гг. Чешская политическая программа и политические группировки. Диапазон требований.
РЕВОЛЮЦИЯ 1848 – 1849 гг. В ЧЕШСКИХ ЗЕМЛЯХ. Активизация национального движения. Петиционный период революции. Святовацлавское собрание. Требование конституции и демократических свобод. Революция в Вене. Деятельность Национального комитета. Ф. Палацкий. Крах политики австрославизма. Деятельность «Славянской липы». Открытие Славянского съезда. Его цели и программа. Июньское восстание в Праге. Кромержижский сейм. Мартовская конституция (1849). Аграрная реформа. Итоги и значение революции.

ЧЕШСКИЕ ЗЕМЛИ В 50-х - ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 60-х годов XIX в. Новые явления в чешском обществе. Изменение социальной и национальной структуры. Национальная буржуазия. Новые группы сельского населения. Экономическое развитие чешских земель. Специализация промышленных центров. Модернизация сельскохозяйственного производства. Создание национального банка. Ведущее положение чешских земель в экономике империи.

Чешское национальное движение в 50-е годы XIX в. Разгром радикально-демократического течения. Эпоха неоабсолютизма. Централизация управления. Новые формы идейно-политической борьбы. Подъем публицистики и периодики. Конституционное движение 60-х годов. Идеи федерализма и парламентаризма. Возникновение национальной партии, ее социальная база и программа. «Идея австрийского государства» (1865) Ф. Палацкого.
ЧЕШСКИЕ ЗЕМЛИ В СОСТАВЕ АВСТРО-ВЕНГРИИ В КОНЦЕ 60–х - НАЧАЛЕ 70-х гг. XIX в. Образование Австро-Венгрии. Административная структура и организация государственного управления империи. Конституция 1867 г. и ее характер. Чешское общество в период введения дуализма. Таборы. Борьба за чешско-австрийское соглашение. Декларация 1868 г. Формирование парламентской оппозиции. «Фундаментальные статьи» 1871 г. Положение Чехии в составе Австро-Венгрии. Раскол в Национальной партии. «Старочехи» и «младочехи».
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕШСКИХ ЗЕМЕЛЬ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX в. Завершение промышленной революции. Особенности процесса индустриализации. Цикличный характер развития экономики. Модернизация сельского хозяйства и развитие сельскохозяйственного производства. Развитие горнорудной добывающей и обрабатывающей промышленности. Превращение чешских земель в «промышленную мастерскую» Австро-Венгрии. Уровень развития легкой промышленности. Развитие банков и финансов. Особенности социально-экономической структуры чешских земель в составе империи.
ПОДЪЕМ НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ В 80 – 90-е ГОДЫ XIX в. Возвращение чешских партий в политическую жизнь империи. Усиление чешских элементов в государственном управлении. Национально-политическая борьба в 80 – 90-х годах XIX в. «Омладина». Формирование новой политической элиты. Реализм как политическое течение. Т. Масарик Проблема национального суверенитета. «Пунктуации» (1890). Распад партии старочехов.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЧЕХИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ. Противостояние немцев и чехов. Борьба за равноправие чешского языка и всеобщее избирательное право. Общественно-политические течения конца XIX – начала XX вв. Возникновение новых политических партий. Трансформация прогрессистского движения. Клерикальное течение в Чехии и Моравии. Христианско-социальные партии. Национальные социалисты. Генезис Чешской аграрной партии. Чешская народная партия. Политическая деятельность Т. Масарика. Реалисты.
ЧЕШСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX вв. Рабочее движение в конце 60-х – начале 70-х годов XIX в. как левое крыло общедемократической борьбы. Его особенности и многонациональный характер. Деятельность профсоюзов. Рабочий просветительский союз. Образование Социал-демократической рабочей партии Австрии (1874) и чехи. Социалистическое движение в чешских землях в 70-80 годах. Образование Чехославянской социал-демократической рабочей партии (1878). Федерализация австрийской социал-демократии. Рост забастовочного движения во второй половине 90-х годов. Принятие национальной программы. Образование Чешского национального совета (1900). Российская революция 1905 - 1907 гг. и чешская социал-демократия.
ЧЕШСКИЕ ЗЕМЛИ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Политический кризис Австро-Венгрии и позиция чешской правящей элиты. Чехи и развитие австрийской системы парламентаризма. Введение всеобщего избирательного права (1907). Выборы в рейхсрат 1907 г. и их итоги. Состав нового парламента. Парламентский кризис 1908 г. роспуск рейхсрата. Провал нового закона о языках. Пражская выставка и Славянский съезд 1908 г. Неославизм. Внешнеполитическая ориентация чешской буржуазии. Антивоенное движение в чешских землях.

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ


Историография истории южных и западных славян. М., 1987.

История Чехословакии. Т. I-2. М., 1956-1959.

История южных и западных славян. М., 1979.

История южных и западных славян. В 2 т. М., 1998. Т. 1: Средние века и Но­вое время.

Источниковедение истории южных и западных славян. Феодальный пери­од. М., 1999.

Краткая история Чехословакии: с древнейших времен до наших дней. М., 1988.

Лаптева Л.П. История Чехии периода феодализма (V- середина XVIII в.). М, 1993.

Лаптева Л.П. История Чехии периода феодализма (X - середины XVII в.). М., 1993.

Любавский М.К. История западных славян. М., 1918.

Макова Е.С. История южных и западных славян. Период феодализма (VI – середина XVIII в.). М., 1987.

ИСТОЧНИКИ
Антология чешской и словацкой философии. М., 1982.

Гуситское движение в освещении современников: источники и материалы для практических занятий. М., 1992.

Документы по истории университетов Европы в XII - XV в. Воронеж, 1973.

Зарубежные славяне и Россия: Документы архива М.Ф. Раевского. 40-80-е гг. XIX в. М., 1975.

Козьма Пражский. Чешская хроника. М., 1962.

Коллар Я. О литературной взаимности между племенами и наречиями славянскими // Отечественные записки. 1840. Т. 8. Отд. .

Конституции буржуазных стран. М.;Л., 1936. Т. 2. Средние и малые европейские страны.

Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVIII – XIX вв. М., 1957.

Лаврентий из Бжезовой. Гуситская хроника. М., 1962.

Лаптева Л.П. Гуситское движение в освещении современников. М., 1992.

Памятники истории Восточной Европы: источники XV-XVII вв. Т.1 – 5. Москва-Варшава, 1995 - 1999.

Памятники феодального государства и права стран Европы. Хрестоматия. М., 1961.

Послания магистра Яна Гуса. М., 1903.

Сборник документов по истории нового времени. 1870 – 1914. М., 1989.

Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.1 (I-VI вв.). М., 1991; Т.2 (VII-IX вв.) М., 1995.

Сикст из Оттерсдорфа. Хроника событий, свершившихся в Чехии в бурный 1547 год. Л., 1989.

Сказания о начале славянской письменности. М., 1981.

Сказания о начале Чешского государства в древнерусской письменности. М., 1970.

Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М., 1961.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1973.

Хрестоматия по истории средних веков. М., 1963.

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. I - 3. Минск., 1987 -1990.

ИССЛЕДОВАНИЯ
Австро-Венгрия: интеграционные процессы и национальная специфика. М., 1997.

Австро-Венгрия: Опыт многонационального государства. М., 1995.

Ванечек В. История государства и права Чехословакии. М., 1981.

Великая Моравия. Её историческое и культурное значение. М., 1985.

Власть и политическая культура в средневековой Европе. М., 1992. Ч. 1.

Вопросы первоначального накопления капитала и национальные движения в славянских странах. М., 1972.

Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев: Методология и историография: Сб. ст. М., 1976.

Госиоровский М. История словацкого рабочего движения. 1848 – 1918. М., 1958.

Гудзь-Марков А.В. История славян. М., 1997.

Гусакова Н.А. Из истории борьбы плебейской оппозиции против феодально-католической реакции в начале гуситского движения (1419 - 1422 гг.). Минск, 1963.

Дворник Ф. Славяне в европейской истории и цивилизации. М., 2001.

Европейские революции 1848 года: «Принцип национальности» в политике и идеологии. М., 2001.

Из истории международных отношений в Восточной и Юго-Восточной Европе. М., 1981.

Исследования по славяно-германским отношениям. М., 1971.

Комплексные проблемы истории и культуры народов Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1979.

Костюшко И.И. Аграрная реформа 1848 г. в Австрии. М., 1993

Костюшко И.И. Аграрные реформы в Австрии, Пруссии и России в период перехода от феодализма к капитализму. Сравнительный очерк. М., 1994.

Культурные связи народов Восточной Европы в XVI в. М., 1975.

Лаптева Л.П. Русская историография гуситского движения. (40-е годы XIX в. – 1917 г.). М., 1978.

Лаптева Л.П. Письменные источники по истории Чехии периода феодализма М., 1985.

Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии. М., 1990.

Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский (1592 – 1670). М., 1970.

Матула В. Людевит Штур (1815-1856). Братислава, 1956.

Мацек Й. Табор в гуситском революционном движении. М., 1956. Т. I.

Международные отношения в Центральной и Восточной Европе и их историография. Сб. статей. М., 1966.

Миллер И.С. Исследования по истории народов Центральной и Юго-Восточной Европы в XIX в. М., 1980.

Моисеева Г.Н., Крбец М.М. Йозеф Добровский и Россия. Л., 1990.

Мыльников А.С. Йозеф Юнгман и его время. М., 1973.

Мыльников А.С. Культура чешского Возрождения. Л., 1982.

Мыльников А.С. Павел Шафарик - выдающийся ученый-славист. М.;Л., 1963.

Мыльников А.С. Эпоха Просвещения в чешских землях: идеология, национальное самосознание, культура. М., 1977.

Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI - начала XVIII века. СПб., 1996.

Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Представления об этнической номинации и этничности XVI – начала XVIII века. СПб., 1999.

Ненашева З.С. Идейно-политическая борьба в Чехии и Словакии в начале XX в. М., 1984.

Ненашева З.С. Общественно-политическая мысль в чешских землях в конце XIX - начале XX века. М., 1994.

Общественно-политические движения в Центральной Европе в XIX - начале XX в. М., 1974

Озолин А.И. Из истории гуситского революционного движения. Саратов, 1973.

Озолин А.И. Бюргерская оппозиция в гуситском движении. Саратов, 1973.

Освободительные движения народов Австрийской империи. Возникновение и развитие, конец XVIII в. – 1849 г. Т. I. М., 1980.

Освободительные движения народов Австрийской империи. Период утверждения капитализма. Т. II. М., 1981.

Павел Йозеф Шафарик (К 200-летию со дня рождения). М., 1995.

Пашаева Н.М. Проблемное изучение славянского национального Возрождения. Книга как исторический источник. Ч. I. Страны Центральной Европы. М., 1988.

Полтавский М.А. История Австрии. Пути государственного и национального развития: Ч.1. С древнейших времен до революции 1848 г. М., 1992.

Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М., 1988.

Развитие капитализма и национальные движения в славянских странах. М., 1970.

Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982.

Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М., 1989.

Раннефеодальные, славянские государ­ства и народности. София, 1991

Ратнер Н.Д. Очерки по истории пангерманизма в Австрии в конце XIX в. М., 1970.

Революции 1848 - 1849: В 2 т. М., 1952.

Рокина Т.В. Ян Колар и Россия: история идеи славянской взаимности в российском обществе первой половины XIX в. Йокшар-Ола, 1998.

Рубцов Б.Т. Гуситские войны. М., 1955.

Рубцов Б.Т. Исследования по аграрной истории Чехии XIV - начала XV в. М., 1963.

Руколь Б.М. Гуситское движение. М., 1964.

Свердлов М.Б. Становление феодализма в славянских странах. СПб., 1997.

Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994.

Седов В.В. Славяне и раннее средневековье. М., 1995.

Семенова М. Быт и верования древних славян. СПб., 2000.

Славяне в эпоху феодализма. М., 1978.

Славяне и Россия. М., 1972.

Славяне и Русь (в зарубежной историографии). Сборник научных трудов. Киев, 1990.

Славяне и Русь: проблемы и идеи: Концепции, рожденные трехвековой полемикой, в хрестоматийном изложении. М., 2001.

Славяне. Этногенез и этническая история. Л., 1989.

Славянские движения XIX-XX веков: съезды, конгрессы, совещания, манифесты, обращения. М., 1998.

Славянские древности. Очерки по истории культуры славянских народов. М., 1997.

Славянские матицы. XIX в. М., 1996. Ч.1-2.

Славянские народы: общность истории и культуры. М., 2000.

Славянские съезды XIX – XX вв. М., 1994.

Славянские хроники. СПб, 1996.

Социальная структура общества в XIX в.: Страны Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1982.

Становление и развитие раннефеодальных го­сударств. Киев, 1972.

Удальцов И.И. Историография чешского национального Возрождения. М., 1984.

Удальцов И.И. Очерки из истории национально-политической борьбы в Чехии в 1848 году. М., 1951.

У истоков формирования наций в Центральной и Юго-Восточной Европе. М., 1984.

Уханова Е.В. У истоков славянской письменности. М., 1998.

Флоря Б.Н. Россия и чешское восстание против Габсбургов. М., 1986.

Флоря Б.Н. Отношения государства и церкви у восточных и западных славян (Эпоха средневековья) М., 1992.

Формирование наций в Центральной и Юго-Восточной Европе. М., 1981

Формирование раннефеодальных славянских народностей. М., 1981.

Центральная Европа как исторический регион. М., 1996.

Центральная и Юго-Восточная Европа в Новое время. М., 1974.

Церковь в истории славянских народов. М., 1997.

Чешская нация на заключительном этапе формирования. 1850 – начало 70-х годов XIX в. М., 1979.

Этнические процессы в Центральной и Юго-Восточной Европе. М., 1988.

Этническое самосознание славян в XV веке. М., 1995.

Этногенез, ранняя этническая история и культура славян. М., 1985.

Этносоциальная и политическая структура раннефеодальных славянских государств и народностей. М., 1987.
Dějny zemн Koruny Českй. Praha, 1998. T. I – II.

Palacky F. Děiny nбrodu českйho v Čechach a na Morave. Praha, 1977 – 1978.

Přehled dějin Československa. T. I – II. Praha, 1982.

Třeљtнr D. Počatky Přemyslovcн. Praha. 1969.

Zarys dziejуw polskiego ruchu ludowego. W- wa, 1963 – 1970. T. 1 – 2.

Vznik a počatky Slovanů. Praha, 1960. T. I – III.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ЧЕХИИ
I. ЧЕШСКИЕ ЗЕМЛИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (VI – КОНЕЦ XVIII в.)
1. Первые государства на территории Чехии.
«Держава Само». Возникновение первого известного нам политического образования у западных славян относится к первой половине VП века. Держава Само располагалась частично на территории Чехии, а также лужицких сербов, предполагают что ее ядром была Южная Моравия и смежные с ней части Нижней Австрии. История державы связана с проникновением в Центральную Европу в начале VII в. из приазовско-каспийских степей кочевников-аваров. В 60-х годах они заняли римскую провинцию Паннонию, откуда совершали разорительные набеги на франков, Византию и особенно на славян, с которых брали трибут (определенную сумму денег за сохранение мира), вынуждали их принимать участие в своих военных походах и т.д. Франкская хроника Фредегара (ок. 660 г.) рассказывает, что в 623-624 г. славяне восстали. Возглавил восстание франкский купец Само. Проявленная доблесть снискала Само такую славу, что славяне избрали его своим князем. Аварское иго было свергнуто, но княжество Само теснили не только авары, но и Франкское государство. В 631 г. войско франкского короля Дагоберта вторглось в пределы славян и осадило крепость Вогатисбург. Битва продолжалась три дня. «Многие из войска Дагоберта, - говорит хронист, - погибли от меча, прочие же бежали и, покинув палатки со всем имуществом, какое имели, вернулись восвояси». Победа дала возможность Само распространить свою власть на Западную Чехию и земли сербов-лужичан. Но после его смерти в 658 г. держава распалась.

Великая Моравия. Социальное и политическое устройство. Христианизация. Традиции державы Само продолжились на Среднем Дунае, где в первой трети IX в. существовали два славянских княжества: западное староморавское князя Моймира и восточное – Нитранское князя Прибины. Ок. 833-836 гг., княжеством Прибины овладел князь Моймир и изгнал Прибину из Нитры. Моймир I (830-846) стал основателем Великоморавской державы, которая располагалось в основном на территории современных Чехии и Словакии, и дал название ее династии – Моймировцев.

Великая Моравия стала первым крупным политическим объединением западных славян, обладавшим несомненными признаками раннефеодального государства. Во главе государства стоял князь с наследственными правами княжения, опиравшийся на свою дружину, имелись вельможи с собственными дружинами, остальное население называлось «народом» - свободные землепашцы с еще слабой социальной дифференциацией. Одну из основных функций государственного аппарата, членами которого являлась знать, составлял сбор дани и налогов. Главной опорой и органом исполнительной власти была хорошо вооруженная княжеская дружина, которая содержалась за счет военных трофеев и дани с населения. В 831 г., пассауский епископ Регинхар «крестил всех мораван». Церковь становится важной опорой государственной власти, центром новой феодальной идеологии.

Взаимоотношения с соседями. Политика Ростислава. Принятие крещения из Пассау (Бавария), означало распространение на славянское государство юрисдикции немецкой церкви, а у Великой Моравии и без того были большие осложнения в отношениях с западными соседями. Франкская империя распалась, но политику завоеваний продолжили ее немецкие преемники, которые стремились утвердить господство над славянской державой. Ситуация особенно осложнилась в правление короля Восточнофранкского государства Людовика Немецкого (843-876). В 846 г. он предпринял поход против Моймира I, сверг его с престола и сделал князем его племянника Ростислава, воспитанного при восточнофранкском дворе. Одновременно в тылу Великой Моравии, в южной части Паннонии, Людовик создает Блатенское княжество, во главе которого ставит изгнанного князя Прибину. Это княжество должно было служить дополнительным средством давления на Великую Моравию.

Ростислав (846-870) не оправдал надежд Людовика Немецкого, он стал его серьезным противником и всячески препятствовал германской экспансии. Князь успешно отражал неоднократные (853, 855) вторжения франкских войск, одновременно укрепляя свое государство. Ростислав сумел распространить свое влияние на земли славянских племен в бассейне р. Влтавы и на сорбов, с которыми вместе выступал против франков. Великая Моравия становится государством с довольно высоким уровнем развития экономики. К середине IX в. на ее территории проживало более 250 тысяч человек. Так как Людовик Немецкий готовил новый военный поход под предлогом искоренения язычества и утверждения христианства в славянском государстве, Ростислав решил заручиться политической поддержкой Византии и создать независимую от франков национальную церковь, которая бы подчинялась непосредственно князю и способствовала укреплению независимости государства. В 862 г. Ростислав отправил специальное посольство византийскому императору Михаилу Ш, которое просило прислать миссионеров: «Наш народ отверг язычество, но мы не имеем учителей, которые наставили бы нас в истинной вере на нашем языке».

Деятельность миссионеров Кирилла и Мефодия. Осенью 863 г. в Моравию прибыли Констнтин (827-869) и Мефодий (ум. 885). Поскольку оба они были уроженцами Солуни, то уже с детства наряду с греческим, владели языком славянского населения окрестностей Солуни. Братья были родом из знатной семьи, получили прекрасное образование. Константин Философ прославился как искусный дипломат и выдающийся ученый, Мефодий - как ученый и талантливый организатор. Перед ними стояли две задачи. Первая была религиозно-культурной; братья намеревались заложить фундамент национальной славянской церкви. Для этого нужно было перевести необходимые литургические и библейские тексты, а также подготовить местное духовенство. Эту задачу братья выполнили быстро и успешно. За короткое время они перевели на славянский язык «весь церковный чин и научили их и утрене, и часам, и обедне, и вечере, и повечерию» и подготовили несколько кандидатов в священники. На основе глаголицы был создан славянский литературный язык, способный на таком же уровне, как греческий и латинский, обслуживать все сферы общественной жизни государства. Особое значение имела переводческая деятельность солунских братьев, создание первых памятников оригинальной славянской литературы. В результате Великая Моравия стала первым центром письменности и образованности всех славянских народов.

Вторая задача была политико-дипломатической: братьям как послам византийского императора вменялось в обязанность договориться с франкскими священниками, работавшими в Моравии уже в течение нескольких десятилетий; с Франкским государством, домогавшимся политического господства и с Римским престолом, осуществлявшим церковную юрисдикцию над Моравией. Появление славянского духовенства давало мораванам возможность отказаться от баварских миссионеров, поэтому баварский епископат резко отрицательно выступал против славянского богослужения, стремясь в действительности закрепить не только церковную, но и светскую власть восточнофранкских феодалов над славянским государством. Об этом красноречиво свидетельствует письмо баварских епископов папе Иоанну IX: «Отцы наши мечом подчинили моравских славян и по этому праву моравы должны быть у нас в подчинении, хотят они этого или нет».

Византийская миссия в Моравии могла быть успешной только при поддержке Рима. Между тем, восточная экспансия франкских миссий и очевидное намерение епископов Пассау и Зальцбурга создать мощную германскую церковь в Центральной Европе вызывали подозрения у папы Николая I. Он полагал, что это создает угрозу верховенству римского престола, поэтому в 867 г. он послал приглашение Константину и Мефодию с учениками посетить Рим. Там кандидаты были рукоположены, папа Адриан П разрешил в Моравии славянскую литургию и назначил архиепископом славянской церкви Мефодия. Константин в 868 г. принял схиму (в монашестве Кирилл) и вскоре умер в Риме. Мефодий с учениками вернулись в Великую Моравию, где политическая ситуация круто изменилась.

Политика Святополка. В 870 г. власть в стране захватил племянник Ростислава Святополк (871-894). Он бросил своего дядю в темницу, несколько лет успешно воевал с Людовиком Немецким, затем заключил с ним в 874 г. Форшхаймский мир, присягнул на верность и обязался платить трибут. Но фактически Людовик вынужден был примириться с независимостью Моравии. Вскоре Святополк начал агрессивные «христианизаторские» походы для расширения своих владений за счет славянских соседей. С его правлением связан период действительного величия Моравии. В державу Святополка входили: Моравия, Западная Словакия, Чехия, сербские племена по р. Сала, сербы лужицкие, силезские племена, висляне Краковской земли, славяне Паннонии. Во внешней политике Святополк с успехом пользовался противоречиями между Восточнофранкской империей и Римом, а также между Римом и Византией, широко использовал авторитет национальной церковной организации, возглавляемой Мефодием. Но в связи со своими амбициозными внешнеполитическими планами, он не видел выгоды в продолжении провизантийской политики Ростислава и все сильнее опирался на франкское духовенство. Приехав в свою новую епархию, Мефодий обнаружил, что лишился поддержки князя. Франкский клир добился его ареста. В тюрьме он провел около трех лет. В течение последующих лет Мефодий и его ученики трудились над созданием славянской церкви. Франкское духовенство упорно противилось славянской литургии, несмотря на то, что в 880 г. вышла папская булла с одобрением письменности, созданной Константином и приказом славить Христа, а также читать Евангелие на славянском языке.

Последние годы жизни Мефодий был фактически отстранен от пастырской деятельности и был занят главным образом литературно-переводческой работой. 6 апреля 885 г. Мефодий умер, смерть положила конец славянской миссии, а его ученики были изгнаны из страны.

В 887 г. с помощью Святополка правитель Паннонии и Хорутании Арнульф овладел престолом Восточнофранкского государства. Поддержка Святополка была куплена Арнульфом ценой признания полной независимости Великоморавской державы (890). Сближение это оказалось недолговечным. Уже в 892 г. начались военные столкновения между Святополком и Арнульфом, который использовал в своей борьбе с Моравией мадъяр-кочевников, начавших незадолго до этого совершать набеги на земли Паннонии и Словакии.

Распад Великой Моравии и его последствия. Включение Словакии в состав Венгерского королевства. Великая Моравия, несмотря на ее значительные размеры и военную мощь, не была прочным политическим образованием. Государство не было централизованным и не имело единой системы управления. Святополк правил только на собственно моравской территории. Завоеванные земли были связаны с Моравией лишь данническими отношениями: местные князья подчинялись ему, платили трибут, по его требованию выставляли военные силы, но в своих княжествах правили самостоятельно. Княжеские династии, сохранившиеся на своих землях в обширной державе Святополка, тяготились его властью и теми материальными обязательствами, которые ложились на их плечи.

После смерти Святополка государство было разделено между его сыновьями – Моймиром П, ставшим верховным князем, и Святополком П, получившим в удел паннонские и словацкие земли. Тогда же во всех почти присоединенных землях поднялась волна протеста местных князей. Чешские Пржемысловцы, например, признали в 895 г. вассальную зависимость от Восточнофранкского государства и даже были готовы в 897 г. выступить против моймировцев. Утрата Чехии была тяжелым ударом для Моймира П. За ней последовала потеря области лужицких сербов, которые в 897 г. тоже признали зависимость от франков. Возможно, что с утратой Чехии и Лужиц связана также потеря Силезии. Не вызывает сомнения, что с 896 г. мадъяры постепенно занимают восточные области Великой Моравии. Решающим в распаде государственной власти Моймировцев был 907 г., когда под ударами мадъяров-кочевников пала власть враждовавших между собой князей моймировцев, которые уже не упоминаются в числе участников баварско-мадъярских битв под Братиславой летом 907 г.

Падение Великой Моравии имело большие последствия для судеб западного славянства. Была нарушена целостность славянского поселения в среднем Подунавье; западные славяне оторваны от южных; нарушены экономические, политические и культурные отношения славян с Византией, в которой славянские народы искали опоры против растущего натиска восточнорейнских герцогств. Ликвидация Великой Моравии привела к политическому разъединению западных славян: чехов и словаков. Чешское государство стало развиваться в западной части бывшей державы, Словакия же практически на тысячу лет вошла в состав возникшего вскоре в Паннонии Венгерского государства.

Великоморавское культурное наследие. Великая Моравия сыграла в формировании славянской культуры выдающуюся роль. Здесь была создана славянская письменность на старославянском языке и записанная глаголицей, с помощью которой все славянские народы получили возможность пользоваться сокровищницей греко-византийской и латино-франкской культуры. Старославянский язык был признан папской курией третьим церковным языком в Европе, что резко повысило престиж славянских государств и способствовало их культурному развитию. После изгнания учеников Кирилла и Мефодия из Моравии, моравские культурные традиции стали играть существенную роль во всех славянских странах, о чем свидетельствуют позднейшие литературные памятники.

Великоморавское литературное наследие вызывает уважение своим количественным размахом, выдающимся формуляционным и стилистическим уровнем. Его можно разделить на три цикла.

1. В Великой Моравии созданы переводы библейских книг, молитв и литургических текстов, проповедей, житий святых и т.п.

2. Произведения правового характера. Мефодий с помощью учеников перевел Номоканон (византийский сборник каноническорго права и собрание императорских эдиктов, касающихся Церкви). Вторым памятником этого круга стал судебный кодекс для мирян, названный «Закон судный людем», который Мефодий, по-видимому, переработал и адаптировал для мораван. Третьим памятником является сборник предписаний для священников, принимающих исповедь «Заповеди святых отцов». Видимо, Мефодию принадлежит и авторство оригинальной непереводной проповеди «Об обязанностях правителя», которая содержит призыв к светским властям следить за соблюдением предписаний «Закона судного людем». Попытки Мефодия и его учеников создать судебники у славян было началом научной юриспруденции не только у чехов и словаков, но и у славян вообще.

3. Самым ценным плодом великоморавской литературной активности являются оригинальные, непереводные произведения, отражающие непосредственно моравскую действительность IX века. Первое место среди них, бесспорно, занимают два памятника-жизнеописания: «Житие Константина» и «Житие Мефодия». Константин, автор древнейшего славянского нерифмованного стихотворения «Проглас» к Евангелию; литургического канона в честь Дмитрия Солунского; «Слово на перенесение мощей св. Климента, папы Римского». Здесь созданы два панегирика (торжественные речи) – «Похвала Кириллу» и «Похвальное слово в честь Кирилла и Мефодия», автором которых вероятно был один из самых видных представителей великоморавской литературной школы, а затем создатель охридского центра болгарской литературы Климент Охридский (Величский).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации