Шевчук Д.А. Исследование систем управления: конспект лекций - файл n1.doc

Шевчук Д.А. Исследование систем управления: конспект лекций
скачать (401.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc402kb.08.07.2012 22:11скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Денис Шевчук

Исследование систем управления: конспект лекций




Аннотация



В курсе лекций в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Исследование систем управления ». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, а также качественно подготовиться к зачету и экзамену. Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей, банкиров, финансовых менеджеров, бухгалтеров, практических работников, учащихся бизнес-школ, абитуриентов экономических учебных заведений и всех, интересующихся данной тематикой. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса. Его цель - помочь студентам систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря форме построения он дает общую канву изучаемого курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, проследить их внутреннюю связь, уяснить логическую последовательность.

Денис Шевчук

Исследование систем управления. Конспект лекций



Данная книга основана на современных принципах ускоренного качественного изучения и запоминания любых предметов. Рекомендую прочитать 2-3 раза и вы без труда освоите предмет.

Пособие содержит как теоретический материал, так и практические рекомендации.
С уважением,

Шевчук Денис, www.deniskredit.ru

Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»



«Исследование систем управления» – дисциплина, предметом которой являются процессы управления, т. е. процессы, которые оказывают организационное воздействие на группу людей и на систему в целом.

Исследование – познание какого-либо объекта с целью получения новых знаний о данном объекте, законов его возникновения, функционирования, развития для последующего применения полученных знаний как в теории, так и в практике. Исследование можно разбить на следующие этапы:

• выявление необходимости исследования (наличие проблемы или задачи, которые необходимо разрешить для достижения поставленных целей);

• постановка цели исследования;

• определение объекта и предмета исследования.

Объектом исследования является структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда.

Предметом исследования может быть задача или проблема, которые не могут быть решены без проведения исследования;

• определение методов, с помощью которых могут быть решены проблемы;

• определение ресурсов, которые необходимы для успешного проведения исследования (материальных, финансовых, трудовых, информационных и др.), и изучение ресурсов, которые имеются у организации на данный момент;

• определение результатов исследования, т. е. планирование итогов/

Исследование систем управления необходимо проводить:

• при совершенствовании системы управления действующей организации;

• разработке системы управления вновь создающейся организации;

• совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;

• совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности;

• решении иных вопросов, связанных с функционированием систем и управлением ими.

Существует различие между вышеуказанной учебной дисциплиной и наукой.

Наука – глубокое теоретическое знание о процессах, явлениях, их взаимосвязи и развитии.

Учебная дисциплина – первичные знания, которые преподаются студентам для ознакомления с основами науки.

Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем



Система – организационное сложное целое, состоящее из множества элементов, расположенных в определенном порядке и зависящих друг от друга, взаимодействующих между собой при помощи отношений и связей, и образованное для выполнения конкретной цели.

Свойства системы могут быть условно разделены:

• на свойства I ряда – свойства, имеющие непосредственное системное происхождение:

• целостность – система представляет собой организационное сложное целое;

• делимость – система всегда может быть разделена на подсистемы, компоненты и элементы;

• множественность – каждая система состоит из множества частей (уровни иерархии, количество элементов и связей);

• целеустремленность – каждая составляющая системы должна быть ориентирована на достижение общей цели;

• свойства II ряда – свойства, которые обеспечивают работоспособность системы:

• гомогенность (однородность) – система должна иметь хотя бы одно общее свойство;

• гетерогенность (разнородность) – в каждой системе должно быть многообразие свойств разнородных элементов;

• самоорганизованность – самостоятельно существующая и функционирующая система не должна разрушаться;

• иерархичность – система – это совокупность элементов, расположенных на разных уровнях иерархии;

• централизованность – в каждой системе должно быть центральное звено, которое будет стоять над всеми уровнями иерархии;

• эмерджентность – свойства системы в целом отличаются от свойств отдельных ее элементов.

Системы можно классифицировать:
? по способу образования:

• естественные – системы, созданные природой без вмешательства человека;

• искусственные – системы, созданные человеком для удовлетворения различных потребностей;
? сущности:

• космические;

• биологические;

• технические;

• социальные;

• экономические;

• экологические;

• политические и др.;
? отношению к целевому назначению:

• целенаправленные – системы, которые заранее программируют работы, для достижения поставленных целей;

• целеустремленные – поставленные цели достигаются путем выбора альтернативных способов;
? наличию центрального ведущего элемента:

• централизованные – системы, в составе которых есть центральное звено, играющее ведущую роль;

• децентрализованные – системы, в которых роли распределяются равномерно между элементами;
? размеру.

• малые (включают менее 30 элементов);

• средние (включают до 300 элементов);

• большие (содержат больше 300 элементов, такие системы трудно исследовать без предварительного разбиения их на более простые функциональные составляющие);
? степени сложности:

• простые – системы, которые не нуждаются в разбиении на составляющие при решении проблем;

• сложные – системы, подсистемы которых необходимо изучать не изолированно друг от друга, так как все элементы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми;
? отношению к изменениям во времени:

• относительно статичные – системы, имеющие одно возможное и заданное состояние;

• динамичные (изменяются с течением времени);
? продолжительности функционирования:

• краткосрочные;

• среднесрочные;

• долгосрочные;

• специализации:

• специализированные – системы, выполняющие одну функцию при создании продукции или услуги;

• комплексные – выполняют все функции при производстве продукции;

• предсказуемости поведения:

• детерминированные – результаты деятельности, которые могут быть предсказаны;

• стохастические – результаты деятельности, которые определены вероятностью;
? взаимодействию с внешней средой:

• изолированные – при функционировании не имеют связей с внешней средой;

• закрытые – функционируют независимо от окружающей среды и имеют строго фиксированные границы (пример, натуральное хозяйство);

• открытые – взаимодействие с окружающей средой носит двусторонний характер: системы влияют на окружающую систему и на себе испытывают ее влияние.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Денис Шевчук Исследование систем управления: конспект лекций
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации