Экологический контроль: понятие и виды - файл n1.doc

Экологический контроль: понятие и виды
скачать (75.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc76kb.22.08.2012 11:07скачать

n1.doc



Содержание


ВВЕДЕНИЕ

3

1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

5

2. ВИДЫ ЭКОЛГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

9

2.1. Государственный экологический контроль

9

2.2. Производственный экологический контроль

10

2.3. Муниципальный экологический контроль

11

2.4. Общественный экологический контроль

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

15


Введение
В соответствии с действующим законодательством основными задачами экологического контроля являются :
- наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

- проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдение требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по и обеспечению.

Таким образом, экологический контроль состоит из двух тесно связанных этапов.

Первый – сбор и обработка необходимых исходных данных. В законе отмечается, что негативные изменения могут быть названы не только хозяйственной деятельностью. Нерациональное использование природных ландшафтов для организации отдыха и санаторно-курортного лечения может нанести серьезный ущерб окружающей природной среде. Казалось бы, сами природопользователи в этом случае должны, в первую очередь проявлять заботу о сохранении декоративных качеств зеленых насаждений, чистоте водоемов. Однако имеется много примеров, когда основные средства вкладываются в строительство капитальных сооружений. Экономия средств на формирование ландшафта, устойчивого к рекреационным нагрузкам, приводит к тому, что утрачивается главное условие полноценного загородного отдыха – качество природной среды.

Цель второго этапа – осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в процессе наблюдений.

Для решения задач второго этапа сложились определенные формы и методы экологического контроля. Формы две – предупредительная и карательная. Соответственно применяются различные методы осуществления контроля.1

Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение, и действие нормативов качества окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.

Карательная форма экологического контроля применяетсяв тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиться только предупреждением. Она выражается в различных видах юридической ответственности.


1.Экологический контроль
Экологический контроль подразумевает целый комплекс мер, направленный на исполнение контрольных и надзорных функций по отношению к состоянию окружающей среды. Экологический контроль может быть как государственным, так и общественным или производственным и осуществляться специализированным предприятием, имеющим соответствующую государственную аккредитацию.

Экологический контроль служит для выполнения следующих задач - наблюдение за надлежащим состоянием окружающей среды, выявление вредных факторов, влияющих на окружающую среду, контроль за исполнением необходимых мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, а также за надлежащим исполнением законодательства в сфере природоохраны.

Экологический контроль подразделяется на два последовательных шага. Вначале специалистами производится сбор и анализ существующей экологической ситуации на предприятии. Затем начинается работа по устранению или воспрепятствованию нарушений законодательных экологических норм, выявленных в результате исследования.

Ненадлежащее отношение к состоянию окружающей природной среды со стороны предприятия чревато штрафными санкциями (зачастую очень крупными), привлечением виновных должностных лиц к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, возбуждением исков в суд и даже закрытием предприятия-нарушителя.

Осуществляя на конкретном предприятии экологический контроль, государственные инспекторы по охране природы составляют протокол об экологическом правонарушении, затем следует распоряжение об обязательном устранении в четко оговоренные сроки данного нарушения. Основанием для подобного предписания является Кодекс об административных правонарушениях.

Для устранения подобных проблем рекомендуется регулярно осуществлять все необходимые мероприятия, направленные на поддержание подобающего уровня охраны окружающей природной среды в связи с ведением хозяйственной деятельности.

Экологический контроль, произведенный независимой фирмой, имеющей на это соответствующее разрешение, не носит карательный характер. Руководству предприятия предлагается план по улучшению экологической обстановки с предупреждением о возможных негативных последствиях его невыполнения.

Экологический контроль, осуществляемый независимой специализированной организацией, будет обладать полной юридической силой. Компетентными специалистами фирмы будет представлена вся необходимая документация и отчетность в соответствии с действующим законодательством РФ в области природоохраны. Проведенный экологический контроль в обязательном порядке будет учитывать специфику предприятия и особенности экологической обстановки в данной местности.

Экологический контроль, проведенный негосударственной профильной компанией, учитывает интересы предприятия и не зависит от государственных структур.
Экологический контроль может быть не только государственным. В соответствии с законодательством выделяются следующие виды экологического контроля:

Выделяют также общий экологический контроль, осуществляемый высшими органами государственной власти и управления, и специальный - проводимый органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды.

Любой из указанных видов контроля должен проводиться в целях:


Для определения объектов хозяйственной и иной деятельности, природных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, был принят Правительством РФ в рамках постановления от 29 октября 2002 г. N 777 Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды).3

Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды определены в ст. 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Среди них можно выделить следующие: посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических лиц и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды; привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; иные определенные законодательством полномочия.

Экологический контроль является одним из средств управления охраной окружающей среды.4

2.Виды экологического контроля.
2.1. Государственный экологический контроль.
Основные признаки государственного экологического контроля следующие:

1) осуществляется от имени государства;

2) осуществляется специально уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3) носит вне- и надведомственный характер;

4) представляет собой одну из функций государственного экологического управления;

5) сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения .

"В условиях ухудшения окружающей среды и изменения социально-экономических условий жизни Российское государство принимает меры к усилению государственного экологического контроля и его правовой базы. В утвержденных Правительством РФ положениях о специально уполномоченных государственных органах в области охраны окружающей среды, о других министерствах, государственных комитетах и ведомствах предусматриваются полномочия, призванные обеспечить постоянный, систематический и всеобщий экологический контроль".5


2.1.Производственный экологический контроль.
Производственный экологический контроль согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" (ст. 67) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставлять сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.

Производственный экологический контроль, как правило, осуществляется экологической службой юридических хозяйствующих лиц и субъектов. Данный вид контроля "включает проверку выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности" .6


2.3. Муниципальный экологический контроль.
Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды производится на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2.4. Общественный экологический контроль.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

"По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: а) общественные слушания и их специфическая форма - парламентские слушания; б) референдумы; в) общественная экологическая экспертиза; г) обращения в средства массовой информации; д) направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд.7

Деяния, представляющие собой повышенную общественную опасность, входят в составы экологических преступлений, за которые установлена уголовная ответственность уголовным законодательством РФ.

Уголовная ответственность может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление.

Объект экологического преступления - компонент природной среды, связанный с окружающим миром, в том числе рассматриваемый как объект собственности или хозяйствования.
Заключение
Экологический контроль служит для выполнения следующих задач - наблюдение за надлежащим состоянием окружающей среды, выявление вредных факторов, влияющих на окружающую среду, контроль за исполнением необходимых мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, а также за надлежащим исполнением законодательства в сфере природоохраны.

В процессе проведения экологического контроля должностными лицами специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды принимаются различные меры правового регулирования по предупреждению, выявлению нарушений природоохранительного законодательства и привлечению виновных к ответственности.

Список использованной литературы:
1. Конституция РФ

2. Ермаков в.д. Сухарев А.Я. Экологическое право России М.: 1997 год

3. Матвеев А. В. Управление охраной окружающей среды

4. Гражданский кодекс РФ ( комментированный )

5. Уголовный кодекс РФ ( комментированный )

6. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. М.: НОРМА (НОРМА-ИНФРА-М), 2002.

7. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003.



1 Ермаков в.д. Сухарев А.Я. Экологическое право России М.: 1997 год

2 Ермаков в.д. Сухарев А.Я. Экологическое право России М.: 1997 год

3 Матвеев А. В. Управление охраной окружающей среды.

4 Матвеев А. В. Управление охраной окружающей среды.

5 Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. М.: НОРМА (НОРМА-ИНФРА-М), 2002.


6 Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003.


7 Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003.




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации