Маркова А.Н. Культурология Учебное пособие для вузов - файл n1.doc

приобрести
Маркова А.Н. Культурология Учебное пособие для вузов
скачать (6787 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc6787kb.22.08.2012 15:13скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Д. Дидро

До тех пор пока не будут высланы торговцы из храма, храм искусства не будет храмом. Искусство будущего изгонит их.

Л. Толстой

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Под редакцией профессора А.Н. Марковой

Третье издание

Рекомендовано Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

... страх ее суеверие в< и поддерж

Величайшк преступлеь
ноза

J

Библиотека Могилйзского

государстаеимс.-о теАНИчгсксг

учкзерситета



юн ити

UNITY

Москва. 2001

ББК 63.3(0)-7я73 К90

К читателю

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Ректор акад. А.Н. Романов Председатель Научно-методического совета проф. Д.М. Дайитбегов

Рецензенты:

кафедра философии, Московской

государственной текстильной академии

и д-р филос. наук, проф. К.Н. Никонов (МГУ)

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

Культурология: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. К90 А.Н. Марковой. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -319 с.

ISBN 5-238-00128-2.

История мировой культуры — обязательный предмет изучения во всех вузах России. Его назначение — помочь в подготовке высокообразованных культурных специалистов.

Учебное пособие охватывает историю культуры человеческого общества первобытной эпохи, Древнего мира. Античности, а также Европы и России в эпоху Средневековья, Нового и Новейшего времени.

Представлены методология предмета (сущность культуры, ее составные части, функции), все важнейшие виды искусства (литература, живопись, скульптура, музыка, архитектура, театр), наука, религия, стили и жанры искусства, их важнейшие представители, произведения которых стали национальным богатством той или иной страны и ее вкладом в мировую культуру.

Для студентов вузов, учащихся школ, лицеев и колледжей, а также для широкого круга читателей.

ISBN 5-238-00128-2

ББК 63.3(0)-7я73

© Коллектив авторов, 1995, 1998

© ЮНИТИ, 1995, 1998

© Коллектив авторов, 2000

© ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА". 2000.

Воспроизведение всей книги или любой ее части

запрещается без письменного разрешения

издательства

D высшей школе России студенты всех вузов и специальностей изучают такую гуманитарную дисциплину, как Культурология {История мировой культуры). Этот предмет введен в учебные программы как обязательный сравнительно недавно, с 1994/95 учебного года. За это время издана обширная учебная литература по культурологии и истории культуры.

Предлагаемое пособие подготовлено коллективом кафедры истории экономики, политики и культуры Всероссийского заочного финансово-экономического института. Это издание третье (первое и второе издания — ЮНИТИ, 1995, 1998). Несмотря на широкий спектр учебной литературы по культурологии, предлагаемое читателю учебное пособие не повторяет ни одно из них и имеет ряд особенностей.

В отличие от предыдущего (второго) издания здесь дан краткий обзор истории мировой культуры от первобытности до сегодняшнего дня (эпохи Древности, Средневековья, Нового времени и Новейшего времени), охватывающий страны Европы, Древнего Востока и Россию. Хронологический срез освещения материала дополняется строповым подходом — в каждой эпохе излагается развитие культуры ведущих стран.

Курс культурологии дает понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.

Не может считаться культурным человек, если он не знает авторов (Сикстинской мадонны», «Тайной вечери», не знает Баха, написавшего ораторию «Страсти по Матфею», мессы, хоралы, слушая которые человек отрешается от мелочей повседневности и возвышается душой, не знает Андрея Рублева, написавшего икону «Троица», отличающуюся глубокой человечностью И возвышенной одухотворенностью, не знает А Иванова, создавшего монументальное полотно «Явление Христа народу», ос-идея которого — надежда на духовное возрождение повечества.

<*» 3 •%•

Авторы учебного пособия «Культурология»

доктор экономических наук, проф. А.Н. Маркова («К читателю», гл. 10, 13, 14, 15)

доктор философских наук, проф. Л.А. Никитич (гл. 17, 19) кандидат экономических наук, НС. Кривцова (гл. 3) кандидат исторических наук, НО. Воскресенская (гл. 3, 8, 9) кандидат исторических наук, В.Е. Носов (гл. 1, 16) кандидат исторических наук, С.Д. Бородина (гл. 2, 11) кандидат исторических наук, ЕМ. Скворцова (гл. 6, 14,18) кандидат экономических наук, Ф.О. Лисина (гл. 16) кандидат исторических наук, Ю.И. Топалова (гл. 7, 12) кандидат исторических наук, В.И. Черноскумв (гл. 13) ст. преподаватель ЕМ. Мурашова (гл. 4,5)

Ответственный редактор

доктор экономических наук, лауреат Государственной премии

А.Н. Маркова

Глава

i

КУЛЬТУРОЛОГИЯ: предмет, сущность, основные функции

Культура есть почитание света.

Культура есть любовь к человечеству.

Культура есть сочетание жизни и красоты.

Культура есть синтез возвышенных и утонченных

достижений.

Культура есть орудие света ... спасение...

двигатель... сердце

Н. К. Рерих

Куль

льтурология — это наука о культуре и предметом ее являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Культурология не только изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, но и исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Культурология изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов.

Важнейшая задача культурологов — анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.

Одна из основных проблем культурологической науки — вопросы теории и истории мировой культуры.

О понятии Слово культура — в лексиконе практически

«культура» каждого человека. Но в это понятие вкладывают самый различный смысл: одни понимают лишь ценности духовной жизни, другие — еще более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы, третьи вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать «трудовые свершения», т.е. хозяйственные задачи.

Явления культуры изучает множество конкретных наук — археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие различные формы сознания, — философия, искусство, эстетика, мораль, религия и т.д. Каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Так, для археологии культура связана с изучением дошедших до нас предметов, в которых материализованы результаты деятельности людей прошлых эпох. Эгаография изучает проявления культуры того или иного народа во всем ее многообразии и целостности. Для истории искусства культура — прежде всего художественная деятельность человека и ее результаты. Так что «образ культуры» в различных науках представлен по-разному.

Итак, явление культуры чрезвычайно богато и многообразно, поистине всеобъемлюще. Не случайно культурологи давно затрудняются дать ему определение. По подсчетам американских культу-

рологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона, с 1871 по -1919 гг. было дано семь определений культуры. Одним из первых они считают определение английского историка культуры XIX в. Эдуарда Бернетта Тайлора в его книге «Первобытная культура». С 1920 по 1950 гг. появилось еще 157 определений этого понятия. Сейчас, по одним оценкам, существует уже более 500 определений культуры, а по мнению других, эта цифра приближается к тысяче.

Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводится к многозначности самого понятия «культура». Культура — это многогранная проблема исторического развития, и само слово «культура» объединяет разнообразные точки зрения1.

Термин «культура» восходит к латинскому слову cultura, которое означало возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека, его дея-I тельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естест-I венными причинами. Уже в этом первоначальном содержании ' термина язык выразил важную особенность — единство культуры, *• человека и его деятельности. Это понятие в отличие от другого — natura (природа) означает в данном контексте «созданное», «внеприродное». Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствова-; ние, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

В настоящее время понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях2.

Поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму еятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не ^существует вне человека3. Она изначально связана с человеком и эрождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором

Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятель-[ становится таковым. Образование, воспитание — это ни что

§« Мвжувв &М. Культура и история - М., 1977. - С 5

»Философами энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983.—С. 292—293 1 Сорокин ПА Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С. 220. Бердяев НА Философия не-

|равенства -М., 1990. -С. 260.

«ж» 7 •**

иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу1.

Любой человек, взрослея, прежде всего овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений (общение в дошкольных учреждениях, школе, вузе, предприятии, путешествии, семье) и самообразования (чтение, посещение музея без сопровождения и т.п.). Огромна роль средств массовой информации — радио, телевидения, печати.

Осваивая накопленный ранее опыт, человек может внести свой собственный вклад в культурный слой2.

Процесс социализации — это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, ибо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент — менталитет.

Показателен в этом отношении интереснейший опыт самоанализа индивидуальности, который осуществил Н. А. Бердяев:

Я никогда не хотел и не мог чему-либо на свете подчиниться. Во всяком случае, хорошей стороной этого свойства была большая независимость. Парадокс моего существования в том, что, будучи асоциален и антисоциален в одном смысле, в другом смысле я был социален, так как стремился к социальной правде и справедливости, к социальному освобождению, к братской общности людей.

Я принадлежу к тому типу людей и к той небольшой части поколения конца XIX и начала XX века, в которой достиг необычайной остроты и напряженности конфликт личности, неповторимой индивидуальности с общим и родовым .

Н. А. Бердяеву удалось показать не только собственную индивидуальность, но и некоторые противоречия процесса социализации и, следовательно, культуры.

И действительно, культура — это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира. В чем они проявляются?

1. В противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой, — стремится сохранить индивидуальность своей личности.

2. В противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку. Норма и свобода — два полюса, два борющихся начала.

3. В противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме.

1 Сорокин ПА Человек. Цивилизация. Общество. - М, 1992. - С. 218 - 219. гЛихачев ДС. Русская литература. — М„ 1973 —С. 115. * Бердяев НА. Самопознание. — М., 1991— С. 320-021.

<х> 8 •*»

многоуровневая система

Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.

Культуре присущи собственные законы функционирования. И именно эти законы помогают объяснять изменения, происходящие в культуре, так как часто это невозможно объяснить одними социальными причинами. Такой подход позволяет выделять в культуре определенные этапы, периоды и даже эпохи. Например, эпохи античной культуры и Возрождения. В истории России выделяются культура Киевской Руси, Московской Руси, золотой век русской культуры XIX столетия, серебряный век поэзии XX в. и др.

Культура как Культура — это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальные культуры.

Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной , (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, ^профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. 06-принятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры.

Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культу-

Но их подразделение часто бывает условным, поскольку в ре-

юй жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Важная особенность материальной культуры — ее нетождест-юсть ни материальной жизни общества, ни материальному

изводству, ни материально преобразующей деятельности.

Материальная культура характеризует эту деятельность с точки

:ния ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере •на дает возможность применить его способности, творческие ^Возможности, дарования.

Материальная культура — это культура труда и материального

изводства, культура быта, культура топоса, т.е. места жительст-

«ле.9 •*»
ва (жилища, дома, деревни, города), культура отношения к собственному телу, физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

По мнению некоторых культурологов, отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной. Они представляют собой вертикальное сечение культуры, пронизывая всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.

По содержанию и влиянию культуры на человека ряд исследователей предлагает делить ее на прогрессивную и реакционную. Культура как явление, формирующее человека, может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.

Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человека. Ни достижения техники, ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нем нет человечности, если культура направлена не на совершенствование человека. Таким образом, критерием культуры является гуманизация общества. Цель культуры всестороннее развитие человека.

Существует деление еще по одному признаку — актуальности. Актуальная — это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру, что хорошо иллюстрирует мода не только в одежде, но и в культуре. Актуальность культуры — это живой, непосредственный процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет, умирает.

Структура В структуру культуры входят субстанциональные

в функции элементы, которые опредмечиваются в ее цен-культуры ностях и нормах; функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

Структура культуры сложна и многогранна. Она включает систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию. При этом все ее элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, как культура.

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека.

Культура — многофункциональная система. Главной функцией феномена культуры является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

<*, 10 •**

Важнейшая — функция трансляции {передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры, общест-i не располагает никаким иным механизмом трансляции всего «гатейшего опыта, накопленного человечеством. Поэтому не слу-рс*йно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма) со всеми вытекающими отсюда последствиями.

I Другой ведущей функцией является познавательная (гносео-\логическая) Она тесно связана с первой и в известном смысле вытекает из нее. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и

освоения1.

Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Зрелость культуры во многом 'определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. Все типы общества существенно различаются прежде всего по этому признаку. Одни из них демонстрируют удивительную способность через культуру, посредством культуры взять лучшее, что накоплено людьми, и поставить себе на службу. Такие общества (в понии, например) демонстрируют огромный динамизм во многих сферах науки, техники, производства. Другие, не способные использовать познавательные функции культуры, все еще изобретают елосипед, и тем самым обрекают себя на отсталость.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде с определением (регулированием) различных сторон, видов „чувственной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на по-едение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор ех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная рункция культуры опирается на такие нормативные системы, как дораль и право.

^ Семиотическая, или знаковая (от гр. semeion — учение о знаках) -функция — важнейшая в системе культуры. Представляя собой

Бердяев НА. Смысл истории. - М., 1990 - С.164.

определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно Так, язык (устный или письменный) — средство общения людей, литературный язык — важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая (от гр. axia — ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Основные термины и понятия

Глава

2

Культура первобытной эпохи

Духовная культура Культура Культурология Материальная культура Мировая культура Народная культура Национальная культура Нормативность культуры Профессиональная культура

Социализация

Функции культуры, гуманистическая трансляции

познавательная (гносеологическая) регулятивная (нормативная) семиотическая (знаковая) ценностная (аксиологическая)

1. 2. 3. 4. 5. б.

Вопросы для повторения

Расскажите о типологизации культуры.

Назовите виды и роды культуры.

Какие функции выполняет культура?

Охарактеризуйте взаимосвязь: культура — общество — человек.

Выскажите свое мнение: культурный человек — кто он?

Как вы понимаете термин «манкуртизм»?



К поразительным памятникам культуры мегалитов принадлежат и каменные столпы Стонхенджа (Великобритания) Сооружение комплекса в три этапа, от 3000 до 1500 года до н э., потребовало технического мастерства По всей вероятности, каменные крути Стонхенджа служили для наблюдений за солнцем и луной

Наскальная живопись в пещерах Альтамиры (Испания) считается одним из важнейших памятников искусства палеолита. Изображенный на снимке доисторический бизон был создан в период между 21000 и 13000 гг. до н.э.



/история происхождения человека начинается в далеком прошлом. Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. Периодизация Большая часть истории человечества приходит-первобытности ся на пеРи°Д первобытности, который длился

много сотен тысяч лет.

Самые древние орудия человека датируются свыше 2 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на* каменный, медный, бронзовый и железный века.

Орудия и оружие из камня, дерева, кости

(свыше 2 млн. — IV тыс. до н.э)

Собирательство, охота, рыболовство

Палеолит (древнекаменный век) — от 2 млн. до XII тыс. до н. э. Мезолит (среднекаменный век) — от XII до VII тыс. до н. э. Неолит (новокаменный век) — от VII до IV тыс. до н. э.

Медный век (энеолит)

(IV — II тыс. до н. э.) Преобладают орудия из камня, но появляются и медные

Бронзовый век

(конец II — начало I тыс. до н. э.)

Металлургия бронзы

поливное земледелие

Железный век

(начало I тыс. до н. э.) Металлургия железа

Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм (от гр. synkretismos — соединение) —

«» 14 •*•

сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию самого Homo sapiens (человека разумного).

На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе (от гр. arche — начало и typos — образ) — прообразе, первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие.

Искусство Первые дошедшие до нас произведения перво-иалеолита битного изобразительного искусства относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33—18-е тыс. до н.э.)1. Это женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами — так называемые «Венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы и символизировавшие плодородие. Подобные «Венеры» найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах.

В это же время появляются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.

Древнейшие памятники искусства найдены в Западной Европе. Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа. Памятники первобытной живописи открыты более 100 лет назад. В 1879 г. испанский археолог М. Саутуола открыл многокрасочные изображения палеолитической эпохи в пещере Альтамира (Испания). В 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля Мут во Франции. Во Франции в 1901 г. А. Брейль обнаружил около 300 рисунков мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя в пещере Ле-Комбатель в долине Везера. Есть и изображение человека (в большинстве случаев в масках). В том же году недалеко от Ле-Комбателя археолог Пестрони в пещере Фон де Гом открыл целую «картинную галерею»: 40 рисунков диких лошадей, 23 — мамонта, 17 — оленей. Рисунки выполнены охрой и другими красками, секрет производства которых не найден и поныне.

Первоначально первобытное искусство, необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым про-

1 Ороньяксхая культура — культура периода позднего палеолита. Название получила по пещере Ориньяк (Франция). Характерны кремневые пластины с ретушью, изготавливались костяные наконеч-

ники копий. Главное занятие человека—охота.

«*» 15 •*•

цессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.

Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы:

натуральное творчество — композиция из туш, костей, натуральный макет;

искусственная изобразительная форма — крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур;

верхнепалеолитическое изобразительное творчество — роспись пещер, гравировка на кости.

Аналогичные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики.

Музыкальный элемент «натуральной пантомимы»: имитация звуков природы — звукоподражательные мотивы. Искусственная интонационная форма — мотивы с зафиксированным звуковысот-ным положением тона. Интонационное творчество — дву- и трех-звучныс мотивы.

Простейшие флейты, похожие на свистульки, с тремя-семью отверстиями для пальцев были найдены при раскопках во Франции, в Восточной Европе и России. Французские образцы этих инструментов сделаны из полых птичьих костей, а образцы из Восточной Европы и России — из оленьих и медвежьих. Древнейшими музыкальными инструментами были также трещотки и барабаны.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), архитектура (палеолитические жилища).

Интересны произведения палеолитического искусства, найденные на Мезинской стоянке (Украина). Еще в XIX в. вместе с каменными и костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками были обнаружены костяные изделия с искусно нанесенным на них геометрическим орнаментом. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные статуэтки и фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент, состоящий в основном из множества зигзагообразных линий, — основной элемент Мсзинского искусства. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы.

Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Попыток решить этот вопрос было много. Уж очень не соответство-

«*» 16 •*?

вал геометрический стиль блестящим по реализму рисункам пещерного искусства. Однако изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонтов, ученые заметили, что ; они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на | зигзагообразные орнаментальные мотивы мезинских изделий. Та-образом, основа мезинского геометрического орнамента — эр, нарисованный самой природой. Но древние художники не ко копировали природу, они вносили в первозданный орна-ент новые композиции и элементы.

В одном из жилищ Мезинской стоянки был обнаружен древ-музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта, предназначался для воспроизведения шумовых или ритмиче-:звуков.

Найденные на Урале сосуды, относящиеся к каменному веку, еют богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специ-штампом, изготовленным, как правило, из округлых тща-то отшлифованных плоских галек желтоватого или зеленова-эго с блесками камня. По острым краям их наносились прорези, делались также из кости, дерева, раковин. При надавли-таких штампов на мокрую глину получался рисунок, сход-с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гбенчатым, или зубчатым.

Более поздние этапы развития первобытной культуры относят-к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых ме-теских орудий. От присвоения готовых продуктов природы ервобытный человек постепенно переходит к более сложным эрмам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает зани-ся земледелием и скотоводством.

Искусство К эпохе неолита и бронзового века относятся п^ЛЯТЛ изображения, передающие более сложные и

I бронзового века отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства керамика, обработка металла. Люди делали луки, стрелы, гли-посуду. В новом каменном веке появился первый искусст-материал, изобретенный человеком, — огнеупорная глина. 1режде люди использовали для своих нужд то, что давала приро-— камень, дерево, кость.

Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на ругую создают порой впечатление объема, ощущение фактуры ,j зверя. При всей своей жизненной выразительности и реа-Ц^листической обобщенности палеолитическое искусство остается /интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных !*образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном ! смысле слова. ______





**

библиотека Мвгмл§вс«огэ юсудзр«тванм«го технвмвсиого

На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованые — литье было изобретено гораздо позднее. На Урале около S тыс. лет назад уже делали из меди шилья, ножи, крючки, а около 4 тыс. лет назад — и первые художественные отливки. Например, на рукоятках ножей из Турбинского могильника на Каме отлиты фигурки баранов, причем настолько искусно, что специалисты без труда определили природу животных.

Культура населения Северного Кавказа в III тыс. до н.э., в эпоху ранней бронзы, получила название Майкопской по знаменитому памятнику, ее представляющему, — Майкопскому кургану. Майкопская культура была распространена на северо-западе от Таманского полуострова до Дагестана на юго-востоке.

Последний этап в развитии племен бронзового века на Северо-Западном Кавказе характеризуется металлургией и металлообработкой. Велась добыча медных руд, выплавлялась медь, было налажено производство готовых изделий из сплавов (бронзы). В конце этого периода наравне с бронзовыми предметами стали появляться железные.

Развитие производительных сил приводит к тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития — к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги внутри племен.

В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра.

Первобытные К концу первобытной эпохи появился новый жилища вид архитектурных сооружений — крепости.

и погребения Чаще всего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Западной Европы и Кавказа. А в средней, лесной полосе Европы со второй половины I тыс. до н. э. распространились поселения и погребения.

Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники эпохи бронзы и железа. Под стоянками подразумеваются поселения каменного и бронзового веков. Термин «стоянка» очень условен. Сейчас он вытесняется понятием «поселение». Особое место занимают мезолитические поселения, называемые къекен-меддингами, что в переводе с датского означает «кухонные кучи» (они действительно похожи на длинные кучи отбросов устричных раковин), поскольку в Дании и были обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страша они встречаются на Дальнем Востоке. Раскопки поселений дают сведения о жизни древних людей.

<*> 18 •*»

Стоянки охотников каменного века, и Помпеи, и Геркуланум, и Троя, и другие древние города — все это поселения.

Особым видом поселения являются римские террамары (от лат. i terra — земля) — укрепленные поселения на сваях. Строительный [материал этих поселений — мергель, вид ракушечника. В отличие ■ свайных поселений каменного века римляне строили террамары на болоте или озере, а на сухом месте, а потом все пространст-вокруг строений заполняли водой для защиты от врагов. Погребения делятся на два основных вида: погребения с надмо-сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и погре-грунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений, «более сложные сооружения — мегалитические погребения (от гр. egas — большой, lithos — камень), т.е. погребения в гробницах, эруженных из больших камней, — дольменов, менгиров. В Западной Европе и на юге России распространены дольмены, бретонского tol — стол и men — камень). Менгиры (от бретон-эго men — камень и hir — длинный) — отдельные каменные ибы. Есть менгиры длиной более 21 м и весом около 300 т. В арнаке (во Франции) 2683 менгира поставлены рядами в виде каменных аллей. Иногда камни расположены в виде Их уже называют иначе — кромлех (от бретонского crom — глый и lech — камень). Кромлехи — культовые сооружения. Верования ^ древнем человеческом обществе верования в первобытном являли собой реакцию совокупной личности на обществе ее восприятие совокупной Вселенной. Тесно

связанные с первобытными мифическими воз-ениями, они основывались на анимизме (от лат. anima — дух, душа) • наделении природных явлений человеческими качествами. Наиболее древней формой религии является магия (от гр. eia — волшебство), представляющая собой ряд символических 4ствий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Известный английский религиовед и этнолог Джеймс Фрезер в «Золотая ветвь» отмечает, что магическое мышление основы-ся на двух принципах симпатической магии (закон симпатии)1, он называет гомеопатической магией, или законом подо-I, второй — контагиозной магией (законом контакта), в него он очает колдовские приемы, основанные на законе соприкосно-Вероятно, наиболее привычным применением принципа юдобное производит подобное» являются предпринимавшиеся гогими народами в разные эпохи попытки нанести вред врагу [ погубить его путем нанесения увечий его изображению.

|См.: Фрезер Дж Золотая ветвь — М.: Политиздат, 1983. (Б-ка*аггеитс. лиг.)

А * 19 *»

Разновидностью магии является фетишизм (фр. fetiche — идол, талисман) — вера в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и сделанных человеком.

В истории религии многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным: деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом» и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев-инд. «о тотеман» — его род). Тотемизм — вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным.

Остатки этих форм сохранились фактически во всех религиях, а также в традициях и быту народов мира.

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развитая мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

Основные термины и понятия

Анимизм

Меэинская стоянка

Архетип

Мезолит

t Венеры»

неолит

Ориньякская культура

Палеолит

Бронзовый век

Погребения:

Дольмены

курганы.

Железный век

мегалиты,

Звукоподражательный мотив

гробницы,

Каменный вех

грунтовые

Кромлехи

Поселения.

Крепости

стоянки

Кьекенмеддинги

селища

Магия-

городища

симпатическая,

Римские террамары

гомеопатическая,

Синкретизм

контагиозная

Тотемизм

Майкопская культура

Фетишизм

Медный век




Вопросы для повторения

1. Расскажите об этапах первобытной эпохи.

2. Как вы понимаете термины «синкретизм» и «архетип»?

3. Расскажите об изобразительных и музыкальных формах первобытного искусства.

4. Назовите виды поселений и погребений первобытной эпохи.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Люди перестают мыслить, когда перестают читать
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации