Гавра Д.П. Основы теории коммункации - файл n1.doc

приобрести
Гавра Д.П. Основы теории коммункации
скачать (182 kb.)
Доступные файлы (7):
n1.doc78kb.19.12.2009 15:37скачать
n2.doc199kb.19.12.2009 15:37скачать
n3.doc69kb.19.12.2009 15:37скачать
n4.doc198kb.19.12.2009 15:37скачать
n5.doc146kb.19.12.2009 15:37скачать
n6.doc218kb.19.12.2009 15:37скачать
n7.doc26kb.19.12.2009 15:37скачать

n1.doc

1. Объект, предмет и методология теории коммуникации

Коммуникация (в отдельных теоретических работах на русском языке это понятие используется как синоним понятия общение) – один из наиболее общих, всепроникающих, важных и сложных аспектов человеческой жизни. Способность общаться на сложном смысловом уровне отличает человека от животных. Наша жизнь находится под сильным влиянием коммуникации с другими: знакомыми и незнакомыми, живыми и жившими ранее. Поэтому коммуникация в течении многих столетий находилась в фокусе пристального внимания ученых самых разных отраслей знания, являлась объектом и предметом научных и научно-практических исследований. К середине ХХ века сложилась комплекс изучающих коммуникацию научных дисциплин, который в последние десятилетия получил интенсивное развитие и движется в сторону новой комплексной синтетической области научного знания – коммуникативистике (науке о коммуникациях). В США, где эта область знания имеет длительную традицию, ее называют по-разному – communication studies, communication science, communications. В российской науке сложилось свое название для комплекса коммуникативных дисциплин – коммуникативистика. Теория коммуникации входит в состав коммуникативистики и выступает в качестве ее теоретического базиса.

В научном познании принято различать объект и предмет науки (теории, учения).

Объект - это часть объективно (независимо от исследователя) существующей реальности, которую исследователь выбирает для изучения. Объект любой науки – это то, на что направлен процесс познания.

В современной теории коммуникации стало уже традиционным понимание того, что коммуникация - это не только процесс передачи сообщений или обмена информацией, но и способ совместного созидания, воспроизведения и преобразования многочисленных социальных реальностей, реализуемый с помощью знаковых средств. Таким образом, объектом теории коммуникации служит сама социальная коммуникация, понимаемая в широком смысле как процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятые в их информационно-знаковом аспекте.

Предметом любой науки являются некоторые особые аспекты, характеристики, связи и отношения, которые составляют определенную сторону сущности и содержания объекта, и на которые направлен процесс познания данной научной дисциплины.

Если объект науки существует независимо от исследователя и от процесса познания, и в этом отношении объективен, то того же нельзя сказать о предмете. Он существует в сознании исследователя и неразрывен с процессом познания объекта в рамках именно данной научной дисциплины. Познание всякого объекта неисчерпаемо, потому что в нем можно найти бесконечное количество аспектов (свойств, отношений), представляющих научный интерес. В связи с этим большинство научных дисциплин рассматривают объект не в целом, а в определенном, близком им аспекте. Таким образом, объект, взятый в определенном аспекте, рассматриваемой с определенной стороны при условии условного абстрагирования другие его сторон, образует предмет науки.

Следует еще раз обратить внимание на то, что объект существует реально, а предмет - это идеальный образ объекта, построенный учеными. Например, такой многогранный объект, как "человек", служит предметом изучения психологии, антропологии, медицины, социологии, но каждая из этих наук лишь частично отвечает на вопрос "что есть человек?"

То же самое можно сказать о науках, объектом которых является такая многогранная категория, как общество.

Но вернемся к теории коммуникации. Для того чтобы разобраться с предметной областью теории коммуникации, необходимо определить ее статус как научной дисциплины. Этот статус вытекает прежде всего из характеристик объекта науки а также из методологических подходов, избранных последней для познания объекта. В связи с тем, что коммуникация является комплексным феноменом, и сама теория коммуникации будет иметь комплексный обобщающий характер, объединяя, а если точнее сказать, интегрируя на своей собственной основе части предметных областей различных наук.

Что мы имеем в виду, говоря о комплексном характере феномена коммуникации и, в особенности, социальной коммуникации? Прежде всего, то, что коммуникативные процессы и явления, коммуникативные технологии и связанные со всем этим проблемы давно уже попали в поле зрения различных наук, изучающих человека и общество. Это и психология, и социология, и философия, и лингвистика и многие другие научные дисциплины. Но каждая из них подходит к познанию и объяснению понятия, сущности, структуры, функций, субъектов и механизмов коммуникации, а также коммуникационных технологий со своих позиций. Теория же коммуникации учитывая достижения различных наук, собирает их концептуальные построения воедино, обобщает их, и получает таким образом новое синтетическое знание.

Как пишет руководитель Российской коммуникативной ассоциации О.Матьяш, "каждый, кто сколько–ни будь знаком с областью изучения коммуникации, называемой в западной научной традиции Communication Studies, как правило, отмечает ее ярко выраженный плюрализм. Большинство коммуникативных исследователей Запада признают, что плюрализм как сосуществование и взаимодополнение множественных исследовательских, теоретических и метатеоретических (методологических) подходов необходим для плодотворного развития коммуникативного знания и коммуникативной теории."1 Многие теоретики коммуникации сходятся сегодня на том, что предметом их изучения должны быть коммуникативные процессы - или даже коммуникативный процесс, если рассматривать коммуникацию в самом широком социально-историческом аспекте2.

Предметный и методологический плюрализм современной коммуникативистики проявляется как в том, каким образом построено знание о коммуникативных процессах на теоретическом уровне, так и в том, как структурируется сама предметная область теории коммуникации Плюралистическая концепция предметной области теории коммуникации подтверждается выполненным О.Матьяш3 анализом подходов к решению этого вопроса в наиболее авторитетных американских учебниках коммуникативистики. Ее анализ показывает, что каждый учебник, каждый автор предлагает свои критерии концептуализации того, что можно назвать “коммуникативной теорией”, свои критерии отбора наиболее репрезентативных теорий, свои подходы к их классификации, и, таким образом, свою структуру теоретических основ коммуникации.

Например, Э. Гриффин, автор популярного вводного учебника по теории коммуникации, предлагает для ознакомления теории, группируя их по уровням коммуникации: теории межличностной коммуникации, групповой и публичной коммуникации, теории культурного контекста4. К. Миллер, автор учебника, часто используемого в преподавании на старших курсах, группирует предлагаемые для изучения теории как (а) теории коммуникативных процессов и (б) теории коммуникативных контекстов5.

Стивен Литтлджон, чей учебник по теории коммуникации считается одним из наиболее авторитетных, предлагает прежде всего изучать теории, которые он называет основными, составляющими ядро теории коммуникации (core theory). Это теории: (а) объясняющие, как формируются сообщения; (б) описывающие процессы смыслопорождения и интерпретации; (в) описывающие процесс взаимодействия во всех его динамиках; (г) помогающие понять роль в коммуникации социальных институтов и общества. Изучение и разработка именно этого ядра теории, по мнению автора, наиболее важно, так как помогает понять сущностные характеристики процесса коммуникации, абстрагируясь от его многочисленных конкретных особенностей6. Далее в своей работе С.Литтлджон рассматривает более десятка различных концепций социальной коммуникации, в том числе – системно-кибернетическую, информационную, семиотическую, когнитивную, интерпретативную, структуралистскую, критическую и др.

Р. Крейг анализирует семь традиций в теории коммуникации: риторическую, семиотическую, феноменологическую, кибернетическую, социопсихологическую, социокультурную и критическую. Причем автор утверждает, что все теории релевантны реальным явлениям жизненного мира, в котором “коммуникация” уже стала многозначным термином7

Отечественные исследователи также подходят к анализу коммуникаций с мультидисциплинарных позиций. А.В. Резаев выделяет три принципиальных момента, характеризующие возможность концептуального оформления предметной области современной науки о коммуникациях: «1)Коммуникационные процессы суть процессы, характеризующие информационный обмен и инструментальность социальных связей;

2) коммуникативные системы суть системы, организующие коммуникационные процессы на основе определенной структуры (классический пример система Шеннона – Уивера: модель Источник-Сообщение-Канал-Получатель);

3) коммуникационные отношения суть отношения социального общения, определяемые коммуникационными процессами и коммуникативными системами».8

В.П. Конецкая полагает, что теория коммуникации выступает как интегративная теория для трех базовых составляющих социокоммуникации - социальных структур общества, коммуникативных систем и способов коммуникации. 9 И.П.Яковлев считает, что общая теория коммуникации или коммуникология, как он ее называет, должна быть общей наукой о месте и роли коммуникации в обществе, ее развитии, структуре, коммуникационных процессах, технических средствах10.

Интересный подход к определению предметного пространства теории коммуникации предлагает А.В.Соколов. Опираясь на комплексное понимание предмета теории коммуникации, петербургский ученый предлагает описать это пространство как область пересечения предметных пространств других фундаментальных наук, объектом которых является социальная коммуникация11. Он пишет о том, что предметное пространство теории коммуникации как обобщающей комплексной научной дисциплины является предметом изучения но крайней мере пяти фундаментальных наук: философии, социологии, психологии, культурологии, лингвистики и прикладных технических наук.

На примерах нескольких научных дисциплин (философии, психологии и лингвистики) покажем, каким образом А.В.Соколов ограничивает предметное пространство теории коммуникации.12

Соотношение философии и теории коммуникации (по А.В.Соколову).

Социальную коммуникацию, согласно концепции российского ученого можно определить как движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве.

Знания, чувства, волевые побуждения он понимает как смыслы, исходя из этого социальная коммуникация трактуется как коммуникация смысловая, содержанием которой является движение идеальных, умопостигаемых смыслов, а не перемещение материальных объектов как в случае транспортной или энергетической коммуникации. Постижение сущности социальной коммуникации таким образом требует обращения к философским категориям "идеальное", "материальное", "сознание", "смысл", "знак".

Две классические философские дисциплины, помимо современных философских теорий и концепций, непосредственно занимаются социально-коммуникационными процессами: логика и герменевтика.

Логика изучает формы мышления и пути постижения истины, в ее предмет входит построение доказательств и опровержений, обнаружение лжи и заблуждений, ведение диалога и спора.

Герменевтика – это учение о понимании (толковании) текстов, о постижении глубинных смыслов записей, например, поэм Гомера, Священного Писания и т. п.

Социально-коммуникационные отношения, равно как и само содержание транслируемой в ходе коммуникационного акта информации, должны быть проанализированы и интерпретированы с точки зрения логичности, понимаемости, доходчивости, однозначности, непротиворечивости и т.п., поэтому логика и герменевтика вписываются в проблематику социальной коммуникации.

Кроме того, именно в рамках философского измерения теории коммуникации ищутся ответы на вопросы о соотношении материального идеального, объективного и субъективного в самой коммуникации и ее компонентах, об истинности и ложности, этичности - неэтичности коммуникативных отношений и т.п.

Соотношение психологии и теории коммуникации.

Психологическая грань предметной области теории коммуникации отчетливо проявляется прежде всего в двух случаях: в межличностной коммуникации (общении), когда происходит диалог между равными партнерами, и в управлении (манипулировании) массовыми аудиториями.

"Общение" признается одной из базовых категорий отечественной общей психологии, наряду с такими категориями, как "отражение" и "деятельность". Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия социальных субъектов (индивидов и их общностей) в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования общества и личности.13 Реальными посредниками всех форм общения являются не только результаты духовной деятельности – идеи, ценности, идеалы, чувства и настроения, но и материальные вещи – орудия и средства человеческого труда, объекты, воплощающие социальные ценности и человеческий опыт. Общение является условием формирования человека как социального существа, способного к социальной жизни с себе подобными. В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. Именно процессам непосредственного общения между людьми и посвящена та составляющая предметной области теории коммуникации, которая связана с психологией межличностной коммуникации.

Другая сторона коммуникативных процессов, связанная с воздействием на массовые аудитории в процессе пропаганды, агитации, рекламы изучается социальной психологией и масовой психологией. Со своей стороны эти психологические дисциплины также участвуют в формировании комплексного предметного пространства теории коммуникации.

Следует обратить внимание, что психологическая проблематика непосредственно выводит на физиологическую проблематику (асимметрия полушарий головного мозга, "речевые зоны" в мозгу и т. д.).

Соотношение лингвистики и теории коммуникации (по А.В.Соколову).

Лингвистическое измерение социально-коммуникационной проблематики имеет особое значение. Речевая способность, т. е. способность пользоваться выработанным обществом языком, является необходимой предпосылкой всякой коммуникационной деятельности.

Современная лингвистика не отдельная наука, а цикл научных дисциплин, куда входят фонетика, лексикология, грамматика, семантика, структурная лингвистика, стилистика, культура речи, сравни тельное языкознание и другие учения.

Цикл лингвистических дисциплин включается в состав социально-коммуникационных наук, но им не исчерпывается та грань социальной коммуникации, которую мы назвали "лингвистической".

Наряду со словесными (вербальными) средствами в межличностной коммуникации непременно используются жесты, позы, мимика, интонации и другие невербальные средства. Строго говоря, невербальное общение не должно входить в компетенцию лингвистики, но практически многие лингвисты, особенно психолингвисты и социолингвисты, изучают язык жестов, дополняющий вербальное общение.

Обобщающей теорией знаков является семиотика, которая может быть названа "научным партнером" теории коммуникации или ее непосредственным компонентом.

Семиотический подход к социальной коммуникации, когда предметом рассмотрения становятся языки и отдельные символы, выражающие смыслы, раскрывает особое "измерение" в ее изучении. Правда, это "измерение" шире, чем сугубо лингвистический взгляд, оно охватывает антропологические, культурологические, в частности, литературоведческие, и этнографические знаковые проблемы коммуникационных процессов и явлений в каждый отдельно взятый период исторического развития.

Теперь можно уточнить предмет теории коммуникации, т. е. те аспекты реально существующих социально-коммуникационных явлений, сущность которых вскрывается данной обобщающей теорией.

Предметом теории коммуникации будут выступать психологические, социальные (в широком понимании), семиотические и сопряженные с ними явления, процессы и отношения, возникающие в ходе и в результате общения (обмена информацией/смыслами) между людьми и их общностями и реализуемые в ходе совместного создания, воспроизведения и преобразования социальных реальностей при помощи знаковых средств

В более детальном плане к предметной области теории коммуникации относятся следующие содержательные сегменты, ставящие своей задачей поиск ответов на следующие вопросы:

1. Общая теория сообщений.

Как создается то, что мы пишем, говорим другим?

Как перемещаются сообщения?

Какие духовные проблемы включены в человеческое взаимодействие?

Каковы культурные механизмы включаются в процесс коммуникации?

2. Теория интерпретация и рождения значений.

Как образуются значения?

Как люди понимают сообщения?

Как возникают значения во взаимодействии?

3. Интеракционная динамика межличностных взаимодействий.

Отношения и взаимозависимость коммуникаторов.

Объединение и создание дискурса и значений.

Производство и восприятие сообщений.

4. Институциональная и социально-коммуникативная динамика социальных взаимодействий.

Распределение власти и ресурсов в обществе и проблемы коммуникации.

Коммуникативные формы и способы производства культуры.

Интеракция между сегментами общества.

Перейдем к последнему компоненту триады, образующей специфику каждой науки. Речь идет о ее особых методах, методологических подходах, связанных со сбором и обобщением информации, поиском и выявлением закономерностей.

Поскольку теория социальной коммуникации является своеобразной теоретико-эмпирической научной дисциплиной, то в ее методологическом аппарате присутствуют практически все общенаучные методы, применяемые в теоретических и эмпирических социальных науках.

Какие методы имеются в виду?

Прежде всего, это общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения и экстраполяции. Нельзя забывать о сравнительно-историческом методе, широко применяемых в философии и социологии диалектическом методе и методе идеально-типической реконструкции социальной реальности. Учитывая комплексность феномена социальной коммуникации при его познании и описании теория коммуникации применяет комплексный междисциплинарный подход а также в существенной мере методологические аппараты тех наук, которые имеют смежные с ней предметные области.

Имеются в виду семиотика, герменевтика, социология, психология и т.п.

Наконец, остановимся на методологических подходах, которые могут быть использованы при изучении социальной коммуникации. Для всестороннего познания изучаемою предмета желательно использовать несколько методологических подходов.

Различные ученые предлагают свое видение методологического базиса теории коммуникации.

А. В. Резаев обосновывает полипарадигмальность в осмыслении методологии социальной коммуникации и общения, и выделяет три социально-философские парадигмы общения: информационно-инструментальную, экзистенциально-феноменологическую и марксистскую14. Ф. И. Шарков выделяет также три методологических подхода.

Первый связан с классической позитивистской методологией субъектно-объектных диспозиций. Он представлен концепцией структурного функционализма, технологического детерминизма, использует системный метод.

Неклассическая методология основывается на феноменологическом подходе к субъектно-объектных отношениям как интеракциям, которые и являются коммуникациями.

Третий, постнеклассический подход рассматривает общество как сеть коммуникаций, которая позволяет через интеракции взаимно согласовывать мысли, чувства и действия людей в межсубъектных отношениях15.

В целом же в теории коммуникации получили распространение следующие подходы, разработанные в рамках других социальных наук:

  1. информационно-технологический, использующий для теоретического анализа изучаемых предметов общенаучную категорию информация, а также различные теоретические схемы, раскрывающие процессы ее передачи;

  2. семиотический, рассматривающий социальные процессы через призму категории знак;

  3. деятельностный, где базовой является категория деятельность субъектов коммуникации;

  4. системный, или структурно - функциональный, где базовыми категориями служат система, структура, функция.

Как признают многие авторы, стержневую роль в общей теории коммуникации играют процессно-информационный и семиотический подходы. Они раскрывают двойственную природу коммуникации как производства и восприятия сообщений в виде объективных значений (денотаций) и субъективных значений (коннотаций). Именно поэтому в настоящем пособии основное внимание будет уделено этим двум подходам, однако при изучении социальных и социально-психологических аспектов коммуникации будут применяться также деятельностный и структурно-функциональный методологические подходы.
контрольные Вопросы и задания:

  1. Что понимается под объектом и предметом науки? Что является объектом теории коммуникации, ее предметом?

  2. С какими научными дисциплинами наиболее тесно взаимодействует теория коммуникации? Почему?

  3. В чем связь теории коммуникации и лингвистики? В каком методологическом подходе к коммуникации эта связь проявляется наиболее сильно?

  4. Каковы основные методологические подходы в теории коммуникации?




1 Матьяш О.И. Плюрализм как состояние и принцип развития современного коммуникативного знания //

2 См. Miller, K. (2001). Quantitative research methods. In F. M. Jablin & L. L. Putnam (Eds.), The new handbook of organizational communication: Advances in theory, research, and methods. Thousand Oaks, CA: Sage Publications.

3 Матьяш О. Указ. соч.

4 Griffin, E. A. (2003). A first look at communication theory (5th ed.). IL: McGraw-Hill.

5 Miller, K., указ. соч.

6 Littlejohn, S.W. (2002). Theories of human communication (7th ed.). Albuquerque, NM:Wadsworth

7 Крейг Р.Т. Теория коммуникации как область знания // Компаративистика-111. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. - СПб.: Социологическое общество им. М.М.Ковалевского., 2001 – С.73.

8 А.В. Резаев. Об общении, его социально-философской рефлексии и возможностях социологии коммуникации // Homo Philosophans. «Мыслители», вып.12, СПб.: С. Петербургское философское общество, 2002, с.393.

9 Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1999.

10 Яковлев И.П. Теория коммуникаций. СПб, 2001.

11 Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации СПб., 1995.

12 Более подробно см. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации СПб., 1995.

13 Общение//Философский энциклопедический словарь М.1989. С.433.

14 Резаев А.В. Парадигмы общения Взгляд с позиций социальной философии. – СПб.: СПбГУ, 1993. С.17-18.

15 Шарков Ф. И.Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социс 2001 №8.- С.55-56.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации