Лекция по дисциплине Аттестация рабочих мест по условиям труда - файл n1.doc

Лекция по дисциплине Аттестация рабочих мест по условиям труда
скачать (148.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc149kb.29.05.2012 23:53скачать

n1.doc

  1   2



Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы

МЧС России

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Кафедра безопасности жизнедеятельности
Экз. № ________

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры

майор вн. службы

Балабанов В.А

”_____” _____________ 200_ года

Л Е К Ц И Я
по дисциплине «Аттестация рабочих мест»

по специальности 280102.65 «Безопасность технологических процессов и производств»

Тема № 1 Государственная экспертиза условий труда и законодательно-нормативные акты


Обсуждена на заседании кафедры

Протокол №______от

”______” _______________ 200_ года

Санкт-Петербург

200_
I.Учебные цели

1. Получить представление о здоровье человека (индивидуальном и профессиональном), профессиональных заболеваниях и международной нормативно-правовой базе в области обеспечения здоровых условий труда.

2. Уметь применять знания для получения и анализа информации по условиям труда на рабочем месте;

3. Формирование профессиональных и деловых качеств специалистов по безопасности жизнедеятельности для повышения эффективности работ в области защиты человек в условиях производства.
II.  Расчет учебного времени


Содержание и порядок проведения занятия

Время, мин


ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Учебные вопросы

  1. Понятие о государственной экспертизе условий труда.

2. Организация, цели и задачи государственной экспертизы условий труда.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ



10
75
35

40

5


III. Литература


  1. Кукин П.П., Лавин В.Л., Пономарев Н.Л., Сердюк Н.И. Безопасность жизнедеятельности технологических процессов и производств. Охрана труда. 2002

  2. Безопасность и охрана труда. Учебное пособие для вузов. Под ред. Русака О.Н. СПб: МАНЭБ, 2001 –279 с.

  3. Аттестация рабочих мест / Сост. Чепульский Ю.П., Бекасов В.И.; Под ред.Чепульского Ю.П. -М.: Альфа-Композит, 1998. - 304с.



IV. Учебно-материальное обеспечение
1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника.

2. Демонстрационные слайды.

Раздаточный материал:

  1. Бланки сертификатов безопасности.

  2. Бюллетени по охране труда.


V. Текст лекции
Вводная часть
В современных условиях высокоразвитого производства, оснащенного сложной техникой, необходим научный подход к организации труда на рабочих местах. Рационально организованное рабочее место обеспечивает условия труда, правильное построение трудового процесса, избавляет от лишних и неудобных движений, позволяет сократить затраты времени, улучшить использование оборудования, повысить качество выполняемой работы, обеспечить сохранность оборудования.

В целях обеспечения этого, государственная экспертиза условий труда предполагает осуществление комплекса мероприятий:

  1. Разработка перечня работ и операций основного производства и установление последовательности их выполнения;

  2. Подбор, профессиональная подготовка и расстановка кадров, четкое определение обязанностей каждого работника;

  3. Организация и оснащение рабочих мест, обеспечивающие эффективное выполнение каждым работником, производственных заданий;

  4. Внедрение наиболее рациональных приемов и методов выполнения работ;

  5. Создание необходимых санитарных и производственно-бытовых условий, обеспечивающих гигиену и безопасность труда, регламентация режимов труда и отдыха работников;

  6. Установление норм труда и его оплаты, выбор форм морального и материального стимулирования роста производительности труда.

Учебный вопрос № 1. Понятие о государственной экспертизе условий труда
Государственная экспертиза условий труда представляет собой совокупность мероприятий, включающих комплексную оценку каждого рабочего места на его соответствие современным технико-технологическим, организационно-экономическим и социальным требованиям. В ходе экспертизы определяются технико-технологический, организационно-экономический уровни рабочих мест, условия труда и техники безопасности на рабочем месте. На этой основе производится всесторонняя оценка рабочего места с учетом передового отечественного и зарубежного опыта и проводится целенаправленная работа по их рационализации.

Рационализация рабочих мест представляет собой совокупность организационно-технических мероприятий, разработанных на основе проведения государственной экспертизы и направленных на совершенствование действующих рабочих мест и улучшение их использования.
Основные термины и определения,

применяемые в государственной экспертизе условий труда

Основные термины

Определение

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации работ по охране труда в организациях, для подтверждения или отмены права предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда

Рабочее место

Место, где работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (Трудовой кодекс Российской Федерации»).

Рабочая зона

Пространство, высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного (непостоянного) пребывания работников.

Постоянное рабочее место

Место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50% или более 2 часов непрерывно). Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона (ГОСТ 12.1.005-88)

Коллективное рабочее место

Рабочее место, на котором занято несколько работников без закрепления за каждым из них индивидуальной рабочей зоны, для деятельности которых характерны:

  • один и тот же парк обслуживаемого оборудования;

  • одни и те же используемые инструменты, сырье и материалы;

  • одни и те же зоны работы;

  • один и тот же характер и режим работы.

Непостоянные рабочие места

Места с территориально меняющимися рабочими зонами.

Аналогичные рабочие места

Рабочие места, которые характеризуются совокупностью признаков:

  • профессии или должности одного наименования:

  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении единого технологического процесса;

  • использование однотипного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

  • работа в одном помещении или на открытом воздухе, где используются единые системы вентиляции, кондиционирования воздуха, освещения;

  • одинаковое расположение объектов на рабочем месте.

Условия труда

Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (Трудовой кодекс Российской Федерации»).

Безопасные условия труда

Условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы (Трудовой кодекс Российской Федерации»).

Вредные условия труда

Условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство (Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.2006 – 05.)

Вредный производственный фактор

Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию (Трудовой кодекс Российской Федерации»).

Гигиенические критерии оценки условий труда

Показатели, позволяющие оценить степень отклонений параметров производственной среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов.

Опасные (экстремальные) условия труда

Условия труда, характеризующиеся такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений (Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.2006 – 05).

Опасный производственный фактор

Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме (Трудовой кодекс Российской Федерации»).

Фактор среды или трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти (Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.2006 – 05).

Напряженность труда

Характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы. (Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.2006 – 05.).

Тяжесть труда

Характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Травмобезопасность

Соответствие рабочих мест требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работающих в условиях, установленных нормативными правовыми актами по охране труда


Дадим обоснование к предполагаемым мероприятиям, необходимым для рационального использования потенциальных возможностей работников.

Во-первых, соблюдая режим труда и отдыха, мы уменьшаем период врабатываемости, а это увеличит фазу устойчивой работоспособности, это даст увеличение производительности труда всего предприятия.

Во-вторых, используя светлые тона красок при окраске стен, пола в цехе и с помощью штатных уборщиков убирая цех во время перерыва, это возможно снизит утомляемость работника. Это мероприятие может положительно сказаться на эмоциональном самочувствии мастера, а это очень важно, т.к. мастеру в течение смены приходится очень часто общаться с рабочими цеха.

В-третьих, необходимо улучшить работу системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в цехе, особенно при работе в зимнее время. А так как работа мастера связана с постоянным движением по цеху, это мероприятие улучшит самочувствие работников и положительно скажется на их работе.

В-четвертых, строго соблюдая трудовой процесс, т.е. исключив работу непредусмотренную обязанностями мастера, мы позволим заниматься ему наставнической работой, т.е. больше времени уделять молодым и неопытным рабочим, обучать их передовым и рациональным приемам труда, передавать им свой опыт. Это в первую очередь скажется на качестве выпускаемой продукции, и на производительность труда.

Все это позволит коллективу качественно и своевременно решать самые трудные и ответственные задачи и поручения руководства предприятия.

Таким образом, становится очевидно эффективной та огромная работа, которую предполагает государственная экспертиза условий труда на производстве.
  1   2


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации