Шпоры к ГОС-экзамену для факультета физической культуры и спорта - файл n1.doc

приобрести
Шпоры к ГОС-экзамену для факультета физической культуры и спорта
скачать (660 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc660kb.08.07.2012 22:28скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

1 Исходные понятия теории и методики физической культуры: «физическая культура», «физическое воспитание», «спорт», «физическое развитие», «физическое совершенство», «физическая подготовленность», «физическая подготовка», их функционирование и использование в практике.

Теория и методика ФВ - одна из основных профилирующих дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием. Изучение любой учебной дисциплины начинается с освоения ее понятийного аппарата, т.е. со специфических терминов и понятий. К основным понятиям ТиМФК относятся следующие:

Физическая культура - специфическая личностно-общественная деятельность, направленная на достижение физического совершенства. Ее специфика заключается в том, что она профилирована в направлении оптимизации физического состояния и развития индивида. В ФК два раздела:

Физическое воспитание – педагогически упорядоченный процесс направленного использования факторов физической культуры, включающий обучение двигательным действиям (в результате которого формируются двигательные умения, навыки и связанные с ними знания), воспитание индивидуальных физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей, содействие на этой основе становлению и развитию свойств личности.

Спорт – собственно соревновательная деятельность, процесс подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, возникающие на основе этой деятельности.

Они взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, ФВ сопровождается занятиями спортом.

Физическое развитие – закономерный процесс формирования, становления и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств человеческого организма и обусловленных ими физических качеств и способностей индивида (показатели телосложения, критерии здоровья, показатели развития физических качеств).

Физическая подготовка – процесс ФВ, направленный на повышение уровня физического развития, двигательной подготовленности и имеющий выраженную прикладную ориентацию по отношению к тем или иным видам деятельности. (ОФП на повышение уровня физической подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности; СФП – специализирована к определенному виду деятельности).

Результатом физической подготовки является физическая подготовленность – уровень развития физических качеств, двигательных способностей, достигнутой работоспособности, способствующих эффективности целевой деятельности.

Физическое совершенство – оптимальная мера соотношения физического развития и физической подготовленности человека (крепкое здоровье, высокая общая физическая работоспособность, пропорционально развитое телосложение, гармонически развитые физические качества, владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, физкультурная образованность).

9 Этап углубленной тренировки в многолетней подготовке юных спортсменов (цель, задачи, возраст, содержание, построение годичных циклов).

Прихо­дится на период жизни спортсмена, когда в основном завершает­ся формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентностъ организма по отно­шению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процес­се напряженной тренировки. На этом этапе тренировочный про­цесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличе­ния времени, отводимого на выполнение специально под­готовительных и соревновательных упражнений.

Суммарный объем, и интенсивность тренировочных нагрузок продолжают возрастать. Существенно увеличивается количество соревнований в избранной спортивной дисциплине. Система трени­ровки и соревнований все более индивидуализируется. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответству­ют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен.

На этом этапе основные задачи: 1 - целенаправленное развитие специальных физических качеств; 2 - совершенное и вариативное овладение спортивной техникой в усложненных условиях, ее индивидуализация, 3 - развитие физи­ческих и волевых качеств, способствующих совершенство­ванию технического и тактического мастерства спортсмена; 4 – подведение к соревновательной борьбе и накопление соревновательного опыта.


2 Специфика физического воспитания детей дошкольного возраста: цели и задачи, периодизация дошкольного детства; направленность и содержание.

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет (наиболее интен­сивный рост и развитие важнейших систем организма и их функ­ций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей, наиболее благоприятный период для закаливания организма, овладения элементарными жизненно не­обходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыка­ми и т.д.).Основа всестороннего развития ребенка - ФВ. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а также свободная дви­гательная деятельность (прогулки, игры, прыжки, бег и т.п.), улучшают деятельность ССС, ДС и НС, укрепляют ОДА, улучшают обмен веществ, повышают иммунитет, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Задачи:

Оздоровительные: - Повышение сопротивляемости организма влияниям внеш­ней среды путем его закаливания. - Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). - Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов - Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).

Образовательные: - Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков. - Формирование устойчивого интереса к занятиям физичес­кой культурой.

Воспитательные: - Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости); - Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

По биологическим признакам дошкольный возраст подразделяется на периоды: 1 – новорожденный – первые 4 недели жизни; 2 – грудной (младенческий) – до 1 года; 3 – ранний детский – от 1 года до 3 лет; 4 – дошкольный – от 3 до 6 (7) лет.

Средства физического воспитания детей ран­него и дошкольного возраста - физические упражнения (формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию ОДА). В качестве факторов, оптими­зирующих воздействия физических упражнений на организм ре­бенка, широко используются оздоровительные силы природы (сол­нце, воздух, вода) и гигиенические факторы.

Физические упражнения: 1. Основная гимнастика: - ОРУ для отдельных частей тела с предметами и без пред­метов; - различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, ла­зание, ползание, равновесие, висы и др.; - строевые упражне­ния; - танцевальные упражнения. 2. Подвижные игры (комплексное развитие физических качеств, совершенствование всего ОДА, систем организма). 3. Упрощенные формы спортивных упражнений (с 5 лет): упрощенные способы передвижения на лыжах, катание на коньках, плавание, различ­ные игры с мячом, (формирование первичного интереса к спортивной деятельности).

Оздоровительные силы природы. Солнечные, воздушные и водные процедуры в соответствии с возможностями детского возраста (совершенствует механизмы тер­морегуляции, нормализует психические процессы, повышает работоспособность и физическое состояние детей). Гигиенические факторы. Соблюдение режимов сна и питания, двигательной активности и отдыха, гигиена тела, массаж и т.п. Гигиенические факторы в значительной степени дополняют оздоровительное воздействие физических упражнений и определяют возможности физического развития. Для успешного решения задач физического воспитания детей раннего дошкольного возраста необходимо комплексное приме­нение физических упражнений, оздоровительных сил природы и гигиенических факторов.

Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и дошкольного возраста:

Утренняя гимнастика - на активизацию деятельнос­ти организма, повышение его работоспособности и формирова­ние правильной осанки. Средства - простые ОРУ в сочетании с водными процедурами, мас­сажем, закаливанием. Ее продолжительность 5 мин для детей от 2 до 4 лет (3—4 упражнения игрового и подражательного характе­ра), 6—8 мин — для детей 4—5 лет, 8—10 мин — для детей 6 лет. Физкультурные занятия урочного типа - основная фор­ма работы с детьми от 3 до 6 лет в детском саду. Цель - обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных дей­ствий, воспитание физических способностей. Занятия состоят из трех частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Задачи вводной части — организация детей, концентрация их внимания на предстоящих двигательных упражнениях, а также подготовка организма к выполнению упражнений основной части. В содержа­ние вводной части входят упражнения в основных движениях: ходьба, бег, ходьба на носках, на пятках, ходьба и бег со сменой направления, ходьба змейкой, ходьба между предметами и т.п.В основной части занятия решаются задачи обучения детей но­вым упражнениям, повторения и закрепления ранее пройденного материала и воспитания физических качеств. Первыми в основной части выполняются общеразвивающие упражнения (сначала для мышц рук и плечевого пояса, затем для мышц туловища и ног). После общеразвивающих упражнений следуют упражнения в ос­новных движениях (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание или упражнения в равновесии). В основную часть занятия обязательно входит и подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмо­циональное воздействие на детей.В заключительной части занятия решаются задачи постепенно­го перехода организма ребенка к спокойному физиологическому состоянию. Для постепенного снижения нагрузки используются ходьба, задания на внимание, дыхательные упражнения, мало­подвижные игры, хороводы.Подвижные игры./Физкультпаузы и физкультминутки - с целью пре­дупреждения утомления, отдыха, повышения умственной рабо­тоспособности, активизации двигательных функций при однооб­разных статических положениях тела. Физкультурные праздники - демонстрация детьми в праздничной обстановке результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежу­ток времени. Проводятся не реже 2—3 раз в год.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями - самостоятельная двигательная деятельность детей заклю­чается в том, что они по своему желанию и инициативе выбирают себе вид занятий (расширяет двигательный опыт детей).


3 Этап предварительной тренировки в многолетней подготовке юных спортсменов (цель, задачи, возраст, содержание, построение годичных циклов).

Охватывает младший школь­ный возраст и переходит в следующий этап с началом спортив­ной специализации.

Задачи:

  1. освоение занимающимися доступных знаний в области фи­зической культуры и спорта;

  2. формирование необходимого основного фонда двигатель­ных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их;

  3. содействие гармоничному формированию растущего орга­низма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физи­ческих качеств, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей выносливости;

  4. формирование стойкого интереса к занятиям спорта (вообще);

  5. отбор перспективных детей для дальнейших занятий в избранном виде спорта.

Подготовка детей характеризуется разнообразием средств (ОРУ, подвижные игры и игровые упражнения), мето­дов (игровой, повторный, круговой, соревновательный) и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с боль­шими физическими и психическими нагрузками, предполагающи­ми применение однообразного, монотонного учебного материала.
4 Педагогический характер и специфическая направленность процесса физического воспитания.

Физическое воспитание – один из основных специфических видов воспитания. Физическое воспитание – педагогически упорядоченный процесс направленного использования факторов физической культуры, включающий обучение двигательным действиям (в результате которого формируются двигательные умения, навыки и связанные с ними знания), воспитание индивидуальных физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей, содействие на этой основе становлению и развитию свойств личности.

В ФВ различают две стороны: обучение двигательным действиям (физкультурное образование) и воспитание физических качеств индивида.

Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту. Программно-нормативные основы системы ФВ конкретизируются применительно к особенностям контингента и условиям основной деятельности участников физкультурного движения в двух направлениях: общеподготовительном (ФВ в системе общего обязательного образования, обеспечивает базовый минимум всесторонней физической подготовленности, необходимый фонд двигательных умений и навыков, доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей) и специализированном (углубленное совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким уровнем достижений). Эти два основных направления обеспечивают возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и волевых качеств и спортивного совершенствования.

Процесс взаимодействия педагога и учащихся: передача знаний, вооружение арсеналом двигательных умений и навыков, привитие навыков самостоятельных занятий, применение ЗУН на практике, для укрепления здоровья, воспитание нравственных и морально-волевых качеств.
11 Периодизация школьного возраста: значение учета возрастных периодов для повышения эффективности физического воспитания.

В педагогике школьный возраст принято разделять:

1. младший школьный возраст (7- 10 лет): плохо выполняют движения на точность, следует ограничить дозировку в прыжках в высоту, т.к. кости таза еще плохо срослись, снизить нагрузку в висах и упорах. В данном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, координация между движением и зрительным ощущением. Педагогу при показе следует опираться на объяснение, вводить специальные термины.

2. подростковый возраст (11- 14 лет): развиваются внимание, память, воля, мышление. Все это приводит к выполнению сложных движений. Меняется психика, происходит развитие половых желез, подростки плохо выполняют координированные движения.

3. юношеский возраст (15- 17 лет): период тренировки мышечной силы и выносливости. Необходимо осторожно использовать упражнения с сотрясением тела, которые вредно сказываются на функциях половых органов.


5 Особенности реализации оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в работе с детьми дошкольного возраста. Методика закаливания.

Оздоровительные задачи:

1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внеш­ней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воз­душные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают (повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и ин­фекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.)).

2. Укрепление ОДА и формирование правильной осанки, профилактика осанки, плоскостопия.

  1. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребен­ка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимиза­ции пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д.

4. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости). На ос­нове принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспе­чивалось комплексное воспитание всех физических способностей.

Образовательные задачи:

1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием: к трем месяцам - формирование умений поднимать и удерживать голову; к шестому месяцу - элементарные движения рук, умение ползать, переворачиваться со спины на живот, удерживать туловище лежа на животе с опорой руками; к одиннадцатому месяцу - садиться, ложиться, стоять и ходить, держась за предметы; к первому году жизни ребенка - ходить; к третьему году жизни ребенок - освоить ходьбу, бег, лазание; к чет­вертому году - навыки метания различных предметов, спрыгивания с высоты, ловли предмета, катания на трехколесном велосипеде; к пятому-шестому годам ребенок - уметь бегать, плавать, ходить на лыжах, прыгать, лазать по ле­сенке вверх, переползать через преграды и т.п.

2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физичес­кой культурой (обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на бо­лее высокую активность). Постоянная оценка выполненных зада­ний, внимание и поощрение способствуют выработке по­ложительной мотивации к систематическим занятиям ФУ. В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способно­сти.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

  2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи теснейшим образом взаимосвязаны, и решаться должны в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всесто­роннего, не только физического, но и духовного развития.
8 Физическое воспитание школьников; физическое воспитание в школе как часть учебно-воспитательного процесса; предмет «Физическая культура» в базовом учебном плане общеобразовательной школы.

Физическое воспитание - вид воспитания, специфика которой заключается в обучении движениям и воспитании физических качеств человека. Включает два процесса:

1.физическое образование - процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, а также передачи специальных физкультурных знаний (формирование спортивных навыков и умений, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, передача специальных физкультурных знаний).

2.воспитание физических качеств - целенаправленное воздействие на развитие физических качеств человека посредством нормированной физической нагрузки (силовые способности, скоростные способности, выносливость, координационные способности, гибкость).

Физическая культура составляет важную часть культуры общества - всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека.

Цель физического воспитания - воспитывать физически совершенных людей, всесторонне подготовленных к творческому труду и защите Родины.

Задачи физического воспитания:

1.обеспечить всестороннее развитие физических качеств, совершенствовать телосложение, укреплять здоровье;

2.формировать жизненно важные умения и навыки;

3.воспитывать нравственные качества.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации