Зилов Е.А. Гидробиология и водная экология: учебное пособие - файл n1.doc

приобрести
Зилов Е.А. Гидробиология и водная экология: учебное пособие
скачать (4056 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc4056kb.22.08.2012 15:59скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


Федеральное агентство по образованию

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Географический факультет
Е. А. Зилов

Гидробиология и водная экология


Учебное пособие
Иркутск 2007

УДК 574.5 (078.5)

ББК

З-61


ISBN


Рецензенты:

проф., д-р биол. наук В. В. Дрюккер,

ст. науч. сотр., д-р биол. наук Г. И. Поповская







З-61

Зилов, Е. А.

Гидробиология и водная экология: учебное пособие / Е. А. Зилов. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2007. – 000 с.






В учебном пособии рассматриваются место гидробиологии в системе естественных наук, ее предмет, цели, составные части, методы исследования. Приведен краткий обзор истории гидробиологии и основы терминологии. Подробно описывается стратификация озер и ее сезонный ход для водоемов пояса умеренного климата. Описаны существующие на настоящее время классификации озер – генетическая (по происхождению), классификации, основанные на особенностях стратификации разных озер, биологическая классификация водоемов по трофическому статусу и классификация вод по сапробности. Кратко рассмотрены компоненты водных экосистем и главные процессы жизнедеятельности гидробионтов. Особое внимание уделено функционированию водных экосистем, его особенностям в экосистемах разного типа, экологической сукцессии гидробиоценозов, эвтрофированию, загрязнению водоемов и водотоков.

Адресовано студентам, аспирантам и специалистам, изучающим гидробиологию, водную экологию и лимнологию, всем занимающимся проблемами водных ресурсов, их охраны и рационального использования.

Библиогр. назв. 111. Ил. 41. Табл. 42

УДК 574.5 (078.5)

ББК

ISBN

© Зилов Е. А., 2007

© Иркутский государственный

университет, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 8

ОБЗОР ГИДРОБИОЛОГИИ И ВОДНОЙ ЭКОЛОГИИ 10

1 Гидробиология и водная экология, их место в системе естественных наук 10

2 Предмет, цель, задачи, методы исследований гидробиологии и водной экологии 11

3 Основные направления гидробиологии и водной экологии 14

4 История возникновения гидробиологии 16

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ 18

5 Основы терминологии 18

5.1 Водотоки и водоемы 18

5.2 Вертикальное и горизонтальное деление водоемов 18

5.3 Пруд и озеро, ручей и река 19

5.4 Классификация гидробионтов по биотопам 20

6 Разнообразие и классификации озер 28

6.1 Гидросфера 28

6.1 Разнообразие озер 32

6.2 Генетические классификации озер 34

7 Температурная стратификация озер 48

7.1 Сезонные изменения стратификации и роль в годовой динамике гидробиоценозов 48

7.2 Классификации озер, основанные на стратификации 50

8 Компоненты водных экосистем 55

8.2 Особенности водных сообществ по сравнению с наземными 56

8.3 Процессы жизнедеятельности гидробионтов 57

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ 58

10 Продукция в водных экосистемах 58

11 Специфика водных экосистем циклического, транзитного и каскадного типов 58

12 Пример сезонной динамики водного сообщества 61

13 Биологическая классификация озер 68

14 Комплексная классификация озер 71

15 Модель экологической сукцессии в водоемах 73

16 Влияние биогенов на лимитацию первичной продукции в водной экосистеме 73

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ 75

17 Антропогенное эвтрофирование: причины и контроль 75

17.1 Агенты эвтрофирования 75

17.2 Стадии эвтрофирования 76

17.3 Хозяйственные последствия эвтрофирования 77

17.4 Борьба с эвтрофированием 77

18 Загзязнение бытовыми сточными водами 78

Последствия загрязнения бытовыми сточными водами 80

19 Загрязнение водной среды углеводородами 82

19.1 Нефтепродукты 82

Источники загрязнения 84

Состав нефтяных загрязнений 87

Формы нефтяных загрязнений 87

Континентальные воды 88

Воздействие нефтепродуктов на водные экосистемы 88

19.2 Полициклические ароматические соединения 89

Источники бенз(а)пирена 90

Бенз(а)пирен в воде 91

Бенз(а)пирен в донных отложениях 91

Бенз(а)пирен в планктонных организмах 92

Бенз(а)пирен в бентосных организмах 92

Разложение бенз(а)пирена морскими микроорганизмами 92

Последствия загрязнения бенз(а)пиреном 93

20 Консервативные токсиканты в водных экосистемах 93

20.1 Загрязнение вод металлами 94

Токсичность тяжелых металлов 99

Мышьяк 99

Свинец 100

Ртуть 100

Кадмий 103

20.2 Синтетические органические вещества 103

Хлорированные углеводороды 103

20.3 Пестициды 109

ДДТ 110

Поступление пестицидов в гидросферу и его последствия 112

20.4 Cинтетические поверхностно-активные вещества 116

21 Проблема повышения кислотности вод 118

21.1 Источники и распространение 119

Антропогенные выбросы окислов серы и азота 119

21.2 Действие кислотных осадков на окружающую среду 120

Чувствительность водоемов к повышению кислотности 120

Буферная емкость озер, рек и болот 121

Действие закисления на водную биоту 122

20.3 Борьба с закислением 122

Перспективы 123

Заключение 124

Рекомендуемая литература 125

Основная 125

Дополнительная 126

Для углубленного изучения курса 127

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ 131


Памяти моего Учителя – гидробиолога Ольги Михайловны Кожовой (1931–2000),

профессора, доктора биологических наук, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации
«Гидробиология – наука о жизни в водоемах, исследующая закономерности существования популяций водных организмов и биотических сообществ (биоценозов) в их неразрывной связи со средой обитания (биотопом) и служащая теоретической основой сохранения и обеспечения воспроизводства биологических ресурсов гидросферы. Исходя из этого определения, основным объектом гидробиологии как науки следует считать водные экологические системы, т. е. структурно-организованные системы, в которых биотические и абиотические элементы связаны функционально в единое целое на базе круговорота веществ и трансформации потока энергии. Основным методом современной гидробиологии как науки является системный анализ структуры, функции и связей популяций и биоценозов между собой и с факторами среды обитания. Он строится на количественной основе с целью выявления закономерностей, позволяющих управлять структурой и функционированием элементов гидросферы» (Кожова, 1987, стр. 29).

Предисловие


Автор взял на себя смелость предложить на суд учащейся молодежи и их преподавателей настоящее пособие, скорее от отчаяния, нежели желая прославиться, как автор учебного пособия по гидробиологии. Уже 20 лет в нашей стране не появлялось учебников и учебных пособий по нашей дисциплине. Последние известные мне отечественные учебники (Константинов, 1986, Кожова, 1987) вышли в свет поколение назад, причем один из них сразу стал библиографической редкостью, а второй достаточно специфичен и адресован в первую очередь студентам-биологам. С лимнологией еще хуже – единственное пособие по ней (Хатчинсон, 1969) – перевод фундаментального труда, вышедшего в оригинале в 1957 г., изданный у нас 4 десятилетия тому назад. Классические работы А.Ф. Алимова (1989, 2000) – все-таки, в большей степени монографии и рассчитаны на специалистов, а не на студентов. Некоторую надежду вселяет появление в последнее время учебных пособий по отдельным специальным гидробиологическим дисциплинам (например, Садчиков, 2004) и справочных изданий, таких как словари (Гольд, 2004, Зданович, 2004). Тем не менее, потребность в обзорном общем курсе, пусть не всеобъемлющем и неизбежно неполном, остается.

Автор тешит себя надеждой, что опыт двадцати лет практической работы в гидробиологии: полевая работа, эксперименты с мезокосмами и микрокосмами1, математическое моделирование водных экосистем, анализ рядов долговременных наблюдений, на разных водоемах (озера Байкал и Ньяса, Братское водохранилище, небольшие водоемы в Дании и Корее) дают ему право предложить читателям свой вариант учебного пособия по гидробиологии и водной экологии. Дополнительную уверенность в своих силах вселяют опыт стажировки под руководством профессора С. Э. Йоргенсена в Копенгагене и, особенно, многолетняя работа под руководством О. М. Кожовой. Должен сразу признаться, что никогда сам не слушал курса гидробиологии, кроме отдельных обзорных лекций профессоров О. М. Кожовой, С. Э. Йоргенсена, А. Гнаука, М. Страшкраба, Р. Де Бернарди, Х. Г. Тундизи, Пу Пеймина, С. Мацуи. Настоящее учебное пособие постепенно сложилось из отдельных курсов лекций, которые мне довелось читать в Королевском Университете Фармакологии (Копенгаген, Дания), Университете Пэ Джэ (Тэджон, Республика Корея). Наибольший вклад в работу над пособием внесли студенты гидрологи и природопользователи географического факультета Иркутского государственного университета, которым я преподавал гидробиологию с 2003 г. и которым я признателен за их интерес к этой науке и неожиданные вопросы.

Данное учебное пособие являются вводным по курсам «Гидробиология и водная экология» и «Гидробиология» для студентов очной и заочной форм обучения специальностям «Гидрология» и «Природопользование», хотя автор надеется, что оно может оказаться полезным и для студентов, обучающихся на других факультетах по специальностям «Биология», «Экология», «Геоэкология» и «Биоэкология». Цели, которые преследовал, в частности, автор при подготовке данного пособия, – вкратце обрисовать предмет гидробиологии, ее связи с другими науками, методы, цели и задачи; ввести студента в историю гидробиологии. Одной из главных задач было – познакомить с терминологией, принятой в этой дисциплине, поскольку гидрологи и гидробиологи зачастую одними терминами обозначают разные объекты и явления, а многие термины (особенно биологические) – совсем неизвестны гидрологам. Кроме того, при изучении гидробиологии обидно мало внимания уделяется ее «физической основе» - самим водоемам, которые должны бы изучаться в курсе «Лимнология», но который далеко не всегда сопутствует курсу гидробиологии. Поэтому в учебном пособии достаточно подробно рассматриваются стратификация озер и ее сезонный ход для водоемов пояса умеренного климата. Описаны существующие на настоящее время классификации озер – генетическая (по происхождению), классификации, основанные на особенностях стратификации разных озер, биологическая классификация водоемов по трофическому статусу и классификация вод по сапробности. Кратко рассмотрены компоненты водных экосистем и главные процессы жизнедеятельности гидробионтов. Особое внимание уделено функционированию водных экосистем: процессам продукции и деструкции, их особенностям в экосистемах разного типа, экологической сукцессии гидробиоценозов, эвтрофированию, загрязнению и самоочищению водоемов и водотоков. Насколько автору удалось справиться с поставленными задачами – решать читателям, а я всегда буду рад получить замечания и отзывы по адресу silow@bio.isu.runnet.ru.

Для успешного усвоения материала курса студенты должны предварительно знать основы химии, физики, общей биологии и общей экологии. Работа выполнена при финансовой поддержке проекта НОЦ «Байкал: интеграция научной и образовательной деятельности в рамках комплексного изучения геоэкологии объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации