Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология спорта - файл n1.doc

Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология спорта
скачать (1092.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1093kb.08.07.2012 22:41скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
УДК 612:796.01 ББК 58.0

Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология спорта:

Учебное пособие/ СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1999. 231 с.
В пособии представлены современные данные по основным разделам общей и ча­стной физиологии спорта. Материалы соответствуют учебной программе по физиоло­гии для вузов физической культуры и требованиям Государственного образовательно­го стандарта высшего профессионального образования.

Пособие предназначено для студентов, аспирантов, научных сотрудников, препо­давателей, тренеров и врачей, изучающих и разрабатывающих проблемы спортивной физиологии и осуществляющих контроль за лицами, которые занимаются физической культурой и спортом.

Табл. 9. библиогр. 13.

Рецензенты:

В. И. Кулешов, докт. мед. наук, проф. (ВМедА); О. С. Насонкин, докт. мед. наук, проф. (СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта).
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, 1999

Предисловие


Бурное развитие физиологии и ускорение научно-технического про­гресса в стране обусловили появление в 30-х годах нашего столетия нового самостоятельного раздела физиологии человека - физиологии спорта, хо­тя отдельные работы, посвященные изучению функций организма при вы­полнении физических нагрузок публиковались еще в конце прошлого века (И. О. Розанов, С. С. Груздев, Ю. В. Блажевич, П. К. Горбачев и др.). При этом следует подчеркнуть, что систематические исследования и препода­вание физиологии спорта начались в нашей стране раньше, чем за рубежом и носили более целенаправленный характер. Кстати заметим, что только в 1989 г. Генеральная Ассамблея Международного Союза физиологических наук приняла решение о создании при ней комиссии "Физиология спорта", хотя подобные комиссии и секции в системе АН СССР, АМН СССР, Все­союзного физиологического общества им. И. П. Павлова и Госкомспорта СССР существовали в нашей стране с 1960-х годов.

Теоретические предпосылки для возникновения и развития физиологии спорта были созданы фундаментальными работами И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского, И. С. Бериташвили, К. М. Быкова и др. Однако систематическое изучение физиологических основ физической культуры и спорта началось значительно позже. Особенно большая заслуга в создании этого раздела физиологии принадлежит Л. А. Орбели и его ученику А. Н. Крестовникову, и оно неразрывно связано со становлением и развитием Академии физической культуры им, П. Ф. Лес­гафта и ее кафедры физиологии - первой подобной кафедры среди физ­культурных вузов страны.

3

Становление физиологии спорта в значительной мере было обусловле­но широким проведением фундаментальных и прикладных исследований по предмету. Развитие любой науки ставит перед представителями многих специальностей все новые и новые практические задачи, на которые теория не всегда и сразу же может дать однозначный ответ. Однако, как остроум­но заметил Д. Краукрофт (1970), - "... научные исследования обладают од­ной странной особенностью: у них есть привычка рано или поздно оказы­ваться полезными для кого-то или для чего-то". Анализ развития учебного и научного направлений физиологии спорта со всей очевидностью под­тверждает это положение.

Знание истории любой науки является необходимой предпосылкой для правильного понимания места, роли и значения дисциплины в содержании социально-политического статуса общества, его влияния на эту науку, а также науки и ее представителей на развитие общества. Поэтому рассмот­рение исторического пути развития физиологии спорта, упоминание наи­более ярких ее представителей и анализ естественно-научной базы, на ко­торой формировались основные понятия и представления этой дисципли­ны дают возможность оценить современное состояние предмета и опреде­лить перспективные направления его дальнейшего развития.

К настоящему времени имеются значительные фактические материалы по физиологии спорта, изложенные в соответствующих учебниках и учеб­ных пособиях. Однако в последние годы по некоторым разделам предмета появились новые данные, не вошедшие в прежние издания. Кроме того, в связи с постоянно меняющейся и дополняющейся учебной программой, со­держание ранее изданных разделов дисциплины не соответствует совре­менным тематическим планам, по которым ведется преподавание в физ­культурных вузах России. С учетом сказанного, изложению дополненных и ряда новых материалов в рамках сегодняшних учебных и научных сведе­ний и посвящено настоящее учебное пособие, в котором выделены общая и частная части физиологии спорта. В соответствующие разделы пособия включены и результаты собственных исследований авторов.

Авторы осознают, что при кратком изложении материала часть вопро­сов не нашла в пособии достаточно полного и всестороннего представле­ния. Они с благодарностью примут все замечания и предложения, направ­ленные на его дальнейшее совершенствование.

4

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ



ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА


  1. ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА –

УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА.
Физиология спорта является как учебной, так и научной дисциплиной. Ее изучение осуществляется во всех высших и средних физ­культурных учебных заведениях, на факультетах физического воспитания педагогических вузов, а также на отдельных кафедрах государственных университетов и медицинских вузов. В преподавании предмета, практиче­ской деятельности тренеров, физиологов и спортивных врачей используют­ся материалы, полученные при выполнении научно-исследовательских ра­бот, которые проводятся в соответствующих НИИ, лабораториях и на ка­федрах.


    1. Физиология спорта, ее содержание и задачи.


Физиология спортаэто специальный раздел физиологии человека, изучающий изменения функций организма и их механизмы под влиянием мышечной (спортивной) деятельности и обосновывающий практические мероприятия по повышению ее эффективности.

Физиология спорта по своему месту в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту связана с тремя группами учебных и на­учных дисциплин. Первую группу составляют фундаментальные науки, на которых базируется физиология спорта, она и использует их теоретиче­ские достижения, методики исследования и сведения о факторах среды, с которыми взаимодействует организм спортсмена в процессе тренировоч­ной и соревновательной деятельности. К числу таких дисциплин следует отнести биологию, физиологию человека и животных, химию и физику.

Во вторую группу входят учебные и научные дисциплины, взаимодей­ствующие с физиологией спорта таким образом, что они взаимно обога­щают или дополняют друг друга. В этом плане физиология спорта тесно связана с анатомией, биохимией, биомеханикой, гигиеной и психологией.

5

И, наконец, третью группу дисциплин, с которыми связана физиология спорта, составляют те из них, которые используют ее научные достижения и методики исследования в своих целях. К ним относятся теория и методи­ка физической культуры, педагогика, спортивно-педагогические дисцип­лины, спортивная медицина, лечебная физкультура.

Физиология спорта включает в себя две относительно самостоятельные и вместе с тем связанные между собой части. Содержанием первой – об­щей спортивной физиологии - являются физиологические основы адап­тации к физическим нагрузкам и резервные возможности организма, функ­циональные изменения и состояния организма при спортивной деятельно­сти, а также физическая работоспособность спортсмена и физиологические основы утомления и восстановления в спорте. Вторая часть - частная спортивная физиология - включает в себя физиологическую классифика­цию физических упражнений, механизмы и закономерности формирования и развития двигательных качеств и навыков, спортивную работоспособ­ность в особых условиях внешней среды, физиологические особенности тренировки женщин и детей разного возраста, физиологические основы массовых форм оздоровительной физической культуры.

Одной из важных задач физиологии спорта является научное обоснова­ние, разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих достижение высоких спортивных результатов и сохранения здоровья спортсменов. Следовательно, физиология спорта — наука прикладная и в основном профилактическая, так как, исследуя и учитывая резервные возможности организма человека, она обосновывает пути и средства повышения работо­способности, ускорения восстановительных процессов, предупреждения переутомления, перенапряжения и патологических сдвигов функций орга­низма, а также профилактику возникновения различных заболеваний.

7

Отличительной методической особенностью физиологии спорта является то, что ее материалы могут быть получены только на чело­веке, где применение ряда классических методов физиологии невозможно. В связи с этим лишь отдельные уточняющие эксперименты, как правило, с целью изучения механизмов физиологических сдвигов при физических нагрузках проводятся на животных. Важно также подчеркнуть, что основной задачей физиологии спорта является сравнительное изучение функцио­нального состояния организма человека, т.е. исследование проводится до, во время и после двигательной активности, что в натурных условиях весь­ма затруднительно. Поэтому разработаны специальные нагрузочные тесты, позволяющие дозировать физическую активность и регистрировать соот­ветствующие изменения функций организма в различные периоды дея­тельности человека. С этой целью используются велоэргометр, бегущая дорожка (тредбан), ступеньки разной высоты, а также различные приборы, позволяющие регистрировать функции сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и центральной нервной системы на расстоянии, передавая соот­ветствующие показатели по телеметрическим каналам.

Физиология спорта занимает важное место в теории физической куль­туры, составляя фундамент знаний, необходимых тренеру и преподавате­лю для достижения высоких спортивных результатов и сохранения здоро­вья спортсменов. Поэтому тренер и педагог должны хорошо знать об из­менениях физиологических процессов, происходящих в организме спорт­смена во время тренировочной и соревновательной деятельности с тем, чтобы научно обоснованно строить и совершенствовать эту работу, уметь аргументировать свои распоряжения и рекомендации, избегать переутом­ления и перенапряжения и не причинить вреда здоровью тренирующихся. Они также должны понимать суть изменений, возникающих в организме спортсмена в реабилитационном периоде, чтобы активно и грамотно вли­ять на них, ускоряя восстановительные реакции.

Таким образом, из изложенного следует, что физиология спорта как учебная и научная дисциплина, решает две основные проблемы. Одна из них состоит в физиологическом обосновании закономерностей укреп­ления здоровья человека с помощью физических упражнений и повыше­ния устойчивости его организма к действию различных неблагоприятных факторов внешней среды (температура, давление, радиация, загрязнен­ность воздуха и воды, инфекции и т. д.), а также в сохранении и восстанов­лении работоспособности, препятствии развитию раннего утомления и коррекции психоэмоциональных перегрузок в процессе профессиональной деятельности человека. Эти задачи физиологии спорта решаются в рамках массовых форм физической культуры.

8

Вторая проблема физиологии спорта заключается в физиологиче­ском обосновании мероприятий, направленных на достижение высоких спортивных результатов, особенно в большом спорте. Эти две пробле­мы полностью не совпадают, так как для достижения наивысших результа­тов в процессе тренировок в ряде случаев применяются такие нагрузки, ко­торые могут приводить к снижению устойчивости организма к неблаго­приятным воздействиям внешней среды, ухудшению состояния здоровья и даже к возникновению заболеваний.

Исходя из всего сказанного, становится очевидным, что физиологиче­ские особенности функций организма следует изучать и оценивать раз­дельно как в отношении массовой физической культуры и физической под­готовки специальных контингентов (военнослужащие, пожарные, геологи, студенты, школьники и некоторые другие категории), так и в отношении различных видов спорта, особенно спорта высших достижений.


    1. Кафедра физиологии СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта и ее роль в становлении и развитии физиологии спорта.


Декретом Совета Народных Комиссаров от 22 октября 1919 г. на базе Высших курсов физического образования был создан институт физического образования им. П. Ф. Лесгафта (в 1929 г. преобразованный в Институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, а в 1993 г. - в акаде­мию) с учреждением ряда кафедр, в том числе кафедры физиологии ~ первой такой кафедры среди физкультурных вузов страны

Организованную кафедру с 1919 г. по 1927 г. возглавлял Леон Абгарович Орбели, впоследствии действительный член АН СССР, АМН СССР и АН АрмССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР, генерал-полковник медицинской службы, почетный член ряда зарубежных академий. Уже в те годы под руководством Л.А. Орбели были выполнены первые научно-исследовательские работы по влиянию физических нагрузок на организм. Однако предмет в основном препода­вался по программе медицинских институтов в виде чтения лекций и вы­полнения отдельных лабораторных занятий по курсу общей физиологии с некоторым акцентом на разделе "Физиология мышц". В прикладном плане освещались лишь отдельные медицинские вопросы, связанные с влиянием физических упражнений на организм. Такое содержание дисциплины от­ражало в то время объективное состояние научных знаний в области фи­зиологии мышечной деятельности как в нашей стране, так и за рубежом. Это был начальный, первый, период становления физиологии спорта.

После ухода из института Л. А. Орбели заведующим избирается Алек­сей Николаевич Крестовников, руководивший кафедрой физиологии на протяжении 28 лет - с 1927 по 1955 гг. В этот период сотрудники кафедры провели большую работу по сбору функциональных показателей организма спортсменов под влиянием различных физических упражнений и анализу их изменений. Обобщенный материал позволил профессору А. Н. Крестовникову издать первый в нашей стране учебник физиологии для институтов физической культуры (1938) и первую монографию по физиологии спорта (1939). Издание названных книг дало возможность выделить и оконча­тельно сформировать в физиологии человека новый учебный и научный разделы предмета - физиологию спорта. С этого времени начинается вто­рой, переходный, период развития физиологии спорта (1930-1950-е го­ды) как учебной и научной дисциплины. С 1955 по 1960 г. кафедрой руко­водит профессор Евграф Константинович Жуков.

Современный, третий, период развития физиологии спорта (1960-1990-е годы) характеризуется созданием систематического учебного и на­учного разделов дисциплины, соответствующих новым задачам подготовки высококвалифицированных, грамотных специалистов по физической куль­туре и спорту. В учебных программах этого периода отражаются две взаи­мосвязанные части предмета (общая и частная спортивная физиология). С этого времени физиологи спорта начинают изучать не только воздействие отдельных физических нагрузок на функции организма, но и влияние сис­тематических тренировок и их особенностей на функциональное состояние спортсменов, особенно в процессе достижения высшего спортивного мас­терства.

10

Важную роль в становлении современного курса физиологии спорта сыграли профессор Николай Васильевич Зимкин, заведовавший кафедрой физиологии с 1961 по 1975 гг. и выпустивший три издания учебника "Физиология человека" под его редакцией (1964, 1970, 1975). Интенсивно развиваются исследования в области кровообращения, нервно-мышечного аппарата, электроэнцефалографии, изучается физиология стрессовых со­стояний в спорте. Докторские диссертации защищают В. В. Васильева. Е. Б. Сологуб, Ю. 3. Захарьянц. В период 1975-1984 гг. кафедрой заведует За­служенный деятель науки РСФСР, профессор Александр Сергеевич Моз­жухин. Основным направлением научно-исследовательской работы стано­вится изучение функциональных резервов спортсмена. На протяжении 1984-1986 гг. обязанности заведующего кафедрой временно исполняет Почетный работник высшего образования России, профессор Елена Бори­совна Сологуб. С 1986 г. кафедрой заведует Заслуженный деятель науки РФ, профессор Алексей Сергеевич Солодков. Научные интересы коллекти­ва сосредотачиваются на проблеме физиологической адаптации организма спортсменов к физическим нагрузкам.

Располагая высококвалифицированным составом сотрудников, ка­федра физиологии внесла большой вклад в подготовку научно-педагогических кадров и составление учебных программ, учебников и учебных пособий для институтов и техникумов физической культуры. Так, с 1935 г. (когда была введена защита диссертаций) по 1998 г. под ру­ководством сотрудников кафедры успешно защищено 13 докторских и 160 кандидатских диссертаций (в том числе иностранными аспирантами из Ку­бы, Китая, Индии, Египта и Польши).

11

Сотрудники кафедры принимали участие в составлении всех изданных с 1938 по 1990 гг. 11 учебных программ и 10 учебников по физиологии для институтов физической культуры. При этом редакторами 8 учебных про­грамм и 6 учебников были заведующие кафедрой физиологии ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. В 13 учебниках по спортивно-педагогическим дисциплинам главы по физиологической характеристике физических упражнений написаны также сотрудниками кафедры физиологии. Кафедрой подготов­лено и издано 8 методических пособий в виде практикумов по проведению лабораторных занятий по физиологии, 7 специальных учебных пособий из­даны для студентов заочного факультета и 4 - для техникумов физической культуры. Опубликовано более 30 лекций по различным вопросам физио­логической характеристики физических упражнений.

Научно-исследовательская работа преподавателей охватывала все основные разделы физиологии: нервную и мышечную системы, органы чувств, кровообращение и дыхание, выделение, внутреннюю секрецию, а также специальные проблемы физиологии спорта: адаптация к физическим нагрузкам, функциональные резервы организма спортсмена, утомление и восстановление и др. Ежегодно по различным вопросам физиологии спорта печатаются десятки научных работ. С 1939 по 1990 г. сотрудниками ка­федры опубликовано 20 монографий, непосредственно связанных с физио­логией спорта, некоторые из них переведены за рубежом (Болгария, Гер­мания, Польша, Румыния, Греции, Чехословакия).

Высококвалифицированный коллектив сотрудников кафедры физиоло­гии постоянно привлекал к себе внимание преподавательского состава дру­гих институтов, особенно вновь образованных. Начиная с довоенных лет, на кафедре стажировались преподаватели ряда институтов физиче­ской культуры и факультетов физического воспитания педагогических институтов, институтов физической культуры социалистических стран и некоторых медицинских вузов. Только за последние 5 лет такую стажировку на кафедре прошли около 40 человек. Кроме того, повышение квалификации преподавателей из названных институтов по специализации "физиология" регулярно осуществляется в ИПК и ПК нашего вуза.

12

Существенна роль сотрудников кафедры и в области организаци­онной деятельности. Так, А. Н. Крестовников до 1955 г. возглавлял ме­тодическую комиссию по физиологии Всесоюзного комитета по физиче­ской культуре и спорту при Совете Министров СССР, Н. В. Зимкин с 1962 по 1976 г. наряду с руководством этой Комиссией был председателем научной комиссии по физиологии, биомеханике, морфологии и биохимии спорта, председателем координационной комиссии по преподаванию ме­дико-биологических дисциплин и членом президиума Научного совета при Госкомспорте СССР. А. С. Мозжухин с 1976 по 1985 г. состоял членом ме­тодической комиссии Госкомспорта СССР и был председателем Совета за­ведующих кафедрами физиологии институтов физической культуры РСФСР, а А.С. Солодков - членом Научного совета Госкомспорта СССР по биологическим наукам, председателем секции "Физиология спорта" Проблемной комиссии АН СССР и АМН СССР, а в настоящее время руко­водит секцией "Физиология спорта" Санкт-Петербургского общества фи­зиологов, биохимиков и фармакологов им. И. М. Сеченова и состоит чле­ном Правления этого общества.

В последние годы коллектив кафедры ведет большую работу по пе­рестройке и совершенствованию преподавания физиологии и проведе­нию научных исследований. В соответствии с новым учебным планом и новой программой по физиологии переделаны рабочие программы и тема­тические планы лекций и лабораторных занятий по предмету. С учетом то­го, что количество лекционных часов в новой программе существенно уменьшено, лекции носят преимущественно проблемный характер. Лабо­раторные занятия проводятся таким образом, чтобы они способствовали пониманию сущности, механизмов и особенностей регуляции физиологи­ческих процессов при мышечной деятельности, овладению методиками ис­следования, привитию студентам навыков научно-исследовательской рабо­ты.

Реализация нового учебного плана по многоуровневой структуре выс­шего физкультурного образования требует создания специальных образо­вательно-профессиональных программ по физиологии с учетом подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров наук. Решение этих задач особенно важно и приоритетно для кафедры потому, что нашей академией разработан свой вариант учебного плана по осуществлению многоуровневой структуры высшего физкультурного образования в Рос­сии.

13

За достигнутые успехи в учебной и научной работе и в связи с 75-летием со дня основания кафедры в апреле 1995 года решением Ученого Совета академии ей присвоено имя профессора А. Н. Крестовникова, а для студентов учреждены две его именные стипендии.
1.3. Состояние и перспективы развития физиологии спорта.

Основные учебные и научные разработки по физиологии спорта впервые начались и неразрывно связаны с историей развития кафедры физиологии института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Особен­ностью деятельности кафедры физиологии явилось создание при ней науч­ных лабораторий по основным разделам физиологии спорта.

Выполненные исследования в этих лабораториях позволили получить новые данные по спортивной биоэнергетике и осуществить классификацию спортивных упражнений с учетом их энергетической характеристики (А. Б. Гандельсман); была разработана методика неинвазивного определения композиции скелетных мышц и вскрыты механизмы развития двигательно­го навыка (Н. В. Зимкин); выявлен феномен синхронизации потенциалов на электромиограммах при утомлении (Е.К. Жуков); определены особенности сосудистых реакций у спортсменов различных специализаций (В.В. Ва­сильева); создана оригинальная методика регистрации электроэнцефалограмм непосредственно в процессе высокоинтенсивной мышечной работы и впервые исследованы корковые механизмы регуляции движений спорт­сменов (Е. Б. Сологуб); изучены эмоции соревновательной деятельности (С. А. Разумов); развито представление о физиологических резервах спорт­смена (А. С. Мозжухин); обосновано учение о функциональной системе адаптации спортсменов (А. С. Солодков) и др.

В дальнейшем изучение различных проблем физиологии спорта в на­шей стране существенно расширялось и углублялось, но при этом в боль­шинстве случаев использовались методические подходы, разработан­ные на кафедре физиологии ИФК им. П. Ф. Лесгафта. В настоящее вре­мя исследования ведутся во всех учебных и научно-исследовательских ин­ститутах физической культуры, во многих университетах, медицинских и педагогических вузах. Изучаются роль и значение всех физиологических систем организма при мышечной деятельности, а также приоритетные для физиологии спорта проблемы: адаптация к физическим нагрузкам, работо­способность, утомление и восстановление спортсменов, функциональные резервы организма и др.

14

Выяснение вопроса о процессах экстраполяции в ЦНС имеет сущест­венное значение для обоснования вариативности нагрузок в процессе спор­тивной тренировки. Только на основе этой концепции может быть пра­вильно построен тренировочный процесс, при котором должны варьиро­ваться величина, скорость и интенсивность нагрузок, что еще не всегда принимается во внимание медиками, тренерами и спортсменами. Необхо­димо также учитывать возрастную динамику локомоторных функций чело­века.

Приоритетными направлениями дальнейших исследований физио­логии ЦНС являются выяснение особенностей формирования и мобилиза­ции функциональных резервов мозга спортсменов и изучение перестроек корковых функциональных систем взаимосвязанной активности в процессе адаптации их к специализированным нагрузкам. Существенное внимание следует уделить исследованиям вызванной активности коры больших по­лушарий и спинного мозга, а также роли функциональной асимметрии и сенсорных систем в формировании некоторых специальных двигательных навыков.

В последние годы развивается новое направление физиологии спорта, связанное с разработкой спортивной генетики и рассматривающее осо­бенности наследственных влияний и тренируемости различных физиологи­ческих показателей и физических качеств и, в первую очередь, роли врож­денных индивидуально-типологических особенностей организма для спор­тивной ориентации, отбора и прогнозирования достижений в спорте.

Благоприятные изменения, происходящие в организме, и в частности, в сердечно-сосудистой системе при занятиях физической культурой и спортом - очевидны. Однако далеко не все вопросы этого раздела спор­тивной кардиологии решены, и изучение функциональных сдвигов нельзя считать законченным. Требует дальнейшего исследования возможность развития патологических изменений в сердце (патологическое спортивное сердце, по Г. Ф. Лангу), которые могут возникнуть прежде всего вследст­вие чрезмерных тренировочных нагрузок, превышающих возможности конкретного спортсмена. Трудности в изучении и предупреждении ряда заболеваний у спортсменов заключаются в том, что в настоящее время нет разработанного и научно-обоснованного курса патологической физиологии спорта, необходимость которого весьма очевидна.

15

До настоящего времени отсутствуют данные, касающиеся эффективно­сти разных сочетаний темпа движений и частоты дыхания в различных ви­дах спорта, а также о характере и степени произвольных коррекций внеш­него дыхания.

До сих пор остается спорным вопрос о длительности восстановления после напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок.

Касаясь некоторых специальных теоретических вопросов, имеющих и несомненное прикладное значение в спорте, нужно в первую очередь ука­зать на проблемы адаптации к физическим нагрузкам, функциональных резервов организма, спортивной биоритмологии, психофизиологическо­го и медицинского отбора и профессиональной ориентации спортсме­нов. В частности, ближайшими задачами являются определение количест­венных критериев различных стадий адаптации, анализ адаптивных функ­циональных систем, формирующихся при различных видах спортивной деятельности, дифференцирование адаптационных изменений от предпатологических состояний и исследование компенсаторных реакций.

Уже многие годы проводятся исследования различных функций орга­низма спортсменов. Однако комплексные обследования осуществляются относительно редко, а анализ их результатов связан с длительной обработ­кой получаемых данных. В связи с этим в физиологии спорта большое зна­чение приобретают так называемые экспресс-методы, позволяющие оцени­вать функциональное состояние спортсмена не только после, но и в про­цессе тренировок и соревнований. Важными задачами спортивных физиологов явля­ются также обоснование, разработка и внедрение экспресс-методов с целью исследования функциональных систем адаптации, формирующих­ся к различным видам физических упражнений. Использование компьюте­ров даст возможность быстро анализировать и обобщать результаты, полу­ченные различными методами исследования, а наиболее важные и инфор­мативные сразу внедрять в практику.

16

Говоря о массовой физической культуре, нужно учитывать следую­щее. Применяемые нагрузки должны вызывать изменения, соответствую­щие только стадии повышения неспецифической устойчивости (адаптированности) организма. Необходимо также предупреждение воз­можности возникновения травм. Все это относится и к физической подго­товке специальных контингентов: военнослужащих, спасательных команд и др. Особого внимания заслуживают занятия физической культурой с детьми, женщинами, инвалидами и лицами с ослабленным здоровьем. Тре­буются дальнейшая разработка и научное обоснование целого ряда физио­логических проблем, связанных с возрастными и медико-биологическими особенностями этих контингентов лиц, характером их адаптивных пере­строек.

В ближайшие годы в массовой физической культуре следует решить вопросы о минимальном объеме физических упражнений при различном их сочетании и необходимой продолжительности занятий, что в совокуп­ности позволит получить достаточный оздоровительный эффект в от­ношении устойчивости людей к действию неблагоприятных факторов окружающей среды и сохранения высокой умственной и физической ра­ботоспособности. Такого рода исследования сложны, объемны, но они крайне необходимы. При этом минимальные нормы нагрузки и времени при занятиях физическими упражнениями, очевидно, будут неодинаковы для лиц различного возраста, состояния здоровья, пола, профессии, что по­требует дифференцированного подхода к исследованиям разных групп на­селения. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что и до настоящего вре­мени основное внимание исследователей было обращено на спорт, особен­но спорт высших достижений. Физическая культура массового характера находится в стороне, и функциональные изменения, адаптивные пере­стройки при этом изучаются в меньшей степени.

17

Интенсивно развивающаяся практика физической культуры и спорта требует быстрейшей реализации прикладных направлений физиологии спорта. Вместе с тем, еще раз следует напомнить общеизвестное положе­ние о том, что не разрабатывая глубоко теоретических проблем и не про­водя фундаментальных исследований, мы постоянно будем отставать и в практике. Полезно напомнить слова известного итальянского физика и фи­зиолога Алессандро Вольта, сказанные им еще в 1815 году: "Нет ничего практичнее хорошей теории".
2. АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ И РЕЗЕРВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА.
Одной из важнейших проблем современной физиологии и медицины является исследование закономерностей процесса адаптации организма к различным факторам среды. Адаптация человека затрагивает широкий спектр общебиологических закономерностей, интересы работников различных научных дисциплин и связана, прежде всего, с саморегулированием многокомпонентных функциональных систем. Не случайно проблема адаптации человека является одним из основных разделов обширной Меж­дународной биологической программы.

В настоящее время имеется ряд определений адаптации. На наш взгляд, наиболее полным является понятие физиологической адаптации, данное в третьем издании Большой Советской Энциклопедии: "Адаптация физио­логическая - совокупность физиологических реакций, лежащая в осно­ве приспособления организма к изменению окружающих условий и на­правленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды - гомеостаза". (М., 1969. Т.]. С.216).

18

Значение проблемы адаптации в спорте определяется прежде всего тем, что организм спортсмена должен приспосабливаться к физическим на­грузкам в относительно короткое время. Именно скорость наступления адаптации и ее длительность во многом определяют состояние здоровья и тренированность спортсмена. В этой связи значительный научный интерес для практики спорта представляет разработка системного обоснования адаптации организма в процессе достижения высшего спортивного мастер­ства. Вместе с тем общеизвестно, что морфофункциональные особенности организма человека, сформировавшиеся в течение длительного периода эволюции, не могут изменяться с такой же быстротой, с какой изменяются структура и характер тренировочных и соревновательных нагрузок в спор­те. Несоответствие во времени между этими процессами может приводить к возникновению функциональных расстройств, которые проявляются раз­личными патологическими нарушениями.
2.1. Динамика функций организма при адаптации и ее стадии.
Определение функциональных изменений, возникающих в период тре­нировочных и соревновательных нагрузок, необходимо прежде всего для оценки процесса адаптации, степени утомления, уровня тренированности и работоспособности спортсменов и является основой для совершенствова­ния восстановительных мероприятий. О влиянии физических нагрузок на человека можно судить только на основе всестороннего учета совокупно­сти реакций целостного организма, включая реакции со стороны централь­ной нервной системы, гормонального аппарата, сердечно-сосудистой и ды­хательной систем, анализаторов, обмена веществ и др. Следует подчерк­нуть, что выраженность изменений функций организма в ответ на физиче­скую нагрузку зависит прежде всего от индивидуальных особенностей че­ловека и уровня его тренированности. Изменения функциональных показа­телей организма спортсменов могут быть правильно проанализированы и всесторонне оценены только при рассмотрении их в отношении к процессу адаптации.

Приспособительные изменения в здоровом организме бывают двух видов: изменения в привычной зоне колебаний факторов среды, когда система функционирует в обычном составе; изменения при действии чрезмерных (непривычных) факторов с включением в функциональную систему дополнительных элементов и механизмов.

19

В литературе первая и вторая группы приспособительных изменений нередко называются адап­тационными. По-видимому, более оправданным будет называть первую группу изменений обычными физиологическими реакциями, поскольку эти сдвиги не связаны с существенными физиологическими перестройками в организме и не выходят за пределы физиологической нормы. Вторая группа приспособительных изменений отличается значительным использо­ванием физиологических резервов и перестройкой функциональных сис­тем в связи с чем их целесообразно называть адаптационными сдвига­ми (Солодков А. С., 1981).

Несомненный интерес представляет понятие общего адаптационного син­дрома, предложенное канадским ученым Гансом Селье (1960). Под по­следним он понимает совокупность защитных реакций организма чело­века или животных., возникающих в условиях стрессовых ситуаций. В адаптационном синдроме автор выделяет три стадии: стадию тревоги, обусловленную мобилизацией защитных сил организма; стадию резистентности, связанную с приспособлением человека к экстремальным факторам среды и стадию истощения, возникающую при длительном стрессе, что может привести к возникновению заболеваний и даже смерти.

В динамике адаптационных изменений у спортсменов мы выделяем четыре стадии, каждой из которых присущи свои функциональные изме­нения и регуляторно-энергетические механизмы. Естественно, основными, имеющими принципиальное значение в спорте следует считать две первые стадии. Применительно к общей схеме адаптации такие стадии свойствен­ны людям в процессе приспособления к любым условиям деятельности. Это положение было теоретически обосновано, экспериментально доказа­но и опубликовано А. С. Солодковым еще в 1974 году.

Стадия физиологического напряжения организма характеризуется преобладанием процессов возбуждения в коре головно­го мозга и распространением их на подкорковые и нижележащие двига­тельные и вегетативные центры, возрастанием функции коры надпочечни­ков, увеличением показателей вегетативных систем и уровня обмена веществ. На уровне двигательного аппарата характерным для этой стадии является увеличение числа активных моторных единиц, дополнительное включение мышечных волокон, увеличение силы и скорости сокращения мышц, увеличение в мышцах гликогена, АТФ и креатинфосфата. Спор­тивная работоспособность - неустойчива.

20

В стадии напряжения организма основная нагрузка ложится на регуляторные механизмы. За счет напряжения регуляторных механизмов осуществляется приспособление физиологических реакций и метаболизма к возросшим физическим нагрузкам. При этом в некоторых случаях изме­нения функций организма могут носить выраженный характер.

Стадия адаптированности организма в значительной ме­ре тождественна состоянию его тренированности. Другими словами, в основе развития тренированности лежит процесс адаптации организма к физическим нагрузкам. Физиологическую основу этой стадии составля­ет вновь установившийся уровень функционирования различных орга­нов и систем для поддержания гомеостаза в конкретных условиях деятельности. Определяемые в это время функциональные сдвиги не вы­ходят за рамки физиологических колебаний, а работоспособность спорт­сменов стабильна и даже повышается.

Стадия дизадаптации организма развивается в результате перенапряжения адаптационных механизмов и включения компенса­торных реакций вследствие интенсивных тренировочных нагрузок и недостаточного отдыха между ними. Процесс дизадаптации по сравне­нию с процессом приспособления развивается, как правило, медленнее, причем сроки его наступления, продолжительность и степень выраженно­сти функциональных изменений при этом отличаются большой вариатив­ностью и зависят от индивидуальных особенностей организма. Стадия ди­задаптации характеризуется еще и тем, что отсутствуют признаки ак­тивации нервной и эндокринной систем и имеет место некоторое снижение общей функциональной устойчивости организма. Это со­стояние может быть отнесено к предболезненному. При дизадаптации на­блюдаются эмоциональная и вегетативная неустойчивость, раздражительность, вспыльчивость, головные боли, нарушение сна. Снижается умст­венная и физическая работоспособность.

21

Процесс дизадаптации является результатом того, что биосоциальная плата за адаптацию к интенсивным тренировочным и соревновательным нагрузкам вышла за пределы физиологических резервов организма и вы­двинула перед ним новые проблемы. Конечный исход дизадаптационных расстройств может протекать с достаточной еще способностью к восста­новлению всех функций организма и работоспособности, что чаще всего и наблюдается у спортсменов. В других случаях дизадаптация будет иметь скрытые дефекты, которые выявляются только с течением времени под влиянием или очень высоких нагрузок, или какой-то дополнительной вред­ности. И, наконец, дизадаптация может закончиться стойкими неблагопри­ятными изменениями функций организма, снижением или утратой спор­тивной работоспособности. Очевидно, стадия дизадаптации по своим патофизиологическим основам в значительной мере соответствует состоянию перетренированности спортсменов.

Стадия реадаптации возникает после длительного перерыва в систематических тренировках или их прекращения совсем и характеризу­ется приобретением некоторых исходных свойств и качеств организ­ма. Физиологический смысл этой стадии - снижение уровня тренированности и возвращение некоторых показателей к исход­ным величинам. Можно полагать, что спортсменам, систематически тре­нировавшимся многие годы и оставляющим большой спорт, требуются специальные, научно обоснованные оздоровительные мероприятия для возвращения организма к нормальной жизнедеятельности.

Следует иметь в виду, что возникшие в процессе длительных и интен­сивных физических нагрузок структурные изменения в миокарде и скелет­ных мышцах, нарушенный уровень обмена веществ, гормональные и фер­ментативные перестройки, своеобразно закрепленные механизмы регуля­ции к исходным значениям, как правило, не возвращаются. За системати­ческие чрезмерные физические нагрузки, а затем за их прекращение орга­низм спортсменов в дальнейшем платит определенную биологическую цену, что может проявляться развитием кардиосклероза, ожирением, сниже­нием резистентности клеток и тканей к различным неблагоприятным воз­действиям и повышением уровня общей заболеваемости.

22

При адаптации к чрезмерным для данного организма физическим на­грузкам в полной мере реализуется общебиологическая закономерность, которая состоит в том, что все приспособительные реакции организма к необычным факторам среды обладают лишь относительной целесообраз­ностью. Иными словами, даже устойчивая, долговременная адаптация к физическим нагрузкам имеет свою функциональную или структурную це­ну. Цена адаптации может проявляться в двух различных формах: 1) в прямом изнашивании функциональной системы, на которую при адаптации падает главная нагрузка, 2) в явлениях отрицательной пере­крестной адаптации, т. е. в нарушении у адаптированных к определенной физической нагрузке людей других функциональных систем и адаптацион­ных реакций, не связанных с этой нагрузкой.

Прямая функциональная недостаточность может реализоваться в усло­виях остро возникшей большой нагрузки, при которой наблюдаются пря­мые повреждения структур сердца, скелетных мышц, нарушения фермент­ной активности и другие изменения, являющиеся как итогом самой нагруз­ки, так и возникающей при этом стресс-реакции (Пшенникова М. Г., 1986). Эта цена срочной адаптации ярко проявляется при первых нагрузках не­тренированных людей и устраняется правильно построенным тренировоч­ным процессом и развитием адаптированности.

Цена адаптации в значительной мере зависит от вида физических нагрузок, к которым происходит приспособление. Так, например, у тя­желоатлетов высокотренированных к статическим силовым нагрузкам, на­блюдается снижение выносливости к динамической работе; утомление при таких нагрузках у них развивается быстрее, чем у нетренированных здоро­вых людей. Одновременно у тяжелоатлетов в противоположность людям, тренированным на выносливость, обнаружено снижение плотности капил­ляров в скелетных мышцах и отсутствие роста массы митохондрий.

На фоне высокой тренированности у штангистов, борцов и других спортсменов нередко наблюдается снижение резистентности к действию холода и простудным заболеваниям, нарушение клеточного и гумораль­ного иммунитета. У высокотренированных на выносливость спортсменов наблюдаются нарушения функций желудочно-кишечного тракта, печени и почек, что является следствием ограниченного кровоснабжения этих орга­нов в период длительной мышечной работы.

23

Однако высокая цена адаптации и феномены отрицательной перекрест­ной резистентности при таком приспособлении представляют собой воз­можное, но вовсе не обязательное явление. Наиболее рациональный путь к предупреждению адаптационных нарушений состоит в правильно постро­енном режиме тренировок, отдыха и питания, закаливании, повышении ус­тойчивости к стрессорным воздействиям и гармоничном физическом и психическом развитии личности спортсмена.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология спорта
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации