Сильянов В.В., Домке Э.Р. Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог и городских улиц - файл n1.doc

приобрести
Сильянов В.В., Домке Э.Р. Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог и городских улиц
скачать (7063 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc7063kb.22.08.2012 16:06скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28



ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


В.В. СИЛЬЯНОВ, Э.Р. ДОМКЕ

ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ

КАЧЕСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

И ГОРОДСКИХ УЛИЦ

УЧЕБНИК

Допущено

Министерством образования и науки Российской Федерации

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство»

направления подготовки «Эксплуатация наземного транспорта

и транспортного оборудования»


2-е издание, стереотипное





Москва

Издательский центр «Академия»

2008


УДК 629.113/.115(075.8)

ББК 39.311:30.607я73

С368

Рецензенты:

зав. кафедрой «Строительство дорог и организация движения»

Саратовского государственного технического университета, д-р техн. наук,

профессор В.В. Столяров;

зав. кафедрой «Автомобили и автомобильное хозяйство» АДИ ПГУАС,

д-р техн. наук, профессор В.В. Салмин

Сильянов В. В.

С368 Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог и городских улиц : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сильянов, Э.Р. Домке. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 стр.

ISBN 978-5-7695-4864-2

Приведена классификация автомобильных дорог и городских улиц. Рассмотрены основные элементы и характеристики транспортно-эксплуатационного состояния дорог и улиц; факторы, влияющие на взаимодействие дороги и автомобиля; закономерности формирования транспортных потоков; пропускная способность автомобильных дорог и городских улиц; понятия об уровнях загрузки дороги и уровнях удобства движения.

Подробно описаны методы и способы обследования и диагностики дорог. Указаны способы сохранения транспортно-эксплуатационных качеств дорог и улиц в разные периоды года.

Для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для специалистов по эксплуатации автомобильных дорог и организации дорожного движения.

УДК629.113/.115(075.8)

ББК 39.311:30.607я73
Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия правообладателя запрещается

© Сильянов В.В., Домке Э.Р., 2007

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2007

ISBN 978-5-7695-4864-2 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2007

ПРЕДИСЛОВИЕ
Для повышения эффективности работы транспортных средств, скорости доставки грузов и перевозки пассажиров, комфортности и безопасности движения, а также для снижения себестоимости перевозок, в конечном счете, необходимо коренное улучшение транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог и городских улиц. На решение этих задач направлено развитие и совершенствование теории и практики современных методов повышения транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог и городских улиц, получивших отражение в содержании данного учебника.

В учебнике изложены основные принципы повышения транспортно-эксплуатационных качеств существующих дорог, обеспечения безопасности дорожного движения, повышения пропускной способности дорог и эффективности их использования.

В отличие от других изданий по курсу «Транспортно-эксплуатационные качества дорог и городских улиц» в отдельных главах учебника представлены основные характеристики транспортно-эксплуатационных качеств дорог и городских улиц, показано влияние элементов дорог и средств регулирования на режимы движения автомобилей,

даны расчеты характеристик движения транспортных потоков, изложены методы обследования и инструментального контроля геометрических элементов автомобильных дорог, а также методы диагностики, оценки состояния автомобильных дорог и планирования дорожно-ремонтных работ на основании результатов диагностики и оценки состояния автомобильных дорог.

Значительное внимание уделено способам сохранения транспортно-эксплуатационных качеств дороги в разные периоды года.

Авторы выражают благодарность за ценные замечания и советы коллективам кафедры «Автомобильные дороги и инженерные сооружения» Мордовского государственного университета (зав. кафедрой, д-р техн. наук, проф. Б.М. Люпаев) и Саратовского научно-производственного центра «Росдортех» (зам. директора по научной части, д-р техн. наук, проф. А.В. Кочетков), а также доц., канд. техн. наук А.П. Бажанову и доценту, канд. техн. наук А.С. Ширшикову (Пензенский государственный университет архитектуры и строительства).

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время автомобильный транспорт страны является одним из наиболее массовых видов транспорта. Обеспечивая экономию времени при перевозке пассажиров и грузов, автомобильный транспорт способствует развитию производительных сил общества, расширению межрегиональных связей, вовлечению в процесс общественного воспроизводства ресурсов отдаленных районов страны.

Транспортный процесс не может осуществляться без автомобильных дорог так же, как изготовление продукции не может осуществляться без зданий, сооружений и других материальных условий производства. Стоимость дорог, подобно стоимости других производственных фондов, не уничтожается в процессе производства, а переносится на стоимость транспортных услуг.

Современная автомобильная дорога представляет собой сложное инженерное сооружение, предназначенное для выполнения транспортной работы и обслуживания пользователей дорожных услуг - водителей и пассажиров.

С позиций потребителей наиболее важными являются транспортно-эксплуатационные свойства дороги, которые обеспечивают непрерывность, оптимальную скорость, удобство и безопасность дорожного движения; высокую пропускную способность; возможность передвижения транспортных средств с допустимыми габаритными размерами, осевыми нагрузками и общей массой в любое время года и в любых погодных условиях; высокий уровень дорожного сервиса; удовлетворение эстетическим и экологическим требованиям.

Степень соответствия дороги этим свойствам в значительной мере определяется шириной проезжей части и обочин, радиусом кривых в плане и продольном профиле, расстоянием видимости, состоянием и прочностью дорожной одежды, продольной и поперечной ровностью дорожного покрытия, сцепными показателями дорожной одежды, состоянием земляного полотна и инженерного обустройства.

Для оценки качества автомобильной дороги используют группы переменных во времени показателей, характеризующих транспортную работу дороги, технико-эксплуатационные качества дорожной одежды и земляного полотна, общее состояние дороги и условия движения по ней, эффективность работы дороги.

К первой группе показателей относятся интенсивность, объем, состав движения; пропускная и провозная способность дороги; коэффициент загрузки дороги движением; время сообщения и скорость движения.

Вторую группу показателей составляют прочность дорожной одежды и земляного полотна; ровность и шероховатость дорожного покрытия; сцепление шины с дорожным покрытием; износостойкость дорожного покрытия; работоспособность дорожной одежды.

В третью группу показателей входят надежность; проезжаемость; срок службы дороги; относительная аварийность; коэффициент аварийности и коэффициент безопасности; обеспечение видимости.

К четвертой группе показателей относятся себестоимость перевозок и потери общества от дорожно-транспортных происшествий.

Основным методом оценки состояния дороги является сравнение фактических значений показателей с нормативными и проектными. Если значения каких-либо технических показателей не соответствуют нормативным требованиям, необходимы ремонтные работы для того, чтобы привести эти показатели в соответствие с нормами.

Этот метод отличается простотой и возможностью определения состояния дороги по любому набору технических показателей. Однако в действительности состояние дороги описывается большим числом показателей, поэтому зачастую сделать однозначный вывод об общей оценке состояния дороги при сравнении участков по всем показателям одновременно весьма трудно. Для устранения указанного недостатка применяют методы оценки, когда абсолютные и относительные количественные показатели разных дефектов и деформаций вместе с относительными оценками других показателей переводятся в баллы. Итоговая оценка производится по сумме баллов.

Для оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорог обычно используют комбинированные методы оценки, которые позволяют оценивать дорогу и как инженерное сооружение, и как инженерно-транспортное сооружение, предназначенное для обеспечения удобного и безопасного движения транспортных средств с высокими скоростями и установленными нагрузками.

Оценку транспортно-эксплуатационных показателей дороги выполняют применительно к ее работе в осенне-весенний период года с использованием двух критериев - показателя качества и состояния дороги и коэффициента обеспеченности расчетной скорости движения.

Для улучшения транспортно-эксплуатационных качеств дорог необходимо систематически изучать их состояние, режимы движения транспортных средств, регулярно проводить паспортизацию и инвентаризацию дорог.

Паспортизация автомобильных дорог - технический учет автомобильных дорог и дорожных сооружений с составлением паспорта.

Данные в паспорт заносятся по состоянию на 1 января следующего года на основании натурных обследований - первичных, проводимых не чаще одного раза в 15 лет или в тех случаях, когда в состоянии дорог произошли большие изменения, и ежегодных, заключающихся в выявлении изменений, происшедших на дорогах и дорожных сооружениях за истекший год.

Инвентаризация автомобильных дорог - проверка наличия, переоценка и определение износа основных фондов (дороги и дорожных сооружений) организаций дорожной службы. Итоги проверки и уточнения количества основных фондов, их стоимость, износ в процентах и в денежном выражении принимаются на баланс дорожных организаций по состоянию на 1 января устанавливаемого года.

Только на основе детальных обследований возможно правильно установить необходимый вид ремонтных работ и их очередность.

Научной основой ремонта, реконструкции дорог и текущих мероприятий по организации дорожного движения на них являются графики скоростей и интенсивности движения, аварийности и линейный график прочности дорожной одежды.

Изучение режимов движения автомобилей и обследование транспортно-эксплуатационных характеристик дорог имеют большое значение также для разработки мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, снижение уровня транспортного шума, загазованности, вибрации.

Особое значение в условиях интенсивности движения и увеличения числа большегрузных транспортных средств приобретает охрана автомобильных дорог и дорожных сооружений от повреждений.

Практические решения всех этих вопросов рассмотрены в настоящем издании.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

И ГОРОДСКИХ УЛИЦАХ
1.1. Классификация автомобильных дорог и городских улиц
В России существуют две классификации автомобильных дорог: административная и техническая.

Автомобильные дороги в зависимости от субъектов права на них подразделяют на следующие группы:

Федеральные дороги подразделяют на магистральные и главные.

К магистральным относятся:

самые важные автомобильные дороги страны, соединяющие Москву с крупными административно-хозяйственными районами Российской Федерации или такие районы между собой.

Все магистральные автомобильные дороги (магистрали) имеют номера и, как правило, название, например, магистраль М-5 «Урал» (Москва-Челябинск), соединяющая Москву со Средней Волгой и Южным Уралом. Главные автомобильные дороги федерального значения дополняют магистральные и вместе с ними образуют скелетную схему автомобильных дорог Российской Федерации, например, федеральная автомобильная дорога А-144 Курск – Воронеж - Борисоглебск, соединяющая магистрали М-2 «Крым», М-4 «Дон» и М-6 «Каспий».

Региональные автомобильные дороги - это дороги, расположенные в пределах региона (республики, края, области) и обеспечивающие связь между отдельными населенными пунктами данного региона.

Из всей дорожной сети выделяются также дороги, обеспечивающие специфические перевозки:

городские дороги и улицы;

дороги промышленных предприятий;

курортные дороги;

подъездные пути к разным объектам специального назначения.

В соответствии с технической классификацией, которая устанавливается в зависимости от интенсивности движения, все дороги подразделяют на пять категорий (табл. 1.1).

Дороги общего пользования (федеральные, региональные, муниципальные) предназначены для пропуска транспортных средств с габаритными размерами:

длиной одиночных автомобилей до 12 м и автопоездов до 20 м;

шириной до 2,5 м;

высотой до 4 м для дорог I - IV категорий и до 3,8 м для дорог V категории.

Транспортные средства, превышающие указанные габаритные размеры, могут быть пропущены по дорогам общего пользования при наличии специального разрешения и при условии разработки мероприятий по безопасности дорожного движения.

Расчетная интенсивность движения принимается суммарно в обоих направлениях.

Автомобильные дороги I категории подразделяют на магистральные скоростные (категория I-а) и магистральные общего назначения (категория 1-б).

К I и II категориям относятся автомобильные дороги общегосударственного значения, основные магистральные дороги, подъезды от крупных городов к аэропортам, речным и морским портам.

К III категории относятся автомобильные дороги общегосударственного значения (кроме дорог, отнесенных к I и II категориям), основные республиканские, краевые,

областные дороги, подъезды к населенным пунктам, железнодорожным узлам, речным и морским портам, местам массового отдыха, подъездные дороги предприятий, в том числе дороги, соединяющие отдельные предприятия или их группы между собой, с сырьевыми разработками, железнодорожными станциями, речными и морскими портами, основные межпромысловые дороги.
Таблица 1.1


Категория дороги

Расчетная интенсивность движения, авт./сут.

в транспортных единицах

приведенная к легковому автомобилю

1-а

Свыше 7000

Свыше 14000

1-б

Свыше 7000

Свыше 14000

II

3000-7000

6000-14000

III

1000-3000

2000-6000

IV

100-1000

200-2000

V

Менее 100

Менее 200


К IV категории относятся дороги областного или районного значения (кроме отнесенных к III категории), дороги местного значения, подъездные дороги общей сети,

промышленных предприятий, крупных строительных объектов, сельскохозяйственных предприятий.

К V категории относятся дороги местного значения (кроме дорог, отнесенных к IV категории), внутрипромысловые дороги и подъезды, постоянные внутренние дороги аграрных предприятий, служебные и патрульные дороги.

Автомобильные дороги I, II категорий строятся, в основном, под осевую нагрузку до 10 т, дороги III - V категорий - под нагрузку до 6 т.

В зависимости от интенсивности движения и назначения улицы и дороги городов и других населенных пунктов подразделяют на скоростные дороги, магистральные улицы и дороги, улицы и дороги местного значения (табл. 1.2).

Скоростные дороги проектируют в крупных и крупнейших городах по направлениям наиболее интенсивных транспортных потоков
Таблица 1.2


Категории улиц и дорог

Основное назначение улиц и дорог

Скоростные дороги

Скоростная транспортная связь между районами крупнейшего или крупного города и между городами и другими населенными пунктами системы группового расселения с развязкой движения в разных уровнях

Магистральные улицы и дороги:

общегородского значения с

непрерывным движением

общегородского значения с

регулируемым движением
районного значения


Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами, а также со скоростными дорогами в пределах города с развязкой движения в разных уровнях
Транспортная связь в пределах города между жилыми, промышленными районами и общественными центрами, а также с магистральными улицами непрерывного движения с устройством пересечений с другими улицами в одном уровне
Транспортная связь в пределах района и с магистральными улицами общегородского значения с устройством пересечений с другими улицами в одном уровне

грузового движения

Перевозка промышленных и строительных грузов, осуществляемая вне жилой застройки, между промышленными и коммунально-складскими зонами города с устройством пересечений с другими улицами и дорогами в одном уровне

Улицы и дороги местного значения:

жилые улицы
дороги промышленных и

коммунально-складских районов


пешеходные улицы и дороги
поселковые улицы

поселковые дороги, проезды


Транспортная (без пропуска общественного транспорта) и пешеходная связь жилых микрорайонов и групп жилых зданий с магистральными улицами районного значения
Перевозка промышленных и строительных грузов в пределах района, обеспечение связи с дорогами грузового движения с устройством пересечений с другими улицами и дорогами в одном уровне
Пешеходная связь с местами приложения труда, учреждениями и предприятиями обслуживания, местами отдыха и остановками общественного транспорта
Транспортная связь внутри селитебной зоны с общественным центром, учреждениями и предприятиями обслуживания поселков и сельских населенных пунктов
Транспортная связь между селитебными и производственными зонами, промышленными и коммунально-складскими зонами, а также в пределах этих зон. Транспортная связь в пределах микрорайона
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации