Воробьев Ю.Л. Мониторинг политической коммуникации в избирательном процессе - файл n1.doc

приобрести
Воробьев Ю.Л. Мониторинг политической коммуникации в избирательном процессе
скачать (105.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc731kb.08.12.2005 16:38скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Филиал Иркутского государственного университета в г. Братске

Братская территориальная избирательная комиссия



Ю.Л. Воробьев, А.В. Доскальчук



МОНИТОРИНГ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Практическое руководство



г. Братск

2005г.

УДК 342.8 + 329 (075.8)

ББК 67.400.5 (2 Рос.) я 73
В 75
Рецензенты:

Г.П. Власов – доктор исторических наук, профессор

А.В. Миронов – кандидат юридических наук, начальник правового отдела Избирательной комиссии Иркутской области


В 75 Воробьев Ю.Л., Доскальчук А.В. – Мониторинг политической коммуникации в избирательном процессе. Практическое руководство: Учебное пособие. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. – с. 113


Представленное вашему вниманию учебно-методическое пособие содержит краткую информацию о роли, содержании, методах и каналах политической рекламы в избирательной кампании, а также практические рекомендации по организации и проведению мониторинга предвыборной агитации кандидатов. В брошюре рассматриваются практические апробированные авторами подходы, методы и приемы комплексного анализа политико-агитационных материалов, представлены технологии и практический инструментарий организации действенного контроля за правовой корректностью политической (избирательной) кампании в рамках действующего российского законодательства.

Пособие адресовано студентам вузов, членам избирательных комиссий, кандидатам на выборные мандаты органов местного самоуправления и государственной власти регионального уровня, организаторам избирательных кампаний, всем тем, кто хотел бы углубить свои знания в области политических коммуникаций в период предвыборной агитации.

ISBN 5-9624-0040-2
© Иркутский государственный университет, 2005

© Филиал ГОУ ВПО «ИГУ» в г. Братске, 2005

Филиал Иркутского государственного университета в г. Братске

Братская территориальная избирательная комиссия




Ю.Л. Воробьев, А.В. Доскальчук



Мониторинг политической коммуникации в избирательном процессе

Практическое руководство




Учебное пособие



Рекомендовано УМК филиала ИГУ в г. Братске в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Связи с общественностью» и «Реклама»


г. Братск

2005г.

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..…5

  1. Политическая коммуникация в избирательном процессе

    1. Понятие, роль и основные виды политической рекламы в избирательной кампании..………………………………………………………………..….10

1.2.Правовые и этические проблемы управления политической коммуникацией в избирательной кампании……………………….…..…..19

  1. Методология, методика и инструментарий исследования (мониторинг политической рекламы)

    1. Программа исследования…………………………………….……………..29

    2. Инструктивно-методические рекомендации по анализу агитационных материалов…………………………………………………………….…….36

3. Основные нормативно - правовые требования к производству, размещению и распространению агитационных материалов кандидата (списка кандидатов) на выборный мандат мэра (депутата представительного органа) муниципального образования

    1. Информационное обеспечение муниципальных выборов….………….44

    2. Предвыборная агитация……………………………………..……………45

    3. Требования к проведению предвыборной агитации на каналах радио и телевидения……………………………..………………………………..48

    4. Требования к проведению предвыборной агитации через периодические печатные издания……………………...…….…………49

    5. Требования к выпуску и распространению предвыборных печатных, видео-, аудиовизуальных и иных агитационных материалов………...50

4. Юридическая ответственность за нарушение правил ведения предвыборной агитации и финансирования избирательных кампаний кандидатов……………………………………………………………………..54

5. Избирательное право и политический (электоральный) процесс в структурно-логических схемах и таблицах………………………………..66

6. Политическая реклама в избирательном процессе: тематический понятийно - терминологический словарь………………………………….84

Заключение………………………………………………………………...…...96


Приложения……………………………………………………………………100

Литература………………………………………………………………….….110




Введение
Институт выборов в современной России, являясь одним из самых зримых элементов новой для страны политической системы, выступает в числе наиболее активно исследуемых сюжетов в отечественной политической и правовой науке.

Конституцией Российской Федерации установлено, что демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. В странах развитой демократии, в числе которых стремится быть и Россия, проведение открытых демократических выборов при всеобщем и равном избирательном праве составляет основу непосредственной демократии, является неотъемлемой частью правовой культуры гражданского общества и условием становления правового государства.

Прямые всеобщие выборы при тайном голосовании представляют собой наивысшее проявление демократии и предопределяют изначальную легитимность всей структуры власти. Выборы отражают тип и особенности политической системы и одновременно влияют на процесс их формирования. В большей степени, посредством института демократических выборов достигается политическая стабильность, законность и согласие в обществе. Избирательное право и сопровождающее его избирательное законодательство как основополагающие элементы государственного права, без всякого преувеличения, приобретают особый социально-политический статус и вполне обоснованно претендуют на самостоятельное предназначение, особую роль и место в публично-правовой и политической системе современной России.

Однако следует заметить, что несмотря на более чем десятилетнюю практику строительства российской системы электорального права, а также накопившийся положительный и отрицательный опыт проведения избирательных кампаний разных уровней, основные избирательные институты пока все еще находятся на этапе своего становления. Сложная многоаспектная и противоречивая практика проведения избирательных кампаний ставит перед законодателями, организаторами и участниками электоральных кампаний все новые и более сложные проблемы, требуя совершенствования как всей системы нормативных правовых актов, регулирующих конституционные правовые отношения, связанные с реализацией гражданами права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, так и практики ее применения. Очевидно, что парадигма реформирования и совершенствования избирательной системы, самой политико-правовой практики организации и проведения политических кампаний должна быть в первую очередь направлена на максимизацию степени правовой и политической корректности действий участников избирательного процесса, повышение морально-нравственных начал и ответственности политических субъектов перед своими согражданами – избирателями.

Выступая 27 сентября 2002 года на Московском форуме ассоциации организаторов выборов государств Центральной и Восточной Европы, российский Президент В.В. Путин отметил, что «многие позитивные перемены в нашей стране произошли именно потому, что качественное и регулярное проведение выборов становится одним из базисных условий обеспечения прав и свобод граждан». В своем выступлении президент подчеркнул, что он, как и многие граждане России, понимает и положительные, и отрицательные аспекты избирательных кампаний и нацелен на их дальнейшее совершенствование: «Мы в России знаем цену действительно демократическим выборам и при этом явно видим, сколько еще резервов имеет наша собственная избирательная система, последовательно идем по этому пути, развивая и политические институты, и законодательную базу».1

Истинно легитимный, а значит свободный и демократический выбор может быть обеспечен только свободным волеизъявлением граждан, исключением самой возможности массового манипулирования общественным сознанием избирателей.

Эффективное противодействие нарушениям избирательного законодательства в практике политического процесса, как нам представляется, возможно исключительно на основе комплексного подхода к организации действенного контроля со стороны уполномоченных законом для этого субъектов избирательного процесса, в том числе с привлечением к нему представителей инициированных групп общественности, обладающих соответствующими юридическими, политологическими и политико-технологическими знаниями, опытом, навыками и умениями. Только в опоре на инициативу представителей гражданского общества, обладающих высокой политической культурой и правовым сознанием, можно постепенно, шаг за шагом, от выборов к выборам, «расчистить» избирательное поле от плевел грязных технологий, минимизировать опасность политического манипулирования и создать реальные условия для обеспечения российским гражданам свободного осознанного выбора.

Каждая избирательная кампания стимулирует развитие социально-политической активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает потенциальные предпосылки для их удовлетворения.

Практика строительства российской государственности и гражданского общества последнего десятилетия позволяет уверенно говорить, что именно выборы органов публичной власти всех уровней – от муниципальной до федеральной – превращают Россию по-настоящему в демократическое правовое государство, а ее граждан – в активных субъектов протекающих политических процессов.

Представленный в пособии исследовательский проект «Мониторинг политической коммуникации в избирательном процессе» разработан кафедрой рекламы и связей с общественностью филиала Иркутского государственного университета в г. Братске совместно с территориальной избирательной комиссией и реализован в электоральном процессе по выборам главы (мэра) муниципального образования «г. Братск», состоявшихся в сентябре – октябре 2005 года. Организация и проведение общественного мониторинга политической коммуникации на прошедших муниципальных выборах являются первичным пилотажным опытом электорально-правовой и политической практики привлечения избирательной комиссией, организующей выборы в г. Братске, представителей студенческой общественности к анализу избирательного процесса, связанного с проведением предвыборной агитации.

К разработке и реализации проекта была привлечена комплексная группа студентов-экспертов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Связи с общественностью», «Реклама». Теоретические и методические разработки организации мониторинга носят учебно-методический характер практической направленности и отражены в настоящем пособии.

В предлагаемой книге предпринята попытка систематизировать теоретико-методологические знания, практические представления о структуре, содержании, видах и формах политической коммуникации в избирательном процессе, раскрыть ее особенности, тенденции развития, возможности и правовые ограничения в контексте избирательного законодательства, а также предложить некоторые алгоритмы решения проблем политической и правовой некорректности ведения акторами электоральных кампаний своей предвыборной агитации, повышения эффективности контроля за институтом политической рекламы со стороны уполномоченных государством субъектов политического управления.

Структура пособия включает в себя 6 глав и начинается с теоретической обобщенной характеристики института политической коммуникации, где раскрываются понятие, роль, структура, виды и формы политической рекламы, затрагиваются наиболее актуальные правовые и этические проблемы управления политической коммуникацией в избирательной кампании (глава 1).

В главе 2 дается общая характеристика (описание) методологии, методики, инструментария разработки и реализации программы мониторинга, предлагается алгоритм и инструментарий организации комплексного исследования политической предвыборной агитации в избирательном процессе.

В главах 3 и 4 систематизированы правовые нормы, регламентирующие производство, выпуск и распространение агитационных предвыборных материалов, дается характеристика основных видов юридической ответственности за нарушение норм избирательного законодательства и, в частности, предвыборной агитации.

Терминологическая интерпретация понятий и краткая содержательная характеристика основных форм, видов политической рекламной продукции, а также юридические дефиниции отражены в главе 6.

Представленные в главе 5 структурно-логические схемы и таблицы, наглядно отображающие систему избирательного права и особенности электорального процесса, позволяют читателям систематизировать свои представления о роли и месте конституционно-правового института выборов в политическом процессе, его структуре, принципах, механизмах функционирования, управления и контроля.

Разработанный авторами инструментарий, используемый в процессе мониторинга, нашел свое отражение в специальных таблицах – матрицах контроля. Образцы бланков таблиц оформлены соответствующими приложениями, которые размещены в конце книги.

Мы выражаем признательность студентам филиала Иркутского государственного университета, принявшим участие в качестве общественных экспертов в проведении мониторинга избирательного процесса на выборах мэра г. Братска Иркутской области (сентябрь-октябрь 2005г.), что позволило апробировать разработанную методику, технологии и инструментарий электорально-правового исследования избирательной кампании. Особую благодарность выражаем Крощук О.В. и Громовой А.Ф. за содействие в подборе и систематизации материалов к главам 4 и 5.

Авторы надеются, что пособие заинтересует читателей и окажет методическую помощь организаторам и участникам избирательных процессов, а также преподавателям и студентам вузов, обучающимся по специальностям «Юриспруденция», «Политология», «Реклама», «Связи с общественностью».

Глава 1

Политическая коммуникация в электоральном процессе
Каждый субъект политического управления выходит со своей продукцией, со своими идеями в перенасыщенное информационное пространство, заполненное самыми разными сообщениями, сюжетами, повествованиями. Как сделать, чтобы созданный информационный продукт дошел до объекта управления, не «завис», не затерялся в океане других информационных посланий? Иными словами, как грамотно организовать продвижение информации?

Напомним, для передачи информации в политической кампании можно воспользоваться различными коммуникационными каналами. «Зависание» информации на этапе трансляции обычно происходит по причине недостаточного учета особенностей выбранного канала. Каждый канал требует особой «упаковки», особого кодирования информации. Каждый канал выводит информацию на свою аудиторию, имеет свои внутренние механизмы, которые обеспечивают движение информации к реципиенту. Наша задача — обозначить основные каналы трансляции информации, используемые в политической коммуникации в избирательном процессе, и дать каждому из них общую характеристику.
1.1. Понятие, роль и основные виды политической рекламы в избирательной кампании
Одним из распространенных способов донесения центральной темы политической кампании до населения является политическая реклама. Политическая реклама относится к инструментам активного психологического воздействия на человеческую психику. По своей политико-психологической сути это сложный набор образов, виртуальных представлений, создаваемых для того, чтобы направить сознание и бессознательное в нужную сторону и за счет этого вызвать желательные действия. Информируя и стимулируя определенные эмоции, политическая реклама регулирует (обычно мобилизирует) политическое поведение. Очевидно, что без учета законов психики, мотивации поведения людей, их потребностей, механизмов общения, понимание рекламы будет не просто поверхностным, а откровенно недостаточным. Основываясь на апелляции к психическому, реклама становится своеобразным посредником, медиатором (отсюда и англоязычное название средств массовой информации – mass-media, что можно трактовать как «массовые посредники») между психикой и реальной жизнью. Таким образом, реклама – это и атрибут товара, и некое сообщение, и инструмент воздействия на психику и поведение людей. Все сказанное подразумевает множество психологических аспектов.

Термин «политическая реклама» используется в нашей литературе для обозначения неоднозначных явлений и процессов, поэтому вначале уточним его содержание. Можно выделить несколько подходов к определению этого понятия.

Первый подход заключается в том, что к политической рекламе относятся все виды информации, которые нацелены на формирование позитивного образа политического объекта. Так, А.И. Соловьев пишет, что политическая реклама «представляет собой такую форму направленного безличного обращения к человеку, которая в условиях свободного и конкурентного выбора информации нацелена на создание у него позитивного образа политического товара (кандидата, института, символа) ... и мобилизующего его (человека) на соответствующую поддержку»1.

Сторонники второго подхода вводят в определение политической рекламы как обращения к населению, агитирующего в пользу какого-либо политического объекта; одно ограничение — платность. В качестве примера приведем цитату из книги С.Ф. Лисовского: «Наиболее совершенным на сегодня нам представляется определение, предлагаемое А. Дейяром (его можно распространить и на политическую рекламу): «Реклама — это платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, марки, фирмы, какого-либо предприятия, кандидата, правительства»1.

Неоднозначность подходов к политической рекламе хорошо видна и в различных типологиях политической рекламы, когда в качестве критерия выделения различных видов рекламы выделяются и способ восприятия рекламируемой информации, и форма подачи информации, и сила воздействия на аудиторию.

Творческий коллектив Центра политического консультирования «Никколо М» предлагает следующие типологии политической рекламы:2

1. Классификация политической рекламы по каналу восприятия ее адресатом:

2. Адаптированная классификация А. Дейяна по силе воздействия политической рекламы на аудиторию:

3. Адаптированная классификация Ф. Коттлера по функциям политической рекламы:

4. Классификация Л. Девлина по форме подачи политического рекламного сообщения:

Мы будем использовать термин «политическая реклама» для обозначения особого способа (канала) передачи информации от коммуникатора к реципиенту в политической кампании. Особенностями политической рекламы являются:

Во-первых, дискретной, опосредованный характер коммуникации, т.е. действия коммуникатора по созданию информационного продукта и усилия реципиента по его восприятию разорваны во времени. Иными словами, вначале рекламный продукт готовится, например, в соответствии с концепцией убеждающей коммуникации пишется сценарий рекламного ролика, происходят его съемка, монтаж, и только через некоторое время этот ролик показывается аудитории. Выступления политиков в прямом эфире или непосредственно перед публикой, на наш взгляд, относятся к другому способу передачи информации, к каналу прямой, непосредственной коммуникации.

Во-вторых, полный контроль руководства политической кампании за процессом создания информационного продукта. Любое рекламное послание готовится по заказу менеджеров политической кампании и может быть ими отвергнуто, если будет рассмотрено как не удовлетворяющее предъявленным требованиям. Именно разорванность во времени позволяет создавать информационный продукт в полном соответствии с концепцией убеждающей коммуникации, продумывать до мелочей текст рекламного послания, отрабатывать его визуальный и аудиальный ряды. Если речь идет об использовании в рекламных целях выступления политика, то в ходе монтажа можно убрать оговорки, неадекватную интонацию, лишние паузы и неуместные акценты.

В-третьих, рекламный продукт доходит до реципиента без искажений, т.е. он всегда предстает перед читателем, слушателем, зрителем таким, каким его сделали в соответствующей творческой группе по заказу руководителей политической кампании. Происходит это благодаря исключению ретрансляторов в коммуникационном процессе, т.е. посредников-интерпретаторов (журналистов, лидеров мнений и т.п.), которые могут подчас непроизвольно подвергнуть информацию искажению. Дело в том, что даже в подготовленном и тщательно отрепетированном выступлении политика перед аудиторией происходит некоторое искажение информации. Это вызвано, как мы уже отмечали ранее, тем, что человек всегда излучает больше информации, чем можно запланировать. Он может от волнения резко увеличить темп речи, от ярких юпитеров у него может на лбу выступить пот, и все это косвенным образом способно повлиять на восприятие аудиторией информации. Хорошо подготовленный рекламный продукт содержит только ту информацию, которую хотел бы передать рекламодатель.

В-четвертых, политическая реклама невозможна на бесплатной основе. Даже если в штабе политической кампании появятся энтузиасты, готовые безвозмездно нарисовать плакат, создать рекламный ролик или написать текст, то тиражирование такой продукции неизбежно требует денежных средств для оплаты бумаги, полиграфических услуг, эфирного времени или места на страницах периодических изданий. Эта особенность политической рекламы позволяет обществу осуществлять контроль за процессами ее распространения. В соответствии с российским законодательством все рекламодатели должны указывать, из каких фондов была оплачена та или иная рекламная продукция, а сама реклама должна иметь соответствующие выходные данные.

При создании рекламной продукции наиболее ярко проявляются как способности политических менеджеров разрабатывать и воплощать в жизнь концепцию убеждающей коммуникации, так и креативные способности привлекаемого творческого коллектива, реализующего идеи политической кампании в конкретных плакатах, листовках, роликах и т.п. Все рекламные сообщения в политической кампании должны быть подчинены общей логике убеждающей коммуникации, а их многообразие проявляется главным образом в выборе носителей информации. В зависимости от того, какие используются носители рекламных сообщений, можно выделить следующие ее основные виды:

1. Реклама в СМИ:

2. Наружная реклама:

3. Печатная реклама:

4. Прямая почтовая реклама (директ-мейлы).

5. Рекламные сувениры:

6. Реклама в Интернете.

Печатная рекламная продукция распространяется по почтовым ящикам, раздается активистами в людных местах (у станций метро, у магазинов), вручается агитаторами во время посещения ими избирателей, на дому, а также во время митингов и других массовых мероприятий.

Одним из наиболее эффективных способов воздействия на население считается прямая почтовая реклама, или директ-мейл. Она представляет собой адресную рассылку специальных посланий. Поскольку в период избирательных кампаний к практике прямой почтовой рассылки прибегают многие кандидаты, то ее эффект может снижаться. Если избиратели в течение короткого срока получают несколько писем от различных кандидатов, то у них появляются сомнения в искренности полученных обращений, и они начинают относиться к ним как к очередному рекламному трюку. Вот почему рекомендуется, не дожидаясь дня выборов, использовать любой другой повод для личного обращения политика или политической организации к избирателям. Например, можно разослать поздравления с каким-либо праздником, письма благодарности за поддержку кандидата при сборе подписей, обращение по поводу волнующей людей проблемы.

Адресная рассылка рекламных материалов требует особой деликатности. Текст письма или открытки должен быть составлен таким образом, чтобы он создавал ощущение персонального обращения политика к адресату. По возможности необходимо отказаться от посылки писем явным политическим противникам. И обязательно надо пользоваться обновленной базой данных. Письмо, пришедшее в адрес умершего человека, производит на его родных и близких обратный эффект. Кроме того, следует учитывать и общую социально-экономическую ситуацию в регионе. Если людям задерживают выплату пенсий или зарплаты, если у них проблемы с поиском работы; если рост цен не позволяет им нормально питаться, то присланное поздравление, например, от действующего руководителя региона может быть ими воспринято как пустая трата бюджетных денег.

Итак, политическая реклама — это способ (канал) передачи информации в политических кампаниях, предполагающий использование материальных носителей и технических средств, оплачиваемых руководством политической кампании. С помощью рекламы можно распространять любые послания и сообщения, информирующие, убеждающие, побуждающие граждан к совершению определенных действий. Политическая реклама, независимо от ее вида, позволяет наиболее точно, без искажения доводить информационный продукт до потребителя.

Одним из важных требований к политической рекламе в современном демократическим обществе является ее однозначная идентификация, то есть публике должна быть предоставлена информация о том, что она имеет дело именно с рекламной продукцией. Вот почему законодательством предусматривается необходимость четкого указания на рекламный характер материала, а также на тех лиц или организации, от чьего имени она распространяется.

Вместе с тем, используя политическую рекламу как способ трансляции информации, следует иметь в виду, что в российском обществе отношение к рекламе является далеко не однозначным. Например, по данным ВЦИОМа, лишь треть россиян более или менее доверяет рекламе. Политическая реклама - это один из способов передачи информации в политических кампаниях. Многообразие материальных носителей и технических средств, используемых для трансляции информации, привело к появлению самых разных видов политической рекламы: от листовок до адресной почтовой рассылки, от публикации в прессе до ролика на телевидении, от небольших плакатов до огромных световых панно, от дешевых календариков до дорогих письменных наборов.

Реклама – это единственный канал в политических кампаниях, который может полностью контролироваться субъектом политического управления. Это достигается за счет того, что руководство политической кампании оплачивает все затраты по воплощению центральной темы убеждающей коммуникации в конкретные виды рекламной продукции. Следовательно, оно может добиваться такого исполнения рекламы, которое в наибольшей степени отвечает целям политической кампании. Неудивительно, что именно в рекламных акциях проявляется в значительной степени профессионализм политических менеджеров.


1.2. Правовые и этические проблемы управления политической

коммуникацией в избирательной кампании
Управление политическими коммуникациями— это наука и искусство управления политическим поведением людей. Поскольку этим искусством можно воспользоваться для достижения различных политических целей, то неизбежно встает вопрос об этической стороне деятельности политических консультантов и технологов. В средствах массовой информации время от времени появляются материалы о моральной нечистоплотности политических консультантов и технологов, готовых ради достижения цели идти на обман избирателей, прибегать к механизмам и инструментам манипуляции общественным мнением, шантажу своих конкурентов. Появились и даже укоренились в сознании людей такие термины, как «грязные» технологии, «черный» PR, отражающие факты несоответствия используемых методов политической борьбы нормам морали и права.

Являются ли этические проблемы политического менеджмента сугубо российскими? На наш взгляд, нет, они существуют в любом обществе, так как возникают в силу целого ряда особенностей этой профессиональной деятельности. Назовем главные из них.

Первая этическая проблема — это проблема выбора средств достижения поставленных целей, проблема соотнесения выбранных форм политической борьбы с существующими в обществе нормами морали. В широком контексте — это вечная тема соотношения политики и морали. В связи с тем что политические менеджеры помогают людям прийти к власти, удержать власть, закрепиться в выбранной нише политического пространства, одержать победу над другими претендентами на почетное место в политической иерархии, то неизбежно в этой острой конкурентной борьбе они вынуждены для обеспечения победы действовать «на грани фола». Когда идет ожесточенная борьба за власть, ставки в которой очень высоки, то всегда есть искушение подставить подножку конкуренту. Преодолеть это искушение не просто. Особенно если есть надежда, что предпринимаемые маневры могут пройти незамеченными или просто сойдут с рук и за их применением не последуют какие-либо санкции.

Как правило, для пресечения аморальных способов ведения политической борьбы в обществе принимаются определенные меры, прежде всего создается правовой механизм регулирования взаимодействия конкурирующих политических акторов. В нашей стране осознание необходимости создания такого механизма появилось только тогда, когда очевидной стала угроза проникновения во властные структуры криминальных элементов. В преддверии выборов в Государственную Думу 1999 года, например, произошла активизация деятельности Центральной избирательной комиссии, которая предприняла шаги не только в области ужесточения контроля за соблюдением участниками электорального процесса действующего законодательства, но и в области создания новых нормативных актов, регламентирующих порядок ведения предвыборной агитации. Новая редакция ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 23.12. 2003г. существенно ужесточила ответственность за нарушение правил ведения избирательных кампаний.

Однако не менее важным является формирование в массовом сознании соответствующих ценностных ориентаций, убеждений и представлений. В нашем обществе долгое время доминировало мнение, что цель оправдывает средства, что главное — это справедливая, благородная цель, во имя которой можно использовать и не вполне моральные средства, т.е. ущемлять и нарушать права тех, чья деятельность расценивается как направленная на блокирование этой справедливой цели. Как только появились альтернативные выборы, этот принцип получил свое новое выражение — в предвыборной борьбе хороши все средства, если провозглашаемые кандидатом и его командой цели соответствуют политическим идеалам той или иной группы населения. Осуждению подвергались только действия политического соперника. Таким образом, общество оказалось не готовым к неприятию аморальных способов ведения политической борьбы не только потому, что сами нормы этой борьбы оказались нечеткими, неоднозначными, но и потому, что политические пристрастия мешали подходить ко всем участникам политического процесса с едиными требованиями.

Вторая этическая проблема – это проблема взаимодействия политических технологов с политиками, которых они консультируют. Естественным стремлением любого профессионала является желание получить за свой труд высокое вознаграждение. К сожалению, это стремление может нередко выражаться в том, что технолог будет сознательно предлагать заказчику «затратные» технологии. Например, может быть предложено провести масштабную рекламную кампанию, требующую значительных финансовых ресурсов, кандидату, чьи шансы на победу в предвыборной борьбе вполне могут быть реализованы и без такой акции. Но главное даже не в этом.

Политическое консультирование требует установления между политиком и консультантом доверительных отношений. Нельзя заниматься конструированием имиджа политика и продвижением этого имиджа, не зная подробностей биографии, особенностей психологии личности кандидата. В этой связи возникает проблема ответственности технологов за неразглашение полученной информации. Эта проблема встает особенно остро в связи с тем, что в избирательных технологиях распространенным приемом является дискредитация политического конкурента, и получение конфиденциальной информации вполне может быть использовано недобросовестным технологом во вред определенному кандидату.

Третья проблема — это проблема конкуренции на рынке политических консалтинговых услуг. Мы уже говорили о тенденции появления в политике все новых и новых консалтинговых агентств, индивидуальных консультантов, что ведет к обострению между ними конкурентной борьбы. Старожилы ревностно смотрят на новичков, обвиняют их в низком профессионализме и в демпинговых ценах на свои услуги. Например, в преддверии выборов в Государственную Думу в 1999 году на страницах газет, в СМИ появились материалы, осуждающие «дилетантско-рваческие», «жмейкерские» походы отдельных политических консультантов.

С другой стороны, каждая консалтинговая фирма старалась продемонстрировать свой профессионализм, высокие нравственные нормы, которыми она руководствуется, желая оградить кандидатов и избирателей от «грязных» технологий. В этих своеобразных рекламных акциях присутствовал прозрачный намек: «Только мы — профессионалы, только мы и наши партнеры честны, не доверяйтесь больше никому!» Для доказательства собственной важности использовались нередко «дутые» рейтинги и результаты опросов с внушительными процентами и диаграммами, говорилось об исключительной осведомленности и почти неограниченных возможностях отдельных политических консалтинговых фирм. Фактически за этой саморекламой, за взаимными упреками, которыми обменивались политические консультанты, стояла проблема закрепления на рынке консалтинговых услуг, выживания в условиях обострившейся конкурентной борьбы за новых клиентов, нанесения завуалированного, но весомого ущерба конкурентам.

Конкуренция без правил неизбежно ведет к хаосу, к легализации принципа, что в борьбе с конкурентами все средства хороши. Такая ситуация на рынке консалтинговых услуг может серьезно сказаться на профессиональном будущем политического консультирования прежде всего потому, что подрывает доверие к людям, работающим в этой области. В массовом сознании они все начинают восприниматься как скрытые манипуляторы, «черные пиарщики», обманщики и демагоги, для которых не существуют нормы морали и нравственные принципы.

Для того чтобы преодолеть эту угрожающую ситуацию, способную вывести рынок политических консалтинговых услуг с поля моральной и правовой регуляции, в последнее время в России были предприняты попытки выработать цивилизованные правила поведения участников этого рынка. В частности, проводятся совместные конференции, выставки, целью которых является не только презентация различных агентств, но и определение цен на услуги, норм конкурентного взаимодействия. Обсуждаются проблемы лицензирования деятельности на рынке политических консалтинговых услуг, а также «электорального аудита», т.е. создания независимых структур, которые могли бы давать объективную оценку деятельности фирм, занимающихся политическим консультированием.

В преддверии выборов в Государственную Думу 1999 года 100 руководителей РR-агентств, исследовательских и консалтинговых структур и индивидуальных консультантов подписали Хартию «Политические консультанты за честные выборы». Эта Хартия должна была положить начало созданию нормативного поля, регулирующего поведение участников рынка политического консультирования. Она содержит ряд моральных требований и нравственных принципов, которыми должен руководствоваться политический консультант:

  1. Способствовать проведению свободных, честных и справедливых выборов на основе принципов открытости и уважения ко всем участникам избирательного процесса.

  2. Препятствовать попыткам ограничения прав и свобод, которые являются необходимым условием развития демократических основ российского общества и жизнедеятельности нашего профессионального сообщества.

  3. Содействовать осуществлению гражданами Российской Федерации своих избирательных прав, гарантируемых Конституцией, действующим законодательством и нормами международного права.

  4. Осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с действующим законодательством и нравственно-этическими нормами гражданского общества.

  5. Препятствовать применению избирательных технологий в интересах групп политических экстремистов, а также представителей криминального мира.

  6. Не допускать распространения в ходе избирательных кампаний заведомо ложных сведений, порочащих достоинство кандидатов в депутаты и на выборные должности. Воздерживаться от дискредитации коллег-профессионалов, выступающих на стороне конкурентов.

  7. Препятствовать проникновению в профессиональную среду лиц, использующих методы, противоречащие настоящей Хартии.

  8. Внедрять высокие стандарты и принципы профессиональной деятельности организаций и лиц, занимающихся консультированием участников избирательных кампаний.

  9. Способствовать пропаганде, рассмотрению и применению норм Хартии среди других представителей профессионального сообщества.

  10. Признать, что Хартия является составной частью Хартии всех участников избирательного процесса, и обратиться ко всем, кто профессионально связан с организацией и участием в предвыборных кампаниях, с призывом поддержать принципы Хартии.1

Четвертая этическая проблема — проблема профессионализма и идеологических предпочтений. Жесткая конкуренция на рынке консалтинговых услуг может подтолкнуть менее удачливых политических менеджеров и технологов к работе с политиками, чьи идеологические взгляды и ценностные ориентации в принципе противоречат их собственным. Так, в одной избирательной кампании он будет помогать правым, а в другой — левым. Нравственно ли помогать тем политикам, чьи идеологические взгляды противоречат собственным представлениям? Многие политические менеджеры и технологи отвечают на поставленный вопрос отрицательно. В практике политического консультирования даже сложилась ситуация своеобразной ориентации некоторых агентств на определенные политические организации и партии. Однако в среде политических консультантов есть и те, кто придерживается мнения, что главное в их работе — это профессиональное решение поставленной проблемы, и если есть политические силы, готовые оплатить профессионализм, то нет серьезной причины для отказа от выгодного заказа.

Кстати, это одна из причин, почему в идеологически разделенном обществе рождаются представления о политических менеджерах и технологах как беспринципных рвачах, ибо помогающий коммунистам всегда будет безнравственным в глазах либералов, и наоборот.

Пятая этическая проблема — это проблема степени допустимости вторжения в сознание и подсознание человека и воздействия на него.

Политическим менеджерам и технологам при формировании имиджа политика, электоральных предпочтений населения, решении других задач приходится прибегать нередко к скрытому психологическому воздействию, к манипуляции. В предыдущих главах мы рассматривали приемы, используемые в политическом менеджменте с целью изменения установок, убеждений, мотивов людей, и видели, что многие из этих приемов позволяют оказывать скрытое влияние. Этично ли это? Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Например, можно ли назвать неэтичным предвыборный плакат, на котором кандидат изображен в окружении улыбающихся детей? Вряд ли, скажете вы. Но ведь такой плакат содержит элементы скрытого психологического воздействия, возникающего в результате формирования визуальных ассоциаций.

Некоторые авторы высказывают опасения, что политические технологии, в основе которых лежат методы пропаганды, манипулирования сознанием, разработки из области психологии восприятия, психолингвистики, суггестивной лингвистики, нейролингвистического программирования, «нацелены на подавление свободы волеизъявления личности и в ряде случаев заменяют репрессивный аппарат»1.

Профессиональные знания позволяют политическим менеджерам и технологам искусно осуществлять влияние на людей, но, видимо, правы Ф.Зимбардо и М. Ляйппе, указывающие на то, что среди множества способов влияния неэтичными можно назвать лишь те, которые либо основаны на обмане, либо предусматривают активную цензуру противоположных мнений, когда человека лишают возможности познакомиться с другой точкой зрения, либо уничтожают мотивацию или способность защищаться от влияния, не позволяя человеку спорить, обдумывать решения или просто удаляться от субъекта влияния.1

Может быть, кому-то такие рамки этичного влияния политических менеджеров и технологов могут показаться слишком широкими. Ведь они включают возможность использования огромного арсенала скрытых приемов воздействия на сознание и подсознание человека. Однако человек, ставший объектом воздействия, может при желании всегда противопоставить манипулятивным приемам свое сомнение, критическое мышление, наконец, он может не смотреть те или иные передачи, не обращать внимания на плакаты, не ходить на митинги. В демократическом обществе у него всегда есть право выбора. Вместе с тем закон в демократическом обществе обязательно должен ограждать граждан от таких способов воздействия на их психику, которым они не могут противостоять.

Итак, политический консалтинг как особый вид управленческой практики неизбежно ставит перед обществом ряд этических проблем. Высокий профессионализм политических консультантов, технологов, менеджеров избирательных кампаний должен соотноситься со сложившимися в обществе нормами морали, определяющими границы дозволенного в воздействии на других людей с целью изменения их политического поведения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА ПО ТЕМАМ ГЛАВЫ 1


  1. Определите роль и место политической рекламы в избирательном процессе.

  2. Дайте определение понятию политической рекламы и назовите основные каналы трансляции политической информации.

  3. Назовите основные формы и методы политической рекламной коммуникации.

  4. В чем заключаются психологические особенности и механизмы продвижения политической рекламы в электоральном процессе?

  5. Охарактеризуйте основные научные подходы к определению термина «политическая реклама» и раскройте их сущностную характеристику.

  6. Определите основные классификационные критерии и подходы к типологии политической рекламы.

  7. Выявите особенности политической рекламной коммуникации с точки зрения канала (способа) передачи информации от коммуникатора к реципиенту.

  8. Назовите основные виды политической рекламной продукции по признаку носителей рекламных сообщений.

  9. Перечислите основные виды рекламной сувенирной продукции.

  10. Выявите особенности политической рекламной коммуникации в СМИ и определите специфичность Интернет-рекламы.

  11. В чем выражается специфический эффект воздействия на целевые электоральные аудитории прямой почтовой рекламы (директ-мейл)?

  12. Назовите основные правовые и этические проблемы управления политической коммуникацией в избирательной кампании. Выскажите свою точку зрения по вопросу их актуальности.

  13. Может ли быть политическая реклама в избирательном процессе честной и этичной? Какие вы видите пути и методы повышения степени политической и правовой корректности предвыборной агитации?

  14. Что такое политическая антиреклама и политический антимаркетинг? Выявите общие и отличительные черты.

  15. Существуют ли корпоративные этические кодексы профессионального поведения политических консультантов и технологов? Если да, назовите их.

  16. Прокомментируйте основные этические правила и нравственные принципы поведения специалистов в области политического консалтинга и рекламы, закрепленные в Хартии «Политические консультанты за честные выборы» (1999г).

Примечание:

С целью систематизации знаний в процессе самоконтроля рекомендуется дополнительно к анализу текста главы использовать схемы 1-6, представленные в главе 5, а также приложение 5, расположенное в конце учебного пособия.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Братская территориальная избирательная комиссия
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации