Контрольная работа - История архитектурных стилей - файл n1.doc

Контрольная работа - История архитектурных стилей
скачать (1066 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1066kb.01.06.2012 15:11скачать

n1.doc



Высший юридический колледж

Г. Ижевск


Контрольная работа на тему:

История архитектурных стилей
г.Ревда

2009

Содержание


  1. Введение в архитектуру.

  2. Древний мир.

    1. Архитектура древнего Ближнего Востока;

    2. Древний Египет;

    3. Древние цивилизации Америки.

  3. Классический мир.

    1. Древняя Греция;

    2. Римская архитектура;

    3. Раннехристианская и византийская архитектура.

  4. Индия и Юго-Восточная Азия, Восточная Азия.

    1. Индийская архитектура;

    2. Юго-Восточная Азия;

    3. Китай;

    4. Япония и Корея.

  5. Исламский мир.

    1. Первые мечети;

    2. Персия и могольская Индия.

  6. Средневековая Европа.

    1. Романский стиль;

    2. Готический стиль.

  7. Возрождение.

    1. Возрождение в Италии;

    2. Возрождение за пределами Италии.

  8. Барокко и рококо.

    1. Барокко;

    2. Рококо.

  9. Классицизм.

    1. Классицизм;

    2. Классицизм в США.

  10. Индустриальный мир.

    1. Эпоха машин;

    2. Неоготика;

    3. Ностальгия и чудачества.

  11. Современный мир.

    1. Модернизм;

    2. Традиционализм;

    3. Архитектура в наши дни.



I.

Введение в архитектуру.
Люди начали строить первые города примерно семь тысяч лет назад, а может быть даже раньше, в районе так называемого «плодородного полумесяца» - территории, простирающейся от восточного побережья Средиземного моря до Персидского залива. Древнейшие пока известные нам города находились в южной части современного Ирака. Поселившиеся здесь люди, благодаря самому факту осёдлой жизни, получили возможность производить излишки продуктов и запасать их на холодное время года. Таким образом, у них оставалось время для ритуалов и праздников. У этих людей появились боги, а также цари, от которых подданные ждали защиты в обмен на власть. Так возникла потребность в общественных постройках, храмах, дворцах и сторожевых башнях. Глинобитные хижины не годились для богов, жрецов, воинов и царей, и именно для них впервые были уложены рядом два, а затем ещё много миллионов кирпичей. Так родилась архитектура. Цивилизация, города и архитектура развивались рука об руку.

Мисс Ван дер Роэ (1886-1969), современный архитектор, страстно любивший и хорошо знавший древнюю культуру, также называл архитектуру «волей эпохи, переведённой на язык пространства». Любой человек, видя греческий храм, готический собор, нью-йоркский небоскрёб или немецкий стадион, прекрасно понимает, что имел в виду Мисс Ван дер Роэ. Именно ему принадлежит вариант крылатого выражения – «люди имеют ту архитектуру, которую они заслуживают», то есть ту, которую они могут видеть воплощённой в кирпиче или в камне. Архитектурный подход к истории, по сути, так же хорош, как и все остальные. По архитектурным памятникам разных эпох и стран можно прочесть – и в большей или меньшей степени понять – историю различных народов и правительств. Архитектура, в отличие от изящных искусств, говорит нам не только о культуре, но, и в известной степени, также о политике и экономике.

С самого начала во всех архитектурных сооружениях – от двух правильно уложенных кирпичей и до монументов, устремлённых к звёздам и связывающих мир людей с небесами, - отражались честолюбивые устремления людей. Одна из целей архитектуры – возвышать дух. В архитектуре мы находим способ прославить самого человека и подняться над прозой будней, оставаясь в реальности сегодняшнего дня. Безусловно, это не единственное её предназначение. Архитектура может быть сознательным актом творчества, но в то же время здание – это всегда некое пристанище. Одно из самых ярких отличий архитектуры о изящных искусств заключается в том, что постройки имеют вполне конкретное предназначение.

Ещё один знаменитый современный архитектор, Ле Корбюзье (1887-1965), определил архитектуру как «совершенную, правильную и величественную игру объёмов, объединённых светом». Луна и звёзды играли одинаково важную роль и в художественном оформлении, и в планировке античных храмов и готических соборов. Здания ещё в древние времена проектировались в соответствии с расположением небесных тел и созвездий.

История архитектуры – это история средств, с помощью которых мы пытаемся навести порядок в нашем бесконечно интересном, но в то же время беспорядочном мире и понять его смысл. Все мы живём и работаем в зданиях. И нет причин отказывать любому из них – от самого скромного до самого фешенебельного – в праве воодушевлять нас хотя бы своими деталями: поворот лестницы; лучи света, рисующие на полу таинственные узоры; материалы, прохладные на ощупь даже в самый жаркий день; ритм аркады; изобретательная конструкция купола… Архитектура возвышает дух, и в то же время рассказывает об устремлениях людей, их тщеславии и потребностях, верованиях и мечтаниях. В этой работе я хочу рассмотреть историю развития архитектуры, её стили и их взаимосвязь.
II.

Древний мир.


  1. Архитектура древнего Ближнего Востока (ок. 5300-350 до н.э.)




Зиккурат в Уре



Дворец в Персеполе.
Боги и цари. Архитектура древнего Ближнего Востока является для нас рассказом о двух этих могущественных силах – божественной и претендующей на божественность. Во многом это так, потому что рядовые постройки этой эпохи, в которых люди жили и работали, давно исчезли с лица земли. До нас дошли лишь лучше или хуже сохранившиеся руины пышных дворцов и храмов – архитектура религии и власти.

Все уцелевшие памятники древнего Ирака, относящиеся к периоду примерно с 3000 года до н.э., построены из кирпича. Камень был практически недоступен, как и прочная древесина, необходимая для перекрытий больших помещений. Самым впечатляющим из древнейших памятников ближневосточной архитектуры является зиккурат в Уре.

Со временем весь регион вошёл в состав первой в мире великой империи, основанной персидским царём Киром Великим. С этого времени способы строительства не только распространялись от одного города или царства к другому, но и смешивались, образуя сочетания стилей, которые выводили архитектуру на новые пути развития и стимулировали творческий поиск. Ремесленники со всех концов Персидской империи объединяли свои усилия, чтобы создать новую архитектуру, более гибкую и чувственно воспринимаемую, нежели прежнее зодчество шумеров, аккадцев, вавилонян и ассирийцев.

Элементы.

Главными строительными материалами на Ближнем Востоке были кирпич и камень. Со временем поверхности всех зданий всё чаще стали украшать, а затем и полностью покрывать изразцами и рельефами. Большая часть символических изображений имела яркую раскраску и сопровождалась надписями. Дворец в Персеполе, строительство которого началось при Дарии I в 518 году до н.э. – самый яркий памятник этой эпохи. Вдоль лестниц и террас дворца тянутся ленты рельефов, разделённых между собой поясами из розеток, фигуры изображают пышные процессии персидских и иноземных вельмож, вождей, придворных, стражников и людей, несущих дань со всех концов империи.

Вавилонские здания можно читать как книги, надписи на них нанесены поверх рельефных фигур. Популярным элементом архитектуры в то время были скульптуры животных. Фигуры реальных и фантастических зверей с мощными головами, крыльями, хищными клювами и когтями символизировали власть царя над страной. Реалистические сцены охоты на львов и охоты самих зверей на более слабых существ можно увидеть во многих ассирийских, вавилонских и персидских дворцах. У гостей Персеполя не оставалось сомнений в характере владык, с которыми им предстояло встретиться на вершине лестницы дворца.


  1. Древний Египет (ок. 3000 до н.э. – 300 н.э.).


Мир никогда не перестанет восхищаться культурой Древнего Египта. Сложность мифологической системы, запутанные погребальные обряды, мумии кошек и змей, сама стойкость культуры, которая оставалась неизменной на протяжении тысячелетий, завораживают умы людей. Столь же притягательна и египетская архитектура с геометрической безупречностью пирамид и таинственным полумраком гробниц и храмов.

Архитектура Древнего Египта развивалась довольно медленно на протяжении примерно трёх тысячелетий. В этот период богатое и хорошо организованное государство практически не подвергалось иноземным вторжениям. Экономическое и культурное богатство страны зависело от сезонных изменений и разливов Нила. Так были возведены пирамиды, предназначавшиеся для погребения мумий фараонов и их сокровищ. Самая древняя из них – Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре была спроектирована Имхотепом, первым архитектором, который известен по имени.

Несмотря на своё постепенное огрубение, египетская культура на протяжении веков не переставала восхищать путешественников и исследователей. От неё приходили в восторг древние римляне. А в 1922 году английский археолог Говард Картер обнаружил гробницу юного Тутанхамона и тем самым положил начало моде на всё «египетское», которая жива до сих пор. Именно она вдохновляла представителей течения ар-деко в конце 1920-х – начале 1930-х годов, породила несметное количество книг и кинофильмов и до сих пор увлекает миллионы человек в путешествия вниз по Нилу, от Каира до Луксора.

Элементы.

Для древнеегипетских построек из камня характерны массивные архитектурные формы – мощные наклонные стены, огромные пирамидальные объёмы, колоссальные статуи и величественные колоннады. В этот набор элементов органично вплетались каменные скульптуры божеств, как в человеческом, так и в животном облике, а растительные формы активно использовались в оформлении капителей. Вдоль церемониальных дорог, ведущих к храмам, часто ставились ряды сфинксов – мифических существ с тело льва и головой человека или барана. Древнеегипетские постройки замышлялись как своего рода «текст», который можно читать: рельефы на стенах храмов и дворцов представляют собой целые повествования с картинками. Огромные статуи фараонов перед храмами должны были демонстрировать простым смертным божественную мощь царя. Например, перед храмом в Абу-Симбеле стоят четыре колоссальные статуи Рамсеса. Вершины некоторых пирамид вероятней всего покрывались золотом (Великая пирамида Хеопса).


  1. Древние цивилизации Америки.


Древние цивилизации Америки кажутся современному человеку столь необычными, что их памятники даже принимали за остатки исчезнувшей Атлантиды. В ходе испанского завоевания Мексики и Перу в XVI веке уничтожение местной культуры приняло огромные масштабы, и нам теперь очень трудно составить верное представление о здешнем прошлом.

За тысячи лет до того как европейцы выдвинули свои претензии на земли Нового Света, на территории Центральной и Южной Америки существовали большие, богатые и высокоразвитые цивилизации (ольмеки, сапотеки, тольтеки, ацтеки).

Центральная и Северная Америка (ок. 300 до н.э. – 1550 н.э.).

Масштабы построек ацтеков, майя и других народов, населявших территорию современной Мексики и Центральноамериканских государств, впечатляющи даже по современным меркам. Завоеватели – испанцы были поражены зрелищем великолепных городов, по сравнению с которыми их собственные столицы казались грязными деревушками.

Среди всех народов Древней Америки самыми выдающимися строителями были жители Теотиуакана. Их столица находилась в 60км к северо-востоку от современного Мехико. Город был основан около 300 года до н.э. и достиг своего расцвета в 200-400 годах, когда численность его населения доходила до 200 000 человек. Для той эпохи это был поистине огромный город. Ацтеки, видевшие город называли его «столицей богов». Памятники, сохранившиеся от цивилизаций Центральной Америки – это ступенчатые пирамиды, поднимающиеся над джунглями, подобно горным пикам.

Элементы

Ступенчатая пирамида была преобладающим типом монументальных построек в доколумбовой Америке. Внутренние помещения немногочисленны. Интерьер был не так важен, как ритуальный смысл самого существования огромной постройки и связанные с ней обряды. Платформы, алтари, лестницы для процессий, статуи и резной декор – всё это имело важное значение. Каменные маски, искажённые страшными гримасами, головы змей и других чудовищ с горящими глазами и страшными зубами глядят на нас со стен храмов и дворцов.

Из наиболее выдающихся памятников древней цивилизации Северной и Центральной Америки можно назвать Пирамиду Солнца и Храм Надписей в Мексике, Храм Большого Ягуара и дворец Коц-Пооп в Северной Гватемале. Также поражает своей красотой и величием древний город Пуэбло в США.

Южная Америка (ок 600 до н.э. – 1550 н.э.)..

Огромная империя инков простиралась на 4000 км к югу от Перу, по территории Чили, и на восток, до тропических лесов Амазонки. Это государство было недолговечным, его расцвет пришёлся на 1438 – 1532 годы. Несмотря на ужасные разрушения, причинённые испанскими конкистадорами, инки сумели оставить в наследство потомкам впечатляющие образцы средневековых градостроительных технологий – дороги, террасы и гидравлические системы.

Инкские города не были похожи на те сухие и безжизненные места, по которым мы путешествуем сегодня. Их оживляло журчание воды, струившейся из каменных труб в бассейны и стекавшей вдоль лестниц. Сила воздействия архитектуры инков заключена в героическом характере их каменного строительства. Именно мастерство каменщиков лежало в основе террас, садов, фонтанов и обеспечивало весь образ жизни, гораздо более красочный, чем можно представить, глядя на уцелевшие камни.

Элементы.

Популярным украшением стен городских зданий были маски. Выразительные скульптуры украшали ворота. Многочисленные стенные рельефы изображены на глинобитных стенах. Инкские каменщики были искусными мастерами. Стены возводились без связующего раствора. Вырубленные с высокой точностью камни сцеплялись друг с другом, образовывая устойчивые к землетрясениям, долговечные стены. Ступенчатые стены ограждали горные поселения и образовывали уступы-террасы. Их орошали и использовали для земледелия, так что город и деревня образовывали единое целое. Особенностью архитектуры зданий инков были трапециевидные проёмы, предназначенные, для того чтобы уменьшить длину притолоки. Эти удивительно прочные конструкции успешно прошли испытание временем.

Из наиболее выдающихся архитектурных памятников древней цивилизации инков можно назвать Храм Солнца и город Чан-Чан в Перу. К самым притягательным в мире памятникам для туристов относится город Мачу-Пикчу(Перу). Этот город представляет собой почти совершенный образец экономической самодостаточности.
III.

Классический мир.


  1. Древняя Греция (ок. 1500 до н.э. – 250 до н.э.)




Парфенон
Начиная с середины XVIII столетия греческие храмы, статуи и литературные произведения считались высочайшими образцами искусства, на создание которых способен человек. «Золотой век» Афин, начавшийся при Перикле, длился приблизительно с 460 по 370 год до н.э. Именно в это время была установлена демократия и власть закона, построены знаменитые памятники Акрополя, в том числе и Парфенон. Перикл был популярным и последовательным правителем. За 40 лет он перестроил центр Афин по чёткому плану, проявив несравненное чувство стиля. Он же построил греческий флот, от которого зависело могущество города – государства.

Несмотря на совершенство пропорций, греческая архитектура этого периода часто изображается как холодная. Это не так. Представления о том, что классические Афины были чем-то вроде немецкого идеального военного государства, но под средиземноморским солнцем и сенью олив, пропагандировались прусскими учёными XVIII века. Их работы повлияли на европейских и американских учёных, а также на целые поколения школьных учителей, которые упорно изображали Афины эпохи Перикла правильным и просвещённым государством. Кажется, что афинские постройки подкрепляют этот образ идеальной ясности: в основном они следуют простым принципам опорно-балочной конструкции. Это архитектура чётко регламентированных горизонталей, и корни её уходят в деревянное строительство.

Элементы.

Древняя Греция – колыбель европейской архитектуры. Представленные здесь формы использовались целыми поколениями архитекторов во всём западном мире. Греческая архитектура и по прошествии 2500 лет со времени своего расцвета не утрачивает мощи, благородной красоты и внутренней простоты, хотя и выглядит близкой и знакомой. Рассмотрим некоторые элементы греческой архитектуры, которая отличалась очень искусной и стильной декоративностью. На метопах (прямоугольных каменных плитах) изображались сцены из мифических и реальных войн (Парфенон), также храмы украшались скульптурами и кариатидами. Колонны храмов имели ребристую поверхность, для того чтобы исправить оптические искажения, стыки каменной кладки построек были едва заметны. Греческая архитектура знаменита несколькими типами архитектурной композиции с чётко определёнными формами частей колонн и антаблемента (ордерами). Классические ордера: дорический, ионический, коринфский, тосканский, композитный.

В качестве наиболее выдающихся памятников греческой архитектуры можно назвать Дворец царя Миноса на Крите, Парфенон, Панафинейский стадион и Храм Гефеста в Афинах, Храм Посейдона в Пестуме (Италия), театр в Эпидавре (Греция).


  1. Римская архитектура (ок. 500 до н.э. – 500 н.э.)




Колизей
Римская архитектура отличается неукротимой энергией. Начиная с 753 года до н.э., легендарной даты основания Рима Ромулом и Ремом, и до 300 года н.э. могущество и влияние Рима постоянно возрастало. Архитектура и инженерные технологии распространялись по стране вслед за легионами и политикой «Pax Romana» по мере того, как Римская держава включала в себя всё новые территории.

Рим воспринял греческую культуру, подчинив себе Грецию в 146 году до н.э. В период перехода от республики к империи – во время правления Августа – были созданы величайшие памятники римской культуры, вдохновлённой греками: произведения Цицерона, стихи Вергилия, Горация, исторический труд Ливия и сенсационные архитектурные сооружения. Со временем римская архитектура достигла истинного величия. Рим превращался в мраморный город. Римские архитекторы воздвигли большое количество храмов, театров, терм и акведуков.

Элементы.

Римская архитектура была лицом республики, которая со временем превратилась в одну из самых могущественных империй мира и оставила отпечаток своей культуры на завоёванных землях Восточной и Западной Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. Легионы Рима несли с собой в провинцию характерную, легко адаптировавшуюся к новым условиям архитектуру. Рассмотрим некоторые особенности римской архитектуры. Популярной формой имперской пропаганды были рельефные медальоны с мифологической интерпретацией недавних событий, которые украшали здания и сооружения. Римские императоры гордились своими завоеваниями. Триумфальные арки увековечивали в мраморе летопись их побед. Также римляне умело использовали практические и эстетические свойства арок. Колизей – одна из крупнейших римских построек. Римские императоры питали слабость к круглым, овальным и прочим планировкам, в которых эффективно применялись изогнутые линии вместо строгих классических прямых. Редкая монументальная постройка обходилась без посвятительной надписи на фасаде. Полы многих римских зданий были украшены мозаикой. В своих постройках римляне использовали гипокауст – систему центрального отопления, в которой горячий воздух от печей циркулировал по трубам, проложенным под полом. Памятниками римской архитектуры являются Пантеон в Риме, город Помпеи, Римские Термы в Англии, Сокровищница Петры в Иордании.


  1. Раннехристианская и византийская архитектура (ок. 400 – 1500 гг.)


Первые христиане не проявляли особого интереса к архитектуре. Они верили в близкое наступление Царства Божия, поэтому, пока им казалось уместным проводить религиозные церемонии в домах, они не строили церкви или другие культовые помещения. Но после того как в 330 году римский император Константин, обратившийся в христианство в 312 году, основал Константинополь – «Новый Рим», - ситуация изменилась.

Первые крупные христианские церкви в Риме и на Апеннинском полуострове строились по принципу базилики. Самым ярким примером была церковь Св. Петра, основанная самим Константином в 330 году. Позднее её снесли, чтобы построить существующую по сей день базилику Св. Петра. К счастью, уцелели многие другие церкви такого типа. Но в Константинополе новая архитектура развивалась медленно. Только в правление императора Юстиниана (527-565) произошло первое действительно значимое событие в этой области – по его приказу было начато строительство храма Св. Софии. В храме Св. Софии объединились восточные и западные влияния, результатом чего стало появление одного из величайших зданий в мире. Этот памятник имеет особое значение, поскольку знаменует полный разрыв с ордерной архитектурой. Внутреннее пространство церкви, перекрытое огромным плоским куполом, было настолько большим, насколько позволяли технологические возможности того времени. После освящения церкви в 537 году купол обрушился, но был восстановлен к 563 году. Архитекторы Исидор из Милета и Анфимий из трал создали величественное здание нового типа. Влияние архитектуры храма Св. Софии распространилось по Италии, Греции, Турции и достигло Руси. Её план послужил основой для великолепных мечетей Синана, построенных в XVI веке, уже после того как Константинополь был захвачен турками, а Айя-Софию превратили в мечеть, окружённую минаретами.

Элементы.

Византийский стиль с его причудливыми куполами и роскошными мозаиками был перенят как на Западе, в Равенне и Венеции, так и на севере, на Руси. Основой византийского стиля является полукруглая арка. Обилие куполов также является отличительной чертой архитектуры Византии. Парящие в высоте они расширяли центральное пространство церкви, создавая ощущение лёгкости и обилия света. Великолепные золотофонные мозаики с их графической простотой и потрясающим воздействием на зрителя насыщали интерьер византийских церквей светом, теплом и таинственностью. В оформлении капителей византийские архитекторы отошли от классических античных стандартов. Плавные линии и природные формы являются предвестниками готического стиля. Для русской версии византийского стиля характерен луковичный купол. Впоследствии, в эпоху барокко, эти формы распространились в Европе.


III.

Индия и Юго-Восточная Азия.


  1. Индийская архитектура (ок. 1700 до н.э. – 1800 н.э.)




Храмы Кхаджурахо
История древнеиндийской архитектуры – это, по большей части, рассказ о том, как могущественные и популярные религии увековечивали свои идеи в монументальных формах. Буддизм, джайнизм индуизм сыграли важную роль в развитии архитектуры, которая прославляет царство природы, земные радости, стремление человека к сверхъестественному и сложный мир богов.

Индийские, и особенно индуистские храмы, воплощающие любовь и к реальному миру, и к царству духа, кажутся тёплыми и чувственными, и ВТО же время сложными и загадочными постройками. Самыми красивыми и волнующими из них являются храмы в Махабалипураме на берегу Бенгальского залива. Но подобное выражение радостной любви к природе в скульптурных формах встречается по всей Центральной и Южной Индии. Самые ранние рельефы с милыми фигурками домашних животных отдают дань уважения к миру древних земледельцев. С течением времени индуистские храмы превращались в сокровищницы скульптуры, отошедшей от сельскохозяйственной тематики в сторону прославления любовных чувств. Чувственная архитектура, наполненная глубоким смыслом, бросает вызов и одновременно доставляет удовольствие иностранцам, приезжающим в Индию. Скульптура высоких ступенчатых башен, или сикхар, в индийских храмах прославляет всё священное в мире – от коров и телят до богов, царей и любовников. В этих зданиях, состоящих из бесчисленных, связанных между собой деталей, от скульптуры не меньше, чем от архитектуры.

Элементы.

На древнеиндийскую архитектуру влияли мощные и глубокие религиозные течения – буддизм, брахманизм и индуизм. Все вместе они дали миру богатое и чувственное искусство, в котором мирское начало было уравновешено духовным. Любовь к природе и мастерство зодчих видны в каждой детали, от рельефных фигур животных до эротической скульптуры. Популярным приёмом индийской архитектуры были открытые павильоны. Они оживляли очертания крепостей и дворцов. Некоторые из них, совсем крошечные, другие служили балконами. Индусы строили ступы – святилища, символизирующие священную гору Меру и служащие ковчегом для реликвий Будды. Самая знаменитая ступа – Большая ступа в Санчи. Архитектура Индии обильна анималистическими скульптурами. Для индусов всё живое священно и достойно изображения. Побывав в Индии и Юго-Восточной Азии стоит побывать в таких прекрасных местах как Ступа Руанвелли-Дагоба (Шри-Ланка), г. Хараппа (Пакистан), необыкновенной красотой славятся Храмы Кхаджурахо с эротическим декором в Индии, Дворец Потала в Тибете.


  1. Юго-Восточная Азия (ок. 500 – 1500 гг.).


Индийские архитектурные традиции проникли в Юго-Восточную Азию вместе с буддизмом и индуизмом. Они распространялись столь быстро, что к XIII столетию ступы, ступенчатые сикхары и башни в форме бутона лотоса встречались уже в Бирме, Камбодже, Таиланде и даже в Индонезии. Многие из них впоследствии превратились в развалины и были восстановлены только XIX-XX веках.

Крупнейшие архитектурные достижения Юго-Восточной Азии – это, несомненно, Ангкор-Ват в Камбодже и ступа в Боробудуре на индонезийском острове Ява. Это два совершенно различных храма, символизирующих космическую гору Меру, священную для буддистов. Если в Ангкор-Ват множество внутренних помещений, то в Боробудуре важен исключительно наружный облик здания. Строительство храмов доминировало в архитектурной жизни Бирмы. Считается, что в одном только Пагане было не меньше 5000 ступ и храмов, больших и маленьких, щедро украшенных лучшими произведениями местных ремесленников. «Храмовая лихорадка» охватила также Таиланд и Индонезию. История возникновения и упадка этих храмов – это рассказ о том, как популярность буддизма постепенно сменялась триумфом индуизма.

Элементы.

Вместе с буддизмом в Юго-Восточной Азии распространялись китайские архитектурные влияния. Результатом этого долгого «романа» стало бракосочетание самых разнообразных традиций, от которого родилось столь непохожее потомство – ступы Бирмы, храмовые города Камбоджи и дворцы Бангкока. Вот некоторые особенности данной архитектуры. Рельефы украшают храмы и дворцы Юго-Восточной Азии. Многие из них очень натуралистичны, однако их предназначение – наводить зрителя на размышления о вещах высшего порядка. Тип большой ступы в форме колокола, возникший в этом регионе, многим обязан царским гробницам и святилищам Аютии в Таиланде. Не только интерьеры, но и наружные детали храмов украшались листовым золотом, сверкавшим на солнце и поблескивавшим в каплях дождя. Архитектура этих регионов очень чувственна и в то же время величественна.


  1. Китай (ок. 215 до н.э. – 1700 н.э.)


Огромная территория Китая и разнообразие климата в его регионах породили множество стилей. Но при наличии местных особенностей существуют издавна сложившиеся стили, которые распространились по всей стране с уверенностью непогрешимых ритуальных норм. В 1103 году был опубликован трактат «Метод строительства», предназначенный для распространения по всей стране. Так создавался единообразный стиль архитектуры. Китайскую архитектуру нельзя понять, не обращаясь к тексту этого трактата. Этот иллюстрированный кодекс содержал ключевые рекомендации по проектированию, строительству и украшению деревянных зданий. Эти правила не теряли актуальности на протяжении сотен лет. Одно из них требовало не использовать чужеродный декор. Другое рекомендовало использовать соединения на шипах, чтобы здание было сейсмоустойчивым: при колебаниях земли оно просто раскачивается из стороны в сторону. Кроме того, постройки следовало возводить без фундаментов, чтобы в случае землетрясения они сдвигались с места, но не рушились. Здания предписывалось строить из стандартного набора элементов – иными словами, были определены размеры и пропорции деревянных деталей, которые следовало применять при любом строительстве. Также существовал строгий цветовой кодекс: стены, столбы, двери и оконные проёмы дворцов и храмов следовало делать красными, крыши – жёлтыми, синий и зелёный применялись для внутренних поверхностей свесов крыш и потолков. Группы построек должны были быть симметричными и выровненными вдоль общей оси.

Элементы.

Традиционная китайская архитектура демонстрирует замечательное постоянство не только в формах, планировке и структуре построек, но и в использовании цвета и декоре. В этом отразились рано установившиеся и гибельные для ослушников требования императорской власти о соблюдении общих стандартов в стране, культура которой мыслилась как единая. Глазурованная черепица служит типичным примером активного использования цвета в китайской архитектуре. Обычно краски, использованные в здании, следовали установленному цветовому коду и соответствовали назначению или характеру постройки. Декор китайских зданий обычно следовал за их структурой. Изображения драконов можно увидеть и в храмах, и во дворцах. Это существо было символом императорского Китая, фигуры драконов делали из дерева, нефрита, камня или терракоты. Змеи, драконы и другие свирепые существа охраняли, а не только украшали здание. В китайской архитектуре заметен высокий уровень порядка и стандартизации.

Истинно красивыми памятниками китайской архитектуры являются Великая китайская стена, висячий монастырь Сюанькунсы, храм Хэнань, дворец Запретный город в Пекине и др.


  1. Япония и Корея (ок 500 – 1900 гг).


Корейская архитектура – связующее звено между китайской и японской традициями. Несмотря на некоторые различия в деталях, деревянные постройки периода Корё (918-1392) демонстрируют китайские по сути формы, которые распространялись на Корейском полуострове. Но преодолев море и утвердившись в Японии, эти формы пережили постепенную трансформацию. Творческий дух японских зодчих поднимается ввысь на широких крышах-крыльях пагод.Традиционную японскую архитектуру любят за изящество и чистоту форм, выверенность пропорций и умелое размещение зданий среди гармонично распланированных садов. Причины этого заключаются не только в стиле. Как и Китай, Япония очень подвержена землетрясениям, поэтому здесь нельзя было строить тяжеловесные здания, которые могли обрушиться при колебаниях земли. Даже сотни лет назад в Японии ощущалась нехватка территории, и большинству её обитателей приходилось жить на узкой полосе между горами и морем. Поэтому земля использовалась экономично и разумно. Даже самый маленький храм, дом или сад мог превратиться в место для отрешённого созерцания. Для западного человека примечательно то, что многие из «древних» зданий, которые он видит в Японии, на самом деле не так уж стары. Планировка и формы обычно традиционны. Но вот деревянные детали постройки время от времени заменяются на новые. В соответствии с ритуалом синтоистские храмы полностью перестраиваются раз в двадцать лет или около того. В этом отразились синтоистские представления о богах, которые ненадолго задерживаются на земле и не нуждаются в постоянных жилищах.

Традиции строительства развивались вместе с распространением буддизма. Храмовые комплексы становились всё более обширными и сложными. Однако все тенденции были приведены к окончательному согласию в период Эдда (1603-1868), когда были выработаны жёсткие правила, определявшие пропорции храмов, монастырей, домов и принципы их внутреннего убранства. В результате родился очень своеобразный японский архитектурный стиль, который не менялся до середины XIX века, когда Япония открыла свои двери для западного мира. В Корее архитектура сохраняла китайские особенности вплоть до начала Новейшего времени.

Элементы.

Традиционная японская архитектура – это триумф деревянных конструкций. Хотя храмы, дворцы и прочие постройки уязвимы для огня, они способны выдержать землетрясение. Их конструкции и внешний облик наполнены чувством абсолютного спокойствия. Японская архитектура, основанная на китайских образцах, очень быстро приобрела свои собственные черты. Например, японская архитектура неотделима от тщательно обихоженного окружающего ландшафта. Природа и искусство находятся здесь в гармоничном равновесии. Самые значительные храмы и дворцы отличались не обилием отделки из золота и драгоценных камней, а сложностью и тщательностью обработки деревянных конструкций. Чайная церемония требовала построения специального домика, т.к. являлась очень важным ритуалом у японцев. Культовыми постройками Японии являются Храм Бёдоин, Святилище в Исэ, Золотой павильон Кинкакудзи. Побывав в Корее следует посетить Пещерный Храм Соккурам, знаменитый статуей безмятежного Будды.
V.

Исламский мир.


  1. Первые мечети (ок. 650-1600 гг.)




Мечеть «Купол Скалы»
Существует немало красивых мечетей, построенных такими опытными архитекторами, как Мимар Коджа Синан. Безусловно, эти постройки волнуют наши чувства, но всё-таки есть что-то невероятно трогательное и в самых первых мечетях, которые возвышаются над знойными пустынями и зелёными оазисами и устремляются своими минаретами прямо в ослепительное небо, где за острым, как грань алмаза, сиянием скрывается лицо требовательного Бога. Многое можно сказать о мусульманских мечетях, разбросанных на территории Северной Африки, Испании, Персии, Индии и Центральной Азии.

Архитектура раннего ислама пропитана заразительной энергией новой веры, которая заимствовала традиции двух более ранних монотеистических религий, иудаизма и христианства, но при этом зародилась в песках Аравии и поэтому имела совершенно иной характер – воинственный и мужественный, требовавший подчинения. В результате многие из первых больших мечетей несут отпечаток миссионерского и воинственного пыла. Некоторые построены по плану римских казарм или площадок для парадов. Другие – такие как белые мечети Джербы, тунисского острова-оазиса, покрытого финиковыми пальмами и оливковыми деревьями, - кажутся маленькими и мирными. Быстрый темп сооружения мечетей напоминает нам с какой невероятной скоростью распространялся ислам.

Элементы.

Исламские художники и архитекторы, которым вера запрещала изображать фигуру человека, а тем более – лицо Бога, создали великолепные и легко узнаваемые декоративные формы. Результатом их трудов стало глубокое единство архитектуры и декора. Письменность нечасто оказывала столь глубокое влияние на архитектуру. Исламские каллиграфы переносили избранные тексты из книг религиозных учителей и мудрецов на стены зданий. Многие мечети покрыты великолепными изразцами, иногда они покрывали здание целиком. Одним из великих изобретений исламских архитекторов были минареты. Минарет с винтовой лестницей впервые появился в Саммарре. Популярным приёмом исламской архитектуры были очень красивые формы арок – подковообразные, сложные и стрельчатые. Особой красотой отличаются мечеть Куббат Ас-Сахра в Иерусалиме, мечеть Сулеймание в Стамбуле, глиняная мечеть в Дженне (Мали) и др.


  1. Персия и Могольская Индия (ок. 900-1650 гг.)


Персия была завоёвана мусульманами в 637 году, через 15 лет после смерти пророка Мухаммеда. Впоследствии страна пережила вторжения турков-сельджуков и монголов, но она вновь заявила о своём культурном превосходстве при шахе Аббасе I, который взошёл на трон в 1587 году в возрасте 16 лет. Аббас сделал своей столицей населённый оазис Исфахан, который превратил в один из прекраснейших городов мира. Утончённое влияние Исфахана можно проследить в облике самых красивейших зданий Европы и Средней Азии.

Элементы.

Персидская архитектура прошла сложный исторический путь: она распространилась по всей Центральной Азии и, пропитавшись принципами ислама, наконец утвердилась на землях Индии во время могольских завоеваний. Архитектура Моголов, в свою очередь, начала усваивать формы, сложившиеся задолго до того в индуистском и буддийском зодчестве. Традиция использования дорогого мрамора прочно закрепилась среди могольских архитекторов, работавших в Индии. Их мастерство достигло апогея в Тадж-Махале Шах-Джахана. Открытая беседка – чаттри – характерный элемент эпохи Моголов, сложившийся на основе более ранних индуистских образцов. Отличительной чертой архитектуры Персии и Могольской Индии можно считать глубокие оконные ниши, ажурные экраны, выпуклые купола, покрытые изразцами удивительной красоты. К данным памятникам архитектуры относится культовая постройка Масджид-и –Шах в Исфахане, мавзолей Гур-Эмир в Узбекистане, Тадж-Махал в Индии и многое другое.


VI.

Средневековая Европа.


  1. Романский стиль (ок.800-1200 гг).


Классические романские церкви – развитие архитектурной формы римской базилики – строились на средства могущественных королей и аббатов, которые мечтали воскресить мощь и величие древнего Рима. Романский стиль стал «фирменным знаком» Карла Великого, короля франков, правившего в 768-814 годах. Он получил широкое распространение после того, как папа Лев III короновал Карла как императора Священной Римской империи. Карл Великий, покровитель искусств и наук, был горячим защитником идеи восстановления Рима, и именно поэтому он получил императорскую корону на Рождество 800 года. С этого момента романский стиль начал своё победоносное шествие по всей Италии (включая Сицилию), Франции, Германии, Скандинавии и Англии. Распространению этого стиля, необычайно последовательного, невзирая на многочисленные местные вариации, также способствовали такие деятельные организации, как клюнийский орден. Именно этот орден построил несколько величайших паломнических церквей эпохи.

Романские церкви отличаются планировкой в форме «латинского креста», наличием обходной галереи вокруг алтарной части, где паломники проходили мимо реликвий, и массивными каменными сводами, которые опирались на мощные колонны и толстые стены. Архитекторам и каменщикам ещё предстояло научиться строить лёгкие, воздушные своды готической эпохи, поэтому их здания выглядят массивными, а интерьеры довольно тёмными. Чтобы построить большое, высокое сооружение, требовалось возвести толстые стены с маленькими окнами. Но, надо сказать, именно такая архитектура находила одобрение у воинственных королей.

Элементы.

Романский стиль с характерной для него массивностью был стилем христианских королей, которые стремились превзойти своими богатствами легендарных римских императоров. Переняв некоторые формы у римской античности, они создали много нового под влиянием как христианских, так и мусульманских традиций. Романский стиль был знаменит такими элементами архитектуры как длинные аркады, принцип которых получил высшее развитие в знаменитой падающей Пизанской башне. Вообще форма арки – отличительная черта знаменитого стиля, в декоре фасада здания использовались также аркатуры (ложные арки), этот приём оживлял стены и позволял сэкономить. Стены и другие элементы сооружений украшались узорной резьбой, рельефными изображениями. К наиболее запоминающимся памятникам романского стиля я бы отнесла баптистерий в Парме (Италия), собор в Пизе (Италия), собор в Сантьяго-де-Компостела (Испания), Нотр-Дам-ла-Гран (Франция).

  1. Готика (ок. 1150-1500гг).




Собор в Кёльне
Архитектура средневековых готических соборов – одно из величайших достижений европейской цивилизации. Это была попытка поднять повседневную жизнь к высотам духа с помощью устремлённых к небесам каменных сводов, башен и шпилей, настолько высоких, насколько позволяли строительные технологии. Эти здания были обязаны своей красотой как фантазии архитектора или заказчика, так и мастерству опытных каменщиков и других ремесленников.

Высоко над нефами этих похожих на корабли зданий, порой вне досягаемости для человеческого зрения, можно найти чудесные фигуры ангелов и демонов, резные листья и флероны: всё это создавалось во славу всевидящего Бога и не могло быть излишеством. Готический стиль зародился во Франции в эпоху Крестовых походов. Несмотря на мрачную эпоху, готика породила ряд самых смелых и вдохновляющих построек в истории архитектуры. Основной чертой высокой готики является использование аркбутанов (контрфорсных арок), которые позволили средневековым каменщикам перенести нагрузку со стен на контрфорсы: чем выше были стены собора, тем больше был пролёт нарядных контрфорсных арок. Применяя аркбутаны, строители соборов могли возводить необычайно высокие и всё более сложные своды и, по мере освоения этого технического новшества, увеличивать размер окон. Постепенно оконные проёмы заполнили практически всю поверхность стен. Бесчисленные витражи церквей, посвящённые сюжетом из Ветхого и Нового Завета, житий апостолов, святых и мучеников, были эквивалентом кинофильмов и телепередач. Контраст между соборами и домиками, в которых жили крестьяне, был огромен. Поэтому неудивительно, что церкви удавалось внушать людям чувство благоговения. Если французские зодчие стремились к небесам, поднимая своды, архитекторы Англии и Германии состязались в высоте шпилей. Готическая архитектура великолепна в своём стремлении к пределам.

Элементы.

Готика, рискнувшая подняться в небеса – это один из самых смелых стилей в истории архитектуры. Стрельчатые арки, высокие своды и аркбутаны возносили церкви и соборы к облакам. Изобретательности архитекторов и отточенному мастерству каменщиков не уступало воображение резчиков по камню, которые превращали готическое здание в торжественный гимн. Гордостью готического собора являлось окно-роза, которое представляло собой ажурный каркас, заполненный цветным стеклом. Розы располагали там, где солнечные лучи падали наиболее подходящим образом. Готическая архитектура славилась четырьмя видами арок. Вертикальные линии готических зданий продолжались и усиливались остроконечными башенками – пинаклями, которые часто украшались краббами – резными лиственными мотивами. Среди прочих диковин готических церквей числятся и горгульи – гротескные фигурки на крышах. Некоторые из них служат водостоками, другие имеют геральдическое значение. Есть среди них и крылатые, клыкастые чудовища, которые должны были отпугивать злых духов. Самые знаменитые горгульи смотрят вниз с западного фасада собора Нотр-Дам в Париже.

К одним из самых выдающихся соборов и дворцов готического стиля относятся такие как Шартрский собор во Франции, собор в Бове (Франция), собор в Или (Англия), дворец Вестминстер-Холл (Англия), собор в Кёльне (Германия), прекрасный дворец Ка д’Оро (Италия), дворец Дожей в Венеции (Италия) и многие другие.

VII.

Возрождение.


  1. Возрождение в Италии (ок. 1450-1550 гг).


В Италии XV века стремительное возвышение богатых городов-государств, подпитываемое банковскими прибылями и доходами от новых капиталистических начинаний, вело к всплеску строительства частных, коммерческих и гражданских зданий. Каждый город соперничал с остальными и стремился превзойти конкурентов великолепием своей архитектуры. Результаты этого процесса были удивительны.

Первые идеальные постройки Ренессанса, получившие материальное воплощение в камне и мраморе, - это капелла Пацци в францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции и палаццо середины XV века, построенные для флорентийских семейств Питти, Риккарди и Строцци. В известной степени эти великолепные особняки всё ещё принадлежали эпохе Средневековья: это были укреплённые, скрытые от посторонних глаз постройки. В них есть элементы заимствованные из античности, как, например, великолепный карниз, отделяющий каменный фасад палаццо Строцци от голубого неба, но всё же они не были теми образцами разума и света, которые появятся спустя столетие в Риме благодаря Донато Браманте, представителя Высокого Возрождения в Италии.

Элементы.

Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали античные идеи с неутомимой энергией и незаурядной изобретательностью. В результате сложилось большое число новых стилей, отвечавших нуждам широкого круга заказчиков. Если раньше роскошные проекты были доступны только церкви и двору, теперь это могли себе позволить состоятельные частные лица, склонные к возвеличиванию самих себя. В эпоху Возрождения были популярны такие элементы архитектуры как колоннады, фонтаны, античные надписи, волнистые завитки, колонны, наложенные друг на друга фронтоны. Идеальная вилла эпохи ренессанса была абсолютно симметричной. Восхищение вызывают такие объекты как собор Санта-Мария Дель Фьоре во Флоренции, воспитательный дом Оспедале Дельи Инноченти (Флоренция), палаццо Фарнезе близ Рима, вилла д’Эсте в Тиволи, театр Олимпико и др.


  1. Возрождение за пределами Италии (ок. 1500-1700 гг).


В 1502 году, за десять лет до освящения Темпьетто в Риме, Христофор Колумб «открыл» Америку. В Европу потекли богатства из Латинской Америки, португальцы открывали пути на Восток, а западные представления о мире начали радикально меняться. Архитектура, подпитываемая новыми идеями из Италии, вступила в период нового, невиданного расцвета.

Ренессансные идеи распространялись вместе с книгами и торговлей, хотя потребовалось время, чтобы они прижились в таких отдалённых странах Европы, как Англия. Но постепенно английские заказчики, как и французские собратья несколько раньше, начали усваивать итальянские образцы, вначале только в сфере декора. Постройки изобилуют грубыми версиями дорических, ионических и коринфских пилястр вкупе со скульптурными гротесками и изображениями ангелов, драконов и демонов – складывается впечатление, словно Средневековье и Возрождение сошлись в битве за превосходство. Медленное усвоение итальянских образцов в Западной и Северной Европе привело к появлению в XVI-XVII столетиях целого ряда примечательных архитектурных гибридов. В Нидерландах, Скандинавии, Шотландии и Англии местные стили сливались с итальянскими новшествами. Влияние эпохи Возрождения начало ощущаться по всему миру.

Элементы.

Распространяясь за пределами Италии, стиль Возрождения везде сталкивался с уже укоренившимися местными традициями. Слияние старого и нового порождало гибридные архитектурные стили. Они могли быть высокохудожественными или просто беспорядочными, но даже последним нельзя отказать в очаровании. Роскошные ренессансные декоры накладывались на средневековые по сути постройки. Классические декоративные картуши и медальоны были очень популярны в Северной Европе. Элементы различных античных ордеров могли сменять друг друга в декоре одного здания. Своей красотой поражают замок Шенонсо и замок Шамбор во Франции, Гильдейские дома в Брюсселе, дворец Маурицхёйс в Нидерландах, башня Тори ди Белен в Португалии, собор Метрополитан в Мексике.


XVIII.

Барокко и рококо.


  1. Барокко (ок. 1600-1725 гг).


Пышное, экстравагантное и театральное искусство эпохи барокко приходится по вкусу не каждому. Для некоторых оно слишком «католическое», для других – чересчур чувственное. И всё же европейские города сильно выигрывают благодаря этому стилю, который выявляет их истинную суть – сцены, на которой мы разыгрываем спектакль нашей жизни. Барочные постройки – это лучшие декорации, когда-либо созданные для таких целей. В каждом изгибе и завитке их фасадов скрыто движение. Эта архитектура полна сюрпризов, игры света, чувственного обаяния и драматизма. Естественно, что барокко нашло наибольшее число своих противников в протестантских странах, где подобная роскошь считалась чем-то откровенно папистским, а также соблазнительно вульгарным. И всё-таки несколько самых знаменитых барочных построек были возведены англичанами. В барокко главное соблюсти грань между волнующей театральностью и безвкусной мелодрамой. И там где это удавалось, архитектура становилась неотразимой.

Элементы.

Барокко – это театральный спектакль с участием самой величественной, пышной и оригинальной архитектуры. Зародившись в Риме, этот стиль с его обилием плавных линий, грандиозными куполами и пухленькими ангелочками проник и в протестантские страны. Мы безошибочно узнаем барокко по ощущению непогрешимой уверенности в себе и склонности к ярким эффектам. Вот некоторые элементы стиля барокко. Ни один барочный собор, дворец, стол или кресло не обходились без хотя бы пары херувимов. Барокко немыслимо без скульптурных композиций, которые поражают своей красотой. Театральные лестницы были характерной чертой многих барочных построек. В эпоху барокко были популярны волнистые фасады, богатый декор помещения и внешнего облика здания, фонтаны, украшенные изображением богов. Из культовых построек этого стиля можно выделить Версальский дворец (Франция), фонтан Треви (Италия), собор Св. Петра. (Италия), церковь Богоматери (Германия), Тройский дворец (Чехия) и др.


  1. Рококо (ок. 1725-1775 гг).


Рококо никогда не было архитектурным стилем в строгом смысле слова. Это было барокко, но реализованное в той лёгкой и прихотливой манере, которая была свойственна целому ряду французских, итальянских и немецких художников, декораторов и архитекторов. Рококо, которое в основном ассоциируется со Францией эпохи Людовика XV, достигло особых высот в Баварии: интерьер церкви в Роттенбухе производит незабываемое впечатление.

В архитектуре и декоративно-прикладном искусстве эпоха рококо была непродолжительной. Это было скорее модное веяние, чем стиль. Его дуновение пронеслось по королевским дворам Европы в 30-40-е годы XVIII века. Цветистые и золочёные завитушки рококо больше всего бросаются в глаза в архитектуре Франции, Баварии и России. И всё же этот стиль имел определённый успех и в других странах Европы, в столицах и городках, которые, по крайней мере на первый взгляд, были более консервативны в вопросах вкуса. К ним, в частности, относится Дублин, который на протяжении XVIII столетия активно перестраивался и расширялся. Его кирпичные террасы и большие скверы строги и сдержанны, но за дверями многих палладианских фасадов центрального Дублина прячутся, словно разноцветная шёлковая подкладка у дорогого английского костюма, покрытые роскошной лепниной потолки. В своих лучших проявлениях рококо было свежим направлением в искусстве, которое придавало классическим формам лёгкость и нарядность. В худшем случае оно порождало китч. Самых больших высот этот стиль достиг в строительстве экстравагантных церквей, дворцовых башен и сказочных гротов, которые украшали ландшафтные парки загородных поместий.

Элементы.

Рококо – декоративный стиль, который чаще связывается с оформлением интерьеров, живописью и общей фривольной атмосферой, чем архитектурой. И всё же приметы этого стиля можно найти по всей Европе, от Ирландии до окраин Австрийской империи. Мастера рококо очень любили зеркала, которые помещались в пышную позолоченную раму, зеркальные залы во дворцах были символом роскоши. Фасад дома в стиле рококо отличался цветистостью и изобилием башенок и статуй. Пышный лепной декор – характерная черта зданий эпохи рококо. К шедеврам стиля рококо относятся Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге (Россия), дворец Цвингер (Германия). Монастырская церковь в Вельтенбурге (Германия) и многие др.

IX.

Классицизм.


  1. Классицизм (ок. 1750-1850 гг.)


Начиная с середины XVIII века, облик многих европейских городов начал меняться самым кардинальным образом, поскольку возрождение классической архитектуры произвело революцию и в их внешнем виде, и в самом образе жизни. В результате на заре индустриализма сложилась довольно странная ситуация: самые новые веяния в архитектуре и градостроительстве уходили своими корнями в культуру, пережившую свой расцвет две с лишним тысячи лет назад.

Санкт-Петербург, Хельсинки, «новый город» Эдинбурга – все эти города были порождением эпохи «новой классики». Их застройка началась с нуля. Каждый из этих городов делал вид, что его холодный, дождливый или даже морозный климат вполне подходит для архитектуры, рождённой под солнцем. Примечательно, что такое самомнение оправдалось: эти города действительно представляют собой восхитительную картину, а их архитектура оказалась прекрасно приспособленной к особенностям местности. Что удивительно, древний стиль воспринимался тогда, как современный, даже новейший – по-английски «modern». Свежий, чёткий, местами очень красочный облик улиц, дворцов, церквей и общественных зданий европейских столиц, столь далёкий от древних Афин и Рима, действительно кажется современным даже в наши дни. Подлинное изящество классицизма заключается не только в куполах, фронтонах, колоннадах и математически безупречных пропорциях зданий, но в присущей им «благовоспитанности».

Элементы.

Новое возрождение классики было связано не только с археологическими открытиями древних памятников, но и с амбициями нового поколения европейских правителей, которые считали себя наследниками античной цивилизации. Они строили с титаническим размахом и геркулесовым упорством. Многие здания эпохи классицизма копировали облики древних храмов римской архитектуры. Скульптуры в классическом стиле, которыми украшались фасады зданий, символизировали прогресс цивилизации. К постройкам привязывали строгие колоннады, рельефные панно, героическую скульптуру, римские арки, греческие скульптуры – квадриги. Культовые постройки эпохи классицизма – Пантеон (Франция), Триумфальная арка (Франция), Сомерсет – Хаус (Англия), Здание четырёх судов (Ирландия), Лютеранский собор (Финляндия, Главное адмиралтейство (Россия), Исаакиевский собор (Россия) и др.


  1. Классицизм в США (ок. 1775-1850 гг.)


На развитие классицизма в США повлияли несколько факторов, в том числе архитектурные вкусы первых поселенцев, общее направление культуры в период, когда была принята Декларация независимости (1776) и представления её автора Томаса Джефферсона о том, что сущность архитектуры Греции и Рима отвечала гражданским и демократическим идеалам. Несмотря на эти благородные идеи, самые оригинальные и красивые классицистические постройки в США – это особняки плантаторов-рабовладельцев из южных штатов. Безусловно, общества Древней Греции и Рима тоже были основаны на рабовладении. Классицизм был в фаворе у революционных правительств на обоих берегах Атлантики. Конгресс избрал именно этот стиль для главных построек Вашингтона, в том числе Капитолия, который представлял собой светскую вариацию на тему собора Св. Петра в Риме или Св. Павла в Лондоне. Город Вашингтон был спланирован очень чётко архитекторами и инженерами. Столица США должна была стать образцом для подражания во всех остальных штатах и вызвать во всём мире чувство должного уважения к правительству нового государства. Это был удивительно зрелый и смелый проект для столь молодой нации.

Элементы.

По мере того как США превращались в одно из самых могущественных государств мира, архитекторы стали всё чаще обращаться к классическим формам, отражающим дух афинской демократии и римской республики. Классицизм процветал в Новой Англии, где в этом стиле возводились не только правительственные здания и библиотеки, но и частные резиденции. Гармоничную и симметричную планировку имеют классические постройки США, их фасады украшают фронтоны и колонны. Яркими примерами зданий этой эпохи являются Белый дом и Капитолий в Вашингтоне, Виргинский университет, Капитолий в Ричмонде, дом Монтиселло в Виргинии.

X.

Индустриальный мир.


  1. Эпоха машин (ок. 1800-1914 гг.)


Промышленный переворот произошёл в Англии в середине XVIII столетия. Использование паровых машин, возможность транспортировки на кораблях товаров на дальние расстояния, эксплуатация колоний и развитие свободного и активного среднего класса были лишь некоторыми причинами быстрой индустриализации Британии. Тем не менее консервативные архитекторы чувствовали себя неуютно. Индустриализация принесла страдания миллионам людей, которые были заняты на механизированных производствах в городах. Последние просто не могли справиться с этим резким ростом. Обычными стали загрязнение окружающей среды, болезни, появились новые формы несчастных случаев. И хотя промышленный переворот принёс с собой множество технических преимуществ, они не всегда были бесспорны для архитекторов. Это было понятно: в тот самый момент, когда архитекторы оформились в самостоятельное профессиональное сообщество, от индустриализации стала исходить угроза механизации их древнего искусства, что могло сделать его мастеров ненужными. Многие из первых сооружений индустриальной эпохи были спроектированы и построены инженерами. Между тем архитекторы, часто предпочитавшие называть то, что они видели, грубой инженерной работой, избегали новшеств, предаваясь тайной «битве стилей», которая продолжалась вплоть до Первой мировой войны. Тем не менее новые материалы, коренным образом изменившие инженерную технику, в конечном счёте нашли свой подход и к архитектуре. Они привнесли перемены в способы строительства и открыли новые возможности для художественного решения зданий. До промышленной революции стены зданий выступали в роли опор. Теперь их можно было заменить тонкой оболочкой, которая стала известна в XX веке как навесные стены.

Элементы.

Индустриальная революция должна была изменить мир архитектурных форм и эстетических представлений, однако не сразу. Классицистов вполне устраивали новые материалы и новые техники, если они позволяли достичь желаемого эффекта. При этом не возникало никаких вопросов: революция была в действии. В постройках использовались новые материалы, такие как чугун, дутое стекло, сталь, железобетон и др. Было даже такое понятие как «чугунный классицизм». Строились огромные мосты из стальных конструкций ( Форт-Рейлвей-бридж в Шотландии, Клифтонский мост в Англии). Знаковым событием стало появление первого 14-этажного небоскрёба Рилайенс –билдинг в Чикаго, фасад здания снабжён эркером и украшен готическими мотивами. При проектировании форма зданий и многих построек начала исходить из их функции. Во многих городах начали появляться достопримечательности из металла вслед за Эйфелевой башней в Париже. Наиболее известными первыми постройками начавшейся эпохи индустриализации являются Угольная биржа (Лондон), Хрустальный дворец для проведения Всемирной выставки (Лондон), Эркерные палаты (Ливерпуль), Национальная библиотека (Париж), Эйфелева башня (Париж), Галерея Виктора Эммануила II (Милан), Турбинная фабрика фирмы «АЭГ» (Берлин), Флэтайрон-Билдинг (Нью-йорк).


  1. Неоготика (ок. 1800-1910 гг).




Вестминстерский дворец
Неоготика достигла отдалённых уголков земного шара. После «волшебного» появления в рамках романтизма она в викторианскую эпоху стала предпочтительным стилем англиканской Высокой церкви и с этих пор начала распространяться по Великобритании, Европе и США стараниями миссионеров. Импульсивная реакция на пугающий безбожный индустриальный мир, она смотрела назад, в прошлое в той же мере, в какой была обращена вверх, Небесам.

Неоготика зародилась во второй половине XVIII века в английской литературе и распространилась на дизайн театральных декораций. Она также проникла в архитектуру, проявившись в стройных церквях и занятных сельских особняках, которые были на самом деле лишь «переодетыми» версиями традиционных построек эпохи короля Георга.

Неоготические церкви пронзали небо таких далёких друг от друга городов, как Мельбрун, Бомбей и Сеул. Результаты духовного христианского возрождения XIX века, они были спроектированы архитекторами, убеждёнными, что готицизм освободит их от препон классицизма. Считалось, что готика отличается свободой форм, функциональностью и естественностью, предоставляя архитектору широкие возможности для творчества. Во времена, когда Англия достигла вершины своего мирового могущества, возврат к готике отчасти отражал имеющее глубокие корни желание иметь здания, свободные от иностранного влияния. Конкурс на проект Вестминстерского дворца в Лондоне предписывал, чтобы стиль здания был выдержан в рамках готического или елизаветинского стиля – то есть исторического стиля, романтизированного как олицетворение английскости. Тот факт, что сама готика возникла как синтез западных и ближневосточных стилей в эпоху крестоносцев, был просто забыт; это был исторический стиль и, следовательно, английский. Вскоре объектами прославления стали и другие предметы, имеющие романтический оттенок, - валлийские, ирландские и шотландские.

Элементы.

Щедро декорированные как внутри, так и снаружи, неоготические постройки являются одними из самых необычных конструкций из всех, связанных с христианским возрождением XIX века. Этот податливый стиль предназначался не только для храмов; приспособленный к нуждам христианского здания, ратуши или отеля, он всегда отличался особым драматизмом. Вот некоторые элементы этого стиля. Витражи, часто украшавшие неоготические постройки, были великолепными, но препятствовали проникновению света. Очевидной чертой стиля были высокие остроконечные шпили. Популярным элементом были конические крыши, выполненные по образцу средневековых башен. Неоготические здания отличались многоцветной кирпичной кладкой, это означало, что светское или церковное здание может быть столь же богато декорировано снаружи, что и внутри. Во времена неоготики строились часовые башни, фронтоны которых были помещены со вех сторон. В общем, это была та же средневековая готика, только с использованием новых материалов в строительстве. Своей величественностью поражают Вестминстерский дворец (Лондон), замок Строберри –Хилл (Англия), замок Кох (Уэльс), Манчестерская ратуша (Манчестер), Королевский суд (Лондон), собор в Гилфорде (Англия), Вотивная церковь (Австрия(, церковь Троицы (США) и др.



  1. Ностальгия и чудачества (ок 1850-1914 гг).






Саграда Фамилия замок Нойшванштаин
Сочетание свеженакопленных состояний, новых направлений строительства и ностальгии с одной стороны, а также борьба за единство и независимость европейский наций с другой, привели к появлению в конце XIX столетия большого количества пленительных, декадентских, и даже совершенно сумасшедших зданий. Многие были причудливыми, словно взятыми из сказок, другие стали важными национальными символами. Но всё же представляли обворожительное зрелище.

Реакция на индустриализацию и Неоготика подготовили появление в конце XIX века новых архитектурных тенденций. Здания, спроектированные английскими архитекторами Движения искусств и ремёсел, были пропитаны идеей остановить время и возвратиться к миру, свободному от пара, дыма, звуков работающих поршней и общества потребления. Однако даже построенные самыми лучшими мастерами, такие здания нередко противоречили сами себе и оформлялись с применением новейших местных техник. На деле они стали образцами для пригородного жилого строительства XX века и в конечном счёте распространились по тем самым деревням и лугам, которые так воспевали адепты Движения искусств и ремёсел. В других местах вновь воссоединившиеся европейские национальные государства возводили сентиментальные памятники в национальном духе, но эти сооружения быстро свелись к китчу. Фантазии вдохновляли архитекторов во всём мире – стоит лишь взглянуть на Нойшванштаин, замок Пена, Саграда Фамилия и замок Дрого. Некоторые из этих работ принадлежат действительно великим архитекторам. Тем не менее, эти здания больше похожи на игрушки, нежели на обычные здания. Нельзя сказать, однако, что в этом заключён недостаток их архитектуры: богатые клиенты и мечтательные архитекторы всегда играли решающую роль в истории архитектуры в её самые драматические периоды. Не следует также забывать, что многие из этих зданий были экспрессивной реакцией на годы иностранного господства или политического и экономического подчинения, что, в свою очередь, помогает объяснять их едва сдерживаемую энергию.

Элементы.

Особенности архитектуры того времени были разнообразны и экстравагантны. На фоне общего стремления превзойти роскошь прошлого имели место действительно новаторские решения. В тот период строились сооружения как в духе Средних веков и эпохи Возрождения, так и в рамках модерна XX столетия. Стремление к богатству внешнего решения, кажется, захватило многих архитекторов и заказчиков конца XIX века. Здания украшались избыточным декором. Например, театр Гранд-Опера (Париж) Гарнье – это своего рода архитектурное кондитерское изделие. Детские мечты находили реальность в архитектуре – ярким примером служит сказочный дворец Нойшванштайн, построенный для короля Людвига II Баварского. Своей красотой и схожестью с самой природой дышат здания, построенные испанским архитектором Антонио Гауди, в форме зданий использованы криволинейные формы (Каса Батло – жилое здание Барселоны). Также постройки начали приобретать сюрреалистические архитектурные детали, то есть здание могло изображать и совсем другие предметы (церковь Грундтвига в Копенгагене напоминает орган). К изумительным нестандартным постройкам можно отнести также Машинный зал шоколадной фабрики Менье (Франция), школа искусства в Глазго (Шотландия), Майоликовый дом (Австрия).


XI.

Современный мир.


  1. Модернизм (ок. 1910-1940 гг).




Дом над водопадом
Модернизм имел очень разное выражение в Европе и США, а затем распространился по всему миру вместе с волной бетона, стали и стекла. В Европе он был прежде всего порождением тех, кто хотел изменить мир – весь целиком. Основанные на философии «Баухауза» бетонные проекты модернистов должны были стать революционными, предрекая появление нового положительного социалистического мироустройства. Многие из первых истинно модернистских сооружений были игрушками аристократии, и общественность не могла принять радикальный подход модернистов всерьёз. Уже в 1928 году модернизм был высмеян писателем Ивлином Во в «Упадке и разрушении». Большинство архитекторов-модернистов заявляло, что их работы не создавали стиль, а были лишь исключительно рациональной формой дизайна; большинство же людей не желало им верить. В США модернизм появился после 1932 года, когда там прошла выставка «Международный стиль» в Нью-Йорке. Выставка привлекла к стилю внимание, открыв глаза на новую архитектуру многим американцам. Вскоре модернизм был принят как крупным капиталом, так и влиятельными покровителями моды. По прошествии времени кажется в высшей степени ироничным, что архитектура, изначально нацелённая на создание более справедливого и гуманного миропорядка для народа, стала, в конечном счёте, символом американской мощи и глобального капитализма.

Элементы.

Модернистская мечта была одной из наиболее логичных и управляемых утопий. Она не была осуществлена, но большинство лучших построек модернистов – это в высшей степени оптимистичные шаги к этой мечте, использовавшие новейшие материалы и иногда представлявшие собой нечто поистине радикальное. Солнечный свет приветствовался благодаря открытым стенам. Вот некоторые из элементов этого нового стиля. Прямоугольная геометрия во многих модернистских постройках красиво разрушалась, представляя взору новые, необычные формы. Использовались обширные плоскости из бетона, стекла, стали и мрамора. Конструкция здания была лёгкой и иногда даже немного воздушной. Простые формы из дорогих материалов часто подчёркивали качество последних. Модернизм испытывал влияние японской и античной архитектуры. Приветствовалось наличие солнечного света и открытого пространства, создавались новые прозрачные материалы, такие как, например, стеклянный кирпич. К памятникам архитектуры модернизма относятся Дом Роби и Дом на водопадом, спроектированные Франком Ллойдом Райтом, величайшим из архитекторов. Сюда же можно отнести Крайслер-Билдинг (Нью-Йорк, Уильям Ван Ален), плотину Гувера (Лас-Вегас, Гордон Кауфман), учебную постройку Баухауз (Германия), вилла Саввой (Франция, Ле Корбюзье). Своей современной формой, напоминающей волны, до сих пор поражает, построенная в 1943 году церковь Св. Франциска в Бразилии.


  1. Традиционализм (ок. 1900-1940 гг).


Монументальный традиционализм процветал в XX столетии в больших демократических государствах не меньше, чем в самых жестоких диктатурах. Пенсильванский вокзал в Нью-Йорке был сенсационной переработкой форм древнеримских терм Каракаллы, тогда как огромный Народный дом, проектировавшийся Альбертом Шпеером как центральный объект послевоенного нацистского Берлина, должен был иметь такие безжалостные размеры, которые бы стали действительно подавляющими. Некоторые архитекторы, однако, смогли неплохо соединить современные заботы и функции с чувственностью и формами более старой архитектуры. Примером тому является неоклассицизм Чарлза Холдена. Аналогичным образом способ Эдвина Лютиенса, совместившего традиционный индийский дизайн с английским классицизмом, привёл к появлению романтических, но при этом практичных зданий, которые благополучно сменили своих хозяев, когда Британская империя уступила Индии независимость. Появлялись также здания, которые, подобно строениям ар деко, будучи современными, были игривы и далеки от резкой интеллектуальной критики, характерной для модернизма «Баухауза». Наконец, имели место здания, уникальные в своём роде, например православный собор в Асмаре и башня Эйнштейна в Потсдаме. С 1920-х годов предпринимались попытки излагать историю архитектуры XX столетия как гладкое поступательное развитие от Движения искусств и ремёсел через «Баухауз» к всеобъемлющей, функциональной и свободной от стиля современной архитектуре.

Элементы.

Традиционализм в ХХ столетии был сложным явлением. Многие архитекторы, которые, по сути, не были против прогресса, выступали против того, что казалось преднамеренным искажением прошлого в творчестве сознательных молодых модернистов. Они также выступали за самые лучшие материалы и высокий уровень технического мастерства. Традиционалисты доказали, что можно перерабатывать старые проекты, например, стокгольмская ратуша напоминает одну из больших средневековых ратуш, но построена в соответствии с масштабами и амбициями ХХ столетия. Традиционалисты также переработали древнеримскую архитектуру, использовав её элементы для прогрессивно-консервативного политического режима. Для примера можно привести мемориал Линкольна в Вашингтоне, жилую постройку Сан-Сиемон в калифорнии. Поостренный в стиле традиционализма Карл-Марксхоф, жилой дом в Вене, имеет протяжённость 1100 м. Идеи футуризма воплощены в лаборатории Эйнштейна (Германия), здание напоминает иллюстрацию к сказке. Ясность и симметрию можно прочитать в архитектуре олимпийского стадиона в Берлине, это типично для построек нацистского периода. В России архитектор Лев Руднев обратился к традиционализму, стилю, неразрывно связанному с эпохой Сталина и спроектировал МГУ, который конкурировал с небоскрёбами Манхеттена. Глазами этого стиля студенты уверенно смотрели в счастливое советское будущее. Станции московского метро представляют собой шедевры архитекторов, которые их строили: опоры украшались керамическими изображениями цветов, полы и стены декорировались мрамором и мозаикой, скульптурами, роскошными светильниками. Это были поистине «дворцы для народа», они стали роскошной демонстрацией самых последних достижений советской архитектуры, дизайна, декоративного искусства и техники.


  1. Архитектура в наши дни (прибл. с 1945 г).


В какой-то непродолжительный временной промежуток казалось, что почти каждое новое здание в мире становится уменьшенной версией офисной башни Мисс Ван дер Роэ или многоэтажного здания Ле Корбюзье. Тем не менее противодействие модернизму присутствовало уже в 1950-е годы и было возглавлено одним из его бывших учителей и проповедников – самим Ле Корбюзье. К концу ХХ века современная архитектура превратилась в калейдоскоп стилей.

Мир был взбудоражен. Ясная определённость довоенного модернизма была утрачена. С конца 1960-х годов архитекторы из США и других стран начали работать в многоаспектном стиле, получившем название постмодернизма. Одним из пионеров стиля был Роберт Вентури, автор работы «Сложность и противоречия в современной архитектуре», ставшей библией постмодернизма. Автор этой книги хотел, чтобы архитектура стала всесторонней, популистской и игривой. Стиль нашёл великолепное воплощение в руках талантливых архитекторов, финансировавшихся снисходительными клиентами, но когда в 1980-х волна утомительных и обманчивых зданий наводнила города от Лос-Анджелеса до Шанхая, скучным стал сам постмодернизм. Гораздо интереснее оказываются новые формы, появляющиеся благодаря системе автоматизированного проектирования или КАДу. Компьютеры позволили проектировать архитекторам самые необычные здания.

Элементы.

После Второй мировой войны рациональный подход модернизма распался на бесчисленное множество новых вариантов архитектурного дизайна. Новые технологии и материалы привели к различным переменам, а также, возможно, к появлению новых социальных и политических идеалов. Современные архитекторы предлагали новые радикальные направления развития дизайна, традиционные формы исчезали, уступая место современным. Мода на выявления внутренних механизмов зданий снаружи была установлена Ричардом Роджерсом и Ренцо Пьяно. Ле Корбюзье демонстрировал как искусство и эмоция, а также функция, способны порождать значительные и выразительные формы (капелла в Роншане, Франция). Дизайн основывался на образе и подобии чего-либо (собор Оскара Нимейера, Бразилия). Хай-тек, поп-арт, деконструктивизм, органический дизайн, антидизайн, «Мемфис» - современные стили не признавали строгих правил, как древние, и основывались на чувствах, ассоциациях и эмоциях. К современным зданиям вобравшим всё это можно отнести Академию ВВС (США, Колорадо), терминал «ТВА» (аэропорт Дж. Ф. Кеннеди), музей Гуггенхейма (Нью-Йорк), Сиднейский оперный театр (Австралия), центр Помпиду (Франция), здание «Ллойд» (Лондон), Сент-Мэри Экс (Лондон) и многие другие.
История архитектуры – это история средств, с помощью которых мы пытаемся навести порядок в нашем бесконечно интересном, но в то же время беспорядочном мире и понять его смысл. Все мы живём и работаем в зданиях. И нет причин отказывать любому из них – от самого скромного до самого фешенебельного – в праве воодушевлять нас хотя бы своими деталями: поворот лестницы, лучи света, рисующие таинственные узоры на полу, материалы, прохладные на ощупь даже в самый жаркий день, ритм аркады… . Архитектура возвышает наш дух, и в то же время рассказывает об устремлениях людей, их тщеславии и потребностях, верованиях и мечтаниях.

Список используемой литературы.


  1. Архитектура. Полная энциклопедия. – авт. Джонатан Глэнси, Изд. Астрель, 2007 г.




  1. Дизайн и время. – авт. Лакшми Бхаскаран, Изд. Арт-Родник, 2006 г.



  1. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.-960 с.:ил.





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации