Шпоры по истории архитектуры и градостроительства - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по истории архитектуры и градостроительства
скачать (971.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc972kb.22.08.2012 11:40скачать

n1.doc

  1   2   3
Архитектура как вид искусства

Искусство архитектуры теоретически понятное и доступное каждому гражданину или сельскому жителю. Фактически далеко не всегда оказывается доступным и понятным в своих проявлениях именно вида искусства. Скорее полезность различных построек и есть то, что прежде всего становится предметом оценки архитектурного объекта. Эта функциональная» понятность и создает завесу в постижении образов архитектурных сооружений как произведений искусства.

Но вместе с тем «... именно способность изображения и отличает художественную архитектуру как искусство от простого строительства. Обыкновенное строение служит практическим потребностям, оно «есть» жилой дом, вокзал или театр; произведение же художественной архитектуры изображает, чем оно «должно быть», раскрывает, выражает свой смысл, свое практическое и идейное название» [1, с.8]. Общепринято, что «Архитектура» - {лат. architectura < гр. architektonike [techne]> - строительное искусство} - искусство проектировать и строить здания, сооружения [2, с.67].

«Архитектура искусство возводить постройки, соответствующие определенным целям [жилые дома, общественные, административные, представительские и другие здания], отражающее уровень развития производительных сил и характеризующееся степенью сочетания функционального назначения с эстетической архитектурной формой» [3, с.54]. Еще из трактата Витрувия (1 в. до н.э.) известно, что архитектура триедина: она сочетает прочность пользу красоту. Современные исследователи склоны тоже самое именовать терминами: конструкция, функция, форма. Это триединство и есть главная сложность как в определении архитектуры как вида искусства, так и в его изучении. Как каждый вид искусства архитектура имеет свои цели, выразительные средства, способы, приемы, специфику восприятия, свою историю, наполненную движением от простейших элементарных укрытий до сложнейших построек хай-тека конца ХХ века.

Таким образом, процесс постижения основ знаний об архитектуре, изучения ее истории должен быть адекватен особенностям этого вида искусств. Поэтому задачи изучения архитектуры, совпадая с задачами расширения и углубления общих знаний и представлений об истории, культуре, науке, должны отражать и требование раскрытия роли архитектуры в мировом историко-культурном процессе.

Определение архитектуры как материальной и духовной основы жизнедеятельности человека и общества будет не полным, если не рассмотреть архитектуру как профессиональную деятельность, включающую практическую проектную деятельность, педагогическую деятельность архитектора и научные исследования в архитектуре. Применительно к архитектуре архитектурный образ. Изучение природы, закономерностей и особенностей архитектурного образа представляется основой изучения архитектурного произведения. Реалии мира как строительный материал архитектурного образа, его многозначность и недосказанность, индивидуализированность и обобщение, метафоричность и парадоксальность, ассоциативность, многообразие форм образа и пути их понимания вот те возможные направления вхождения в мир архитектуры, именуемый нередко «второй, искусственной» природой.
Зарождение архитектуры в первобытном обществе

Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях - с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а большие - на сооружение общественных учреждений, главным образом религиозных храмов и царских дворцов. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки - временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в средневековье). Несколько позже - в период древневосточных цивилизаций - архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство.

Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии.

Археологи утверждают, что первыми начали хоронить своих предков еще неандертальцы 80-100 тыс. лет назад. Произошло подобное в эпоху мустьерской культуры.

Обряды погребения отражали двойственное стремление - удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и т. п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией и др.

В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.

Курганы (тюрк.) представляют собой надмогильные насыпи из земли или камня, обычно полусферической или конической формы. Древнейшие курганы датируются IV-III тыс. до н. э., позднейшие - XIV-XV веками н. э. Распространенные практически во всех странах мира, они бывают одиночные или располагаются группами, иногда до нескольких тысяч курганов.

Мегалиты (от мега... и ...лит) - культовые сооружения III-II тыс. до н. э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Наибольшую известность получили мегалиты Западной Европы (Стонхендж, Карнак), Северной Африки и Кавказа. К мегалитам относятся дольмены, менгиры, кромлехи. В археологии получили известность курганы Ямной культуры, обнаруженные в степях Восточной Европы, в частности в Приднепровье, и относящиеся к эпохе энеолита (2-я половина III - начало II тысячелетия до н. э.). Она названа так по устройству могильных ям под курганами. Размеры ямных курганов очень внушительны. Диаметр их кромлехов достигает 20 м, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 м. Вдобавок ко всему над курганами возвышаются еще каменные бабы - каменные изваяния человека (воинов, женщин), простоявшие четыре с лишним тысячи лет.

ДОЛЬМЕНЫ

Дольмены, обычно представляют собой "ящики", составленные из каменных плит, к которым присоединятся, иногда, длинные или короткие галереи. Они являлись коллективными погребальными камерами, о чем свидетельствуют останки костей и вотивные клады (керамика, украшения, топоры из полированного камня). Дольмены могли быть как отдельностоящими сооружениями, так и входить в состав более сложных конструкций.

МЕНГИРЫ

Менгир это вертикально врытый в землю каменный столб. Их высота варьируется от 0,80 метров до 20. Менгиры стоящие отдельно, являются обычно самыми высокими. "Рекордсменом", был Men-er-Hroech (Камень Фей), из Локмариакера (Морбиан), который был разрушен около 1727 г. Самый большой осколок его равнялся 12 м., а в целом виде, он достигал 20 м. в высоту, при приблизительном весе в 350 т. В настоящее время, все самые крупные менгиры Франции, находятся в Бретани:

- менгир в Керлоас (Финистер) - 12 м.

- менгир в Каелонан (Кот-д`Армор) - 11,20 м.

- менгир в Пергаль (Кот-д`Армор) - 10,30 м.

КРОМЛЕХИ

В качестве примера кромлеха можно привести такую общеизвестную постройку как Стоунхенж.

Кромлехами, называют ансамбли менгиров стоящих, чаще всего, кругом или полукружьем и соединенных каменными плитами лежащими сверху, однако встречаются менгиры, собранные в прямоугольник (как в Сrucuno, Mорбиан). На маленьком островке Эр Ланник (Er Lannic), в заливе Морбиана, располагается "двойной кромлех" (в форме двух соприкасающихся кругов).
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Египетский стиль мы знаем исключительно благодаря развитому заупокойному культу древних египтян.

Дошедшие до нас памятники - это храмы, дворцы и гробницы, т.е. монументальные сооружения, призванные олицетворять собой Вечность. Хотя стиль просуществовал на протяжении 4000 лет, традиции декорирования практически не изменялись.

Стены, пилоны, колонны, как правило, испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов, где фигуры людей изображались в характерной "египетской" позе - голова и нижняя часть тела - в профиль, а туловище и руки - в фас.

В постройках встречается 3 типа колонн - лотосовидная (капитель в виде цветка или бутона лотоса), папирусовидная (капитель в виде связки папируса) и гаторическая (капитель с изображением головы богини Гатор - женщины с головой собаки).

Исключение составляет Амарнский период - период правления Аменхотепа IV (1368-1351 гг. до н.э.). Запрет многочисленных старых культов, и провозглашение истинным богом самого солнца дало толчок развитию искусств "в сторону человека".

Погребальные сцены сменили изображения бассейнов с плавающими рыбками, порхающих бабочек, трогательно-чувственных сцен из жизни.

Скульптура тоже приобрела новые неканонические формы (вспомните бюст его жены Нефертити). Впоследствии на элементах стиля базируется весь Ампир и отчасти Ар-Деко.
АНТИЧНОСТЬ

Под античностью понимают архитектуру древней Греции и Рима.

Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания.

В отличие от египтян греки не были религиозными догматиками. Это был талантливый, веселый и жизнерадостный народ. У них, конечно были боги, но они были настолько "очеловечены", что имели все, присущие человеку пороки - глупость, жадность, чревоугодие и проч.

Основываясь на мифологии, наивно олицетворявшее силы природы, греческое искусство, по сути, являлось довольно реалистичным.

Нельзя не упомянуть о возникновении геометрии, как науки,

позволившую осознать пропорции как меру гармонии. Величайшим достижением греческих зодчих было "изобретение" ордера дорического, ионического.

Древние Римляне, будучи хорошими учениками греков, не только полностью восприняли их наследие, но и развили его, дополнив ордерную систему тосканским и композитным ордерами.

Настоящее же достижение римлян в том, что совместив греческий ордер, италийскую арку и цилиндрический свод (у греков не было ни того, ни другого) они "изобрели" арочно-ордерную ячейку. Римляне также экспериментировали с такой потрясающе красивой формой, как купол.
ВИЗАНТИЯ

На Востоке родился и эволюционировал" так называемый центрический тип храма, когда центральное помещение делалось большим и, как правило, перекрывалось куполом.

Купол, являясь для верующих олицетворением рая небесного, присутствовал в качестве элемента любого храма. Однако купол имел довольно неприятную "конструктивную слабость" - он передавал на стены гигантский распор, из-за чего последние приходилось делать очень толстыми. Поэтому хроники часто отмечали обрушение куполов.

Так было и со знаменитым собором св. Софии в Константинополе. (Сейчас это Голубая мечеть в Стамбуле, поэтому мысленно уберите четыре высоких башни-минарета.)

При повторном возведении купола Анфимий и Исидор впервые использовали конструкцию, которую впоследствии назовут купол на парусах, и будут массово использовать и по сей день.

После крещения Руси в 998г. в Киеве, по образу Софии Константинопольской, строится София Киевская. Но чем дальше, тем влияние византийского зодчества на русскую культовую архитектуру все более ослабевает, уступая место исконно-русским традициям Черниговской, Владимирской и т.д. школ.
Романский стиль.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.

В противовес восточному центрическому типу, на Западе развился тип храма, называемый базиликой. Важнейшим отличием романской архитектуры является наличие каменного свода.

Ее характерными признаками также являются толстые стены, прорезанные маленькими окнами, призванные воспринимать распор от купола, если таковой имеется, преобладание горизонтальных членений над вертикальными, в основном, циркульные и полуциркульные арки.

Романская травея ( травея - это проторяющаяся пространственная ячейка, образующая структуру средневековых церквей и соборов Западной Европы) базируется только на квадратном основании, т.к. в те времена строители еще не могли выкладывать каменные своды на прямоугольном основании.

Как только они этому научились, наступила эпоха готики.
ГОТИКА XII-XV вв.

Готическая архитектура зародилась во Франции в XII в. Коротко обрисуем историческую ситуацию... Средние века. Дикие нравы. Жизнь ушла из городов в укрепленные замки и монастыри. По дорогам бродят разбойники. Церковь настолько ортодоксальна, что полностью отвергает человеческое начало. "В моде" все "бестелесное" - удлиненные пропорции, ни малейшего намека на плоть. Возникает потребность в новом типе храма - просторном, эфемерно высоком, где человек чувствовал бы себя песчинкой.

Так в стремлении максимально разгрузить пространство интерьера готические строители придумали систему вынесенных наружу аркбутанов (наклонных опорных арок) и контрфорсов, т.е. готическую каркасную систему.

Теперь пространство между травеями заполнялось тонкими стенами, покрытыми "каменным кружевом" или цветными витражами в виде стрельчатых арок. Данная конструктивная система позволила достигнуть небывалой высоты сводов и, благодаря большим окнам, отличной освещенности.

Колонны, поддерживающие теперь своды, стали тонкими и собранными в пучки. Главный фасад (классический пример - Собор в Амьене) обрамлялся по бокам обычно 2-мя башнями, не симметричными, а слегка отличающимися друг от друга. Над входом, как правило, красуется огромное витражное окно-роза.
РЕНЕССАНС (ВОЗРОЖДЕНИЕ)

В противовес средневековым догмам в философии возникло новое течение - гуманизм, утверждающее силу разума, ценность и значение человеческой жизни.
Эпоха Возрождения в архитектуре начинается с творчества Филиппе Брунеллески. Брунеллески родился и вырос во Флоренции в семье нотариуса. Не обремененный "опытом предшествующих поколений", воспринявший эстетику гуманизма и изучивший архитектуру Античности Брунеллески смог совершить перелом в развитии архитектуры, который мы называем Ренессансом.

Его Воспитательный дом сегодня не выглядит чем-то необычным, а тогда он просто произвел фурор. В конструктивном же смысле происходит замена каменного "готического" каркаса стеной.

В средние века господа феодалы предпочитали селиться вдали от городов в фортификационных сооружениях - замках, а в связи с оживлением жизни в городах они стали строить себе городские "резиденции" - палаццо.

Это, по сути, те же замки (прямоугольник с внутренним двором), но т.к. нравы смягчились, стало возможным отказаться от башен, где в случае осады отсиживались хозяева и заняться декорированием фасадов.

Появляется этаж - горизонтальный пространственный слой, масштабно соотнесенный с ростом человека, выраженный в архитектурных формах на фасаде (Все, что было до Ренессанса принято называть ярусами.)

Палаццо бывают рустиковые и ордерные. На них можно отметить отличительные ренессансные черты.

Прежде всего, горизонтальные членения фасада на этажи. Ослабевание руста по направлению снизу вверх. Ордер (пилястры, полуколонны, сандрики над окнами) применяется не в масштабе всего здания, а в масштабе этажа, а вот карниз - наоборот, чрезвычайно массивен и соотносится со всем зданием.

Интересны интерьеры позднего ренессанса. Его величайшим мастером был Микелянжело Буонаротти. Микелянжело был в большей степени скульптором, нежели архитектором. С этой точки зрения он создавал архитектуру как некий выигрышный фон для своих скульптур.
БАРОККО

БАРОККО (итал . barocco, букв. - странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 - сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному "большому стилю", в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров.

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм

Разнообразны национальные варианты барокко. (напр., барокко славянских стран).

Микелянжело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент - пластику стены.

Венец его творчества - Собор Святого Петра в Риме причисляют уже к стилю Барокко.

Последователи "последнего из титанов", двигаясь по пути усложнения, вообще отказываются от симметрии в композиции, открывая совершенно новые возможности стены. Она как бы лишается самой главной своей черты - надежности и монументальности, зато приобретает небывалую прежде пластику и динамику. Возникают здания с выпуклым, вогнутым или даже криволинейным фасадом.

В конце XVI века, в результате эволюции Возрождения, появляется новый исторический художественный стиль-барокко. Ему было суждено блистательно царствовать в Западной Европе в XVII-первой половине XVIII столетия. Причём в различных странах его стилевые особенности проявлялись не одинаково. В Англии, например, гораздо слабее, чем на "исторической родине", в Италии. Значительное развитие барокко получило во Франции, Германии, Фландрии, Голландии.

Целью нового стиля было поразить, потрясти зрителей, поэтому театральность, наличие неожиданных эффектов стали его неотъемлемыми чертами. Главными стилевыми признаками считались "сложность" (термин Дж. Б. Марино, известного итальянского поэта барокко), сопряжение неожиданного, сопоставление контрастного. Напряжение, грандиозность, повышенная эмоциональность, замысловатые комбинации форм и декора, а также преобладание криволинейных, а не правильных и симметричных, как в Возрождении, очертаний были присущи произведениям всех видов искусства.

В архитектуре городских дворцов и загородных резиденций распространяются выпуклые и вогнутые фасады. Ордер становится менее функциональным, чем в эпоху Возрождения, на первый план выходит декоративность. Собранные в пучки колонны, пилястры, появившиеся витые колонны, плюс фронтоны различных форм, вкомпонованные друг в друга (например, лучковые в треугольные), или разорванные посередине фронтоны с картушем придают зданиям чрезвычайную пластическую объёмность и выразительность, эффектно выделяют порталы. Итальянские палаццо поражают колоссальным ордером над нижним цокольным этажом, тяжёлыми аттиками, обилием скульптурного декора. Они имеют парадный, праздничный вид. В Испании особый декоративный колорит сообщает дворцам сплошь покрывающее стену, словно плывущее скульптурное убранство, совершенно скрывающее членения фасада (так называемый стиль чурригереск-от имени архитектора X. Чурригера).

Во Франции преобладает тип дворца п-образной формы, состоящего из центральной постройки и боковых ризалитов. Здание неразрывно связано с парком, разбитым позади него, и почётным двором (court d'honneur) перед фасадом. Двор отгорожен от улицы железной решёткой с позолотой. Благодаря нововведению архитектора Ж. А. Мансара, повысившего крышу и придавшего чердачному помещению функциональность, в загородных дворцах, как и в городе, появляются мансарды. В строительстве городских и загородных особняков Фландрии преобладало подражание итальянским палаццо. Порталы украшались изогнутыми фронтонами, балконы-скульптурой и поддерживались кариатидами или атлантами. Из Германии заимствовались формы трансформированного барочного картуша, напоминающего очертания волны, маски, хряща (кнорпельверк-от нем. knorpel- "хрящ" и were-"работа") или ушной раковины (ормушль). Они сочетались с сочным растительным скульптурным орнаментом и придавали порталам пышные, выразительные очертания.
КЛАССИЦИЗМ

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus – образцовый. Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. А. Габриель, К. Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси в России) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором.

В современной архитектуре и направлениях дизайна интереров КЛАССИЦИЗМ проявляется в использовании в оформлении помещений и фасадов элементов античной архитектуры, разработке так называемой "ордерной" организации декора.

КЛАССИЦИЗМ ВЕЙМАРСКИЙ, направление, обращающееся к античности как идеалу формирования гармоничной, свободной и гуманной личности. Веймарский Классицизм стремился к обобщенности и естественности образов, строгой завершенности формы, сочетая рационалистическую ясность и тонкий лиризм.
РОМАНТИЗМ

Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв.

Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и "бесконечному" жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.

Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному,

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика).

В современной архитектуре РОМАНТИЗМ это обращение, скорее, к фольклорным и природным формам декора - дикий камень, ковка, готические формы проёмов.

ЭКЛЕКТИКА И МОДЕРН

Архитектура модерна — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.

Гауди Каса Мила, Барселона

Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в силе модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко. В конце XIX в. Луис Салливен в Чикаго, Генрик Петрус Берлаге в Амстердаме, Анри ван де Вельде в Бельгии и Отто Вагнер в Вене одновременно выдвинули свои требования, протестуя против подражания, и их протест против историзма не остался без внимания.

Стиль развивался, и с течением времени выделилось несколько направлений:

1. Неоромантизм, где используются элементы романского стиля, готики, ренессанса и др. стилей. Пример — Католический собор французского посольства в Санкт-Петербурге (Л.Н. Бенуа и М.М. Перетяткович), здание с элементами романского стиля

2. Неоклассицизм, пример — Музей им. А С. Пушкина в Москве, Театр на Елисейских полях в Париже (О. Перре), Отель "Пиккадили" в Лондоне (Н.Шоу), Азовско-Донской банк на Большой Морской ул. в Петербурге и др.

3. Рационализм, направление с преобладанием более простых форм. Следует заметить, что в России термин рационализм (архитектура) обычно применяют не к модерну, а к более позднему авангарду.

4. Иррационализм, пример — магазин "Самаритен" в Париже (Ф. Журден).

5. Так называемый "кирпичный стиль", когда архитекторы отказались от штукатурки, и все декоративные детали здания делались из кирпича.

6. В Скандинавии сложилось архитектурное нраправление, называемое там «национальлый романтизм». В России этот стиль известен под названием северный модерн.

Возникновение стиля модерн соответствует эпохе империализма, когда возникла потребность строить не только замки, ратуши и церкви, но и заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные залы, магистрали. Поэтому возникает потребность в использовании новых материалов. Такие материалы появляются: железо(сталь), бетон, стекло. Они дополняют использование камня, кирпича и дерева.

Идея применения стального каркаса как несущей конструкции впервые появилась в Чикаго (Чикагская школа, Луис Салливен, Франк Ллойд Райт). Наиболее яркий пример — Гаранти Траст Билдинг в Буффало. Здание как бы устремляется ввысь, подчеркнуто вертикальное членение. Проемы окон делаются более широкими для более полного освещения помещений. Кроме того, в работах салливена уже появляется принцип "органичной архитектуры", т.е. стремление привязать строение к окружающему пейзажу, вытекание внешнего облика здания из его внутреннего содержания. Дом книги в Санкт-Петербурге Гауди Каса Мила, Барселона
Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.

Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий. В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.

Ранняя эклектика А. И. Штакеншнейдера — частный дом-дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге

Поздняя эклектика К. М. Быковского — университетская клиника

Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре:

первый этап

Быковский, Михаил Дормидонтович

Тон, Константин Андреевич

Штакеншнейдер, Андрей Иванович

второй этап

Быковский, Константин Михайлович

Каминский, Александр Степанович

Клейн, Роман Иванович

Парланд, Альфред Александрович

Померанцев, Александр Никанорович

Чичагов, Дмитрий Николаевич
Архитектура Индии


Можно выделить три типичных направления буддийской архитектуры, получившие развитие в этот период:

ступа - монументальные постройки захоронений, чаитья - культовые залы и вихара - монастыри.

В буддийских центрах в Санчи и Бхархуте в центральной Индии свидетельством связи этих сооружений с деревянной архитектурой прошлого является резьба каменных ограждений и ворот.

В монастыре кельи монахов обычно располагались по периметру прямоугольного двора и иногда строились в несколько этажей. Однако, наиболее удивительные буддийские памятники относятся к архитектуре пещерных храмов в районах штата Бихар на востоке и Махараштра на западе. Монахи расширяли и преображали природные гроты и пещеры на горных склонах, создавая при этом огромные и величественные молитвенные залы и монастыри в громадных утесах. Хотя эти монастыри высекались в скалах, планировка и профиль этих пещер в точности повторяли более ранние сооружения и являлись точными каменными копиями предшествующих кирпичных и деревянных зданий. Монахи-архитекторы, вырубавшие пещеры, ввели пилоны, балочные конструкции, стропила с окнами, балконы и огромные аркообразные проходы, подобные ранним деревянным конструкциям. Наиболее известные памятники находятся в Барабаре (штат Бихар), а также в городах Бхайя, Карли, Аджанта (штат Махараштра. Пещеры, высеченные в скалах, есть и в других местах, но эстетические достижения индийских архитекторов не имеют аналога нигде в мире.

В последующие века влияние буддизма в Индии ослабло, и материальное процветание в V в. проложило дорогу к возрождению идей брахманихма, или индуизма, в период правления великой династии Гуптов.

Архитектурные памятники эпохи великого возрождения государства Гуптов считаются выдающимися. Эта эпоха создала совершенно новую архитектурную традицию, которая тесно связана с возведением индуистских храмов, ставших могущественными центрами веры и просвещения на многие столетия. До этого общая планировка всех подобных храмов была, как правило, арсидной. В эпоху Гуптов храмы развивались из обычных квадратных камер-святынь, которые существовали в период раннего правления Гуптов в городах Санчи и Эран в центральной Индии, и превращались в более сложные сооружения. По окончании раннего периода пробного строительства в Айхоле и Бадами возникают два направления храмовой архитектуры. Основное различие между этими направлениями заключалось в форме высокой крыши храма, являвшейся отличительной чертой индуистского храма. На севере страны крыша шикхара имела более или менее плавные пирамидальные очертания и поднималась непрерывной линией к закругленной вершине с вытянутым острием. На юге крыша называлась вимана и поднималась уменьшающими ступенями, подобно ступенчатой пирамиде, создавая неповторимую и своеобразную форму.

Самые ранние образцы высоких пирамидальных крыш шикхара и вимана в храмах VI в. в городах Айхол, Паттадакал и Бадами были выполнены из необработанного камня (штат Карнатака). Позже, в VII-VIII веках, эти крыши были обработаны мастерами из Махабалипурама вблизи Мадраса, которые придали определенную форму нескольким ранним храмам, созданным из обнаженных скал, и внесли свою лепту в традицию скальной индийской архитектуры.

В период с X по XIII век храмовая архитектура приобретает геометрическую четкость. "Парящие" храмы в Каджурахо (центральная Индия), Конараке (восток страны) и Танджуре(юг) - примеры излюбленной формы триумфально- величественных сооружений, богатой и впечатляющей. Сложная резьба на поверхности этих храмов обогащает структуру форм и стилистически объединяет их, что выражается в единообразии обработки материала и различных местных вариациях. Наиболее яркое отражение такое искусство нашло в западных штатах Раджастхан и Гуджарат при строительстве величественных джайнистских храмов Маунт - Абу и Палитана, декорированных снаружи и изнутри необыкновенно сложной резьбой. В Тамилнаде вестибюли гудха манданас и возвышающиеся ворота гопурамс являются характерной особенностью храмовой архитектуры наравне с залами для танцев и крытыми внутренними галереями, сооруженными в храмах Модхера в штате Гуджарат, Конарак и Пури в штате Орисса и Кхаджурахо в центральной Индии.

В Рамерсвараме на юге, Кашмире на севере и Конараке на востоке открытые дворы пракамас, арки в виде трилистника, сооружения в виде колесниц стали отличительными чертами храмов этих районов.

В городах-близнецах Халебиде и Белуре слились воедино так называемые "северное" и "южное" направления, воплотившись в великие творения периода правления династии Хоясала (1050-1300гг.). Прямоугольные террасы пирамидальной виманы и криволинейный профиль шикхары трансформировались в колоколовидную башню, венчавшую храм Гарбха - Гриха, имевший форму звезды. Поверхности сооружений обильно украшались скульптурами богов и божественных дев. Последним проявлением индусского мастерства в области монументального строительства стал легендарный город Виджаянагар в области Хампи (современный штат Карнатака), руины которого подтверждают восторженные описания, оставленные людьми, посетившими город в период его процветания. Исторические записи свидетельствуют о том, что архитекторы того времени заботились о сохранении существующего ландшафта, используя его, чтобы подчеркнуть величие возводимых в Виджаянагаре зданий. При строительстве архитекторы использовали скалы и пространство возле них, искусно располагая украшенные резьбой небольшие структурные группы с учетом ландшафта. Таким постройкам отдавалось предпочтение перед большими импозантными сооружениями Ранняя мусульманская архитектура

Многочисленные набеги на Индию турок и афганцев после X века вызвали перемены в культурной, социальной и экономической жизни. Хотя первые захватчики не создали своих империй в Индии, их набеги стерли с лица земли малоэффективные пограничные укрепления, несмотря на героизм их защитников, и в конце концов в 1192г. в исторической битве у Тараина "как великое здание, войско индусов дрогнуло и пало на собственные руины ". И буквально из этих руин родилась новая, свежая традиция мусульманского строительства в Индии.

Мусульманский султан Кутб-уд-дин-Айбак объявил себя правителем Дели и почти сразу же начал работу над древнейшей из сохранившихся на индийской земле мечетью Кувват-ул-Ускам, которая является центром знаменитого комплекса Кутб к югу от Нью - Дели. Кутб-уд-дин не имел ни времени, ни средств, чтобы выписать ремесленников, каменщиков и архитекторов из родного Афганистана. Жажда строительства у Кутб-уд-дина вылилась в то, что каменные блоки, колонны и перемычки изымались из имевшихся неподалеку индуистских и джайнистских храмов и укладывались по периметру прямоугольного двора. Эти элементы использовались как составные части сооружаемой мечети на выбранном им участке. Впоследствии это явление получило название "археологический хаос". Однако были посеяны семена, из которых возникла традиция взаимных уступок между аскетизмом ислама и скульптурным мастерством местных каменотесов. Эта традиция стала как бы общей для местных индийских мастеров - строителей и мусульманских надсмотрщиков. Дальнейшая история мусульманской архитектуры в Индии характеризуется поразительным и постепенным слиянием двух казалось бы противоположных представлений, вызвавших к жизни один из самых насыщенных периодов индийской архитектуры.

Не успела власть мусульман укрепиться в Дели, как Кутб-уд-дин построил величественную триумфальную башню - минарет Кутб-Минар - утверждение могущества власти султана.

Последователи Кутб-уд-дина планировали и строили совершенно новые города, подтверждая, таким образом, свое могущество. Ала-уд-дин Кхальи, правивший в начале XIV века, построил город Шири рядом с комплексом Кутба. Хотя от Шири почти ничего не осталось, скромная Али-Дарваза в комплексе Кутб указывает на начало процесса совершенствования основного модуля мусульманской архитектуры - кубической колонны, увенчанной правильным полушатровым куполом. Когда сооружение этого основного модуля, а также новая технология возведения арок правильной формы и куполов была освоена индийскими строителями, этот модуль стал включаться в различные комбинации при строительстве мечетей мечетей, гробниц, двориков, рынков и целых городов. Династия Туглакидов придала "воинственный" стиль архитектуре, характерными чертами которого были наклонные, похожие на крепостные, стены с контрфорсами и круглыми пилонами. Этот стиль использовался при строительстве зданий как оборонного, так и религиозного или светского назначения.

Начало распространения мусульманской традиции в архитектуре в этих районах отмечено строительством зданий из материалов, взятых на развалинах индуистских храмов, так же, как это было ранее в Дели. Однако, постепенно проектировщики выработали жизнеспособные и самобытные архитектурные стили, приспосабливаясь при этом к определенным климатическим, географическим и социальным условиям каждого региона. В Бенгалии, например, недостаток камня как строительного материала и непрерывные дожди способствовали устройству характерных покатых парапетов для мечетей, на которых возводились кирпичные стены, декорированные терракотой.

Совсем иной была архитектура на юге страны. Иноземцы-мусульмане хорошо знали технологию строительства в Персии. Они прибывали в Индию по морю, их опыт и знания оказали сильное влияние на архитектуру южной части Индии. Огромная мечеть в Гулбарге была создана под влиянием именно этого направления, в этой постройке она проявилось во всей полноте, также как и при возведении знаменитого Гол-Гумбаз в Биджапуре - крупнейшего купольного сооружения своего времени.

Архитектура Индии в период правления Великих Моголов

Этот период развития индийской архитектуры был обусловлен еще одним мусульманским нашествием. Бабур, первый правитель династии Моголов, нанес поражение династии Лоди в легендарной битве при г.Панипат в 1526 году. Шер-хан внес огромный вклад в развитие архитектурных традиций. Квила-Кухна-Масджид в Пурана-Квила в Дели стали прототипом развития архитектурных форм Моголов, а гробница Шер-хана в Сазараме (штат Бихар) является наивысшим достижением в ряду восьмиугольных гробниц, построенных династиями Туглакидов и Лоди. Шер-хан был свергнут сыном Бабура, который вновь поддержал мусульманскую традицию в Дели и оставил Индии великий дар - своего сына Акбара.

С Акбара началась эпоха небывалого строительства. Наглядным примером служит гробница Хумаюна в Дели и многочисленные постройки в новой столице, возведенной Акбаром - Фатихпур - Cикри, а также гробница самого Акбара в Сикандре, г. Агра. Фатихпур - Сикри- город, возведенный Акбаром на горном кряже за пределами Агры, Смешение индусского и мусульманского стилей привело к единству, которое объясняется использованием одинакового материала для строительства - красного песчаника, добывающегося на вершине гребня, на котором был возведен город. Эстетика урбанистической планировки была лишена условностей, что давало поразительные результаты: планировка города носит непринужденный характер, а непохожие друг на друга здания группируются вокруг дворцов и садов неправильной формы. За время своего почти полувекового правления Акбар не только возродил архитектурные, административные и художественные традиции периода мусульманского правления в Индии, но также оставил своим преемникам Индийскую империю, которая не достигала подобных размеров в течение почти двух тысячелетий.

Шах-Джахан стал рьяным строителем из песчаника и мрамора и довел традиции могольской архитектуры до их вершины, что проявилось в знаменитом мавзолее Тадж-Махал в Агре.

Возведенный в саду, что являлось обязательным при строительстве могольских гробниц, мавзолей был размещен ближе к началу сада, чем к его центру, создавая впечатление пространственной глубины и перспективы при взгляде на фасад с прекрасно выдержанными пропорциями. Четыре минарета, окружающие центральное строение, образуют пространственную раму для арочного фасада и устремленного вверх купола.

Мавзолей Тадж-Махал, воздвигнутый по велению Шах-Джахана для его рано умершей любимой жены Мумтаз, считается вершиной архитектурных сооружений мусульманского типа. Тадж-Махал - пятикупольное здание (высота с центральным куполом около 74 м) на платформе, с 4-мя минаретами по углам. Стены выложены белым полированным мрамором с инкрустацией из самоцветов.
  1   2   3


Архитектура как вид искусства
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации