Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике - файл n1.doc

приобрести
Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике
скачать (55517 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc55517kb.11.06.2012 06:27скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
А.В. Андрейчиков О.Н. Андрейчикова


АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, ПЛАНИРОВАНИЕ РЕШЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Информационные системы в экономике"
МОСКВА

"ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА-2000

РЕЦЕНЗЕНТЫ:


кафедра "Информационные системы в экономике"

Тверского государственного технического университета (зав. кафедрой доктор технических наук, профессор Б. В. Палюх);

зам. директора по научной работе Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН доктор технических наук, профессор А. В. Смирнов

Работа выполнена при финансовой поддержке Волгоградского государственного технического университета

ОГЛАВЛЕНИЕ





ОГЛАВЛЕНИЕ 1

К ЧИТАТЕЛЮ 3

ПРЕДИСЛОВИЕ 4

ГЛАВА 1. 5

АНАЛИЗ ЗАДАЧ И МЕТОДОВ ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 5

1.1. Эволюция теории принятия решений. ЭВМ в принятии решений 5

1.2. Схема процесса принятия решений 6

1.3. Классификация задач принятия решений 7

1.4. Классификация методов принятия решений 9

1.5. Характеристика методов теории полезности 10

14

ГЛАВА 2. 14

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ 14

2.1. Иерархическое представление проблемы, шкала отношений и матрицы парных сравнений 15

2.2. Собственные векторы и собственные значения матриц. Оценка однородности суждений 17

2.3. Синтез приоритетов на иерархии и оценка ее однородности 19

2.4. Учет мнений нескольких экспертов 21

2.5. Методы сравнения объектов относительно стандартов и копированием 23

2.6. Многокритериальный выбор на иерархиях с различным числом и составом альтернатив под критериями 27

2.7. Методика решения прикладных задач на ЭВМ 32

2.7.1. Выбор и прогнозирование наилучшего обеспечения банковского кредита 32

2.7.2. Функционально-стоимостный анализ промышленной продукции 40

2.7.3. Рациональное распределение ресурсов между альтернативами 46

ГЛАВА 3. 51

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ 51

3.1. Принципиальные подходы к решению задач планирования 51

3.2. Представление процесса планирования в виде иерархии 52

3.3. Способы определения желаемых сценариев 59

3.4. Методика решения прикладных задач на ЭВМ 63

3.4.1. Прогнозирование профессиональной занятости населения крупных городов 63

3.4.2. Планирование предприятием производственной деятельности в условиях конкуренции 68

3.4.3. Планирование развития отрасли 75

ГЛАВА 4. 84

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ 84

4.1. Элементы теории нечетких множеств 84

4.2. Нечеткие операции, отношения и свойства отношений 85

4.3. Многокритериальный выбор альтернатив на основе пересечения нечетких множеств 87

4.4. Многокритериальный выбор альтернатив на основе нечеткого отношения предпочтения 88

4.5. Многокритериальный выбор альтернатив с использованием правила нечеткого вывода 89

4.6. Многокритериальный выбор альтернатив на основе аддитивной свертки 91

4.7. Ранжирование альтернатив на множестве лингвистических векторных оценок 92

4.8. Методика решения прикладных задач на ЭВМ 93

4.8.1. Многокритериальный выбор методом максимннной свертки в сфере банковского кредитования 93

4.8.2. Выбор конкурентоспособного товара методом нечеткого отношения предпочтения 98

4.8.3. Метод нечеткого логического вывода в задаче выбора фирмой кандидата на замещение вакантной должности бухгалтера 100

4.8.4. Выбор фирмой стратегии расширения доли рынка методом аддитивной свертки 108

4.8.5. Выбор предприятия для кредитования методом лингвистических векторных оценок 110

4.8.6. Сравнительный анализ различных методов принятия решений 111

Глава 5. 120

МЕТОДЫ КОМБИНАТОРНО-МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА 120

РАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ 120

5.1. Классификация задач анализа и синтеза систем 120

5.2. Постановка задач анализа и синтеза систем 121

5.4. Кластерный анализ морфологических множеств 128

5.5. Синтез новых и рациональных систем на морфологических множествах 145

5.6. Методика решения прикладных задач на ЭВМ 166

5.6.1. Анализ и синтез систем на основе функционально-стоимостного подхода 166

5.6.2. Рациональное распределение ресурсов в системах 171

Глава 6. 175

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СИНТЕЗА СИСТЕМ 175

6.1. Классификация эвристических методов синтеза 176

6.2. Фонд эвристических приемов 177

6.3. Метод "мозгового штурма" 178

6.4. Методы ассоциаций и аналогий 179

6.5. Синектика 181

6.6. Методы контрольных вопросов и коллективного блокнота 181

6.7. Метод "матриц открытия" 182

6.8. Алгоритм решения изобретательских задач 182

6.9. Автоматизация эвристических методов синтеза новых систем 184

Глава 7. 189

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ, ПЛАНИРОВАНИЯ И СИНТЕЗА РЕШЕНИЙ 189

7.1. Необходимость автоматизации процессов принятия, планирования и синтеза решений 190

7.2. Предпосылки создания диалоговых систем синтеза и принятия решений 190

7.3. Классификация систем принятия и синтеза решений 191

7.4. Принципы разработки программных средств 193

7.5. Основные правила разработки систем 193

7.6. Требования к методам защиты информации 194

7.7. Функции и структура автоматизированной системы принятия, планирования и синтеза решений 195

ПРИЛОЖЕНИЕ 199

ББК 65.050.03.я73 202



К ЧИТАТЕЛЮ



Перед Вами, уважаемый читатель, учебник для экономической специальности "Информационные системы в экономике". Возмож­но, бегло пролистав его, Вы начнете сомневаться в его статусе и принадлежности. И в самом деле, учебник обычно пишется под утвержденную программу курса, а ее наличие Вам неизвестно (в действительности ее нет). Кроме того, оказывается, по Вашему мнению, что использованный математический аппарат по слож­ности существенно выше среднего, общепринятого для экономи­стов.

После того как я поделился подобными своими сомнениями в редакции, мне был задан вопрос: "А купили бы Вы этот учебник для себя?" Ответ был однозначным: "Купил бы и куплю при лю­бой цене". И вот почему. Учебной программы и учебника нет. Но это не вина авторов. Возможно, их учебник и подтолкнет специ­алистов из Учебно-методического объединения при Министерстве образования Российской Федерации к разработке и утверждению программы.

Сложная математика, много формул? Но ведь это только для российских и других посткоммунистических экономистов, и то не для всех, она сложная. Когда в течение 75 лет основная задача нашей экономики состояла главным образом в объяснении уже принятых вышестоящим руководством решений, математике и ее прикладным возможностям не было места и ничего не оставалось, как заниматься не очень нужными практике, придуманными мате­матиками самими для себя мало кому понятными моделями и алгоритмами. В зарубежной же науке никогда не было и нет деле­ния на "экономику" (без математики) и "математическую эконо­мику". Хорошее, близкое к требованиям математических факуль­тетов университетов владение аппаратом экономико-математичес­кого моделирования — стандарт западного экономического обра­зования.

По мере становления в нашей стране рыночной экономики ситуация начала меняться. Стало очевидным, что бизнес будет платить и уже во многих случаях платит за обоснованные расче­тами и анализом (далеко выходящими за рамки четырех действий арифметики) инвестиционные проекты, прогнозы, рекомендации по снижению и предотвращению риска и пр. В этих условиях экономика от апологетико-вербальной ориентации начала повора­чиваться к естественно-научным дисциплинам, хотя, конечно, ни­когда ее положения нельзя ставить в один ряд с точными закона­ми естествознания.

Необходимость математизации экономики на современном этапе становится все более ясной не только ученым, но и практикам и, как следствие, руководителям системы высшего образования. Без этого невозможна интеграция нашей экономики в мировую эконо­мическую систему: мы просто не будем их понимать. Однако, как и во многом другом, на этом пути есть свои проблемы.

Большинство наших экономистов не владеют в должной мере современными экономико-математическими методами. Отсюда трудности в качественной подготовке молодых кадров, боязнь формул. Совершенно неприемлемо, когда аспиранты (по специ­альности "Экономико-математические методы") допускают в дис­сертациях порой грубые математические ошибки, и последние исправляются по подсказке научного руководителя или оппонен­тов "в пожарном порядке".

Предлагаемый вниманию читателей учебник написан на высо­ком математическом уровне. Может ли он вызвать трудности при изучении методов компьютерного моделирования экономических процессов? Да, может. Прежде всего тем, что далеко выходит за рамки четырех действий арифметики. Он отражает чрезвычайно широкое проникновение экономико-математических методов во все сферы принятия решений, причем не только экономической ори­ентации. По этой причине его следует рекомендовать в первую очередь, как отмечают сами авторы, преподавателям и аспиран­там. Тем и другим, скорее всего, потребуется еще адаптировать материал учебника к читаемым курсам, рабочим программам и уровням подготовки студентов, темам диссертаций аспирантов.

В чем специфика учебника?

При широком, воистину энциклопедическом охвате изучаемой проблематики изложение материала во многих местах, по-види­мому, неизбежно становится поверхностным, обзорным, с необ­ходимостью ссылок на дополнительные источники. Нарушается очень важный принцип самодостаточности учебника, причем мно­гие из ссылок оказываются в настоящее время для разных катего­рий читателей практически недоступными. Например, при харак­теристике методов теории полезности, стремясь, вероятно, ничего не упустить, авторы сводят всю информацию о фундаментальном направлении — функции полезности по Дж. Нейману — О. Моргенштерну к краткой ссылке на их известную монографию. Но она издавалась у нас в стране в 1970 г. ("Теория игр и экономи­ческое поведение": Пер. с англ. — М.: Наука). Где сейчас найти ее студентам? Эта теория и ее возможные прикладные направления в области моделирования рисковых ситуаций в экономике и биз­несе вполне заслуживают, по нашему мнению, самостоятельной публикации с должной адаптацией для студентов и аспирантов. То же можно сказать о нереализованных возможностях практи­ческих приложений теории нечетких множеств, например, в стра­ховом деле или при оптимизации организационных структур — задач более важных, чем представленная в учебнике о замещении вакантной должности бухгалтера на фирме.

Это, безусловно, недостатки, которые могут поставить читате­ля перед определенными трудностями восприятия материала.. Однако достоинства учебника во много крат большие. Учебник написан математически грамотно, что для литературы по эконо­мике, к сожалению, не всегда возможно считать само собою разу­меющимся. Широк охват проблематики, где читатель может най­ти практически почти все, что в настоящее время относят к сфере моделирования управленческих решений.

Содержание учебника апробировано при чтении курсов "Ме­тоды теории принятия решений", "Информационные системы стра­тегического прогнозирования и планирования", "Математическое моделирование экономических процессов", "Теория оптимально­го управления экономическими процессами" по специальности "Информационные системы в экономике" в Волгоградском госу­дарственном техническом университете.

С учетом всех достоинств и недостатков, надо полагать, чита­тель сам сделает свой выбор.

Нам пора перестать различать экономику без математики и математическое в нее "вторжение". Экономика с той долей мате­матики, которая диктуется содержательной сущностью проблем­ной области исследования, должна стать не только стандартом западного, но и, наконец, российского образования. Данный учеб­ник вносит несомненный вклад в решение этой проблемы.
Б. А. ЛАГОША, доктор экономических наук, профессор

Нашим родителям посвящается

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, ПЛАНИРОВАНИЕ РЕШЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации