Краткий курс лекций Управление затратами - файл n1.doc

Краткий курс лекций Управление затратами
скачать (133 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc133kb.22.08.2012 13:04скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

Содержание управления затратами. Классификация затрат.
1.1. Понятие предмета и задачи управления затратами на предприятии

Затраты – отражают стоимость ресурсов, используемых в процессе деятельности предприятия по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг.

Необходимость управления затратами возникает в связи со следующими причинами:

- неопределенность. Чтобы оценить воздействие случайных факторов и скорректировать действия предприятия используют механизм учета издержек;

- предупреждение возникновения кризисных ситуаций;

- поддержание успешной деятельности предприятия;

- сложность и децентрализованность современных предприятий.

Управление затратами включает:

  1. анализ того, где и когда, в каких объемах расходуется ресурсы предприятия;

  2. прогноз того, где, для чего и в каких объемах необходимы дополнительные финансовые ресурсы;

  3. обеспечение максимального роста уровня отдачи от использования ресурсов.

Основные задачи управления издержками:

  1. Мониторинг (систематическое и планомерное наблюдение за поведением затрат и факторами, вызывающих их изменение).

  2. Выявление отклонений фактических результатов от плановых значений затрат.

  3. Прогнозирование результатов деятельности предприятия с учетом изменяющихся затрат.

Преимущества эффективного управления издержками:

  1. производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и как следствие, снижение цен;

  2. наличие качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции, их позиции на рынке по сравнению с продукцией других производителей;

  3. возможность использования гибкого ценообразования;

  4. принятие обоснованных и эффективных управленческих решений.



Сокращение затрат всего на 5% может принести такую же прибыль, как увеличение объемов продаж на 50%.

Для увеличения объемов продаж часто необходимо дополнительные финансовые затраты, кроме этого, продажа дополнительного количества произведенной продукции может создать трудности со сбытом из-за ограниченного спроса, а также привести к росту реализационных расходов.
1.2. Классификация затрат

На практике применяют различные методы классификации затрат:

    1. По статьям.

    2. По экономическим элементам.

    3. По динамике затрат относительно объема производства (постоянные и переменные).

    4. По степени регулируемости затрат.

    5. По возможности отнесения на выбранный объект калькуляции.

Цель любых классификаций затрат – помочь руководителю принять ряд правильных решений. Суть классификации – выделить ту часть, на которую может повлиять руководитель.


  1. По статьям.

Состав затрат, включаемых в себестоимость регламентируется прежде всего «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции и о порядке формирования финансовых результатов, учитывающихся при налогообложении прибыли» (утвержд. Постановлением Правительства РФ от 5.08.92 г. с последующими изменениями).

Номенклатура включает в себя следующие статьи:

  1. сырье и материалы;

  2. возвратные отходы (вычитаются из себестоимости);

  3. покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;

  4. топливо, энергия на технологические цели;

  5. з/п производственных рабочих;

  6. отчисления на соц. нужды

  7. расходы на подготовку и освоение на производстве;

  8. общепроизводственные расходы;

  9. общехозяйственные расходы;

  10. потери от брака;

  11. прочие производственные расходы


Итого производственные – производственная себестоимость.

  1. коммерческие расходы


Полная себестоимость продукции
Общепроизводсвтенные (цеховые или производсвтенно-накладные) расходы. Они включают затраты по следующим статьям: вспомогательные материалы и комплектующие изделия, оплата труда (мастера, нач. цеха), содержание зданий, тех. обслуживание и текущий ремонт оборудования, страхование имущества, арендная плата, коммунальные услуги, амортизационные отчисления, налог на недвижимость, отчисления в ПФ.

Общехозяйственные – к ним относят административно-управленческиие расходы, коммерческие расходы, расходы на реализацию продукции.


  1. По экономическим элементам.

Этим же документом установлен единый для всех предприятий перечень экономически-однородных элементов затрат:

  1. материальные затраты;

  2. расходы на оплату труда;

  3. отчисления на социальные нужды;

  4. амортизация ОФ;

  5. прочие.




  1. По динамике затрат относительно объема производства (постоянные и переменные).

По динамике затрат относительно объема выпуска затраты делятся на переменные, постоянные и смешанные.

Переменные зависят от произведенного количества продукции.





Переменные издержки = А * объем

А – стоимость единицы издержек. Изменение объема вызывает прямопропорциональные изменение издержек.

Пример:прямые материальные затраты, сдельная з/пл., топливо и энергия на технологические цели и т.п.
Постоянные – издержки не зависят от произведенного количества продукции.

Постоянные издержки могут считаться таковыми до некоторого объема производства. Они растут ступенчато, т.е. постоянно до определенного уровня объема производства.




Пример: расходы на эксплуатацию и содержание оборудования, содержание аппарата управления, складские расходы.


  1. По степени регулируемости затрат.

По степени регулируемости выделяют 3 основных группы затрат:

  1. полностью регулируемые затраты возникают прежде всего в сфере производства и реализации продукции;

  2. частично регулируемые затраты возникают в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, маркетинг, обслуживание клиентов (например, реклама);

  3. слаборегулируемые или заданные, могут быть во всех функциональных областях (производство, сбыт, НИОКР, обслуживание клиентов и т.д.). Возникают в результате обладания долгосрочными активами. Пример: строительство нового цеха.

Степень регулируемости затрат зависят от специфики конкретного предприятия, от применяемого технологического типа организационной структуры и т.д.

Степень регулируемости затрат будет различаться в зависимости от следующих условий:

    1. длительность периода времени. При значительных периодах появляется возможность воздействовать на те затраты, которые в краткосрочном периоде считаются заданными;

    2. полномочия лица, принимающего решение. Затраты, которые являются заданными, например, на уровне начальника цеха, они не могут оказаться регулируемыми на уровне директора;


5. По возможности отнесения на выбранный объект калькуляции.

В зависимости от отнесения по калькуляции делится на прямые и косвенные затраты.

Прямые затраты – это затраты, которые можно отнести к определенному изделию или партии изделий. Прямые издержки состоят из прямых материальных затрат и прямых затрат на оплату труда.

Прямые материальные затраты рассчитывают путем умножения количества материала на цену единицы материала.

Прямые затраты на оплату труда (з/пл рабочих, занятых непосредственно изготовлением изделий).

Косвенные – не могут быть отнесены к выпуску определенного изделия, т.к. они связаны с работой цеха или предприятия в целом. Они распределяются между изделиями пропорционально тому или иному измерителю, чаще всего пропорционально з/пл основных производсвтенных рабочих.

Методы управленческого учета затрат.


    1. Общие принципы «Положения о составе затрат от 05.08.1992 г. за № 552 (с учетом внесенных изменений, дополнений)


Наиболее существенные требования, предъявляемые к составу себестоимости, согласно Положению:

    1. Производственная направленность затрат. При отнесении тех или иных затрат на себестоимость необходима их прямая обусловленность производственной деятельности предприятия.

    2. Принадлежность затрат к деятельности самого предприятия. Это пункт 4 в Положении. В себестоимость не включаются затраты по работам, в порядке участия деятельности других предприятий и организаций. Если предприятие осуществляет расходы, имеющие производственный характер, но они касаются других предприятий и организаций, то отнесение этих затрат на себестоимость продукции расценивается как занижение налогооблагаемой прибыли. Этот принцип распространяется и на взаимоотношение между материнскими и дочерними предприятиями. Данные структуры рассматриваются как самостоятельные хозяйствующие субъекты.

    3. Корректировка затрат в целях налогообложения.

    4. Распределение затрат на текущие и долговременные.

К долговременным относятся затраты и не включаются в единовременные следующие затраты:

- затраты на модернизацию оборудования, реконструкцию ОФ, затраты по созданию и совершенствованию систем и средств управления, затраты по техническому и автоматизированному обновлению производства, улучшение качества продукции и т.д.

5) Независимость отнесения затрат в себестоимость от факта оплаты. Это п.12 Положения. Затраты на производство продукции включаются в себестоимость продукции до того отчетного периода, к которой они относятся, независимо от времени оплаты предварительной или последующей.

6) Принцип документирования затрат. Отнесение расходов, не подтвержденных документально на себестоимость продукции, не производится.

Факт существования затрат и их содержание может подтверждаться договорами и платежными документами, актами, а также внутренними документами предприятия (путевые листы, счета, квитанции, накладные, справки и т.д.).

  1. В себестоимость включаются только те виды расходов, которые прямо предусмотрены Положением о составе затрат.


1.2. Основные методы учета затрат
Под методами учета затрат на производстве и калькулировании себестоимости продукции понимают совокупность приемов, документирование и отражение производственных затрат.


Методы управленческого учета затрат



По характеру использованных данных о затратах

Учет по фактической себ-ти

Учет по нормативной себ-ти

Учет по плановой себ-ти

По полноте включения затрат в себ-ть продукции

Учет по полной себ-ти

Учет по усеченной себ-ти

По подходу к производ. процессу



Попроцессный учет




позаказный учет



Попередельный учет

Нормативно-индексный метод

Рис. 1. Классификация методов управленческого учета затрат

По характеру использованных данных о затратах.

1. учет по фактической себ-ти –величина фактических затрат отчетного периода определяется по форме:

Зф=Qф * Цф, где
Зф – фактические затраты;

Qф – фактическое количество используемых ресурсов;

Цф – фактическая цена используемых ресурсов.
У этого метода есть ряд недостатков:

- отсутствие возможности расчета затрат в любой момент времени: расчет может производиться только в конце отчетного периода;

- сложность процедуры расчета фактических цен при обмене товарами, услугами между подразделениями;

- скачки себестоимости из-за невозможности создания резервов;

- трудоемкость пересчета цен, используемых ресурсов на каждый период времени.

В результате этих недостатков невозможно использовать метод как базовый в планировании затрат.
2. Учет по нормативной себ-ти. Этот метод позволяет оценить не только фактические затраты, но и сделать расчет себ-ти по тем затратам, которые должны в принципе быть.

Под нормативными затратами понимают:

- среднее значение затрат за прошлые периоды (когда информация небольшая или точнопрогнозируемая). Индексы цен надо использовать по каждому ресурсу.

- скорректированное среднее значение по экстрополяции, с поправками на изменение технологии. Используются нормативы по количествам ресурсов и ценам в разном сочетании:

1. З=Цн * Qф +Оц!

З – затраты; Цн – нормативная цена используемых ресурсов; Qф – фактическое кол-во используемых ресурсов; Оц! – отклонение фактических затрат от нормативных, вызванных изменением цен.

Оц! = (Цф – Цн) *Qф

2. При использовании нормативов только по количеству.

2. З = Цф * Qн + Оq

Qн – кол-во нормативное

Оq – отклонение, вызванное изменением кол-ва ресурсов.

Оq = (Qф – Qн) *Цф

Использование этого способа означает отсутствие управления производством. Тем не менее, в ряде отраслей (образование, с/х, рыбная промышленность - т.к. мы не знаем, каков будет улов)

3. меняется и цена и кол-во.

З = Цн *Qн + Оц

В отраслях, где может меняться количество ресурсов, чаще всего используется эта формула.

Преимущества нормативного метода:

- прогнозирование затрат;

- возможность контролирования затрат;

- упрощение процедуры оценки запасов;

- возможность анализа причин отклонения затрат фактических от нормативных;

- возможность расчета затрат в любой момент.

Недостатки:

- указанные выше способы нормирования не всегда соответствуют изменениям внешней и внутренней среды предприятия.
3. Учет по плановой себ-ти (стандарт-костинг).

В отличие от предыдущего метода плановые (стандартные) затраты основываются только на плановых или прогнозных значениях.

Существует 2 типа стандартных затрат (плановых):

  1. идеальные (теоретические)

  2. текущие (прогнозные)


Идеальные – показывают, какими должны быть затраты в оптимальных условиях и ставят плану достижение этих затрат. Недостаток: заведомая недостижимость.

Текущие – устанавливаются с учетом реальных условий:

З = Цп * Он + Оq +Оц!

Он – индекс планового назначения.

В формуле отклонение не от нормативного, а по плану.

Преимущества:

- обоснованность плановых величин, что дает более высокую точность по сравнению с нормативами.

Недостаток: относительная сложность метода.

Из используемых методов оптимальным для управления затратами является последний, он, кроме прочего, исключает и производственные конфликты.
Методы по полноте включения затрат в себ-ть продукции

1.1. Учет по полной себестоимости (фулкостинг)Учет всех затрат.

При этом методе затраты, которые можно отнести прямо на продукцию на нее и относятся. Затраты, которые нельзя сразу прямо отнести на продукцию или это сделать неудобно, собирают по центрам ответственности или центре затрат (по-русски – в отдельных производствах). Далее эти затраты (которые нельзя сразу отнести - косвенные) распределяются пропорционально по определенным базам.

Базы: 1) объемы з/пл. (общехозяйственные и общепроизводственные); 2) объемы выполненных работ (транспортные расходы и т.п.); амортизация (для фондоемких производств с различными способами учета объема работ).

Эти способы распределения затрат (косвенных) не дают абсолютно точного учета косвенных затрат в себ-ть, где-то завышают, где-то занижают. Выбор способа распределения косвенных затрат зависит от законодательства и учетной политики предприятия.

1.2. Учет по усеченной себестоимости (дерект-костинг)

В соответствии с методом учета по усеченной себ-ти на продукции распределяются не все издержки предприятия, а только их часть – переменные затраты. Постоянные затраты учитываются в составе маржинальной прибыли.

Преимущества:

- главное преимущество учета заключается в разделении затрат на постоянные и переменные. Это позволяет решать такие важные задачи как: определение нижней границы цены продукции (соответствует переменным затратам); определение оптимальной программы выпуска и реализации продукции; выбор между собственным производством продукции и их закупкой на стороне; выбор оптимальной технологии производства; определение точки безубыточности и запаса прочности предприятия; анализ характера поведения затрат в зависимости от объема производства.

Однако учет по усеченной себ-ти характеризуется рядом недостатков: законодательство требует учета затрат по полной себ-ти; сложность разделения постоянных и переменных затрат.

Учет по подходу к производственному процессу

В зависимости от специфики производственного процесса различают попроцессный, позаказный и т.д. методы учета.

Попроцессный – применяют при массовом производстве однородной продукции (химическая пром-ть, металлургия). На предприятии выпускают продукцию ограниченной номенклатуры и не имеют незавершенного производства. В связи с этим объектами учета затрат являются отдельные процессы в изготовлении продукции, как составные части всего процесса производства.

Попередельный – также применяется при массовом производстве. Особенностью таких производств является последовательные стадии, которые получили название передела.

Передел – это совокупность технологических операций, которые завершаются выработкой промежуточного продукта (полуфабриката) к тому же этот продукт может быть именно в таком виде реализовываться на сторону, следовательно объектом учета затрат является передел.

Позаказный – применяется на предприятии, где затраты на производство легко соотнести с конкретной продукцией, работами, услугами. Его особенность – он применяется при индивидуальном или мелкосерийном производсвте (судоремонт, машиностроение). Объект учета – производственные запасы. Основным регистром учета в данном случае является карточка учета заказа, который отражает все прямые затраты на заказ.

Планово-производственная служба предприятия заполняет бланк заказа (открывает заказ), является распоряжением к выполнению производственного заказа. Принятые к использованию заказы регистрируют, присваивают им номера, копию заказа направляют в бухгалтерию, на ее основе заводят карту аналитического учета затрат. По окончании изготовления изделия или выполнении работы, заказ закрывают.

Нормативно-индексный метод – себ-ть определяют на основе данных инвентаризации и оценке остатков незавершенного производства на конец месяца. На стоимость остатков уменьшаюшающих затраты за месяц. После этого по каждой статье калькуляции исчитывают индекс – отношение фактических затрат к плановым и используют его для расчета фактической себ-ти отдельных видов продукции. Затраты не контролируются в процессе производства, причины отклонения от норм не выявляются. Фактическая себ-ть определяется пропорционально плановой. Учет затрат ведется в суммарном отношении.

Центры ответственности как объект управленческого контроля затрат
Центры ответственности – это сегмент внутри предприятия, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решение.

Управление затратами по центрам ответственности осуществляется преимущественно на крупных предприятиях и направлено на удовлетворение потребностей внутрифирменного управления. С позиции управления затратами деление предприятия на центры ответственности позволяет следующее:

  1. увязать управление затратами с организационной структурой предприятия;

  2. децентрализовать управление затратами, осуществляя его на всех уровнях управления;

  3. установить ответственных за возникновение затрат, выручки и прибыли.

Характерные особенности системы управления затратами по центрам ответственности:

- определение области полномочий и ответственности каждого менеджера;

- персонализация документов внутренней отчетности;

- участие менеджеров центров ответственности в подготовке отчета за прошедший период и планов на предстоящий период.

Выбор центра ответственности определяется спецификой конкретной ситуации.

При этом необходимо учитывать следующие требования:

- в каждом центре ответственности должен быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения расхода;

Во главе каждого центра ответственности должно быть ответственное лицо – менеджер;

- необходимо четко определить сферу полномочий и ответственности менеджера каждого центра ответственности;

- желательно, чтобы для любого вида затрат предприятия существовал такой центр затрат, для которого данные затраты являются прямыми.

Деление предприятия на центры взаимосвязано с организационной структурой предприятия: на предприятиях с линейно-функциональной структурой, центры ответственности будут линейные и функциональные подразделения, в дивизиональных – дивизионы, на предприятиях с матричной структурой либо линейные и функциональные, либо проекты.

Центры отв-ти






Центры инвестиций

Центры прибыли

Центры затрат

Центры выручки



Центры производственных затрат


Центры регулируемых затрат

Центры слаборегулируемых затрат

Рис. 1. Классификация центров ответственности по принципу объема полномочий и ответственности

Центр инвестиций – это подразделение, рук-ль которого отвечает не только за выручку и затраты, но и за капиталовложения. Цель – не только получить максимальную прибыль, как в случае центра прибыли, но и достижение максимальной рентабельности вложенного капитала.

Управление центром затрат – осуществляется с помощью бюджета, отчета о его исполнении, а также баланса и отчета о денежных потоках. Оценка эффективного функционирования центра инвестиций осуществляется путем расчета аналитических показателей: традиционных и дисконтированных (чистая прибыль, чистая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности).

Центр прибыли – это подразделение, рук-ль которого отвечает как за затраты, так и за прибыль. Менеджер центра прибыли контролирует цены, объем производства и реализации, а также затраты. Поэтому основным контролирующим показателем является прибыль. Управление центром прибыли осуществляется при помощи операционного бюджета, форма которого напоминает отчет о прибылях и убытках, а также отчета об исполнении бюджета.

Центр выручки – это подразделение, рук-ль которого отвечает только за выручку. Оновным контрольным показателем является выручка, а также показатели, ее определяющие (объем сбыта в натур. выражении, цены, структура реализации).

Центр затрат – это подразделение, рук-ль которого отвечает за затраты (например, производственный цех). Для центра производственных затрат н существует оптимального соотношения между затратами и результатом деятельности.

Фиксированная величина затрат для таких центов устанавливается по решению руководства предприятия в период разработки плана (бюджета) в зависимости от задач, поставленных перед такими центрами на предстоящий период (отдел маркетинга).

Менеджер центра производственных затрат отвечает только за соблюдение бюджета, а также за качественные показатели работы.



- относящиеся к материальным - общезаводские

запасам

- участки и цехи основного - обслуживающие процесс

производства производства

- управленческие

- сбытовые
Рис.2.Классификация центров ответственности по принципу выполняемых ими функций

Основные центры ответственности – непосредственно изготовляют продукцию, выполняют работы, оказывают услуги для потребителей, их затраты напрямую относят на себестоимость продукции, работ, услуг.

В составе основных центов ответственности выделяют центры, относящиеся к материальным запасам (служба снабжения, склады и.т.п.), управленческие (администрац., план., финансовый отдел), сбытовые центры (отдел сбыта, маркетинговая служба).

Вспомогательные центры участвуют в производстве косвенно, оказывая услуги или выполняя работы, предназначенные не для потребителя, а для основных центров ответственности. Затраты вспомогательных центров отв-ти не возможна напрямую отнести на себ-ть поэтому их сначала распределяют по основным центам, а уже потом в составе суммарных затрат. В составе вспомогательных центров ответственности выделяют общезаводские и общепроизводсвтенные. Общезаводсткие –обслуживают все подразделения предприятия (объекты социальной сферы и администр. хозяйственные службы).

Общепроизводственные центры – это по отдельным цехам и участкам (отдел тех. контроля, ремонтный цех и инструментальные мастерские).

Способы распределения накладных затрат

Распределение затрат по центрам отв-ти осуществляется при помощи специальной шахматной ведомости по строкам и столбцам которой откладываются виды затрат и центры ответственности, а на пересечении соответствующих строк и столбцов указываются затраты.

Если какие-либо затраты невозможно отнести ни на 1 центр отв-ти их распределяют пропорционально выбранной базе.

Косвенные затраты могут распространяться между центрами отв-ти на основе количественных и стоимостных баз распределения. К количественным базам относят численность персонала, объем выпуска продукции, фактический фонд времени работы оборудования и др.

Стоимостные базы распределения – з/пл основных производственных рабочих, стоимость израсходованных в производстве материалов, производственная себ-ть и др.

Наиболее широко используются простые базы распределения (оплата труда с начислениями, амортизация, выручка и т.д.).

Оплата труда с начислениями – приемлема при росте трудоемкости процессов, низкой доли накладных расходов структуре себ-ти и узком ассортименте продукции.

Амортизация - применение в качестве базы распределения оправдано капиталоемких отраслей.

Выручка – это 1 из самых универсальных баз, т.к. учитывает только продукцию, имеющую большую долю рынка или пользующуюся спросом дорогостоящую продукцию.

Не существует идеальной базы распределения накладных расходов, но существует оптимальная база для каждого предприятия. Не корректное распределение накладных расходов по видам продукции и подразделениям может привести к следующим неблагоприятным последствиям:

- несоответствующему рыночному спросу и соотношению цен на отдельные виды продукции;

- необоснованное снижение объема выпуска некоторых продуктов;

- неверной оценке деятельности подразделения предприятия.
Определение носителей издержек и их классификация
Всегда существует конкретная причина возникновения статьи расхода и ее изменение, эту причиной называют носителем издержек.

НОСИТЕЛИ ИЗДЕРЖЕК

Носители издержек

Статьи расходов

-местонахождение предприятия

-масштаб закупок, уровень отходов

-число ремонтируемых станков, их износ

-сложность дорожной инфраструктуры

-число обслуживающих грузовых мест

- з/п

-сырье

-ремонт

-расходы по сбыту

-складские расходы


КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ НОСИТЕЛЕЙ ИЗДЕРЖЕК



- конструктивные особенности изделий - изначальные издержки

- характеристики (размер, сложность…) -масштабы производства

- эффективность производства

-технология

-местонахождение предприятия

-расходы по сбыту

Конструкция изделия – сильно влияет на себ-ть продукции до 90% себ-ти определяется на этапе проектирования. Конструкцию определяет количество труда на изготовление, используемое оборудование, виды и количество материалов и др. расходы. Только тщательно изучив конструктивные носители издержек предприятие может приступить к разработке и выпуску продукции, оптимально используя технологию и трудовые ресурсы, достигая разумного соотношения между качеством и их стоимостью.

Характеристики продукции часто могут существенно увеличить стоимость, повышая сложность и качество (не всегда важные характеристики при покупке продукции потребителя), поэтому предприятию следует выяснить, является ли его продукция тем, что ожидает потребитель по предлагаемой цене.

Изначальные издержки -






Содержание управления затратами. Классификация затрат
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации