Власова З.А., Лернер Г.И., Никишова Е.А. Биология. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ 2012 - файл n7.doc

приобрести
Власова З.А., Лернер Г.И., Никишова Е.А. Биология. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ 2012
скачать (238.4 kb.)
Доступные файлы (22):
n1.doc42kb.15.01.2005 04:32скачать
n2.doc43kb.12.01.2005 21:50скачать
n3.doc56kb.17.01.2005 21:30скачать
n4.doc77kb.12.10.2009 01:25скачать
n5.doc57kb.06.03.2005 01:39скачать
n6.doc37kb.26.03.2005 18:31скачать
n7.doc71kb.18.01.2005 02:02скачать
n8.doc66kb.04.03.2005 01:25скачать
n9.doc50kb.17.01.2005 21:48скачать
n10.doc53kb.27.03.2005 16:56скачать
n11.doc43kb.18.01.2005 00:54скачать
n12.doc46kb.14.03.2006 23:10скачать
n13.doc52kb.14.03.2006 23:15скачать
n14.doc45kb.15.03.2006 00:08скачать
n15.doc44kb.15.03.2006 01:44скачать
n16.doc43kb.15.03.2006 01:45скачать
n17.doc24kb.17.01.2005 20:24скачать
n18.doc49kb.15.03.2006 01:45скачать
n19.doc182kb.15.03.2006 01:43скачать
n20.doc99kb.27.02.2009 17:14скачать
n21.doc29kb.02.04.2010 23:11скачать
n22.doc90kb.25.02.2004 00:03скачать

n7.doc





ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. МНОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЛЕЛИЗМ.

I.Неполное доминирование и кодоминирование.


При неполном доминировании у гетерозигот не проявляется ни один признак из имеющихся у родителей. При промежуточном наследовании гибриды несут среднее выражение признаков. При кодоминировании у гетерозигот проявляются оба родительских признака. Примером промежуточного наследования может служить наследование окраски плодов земляники или цветков ночной красавицы, примером кодоминирования - наследование чалой масти у крупного рогатого скота.

Задача №1. Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Какой признак доминирует? Как наследуется окраска оперения у этой породы кур?

Задача №2. У коров гены красной (R) и белой (r) окраски кодоминантны друг другу. Гетерозиготные особи (Rr) – чалые. Фермер купил стадо чалых коров и решил оставлять себе только их, а красных и белых продавать. Быка какой масти он должен купить, чтобы продавать возможно больше телят?

Задача №3. У растения ночная красавица наследование окраски цветов осуществляется по промежуточному типу. Гомозиготные организмы имеют красные или белые цветы, а у гетерозигот они розовые. При скрещивании двух растений половина гибридов имела розовые, а половина – белые цветки. Определить генотипы и фенотипы родителей.

II. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ТИПУ МНОЖЕСТВЕННЫХ АЛЛЕЛЕЙ.

По такому типу осуществляется, например, наследование групп крови системы АВО. Наличие той или иной группы крови определяется парой генов (точнее, локусов), каждый из которых может находиться в трех состояниях (JA, JB или j0). Генотипы и фенотипы лиц с разными группами крови приведены в таблице:



ГРУППА

ГЕНОТИП

I (О)

j0 j0

II (А)

JA JA , JAj0

III (В)

JB JB, JBj0

IV (АВ)

JA JB


Задача №1. У мальчика I группа, а у его сестры - IV. Что можно сказать о группах крови родителей?

Задача №2. У отца IV группа крови, а у матери - I . Может ли ребенок унаследовать группу крови своего отца?

Задача №3. Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу крови, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа крови. Какое решение может вынести суд?

Задача №4. У кроликов аллели дикой окраски С, гималайской окраски С' и альбинизма С" составляют серию множественных аллелей, доминирующих в нисходящем порядке (т.е. аллель С доминирует над двумя другими, а аллель С' доминирует над аллелем С"). Какие следует провести скрещивания, чтобы определить генотип кролика с диким видом окраски?

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ.
Проявление одного признака может определяться двумя и более парами генов (комплементарность и полимерное наследование) и, наоборот, одна пара генов может влиять на проявление нескольких признаков (множественное действие генов - плейотропия). Кроме того, одни гены могут подавлять действие других (эпистаз). Все эти явления получили общее название – взаимодействие генов.
1. КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ.

Развитие признака может определяться не одной, а двумя или более парами неаллельных генов, располагающимися в разных хромосомах. Если хотя бы одна пара находится в гомозиготном рецессивном состоянии, то признак не развивается или отличен от доминантного.

С биохимической точки зрения зачастую это может быть связано с тем, что развитие признаков обычно представляет собой многостадийный процесс, каждый этап которого контролируется отдельным ферментом (информация о котором находится в определенном гене). Если хотя бы один ген находится в рецессивном состоянии, то синтезируется измененный фермент, реакция не идет и конечный продукт не образуется:

ген А B C D

ФЕРМЕНТ Е1 Е2 Е3 Е4

? ? ? ?

Реакции S1 -? S2 -? S3 -? S4 ? P(признак)

Расщепление при скрещивании дигетерозигот при комплементарном наследовании обычно бывает в пропорции 9:7, 9:3:4, или 9:3:3:1, 9:6:1 (часть особей с минимальным выражением признака – 7/16, 9/14 и 1/16).

Задача №1. У душистого горошка окраска цветов проявляется только при наличии двух доминантных генов А и В. Если в генотипе имеется только один доминантный ген, то окраска не развивается. Какое потомство F1 и F2 получится от скрещивания растений с генотипами ААвв и аа ВВ?

Задача №2. Собаки породы кокер – спаниель при генотипе А*В* имеют черную масть, при генотипе А*вв - рыжую, при генотипе ааВ* - коричневую, а при генотипе аавв -светло – желтую. При скрещивании черного кокер – спаниеля со светло – желтым родился светло – желтый. Какое соотношение по масти следует ожидать от спаривания того же черного спаниеля с собакой одинакового с ним генотипа?

Задача №3. Селекционер разводит волнистых попугайчиков. При скрещивании голубых и желтых попугайчиков рождаются зеленые, а при скрещивании зеленых – голубые, желтые и белые. Объясните с точки зрения генетики результаты скрещивания волнистых попугайчиков. Каковы возможные генотипы Р1, Р2, F1 и F2?
2. ПОЛИМЕРНОЕ ДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ.

При полимерном наследовании развитие одного признака контролируется несколькими парами генов, расположенных в разных хромосомах. Чем больше генов находится в доминантном состоянии, тем ярче выражен признак.

Например, степень пигментации кожи определяется двумя парами (на самом деле – большим количеством) генов. В соответствии с этим по данному признаку людей можно условно разделить на 5 фенотипов: негры (ААВВ), темные мулаты (ААВв или АаВВ),

средние мулаты (АаВв, ааВВ или ААвв), светлые мулаты (Аавв или ааВв) и белые (аавв).

Задача №1. Два средних мулата имеют двух детей – близнецов – черного и белого ребенка. Можно ли установить генотипы родителей?

Задача №2. Какое потомство получится от брака: а) двух средних гетерозиготных мулатов; б) двух средних гомозиготных мулатов?

3. ЭПИСТАЗ.

Эпистазом или противоположным действием генов называется явление, при котором ген одной аллельной пары (супрессор) в доминантном состоянии может подавлять развитие признака, контролируемого другой парой генов.

В случае эпистаза при скрещивании дигетерозигот в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 13:3 или12:3:1.

Задача №1. При скрещивании растений одного из сортов тыквы с белыми и желтыми плодами все потомство F1 имело белые плоды. При скрещивании этого потомства между собой в их потомстве F2 было получено: 204 – белоплодных, 53 – желтоплодных и 17 растений с зелеными плодами. Определить возможные генотипы родителей и потомства.

РЕШЕНИЕ:

1. Потомство F1 единообразно, это указывает на то, что родители были гомозиготны,

и признак белой окраски доминирует.

2. Гибриды первого поколения F1 гетерозиготны (получены от родителей с разным генотипом и имеют расщепление в F2).

3. Во втором поколении имеется 3 класса фенотипов, но расщепление отличается от расщепления при кодоминировании (1:2:1) или при комплементарном наследовании

(9:6:1, 9:3:4, 9:7 или 9:3:3:1).

4. Предположим, что признак определяется противоположным действием двух пар генов, причем особи, у которых обе пары генов находятся в рецессивном состоянии (ссii),

отличаются по фенотипу от особей, у которых действие гена не подавляется. Расщепление в потомстве 12:3:1 подтверждает это предположение.

ОТВЕТ. Генотипы родителей – Ccjj и ccJJ, потомства F1 – CcJj.

Задача №2. У лошадей действие генов вороной (С) и рыжей масти (с) проявляется только в отсутствии доминантного гена D. Если он присутствует, то окраска белая. Какое потомство получится при скрещивании между собой белых лошадей с генотипом CcDd.
4. ЛЕТАЛЬНЫЕ ГЕНЫ. ПЛЕЙОТРОПИЯ (множественное действие гена).

Летальные гены в гомозиготном состоянии могут вызывать гибель потомства еще до рождения. При этом другие генотипы выживают. Как и при кодоминировании, в данном случае образуется 3 фенотипических класса, но один из фенотипов не проявляется, т.к. особи, несущие летальные гены, погибают. Поэтому расщепление в потомстве отличается от менделеевского.

Один ген может оказывать влияние на несколько признаков (плейотропия), в том числе и на жизнеспособность.

Задача №1.Доминантный ген (А) определяет серый цвет шерсти у овец, а рецессивный (а) - черный. Ген А в гомозиготном состоянии летален, т.к. у носителей

данного гена оказывается недоразвитым кишечник. Гомозиготные по гену А ягнята живут, пока кормятся материнским молоком. При переходе на грубые корма, они погибают. Каких особей (по фенотипу) чабаны должны допускать к скрещиванию, чтобы в отаре была 100% выживаемость овец.

Задача №2. У лис платиновая окраска (В) доминирует над серебристо – черной (b), но ген b подавляет свой аллельный ген B по жизнеспособности. Гомозиготные особи (ВВ) погибают на эмбриональной стадии развития. Каких особей (по фенотипу) можно скрещивать на звероводческом ферме, специализирующейся на получении пушнины, чтобы была 100% выживаемость потомства и стабильная производственная прибыль.

Задача №3. У кур сцепленный с полом ген k обладает в рецессивном состоянии летальным действием, вызывающим гибель цыплят до вылупления. От скрещивания гетерозиготного по летальному гену петуха с нормальными курами получили 120 цыплят.

Какая часть потомства будет являться самцами, а какая самками? (У кур гетерогаметным

ZW является женский пол.)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБА НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКА

С ПОМОЩЬЮ РОДОСЛОВНОЙ (ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА).
Задача №1. По схеме родословной по признаку окраски глаз определите:

а) предполагаемые генотипы каждого поколения; б) способ наследования окраски глаз.

Голубоглазый Кареглазая Голубоглазый Кареглазая

Р ♂----?----♀ ♂-----?-----♀

Кареглазая Голубоглазый

♀ ---------------?------------♂

Голубоглазый


Задача №2. Рассмотрите и проанализируйте схему наследственного нарушения развития костей (проявление этого признака отмечено затушеванными символами).

Р ♂-------?-----♀

__________________________________________

│ │ │

♂ ♀ ♂ ♀ ♂ ♀

______│ │_____│

_________________________ _____________________

│ │ │ │ │ │ │ │

♂ ♀ ♀ ♂ ♀ ♂ ♂ ♀

В ходе анализа определите, каким геном (доминантным или рецессивным) вызыва-

ется болезнь. Приведите доказательства.

Можно ли в данном случае эти результаты рассматривать как сцепленное наследо-

вание? Если да, то с какой хромосомой сцеплен ген, вызывающий нарушение в раз-

витии костей? Приведите доказательства.

Какие дочери родятся от больного отца; от больной матери?

Какое практическое значение имеет изучение родословных семей, члены которых

страдают тяжелыми недугами?
Задача №3. По схеме родословной определите способ наследования признака по-

вышенной волосатости тела и с помощью условных обозначений запишите с соот-

ветствующими символами предполагаемые генотипы каждого поколения.
Нормальный волосяной покров тела Нормальный волосяной покров

Р ♀-----?-----♂ ♀-----?-----♂

________________________ ________________________

│ │ │ │

♂ ♀ ♀ ♀----?-----♂ ♀ ♂ ♂

Норм. Норм. Норм. Повыш. │ Повыш. Норм. Норм. Норм.

волосатость волосатость

____________________________

│ │ │ │

♂ ♀ ♂ ♀

Повышенная волосатость тела

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. МНОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЛЕЛИЗМ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации