Комментарий к правилам дорожного движения РФ - файл n1.rtf

приобрести
Комментарий к правилам дорожного движения РФ
скачать (118.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf667kb.23.11.2009 20:22скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
КОММЕНТАРИЙ

К ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 7 декабря 2003 года
Под общей редакцией начальника ВНИИ МВД России,

генерал-майора милиции, кандидата юридических наук,

доцента С.И. Гирько
Авторы:
Завидов Б.Д., зам. главного редактора федерального журнала "Российский следователь", кандидат юридических наук, член Союза журналистов России.
Лебедев М.Ю., зам. начальника Следственного управления Следственного комитета при МВД России по Центральному федеральному округу, полковник юстиции, почетный работник МВД России.
Борбат А.В., начальник Центра ВНИИ МВД России, полковник милиции, главный редактор журнала "Российский следователь", кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист России.

Утверждены

Постановлением Совета Министров -

Правительства Российской Федерации

от 23 октября 1993 г. N 1090
ПРАВИЛА

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.01.1996 N 3,

от 31.10.1998 N 1272, от 21.04.2000 N 370, от 24.01.2001 N 67,

от 28.06.2002 N 472, от 07.05.2003 N 265)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила дорожного движения <*> устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

--------------------------------

<*> В дальнейшем - Правила и (или) ПДД.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ, с послед. измен. и дополнениями) единый порядок дорожного движения на всей территории РФ устанавливается Правилами дорожного движения (ПДД), утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Во многих странах мира нормативные акты, аналогичные отечественным Правилам, являются составной частью законодательных актов по дорожному движению или же принимаются в качестве самостоятельного нормативного акта. В США Типовые правила дорожного движения входят составной частью в Единый транспортный кодекс США (глава 11 Кодекса) и на их основе каждый штат утверждает собственные Правила. В ФРГ и Швейцарии Правила дорожного движения приняты в качестве закона <*>.

--------------------------------

<*> Комментарий к ПДД / Коллектив авторов. М.: За рулем, 2003. С. 11.
Правила устанавливают единый порядок дорожного движения, определяют сферу их правового регулирования, которая ограничивается общественными отношениями, связанными только с дорожным движением, и не может распространяться на другие виды движения (например, железнодорожное, воздушное, водное).

Под дорожным движением в Федеральном законе "О безопасности дорожного движения" понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств (далее - ТС) или без таковых в пределах дорог. При этом под дорогой Федеральный закон и Правила понимают обустроенную или приспособленную и используемую для движения ТС полосу земли либо поверхность искусственного сооружения.

Правила являются основным нормативным актом, который устанавливает порядок дорожного движения. Однако возможны случаи, когда отдельные положения, связанные с эксплуатацией некоторых видов транспортных средств либо с их движением в специфических условиях, необходимо конкретизировать. Например, Правила (пункт 12.8) содержат требование, обязывающее водителя в случаях, когда он покидает свое место или оставляет транспортное средство, принять необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя. Эти меры для трамвая могут быть одни, для троллейбуса - другие, для автомобиля - третьи. Поэтому они могут конкретизироваться соответствующими ведомственными документами <*>.

--------------------------------

<*> См.: Там же. С. 11.
Такими документами являются, например, различные правила технической эксплуатации, инструкции и иные нормативные акты. Причем все эти правовые акты, включая различные ведомственные инструкции, не должны противоречить ПДД. Например, в подобного рода документы не могут быть включены положения, разрешающие грузовому автомобилю двигаться по крайней левой полосе при свободных правых (противоречит пункту 9.4 Правил). При этом важно знать, что в случае возникновения противоречий между Правилами и ведомственным нормативным актом должно выполняться предписание Правил (ПДД), что адресуется в первую очередь руководителям юридических лиц.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
Уяснение смысла и содержания отдельных понятий и терминов, используемых в ПДД, необходимо для единообразного понимания содержащихся в этом документе требований.

Конвенция о дорожном движении 1968 г. объединяет в себе 28 терминов, большая часть которых включена в текст Правил. В тексте Правил содержится более 40 терминов и понятий.
"Автомагистраль" - дорога, обозначенная знаком 5.1 <*>.

--------------------------------

<*> Здесь и далее приводится нумерация дорожных знаков согласно приложению 1 к ПДД.
Конвенция о дорожном движении кроме термина "дорога" специально выделяет термин "автомагистраль", которая отличается от обычной дороги наличием разделительной полосы между отдельными проезжими частями, предназначенными для движения в каждом направлении, а также отсутствием пересечений на одном уровне как с другими дорогами, так и с железнодорожными, трамвайными путями, пешеходными и велосипедными дорожками. На автомагистралях, как правило, применяются специальные ограждающие сетки, исключающие появление на дороге диких или домашних животных. На таких дорогах разрешено движение с повышенной скоростью (например, со скоростью до 110 км/ч) и установлен особый порядок движения (см. комментарии к пункту 10.3 и разделу 16 Правил). Все требования Правил, касающиеся порядка движения по автомагистралям, за исключением повышенного до 110 км/ч скоростного режима, распространяются также и на дороги, обозначенные знаком 5.3 "Дорога для автомобилей".

Инженерно-технические характеристики автомагистралей, такие, как ширина и количество полос движения, радиусы горизонтальных и вертикальных кривых, продольные уклоны, видимость и т.п., определяются ведомственными правовыми нормами <*>.

--------------------------------

<*> СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. 56 с.
"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
Отличительным признаком велосипеда является отсутствие двигателя. В части, касающейся требований к порядку движения, велосипед и мопед равнозначны (см. раздел 24 Правил). Согласно Основным положениям (пункт 6) велосипед при движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости должен иметь соответствующее светотехническое оборудование.
"Водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
Понятие "водитель" означает лицо, осуществляющее функцию управления любым транспортным средством (механическим или немеханическим), будь то автомобиль, мотоцикл, трамвай, троллейбус, трактор, гужевая повозка, мопед или велосипед. При этом лицо считается водителем вне зависимости от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами вообще, транспортными средствами конкретной категории либо как таковое право управления отсутствует.

Правила также относят к водителям погонщиков вьючных, верховых животных или погонщиков (пастухов) стада. Поэтому и тогда, когда в Правилах упоминается о водителях, имеются в виду все эти лица, если иное не оговорено особо. Например, требование пункта 2.7 Правил, запрещающее выполнять функции водителя в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, касается всех без исключения водителей.

Характерно, что в Федеральном законе "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ (абзац 5 ст. 1) определение понятия "водитель" не совпадает с определением водителя, которое приводится в ПДД. Так, в упомянутом выше Законе N 40-ФЗ дается следующее определение понятия "водитель" - "лицо, управляющее транспортным средством". При обучении управлению ТС водителем считается обучающее лицо. Получается, что понятию "водитель" дается разная трактовка в правовых актах? Да, это так. Но и в п. 1.1 ПДД сказано: "Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им". Однако, как известно, Закон обладает более высокой юридической силой, нежели нормативный акт, утвержденный постановлением Правительства РФ. Гражданский кодекс РФ тоже обладает приоритетом по сравнению с законами, в том числе и с комментируемым Законом (п. 5 ст. 3 ГК РФ) <*>.

--------------------------------

<*> См.: Завидов Б.Д. Комментарий к ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". М.: Приор, 2002. С. 20.
В то же время дополнительные требования к определенным категориям водителей содержатся в разделе 24 Правил и касаются особенностей движения велосипедов, мопедов, гужевых повозок, саней и прогона животных.

Учитывая повышенную ответственность обучающего вождению, Правила эту категорию участников движения приравнивают к водителям.

В ПДД специально не оговаривается тот факт, приравниваются ли к водителям те сотрудники образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кандидатов в водители, которые принимают внутренний экзамен у кандидатов по проверке у них навыков вождения транспортного средства, а также сотрудники ГИБДД, принимающие практический экзамен.

Однако, учитывая, что требования к оборудованию автомобилей, предназначенных для проведения практического экзамена, предусмотренные в пункте 28 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г., N 1396), аналогичны требованиям к оборудованию автомобилей, на которых проводится обучение вождению (раздел 21 Правил), а также то, что принятие практического экзамена является одной из стадий процесса обучения, указанных лиц правомерно рассматривать в качестве обучающих вождению и как следствие - отнести к водителям. Это означает, что как обучающий вождению, так и экзаменатор несут ответственность наравне с обучаемым и экзаменуемым <*>. Это точка зрения авторов указанного постатейного комментария. Как нам представляется, она, во-первых, не может быть официальной, а во-вторых, такая позиция, когда экзаменатор приравнивается к водителю, на наш взгляд, чрезмерно расширяет понятие "водитель".

--------------------------------

<*> См.: Комментарий к ПДД. М.: За рулем, 2003. С. 13.
"Вынужденная остановка" - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
Это понятие встречается в ряде пунктов Правил (пункты 7.2, 12.6, 15.5, 16.2), и при этой вынужденной остановке в местах, где остановка (преднамеренное прекращение движения) запрещена, следует включить на ТС аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (п. 7.2 ПДД). Далее в соответствии с п. 12.6 ПДД необходимо принять все меры для отвода ТС из этого места.

Не следует путать понятие "вынужденная остановка" с так называемым служебным (технологическим) прекращением движения при запрещающем сигнале светофора, указании регулировщика, выполнении требований дорожных знаков 2.4 "Уступите дорогу" и 2.5 "Движение без остановки запрещено", предоставлении преимущества в движении, а также в пробках.
"Главная дорога" - дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 - 2.3.3 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
В ПДД понятия "главная" и "второстепенная" дорога используются для определения приоритета при движении через перекрестки (см. раздел 13 Правил) и не имеют отношения к технической классификации дорог. Поэтому при проезде перекрестков водители должны руководствоваться именно этими понятиями.

Признаком главной дороги по отношению к пересекаемой (примыкающей) на нерегулируемом перекрестке служит прежде всего наличие перед перекрестком знаков 2.3.1 - 2.3.3 или в начале дороги знаков 2.1 или 5.1 (знак 2.1 в населенных пунктах должен повторяться перед перекрестками).

Согласно пункту 16.3 Правил знак 5.3 "Дорога для автомобилей" распространяет требования раздела 16 Правил на такие дороги. Однако наличие знака 5.3 не делает обозначенную таким образом дорогу главной по отношению к пересекаемой.

Покрытие - это "верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая усилия от колес автотранспортных средств и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов; покрытие должно обеспечивать необходимые эксплуатационные качества проезжей части; в покрытие входят также слой износа и слой с шероховатой поверхностью". Основными видами покрытий являются: цементобетонные, асфальтобетонные, дегтебетонные, покрытия из щебня, гравия, а также песка и грунтов, обработанных вяжущими материалами или улучшенных специальными добавками. В городах и других населенных пунктах применяются покрытия аналогичных типов и, кроме того, существуют брусчатые и булыжные мостовые.

Любой водитель в состоянии по перечисленным внешним признакам отличить дорогу с покрытием от грунтовой дороги без покрытия. Последняя представляет собой, как правило, малозначимый проезд или подъезд к основной дороге (по лесной или полевой дороге).

При отсутствии указанных выше знаков перекресток, образованный дорогами только с твердым или только с грунтовым покрытием, считается перекрестком равнозначных дорог.
"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Автомобильные дороги (внегородские), городские улицы и дороги проектируют и строят в соответствии с различными нормами. Так, в Российской Федерации при проектировании автомобильных дорог руководствуются упомянутыми выше нормами СНиП 2.05.02-85, а при проектировании улично-дорожной сети в городах и других населенных пунктах - СНиП 2.07.01-89 <*>.

--------------------------------

<*> СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Госстрой России. М.: ГУПЦПП, 1997. 64 с.
В ПДД законодатель вводит обобщенный термин "дорога", который включает в себя все типы улиц и дорог, независимо от мест их расположения. Понятием "дорога" охватываются не только специально построенные, но также приспособленные и используемые для движения участки земли (полевые, лесные дороги, просеки, ледовые переправы, "зимники" и т.п.), имеющие необходимое обустройство, включая дорожные знаки. Тротуары и обочины также являются элементами дороги. Поэтому пункты 9.9, 12.1 и 12.2 регулируют порядок движения и стоянки на них.

Дорога как техническое сооружение в поперечном профиле состоит из целого ряда элементов. Однако не все они применительно к Правилам объединяются термином "дорога", поскольку некоторые из этих элементов не имеют непосредственного отношения к порядку дорожного движения. Из всех элементов в понятие "дорога" применительно к Правилам входят элементы, расположенные между внешними границами обочин или тротуаров.
"Дорожное движение" - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
Определение данного понятия тождественно определению, приведенному в статье 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Сам же термин "дорожное движение" ранее был введен в обращение упоминавшейся выше Конвенцией о дорожном движении 1949 г. В отечественных правовых актах этот термин нашел отражение в Правилах дорожного движения, утвержденных Приказом МВД СССР от 25 августа 1972 г. N 240 и введенных в действие с 1 января 1973 г.

Ранее вместо термина "дорожное движение" использовалось понятие "движение по улицам городов, населенных пунктов и дорогам". В определении понятия "дорожное движение" делается акцент именно на те правоотношения, которые возникают в процессе перемещения людей и грузов, водителей, ТС и окружающую среду. Основными нормативными актами в данной сфере для участников дорожного движения являются Правила дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, а также ряд законодательных и подзаконных актов, государственных стандартов, ведомственных документов, ссылки на которые можно найти в тексте книги.
"Дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
Для отнесения события к дорожно-транспортному происшествию (ДТП) необходимо наличие как минимум трех условий: транспортное средство должно двигаться, само событие должно быть связано с этим ТС и последствия события должны соответствовать перечисленным в определении. Таким образом, внезапная смерть в транспортном средстве водителя или пассажира в результате сердечного приступа не относится к ДТП, т.к. это событие напрямую не связано с движением автомобиля. Также нельзя отнести к ДТП нанесение травмы водителю во время устранения им каких-либо неисправностей в неподвижно стоящем автомобиле.

С учетом комментария к термину "дорога" к ДТП не относятся события, возникшие в процессе движения вне дорог.

В Российской Федерации действует государственная система учета ДТП, осуществляемая ГИБДД в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 508 "О порядке государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.1997 N 1513; от 31.07.1998 N 866; от 02.02.2000 N 100). Учет ДТП, кроме того, осуществляется владельцами ТС.

В Государственную статистическую отчетность включаются сведения только о тех ДТП, в которых погибли или ранены люди. Организация работы по государственному учету количества ДТП и пострадавших в них граждан осуществляется в соответствии с Правилами учета, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 года N 647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий".

К числу погибших при ДТП относятся граждане, не только скончавшиеся на месте ДТП, но и умершие в результате полученных травм в течение 7 суток с момента ДТП. К раненым относят пострадавших при ДТП, которые были госпитализированы на срок не менее суток или которым было назначено амбулаторное лечение.

На каждое ДТП, сведения о котором подлежат включению в государственную статистическую отчетность, заполняется специальная карточка учета дорожно-транспортного происшествия <*>, в которой отражаются сведения о месте совершения и виде ДТП, дорожных условиях, транспортных средствах, совершивших ДТП, его участниках и др.

--------------------------------

<*> Форма карточки учета дорожно-транспортного происшествия утверждена Приказом МВД России от 18 июня 1996 г. N 328 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647".
Все ДТП подразделяются на 9 видов.

Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.

Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.

К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.
"Железнодорожный переезд" - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
С учетом понятия "дорога" железнодорожный переезд - это место, специально оборудованное для безопасного пересечения транспортными средствами железнодорожного полотна.

Пересечения с трамвайными путями не относятся к железнодорожным переездам, независимо от того, устроены трамвайные пути на обособленном полотне или расположены на одном уровне с проезжей частью дороги.

Порядок движения через железнодорожные переезды изложен в разделе 15 Правил, а порядок их эксплуатации - в Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России <*>.

--------------------------------

<*> Утверждена МПС России 29.06.98 N ЦП-566, согласована с МВД России 13.07.97, Минтрансом России 05.06.97 и ФДС России 14.06.97.
"Маршрутное транспортное средство" - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками).
Термин "маршрутное ТС" условно объединяет перечисленные виды транспортных средств общего пользования для удобства применения в тексте Правил и не включает маршрутные такси. Необходимость выделения этих ТС в отдельную группу объясняется тем, что в целом ряде случаев Правила устанавливают для них определенный порядок движения (см. дорожные знаки 3.1 - 3.3, 3.18.1 и 3.18.2, 3.19 и 3.27, а также разделы 6, 8 - 10, 12 - 14, 18 и другие). Как верно указывает Н.Я. Жульнев, ТС считается маршрутным только при движении по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами. Маршрутный транспорт имеет определенные преимущества, в основном в населенных пунктах при движении от обозначенной остановки <*>. Маршрутные такси к маршрутным ТС не относятся.

--------------------------------

<*> См.: Жульнев Н.Я. ПДД (с комментариями и иллюстрациями). М.: БИС, 2002. С. 4.
Водители маршрутных ТС должны руководствоваться также ведомственными или специальными нормативными актами, регулирующими их действия с учетом специфики условий обслуживания и перевозки пассажиров.
"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Под этим термином подразумеваются все ТС, передвигающиеся по дорогам с помощью двигателя, кроме мопедов и приравненных к ним других подобных транспортных средств.

Такое выделение мопедов из определения "механические ТС" сделано потому, что к их водителям Правила предъявляют иные, чем к водителям механических транспортных средств, требования (см., например, комментарии к разделам 2 и 24 Правил). На право управления механическими ТС необходим соответствующий документ (водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста и др.). По действующему законодательству водители механических ТС несут повышенную ответственность по сравнению с другими участниками дорожного движения за допущенные нарушения Правил (см. ниже комментарии к термину "водитель" в пункте 1.2 и к пункту 1.6 Правил).
"Мопед" - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
Как усматривается из определения, главной отличительной чертой мопеда является его относительно небольшие максимальная скорость (не более 50 км/час) и рабочий объем двигателя (не более 50 куб. см). С точки зрения требований ПДД мопед приравнен к велосипеду, а водители мопедов несут ответственность наравне с водителями велосипедов и гужевых повозок. Дополнительные требования к водителям мопедов разъясняются в разделе 24 Правил.
"Мотоцикл" - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
К указанной категории механических ТС ПДД относят также и мотороллеры. К мотоциклам приравниваются и мотоколяски с передним управляемым колесом, мотоциклетным рулем и грузовой платформой (кузовом), предназначенной для перевозки небольших грузов.

Боковым прицепом (коляской) к мотоциклу называется ТС без собственного двигателя, предназначенное для перевозки людей и груза (или только груза).

В зависимости от назначения мотоциклы (мотороллеры) могут быть:

пассажирскими, предназначенными для езды в одиночку и перевозки пассажиров и не оборудованными грузовой платформой; грузовыми, предназначенными для перевозки грузов и, как отмечалось, оборудованными для этого грузовой платформой; грузопассажирскими, то есть оборудованными грузовой платформой и имеющими место для пассажира; специальными, то есть предназначенными для выполнения специальных функций или эксплуатации в специальных условиях <*>.

--------------------------------

<*> См.: Комментарий к ПДД. М.: За рулем, 2003. С. 21.
"Населенный пункт" - застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.22 - 5.25.
Правила содержат ряд требований, которые действуют только в населенных пунктах, например о порядке расположения ТС на проезжей части (раздел 9), о скорости движения (раздел 10), об остановке и стоянке (раздел 12), о пользовании внешними световыми приборами и звуковыми сигналами (раздел 19) и т.п.

Согласно ПДД перед въездом в населенный пункт устанавливается знак 5.22 или 5.24, а при выезде - знак 5.23 или 5.25 соответственно. Фон знаков также играет важную роль (см. комментарий к знаку 5.24 (с голубым фоном)).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации