Полторак В.А., Прошин Д.В., Бродецкая Ю.Ю. Социология - файл n1.doc

приобрести
Полторак В.А., Прошин Д.В., Бродецкая Ю.Ю. Социология
скачать (929.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc930kb.22.08.2012 14:54скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6


ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ, ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ

Полторак В.А., Прошин Д.В., Бродецкая Ю.Ю.

СОЦИОЛОГИЯ
Конспект лекций

Днепропетровск

2007

Полторак В.А., Прошин Д.В., Бродецкая Ю.Ю. СОЦИОЛОГИЯ: Конспект лекций. – Днепропетровск: Изд-во ДУЭП, 2007. - 110 с.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Цель и задачи учебной дисциплины…………………………………..5
Лекция 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ: ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ ……………………………….………………………6

    1. .Предмет социологии. Социология как наука о социальных общностях, отношениях, институтах и процессах ………………………………………….6

    2. .Структура социологии. Теоретическая и прикладная социология ………….8

    3. .Функции социологии……………………………..….………………………...10

Рекомендованная литература……………………………………………………...12

Лекция 2. ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ …………………...............................13

2.1. Общество как социальная система …...……………………………………...13

2.2. Социальные общности и социальная структура общества …………………15

2.3. Проблемы социальной стратификации ……………………………………...18

2.4. Стратификационные модели социального неравенства …………………....20

2.5. Проблемы социальной мобильности. Каналы социальной мобильности….22

Рекомендованная литература……………………………………………………...24

Лекция 3. СЕМЬЯ И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА ………………………………………………………………………25

3.1. Семья как социальная общность и социальный институт ………………….25

3.2. Структура и функции семьи ………………………………………………….27

3.3. Понятие личности. Социологические теории личности ……………………27

3.4. Общество и личность: проблемы социализации ……………………………30

3.5. Социальная активность………………………………………………………..33

Рекомендованная литература ……………………………………………………..34

Лекция 4. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ ……………………………………………………………35

4.1. Социальная жизнь общества и социальное взаимодействие ………………35

4.2. Социальные отношения как формы проявления социальных взаимодействий…………………………………………………………………….37

4.3. Социальная политика, ее сущность, субъекты………………………………39

4.4. Проблемы социальной справедливости и социальных гарантий ………….40

Рекомендованная литература……………………………………………………...43

Лекция 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ……………………………………………………………………….44

5.1. Социальные институты как формы организации совместной деятельности людей ……………………………………………………………………………….44

5.2. Социальные организации: сущность, виды …………………………………46

5.3. Труд, трудовое поведение как социальные институты……………………..49

5.4. Трудовой коллектив как социальный институт …………………………….51

5.5. Сущность и виды социальных изменений …………………………………..52

5.6. Понятие социального процесса ……………………………………………...54

5.7.Социальная адаптация и социальные перемещения в процессе трудовой деятельности ………………………………………………………………….........56

Рекомендованная литература ……………………………………………………..58
Лекция 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ КАК ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ……………………………59

6.1. Сущность и функции специальных социологических теорий ………..........59

6.2. Политика как социальный институт. Социология политики………………61

6.3. Общественное мнение как социальный институт. Социология общественного мнения…………………………………………………………….63

6.4. Культура как социальный феномен. Социология культуры………………..65

6.5. Социальный институт религии и основные проблемы социологии религии……………………………………………………………………………...67

Рекомендованная литература……………………………………………………...71
Лекция 7. СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА…………………………………...72

7.1. Сущность социальных конфликтов, их функции, разновидности…………72

7.2. Причины и субъекты социальных конфликтов, стадии их протекания, пути регулирования………………………………………………………………………75

7.3. Коллективные социальные трудовые конфликты…………………………...78

Рекомендованная литература……………………………………………………...80
Лекция 8. СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ………………………………………...81

8.1. Социология труда: предмет и краткая история развития…………….81

8.2. Отношение к труду и мотивация труда. Содержательные и процессуальные концепции мотивации труда……………………………………87

8.3. Социология управления. Сущность и методы социального управления…………………………………………………………………………..90

8.4. Социоинженерная деятельность и ее структура………………………92

8.5. Экономическая социология: ее предмет и функции………………….95

Рекомендованная литература……………………………………………………...97

Лекция 9. СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УКРАИНЕ…………...99

9.1. Сущность и разновидности эмпирических социологических исследований……………………………………………………………………….99

9.2. Технологии организации и проведения социологических исследований………………………………………………………………………102

9.3. Социологические методы сбора информации……………………………..105

9.4. Основные социологические подразделения, функционирующие в Украине…………………………………………………………………………….108

Рекомендованная литература…………………………………………………….109

Перечень вопросов для итогового контроля…..……………………………….109
ВВЕДЕНИЕ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Главной целью преподавания дисциплины «Социология» является формирование у студентов системы знаний про основные понятия социологии и, соответственно, изучение важнейших элементов социального устройства; овладение диалектикой социологического анализа социальных отношений и раскрытие их закономерностей; рассмотрение реальных социальных процессов в современных условиях. Курс социологии для студентов экономических специальностей преподается с учетом специфики социальных общностей, процессов, отношений в сфере труда.

После изучения учебной дисциплины студент должен:


Лекция 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ: ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
Главная идея лекции. Социология — наука об обществе — является ведущей во всей системе социально-гуманитарных наук. Эмпирические социологические исследования выступают в качестве важнейшего инст­рументария познания социальных, экономических, политических, ду­ховных явлений в обществе. Поэтому освоение будущими специалиста­ми основных социологических категорий и методов эмпирического со­циологического исследования должно стать важнейшей составляющей частью их общего и профессионального образования.
План лекции:

1. Предмет социологии. Социология как наука о социальных общностях, институтах, отношениях и процессах.

2. Структура социологии. Теоретическая и прикладная социология.

3. Функции социологии.
1.1. Предмет социологии. Социология как наука о социальных общностях, институтах, отношениях и процессах

Время появления социологии как самостоятельной науки — начало XIX века, период, когда мир переживал глубокие социальные переме­ны, связанные с переходом от традиционного к современному индуст­риальному обществу. Потребовалась, соответственно, позитивная наука об обществе, которая могла бы, как и науки естественные (физика, хи­мия и т.п.), дать четкое, контролируемое, доказательное знание о тех сложных процессах, которые происходили в обществе.

Основателем социологии стал французский ученый Огюст Конт (1798 - 1857 гг.), первоначально назвавший социологию "социальной физи­кой" . В 30-е годы прошлого столетия он отождествил социологию с об­ществоведением в целом, считая, что эта наука должна основываться на позитивных фактах, а не на пустых рассуждениях.

Собственно, подобному пониманию социологии соответствовало и название новой науки. Термин "социология" происходит от латинского слова "societas" (общество) и греческого "Logos" (слово, учение). Таким образом, в самом общем смысле социология — это наука об обществе.

Хотя и сегодня термином "социология" нередко называют всю сово­купность общественных наук, в середине XIX века социология "получи­ла" благодаря усилиям ряда ученых и в первую очередь — Эмиля Дюркгейма, и свой собственный предмет, а именно: предметом социологии стало изучение социальных явлений, отношений, процессов (точно так же, как предметом экономической теории является изучение экономи­ческих явлений, отношений, процессов; политологии — политических явлений, отношений, процессов).
Это было связано с выделением, наряду с экономической, политической, духовной сферами жизни общества, сферы социальной.

Понятие "социальное" (от латинского "socialis" — совместный, общественный) имеет несколько значений: от обо­значения сущности общественной жизни как таковой (т.е. взаимосвязи природы и общества) до понимания сущности "социальных связей", т.е. того, что заставляет людей жить вместе, удерживая их, несмотря на наличие неравенства, господства и подчинения, различий в образе жизни и т.п., в объединении, сообществе.

Именно подобным образом, после длительных дискуссий о предмете социологии выделяют в настоящее время ту область общественной жиз­ни, изучением которой занимается социология.

Основное определение:

СОЦИОЛОГИЯ - ЭТО НАУКА О СТАНОВЛЕНИИ, РАЗВИТИИ, ФУНКЦИОНИРОВАНИИ СО­ЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ КАК МЕХАНИЗМАХ ВЗАИМО­СВЯЗИ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНЫ­МИ ОБЩНОСТЯМИ И ИНДИ­ВИДАМИ, СОЦИАЛЬНЫХ ИН­СТИТУТАХ КАК ИСТОРИЧЕС­КИ СЛОЖИВШИХСЯ ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ.
Таким образом, социология изучает следующие явления обществен­ной жизни:



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

(даются кратко, более подробно см. соответствующие темы конспекта):

Социальные общности (группы) -исторически складывающиеся, относительно устойчивые группы людей, объединенные общими социальными интересами (к примеру, рабочие, предприниматели и др.).

Социальные институты - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей (семья, трудо­вой коллектив и др.).

Социальные отношения - это отношения сходства и различия, ра­венства и неравенства, господства и подчинения между индивидами и социальными группами.

Социальные процессы - это акты социальных взаимодействий, результатом которых является изменение социальных отношений между людьми (к примеру, процессы социальной мобильности, социальные конфликты и т.п.).

РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ.

Бурное развитие социологии началось со средины XIX века и связано с именами

таких известных зарубежных ученых, как Г.Спенсер, Г.Тард, М.Вебер, Э.Дюркгейм,

Ф.Теннис, В.Парето и др.


Господство в стране административно-бюрокра­тической системы и монополизация марксизмом (историческим материализмом) всей системы общественных наук.

Опора социологии (в отличие от иных "класси­ческих" социальных наук) на эмпирический материал, что, cответственно, "мешало" партийной номенклатуре.
Большой вклад в развитие социо­логии внесли такие отечественные ученые, как Д.ЛЛавров, Н.Я.Дани­левский, Н.И.Кареев, М.М.Ковалевский, П.А. Сорокин.




1.2. Структура социологии. Теоретическая и прикладная социология

Специфика социологии, одно из ее коренных отличий от иных соци­ально-гуманитарных наук состоит в ее комплексности. Она имеет трех­уровневую структуру, в которую входят:

Структура социологической системы знаний


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ — многообразные концепции, разрабатываемые с целью объяснения, интерпретации общих аспектов социального развития общества. Социологические теории охватывают на высоком уровне абстрагирования причинно-следственные связи в развитии социальных явлений.

На протяжении исторического развития человечества было выработано множество разнообразных концепций, объясняющих специфи­ку, закономерности развития человеческого общества. Они отражали, с одной стороны, достигнутый уровень развития социальных наук; с другой - специфику подходов тех или иных ученых к объяснению со­циальных явлений поэтому среди них, естественно, нет "правильных" и "неправильных".




ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД (Т.Парсонс, У.Ростоу, Р.Арон и др.) строится на том, что важнейшим, определяющим фактором, воздействующим на развитие человеческого общества, считается специфика того исторического этапа, того типа ци­вилизации, в рамках которого осуществляется развитие в соот­ветствующий период (к примеру, в настоящее время речь идет об "индустриальном", "едином индустриальном", "информа­ционном" и т.п. обществах).


ФОРМАЦИОННЫИ ПОДХОД к объяснению исторического процесса связан с марксизмом и подходит к определению все­мирного характера развития общества как единому пути развития всех народов, узловыми пунктами которого выступают ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ (т.е. исторические типы общества, представляющие собой социаль­ные системы, определяемые соответствующим способом произ­водства).

Р


СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД – (теория культурно-исторических типов, современная философия истории и т.п.) состоит в том, что основным фактором, определяющим тенденции развития человеческого общества, выступает существование множества различных и своеобразных культур, каждая из которых имеет свою логику и тенденцию развития (учение Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби и др.).



СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ - области социологического знания, имеющие своим предметом исследования относительно самостоятельных, специфических подсистем обществен­ного целого, социальные общности, отношения, институты, процессы (см. рисунок).

ЭМПИРИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ -третий уровень социологической системы знаний — представляют собой методы и технологии сбора первичной социальной информации, т.е. установления и обобщения социальных фактов посредством прямой или косвенной регистрации свершившихся событий, характерных для изучаемых социальных яв­лений, процессов (более подробно проблемы эмпирических исследований рассматриваются в специальной лекции).

ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ, в отличие от теоретической, включает в себя уровни специальных социологических теорий и эмпирических социологических исследований.
1.3. Функции социологии

Как и любая наука, социология реализует в обществе ряд специфических функций, т.е. ролей, которые определенный социальный институт (в данном случае — наука) выполняет по отношению к потребностям соответствующей общественной системы. К основным из них относят:

ТЕОРЕТИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ социологии заключается в том, что она, как и любая социальная наука, накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном обществе. При этом к теоретико-познавательной функции теоретической социологии относится получение объективного знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную социальную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно: изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.п.
ПРАКТИЧЕСКИ-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ социологии. Как бы ни была хороша полученная учеными социальная информация, автоматически она не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Поэтому одна из главных задач теоретической социологии — поиск путей дальнейшего развития нашего общества, участие в разработке долгосрочной социальной политики государства, в обосновании и реализации планов социального развития на всех уровнях: страна, регион, предприятие. Что же касается прикладной социологии, то она, конечно, обеспечивает разра­ботку прогнозов, практических ре­комендаций по решению тех или иных социальных проблем вплоть до уровня трудового коллектива.

Здесь необходимо иметь ввиду следующее.

С
!
оциология — это наука, поэтому ее задача, функция -разработка рекомендаций; что же касается их использования, внедрения — то это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно этим объясняется, в частности, то обстоятельство, что многие ценные и весьма полезные рекомендации, разработанные социологами, так и не нашли своего практического применения. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым для всего общества последствиям.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ социологии состоит в том, что именно методы и технологии данной науки дают возможность получения самой разнообразной социальной информации относительно всех важнейших сфер функционирования общества. При этом подобная информация является (естественно, при обеспечении действительно научного подхода к ее получению) надежной и репрезентативной.

Сказанное в первую очередь касается прикладной социологии. Однако, и развитие теоретической социологии невозможно без получения и использования подобной социальной информации.

Рекомендованная литература-

  1. Полторак В.А., Прошин Д.В., Бродецкая Ю.Ю. Социология: Конспект лекций. – Днепропетровск: ДУЕП, 2007. – С. 6 - 12.

  2. Соціологія: Підручник / За заг. ред. В.П. Андрущенка, М.І. Горлача. – Київ-Харків, 1998.- С. 9 - 27, 178 - 200.

  3. Соціологія: Посібник для вузів /За ред. В.Г. Городяненка. – К.: Академія, 1999. – С. 5 - 15, 66 - 79.

  4. Білоус В.С. Соціологія у визначеннях, поясненнях, схемах, таблицях: Навч. посібник. – К.: КНЕУ, 2002. – С. 5 - 30.

  5. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.

  6. Дюркгейм Э. О разделении общественого труда. Метод социологии: Пер. с фр. – М.: Наука, 1990. – 575 с.

  7. Полторак В.А. Социология труда: Справочник. – Днепропетровск: Арт-Пресс, 1997. – 147 с.

  8. Попова І.М. Соціологія. Пропедевтичний курс. – К.: Тандем, 1996. – С.6 -117.

  9. Соціологічна думка України: Навч. посібник /М.В. Захарченко та ін. – К.: Заповіт, 1996. – 424 с.

  10. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Добросвет, 1998. – С. 14 - 68.

  11. Якуба Е.А. Социология: Учебное пособие. – Харьков: Константа, 1995, - С. 6 - 21.

Лекция 2. ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Главная идея лекции. Социология изучает общество как целостный социальный организм, социальную систему, именно потому в рамках данной науки особое внимание уделяется характеристике общества. И в первую очередь существующим и развивающимся в нем социальным группам как основным субъектам социального действия. Особо существенным при изучении данной проблемы является то, что в обществе существует множество разнообразных социальных групп, которые неравны по отношению друг к другу, занимают разное место в социальной иерархии, иными словами, речь идет о социальной стратификации.

План лекции:

  1. Общество как социальная система.

  2. Социальные общности и социальная структура общества.

  3. Проблемы социальной стратификации.

  4. Стратификационные модели социального неравенства.

  5. Проблемы социальной мобильности

2.1. Общество как социальная система

Общество — способ бытия человечества, исторически развивающаяся совокупность форм совместной жизнедеятельности людей. Понятие "общество" возникло в XVIII веке и определялось по-разному, в зависимости от характера философских и социологических воззрений разных ученых. При этом, общим для этих воззрений является то, что общество является составной и специфической частью природы (эта проблема изучается студентами в курсе социальной философии).

В обыденной жизни, когда говорят об обществе, имеют в виду совокупность людей. Это так и не так. Общество - это не простая, механическая совокупность людей, а их специфическое объединение в рамках социальной системы; т.е. такое объединение, где происходит постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие людей. Таким образом, социальная система — это определенное целостное образование, основными элементами которого выступают люди и возникающие между ними отношения.

Основное определение:

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА -ЭТО СЛОЖНО ОРГАНИЗОВАННЫЙ, СТРУКТУРНО-УПОРЯДОЧЕННЫЙ, ВЗАИМНОДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ В СВОИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЯХ СОЦИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ, СУЩЕСТВОВА-НИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОТОРОГО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТНОСИТЕЛЬНЫМ ПОСТОЯНСТВОМ, УСТОЙЧИВОСТЬЮ И ЦЕЛОСТНОСТЬЮ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЪЕКТА.

Если теперь, с учетом вышеприведенного понимания социальной системы, дать определение такому сложнейшему понятию, как общество, то оно будет иметь следующий вид:

Основное определение:

ОБЩЕСТВО - СОВОКУПНОСТЬ ЛЮДЕЙ ОБЪЕДИНЕННЫХ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИМИСЯ ФОРМАМИ ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ) В ЦЕЛЯХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ СВОИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯСЯ УСТОЙЧИВОСТЬЮ И ЦЕЛОСТНОСТЬЮ, САМОВОСПРОИЗВОДСТВОМ И САМОДОСТАТОЧНОСТЬЮ, САМОРЕГУЛИРУЕМОСТЬЮ И САМОРАЗВИТИЕМ, ДОСТИЖЕНИЕМ ТАКОГО УРОВНЯ КУЛЬТУРЫ, КОГДА В НЕМ ПОЯВЛЯЮТСЯ ОСОБЫЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ.

В социологии различают среди прочих три ключевых основных подхода к трактовке сущности общества:

То, что было сказано об обществе выше (т.е. как о совокупности социальных групп, отношений, институтов и т.п.) составляет сущность, так называемого, СИСТЕМНОГО ПОДХОДА. И именно в соответствии с ним и строится, как правило, в современной социологии (и в рамках данного учебного пособия также) изучение общества.

Кратко о двух других подходах.

ДЕТЕРМИНИСТСКИЙ ПОДХОД к объяснению сущности общества в общих чертах состоит в том, что выявляются причинно-следственные связи между различными сферами общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной (идеологической). При этом каждая из названных сфер сама по себе выступает как подсистема общества, оказывая воздействие на другие. Так, марксизм указывает на зависимость и обусловленность всех подсистем экономической, которая, в конечном счете, определяет развитие социальной, политической и духовной сфер жизни общества.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД (Г. Спенсер, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.) состоит в выделении элементов социального взаимодействия, подлежащих изучению, и определении их значения (функции) в обществе. При этом, как правило, возникает аналогия между обществом и человеческим организмом. Так, Г. Спенсер, считая, как и сторонники системного подхода, что общество состоит из ряда частей (экономической, политической и др.), в то же время подчеркивал, что каждая из них может быть понята и изучена лишь в рамках целостности (т.е. общества в целом), где она выполняет определенные функции.

В свою очередь функция какой-либо части общественного организма направлена на удовлетворение определенной общественной потребности. И так далее.

В целом же, подчеркнем, что все три названных подхода, безусловно, взаимосвязаны.
2.2. Социальные общности и социальная структура общества

Итак, общество как целостная система состоит из ряда подсистем, одна из важнейших из которых - социальные общности (группы), в совокупности образующие социальную структуру общества (рабочие, крестьяне, предприниматели и т.п.).

Здесь первоначально следует уточнить то обстоятельство, как, почему люди образуют те или иные социальные группы. В человеческом обществе индивиды отличаются друг от друга по множеству социальных характеристик: профессии, характеру труда, отношению к собственности, размеру дохода и т.п. (причем эти характеристики эмпирически фиксируются, т.е. их можно достаточно четко и точно измерять с использованием количественных методов). Объединены ли между собой эти люди в какие-либо группы? Если говорить о формальном объединении (как это, к примеру, имеет место с членами какой-либо политической партии), то нет. Если же говорить об их реальном, объективном положении в обществе, то несомненно. Каким же образом?

Очевидно, что в обществе можно выделить два основных типа объединения людей. С одной стороны — это стихийные, временные объединения — такие, как толпа, пассажиры автобуса, аудитория телезрителей и т.п., для которых характерны неустойчивость, кратковременность, узость взаимосвязей. С другой — это стабильные, долговременные, относительно однородные группы (учителя, рабочие, банкиры и др.), объединенные общими СОЦИАЛЬНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ. Именно такие группы и называются социальными общностями.

Основное определение:

СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ (ГРУППА) - ЭТО РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩАЯ, ЭМПИРИЧЕСКИ ФИКСИРУЕМАЯ СОВОКУПНОСТЬ ИНДИВИДОВ, ОТЛИЧАЮЩАЯСЯ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТЬЮ И ВЫСТУПАЮЩАЯ В КАЧЕСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СУБЪЕКТА ИСТОРИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ, ПОВЕДЕНИЯ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ - ЭТО ГРУППА ЛЮДЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Социальные интересы — реальные причины поведения, действий людей, формирующиеся у членов различных социальных групп в связи с одинаковостью социального положения членов этих групп в обществе, сходством их социальных ролей.
Социальная мобильность — изменение индивидом или социальной группой социальной позиции, места, которое они занимают в социальной структуре общества.
Маргинальные социальные группы, слои — группы (индивиды), находящиеся на грани разных культур, пограничные, промежуточные, переходные по отношению к тем или иным общностям.

Основное определение:

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ И ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ МЕЖДУ СОБОЙ, УПОРЯДОЧЕННЫХ ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУГ ДРУГА СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ (ГРУПП).

Поскольку в обществе существует значительное количество самых разнообразных социальных групп, т.е. совокупностей индивидов, имеющих общие социальные интересы, то выделяют разнообразные "подвиды" социальных структур.


Что касается основной разновидности социальных общностей — СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВЫХ ГРУПП — то о них речь пойдет в следующем вопросе лекции.

СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ (национально-этнические) возникают на почве общности историко-географического происхождения, культуры и различаются между собой по уровню развития, положению в системе национально-этнических образований разных стран (иными словами, речь идет о возможном или наличном социальном неравенстве между представителями разных этносов и наций).

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ возникают в обществе в процессе разделения труда, в результате которого выделяются первоначально профессиональные группы, приобретающие затем социальные характеристики (к примеру, очевидны социальные различия между такими функциональными группами инженеров, как руководители, специалисты, технические исполнители).

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ связаны с социально-биологической природой человека (т.е. "наложением" демографических характеристик — пол, возраст и др. — на социальные). В результате, фактическое неравенство женщин в жизни общества, связанное с реализацией ими специфических функций (в частности, рождение и воспитание детей) выделяет их в особую социальную группу. То же самое можно сказать о молодежи, стариках.

СОЦИАЛЬНО-ПОСЕЛЕНЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ возникают на основе того , что между представителями даже одинаковых социально-классовых групп, проживающих в разных регионах (к примеру, в Западной и Восточной Украине) или типах поселений (крупный город, малый город, село) возникают серьезные социальные различия, обусловленные природной средой, уровнем развития производственной сферы, социальной инфраструктуры и др.
2.3. Проблемы социальной стратификации

Итак, в обществе существуют различные социальные группы, которые объективно различаются по своему положению в системе социальных связей, т.е. между ними всегда существует социальное неравенство (кстати говоря, именно поэтому утопическими являются все "мечты" о возможности построения общества полного социального равенства). Проблема здесь лишь в том, что специфика, уровни, формы социального неравенства (как и его источники) могут быть различными.

Поэтому центральной проблемой социологии является проблема социальной стратификации, в рамках которой описывается специфика социального неравенства в обществе, деление социальных групп по уровню доходов и образу жизни, наличию (или отсутствию) привилегий и др. Сам термин "стратификация" происходит от латинского слова "strata" — слой.

Основное определение:

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ - ЭТО ПОНЯТИЕ, ОБОЗНАЧАЮЩЕЕ, ВО-ПЕРВЫХ, СО­ВОКУПНОСТЬ, НАСЛОЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ ГРУПП ИНДИВИДОВ, ИМЕЮЩИХ В СИЛУ ИХ ПОЛОЖЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ РАЗЛИЧНЫЙ ДОСТУП К СОЦИАЛЬНЫМ БЛАГАМ, Т.Е. ЭТО СТРУКТУРИРОВАННАЯ СИСТЕМА НЕРАВЕНСТВ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ В ОБЩЕСТВЕ. ВО-ВТОРЫХ, СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ - ЭТО ПРОЦЕСС, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ИНДИВИДЫ И ГРУППЫ ОКАЗЫВАЮТСЯ НЕРАВНЫМИ ДРУГ ДРУГУ И ГРУППИРУЮТСЯ В ИЕРАРХИЧЕСКИ РАСПОЛОЖЕННЫЕ СТРАТЫ, СЛОИ, РАЗЛИЧАЮЩИЕСЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ, ВЛАСТЬЮ И РЯДОМ ДРУГИХ. ВАЖНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ.
Каждое общество имеет свою систему социальной стратификации, которые делятся на два основных типа:

При этом в первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В современных сложных обществах неравенство очень сильное и оно серьезно "разделяет" людей по ряду оснований (уровень дохода, власть и др.).

Если исходить из приведенного выше определения социальной стратификации, то для раскрытия ее сущности необходимо дать ответы на следующие два вопроса:

1. ПОЧЕМУ В ОБЩЕСТВЕ СУЩЕСТВУЕТ ПОДОБНАЯ СИСТЕМА

НЕРАВЕНСТВ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ, ИНЫМИ СЛОВАМИ, КАКОВЫ ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА?

2. КАКИМ ОБРАЗОМ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ИНДИВИД "ПОПАДАЕТ" В

СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ("БЕДНУЮ" ИЛИ "БОГАТУЮ") СОЦИАЛЬНУЮ ГРУППУ?

Что касается ответа на второй из этих вопросов, то он сравнительно прост: определенный СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС (интегративный показатель положения индивида в обществе, системе социальных связей и отношений) человек может получить двумя путями:

а) аскрипцией, т.е. благодаря внешним, не зависящим от индивида характеристикам (социальное положение родителей, биологические данные и т.п.)

б) достижениями, т.е. благодаря своим личным успехам, способствовавшим социальному продвижению.

Гораздо сложнее получить ответ на первый из поставленных выше вопросов, поскольку однозначного ответа на то, каковы причины социального неравенства, в науке не существует. В социологии имеются различные методологические подходы к решению вопроса о сущности, истоках и перспективах развития социальной стратификации. Так, Е.А. Якуба выделяет три основных подхода к анализу данной проблемы.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД (представители: Т.Парсонс, К.Дэвис, У.Мур) рассматривает стратификацию как необходимое, неизбежное и универсальное явление, связанное с многообразием функций, ролей в обществе (обществу необходимы врачи, рабочие, предприниматели и т.п.). Иерархия функций определяет иерархию социальных групп. Вознаграждение осуществляется в соответствии с ролью. Стратификация обеспечивает эффективное функционирование общества.

КОНФЛИКТНЫЙ ПОДХОД (представители: К. Маркс, М. Вебер) рассматривает социальную стратификацию не как необходимую или неизбежную, поскольку она "вытекает" из конфликта, борьбы социальных групп. Последняя же объясняется (по Марксу) наличием антагонистических классов, связанных с отношением людей к собственности. М.Вебер выделяет несколько иные основания социального неравенства: а) имущественное неравенство; б) статусное; в) власть.

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД (представители: Герхард, Дж. Ленски) как бы синтезирует функциональный и конфликтный. В его рамках проблема ставится так: стратификация не всегда являлась необходимой и полезной. На ранних ступенях развития общества иерархии практически не было. В дальнейшем она появилась вследствие естественных потребностей, частично на основе конфликта. В индустриальном обществе неравенство базируется на консенсусе ценностей между власть имущими и рядовыми членами общества.

С учетом различных подходов к выделению критериев социальной стратификации выделяют различные схемы социальной структуры. Так в западной социологии наиболее часто используется схема семиклассовой вертикальной стратификации:

  1. высший класс профессионалов, администраторов;

  2. технические специалисты среднего уровня;

  3. коммерческий класс;

  4. мелкая буржуазия;

  5. техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции;

  6. квалифицированные рабочие;

  7. неквалифицированные рабочие.


Сложные процессы СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ начались в Украине с конца 80-х годов. Хотя и ранее общество было поляризованным, однако, в условиях государственной формы собственности эта поляризация была, как бы "открытой" (действительными распорядителями государственной собственности были высшие слои партийной, хозяйственной номенклатуры).

С началом перестройки, развитием рыночных отношений процесс социальной дифференциации стал приобретать "нормальный", общечеловеческий характер. Выделяются социально-классовые группы предпринимателей, менеджеров, фермеров и др. Трансформируются в условиях рыночного общества такие социальные группы, как рабочие, служащие.

  1   2   3   4   5   6


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации