Курсовая работа - методы организации педагогического процесса - файл n1.doc

Курсовая работа - методы организации педагогического процесса
скачать (189 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc189kb.11.06.2012 06:13скачать

n1.doc



Содержание.
Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1.Сущность и структура педагогического процесса

1.1Педагогический процесс как динамическая педагогическая система……..5

1.2 Формы организации педагогического процесса…………………………...12

1.3 Общая характеристика классно-урочной системы………………………...15

1.4.Структура урока……………………………………………………………...16

1.5 Дополнительные формы организации педагогического процесса…….23

Глава 2.Организация педагогического процесса в любительском хореографическом коллективе.

2.1 Педагогические функции хореографического коллектива……………….25

2.2 Организация деятельности хореографического коллектива……………...30

2.3Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности…….33

Заключение…………………………………………………………………......37

Список литературы…………………………………………………………….38
Введение.
Педагогическим процессом называют целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле). Синонимом понятия «педагогический процесс» является широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс».

Одновременно в настоящий момент возникли и более благоприятные возможности для целостного рассмотрения педагогического процесса на основе использования методологии и методики системно-структурного анализа. Он требует выделять основные компоненты той системы, в которой протекает процесс, рассматривать основные закономерные взаимосвязи между ними, выявлять источники развития и определять условия эффективного управления этим процессом.
Актуальность моей темы в том, что от правильно организованного педагогического процесса зависит процесс формирования личности, который определяет как корректирующий, обогащающий, усиливающий нравственно-эстетическое и творческое влияние труда, окружающих условий, способствует разрешению возникающих противоречий в процессе развития творческой личности, снимает дисгармонирующие факторы, создает определенный художественный фон.

Объект исследования: методы организации педагогического процесса.

Предмет исследования: сущность педагогического процесса, формы организации, организация педагогического процесса в любительском хореографическом коллективе.

Цель исследования:

Определение основных принципов организации педагогического процесса.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть педагогический процесс как динамическую педагогическую систему

  2. Определить педагогические функции хореографического коллектива

В написании курсовой работы основными источниками были учебники и пособия по педагогике, которые помогли мне определить объект, задачи, педагогическое взаимодействие, роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности.

Безрукова В.С. «Все о современном уроке в школе»- систематизирует знания об уроке, ставшие отечественной классикой (о формах, видах, типах, структуре), выделены резервы его качества, раскрыты новейшие технологии, способы проектирования урока и его экспертиза самим учителем.

Подласый И.П. «Педагогика» раскрывает общие методы обучения и воспитания В книге излагаются общие основы педагогики, проблемы дидактики, теории воспитания с учетом достижений современной науки.

Ивлева Л.Д. «Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе» раскрывает основные компоненты воспитательного процесса, предлагает новую методику подготовки руководителей и организаторов подготовки руководителей и организаторов хореографической деятельности.

Сластенин, В.А., Исаев,И.Ф., Шиянов,Е,Н В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении рассмотрены актуальность темы, определены объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи исследования.

В первой главе раскрыта сущность и структура педагогического процесса.

Во второй главе определена организация педагогического процесса в любительском хореографическом коллективе
В заключении излагаются основные выводы работы.

Глава 1. Сущность и структура педагогического процесса.


1.1Педагогический процесс как динамическая педагогическая система.

Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе эта смена есть результат педагогического взаимодействия. Именно по этому педагогическое взаимодействие как взаимная активность, сотрудничество педагогов и учащихся в процессе их общения, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях, составляет сущностную характеристику педагогического процесса.

Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, содержание образования (опыт, базовая культура) и средства - еще два компонента педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Цель должна отобразить конкретный результат, к которому стремятся педагог и ученики. Цель внутренне присуща (имманентна) педагогически интерпретированному социальному опыту, присутствует в явном или неявном виде как в средствах, так и в деятельности педагогов и воспитанников. Она функционирует на уровне ее осознания и реализации. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования. С позиции системного подхода безосновательным представляется возведение в ранг структурных компонентов педагогического процесса методов педагогической деятельности, приемов, средств коммуникативного воздействия, организационных форм и т.п. Они, так же как и цель, имманентны динамической системе "педагог-воспитанник". В них самих и в результате их взаимодействия рождаются методы, приемы, формы организации и другие искусственные элементы педагогического процесса.

Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Содержание –это та часть опыта человечества, которая передается учащимся в соответствии с поставленной целью и выбранным принципом.

Рассматривая педагогический процесс как динамическую систему и учитывая, что его динамика, движение обусловлено взаимодействием или обменом деятельностями главных участков, проследить переход педагогического процесса из одного состояния в другое можно только определившись с его основной единицей ("клеточкой"). Только при этом условии можно понять педагогический процесс как развивающееся взаимодействие его субъектов, направленное на решение образовательно-воспитательных задач.

Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса. Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса, по которой только и можно судить о его течении, должна, по мнению Б. Битинаса, удовлетворять следующим условиям: обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального управления. Однако "клеточкой" педагогического процесса, стремясь к его наименьшей единице, можно считать только оперативные задачи, органично выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их то, что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:

• анализ ситуации и постановка педагогической задачи;

• проектирование вариантов и выбор оптимального для данных условий решения;

• осуществление плана решения задачи на практике, включающее организацию;

взаимодействия, регулирование и корректирование течения педагогического процесса;

• анализ результатов решения.

Поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным, осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных своевременного осознания и устранения объективных педагогических противоречий, являющихся следствием ошибочных педагогических решений.

Педагогическое взаимодействие и его виды. Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям, которые, в свою очередь, являются следствием механического переноса в педагогическую действительность основного постулата теории управления: если есть субъект управления, то должен быть и объект. В теории традиционной педагогики субъект - это педагог, а объектом естественно считается ребенок, школьник и даже обучающийся взрослый. Представление о педагогическом процессе как субъект-объектном отношении закрепилось вследствие утверждения в системе образования авторитаризма как социального явления.

Между тем даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: "ученик-ученик", "ученик-коллектив", "ученик-учитель", "учащиеся - объект усвоения" и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность-деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник-объект усвоения".

В этом заключается и сама специфика педагогических задач. Они могут быть решены и решаются только посредством руководимой педагогом активности учащихся, их деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал, что основное отличие учебной задачи от всяких других в том, что ее цель и результат - в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия. Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования.

С опорой на категорию "взаимодействие" педагогический процесс может быть представлен как интеграция взаимосвязанных процессов взаимодействия педагогов с воспитанниками, родителями, общественностью; взаимодействия учащихся между собой, с предметами материальной и духовной культуры и т.п. Именно в процессе взаимодействия устанавливаются и проявляются информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные и другие связи и отношения. Но из всего многообразия отношений воспитательными оказываются лишь те, в ходе реализации которых осуществляются воспитательные взаимодействия, приводящие к усвоению воспитанниками тех или иных элементов социального опыта, культуры. От богатства действительных отношений личности и зависит ее действительное духовное богатство. Отношения воспитанника, включенного в педагогический процесс, являются универсальным явлением, характеризующим воспитание. По уровню их сформированности можно судить и об общем уровне развития личности.

Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно, и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.

Веским аргументом в защиту взаимодействия как сущностной характеристики педагогического процесса является тот факт, что вся разнообразная духовная жизнь воспитанников, в которой происходит их воспитание и развитие, имеет в качестве своего источника и содержания именно взаимодействие с реальным миром, организуемое и направляемое педагогами, родителями и другими воспитателями.

Причем по мере развития воспитанников возрастает их собственная роль в этих взаимодействиях.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие и переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с определенной целью и использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Динамической системе «педагог – воспитанник» присущи такие компоненты, как методы и организационные формы педагогической деятельности.

Метод деятельности – это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбор методов обусловлен уровнем развития и подготовленности субъектов педагогического процесса, содержанием образования, наличием учебно-материальной базы.

Организационная форма педагогической деятельности – это специальная конструкция педагогического процесса, характер которой обусловлен его содержанием, методами, средствами и видами деятельности. По признаку связи педагогов и воспитанников организационные формы обучения и воспитания подразделяются на массовые, групповые и индивидуальные.

Педагогический процесс имеет определенный результат, под которым понимается степень достижения поставленной цели.

Закономерности педагогического процесса.


В данном случае закономерности педагогического процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными явлениями, сторонами педагогического процесса. Наибольшее значение имеют связи между:

-процессами обучения, воспитания, и развития как составляющими компонентами целостного педагогического процесса;

-процессами воспитания и самовоспитания, педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых, преподавания и учения, то есть между деятельностью педагогов и и воспитанников как субъектов педагогического процесса;

-деятельностью и общением личности и результатами ее развития;

-возможностями личности(возрастными, индивидуальными) и характером педагогических влияний на нее;

- коллективом и личностью в педагогической системе.

Для непосредственной практики педагогического процесса большое значение имеет уяснение внутренних связей между функциональными компонентами. Так, содержание конкретного воспитательно-образовательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержание конкретной педагогической ситуации. Формы организации педагогического процесса определяются содержанием и т.д.

1.2 Формы организации педагогического процесса


Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса,  отличающиеся одна от другой количественным охватом  обучающихся,  соотношением коллективных  и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников,  степенью их самостоятельности и спецификой руководства  учебно-воспитательным  процессом со стороны педагога.  К ним относятся:  1) индивидуальное обучение и  воспитание,  2)  классно-урочная система и 3) лекционно семинарская система.
  Из истории организационного оформления педагогических систем
Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в  первобытном  обществе  как передача опыта от одного человека к другому,  от старших к младшим. С появлением письменности старейшина  рода или жрец передавал эту премудрость общения посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально.  По мере развития научного знания в связи с развитием земледелия,  скотоводства,  мореплавания и осознания потребности в расширении доступа к образованию более широкому кругу людей система индивидуального обучения своеобразно  трансформировалась в индивидуально-групповую.  Учитель по-прежнему обучал индивидуально 10 - 15 человек.  Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому,  третьему и т.д.  Закончив работу с последним,  учитель  возвращался  к первому,  проверял выполнение задания, излагал новую порцию материала,  давал задание - и так до тех пор,  пока ученик, по оценке учителя,  не  осваивал науку,  ремесло или искусство.  Содержание обучения и воспитания было строго индивидуализировано,  поэтому в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности.  Начало и окончание занятий для каждого  ученика,  а также сроки обучения тоже были индивидуализированы. Редко учитель собирал всех учеников своей группы для коллективных  бесед,  наставлений или заучивания священных писаний и стихотворений.

Когда в средние века с  увеличением  количества  обучающихся стали подбирать в группы детей примерно одного возраста, возникла необходимость более совершенного организационного оформления  педагогического  процесса.  Свое  законченное  решение  оно нашло в классно-урочной системе,  первоначально разработанной и описанной Я.А.Коменским в его книге "Великая дидактика".

Классно-урочная система в отличие от индивидуального  обучения и ее индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим  учебно-воспитательной  работы:  постоянное место  и  продолжительность  занятий,  стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности,  а позже и одного  возраста, стабильное расписание. Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы, по Я.А.Коменскому, должен быть урок. Задача  урока должна быть соразмерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвоения материала. Он имеет неизменную структуру: опрос,  сообщение учителя,  упражнение,  проверка. Основное время при этом отводилось упражнению.
Дальнейшее развитие классического учения  Я.А.Коменского  об уроке в отечественной педагогике осуществил К.Д.Ушинский. Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной системы  и создал стройную теорию урока, в частности обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков.  В  каждом  уроке К.Д.Ушинский  выделял три последовательно связанные друг с другом части.  Первая часть урока направлена на осуществление сознательного  перехода от пройденного к новому и создание у учащихся устремленности на интенсивное восприятие материала. Эта часть урока, писал  К.Д.Ушинский,  является необходимым ключом,  как бы дверью урока. Вторая часть урока направлена на разрешение основной задачи  и  является  как  бы определяющей,  центральной частью урока.

Третья часть направлена на подитоживание проделанной работы и  на закрепление знаний и навыков.

Большой вклад в разработку научных основ  организации  урока внес А.Дистервег. Он разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость

учета возрастных возможностей учащихся.

Классно-урочная система в своих основных чертах остается неизменной уже на протяжении более 300 лет. Поиски организационного оформления педагогического процесса,  которое заменило бы  классно-урочную систему, велись в двух направлениях, связанных преимущественно с проблемой количественного охвата обучающихся и управления учебно-воспитательным процессом.

Лекционно-семинарская система, зародившаяся с созданием первых университетов,  имеет глубокие исторические корни, однако она практически не претерпела существенных  изменений  с  момента  ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по  избранной  специальности  по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.

Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется  в  практике профессиональной подготовки,  т.е.  в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общеучебные навыки,  и прежде всего умение самостоятельного  добывания  знаний. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых естественно предопределено особенностями возраста обучающихся: студентов, слушателей системы повышения квалификации и др.  В последние годы элементы лекционно-семинарской системы широко используются в системе дополнительного образования и хореографических школах , сочетаясь с формами обучения классно-урочной системы.

1.3 Общая характеристика классно-урочной системы.


Классно-урочная система  при  всех  ее недостатках имеет существенные преимущества перед другими системами организации педагогического процесса.  Разумное использование в ее рамках элементов других  образовательно-воспитательных  систем  делает  классно-урочную систему незаменимой для общеобразовательной школы.

Классно-урочная система при массовости охвата  воспитанников позволяет  обеспечивать  организационную четкость и непрерывность учебно-воспитательной работы,  она экономически выгодна, особенно по  сравнению  с  индивидуальным обучением и воспитанием.  Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и,  в свою очередь, учащимися  друг  друга  позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива  на  учебную  деятельность каждого ученика.

Занятия в системе дополнительного образования способствуют  развитию  познавательных интересов,  удовлетворению и развитию духовных потребностей школьников, открывают дополнительные возможности для формирования  таких ценных социально значимых качеств,  как общественная активность, самостоятельность, инициативность и др. Главное же их назначение  - выявление и развитие творческих способностей и наклонностей детей и подростков в разных отраслях культуры.

Неоспоримым преимуществом  классно-урочной  системы является возможность в ее рамках органического сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебно-воспитательной работы.

Индивидуальная воспитательная работа организуется с целью развития способностей,  склонностей и  дарований отдельных учащихся.  Критерием эффективности индивидуальных форм организации обучения и воспитания являются поступательные  позитивные изменения в знаниях, умениях, поведении, отношениях воспитанника, т.е. в личности в целом.
Дополнительное образование (внешкольная образовательно-воспитательная работа), организуемое также через массовые, групповые и индивидуальные формы, строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей с учетом их возраста и  интересов. Она осуществляется через дома детского творчества, детские, музыкальные, школы, кружки, секции при домоуправлениях и т.п.

Все многообразие  форм  организации педагогического процесса можно подразделить на основную, дополнительные и вспомогательные.

1.4.Структура урока.

В XVIIв. была создана классно-урочная система обучения в школе, которая была воспринята и заимствована педагогами разных стран.

И.Э.Бриске в своей книге «Народно-сценический танец и методика его преподавания» дала формулировку уроку:

«Урокэто форма организации деятельности постоянного состава студентов и преподавателя в определенный отрезок времени, систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития».

В зависимости от педагогических задач уроки хореографии можно классифицировать:

Рассмотрим более подробно каждый из них.

Обучающий урок. Основная задача данного вида урока - освоение отдельных элементов и соединений. Одновременно с этим решаются задачи физического развития, воспитания музыкальности, выразительности.

Обучающий урок присущ в основном подготовительному периоду тренировки. Характерными особенностями его является использование раздельного метода проведения упражнений с многократным повторением их и расчленением соединений на отдельные компоненты, выполнение ряда подготовительных упражнений, подводящих к "генеральному" движению.

В многолетней подготовке данный вид урока находит наибольшее применение на этапах начальной, специальной и углубленно-специальной подготовки при освоении новых композиций.

Тренировочный урок. Главная задача этого вида урока - подготовка организма к предстоящей работе, а также сохранение достигнутого уровня мастерства. Такой урок можно применять вместо вольных упражнений или как отдельный вид тренировочного занятия. В последнем случае подбор и дозировка упражнений направлены на решение задач специально-двигательной подготовки, совершенствования выразительности, музыкальности, пластики движений.

Контрольный урок. Задача этого урока - подведение итогов освоения очередного раздела хореографической подготовки. Например, после освоения элементов классического танца провести "открытый урок", выставляя оценку (по пятибалльной системе) каждому студенту.

Разминочный урок. В период непосредственной подготовки к концерту рекомендуется выполнять стабильный комплекс упражнений, цель которого - разогрев организма и снятие излишней психологической напряженности (возбуждения, заторможенности)! Этому способствуют привычные, индивидуально подобранные упражнения, которые по мере усвоения студенты выполняют самостоятельно (индивидуальная разминка).

Урок есть форма организации педагогического процесса на самом уроке.

Педагогический процесс имеет свою четкую, выверенную временем структуру. В него входят такие компоненты, как педагогические цель, принципы, содержание, методы, средства и формы его организации. В этом перечне компонентов последний из них – завершающий. Он объединяет все предыдущее в единое непротиворечивое целое. У урока есть свои специфические цели, опорные принципы, свое содержание, методы и средства работы с ним, отличающее его от других форм организации педагогического процесса. Какими бы ни были цели, форма просто обязывает подобрать учителя такие принципы, содержания, методы, средства, чтобы их можно было достичь.

Урок логически все «расставляет» на свои места, «соотносит» между собой компоненты, «дозирует», «корректирует» их и т.д. Таким образом, урок является организующим средством для всего учебно-воспитательного процесса.

Урок, образно говоря, является «организатором» и более глубокого и сложного процесса – познавательного.

Урок – как форма организации процесса познания учащимися действительности.

Главное – процесс познания действительности учащимися через освоение определенных учебных дисциплин. Этот процесс структурирован. В него входят те действия, с помощью которых учащийся воспринимает материал урока, осознает его, запоминает, использует. В свою очередь, эти действия опираются на активную психологическую деятельность – ощущения, восприятие, мышление, память, внимание, воображение – и одновременно направлены на их развитие. Без квалифицированной помощи учителя эти процессы у ученика по отношению к предмету познания, протекали бы стихийно и были бы не полными. Учитель организует этот процесс по средствам специального объяснения, показа, повторения, уточнения с указанием возможных ошибок, и контроля.

Урок есть форма организации познания действительности самим учителем.

Обращаясь, каждый раз к одному и тому же материалу, учитель его перестраивает, находит новое содержание, новую логику изложения, накапливает опыт более доходчивого и прямого способа его освоения учащимися. Главное состоит в перестройке учителем содержания материала, методов подачи, отношений с учащимися.

Учитель по отношению к своим воспитанникам всегда исследователь. Он не непрерывно изучает учащихся, их характеры, интересы, физические возможности, и многое другое. Ученик для учителя - постоянно присутствующий и всегда новый объект познания.

Учитель рефлексирует свою деятельность, оценивая ее успешность. Познание самого себя и своей деятельности – залог роста и развития мастерства и путь к успеху.

Урок есть процесс организации взаимодействия и взаимосвязи двух познавательных процессов – учителя и ученика.

Процесс взаимного перехода познавательных процессов от учителя к ученикам и обратно выглядит как движение от незнания к знанию, от малого и неточного знания к большему и более точному.

Подводя итог можно сказать, что урок выполняет массу организационных функций и потому является формой организации образовательной деятельности.

Каждый урок готовится заранее. Педагог проектирует учебный процесс: определяет цель, задачи и содержание урока, методы, формы контроля, их обученности. Взаимодействие музыки и движения предполагается на каждом уроке, систематическое развитие техники исполнения движения, музыкальности, координации.

Обучение воспитанников хореографии осуществляется на основе специально разработанной программы.

Структура урока хореографии является классической: подготовительная, основная, заключительная части.

В подготовительной части урока решаются задачи организации занимающихся, мобилизации их к предстоящей работе, подготовки к выполнению упражнений основной части занятия.

Средствами, которыми решаются указанные задачи, являются разновидности ходьбы и бега, различные танцевальные соединения на основе народных танцев, общеразвивающие упражнения. Такие упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы для последующей работы. Для проведения упражнений применяются различные методы: раздельный, в движении, игровой (например, в виде музыкальной игры).

Та часть урока, в которой решаются основные задачи, является основной. Решение поставленных задач достигается применением большого арсенала разнообразных движений: элементов классического танца, элементов народных танцев, элементов свободной пластики, акробатических и общеразвивающих упражнений.

В зависимости от применяемых средств основную часть урока можно представить в семи различных вариантах. Данное деление, конечно, является условным, поскольку различные средства хореографической подготовки обогащаются, взаимно проникая друг в друга.

Подразделяют три вида основной части урока:

первый строится на основе классического танца;

второй основан на элементах народных, современных бальных танцев;

третий преимущественно построен на движениях свободной пластики.

Варианты проведения основной части урока хореографии



- на основе движений классического танца

- на основе движений свободной пластики

- на основе движений народно-сценических и историко-бытовых танцев

4,5, б, 7 - смешанные типы уроков

Однако в большинстве случаев применяются смешанные вариант, где в различных сочетаниях чередуются всевозможные средства хореографической подготовки.

Обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков являются организационный момент и подведение итогов урока.  Организационный момент предполагает постановку целей и обеспечение их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельность и установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. На этапе подведения итогов урока важно зафиксировать достижение целей,  меру участия в их достижении  всех учащихся и каждого в отдельности, оценить работу учащихся и определить перспективы дальнейшей работы.

Фронтальная, групповая  и  индивидуальная работа с учащимися  на уроке  многообразие типов  и видов уроков открывает широкие возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы учителя с учащимися.  Именно поэтому их называют общими формами организации учебно-воспитательной работы.

При  фронтальном обучении педагог  управляет  учебно-познавательной деятельностью всего класса,  работающего над единой задачей.  Педагогическая эффективность фронтальной работы  во  многом зависит  от умения учителя держать в поле зрения весь ученический коллектив и при этом не упускать из виду работу каждого  ученика. Ее  результативность  неизменно повышается,  если учителю удается создать атмосферу творческой  коллективной  работы,  поддерживать внимание  и  активность школьников.  Фронтальная работа может использоваться на всех этапах урока,  однако она, будучи ориентированной на среднего ученика, должна дополняться групповыми и индивидуальными формами.

Индивидуальная работа  учащихся осуществляется в рамках как фронтальных, так и групповых форм. Она не предполагает непосредственного  контакта с другими учениками и по своей сущности не что иное,  как самостоятельное выполнение  учащимися  одинаковых  для всего класса или группы заданий.  Если ученик выполняет по указанию учителя самостоятельное задание,  как правило учитывающее его физические возможности,  то такую форму организации работы называют индивидуализированной (постановка сольного номера или сольной партии).

Отсюда следует, что не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, по существу, является коллективной, по своему характеру она может быть сугубо индивидуальной'. При общеклассной (фронтальной) работе почти исключается  сотрудничество и  товарищеская взаимопомощь,  распределение обязанностей и функций:  все ученики делают одно и то же,  они не привлекаются к управлению,  так  как  руководит учебным процессом только один учитель.  Коллективное же обучение - это такое обучение, при котором коллектив  обучает  и  воспитывает  каждого своего члена и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной  учебной  работе.  Это  может быть общение обучающих и обучаемых в динамических парах,  или парах сменного состава. Коллективный способ обучения (КСО) не нов, он применялся в 20 - 30-е гг.  в системе ликвидации безграмотности.  Бесспорны его  преимущества,  однако  широкое распространение сдерживается сложностями его организационно-методического обеспечения.

1.5 Дополнительные формы организации педагогического процесса.


Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции,  дополнительные  занятия),  другие  заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста  учащихся (лекции, семинары, открытые уроки, концерты).

Экскурсия - это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное  в  соответствии  с определенной образовательной или воспитательной целью на концерт,  в театр, на выставку, на открытый урок другого хореографического коллектива и т.п. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся.  На  экскурсии  наряду  с наблюдениями учащихся используются рассказ,  беседа, демонстрация,сравнение и другие методы. Образовательно-воспитательное значение  экскурсий  состоит в том,  что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитанников; помогают установлению связи теории с практикой,  обучения и  воспитания  с жизнью; способствуют решению задач эстетического воспитания.

Любой из  видов экскурсий не является самоцелью,  а входит в общую систему учебно-воспитательной работы, применяется в связи с уроками  и  другими организационными формами.  Экскурсия - важное звено в целостном педагогическом процессе, поэтому педагог должен заранее  определять,  при изучении каких тем,  рассмотрении каких вопросов она наиболее  целесообразна,  заранее  намечать  задачи, план и методы проведения.

Организованное обучение и воспитание осуществляются в рамках той или иной педагогической системы, имеют определенное организационное оформление. Основными элементами этого оформления являются формы и методы организации учебной деятельности.

Форма учебной деятельности – это набор определенных действий руководителя по отношению к участникам коллектива для получения педагогически запланированного результата. 

По мере развития человечества и совершенствования общей культуры общества менялись и методы обучения. Так в первобытном обществе и в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Методы наблюдения и повторения действий взрослых оказывались доминирующими в процессе передачи информации подрастающему поколению. 


Глава 2. Организация педагогического процесса в любительском хореографическом коллективе.

2.1 Педагогические функции хореографического коллектива

На первых этапах своего существования любой хореографический коллектив состоит из руководителя коллектива и его учеников. Впоследствии, по мере роста коллектива, увеличения числа танцевальных постановок, осуществления масштабных проектов (хореографические спектакли, шоу программы, мюзиклы) увеличивается и штат педагогов. Появляются собственный костюмер, дизайнер костюмов, менеджер, продюсер, финансовый директор. Хотелось бы заметить, что на первоначальных этапах формирования коллектива руководитель совмещает в себе все вышеперечисленные должности и выполняет их функции.
За многолетний период исследований было предложено множество различных классификаций этих функций. Дифференцирование их имеет условный характер, так как на практике все функции неразрывно связаны друг с другом и взаимно переплетены. Чтобы осуществлять процесс педагогической деятельности в хореографическом коллективе, руководитель должен обладать следующими функциями:1

1. Коммуникативная. Очень важная функция, которую педагогу необходимо формировать и развивать. Это способность педагогического общения с учащимися. Ее специфика состоит в том, что такое общение осуществляется под руководством педагога и нацелено на решение учебно-воспитательных задач. Педагогическое общение в хореографическом коллективе многообразно. Оно включает в себя и непосредственное отношение педагога к учащимся и учащихся между собой: их сопереживание и взаимопонимание, обмен информацией, взаимодействие их друг с другом. В одних случаях общение педагога с учащимися устанавливается в процессе занятий и репетиций, в других – в процессе обсуждения конкурсов и соревнований.
2. Организационная функция. Педагогу также необходимо иметь и организаторские способности. Прежде всего, они сказываются в умении планировать свою деятельность, в которой воедино слита его профессионально-хореографическая и психологическая подготовленность. В плане должны чередоваться различные компоненты работы с учащимися; от интенсивных нагрузок до небольших пауз отдыха. Организаторские способности характеризуются и тем, как правильно спланированные занятия осуществляются в реальном учебно-воспитательном процессе. Хорошо организованные занятия оставляют у учащихся чувство удовлетворенности: сегодня они получили знания, овладели новыми танцевальными движениями, закрепили ранее пройденное.2

Организаторские способности педагога непосредственно влияют на эффективность каждого учебного занятия и всего процесса обучения в целом. В самом деле, если, например, педагог – прекрасный исполнитель танцев и любит работать с детьми, но не обладает организаторскими способностями, то его занятия могут оказаться малопродуктивным.

Чтобы добиваться успехов в осуществлении поставленных целей и быть готовым к преодолению трудностей, возникающих в учебном процессе, педагог должен вырабатывать у себя необходимые волевые качества. Воля педагога проявляется в его целеустремленности, настойчивости и упорстве в работе по совершенствованию профессионально-педагогического мастерства. Не менее важное волевое качество – умение владеть собой. Оно проявляется в том, что даже при создавшихся неприятных обстоятельствах (например, учащийся в присутствии всего коллектива выражает недовольство чем-либо) педагог обладает выдержкой и терпением, и это помогает ему успешно справиться с возникшими затруднениями.

Педагогический процесс в любом коллективе — производственном, трудовом, научном, школьном (ученическом), студенческом — специфичен по организации, содержанию, методике проведения и используемым средствам. Специфика эта определяется также характером и основным предметом деятельности, которую выполняют члены коллектива.

Не является исключением в этом отношении и художественный коллектив, основной предмет деятельности которого — искусство, а основная цель — формирование и удовлетворение духовно-эстетических потребностей народа. В самодеятельном художественном коллективе эта цель трансформируется в область решения воспитательных задач, прежде всего среди непосредственных исполнителей. Педагогический процесс реализуется благодаря вовлечению их в художественно-творческую и социально-культурную деятельность. Осуществляется эта деятельность во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений.

Роль искусства в процессе формирования личности можно определять как корректирующую, обогащающую, усиливающую нравственно-эстетическое и творческое влияние труда, окружающих условий. Искусство в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих противоречий в процессе развития творческой личности, снимает дисгармонирующие факторы, создает определенный художественный фон.

Роль художественного самодеятельного коллектива как концертной единицы, творца оригинальных произведений искусства или их интерпретатора имеет относительную ценность, на первый план выступает проблема его педагогической направленности, выполнения им социально-педагогической функции.

В чем же заключается специфика искусства как предмета воспитания, средства всестороннего и гармонического развития личности?

Прежде всего, нужно подчеркнуть: искусство не является единственной формой общественного сознания, формирующей личность. Воспитательную нагрузку осуществляют наука, политика, идеология, мораль, право. Но воздействие каждой из этих форм общественного сознания носит локальный характер. Мораль определяет нравственное воспитание, право — правовое, идеология, политика — идейно-мировоззренческое.

Искусство, влияя на сознание, духовно-эмоциональный мир человека, тем самым формирует его целостный облик, активно содействует духовному росту, воспитывает идейные и нравственные убеждения, стимулирует, социально-преобразующую деятельность, повышает политическую культуру, культуру труда и быта.

Эстетическая игра, развлечение незаметно переводят богатство нравственного содержания искусства в личностное достояние. Формируется целостное отношение человека к миру, накладывается отпечаток на все стороны его жизни и деятельности, на отношения, понимание цели и смысла жизни. Искусство обостряет ум, нравственно облагораживает чувства, расширяет кругозор. Процесс «катарсического» — «очищающего» воздействия искусства, конечно, сложен и неоднозначен. Он связан глубинными корнями с явлениями, происходящими в психике, духовном мире личности; на него оказывают непосредственное или опосредованное влияние факторы социального бытия, которые могут как усиливать, так и снижать эффективность процесса.

Советскими психологами, в первую очередь Л. Выготским, С. Рубинштейном, Б. Тепловым, Л. Якобсоном, достаточно всесторонне и глубоко проанализировано и экспериментально подтверждено влияние искусства на развитие личности: умственное, нравственное, эстетическое; вскрыты природа художественных способностей и предрасположенность человека к искусству как форме деятельности.

Основной приметой взаимодействия искусства с человеком является глубокая эмоциональная, чувственная основа этого процесса. Однако эмоциональная интенсивность различных видов деятельности неодинакова. В научном познании эмоции носят подчиненный, фоновый характер. Здесь на первом плане мышление, сознание. В искусстве, художественной практике доминирующее значение имеют эмоции, эмоционально-чувственный опыт. На их основании возникает и сознательное, идейно-образное видение, и понимание содержания искусства.

Эмоциональное мышление, или мышление эмоциями, возникшее как результат соприкосновения с искусством, имеет непосредственный выход на действия человека, их смысловое и эмоциональное наполнение. Эмоции, чувства, как известно, не являются конечным продуктом психической деятельности. Они предстают как вполне конкретный результат (при определенной условности термина) влияния искусства, проявляющийся в форме определенных действий или придания этим действиям соответствующей окраски. Оказывая влияние на поступки, мотивы поведения, эмоции обретают зримые очертания и формы проявления.

Данная особенность эмоционально-психологической деятельности личности в процессе восприятия искусства обусловливает и интенсивность ее художественно-эстетического и нравственного обогащения, процесс развития художественно-творческих навыков.

Оригинальность результатов творчества в художественной самодеятельности можно рассматривать и с точки зрения художественно-эстетической, и личностно-субъективной, т. е. с точки зрения того, что оно дает человеку как художнику и как личности.

Исполнительство в самодеятельном коллективе связано с процессом создания эстетических, духовных ценностей. Одной из них является глубокая нравственная социализация, моральное совершенствование человека. Деятельность эта может заключаться в самостоятельном решении или нахождении путей решения разнообразных художественно-творческих задач. Происходит активное созидание личности, развитие всех ее сторон и духовно-творческого потенциала. Причем данный потенциал реализуется не только в сфере художественной практики, но и во всей системе отношений человека с окружающими. Творческий подход к решению возникающих проблем становится его естественной привычкой, сущностной чертой.

Эффективность творческой деятельности может определяться формированием с ее помощью творческого типа личности. Данный критерий является определяющим для самодеятельного художественного творчества, ибо эта задача — важнейшая из его функций.
2.2 Организация деятельности хореографического коллектива

Для начала деятельности в хореографическом коллективе необходимо обеспечение каждому члену хореографической группы или коллектива возможности для активного участия в ее делах. Второе условие это получение богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности в группах. Третье условие это использование в группах или коллективах таких новых взаимодействия, которые интересы личностного развития детей ставят на первый план. Четвертое условие воссоздать в практической деятельности детских групп и коллективов социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно должны будут столкнуться. Деятельность развивающихся групп и коллективов следует организовывать таким образом, чтобы постепенно готовить детей к взрослой жизни. Пятое условие - выявление задатков ребенка и превращение их в способности.3
Первое из обозначенных условий может быть выполнено тогда, когда количество участников в детской группе относительно невелико, т. е. такое, которое позволяет каждому члену группы свободно вести себя и с полной отдачей сил включиться в совместную деятельность. Практика показывает, что оптимальной по составу является группа численностью от 3 до 7 человек. Объясняется это тем, что группа данной величины обеспечивает активное участие каждого человека в совместной деятельности, позволяя вместе с тем наилучшим образом распределить обязанности между членами группы и скоординировать их действия.

Для того чтобы выполнить второе условие, рекомендуется систематически изменять состав и распределение ролей в детских группах. Это позволяет детям получать богатый и разнообразный опыт, усваивать различные формы ролевого поведения, выстраивать нужные и достаточно гибкие коммуникативные умения и навыки. Чем меньше возраст детей, тем меньшей по величине должна стать группа, в которой все это происходит.            Например, для раннего и дошкольного возраста можно рекомендовать состав групп по 2-4 человека в каждой, для детей младшего школьного возраста – 3-5 человек, для подростков и юношей – группа из 7 человек. Благодаря постепенному увеличению размера группы с возрастом задачи, которые детям приходится решать, становятся сложнее, и это обогащает опыт их межличностного общения. Сошлемся в этой связи только на один пример. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, члены группы должны построить хорошие личные взаимоотношения. Если в группе, состоящей из двух человек, таких отношений всего одна пара, а в группе из трех человек – шесть пар, то в группе из пяти и семи человек их соответственно будет уже тридцать и сорок два.4

Третье из названных условий будет соблюдено, если отношения между группой и каждым отдельно взятым ее членом будут строиться на равноправной, демократичной основе. Это в данном случае означает, что каждый ребенок в группе получает такие же права, как группа в целом, и если его мнение расходится с мнением большинства других членов группы, то за самим ребенком остается право поступить в том или другом случае по-своему.
Нередко то, чем на практике заняты детские группы и коллективы, бывает достаточно интересно для детей как развлечение, но настолько оторвано от социальной действительности и взаимоотношений взрослых людей, что практически не готовит ребенка к жизни. Для того чтобы коллективные формы детского существования стали для них настоящей школой жизненней подготовки, необходимо обеспечить выполнение четвертого условия. Здесь без активной помощи взрослых, без совместной творческой работы социологов, психологов и педагогов, по-видимому, не обойтись. Составляя программу коллективного воспитания детей, необходимо позаботиться о том, чтобы в нее вошли групповые дела, связанные с решением наиболее сложных жизненных проблем. В их число обязательно должны органически войти те виды совместной деятельности детей, в которых решаются проблемы нравственного, политического, экономического и культурного характера. Виды деятельности, в которые практически включаются дети, должны не только готовить их к жизни, но и психологически развивать. В общении со сверстниками ребенок не просто удовлетворяет свои потребности – такая единственная функция совместной деятельности не имела бы особой ценности, но развивается, а настоящее развитие возможно лишь в процессе постановки и решения разнообразных задач. Детские группы и коллективы, по крайней мере, в учреждениях учебно-воспитательного типа, должны создаваться для решения определенных, развивающих задач и находиться в зоне ближайшего (потенциального) развития ребенка.

2.3 Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности

Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это – важнейшее требование к условиям ее формирования.

Ростислав Захаров писал: «Педагог-наставник, обучая танцу, тренируя тело ученика, формирует и его взгляды, его духовный облик, его внутренний мир, его позиции и не только в искусстве, а и в жизни. Ведь в искусстве отражается жизнь, и поэтому, беседуя о нем с молодежью, нельзя не говорить при этом об окружающей нас жизни. Личность человека, как известно, складывается из его субъективного отражения объективной действительности. Каждый человек может выбирать из этой действительности то, что он захочет. Одни — оптимисты, другие — пессимисты. Оптимисты видят мир в более позитивных красках. Какова психика художника, такое и отражение найдет в его искусстве действительность: в жизнеутверждающем, оптимистическом звучании и унылом, беспросветном. Психический склад художника, его мировоззрение — вот что определяет акт рождения искусства».

Педагогический процесс в любом коллективе — производственном, трудовом, научном, школьном (ученическом), студенческом — специфичен по организации, содержанию, методике проведения и используемым средствам. Специфика эта определяется также характером и основным предметом деятельности, которую выполняют члены коллектива.

Не является исключением в этом отношении и художественный коллектив, основной предмет деятельности которого — искусство, а основная цель — формирование и удовлетворение духовно-эстетических потребностей народа. В самодеятельном художественном коллективе эта цель трансформируется в область решения воспитательных задач, прежде всего среди непосредственных исполнителей. Педагогический процесс реализуется благодаря вовлечению их в художественно-творческую и социально-культурную деятельность. Осуществляется эта деятельность во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений.

Роль художественного самодеятельного коллектива как концертной единицы, творца оригинальных произведений искусства или их интерпретатора имеет относительную ценность, на первый план выступает проблема его педагогической направленности, выполнения им социально-педагогической функции.

В чем же заключается специфика искусства как предмета воспитания, средства всестороннего и гармонического развития личности?

Прежде всего, нужно подчеркнуть: искусство не является единственной формой общественного сознания, формирующей личность. Воспитательную нагрузку осуществляют наука, политика, идеология, мораль, право. Но воздействие каждой из этих форм общественного сознания носит локальный характер. Мораль определяет нравственное воспитание, право — правовое, идеология, политика — идейно-мировоззренческое.

Искусство, влияя на сознание, духовно-эмоциональный мир человека, тем самым формирует его целостный облик, активно содействует духовному росту, воспитывает идейные и нравственные убеждения, стимулирует, социально-преобразующую деятельность, повышает политическую культуру, культуру труда и быта.

Эстетическая игра, развлечение незаметно переводят богатство нравственного содержания искусства в личностное достояние. Формируется целостное отношение человека к миру, накладывается отпечаток на все стороны его жизни и деятельности, на отношения, понимание цели и смысла жизни. Искусство обостряет ум, нравственно облагораживает чувства, расширяет кругозор. Процесс «катарсического» — «очищающего» воздействия искусства, конечно, сложен и неоднозначен. Он связан глубинными корнями с явлениями, происходящими в психике, духовном мире личности; на него оказывают непосредственное или опосредованное влияние факторы социального бытия, которые могут как усиливать, так и снижать эффективность процесса.

Советскими психологами, в первую очередь Л. Выготским, С. Рубинштейном, Б. Тепловым, Л. Якобсоном, достаточно всесторонне и глубоко проанализировано и экспериментально подтверждено влияние искусства на развитие личности: умственное, нравственное, эстетическое; вскрыты природа художественных способностей и предрасположенность человека к искусству как форме деятельности.

Основной приметой взаимодействия искусства с человеком является глубокая эмоциональная, чувственная основа этого процесса. Однако эмоциональная интенсивность различных видов деятельности неодинакова. В научном познании эмоции носят подчиненный, фоновый характер. Здесь на первом плане мышление, сознание. В искусстве, художественной практике доминирующее значение имеют эмоции, эмоционально-чувственный опыт. На их основании возникает и сознательное, идейно-образное видение, и понимание содержания искусства.

Эмоциональное мышление, или мышление эмоциями, возникшее как результат соприкосновения с искусством, имеет непосредственный выход на действия человека, их смысловое и эмоциональное наполнение. Эмоции, чувства, как известно, не являются конечным продуктом психической деятельности. Они предстают как вполне конкретный результат (при определенной условности термина) влияния искусства, проявляющийся в форме определенных действий или придания этим действиям соответствующей окраски. Оказывая влияние на поступки, мотивы поведения, эмоции обретают зримые очертания и формы проявления.

Данная особенность эмоционально-психологической деятельности личности в процессе восприятия искусства обусловливает и интенсивность ее художественно-эстетического и нравственного обогащения, процесс развития художественно-творческих навыков.

Оригинальность результатов творчества в художественной самодеятельности можно рассматривать и с точки зрения художественно-эстетической, и личностно-субъективной, т. е. с точки зрения того, что оно дает человеку как художнику и как личности.

Исполнительство в самодеятельном коллективе связано с процессом создания эстетических, духовных ценностей. Одной из них является глубокая нравственная социализация, моральное совершенствование человека. Деятельность эта может заключаться в самостоятельном решении или нахождении путей решения разнообразных художественно-творческих задач. Происходит активное созидание личности, развитие всех ее сторон и духовно-творческого потенциала. Причем данный потенциал реализуется не только в сфере художественной практики, но и во всей системе отношений человека с окружающими. Творческий подход к решению возникающих проблем становится его естественной привычкой, сущностной чертой.

Эффективность творческой деятельности может определяться формированием с ее помощью творческого типа личности. Данный критерий является определяющим для самодеятельного художественного творчества, ибо эта задача — важнейшая из его функций.

Заключение.

             В последнее десятилетие в научных исследованиях активно утверждается взгляд на художественную самодеятельность как на педагогическое явление, в многочисленных исследованиях убедительно показано, что занятия в творческих объединениях могут значительно повлиять на различные качества личности, ее социальную активность, творческие способности, общую культуру, коллективизм и многое другое.           Детские хореографические коллективы, вызывают сегодня самый большой среди всех жанров интерес детей и их родителей. Имеющие самый большой количественный состав в системе детского художественного творчества, они обладают весьма значительным воспитательным потенциалом, определяемым природой хореографического искусства и необычными возможностями построения педагогического процесса.
На сегодняшний день пока еще нет полных теоретических разработок проблем и многих практических вопросов построения художественно-педагогического процесса в детских творческих коллективах и руководства хореографическими коллективами, поэтому исследование именно этих вопросов является очень важным.
Выявление особенностей детского хореографического коллектива как своеобразной педагогической системы, и руководства хореографическим коллективом на начальных этапах требует дальнейших исследований и разработок.

Список литературы.

1.Безрукова,В.С. Все осовременном уроке в школе:проблемы и решения, выпуск 3-М;2004.-127с.

2.Безрукова,В.С. Все осовременном уроке в школе:проблемы и решения, выпуск 5-М;2004.-127с.

3.Вайндорф-Сысоева,М.Е., Крившенко,Л.П. Педагогика: краткий курс лекций- М;2004.254с.

4.Педагогика. ЮНИТА1: общие основы педагогики-М;2005.-98с.

5.Педагогика. ЮНИТА2: процесс обучения-М;2005.-142с.

6.Подласый,И.П. Педагогика начальной школы:Учебное пособие для студ.пед.колледжей.-М;2001.-400с.

7.Подласый,И,П, Педагогика:Учеб.для студ.высш.учеб.заведений.-М;1996.-432с.

8.Сластенин, В.А., Исаев,И.Ф., Шиянов,Е,Н. Педагогика:Учебное пособие для студ.высш.заведений – М;2005.-576с.

9.Тарасенко Т.В. Развитие  профессиональных навыков менеджера танцевального коллектива /Ауезовские чтения-3. ЮКГУ им. М. Ауезова, 2001. Т. 3. - С. 30.

10.Ткаченко С.Т. Работа с танцевальным коллективом. – М.: Педагогика, 1998. – С. 45.

11.Ярулов,А.А. интегративное управление средой образования в школе-М;2008.-367с.

12. http://allbest.ru

1 Ткаченко С.Т. Работа с танцевальным коллективом. – М.: Педагогика, 1998. – С. 45.

2 Ткаченко С.Т. Работа с танцевальным коллективом. – М.: Педагогика, 1998. – С. 45.


3 Тарасенко Т.В.  Развитие  профессиональных навыков менеджера танцевального коллектива /Ауезовские чтения-3. ЮКГУ им. М. Ауезова, 2001. Т. 3. - С. 29.

4 Тарасенко Т.В.  Развитие  профессиональных навыков менеджера танцевального коллектива /Ауезовские чтения-3. ЮКГУ им. М. Ауезова, 2001. Т. 3. - С. 30.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации