Контрольная работа по курсу Управленческие решения - файл n1.doc

Контрольная работа по курсу Управленческие решения
скачать (199.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc200kb.01.06.2012 15:05скачать

n1.doc

Самарский Государственный Экономический Университет

Контрольная работа

по курсу «Управленческие решения»
Содержание

Характеристика предприятия 3

Виды управленческих решений и их характеристика 6

Анализ сложившейся на предприятии практики подготовки и

принятия управленческих решений 13

Предложения по совершенствованию процедур принятия решения
на предприятия 18


Характеристика предприятия

Наше предприятие – это производственно-дистрибьюторская компания «Cotton Club» одна из ведущих компаний по производству санитарно-гигиенической продукции в России и странах СНГ. С 2004 компания развивает дистрибьюцию собственных торговых марок «Я Самая», «Аура», «Spa Cotton», «Просто Чисто» через компании-дистрибьюторы в регионах РФ. Организация включает в себя: дистрибьюторскую компанию «Марал-Трейд», производство «Коттон Клаб». Компания основана в 2000 году.

За сбыт отвечает дистрибьюторская компания «Марал Трейд», которая включает в себя:

В данной работе будет рассмотрен отдел развития региональной дистрибьюции, который включает в себя региональные представительства и выделенные отделы в регионах России. В отдел входят региональные представители компании в регионах. Деятельность данного отдела заключается в контроле развития отдельного региона за счет отлаженной работы с дистрибьюторами и ключевыми клиентами региона.

В сферу деятельности отдела входит планирование и проведение маркетинговых исследований.

Одним из конкурентных преимуществ компании является планирование и проведение промо-мероприятий, оценка их эффективности, т.к. на данный момент ни одна компания конкурент не занимается активным продвижением в сегменте влажно-ватной продукции.

В сферу деятельности также входит анализ потребности региона в выделенных сотрудниках. За счет отлаженной работы выделенных отделов в регионах компания увеличивает долю присутствия и объемы продаж в сегменте влажно-ватной продукции. В настоящий момент компания имеет своих дивизиональных менеджеров, которые несут ответственность за работу своего федерального округа, региональных представителей в крупных регионах России, которые определяют потребность в дополнительных ресурсах: Сити-менеджеры в крупных городах-саттелитах области, кей-каунт менеджеры для продуктивной работы ключевой розницы региона, мерчендайзеры для контроля постоянной выкладки и постоянного присутствия на полке в ключевой рознице.

На данный момент компания обладает рядом конкурентных преимуществ, который позволяют держать позиции компании-лидера. Среди них можно отметить постоянное внедрение новинок продукции, разработка ноу-хау в своем сегменте рынка.

На данный момент отдел имеет следующую структуру в каждом федеральном округе со схемой подчиненности:

Центральный офис:

  1. Генеральный директор.

  2. Коммерческий директор.

  3. Начальник отдела развития региональной дистрибьюции.

  4. Менеджер по развитию направления (федеральный округ).

Федеральный округ:

  1. Дивизиональный менеджер (федеральный округ).

Регион:

  1. Региональный менеджер.

  2. Сити-менеджер.

  3. Кей-каунт менеджер.

  4. Мерчендайзер.

Компания в данное время находится в стадии бурного роста и перехода на новый этап развития. В связи этим перед топ-менеджментом организации стоит задача разработки и оптимизации бизнес-процессов внутри компании. Достижения поставленной цели требует решения следующих задач:

  1. Анализ бизнес процессов, происходящих в компании.

  2. Пересмотр и определение зон ответственности каждого сотрудника.

  3. Определение слабых мест в каждом процессе и разработка мероприятий по его устранению.

  4. Описание должностных обязанностей в Положениях о подразделениях
    и Должностных инструкциях для ключевых специалистов.

  5. Определение новых правил оценки результатов работы и её оплаты и
    фиксация их в документе "Положение об оценке работы и оплате"

  6. Обучение сотрудников новым правилам на основе регламентирующих
    документов и проведение пробной эксплуатации

  7. Доводка документов по результатам пробной эксплуатации, включая
    изменение шагов процессов, действий, результатов или обязанностей.

  8. Запуск новой системы в постоянную эксплуатацию с детальным
    контролем за изменениями в деятельности и оперативным внесением изменений в требования.


Виды управленческих решений и их характеристика

Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.

Что же такое решение? Попытаемся дать сначала самую общую характеристику. Обычно в процессе какой - либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом, решение - это выбор альтернативы.

Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что - то выбирать, на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню.

Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.

Что же отличает управленческие (организационные) решения?

её руководителей могут серьёзно отразиться на социально - экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.

Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в организациях, можно дать следующее определение управленческого решения.

Управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице:

Таблица 1. Классификация управленческих решений

Классификационный признак

Группы Управленческих решений

Степень повторяемости проблемы

Традиционные

Нетипичные

Значимость цели

Стратегические

Тактические

Сфера воздействия

Глобальные

Локальные

Длительность реализации

Долгосрочные

Краткосрочные

Прогнозируемые последствия решения

Корректируемые

Некорректируемые

Метод разработки решения

Формализованные

Неформализованные

Количество критериев выбора

Однокритериальные

Многокритериальные

Форма принятия

Единоличные

Коллегиальные

Способ фиксации решения

Документированные

Недокументированные

Характер использованной информации

Детерминированные

Вероятностные

Рассмотрим её более подробно.

8

Метод разработки решения. Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определённому алгоритму. Другими словами, формализованное решение - это результат выполнения заранее определённой последовательности действий. Например, при составлении графика ремонтного обслуживания оборудования начальник цеха может исходить из норматива, требующего определённого соотношения между количеством оборудования и обслуживающим персоналом. Если в цехе имеется 50 единиц оборудования, а норматив обслуживания составляет 10 единиц на одного ремонтного рабочего, значит, в цехе необходимо иметь пять ремонтников. Точно так же, когда финансовый менеджер принимает решение об инвестировании свободных средств в государственные ценные бумаги, он выбирает между различными видами облигаций в зависимости от того, какие из них обеспечивают в данное время наибольшую прибыль на вложенный капитал. Выбор производится на основе простого расчета конечной доходности по каждому варианту и установления самого выгодного.

Формализация принятия решений повышает эффективность управления в результате снижения вероятности ошибки и экономии времени: не нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для определённых, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и нормативы.

В то же время в процессе управления организациями часто встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.

Конечно, на практике большинство решений занимает промежуточное положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки, как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры. Конкретные методы, используемые в процессе принятия решений, рассмотрены ниже.

Количество критериев выбора. Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для

формализованных решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений многокритериальны, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.

10

Характер использованной информации. В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределённости). Детерминированные решения принимаются в условиях определённости, когда руководитель располагает практически полной и достоверной информацией в отношении решаемой проблемы, что позволяет ему точно знать результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Такой результат только один, и вероятность его наступления близка к единице. Примером детерминированного решения может быть выбор в качестве инструмента инвестирования свободной наличности 20 %-ных облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом. Финансовый менеджер в этом случае точно знает, что за исключением крайне маловероятных чрезвычайных обстоятельств, из-за которых правительство РФ не сможет выполнить свои обязательства, организация получит ровно 20 % годовых на вложенные средства. Подобным образом, принимая решение о запуске в производство определённого изделия, руководитель может точно определить уровень издержек производства, так как ставки арендной платы, стоимость материалов и рабочей силы могут быть рассчитаны довольно точно.

Анализ управленческих решений в условиях определенности это самый простой случай: известно количество возможных ситуаций (вариантов) и их исходы. Нужно выбрать один из возможных вариантов. Степень сложности процедуры выбора в данном случае определяется лишь количеством альтернативных вариантов.

Однако лишь немногие решения принимаются в условиях определённости. Большинство управленческих решений являются вероятностными.

Вероятностными называются решения, принимаемые в условиях риска или неопределённости.

К решениям принимаемых в условиях риска, относят такие, результаты которых не являются определёнными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна

единице. Вероятность можно определить математическими методами на основе статистического анализа опытных данных. Например, компании по страхованию жизни на основе анализа демографических данных могут с высокой степенью точности прогнозировать уровень смертности в определённых возрастных категориях и на этой базе определять страховые тарифы и объем страховых взносов, позволяющих выплачивать страховые премии и получать прибыль. Такая вероятность, рассчитанная на основе информации, позволяющей сделать статистически достоверный прогноз, называется объективной.

В ряде случаев, однако, организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности возможных событий. В таких ситуациях руководителям помогает опыт, который показывает, что именно может произойти с наибольшей вероятностью. В этих случаях оценка вероятности является субъективной.
Анализ сложившейся на предприятии практики подготовки и принятия управленческих решений.

В организации отсутствует четкое формализованное разграничение функций по должностям. Вследствие этого все основные решения принимаются директором коллегиально с соответствующими руководителями подразделений. Решения, которые не требуют вмешательство директора, принимаются коммерческим директором совместно с руководителями подразделений. Однако по ряду вопросов сложилась определенная практика, которая является работоспособной, но не оптимальной.

Решения по кадровым вопросам:

• Изменение штатного расписания, добавление новой штатной единицы или
изменение оклада.

Решения по данным вопросам принимаются директором организации на основании обоснования экономической эффективности, исходящей от региональных менеджеров. Решение принимается на совещании коллегиально директором, заместителем и руководителем соответствующего подразделения, дивизиональным менеджером.

Решения по данным вопросам принимаются директором организации на основании информации полученной от менеджера по персоналу. Решение принимается на совещании коллегиально директором, заместителем и руководителем соответствующего подразделения. На основании решения оформляются соответствующие документы длительного действия: приказ о приеме или увольнении работника.

• План обучения

Решения по данным вопросам принимаются директором организации на основании информации полученной от руководителя какого-либо подразделения. Решение принимается на совещании коллегиально директором, заместителем и руководителем соответствующего подразделения. На основании решения оформляется план обучения. Контроль за обучением возлагается на руководителя подразделения.

Решение по маркетинговым мероприятиям

Решения по вопросу оплаты входных бонусов

• Вход на полки ключевых клиентов. Инициатором является региональный представитель. Эти решения принимаются на совещании коллегиально менеджером по развитию направления, коммерческим директором, начальником отдела маркетинга. Информация для совещания подготавливается инициатором.
Решение по результату совещания нигде не фиксируется и обозначается устно. По результатам формируется служебная записка на разрешение выплаты.

Решения по оперативно-организационным вопросам

Решения по логистическим вопросам

Определение потребности в возврате товара. Решение принимается коммерческим директором на основании заявки подготовленной кем придется. Имеет разовый период действия и устно-распорядительную форму.





Перечень решений, принимаемых в управляющей системе предприятия

Кто подготавливает материалы или проект решения

С кем

Кто принимает решение










согласовывается проект решения

Директор

Коммерческий директор

Нач отд.маркетинга

Менеджер по развитию направления

1

Решения по кадровым вопросам






















Изменение штатного расписания

Все подр-ия

Директор, рук-ли подр-ий

+













Прием новых сотрудников Увольнение

Отдел кадров

Директор, рук-ли подр-ий

+













План обучения

Все подр-ия

Директор, рук-ли подр-ий

+










2

Решение по маркетинговым мероприятиям.






















Проведение маркетинговых исследований

Отдел маркетинга










+







Проведение промо-мероприятий

Отдел региональной дистрибьюции

Рук-ль отдела маркетинга










+




Разработка федеральных акций

Отдел маркетинга

Директор, рук-ли подр-ий

+










3

Решение по вопросу оплаты входного бонуса.






















Вход на полки ключевых клиентов

Отдел региональной дистрибьюции

Ком. Директор, рук-ли подразделений.




+

+




4

Решения по оперативно-организационны м вопросам






















Определение сотрудника на выполнение работы

Отд. региональной дистрибьюции







+




+




Определение скидки

Отд. региональной дистрибьюции

Директор, рук-ли подразделений




+

+







Заключение договоров

Отд. региональной дистрибьюции

Директор, рук-ли подразделений




+







5

Решение по логистическим вопросам






















Определение потребности в возврате товара

Отд. региональной дистрибьюции

Директор, рук-ли подразделений




+




+


Предложения по совершенствованию процедур принятия решения на предприятия

В данный момент перед руководством фирмы остро стоит задача формализации основных бизнес-процессов внутри компании, это обусловлено стабильным ростом компании, увеличением объемов продаж и переходом на новый этап в развитии. После этого будет возможна их оптимизация и, вероятно, как следствие, изменение организационной структуры и должностных обязанностей. Проведенная работа, по моему мнению, должна положительно отразить на процедуре принятия решения. В данный момент в рамках контрольной работы трудно сделать конкретные рекомендации вследствие больших объемов работы и будущих планов реструктуризации. Однако можно сделать следующие обобщенные рекомендации:




Перечень решений, принимаемых в управляющей системе предприятия

Кто подготавливает материалы или проект решения

С кем

Кто принимает решение










согласовывается проект решения

Директор

Коммерческий директор

Нач отд.маркетинга

Менеджер по развитию направления

1

Решения по кадровым вопросам






















Изменение штатного расписания

Все подр-ия

Директор, рук-ли подр-ий

+













Прием новых сотрудников Увольнение

Отдел кадров

Директор, рук-ли подр-ий

+













План обучения

Все подр-ия

Директор, рук-ли подр-ий

+










2

Решение по маркетинговым мероприятиям.






















Проведение маркетинговых исследований

Отдел маркетинга










+







Проведение промо-мероприятий

Отдел региональной дистрибьюции

Рук-ль отдела маркетинга







+







Разработка федеральных акций

Отдел маркетинга

Директор, рук-ли подр-ий







+




3

Решение по вопросу оплаты входного бонуса.






















Вход на полки ключевых клиентов

Отдел региональной дистрибьюции

Ком. Директор, рук-ли подразделений.










+

4

Решения по оперативно-организационны м вопросам






















Определение сотрудника на выполнение работы

Отд. региональной дистрибьюции













+




Определение скидки

Отд. региональной дистрибьюции

Директор, рук-ли подразделений










+




Заключение договоров

Отд. региональной дистрибьюции

Директор, рук-ли подразделений




+







5

Решение по логистическим вопросам






















Определение потребности в возврате товара

Отд. региональной дистрибьюции

Директор, рук-ли подразделений










+



Список литературы:

  1. Фатхутдинов Р.А.Управленческие решения: Учебник.-М.:ИНФРА-М.-
    2003.

  2. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник.-М.:Дело,
    2004.


Самарский Государственный Экономический Университет
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации