Урванцев Л.П. Руководство по написанию курсовых и дипломных работ по психологии - файл n1.doc

Урванцев Л.П. Руководство по написанию курсовых и дипломных работ по психологии
скачать (358.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc359kb.22.08.2012 11:48скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство образования Российской Федерации

Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова
Кафедра общей психологии

РУКОВОДСТВО ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО ПСИХОЛОГИИ


Методические указания

Ярославль 2002

Печатается по решению научно-методического совета Ярославского государственного университета имени П.Г.Демидова

УДК 15 (076)
Руководство по выполнению курсовых и дипломных работ по психологии: Метод. указ. / Сост. Л.П. Урванцев. 3-е изд., перераб. и доп. — Ярославль, 2002.
Даны рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ студентами факультета психологии. Освещаются вопросы, которые возникают при выборе темы работы, в процессе поиска научной литературы и проведения экспериментального исследования, а также написания первого варианта курсовой или дипломной работы.
Составитель Л.П. Урванцев
Р е ц е н з е н т ы:
 Ярославский государственный университет, 2002

 Урванцев Л.П.

Введение


В соответствии с учебным планом студенты факультета психологии должны выполнить три курсовые работы (на 2, 3 и 4 курсах) и одну дипломную. Этот комплекс постепенно усложняющихся научно-исследовательских работ совершенно необходим для становления специалиста и имеет следующие основные цели:

— систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных профессиональных задач;

— развитие навыков ведения самостоятельной работы, овладение методиками и общими принципами исследования;

— выяснение подготовленности студентов для самостоятельной работы;

— формирование и развитие умения логично и грамотно излагать литературные данные и материалы собственного исследования.

Умения и навыки самостоятельного проведения исследований для психолога особенно важны, так как чрезвычайная сложность и вариативность объектов исследования, условий, в которых они находятся (например, производственных ситуаций), делают практически невозможным решение встающих перед психологом задач с помощью только имеющихся у него готовых знаний, наборов рекомендаций, шаблонных способов действий и т.д. Его работа всегда содержит элементы творчества.

Практик показывает, что на разных этапах выполнения курсовых и дипломных работ студентам приходится сталкиваться с рядом трудностей (особенно на младших курсах), встречаются некоторые типичные ошибки. Цель данных методических указаний — помочь в преодолении этих трудностей и предотвратить ошибки. Конечно, ограниченный объем указаний не позволяет детально рассмотреть все вопросы, поэтому в ряде случаев будет рекомендована специальная литература. Например, специальные знания по планированию и проведению экспериментов, по обработке их результатов можно почерпнуть в курсе «Экспериментальная психология», а также в ряде руководств по этим вопросам [2, 3, 4, 9, 17 и др.]. Вместе с тем о поиске литературных источников и об оформлении работы будет сказано больше, поскольку хорошей и доступной студентам литературы по этим вопросам немного, а ошибки, объясняемые их незнанием, встречаются часто.

Можно выделить три основных вида курсовых и дипломных работ: реферативные, экспериментальные и теоретические (реферативной чаще всего бывает лишь курсовая работа на 2-м курсе). Работа каждого вида имеет свои особенности, как и процесс ее выполнения, однако мы не будем их подробно обсуждать, а остановимся на вопросах, которые, на наш взгляд, важны во всех случаях. Эти вопросы рассматриваются в той последовательности, в какой они обычно возникают перед выполняющим курсовую или дипломную работу. Ясно, что многие конкретные вопросы студент может разрешить только при общении с научным руководителем, советы которого, конечно, восполнят имеющиеся в данных методических указаниях пробелы.

Цикл научно-исследовательской работы включает в себя следующие компоненты:

1. Определение темы исследования.

2. Получение информации об уже имеющихся знаниях, их обобщение, фиксация.

3. Анализ и критика имеющихся знаний, постановка проблемы исследования на основе выделения частично или посностью неизученных сторон темы исследования.

4. Проведение теоретического и (или) экспериментального исследования для получения нового знания, фиксация промежуточных результатов исследования.

5.Порождение сообщения в виде научного документа (текста), фиксирующего окончательные результаты исследования и полученные новые знания.

Эти компоненты исследовательского цикла образуют и его соответствующие этапы, хотя на каждом этапе могут встречаться и другие компоненты. Кроме того, в отношении курсовой и дипломной работ важно отметить и необходимость их защиты, устного изложения.

Итак, начнем с определения темы научного исследования.

1. Выбор темы курсовой или дипломной работы


Тематика курсовых и дипломных работ разрабатывается кафедрами. При этом преподаватели исходят из своих научных интересов, учитывают направления научных исследований в рамках кафедральных госбюджетных и хоздоговорных тем. Каждому преподавателю выделяется для научного руководства определенное количество курсовых и дипломных работ. Перечень предложенных ими тем сначала обсуждается и утверждается на заседаниях кафедры, затем — научно-методическим советом или советом факультета, после чего списки вывешиваются для выбора (при этом общее количество тем равно числу студентов). В течение установленного деканатом срока студенты должны выбрать тему работы, записав свою фамилию в список тем или подав на соответствующую кафедру заявление (в заявлении, написанном на имя заведующего кафедрой, должна содержаться просьба о закреплении названной темы, указывается научный руководитель и обязательно ставится дата подачи заявления на кафедру). Если студент не выбрал тему в установленный деканатом срок и не подтвердил свой выбор заявлением, за ним закрепляется любая из оставшихся свободных тем. Окончательное закрепление тем курсовых и дипломных работ осуществляется приказом по факультету. В дальнейшем изменение (или уточнение) названия работы может быть сделано только в исключительных случаях по просьбе научного руководителя; оно (при согласии деканат) утверждается на заседании кафедры.

Чтобы выбрать тему из числа предложенных, нужно хорошо осознать свои исследовательские интересы. Это определит успех всей дальнейшей работы. Часто название темы не позволяет студенту ясно представить суть работы, и в этом случае необходима встреча с преподавателем, предложившим тему, чтобы в личной беседе получить ответ на все интересующие вопросы и принять затем окончательное решение.

Нередко уже у студентов 1 курса наблюдается стремление выполнить работу, требующую обязательно проведение экспериментального исследования. Нам представляется, что игнорирование ими реферативных тем (т.е. ставящих цель подготовки и написания аналитического обзора литературы по какой-то проблеме) далеко не всегда оправдано, особенно если материал еще не изучался в психологических курсах, а студенты обладают низким уровнем развития умений работать с литературой и излагать свои мысли. Раболта, начатая на 2-м курсе как реферативная, может быть продолжена (и это желательно) в дальнейшем уже как экспериментальная по согласованию с научным руководителем. Практика показывает, что именно в результате длительной и последовательной разработки темы удается выполнить на высоком уровне интересную и серьезную дипломную работу.

Существует и иной способ выбора темы, когда студент своевременно (не позже марта) предлагает свою тему. На этом следует остановиться несколько подробнее, затронув попутно и некоторые общие требования к тематике курсовых и дипломных работ.

Считают, что при выборе темы для самостоятельного исследования предпочтительнее брать узкую тему, которую можно глубоко и всесторонне разработат. Сузить, конкретизировать слишком широкую тему помогут преподаватели. Желательно представлять себе научные интересы преподавателей факультета (перечень направлений их научной работы заранее вывешивается), поскольку предложенная студентом тема не будет принята, если факультет не в состоянии обеспечить квалифицированное научное руководство ее разработкой. Нужно постараться также предусмотреть возможность использования предполагаемых результатов будущего исследования, оценить предлагаемую проблему с точки зрения ее значимости.

К приемам, помогающим самостоятельно выбрать тему исследования, можно отнести:

1) просмотр аналитических обзоров достижений науки, написанных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указаны нерешенные проблемы);

2) выбор по принципу повторения ранее выполненных исследований, но с использованием новых, более совершенных методов;

3) ознакомленеие со специальной литературой (особенно на стыке наук);

4) проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных учеными;

5) консультации с ведущими учеными для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.

Новизна темы должна быть тщательно проверена в процессе библиографического поиска (об этом см. ниже). Необходимо убедиться в том, что проблема не является результатом пробелов только в ваших знаниях. Нередко полезным бывает знакомство с курсовыми и дипломными работами, хранящимися на кафедрах. Иногда проблема может возникнуть из обнаруженных в литературе противоречивых результатов и утверждений. Темой работы может стать также проверка некоторых теоретических предсказаний, не изучавшихся ранее. Наконец, и осмысление житейских наблюдений иногда приводит к формулировке интересных исследовательских задач. Приведем слова В. Оствальда: «Само собою понятными называют обыкновенно как раз такие вещи, в которые не вдумывались как следует, и тот, кто умеет таким вещам удивляться, может делать замечательные открытия» (цит. по [15]). Критическое отношение к изучаемому на занятиях и при самостоятельной работе материалу — важное условие развития способностей исследователя. Нужно, однако, не впадать в крайность и, как писал И.П. Павлов, не пытаться прикрыть недостатки своих знаний смелыми догадками и гипотезами, которые могут лопнуть, как мыльный пузырь, и ничего, кроме конфуза, не останется.

Цели исследования


В настоящее время психологу, в отличие от географа планеты Земля, легче сделать открытие, найти и закрыть «белое пятно». Объект психологической науки настолько сложен, многомерен и изменчив, что открытия будут ожидать психолога столько же, сколько будет существовать психолог.

Цель исследования — желаемый конечный результат, он может быть теоретико-познавательным или практическим, прикладным. Перечислим основные виды целей психологического исследования.

Определение характеристик явления


Основанием для постановки такой цели работы обычно могут быть:

1) Обнаруженная вами или отмеченная в литературе неполнота описания психического явления, изучение которого достаточно актуально в данный момент.

2) Противоречия между эмпирическими данными разных авторов. Неполнота описания может быть выявлена при попытке составить целостную картину свойств явления, опираясь на выбранную методологию и теоретические представления. Так, например, если вы ориентируетесь на методологию системного подхода, то ожидаете, вероятно, что имеющиеся в литературе сведения позволяют составить достаточно ясное представление о системном качестве, структуре явления, наличии подсистем, частей, иерархичности или отсутствии таковой в организации системы и т.д. Методы и формы системных описаний психических явлений можно найти в работах В.А. Ганзена (см. например, Системные описания в психологии. Л., 1984.)

При определении задач исследования следует подумать о том, какие именно характеристики вы будете изучать, какой на бор характеристик. Важно, чтобы этот набор не был случайным, относился бы к одному или нескольким аспектам (сторонам, измерениям) явления, выделенным вами и упомянутым в письменном изложении. Желательно также указать в тексте, какое значение имеет изучение данных характеристик: теоретическое, методическое, практическое, прикладное.

Выявление взаимосвязи психических явлений


В работах психологов такую цель исследования можно встретить довольно часто. Необходимо обратить внимание, что установления самого факта существования связи недостаточно, чтобы работа могла быть признана законченной. Явления, относящиеся к одной сфере психики или к близким уровням психической регуляции и т.п. в нормальной, здоровой, психике непосредственно или опосредованно взаимосвязаны. Положение о единстве психики довольно давно принято в психологии и не требует дополнительных доказательств. Ставя своей целью исследование взаимосвязей, надо обязательно включить в число задач определение характеристик взаимосвязей: их тесноты, направленности. устойчивости: постараться определить целостную структуру взаимосвязей или место той связи, которая находится в центре вашего внимания, среди совокупности других, близких. а| иногда и отдаленных, объяснить сущность связи.

Изучение возрастной динамики явления


Исследование процессов роста, созревания и развития. возрастной изменчивости психики всегда имело и теоретическое, и практическое значения. В то же время оно было и остается детально сложным видом исследования. Психолог сталкивается здесь с множеством плоскостей, аспектов рассмотрения.

Б.Г. Ананьев подчеркивал, что развитие осуществляется не только в биологическом времени, но и в историческом, социальном. С каждым годом жизни на развитие все более сильно влияют жизненный опыт, формирующаяся индивидуальность, окружение, обучение, виды деятельности и т.д. Проведение исследований, ориентируемых на возрастную переменную, носит специфический характер и предполагает использование двух основных подходов: возрастных «поперечных» срезов или «продольных» срезов (лонгитюда).

Описание нового феномена, эффекта


Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, проверки гипотезы. Он может быть зафиксирован, потому что был ожидаем, а может быть замечен внимательным, наблюдательным исследователем при решении иных задач. Примером исследования, в котором предполагалось обнаружить эффект, является выявление «эффекта незавершенного действия» — большей прочности запоминания прерванных задач в сравнении с завершенными. Он был выявлен Б.Ф. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные.

Задачами исследования при такого рода цели могут быть:

выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия проявлений, устойчивости проявления, объяснение феномена.

Открытие новой (другой) природы явления


Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут для него предметом рассмотрения. Затем отмечает противоречивость, недостаточность объяснения сущности явлений данного класса, вводит новые термины, связывая их между собой. Если использовать слова тою языка, на котором ведется научное общение. то возникают трудности из-за внесения в него ассоциативного багажа обыденных значений. От этого чаще всего отходят. используя слова из та шнекою, древнегреческого языков. В русском языке в роли научного нередко выступает английский.

Ввести новые термины нетрудно, трудно добиться того, чтобы они были приняты в научном сообществе. И дело здесь не в благозвучности выбранного слова, а в том, чтобы оно было прочно связано с определенной частью реальности, известной для тех людей, которые могли бы его использовать как термин. Запомнить границы той части реальности, которая стоит за термином, довольно трудно — мешает отсутствие соответствующих оперативных единиц памяти. Последние формируются, закрепляя опыт оперирования с данным материалом. Получается замкнутый круг: для освоения нового опыта надо пользоваться новыми терминами, а для того, чтобы ими можно было пользоваться, нужен опыт. Часто этот круг можно «разомкнуть», выбирая слова не по критерию более точного соответствия его значения рассматриваемому классу явлений, а по точности аналогии, выражающей основную суть нового объяснения. При этом используются либо распространенные метафоры, либо собственные яркие сравнения. Метафор-понятий много, например, в теории З. Фрейда.

Следует предостеречь начинающего исследователя от часто подстерегающего заблуждения на пути создания нового объяснения. Заблуждение это касается случаев, когда автор пересказывает в работе своими словами то, что описано в имеющихся публикациях, употребляя не новые термины, а новые синонимы или перенося акценты на феномены, которым было ранее отведено рядовое положение. Новизна такого объяснения субъективна. В этом нет беды, поскольку чаще всего это свидетельствует о том, что исследователем достигнут очередной этап в продвижении к сути вопроса. Плохо, когда этот этап воспринимается как завершение и сопровождается переживанием свершившегося значительного открытия. Большим вкладом в науку является создание таких теоретических построений, которые более просты, чем имеющиеся. Но они в том случае ценны, если отражают ту же или большую область психической реальности, объясняют ее не менее дифференцировано и точно, чем имеющиеся теории.

Отличить действительно новое и эффективное объяснение могут помочь следующие критерии.

1) Обычно недостаточно введения одного нового термина. Нужны новые понятия и/или изменения понимания ряда терминов, определений в этой области.

2) Соотношения новых понятий или новые соотношения утвердившихся понятий должны быть указаны, названы в явной форме.

3) Новое описание или объяснение дает возможность предсказывать новые, еще неизвестные феномены. Как следствие новых объяснений, могут быть описаны неизвестные ранее закономерности. Поставьте хотя бы мысленный эксперимент и опишите феномены, которые он выявит. Перечислите те закономерные связи между частями явления, те обусловленности, которые могут быть обнаружены при эмпирических проверках.

4) Закономерность высокого уровня обобщенности редко удается доказать или опровергнуть в одном или в ограниченной серии экспериментов, наблюдений. Обычно требуются значительный массив данных, подтверждения более частных закономерностей, связанных с доказываемой закономерностью. Четко определить сферу действия закономерности — главная задача автора. От этого зависит конструктивная сила нового объяснения.

Обобщение


Цель такой работы состоит в выведении более общих закономерностей, чем описанные в литературе к настоящему времени. Часто это осуществляется либо введением новых понятий, либо новым определением имеющихся, например, расширением значения некоторых терминов, придания им статуса терминов более высокого уровня обобщенности, расширением области определения понятия. Иногда в этих целях используются общенаучные понятия, которые автор наполняет психологическим содержанием, конкретизируя их для психологии в целом или какой-либо области психологии.

Конечно, ученый всегда должен стремиться к обобщениям — в этом дух науки, ее смысл. Поэтому, обобщение — необходимый компонент исследовательской работы. Нередко студентам и слушателям эта цель работы представляется простой, но эта простота кажущаяся: делать обобщение основной и единственной целью рискованно, если вы пишите квалификационную работу (дипломную, выпускную), которая должна быть представлена к определенному сроку и отвечать ряду требований. В таком исследовании труднее планировать получение результата, обладающего достаточной научной новизной.

Психология относится к тем наукам, в которых для обобщения, представляющего интерес не только для самого автора, но и для научной общественности, особенно необходима эрудированность ученого. А это качество накапливается медленно, годами.

Создание классификации, типологии


Это также трудная исследовательская задача, требующая профессионального опыта и широких знаний. Разработка классификации предполагает, прежде всего, поиск и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией. Классификация должна быть ясно соотнесена с определенной теорией, концепцией. Если эти задачи решены, то может быть далее определено количество видов (типов, групп) и выделены их отличительные признаки.

К числу достоинств хорошей классификации можно отнести: новое понимание класса явлений, создание на ее основе более эффективных диагностических процедур, расширение возможностей прикладных применений психологических знаний.

Создание методики


Необходимость разработки новой методики может быть обусловлена многими причинами, а не только полным отсутствием диагностического инструментария для измерения интересующего вас психического качества или совокупности качеств. Новые методики имеют несомненную ценность, если они позволяют:

— повысить точность измерения, надежность;

— давать более дифференцированную или более общую, полную, характеристику д качеств;

— сократить время обследования;

— расширить контингент испытуемых (по возрасту, уровню образования, состоянию психического здоровья, развития и т.д.);

— облегчить обработку результатов (упростить, алгоритмизировать).

Рекомендовать методику к широкому применению в различных сферах практики можно лишь в том случае, если осуществлен комплекс всех психометрических проверок, определены необходимые психометрические характеристики. Этот процесс весьма сложный и обычно длительный. Требования к психометрической проверке можно найти в литературе (Общая психодиагностика, М.,1987). Однако для научно-исследовательских целей и не имеющая полной психометрической проверки методика может использоваться, давать ценную информацию и иметь, таким образом, определенное научное значение.

Адаптация психодиагностической методики


Это модификация имеющейся методики для того, чтобы она сохранила свое назначение, диагностические возможности при использовании ее в новой культурной, этнической, языковой среде. Адаптированная методика должна проходить те же психометрические проверки, что и любая новая методика, включая проверку на валидность (соответствие предназначению). Нередко объем работы по адаптации соизмерим с разработкой новой методики, а процесс адаптации весьма схож с процессом создания оригинальной методики. В первую очередь это относится к вопросникам или методикам, использующим вербальный стимульный материал.

Необходимо учесть, что при адаптации многопараметрических вопросников, разработанных на основе факторных решений (процедуры факторного анализа), при числе шкал более двух-трех, очень редко удается получить то же факторное решение, что и при создании методики.

Между перечисленными видами целей нет четкого разделения, в исследовании они обычно в той или иной степени переплетаются.

Задачи исследования


Определение задач — это выбор пут, средств для постижения цели исследования. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования. Выбор задач должен быть обусловлен делением цели исследования на подцели (цели второго порядка).

Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечат нахождение новых фактов, так и те, что помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний. Исследование будет восприниматься как целостное и законченное в том случае, если изучаемое явление не будет выглядеть в вашем описании как изолированное или бесструктурное. Поэтому в число задач исследования надо включить такие, которые позволят определить «смежные» явления, ближайшие взаимосвязи, детерминанты ближайших уровней психики, внутреннее строение явления.

Знакомящимся с вашей работой важно составить целостное представление об изучавшемся феномене, понять механизм явления. На мой взгляд, под этим следует усматривать желание видеть все звенья в той цепи опосредования и взаимосвязей, в которую они включены. Тогда в определении задач надо стремиться к тому, чтобы в этой цепи было как можно меньше пропусков. Выявление отдаленных взаимосвязей без прояснения ближайших снижает ценность работы. Если, в образном сравнении, центральный предмет исследования рассматривать как точку, то желательно, чтобы решенные исследовательские задачи позволили поместить эту точку на некоторую прямую или включить в некоторое облако, позволили бы выяснить к какой прямой, к какому облаку может принадлежать эта точка.

В психике немало феноменов, качеств и процессов, которые являются стержневыми в смысле их принадлежности к многим уровням психики. Например, энергичность, тревожность, внимание, память и т.д. Линия стержневого качества и определенная точка этой линии могут стать предметом изучения и очертить круг задач исследования. Любой психический феномен относится к одной или нескольким сферам психики. Его можно рассматривать не только в координатах, границах одной из основных сфер психики (эмоциональной, когнитивной, поведенческой, коммуникативной), но и в рамках других частей психики, имеющих определенную структурную оформленность. Например, в личности в качестве таковых могут быть взяты: мотивационная сфера, сфера ценностных ориентации, картина мира. опыт, способности и т.д. Здесь нельзя дать общих и универсальных рекомендаций, поскольку само деление психики может быть самостоятельной задачей. Ее решение определяется этой теоретической позицией, методологическим подходом, общей направленностью исследования.
Итак, тема выбрана и закреплена. Вся дальнейшая работа направляется, корректируется, контролируется научным руководителем темы. Он выдает задание, помогает в составлении календарного графика выполнения работы (на основе имеющегося на факультете общего графика), рекомендует основную литературу по теме, систематически консультирует по возникающим вопросам и проверяет выполнение работы (по частям или в целом). Подчеркиваем — рекомендует основную литературу, изучением которой, конечно же, нельзя ограничиться. Самостоятельный поиск литературы и составление обзора по теме исследования — следующий этап работы студента, который заслуживает специального рассмотрения и рекомендаций по его эффективной организации.
  1   2   3   4   5   6   7   8


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации