Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент - файл n1.doc

приобрести
Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент
скачать (1484 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1484kb.08.07.2012 22:21скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
УДК 65.016.7 (075.8) ББК 65.290-93я73 РбО

ВВЕДЕНИЕ


Р60


I8ВN 5-238-00271-8
. > Рецензенты:

д-р экон. наук, проф. ВЯ. Горфшжель; Кафедра маркетинга Государственного

университета землеустройства (зав. кафедрой д-р экон. наук, проф. ЮЛ. Цышога)

Главный редактор издательства Ы.Д. Эриашвшш

Родионова Н.В.

Антикризисный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 223 с.

I5ВN 5-238-00271-8

В учебном пособии раскрывается сущность такого явления, как банкротство предприятий, с точки зрения цикличности в экономи­ке, обобщенна и систематизированно излагаются важнейшие про­блемы и методика диагностики и мониторинга состояния предпри­ятия, определяются основные пути и методы кризисного регулиро­вания и финансового оздоровления предприятий-банкротов.

Рекомендуется для студентов и преподавателей экономических вузов, а также может быть полезно менеджерам и руководителям предприятий различного профиля.

ББК 65. 290-93а73

О Н.В. Родионова, 2001 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2001 Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства

/Перестройка постсоциалистического хозяйства, воз­рождение и развитие предпринимательской деятельности в России связаны с коренным преобразованием эконо­мических и социальных отношений на пути к рынку. Страна находится на пороге новой эпохи, где ей пред­стоит вновь обрести статус сильной державы, с авторите­том которой станут считаться на международной арене.

Однако эти перемены происходит в условиях отсутст­вия опыта в приложении своего капитала, в ведении биз­неса. Болезненно и мучительно протекает процесс станов­ления новых социальных слоев, осложняемый борьбой ка­питалов, лоббированием интересов, несовершенной конку­ренцией, коррупцией, рэкетом, взяточничеством, незакон­ным обладанием собственностью. Процветает сектор тене­вой экономики. Очевидно, что борьба за власть превалиру­ет над экономическими проблемами. Все более привыч­ным становится в нашей жизни понятие «банкротство». С 1992 г. по настоящее время этот «статус» официально при­своен более 8 тыс. отечественных предприятий. Кроме то­го, неофициально свыше половины хозяйствующих субъ­ектов являются несостоятельными. В сложившихся услови­ях опасность представляет идея «цеховых интересов», т.е. стремление «банкротить» вокруг себя все подряд.

Для осуществления радикальных перемен требуется адекватный механизм управления, с помощью которого можно оыло бы на базе рыночных отношений и новых морально-этических норм резко повысить эффективность российского производства. Необходима сложная и мно­гогранная система управления как экономикой в целом, так и каждым предприятием в отдельности с учетом его специфики. Речь идет об антикризисном менеджменте.

В настоящее время закладываются основы этой но­вой профессиональной формации, зая^вшей о себе как


олгоградская бибд и*. М.

§ |

о серьезной созидательной силе. Основная ее функция видится в адаптации российских предприятий к новым условиям хозяйствования посредством рационального и эффективного применения к ним профилактических и оздоровительных мер, будь то реструктуризация, форми­рование новых организационных структур, внедрение прогрессивных коммуникаций в управлении и т.д. Анти­кризисный менеджмент представляет собой эффектив­ный инструмент структурной перестройки экономики, обеспечения благоприятного инвестиционного климата и качественного реформирования предприятий.)

Практика управления кризисами убеждает в том, что финансовое оздоровление предприятий имеет позитив­ный характер только тогда, когда приобретает общест­венный резонанс. Поэтому в качестве предмета изучения в настоящей работе избрано не только состояние отече­ственных предприятий, но и экономики России в целом, состояние и самочувствие человека, его роль и функции в системе антикризисного менеджмента.

В поисках путей решения проблемы обозначены и представлены системы антикризисного управления и регу­лирования деятельностью предприятий, рассмотрена тех­нология их функционирования. В основе действия обеих систем лежит возможность предвидеть развитие состояния предприятия, руководствуясь теорией цикличности эконо­мических процессов, применение которой позволяет при­нимать обоснованные управленческие решения. Поэтому особое внимание в книге уделено технологии проведения диагностики состояния предприятий (на микроуровне хо­зяйствования) и мониторинга (на макроуровне).

В пособии обобщены и систематизированы накоплен­ные опыт и знания, результаты специальных исследований в данной области известных российских и зарубежных уче­ных-экономистов, рассмотрены сущность и закономерности возникновения и протекания несостоятельности предпри­ятий с позиций цикличности в экономике, выявлены осо­бенности, причины и значение этого феномена в России, предложены методика диагностики кризисного состояния предприятий и профилактические меры по их финансовому оздоровлению, определены методы сглаживания негативных тенденций и условия бескризисного развития.



1

ч

СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ

предприятий

Настоящая глава посвящена изучению всех осно­вополагающих вопросов антикризисного менеджмента с позиций фундаментального и прикладного подходов в экономике:

1.1. Сущность явления банкротства

предприятий в современных условиях

Ключевая проблема: как распознать состояние бан­кротства у предприятия?

Ключевые понятия: предприятие-должник, несостоятель­
ное предприятие, неплатежеспособное предприятие, предприя­
тие-банкрот, простая и злостная несостоятельность, пред­
намеренное и фиктивное банкротство, социальное и цепное
банкротство - *

Явление финансовой несостоятельности предприятий присутствует в экономике любой страны с рыночной ори­ентацией отношений. Не ново оно и для отечественных предприятий. Страх и позор нечестивых и незадачливых предпринимателей оказаться в «долговой яме», а вслед за тем пожизненное общественное порицание всему их се­мейству выступали мощным средством защиты экономики царской России от кризиса по субъективным причинам.

Сегодня банкротство в нашей стране вновь актуально. Чтобы выработать иммунитет у российских предприятий к кризисам в сложившихся условиях, необходимо прежде всего разобраться в сущности такого явления, как бан­кротство.

Поскольку различное толкование терминов ведет к некорректному применению норм законодательства, не­обходимо дать точные определения основным институ­там банкротства, которые используются в судебной практике. Это очень важно еще и потому, что в право­вой системе определения не просто толкуют понятия, но являются ключом к пониманию соответствующей нормы права, т.е. включаются в гипотезу правовой нормы.

Институт несостоятельности (банкротства) был вклю­чен в российское право в 1992г. Выступление любого предпринимателя в гражданском обороте связано с произ­ведением расчетов между экономическими партнерами, а значит, и с риском невыполнения обязательств по ним в срок. Законодательство о банкротстве предусматривает не­обходимые меры, направленные на то, чтобы риск креди­торов оказался наименьшим. В правовых актах различают предприятие-должника, несостоятельное предприятие, не­платежеспособное предприятие и предприятие-банкрота, выделяя при этом простую и злостную несостоятельность.

Как известно, тот, кто взял в долг у кого-либо или должен кому-нибудь, именуется должником. Между терми­нами «должник» и «несостоятельность» есть юридически значимая разница. Так. в законодательстве США несостоя­тельность является квалифицирующим признаком субъекта процесса по банкротству, но не всякое несостоятельное лицо обязательно проходит по такому процессу.

Среди должников принято различать обычных и несо­стоятельных (рис. 1..1). Для первых характерна практиче-

ская (временная) неплатежеспособность, которая вызвана отсутствием или недостатком денежных средств для расче­тов с кредиторами на момент наступления сроков плате­жей, из-за того что должник, будучи кредитором в других правоотношениях, не получает удовлетворения своим тре­бованиям. В этом случае обычному должнику его дебиторы должны больше, чем должен он сам, и поэтому он не мо­жет погасить кредиторскую задолженность и вынужден до­пускать просрочку своих платежей. Часто обычных долж­ников именуют временно неплатежеспособными предпри­ятиями, а экономическое явление несостоятельности — цепным банкротством. В этом случае на дебитора должни­ка может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия-банкрота.

Обычный должник

Предприятие-должник

Несостоятельный должник

Подложная несоегаятсльность

Предприятие-банкрот

Неосторожная несостоятельность










Фиктивная

Преднамеренная

Рис. 1.1, Виды несостоятельности предприятий

Для несостоятельных должников присуща абсолютная (хроническая} неплатежеспособность, когда при обычном ведении дела они не могут погасить срочные обязательст­ва по причине недостатка имущества в своих активах.

Как же различить эти разновидности предприятий-долж­ников?

Все существующие в законодательствах различных стран подходы к определению простой несостоятельности долж­ника можно свести к двум вариантам, когда в основе при­знания должника банкротом предусматривается:

  1. принцип неплатежеспособности — исходя из анали­
    за встречных денежных потоков;

  2. принцип неоплатности — исходя из соотношения ак­
    тивов и пассивов в балансе должника.

Например, в американском законодательстве несостоя­тельность (ткоКепсу) означает такое финансовое положе­ние предприятия, когда сумма долгов предприятия превы­шает стоимость всей его собственности. Это так называе­мый бухгалтерский признак банкротства. В данном случае предприятие является несостоятельным, если сумма долгов превышает стоимостное выражение всех активов плюс стоимость имущества каждого из партнеров за вычетом личных долгов каждого из них. При этом несостоятель­ность предприятия еще не является основанием для при­нудительного объявления его должником в рамках проце­дуры банкротства.

Иногда оба принципа могут сочетаться. Так, в герман­ском законодательстве критерием несостоятельности долж­ника наряду с неплатежеспособностью признается сверхза­долженность, т.е. недостаточность имущества должника для покрытия всех его обязательств. Однако последний применяется дополнительно к критерию неплатежеспособ­ности и служит основанием для выбора процедуры, при­меняемой к неплатежеспособному должнику: ликвидаци­онной или реабилитационной.

В действовавшем с 1992 г. российском законодательстве о банкротстве предприятий в качестве критерия несостоя­тельности использовался принцип неоплатности, что за­трудняло и затягивало рассмотрение дел в ущерб интересам кредиторов, лишало арбитражные суды и кредиторов воз­можности применять процедуры несостоятельности к не­платежеспособным должникам, у которых стоимость иму­щества формально превышала общую сумму кредиторской задолженности.

Новый Федеральный закон «О несостоятельности (бан­кротстве)» от 8 января 1998 г. в качестве критерия несостоя­тельности предприятия предусматривает неплатежеспо­собность должника. При этом во внимание принимаются лишь денежные обязательства должника и его обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюд-

жетные фонды. А величина соотношения обшей суммы его кредиторской задолженности и стоимости имущества явля­ется свидетельством реальной возможности либо невоз­можности восстановить его платежеспособность.

Таким образом, действующее законодательство преду­сматривает разграничение всех должников на обычных и несостоятельных.

Вместе с тем есть еще одна существенная особенность в употреблении термина несостоятельность. В США он понимается исключительно как признак хозяйствующего субъекта, тогда как в России несостоятельность подраз­деляется на несостоятельность-признак и несостоятель­ность-институт .

Не всякий несостоятельный должник именуется бан­кротом. К таковым относят тех, кто отказывается платить своим кредиторам вследствие разорения. Отсюда суть яв­ления банкротства (от нем. — ВапкгоИ) можно определить как несостоятельность, сопровождающуюся прекращени­ем платежей по долговым обязательствам.

Однако существуют различия в употреблении этого понятия в разных странах. Так, в США объявление лица несостоятельным приравнивается по смыслу к объявле­нию лица банкротом, против которого возбуждается дело с соответствии с законодательством о банкротстве. В Ве­ликобритании понятие «несостоятельность* применяется в отношении юридических лиц, а «банкротство» — в от­ношении физических лиц. В большинстве стран банкрот­ство понимается как частный случай несостоятельности, ее криминальный вид, когда неплатежеспособный долж­ник совершает уголовно-наказуемые деяния, наносящие ущерб интересам кредиторов.

Следовательно, банкротство — уголовно-правовая сто­рона несостоятельности.

Вместе с тем в большинстве стран нормы, регулирую­щие уголовно-правовые вопросы, исключены из законода­тельства о несостоятельности и инкорпорированы в уго­ловные кодексы. Поэтому очень часто термины «несостоя­тельность» и «банкротство» употребляются как синонимы, в том числе и в российском законодательстве.

8

В зависимости от причин несостоятельности различают сознательное (подложное) и неумышленное (неосторожное) банкротство. Неосторожная несостоятельность именуется также простым банкротством, а подложная - злостным.

Злостное банкротство возникает в условиях чрезмер­ной обремененности долгами, когда руководитель пря­чет, уничтожает составные части имущества, заключает рискованные спекулятивные и явно убыточные сделки, продает товары по заниженным ценам, скрывает права других лиц или признает заведомо вымышленные права. Иногда, как например в германском законодательстве, в злостном банкротстве выделяют особо тяжкое. В послед­нем случае признаются действия виновного лица в ко­рыстных интересах или сознательное создание для мно­гих лиц угрозы разорения.

В новом российском законодательстве о банкротст­ве выделены следующие разновидности злостного бан­кротства:

10

творения требований кредиторов на учредителя должни­ка или иных виновных лиц может возлагаться субсиди­арная ответственность по обязательствам должника, а руководитель может быть привлечен к уголовной ответ­ственности и (или) дисквалифицирован (ст. 10 ФЗ «О не­состоятельности (банкротстве)»);

В случае злостного банкротства мера ответственности за его допущение устанавливается в соответствии с Уго­ловным кодексом. Эта ситуация наблюдалась в таких ОАО, как «Мосэнерго», «Нефтяная компания Лукойл», «Аэрофлот - российские международные авиалинии», а также в других предприятиях.

При простом банкротстве должник по собственной небрежности не предполагает о приближении банкротства и легкомысленно вызывает его своими действиями. Такое состояние наступает, как правило, постепенно: вследствие сложившихся обстоятельств, некомпетентного управления руководства и неэффективной работы персонала.

В Федеральном законе РФ «О несостоятельности (бан­кротстве)» под банкротством (несостоятельностью) пред­приятий понимается «признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» (гл.1, ст.2). Со дня офи­циального объявления банкротом должник теряет право самостоятельно управлять и распоряжаться своим иму­ществом. В законе в соответствии с принципом непла­тежеспособности определены следующие два внешних признака неумышленной несостоятельности:

11 *

учета установленных законодательством штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций.

Кроме того, банкротство характеризуется невозможно­стью продолжать производственную и финансово-хозяй­ственную деятельность предприятия из-за отсутствия средств.

Следует отметить, что российский закон более лоялен по отношению к должнику, нежели зарубежное законода­тельство. Например, во Франции, в Германии и Англии производство по делу о несостоятельности может начаться уже в том случае, когда должник оказывается не в состоя­нии платить долги. Минимальная сумма неуплаченных долгов не установлена.

Помимо рассмотренных выше разновидностей состоя­ния предприятия выделяют социальное банкротство, кото­рое характеризуется снижением уровня квалификации ра­ботников, их заработной платы, духовной деградацией пер­сонала, повышением частоты конфликтов, массовым вы­свобождением работников.

Таким образом, банкротство предприятия есть строго определенное состояние его неплатежеспособности, при ко­тором к его имуществу предъявлено взыскание со стороны кредиторов.

1.2. История отношений по поводу банкротства предприятий

Ключевая проблема: как зародились отношенья по пово­ду банкротства и какие изменения претерпели со временем'?

Ключевые понятия: жестокий, осмотрительный, спра­ведливый, гуманный и консолидационный периоды

Изучение истории регулирования банкротства является делом необходимым, помогает сориентироваться в сло­жившемся миропорядке, учитывать накопленный опыт при разработке и совершенствовании законодательства о несо­стоятельности предприятий, определять стратегию разви­тия экономических отношений. Можно выделить два этапа в динамике этих отношений: зарождение и развитие.

12

Такое явление, как банкротство, в жизни общества воз­никло с момента зарождения товарообменных операций в первых столетиях новой эры, т.е. уже в те далекие вре­мена встречались случаи невыполнения обязательств пе­ред соплеменниками. Отношение к банкротам менялось на протяжении веков, постепенно воплощаясь в законода­тельство и приобретая все более цивилизованные формы.

Итак, существует многовековая мировая история воз­никновения и протекания явления банкротства. В ней можно выделить следующие стадии развития отношений, отличающиеся своей направленностью: жестокий, осмот­рительный, справедливый, гуманный, цивилизованный и консолидационный.

В период жестокого отношения к должникам в римском и английском праве, а также в законодательствах других стран за невозвращение долга предусматривалась смертная казнь. Причем до II в. н.э. неуплата долгов считалась неза­конной без различения должников на обычных и несостоя­тельных. Эта мера до сих пор применяется в странах Азии и Ближнего Востока. Неформально она используется и в России при «разборках» среди предпринимателей.

В дальнейшем — осмотрительный период — банкротст­во начали выделять как сопутствующее явление коммерче­ской деятельности. Появление законодательства о несо­стоятельности как такового специалисты относят к середи­не XVI в. Первоначальные правовые акты содержали жест­кие нормы уголовного характера. Однако даже самые суро­вые меры, применявшиеся к несостоятельным должникам, не могли предотвратить новых банкротств. Более того, должник в страхе перед наказанием продолжал коммерче­скую деятельность, занимая и перезанимая деньги, усугуб­ляя тем самым состояние своей неплатежеспособности.

Но со временем количество норм гражданско-право­вого характера увеличивалось, законодательство станови­лось все более цивилизованным. Не осталось в стороне от этих процессов и законодательство о несостоятельности. Во второй половине XVIII - в начале XX в., т.е. в справед­ливый период, основной целью законодательства о несо­стоятельности стали справедливое распределение имущест­ва добросовестного должника среди кредиторов, освобож-

13 .

дение банкрота от долгов и предоставление ему возможно­сти все начать сначала.

В наше время, в гуманный период, законодательство о несостоятельности преследует цель сохранения предпри­ятия-должника путем применения различных мер реор­ганизационного характера. В ходе ее достижения реша­ются задачи по охране интересов следующих субъектов экономических отношений: кредиторов от недобросове­стных действий должника; одних кредиторов от недоб­росовестных действий других; должника от недобросове­стных действий его кредиторов.

В надвигающуюся эпоху глобализации, характеризую­щуюся укрупнением экономических пространств и по­степенным образованием из них единого, ожидаются кон­солидация существующих законов о несостоятельности разных стран и постепенное формирование универсаль­ного эталонного института о банкротстве. И как следст­вие, по всей видимости, наступит новый период в исто­рии протекания банкротства, условно обозначенный как консолидационный.

Итак, на протяжении многовековой истории регулирова­ния банкротства предприятий произошли существенные из­менения в отношениях к должнику. Они становятся все гу­маннее применительно к его личности. Исключаются крайние меры наказания за несостоятельность. Это важно для пере­живаемого динамичного периода развития экономики, для которого характерны повышенный риск, ускорение научно-технического прогресса, жесткая конкуренция, политическая и экономическая нестабильность.

1.3. Антикризисная политика в развитых странах

Ключевая проблема: какие особенности в отношении к предприятиям-должникам можно выделить в развитых стра­нах и каковы тенденции их изменений?

Примечательно, что банкротство является одним из немногих институтов гражданского права, в формирова-

14

нии которого принимают участие все страны мира. По­этому его историю можно изучать не только во времени, но и в пространстве. Рассмотрим достижения и отличи­тельные особенности законодательства в этой области в некоторых странах.

Франция. В 1985 г. были приняты и ныне действуют Закон «О восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке», декрет с таким же на­званием и Закон «О конкурсном управлении, ликвидато­рах и экспертах по определению состояния предприятий».

По сравнению с законодательствами других стран зако­ны Франции предусматривают более сильную защиту предприятий, обусловленную приоритетом интереса к про­блеме сохранения рабочих мест, т.е. преследуется такая цель, при которой несостоятельные предприятия сходили бы, с дистанции задолго до официального объявления их банкротами. Для этого существует «система тревоги», когда заинтересованные круги оповещаются о приближении со­стояния неплатежеспособности. Акцент в законодательстве сделан на том, чтобы предупреждать, а не лечить.

В зависимости от размеров пред приятия-должника применяются две процедуры разбирательства по делу о несостоятельности: обычная (общая) и упрощенная. По­следняя используется в отношении предприятий со шта­том персонала не более 50 человек и годовым оборотом не более 20 млн фр. Суть ее состоит в том, что суд не на­значает судебного администратора. Должник сам пред­ставляет свои интересы в суде, сохраняя при этом кон­троль над предприятием.

При рассмотрении дела о несостоятельности пред­приятия суд анализирует его предшествующую деятель­ность, определяя момент вступления в стадию неуплаты по задолженности. Отрезок времени, начиная с установ­ленного момента и кончая датой принятия ходатайства о несостоятельности, именуется периодом подозрительно­сти. При опротестовании сделок с таким предприятием, включая заблаговременное погашение отдельных долгов, дачу закладных или прав на удержание имущества, без­возмездную передачу имущества или продажу его за не-

15 ?

адекватную стоимость, большое значение придается тому факту, что они были совершены именно в этот период.

После принятия ходатайства о несостоятельности пред­приятия начинается период наблюдения, который длится до шести месяцев. В это время производится оценка ситуа­ции и выбор варианта вынесения решения: реорганизация или ликвидация. Причем в данный период ни один работ­ник не может быть уволен с предприятия-должника по инициативе администрации.

Предпочтительной среди реорганизационных процедур является сдача предприятия в аренду с правом выкупа на срок не более двух лет, а среди ликвидационных - продажа предприятия как производственной единицы. Эти приори­теты определены с точки зрения сохранения рабочих мест. Усиленный социальный аспект проявляется и при опреде­лении сверхприоритета при выплатах: предпочтение отда­ется выдаче заработной платы персоналу предприятия-должника, а не выплатам прочим категориям кредиторов. Кроме того, особая роль при проведении процедуры бан­кротства отводится представителю работников предпри­ятия-должника, мнение которого учитывается при приня­тии решения суда. При несогласии с решением представи­тель работников имеет право подать на апелляцию.

Германия. В 1877 г. на основе прусского закона был принят Конкурсный Устав, состоящий игтрех книг: «Ма­териальное конкурсное производство», «конкурсное про­изводство» и «Уголовные постановления». С введением в действие в 1898 г. гражданского и торгового уложений Конкурсный Устав был существенно переработан. В пе­риод нефтяного кризиса 1978 г. две книги свода норм о банкротстве были существенно изменены и дополнены более 20 законами в части банкротства физических лиц. Третья книга отменена в 1976 г. с выходом Закона о борьбе с экономическими преступлениями.

Новое законодательство о банкротстве в уже объеди­ненной Германии появилось в 1999 г. Как видно, законы о банкротстве России и Германии разрабатывались в один период и имеют много общего. И тот и другой пре­следуют цели — сохранение бизнеса должника и сораз­мерное удовлетворение требований кредиторов.

В немецком законодательстве установлен обязатель­ный нормативный срок — 21 день, и в течение этого сро­ка должник обязан восстановить свою платежеспособ­ность. Если этого не происходит, то предприятие само обязано подать заявление в суд о банкротстве, в против­ном случае к нему применяется уголовное преследование.

В случае признания должника банкротом к нему при­меняются меры в строго определенной последовательно­сти. Сначала проводится нейтральная процедура, или про­цедура судебного расследования: назначенный судом экс­перт исследует природу неплатежеспособности должника, наличие сверхзадолженности и достаточность средств для погашения судебных издержек, которые оцениваются в сумме не менее 20—25 тыс. ОМ. При отсутствии таких средств дело не возбуждается, а должник самостоятельно урегулирует отношения с кредиторами без участия суда. Однако законом определено право для любого кредитора взять на себя судебные издержки с последующим их воз­мещением за счет средств должника.

При открытии судом дела в отношении должника прежде всего вводится процедура конкурсного производ­ства и назначается конкурсный управляющий. Требова­ния к последнему и его задачи в германском законода­тельстве такие же, как и в российском. Порядки проведе­ния процедуры также во многом схожи. Решающая роль в определении судьбы должника принадлежит кредиторам, которые через полтора месяца после введен и я" процедуры банкротства должны принять решение о дальнейших ме­рах к нему: либо продажа имущества, либо санация.

При продаже имущества конкурсный управляющий ру­ководствуется принципом сохранения целостности бизне­са, т.е. стремится не допустить разрыва его на части.

Санация несостоятельного предприятия может прово­диться по одному из следующих путей: без смены собст­венника, т.е. вложение средств в бизнес должника, и со сменой собственника — продажа бизнеса. Санация осуще­ствляется на основании плана, который утверждается соб­ранием кредиторов не менее 50% голосов от объема требо­ваний кредиторов и 50% голосов от количества кредиторов. В содержание плана могут включаться мероприятия по от-


16

17

(Волгоградская область»» \ библиотека 1 им. М.

срочке, рассрочке и скидках с долгов, их прощение. С при­нятием плана о санации предприятия суд закрывает дело о банкротстве. Кредиторы за отдельную плату из средств должника могут поручить конкурсному управляющему кон­троль за выполнением плана.

Таким образом, в рассмотренных странах процедура ликвидации предприятия-должника в процессе конкурс­ного производства отсутствует.

Великобритания. В 1914 г. был принят Закон о банкрот­ствах, который, претерпев коренную реформацию в 1986 г., трансформировался в.Закон «О несостоятельности и бан­кротстве». Он является основным источником правового регулирования конкурсного производства. В настоящее время парламентом внесены значительные поправки в этот документ: называться он будет Законом «О восстановле­нии», цель его переориентирована в сторону сохранения предприятия посредством применения широкого спектра мер по улучшению его финансового состояния.

В соответствии с действующим законодательством не­состоятельными могут быть признаны все хозяйствующие субъекты, кроме страховых компании и банковских инсти­тутов, правовое положение которых регламентируется спе­циальными законами.

При установлении факта неплатежеспособности долж­ника к нему могут применяться следующие процедуры: реорганизационные (добровольное урегулирование дол­гов и администрирование доходов компании) и ликвида­ционные (принудительная и добровольная ликвидация). Рассмотрим суть каждой из них.

При процедуре добровольного урегулирования долгов на­значенный судом куратор разрабатывает план урегулиро­вания долгов, напоминающий мировое соглашение. По­сле утверждения плана кредиторами куратор приобретает статус супервайзера, осуществляющего надзор за его вы­полнением. Процедура администрирования доходов компа­нии схожа с внешним управлением в российском законо­дательстве. Процедуры ликвидации Великобритании и Рос­сии по своей сути не различаются, за исключением того, что в Великобритании предварительно в течение 12 недель осуществляется анализ финансового состояния предпри­ятия (фирмы).

18

Процедуры антикризисного регулирования проводят­ся либо государственными ликвидаторами (государст­венными служащими), либо профессиональными арбит­ражными управляющими.

Основное внимания законодательства этой страны со­средоточено на том, чтобы вернуть деньги кредиторам и погасить долги за счет распродажи имущества банкрота. В процессе конкурсного производства должники, за неко­торым исключением, не освобождаются от своих долгов. Предприятия (фирмы) прекращают свое существование с завершением конкурсного производства.

США. Первые положения о регулировании банкрот­ства появились в XVIII в. В 1787 г. Конституционный Конвент США наделил конгресс полномочиями прини­мать законодательные акты по разрешению споров кре­диторов с должниками. Это связано с отказом от приме­нения жестокой английской практики регулирования не­состоятельности, предусматривавшей в отдельных случа­ях смертную казнь. В 1898 г. был принят закон о несо­стоятельности, который впоследствии претерпел корен­ное преобразование в 1938 и 1970 гг. С 1979 г. вступил в силу новый закон, который предусматривает множест­венность процессуальных возможностей урегулирования проблемы неплатежеспособности в зависимости от крута субъектов. В нем также нашли отражение тенденции от­хода от традиций англосаксонского права и сближения с законодательством континентальной Европы.-

В соответствии с действующим законодательством к несостоятельным должникам могут применяться следую­щие меры:

19

таковым относятся страховые и банковские корпорации, строительные и кредитные учреждения и союзы).

Законодательство США рассматривает банкротство как неизбежное зло предпринимательства. Целью его яв­ляется не ликвидация, а реабилитация, восстановление предприятия, предоставление ему определенной помощи до тех пор, пока оно не обретет прежнюю устойчивость и не станет платежеспособным.

Аналогичный подход к обанкротившимся фирмам ха­рактерен и для японского законодательства: их поддержка и восстановление имеют целью полную реабилитацию по­средством урегулирования интересов кредиторов, должни­ка, акционеров и прочих участников банкротства.

Сравнивая подходы к решению проблемы банкротства в развитых странах, можно найти следующие различия. Существенное значение в организации процесса против должника является время созыва собрания кредиторов, т.е. официальное определение момента их участия в процес­се. В законодательстве США и Великобритании его на­значение предусмотрено после официального признания должника несостоятельным, а Германии и Франции — после принятия ходатайства о возбуждении дела о несо­стоятельности к производству, что свидетельствует о стро­гости первых и демократичности вторых.

Сравнивая особенности функционирования институтов банкротства в разных странах, европейские эксперты ус­ловно дифференцировали их по пятизначной шкале защи­щаемых интересов на радикально прокредиторские, уме­ренно прокредиторские, нейтральные, умеренно продолж-никовские и радикально продолжниковские. В первых двух градациях превалируют интересы кредиторов, в двух по­следних - должника. Так, новый российский Закон «О не­состоятельности (банкротстве)» и правовая система Вели­кобритании относятся к радикально прокредиторской группе, а институты США, Франции, Японии - к ради­кально продолжниковской.

Следующим критерием оценки всякой правовой сис­темы несостоятельности является возможность реабили­тации должника. При этом важно видеть разницу между реабилитацией предприятия-должника (Франция, США)

и реабилитацией его бизнеса (Германия, Япония). Пер­вое достигается путем всевозможных компромиссов, про­ведения реорганизационных мер. Последнее предполага­ет сохранение вида деятельности, деловых связей, рабочих мест, персонала.

Таким образом, можно выделить два подхода к решению проблемы банкротства предприятий в разных странах: пер­вый — их ликвидация, и тогда суд выступает в качестве «похоронного бюро», а второй — реорганизация, где суд вы­ступает в роли «лекаря». При этом второй подход домини­рует. Однако, несмотря на существенные различия в содер­жании законодательств о банкротстве разных стран, по­степенно вырабатывается единообразный подход к регули­рованию этого процесса. Суть его состоит в дифференциа­ции исхода ситуации и возможности выбора процедуры пре­одоления банкротства в каждом конкретном случае. Все чаще должник реабилитируется и получает шанс возобно­вить деятельность, чтобы выполнить свои обязательства перед кредиторами.

1.4. Институт банкротства в дореволюционной России

Ключевая проблема; какие особенности и традиции раз­решения трудных экономических ситуаций существовали в России и какие из них желательно учитывать сегодня1*

Западные модели не могут быть механически перене­сены на российскую почву, поскольку не всегда отвеча­ют практике отечественных предприятий. Автоматиче­ское применение к отечественным предприятиям судеб­ных процедур банкротства приведет к сокращению рабо­чих мест и повысит социальную напряженность в обще­стве. По этой причине лучше ориентироваться на собст­венные разработки и накопленный практический опыт.

Важным и полезным в этом смысле является изучение истории регулирования банкротства в дореволюционной России. Это позволит извлечь поучительный опыт, учи­тывающий особенности и традиции разрешения трудных


20
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


УДК 65.016.7
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации