Ответы на билеты по предмету Информационные технологии управления - файл n1.doc

приобрести
Ответы на билеты по предмету Информационные технологии управления
скачать (1024.4 kb.)
Доступные файлы (5):
n1.doc331kb.08.11.2010 15:42скачать
n2.doc380kb.12.11.2010 10:04скачать
n3.doc574kb.11.11.2010 14:36скачать
n4.doc100kb.08.11.2010 13:48скачать
n5.rtf1455kb.23.10.2010 16:16скачать

n1.doc

13. Понятие информационных ресурсов России.

Информационные ресурсы России формируются в организациях и на предприятиях всех форм собственности и подчиненности в ходе их деятельности в хозяйственной, научной, социальной пли любой иной сфере. Значительная часть информационных ресурсов России создана па средства государственного бюджета и сосредоточена в го¬сударственном секторе. К наиболее значимым государственным ин¬формационным ресурсам относятся следующие:

? библиотечные ресурсы (около 150 тыс. библиотек, из которых более 2,5 тыс. научных и публичных библиотек активно используют, ав¬томатизированные информационные технологии и базы данных);

? архивный фонд Российской Федерации общим объемом более 460 млн. ед. хр. В непосредственном ведении росархива находит¬ся свыше 193 млн. ед. хр. и несколько сот баз данных;

? информационные ресурсы Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ), в формировании которых участвуют более 30 специализированных организаций федераль¬ного и отраслевого уровня, 69 региональных информационных центров, а также ряд государственных предприятий;

? информационные ресурсы Государственной системы статистики. Это информационные фонды по отраслям статистики, интегри¬рованные базы данных, Единый государственный регистр пред¬приятий и организаций, первичная статистическая информация;

? государственные информационные ресурсы правовой информа¬ции, сосредоточенные в Минюсте России и ФАС, подведомствен¬ных им центрах правовой информации, а также разнообразные ресурсы судебных органов;

? информационные ресурсы органов государственной власти и управ¬ления всех уровней (различная социальная и управленческая информация).

Информационные ресурсы в области образования аккумулирова¬ны не только в библиотеках более 500 РОССИЙСКИХ вузов (общий фонд свыше 300 млн. ед. хр.), но и в региональных центрах информации (2\), региональных центрах новых информационных технологий (57 крае¬вых, республиканских, областных, городских центров и 13 специали-зированных центров) и в формируемой Федеральной университет¬ской сети RUNNet.

Наблюдается смещение центра интереса к информации — от науч¬но-технической к экономической, финансовой и правовой информа¬ции, спрос на которую резко возрос. При этом пока нет понимания того, что управление созданием информационных ресурсов государ¬ственных органов и организаций — отдельная сфера, требующая осо¬бого внимания.

Специалисты отмечают следующие проблемы современного рос-сийского информационного общества:

? отсутствие ориентации создаваемых органами власти информа-ционных ресурсов на массовое Информационное обслуживание населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов;

? отсутствие законодательных механизмов регулирования право¬вых отношении в области государственных информационных ре¬сурсов;

? отсутствие координации создания федеральными и региональ¬ными органами государственной власти информационных фон¬дов и баз данных о юридических и физических лицах и правоот¬ношениях между ними. Это отрицательно отражается на полноте и актуальности этих ресурсов и приводит к значительному дублированию работ по их созданию и ведению;

? недооценка экономической значимости созданных государствен-ных информационных ресурсов. Следствием этого является не-полнота, а нередко и полное отсутствие бухгалтерского учета этих ресурсов в организациях и на предприятиях. Полного реест¬ра созданных и действующих в стране государственных инфор-мационных ресурсов пока нет.

Решение перечисленных Проблем требует выработки общегосудар-ственных, согласованных решений в области управления государ-ственными информационными ресурсами на основе четко сформули-рованной государственной информационной политики.

Перечислим функции государства в области управления информа-ционными ресурсами:

? создание первичных и производных информационный массивов и продуктов, необходимых для выполнения всего комплекса за¬дач государственного управления и реализации конституцион¬ных прав граждан на доступ к информации;

? надежное хранение и защита информационных ресурсов;

? эффективное использование информационных ресурсов в де-ятельности органов власти и государственных учреждений;

? обеспечение свободного доступа граждан и организаций к инфор-мационным ресурсам в соответствии с Конституцией и действу-ющим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с общей структурой государственного управления, можно выделить следующие уровни управления государственными информационными ресурсами:

? федеральный уровень;

? региональный уровень (субъекты Российской Федерации);

? локальный уровень (организации и предприятия).

14. Организация информационного обмена между органами государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с общей структурой государственного управления, можно выделить следующие уровни управления государственными информационными ресурсами:

? федеральный уровень;

? региональный уровень (субъекты Российской Федерации);

? локальный уровень (организации и предприятия).

Остановимся на организации информационного обмена между

органами государственной власти и местного самоуправления. Име-ющиеся значительные муниципальные информационные ресурсы, не являясь государственной собственностью, но многих случаях служат ОСНОВОЙ для создания государственных информационных ресурсов. Государственное регулирование процессов формирования и использо-вания информационных ресурсов на муниципальном уровне должно осуществляться как на законодательной основе, в части предоставле¬ния обязательной информации, так и на договорной основе в рамках взаимообмена или приобретения необходимой информации. Большая роль отводится методам экономического стимулирования (избира-тельного финансирования) информационной деятельности и инфор-мационного обеспечения населения.

Управление информационными ресурсами должно строиться на принципах признания права собственности на информационные ре-сурсы. Безоговорочно признается превалирующее право собственности государства на информационные ресурсы, создаваемые, приобрета¬емые, накапливаемые за счет средств федерального бюджета, бюдже¬тов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов.

Ни одно министерство, ведомство ИЛИ организация федерального уровня, равно как и субъекта Российской Федерации, не может быть собственником создаваемых и накапливаемых за счет средств бюджета информационных ресурсов, а только владельцем или пользователем этих ресурсов. Управление государственными информационными ре-сурсами как объектом собственности, в силу ст. 114 Конституции Рос-сийской Федерации, осуществляет Правительство Российской Феде-рации, которое назначает федеральный орган исполнительной власти, наделенный полномочиями реализации от лица государства прав соб-ственника государственного имущества.

Субъектам Российской Федерации передача права распоряжения, владения и пользования государственными информационными ресур-сами, равно как и информационными ресурсами совместного ведения осуществляется на основании договоров о разграничении полномо¬чий, передаче собственности или о совместном ведении.

Важнейшей задачей является создание организаций и подразделе¬ний, специализирующихся на массовом информационном обслужива¬нии на основе государственных информационных ресурсов. Наиболее перспективным путем решения данной задачи представляется орга-низация взаимодействия с негосударственными (коммерческими и

некоммерческими) информационными службами, которые могли бы

ПРОИЗВОДИТЬ информационные продукты и услуги на основе государ-ственных информационных ресурсов.

Особое значение для управления информационными ресурсами, используемыми в сфере государственного управления, имеет разви¬тие информационно-телекоммуникационной системы специального назначения (ИТКС). ИТКС базируется на развитой инфраструктуре информационно-аналитических центров федерального и регионально¬го уровней, обладающих необходимыми информационно-телекоммуни-кационными и вычислительными ресурсами, развитыми технологиями аналитической обработки информации и средствами обеспечения ин-формационной безопасности.

Вопросы правового регулирования в сфере информационных тех-нологий (в т. ч. электронного документооборота) отражены в следу¬ющих основных нормативно-правовых актах действующего россий¬ского законодательства федерального уровня:

? Конституция РОССИЙСКОЙ Федерации;

? Гражданский кодекс Российской Федерации;

? УГОЛОВНЫЙ кодекс РОССИЙСКОЙ Федерации;

? Бюджетный кодекс Российской Федерации;

? Федеральный закон № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 года «Об ин-формации, информатизации и защите информации»;

? Федеральный закон № 1-ФЗ ОТ 10 января 2002 года «Об электронной цифровой подписи»;

? Федеральный закон № 126-ФЗ от 7 июля 2003 года «О связи»;

? Федеральный закон № 85-ФЗ от 1 июля 1996 года «Об участии в международном информационном обмене»;

? Федеральный закон № 3523-1 от 23 сентября 1992 года «О пра¬вовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;

? Федеральный закон № 5351-1 от 9 июля 1993 года «Об авторе ком праве и смежных правах»;

? Федеральный закон № 2124-1 от 27 декабря 1991 года «О сред¬ствах массовой информации»;

? Федеральный закон № 5185-1 от 21 июля 1993 года «О государ¬ственной тайне

? Федеральный закон № 77-ФЗ от 29 декабря 1991 года «Об обяза¬тельном экземпляре документов».

Могут быть выбраны следующие направления совершенствования действующего законодательства в области информатизации:

? систематизация и кодификация действующей нормативной базы;

? создание единой терминологической базы нормативных доку¬ментов, регулирующих отношения в области информатизации;

? устранение противоречий с федеральными законами, выявление неэффективных законотворческих норм в законодательстве;

? разработка нормативной базы для работы с персональными дан¬ными;

? разработка нормативного обеспечения взаимодействия граждан с органами власти;

? разработка регламентов взаимодействия различных информа¬ционных систем.

15. Эффективность системы функционирования системы гу.

Рассмотрим общие вопросы оценки эффективности внедрения ин¬формационных технологий государственного и муниципального управ¬ления.

Эффективность функционирования системы государственного управ-ления может быть определена по следующим направлениям:

? взаимодействие с гражданами и предприятиями;

? внутренняя работа учреждения;

? взаимодействия органов власти между собой.

Внедрение иформационно-коммуникационных технологий позво¬ляет повысить эффективность взаимодействия граждан и организа¬ций с органом государственной власти. Достоверная, оперативная, полная и актуальная информация о деятельности органов власти раз-мещается на веб-сайте. Это позволяет существенно упростить гражда-нам процесс поиска требуемой информации, снизить затраты времени государственных служащих на разъяснения, а также уменьшить коли-чество ошибок. Так, в Федеральной налоговой службе РФ объем информации, поступающей от юридических лиц, составляет около 800 млн. листов в год, трудозатраты на ввод этих данных составляют 3,2 млн. человеко-дней. Автоматизация сбора и учета налоговых по-ступлений обеспечит как минимум 50%-ное сокращение трудоза¬трат [20].

Кроме того, граждане и организации должны иметь возможности посредством Интернета делать запросы и получать справки, переда¬вать в органы государственного управления предусмотренную зако¬ном отчетность. При этом отслеживается состояние запросов.

Например, внедряемая в Федеральной таможенной службе РФ си-стема электронного декларирования грузов позволяет импортерам за-полнять таможенные декларации в электронном виде. В результате среднее время оформления импортируемых грузов на границе сокра-щается с нескольких часов до 18 минут [20].

На основе ИКТ возможна реализация так называемого «принципа одного окна», который предполагаем наличие ОДНОЙ точки входа для взаимодействия с органами власти всех уровней.

Прямой экономический эффект от внедрения ИКТ связан:

? с высвобождением площадей, затрачиваемых ранее на хранение документов;

? с сокращением числа сотрудников при росте объема работ с до-кументами;

? с сокращением времени выполнения бизнес-процессов органов государственного и муниципального управления (связанным, в частности, с экономией времени на операциях с документами).

В России только обработкой документов занято около 400 тыс. госслужащих, временные затраты граждан на ходьбу по инстанциям составляют от 3 до 4 млрд. человеко-часов в год, а каждый документ копируется до 20 раз. Применение информационных технологий по-зволит экономить до 30 млрд. руб. в год [20].

Большое значение имеет и косвенный эффект от внедрения, вклю-чающий:

? улучшение качества принимаемых решений:

? повышение доверия граждан к власти;

? снижение косвенных общественных издержек на содержание ор-ганов власти.

16. Классификация направлений информатизации гу.

Направления информатизации органов государственной власти и управления приведены на рис. 1.1 [32].







Направления информатизации










управления РФ




























Автоматизация службы

информационного обеспечения

Президента РФ




Информатизация

Конституционного Суда,

Верховного Суда, Высшего

Арбитражного Суда,

Генеральной прокуратуры РФ
















Автоматизация службы

информационного обеспечения

Правительства РФ






















Информатизация федеральных министерств, служб, агентств







Информатизация Счетной палаты РФ



















Информатизация Совета Безопасности РФ













Информатизация Федерального Собрания РФ
















Информатизация Центральной избирательной комиссии РФ




(Совета Федерации, Государственной Думы)

Рис. 1.1. Направления информатизации органов государственного управления РФ

Системы информационного обеспечения органов государственной власти и управления можно разделить на следующие виды [32]:

? федеральные системы информационного обеспечения;

? системы информационного обеспечения, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и местных органов;

? системы информационного обеспечения субъектов Российской Федерации;

? негосударственные системы, используемые в интересах предо-ставления информационных услуг органам государственной вла¬сти и управления.

На федеральном уровне они создаются по решению федеральных органов государственной власти и управления. Системы совместно¬го ведения - по решению федеральных органов и органов власти и управления субъектов Российской Федерации, системы информаци¬онного обеспечения субъектов Российской Федерации - соответ¬ственно на основании решений органов власти и управления этих субъек¬тов [32].

17. Основные цели и задачи ФЦП «Электронная Россия» (2002-2010).

Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» принята к реализации Постановлением Правительства РФ № 6") от 28 января 2002 года. Федеральная целевая программа «•Элек-тронная Россия» не ориентирована на достижение мгновенных эконо-мических результатов: стимуляция развития российского рынка высоких технологий не является ее непосредственной задачей, хотя в случае успешной реализации намеченных планов подобный эффект также будет достигнут.

Успех программы будет означать в первую очередь, что органы вла¬сти всех уровней станут более доступными для граждан, а их деятель¬ность — более прозрачной и более эффективной. Прозрачность дости¬гается за счет обязательной электронной публикации и создания баз данных ПО всем документам, не имеющим статуса секретных, эффективность за счет перевода в электронную форму значительных объ¬емов документооборота. Программа также предусматривает наращи¬вание возможностей доступа населения к Интернету. Планируется также организовать подготовку специалистов в области информаци¬онных технологий. В первую очередь, такие специалисты понадобят¬ся государственным учреждениям.

Косвенный результат — стимуляция отрасли информационных тех-нологий, в первую очередь — за счет роста числа специалистов, и кроме того — людей, имеющих доступ к информационным сетям и, следова-тельно, являющихся потенциальными потребителями информацион¬ных услуг. Нельзя также сбрасывать со счетов и неизбежный рост спроса на услуги такого рола — как со стороны государственных организаций, внедряющих в делопроизводство новые технологии, так и со стороны их многообразных партнеров.

Цель ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» - повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления за счет:

Реализация Программы позволит существенно повысить конкурен¬тоспособность экономики страны за счет снижения издержек и повы¬шения качества продукции и услуг, повысит эффективность и демо¬кратичность государственного управления на всех уровнях, обеспечит рост качества жизни населения. Создаст условия для ускорения про¬цессов внедрения современных информационных технологий во все сферы общественной жизни и бизнеса. Полная реализация мероприя¬тий Программы должна позволить к 2010 году распространить ИК'Г в России па уровне развитых стран Восточной Европы и вплотную при¬близиться к средним показателям по странам Европейского союза.

В Программе предусматривается реализация мероприятий по це¬лому ряду основных направлений1 (перечень мероприятий подготов¬лен по материалам [53]).

1. Совершенствование законодательства и системы государственно¬го регулирования в сфере ИКТ.

Целью мероприятий этого направления является создание право¬вых предпосылок для широкого использования ИКТ во всех сферах общественной жизни, в экономике, во взаимоотношениях органов го¬сударственной власти и местного самоуправления с гражданами и ор¬ганизациями. Мероприятия данного направления обеспечивают со¬здание правовых предпосылок для широкого использования ИКТ во всех сферах деятельности и общественной жизни. Это:

? обеспечение права каждого на получение информации из обще¬доступных информационных систем;

? создание условий для использования документов в электронной цифровой форме в государственном управлении и гражданско-правовой сфере;

? обеспечение единства информационного пространства на терри-тории Российской Федерации, ликвидация региональных и ве-домственных барьеров на пути распространения информации.

2. Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и создание условий для их эффективного взаимодействия с гражданами на основе использования ИКТ.

ОСНОВНЫМИ задачами ЭТОГО направления являются расширение объема информации и перечня информационных услуг, предоставля-емых гражданам и хозяйствующим субъектам органами государствен-ной власти и органами местного самоуправления, формирование ме-ханизма общественного контроля их деятельности.

Использование ИКТ в работе органов государственной власти по¬зволит расширить объем открытой информации о деятельности этих органов и обеспечить гражданам ВОЗМОЖНОСТЬ ее оперативного полу¬чения из информационных систем, в том числе по таким важным во¬просам, как законопроектная деятельность, бюджетный процесс, закуп¬ки продукции ДЛЯ федеральных государственных нужд, управление дарственной собственностью, конкурсное замещение вакантных ногтей.

В рамках Концепции электронного правительства будет создан «Правительственный портал», использующий современные средства защиты от несанкционированного доступа.

Будет разработан перечень видов и форм предоставления открытой информации федеральных органов исполнительной власти, а до 2006 года будет создана система каталогов, указателей и путеводителей по государственным информационным ресурсам.

Интересным решением проблем сетевого взаимодействия с государ-ственными структурами является использование платежных карт для идентификации и ведения персональных счетов граждан. В течение 2002-2003 годов будут разработаны концепция государственной по-литики и план мероприятий по расширению сферы применения пла-тежных карт в России.

3. Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ.

Основной задачей мероприятий данного направления является по-вышение эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления путем обеспечения совместимости стандартов хранения информации и документооборота, подключения к компьютерным сетям органов государственной власти и органов мест-ного самоуправления, бюджетных учреждений, реализации отраслевых программ информатизации, создания межведомственных и мест¬ных информационных систем и баз данных использование ИКТ по¬зволит обеспечить реализацию прав граждан России па свободное по¬лучение открытой информации из информационных систем, а также на использование других услуг, предоставляемых этими системами.

В рамках данного направления Программы реализуются мероприя¬тия, которые направлены на повышение уровня информатизации го¬сударственных структур и оснащения их необходимыми программно-аппаратными средствами.

В программе предусмотрен ряд проектов создания систем электрон¬ного документооборота (Минсвязи) в органах государственной вла¬сти, систем, обеспечивающих электронный документооборот между органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе между Аппаратом Правительства Российской Федерации и фе¬деральными органами исполнительной власти.

Среди интересных проектов, реализуемых в течение двух ближайших лет, можно назвать создание в субъектах Российской Федерации регио¬нальных подсистем автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (AC ГРН) с целью проверки правильности техни¬ческих решений, оценки эффективности системы государственного ре¬гистра населения и принятия решения по темпам дальнейшей работы.

В качестве опытного проекта предусматривается также создание федеральной системы оперативного контроля состояния природных ресурсов и экономически важных и/или опасных объектов Россий¬ской Федерации (государственный заказчик - Росавиакосмос).

4. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъек¬тами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики.

Мероприятия этого направления предусматривают перевод в элек¬тронную цифровую форму большей части документооборота, осуще¬ствляемого между хозяйствующими субъектами, органами государ¬ственной власти и органами местного самоуправления.

Для достижения данной задачи необходимо:

? обеспечить согласованность действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в процессе информа¬ционного обмена;

? обеспечить совместимость стандартов обмена информацией, до¬кументооборота, принципов защиты информации, использова¬ния электронной цифровой подписи:

? определить последовательность перехода к электронному доку¬ментообороту.

Важную роль в реализации данного направления будут играть тех¬нопарки, создаваемые как - центры развития инновационного предпри¬нимательства в сфере ИКТ.

В течение предстоящих двух лет предусматривается реализация электронного документооборота между федеральными органами ис¬полнительной власти и хозяйствующими субъектами.

Будет разработана (Министерством транспорта и сняли) концепция содействия международному сотрудничеству и внешнеэкономической деятельности в сфере ПК Г, в том числе с учетом процесса присоеди¬нения к ВТО, и организовано издание регулярного информационного бюллетеня для распространения через дипломатические и торговые представительства Российской Федерации.

5. Развитие системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифи¬цированных пользователей.

Значительное место в программе уделено мероприятиям по разви¬тию технологий обучения и подготовки специалистов в сфере ИКТ. Они разработаны с учетом реализации Федеральной целевой про¬граммы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)».

Мероприятия этого направления нацелены на совершенствование системы подготовки специалистов для работы с современными ИКТ,

её структурное изменение, обеспечение современного материально-технического оснащения учебного процесса. Мероприятия разработа¬ны с учетом Федеральной целевой программы «Развитие единой об¬разовательной информационной среды (2001-2005 годы)». Широкое развитие ИКТ и их проникновение во все сферы жизни общества тре-буют подготовки не только соответствующих специалистов в рамках профессиональных образовательных программ, но и квалифицирован¬ных пользователей.

Основными задачами данного направления являются:

? создание в отобранных учреждениях высшего профессионально¬го образования современной методической и материально-техни¬ческой базы ПОДГОТОВКИ и переподготовки специалистов для сфе¬ры ИКТ;

? формирование необходимой кадровой, методической и матери¬ально-технической базы в образовательных учреждениях началь¬ного и среднего профессионального образования;

? создание нормативной правовой базы информатизации образо¬вания и развития системы дистанционного обучения;

? развитие информационной и телекоммуникационной инфра¬структуры в учреждениях среднего и высшего профессиональ¬ного образования;

? развитие системы приема на работу и продвижения по службе па КОНКУРСНОЙ основе с использованием ИКТ.

6. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание

пунктов подключения к открытым информационным системам.

Одна из принципиальных задач программы обеспечение населе¬нию доступа к телекоммуникационным и компьютерным сетям.

Для решения этих задач программой предусматриваются меропри¬ятия по двум направлениям:

? содействие развитию общей телекоммуникационной инфраструк¬туры страны путем СНЯТИЯ необоснованных ограничений ДЛЯ предпринимательской деятельности, повышение конкуренции и создание благоприятных условий для притока иностранных ин¬вестиций в сферу ИКТ;

? создание пунктов подключения к общедоступным информацион¬ным системам органон государственной власти, бюджетных и не¬коммерческих организаций (за счет финансирования из бюджет¬ных средств).

В течение ближайших пяти лет предусматривается подключение Минсвязи к компьютерным сетям (создание узлов подключения) и создание общественных пунктов подключения к открытым информа¬ционным системам, в том числе на базе бюджетных организаций и об¬разовательных учреждений.

Реализация мероприятий первого направления будет обеспечивать¬ся преимущественно путем снижения административных барьеров и снятия ограничений для предпринимательской деятельности, повы¬шения конкуренции и создания благоприятных условии для притока иностранных инвестиций в сферу ИКТ.

Мероприятия второго направления планируется осуществлять пу¬тем финансирования (в том числе долевого) за счет средств федераль¬ного бюджета развития пунктов подключения к общедоступным инфор¬мационным системам органов государственной власти, бюджетных и некоммерческих организаций.

7. Разработка и создание системы электронной торговли.

Мероприятия ЭТОГО направления предусматривают создание системы

электронной торговли, в том числе для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд. Такая система суще-ственно повысит эффективность использования средств федерального

бюджета и бюджетов субъектов РОССИЙСКОЙ Федерации при осуществ¬лении государственных закупок.

Для внедрения методов и технологии электронной торговли потре-буется уточнить и дополнить существующую нормативную правовую базу суметом международных норм и принятых Россией международ-ных обязательств в сфере торговли,

Для достижения ЭТИХ целей необходимо создать:

? единую информационную инфраструктуру электронной торгов¬ли, включающую общероссийскую систему информационно-мар-кетинговых центров;

? систему электронной торговли ДЛЯ осуществления закупок про-дукции для федеральных государственных нужд;

? единую базу данных товаров и услуг и систему ее поддержки.

Создание системы электронной торговли ДЛЯ закупок продукции для федеральных государственных нужд позволит автоматизировать эти процессы во всех федеральных органах государственной власти и сократить потери и злоупотребления.

8. Формирование общественной поддержки выполнения меропри¬ятий программы. В рамках данного направления планируется обеспе¬чить широкое информационное сопровождение программы для при¬влечения к ней общественного внимания, осуществления поддержки ее реализации со стороны органов федеральных, региональных и мест¬ных органов власти, предпринимательских кругов, ученых и специа¬листов.

Ежегодно Минсвязи будет готовиться аналитический обзор состо¬яния дел в сфере использования ИКТ и информационных ресурсов, в том числе в федеральных органах государственной власти.

На сайте Минсвязи России уже размещается информация, освеща-ющая ход реализации программы, открыта отдельная электронная страница.

9. Содействие развитию независимых средств массовой информа¬ции посредством внедрения ИКТ.

Содействие развитию независимых средств массовой информации предполагается осуществлять посредством:

? обучения работников средств массовой информации методам ра-боты с современными средствами ИКТ;

? обеспечения общедоступности российских и международных от-крытых информационных ресурсов с помощью сети Интернет;

? создания электронных версий российских средств массовой ин¬формации и архивов в сети Интернет,

Использование ИКТ в средствах массовой информации будет осу¬ществляться на основе конкурса проектов.

18. Направление информатизации гу с точки зрения реализации ФЦП «Электронная Россия».

В процессе реализации этой программы должен быть пройден ряд этапов.

На первом этапе (2002 год) предусматривается формирование пред¬посылок для реализации основных проектов Программы — анализ состояния дед и нормативной базы в области ИКТ, инвентаризация государственных информационных ресурсов и систем, создание сис¬темы мониторинга тенденций развития ИКТ у нас в стране и за рубе-жом, разработка концептуальных материалов. Кроме того, начнется реализация ряда опытных проектов.

На втором этапе (2003-2004 годы), на основе уже проделанной ра¬боты, будут реализованы проекты по всем направлениям Программы, обеспечивающие развитие рынка ИКТ, создание информационно-те¬лекоммуникационной инфраструктуры для взаимодействия органов государственной власти с гражданами и хозяйствующими субъекта¬ми, формирование современной материально-технической базы под¬готовки специалистов в сфере ИКТ.

На третьем этапе (2005-2010 годы) будет реализован весь комплекс мероприятий Программы, создана эффективная система правового регулирования, современная информационно-телекоммуникационная инфраструктура страны, модернизирована система государственного управления и подготовки кадров в сфере ИКТ и на этой основе сфор¬мированы предпосылки и начато массовое внедрение ИКТ во все сфе¬ры деятельности.

Приведем актуальные направления ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», вопросы реализации которых наиболее часто об¬суждаются в литературе (рис. 1.8). Рассмотрим некоторые из них.

1. Внедрение технологий «электронного правительства».

«Электронное правительство» — это новая система внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе ис¬пользования возможностей Интернета, информационных и телеком¬муникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государствен-ного управления и совершенствования внутренних процессов (58J.

Инфраструктурой электронного правительства являются интегри¬рованные государственные информационные ресурсы в сочетании

Рис. 1.8. Направления информатизации государственного управления с точки зрения реализации ФЦП «Электронная Россия»

с развитой системой информационных служб, обеспечивающей граж¬данам регламентируемый доступ к этим ресурсам.

Реализация концепции электронного правительства предполагает

решение следующих основных задач.

1. Создание официальных сайтов в Интернете и их наполнение ак¬туальной официальной информацией. К обязательной информации

относится (судя по содержанию подобных сайтом других стран) об¬щая, справочная и контактная информация государственных учреж¬дений, статистика, сообщения о событиях в стране, законы и нормативные акты, правительственные отчеты, содержимое государствен¬ных архивов. На сайте могут быть также расположены:

? документы или ссылки на документы вышестоящих учреждении;

? актуальные материалы, публикуемые учреждением в соответ¬ствии с его функциями;

? рекомендации физическим или юридическим лицам по решению их типичных проблем (так называемые типовые «сценарии»).

2. Создание интерактивных служб, позволяющих упростить процедуры взаимодействия государства с гражданами, обеспечить макси¬мально комфортные условия для обращения в государственные уч-реждения. Среди таких служб, разнимаемых во многих странах, можно выделить составление и подачу налоговых деклараций, оплату счетов,

подачу заявлений, электронные торговые площадки для проведения

государственных закупок. Возможна также реализация следующих

служб:

? предоставление доступа к шаблонам документов, необходимых в различных ситуациях, возникающих при взаимодействии граж¬дан и предприятий с органами государственного и муниципаль¬ного управления;

? уплата штрафов;

? определение прав на социальные ЛЬГОТЫ;

? поиск вакансий в государственных организациях;

? получение и продление лицензии на ведение профессиональной

деятельности;

? выдача сертификатов и разрешений;

? запись на прием к врачу (реализуется преимущественно на му-ниципальных порталах);

? предоставление услуг дистанционного образования;

? регистрация избирателей.

3. Создание эффективной системы обратной связи с гражданами.

Это так называемые электронные почтовые ящики для обращений граждан, открытые и закрытые интернет-форумы, системы голосования и социологических опросов.

Для реализации концепции электронного правительства необходи¬мо соблюдение ряда принципов:

? высокое качество информации, размещенной в Интернете, в со-четании с ее доступностью для любых категорий граждан;

? высокий уровень компьютерной подготовки государственных служащих;

? тесное взаимодействие между органами государственного и му¬ниципального управления, предпринимателями в сочетании с простотой его правил. Поэтому должны быть созданы общенаци¬ональные стандарты межведомственного взаимодействия и ин¬формационного обмена.

Технологии электронного правительства развивались от государ¬ственных «веб-витрин», реализующих, в большей иди меньшей степе¬ни, чисто информирующие функции, до порталов, обеспечивающих более активное взаимодействие с гражданами и централизацию ин¬формационных ресурсов. Наиболее же современными являются так называемые «технологии одного окна» (Government Gateways).

Рассмотрим экономический эффект от создания государственных порталов [59].

1. Сокращение затрат на бумагу и печать документов, экономия ра-бочих площадей (хранение электронных документом требует на поря¬док меньше места), снижение затрат на оплату телефонных перего¬воров и почтовых отправлений (документы могут быть размещены в Интернете или переданы по электронной почте).

2. Сокращение затрат времени на выполнение типовых операций, к которым относятся поиск информации, подготовка справок, отчетов, подготовка решений, телефонные переговоры, прием посетителей, ис-правление ошибок и разбор конфликтных ситуаций (для служащих, свя-занных с приемом граждан, может достигать 75% рабочего времени).

3. Сокращение бюджетных расходов на проведение мероприятий, связанных с официальными уведомлениями, обязательным распро-странением Нормативных материалов, изменением форм документов, разъяснительных и иных PR-мероприятий, направленных на обеспе-чение поддержки гражданами решений и позиции органов власти.

4. Повышение эффективности процесса осуществления государ-ственных и муниципальных закупок.

Вышеперечисленное складывается в повышение эффективности работы учреждения, что также может выражаться в повышении числа обработанных заявлений, повышении собираемости налогов и г. д.

Портал может иметь следующую программно-аппаратную архитек-туру (в общем случае она такая же, как и у портала крупного предпри-ятия):

? кластер компьютеров (или одни компьютер), имеющих постоян¬ное, скоростное соединение с Интернетом;

? многопользовательская, многозадачная серверная операционная система;

? веб-сервер:

? сервер Приложений СО встроенными элементами бизнес-логики;

? СУБД для хранения документов портала и другой информации;

? система управления контентом, позволяющая служащим, не яв-ляющимся специалистами в информационных технологиях, пуб-ликовать документы быстро и качественно, а также поддержи¬вать их актуальность:

? сервер интеграции приложений (шлюз).

2. Создание единой государственной системы управления и пере-дачи данных (ЕГСУПД) (подготовлено по материалам [51]).

Одной из первоочередных задач к области информатизации государ¬ственного управления является организация инфраструктуры меж¬ведомственного взаимодействия. В связи с этим согласно ФЦП «Электронная Россия» осуществляется разработка и реализация единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД).

ЕГСУПД — это межведомственная система сбора, хранения, анали¬за и распространения финансовой, экономической, хозяйственной и другой социально значимой информации на базе единой технической политики и строго регламентированного информационного взаимо¬действия. ЕГСУПД является ключевым элементом электронного пра¬вительства России.

Федеральные ведомства строят спои информационные системы не¬зависимо и изолированно друг от друга, ориентируясь исключительно на собственные нужды (вертикальная интеграция). Такой подход обеспечивает защищенность этих систем, однако делает проблематич¬ным организацию межведомственного (горизонтального) взаимодействия на любом уровне административно-территориального устройства государства (федерация, округ, регион, район). При этом происходит распыление значительных финансовых и материальных средств, осу¬ществляется многократный ввод и обработка повторяющейся инфор¬мации.

Ведомственные ИС изолированы от общественных сетей связи и не предусматривают прямого информационного взаимодействия с пред-приятиями, общественными организациями и населением. При этом ведомства Ив имеют достаточных ресурсов для технического сопро-вождения и развития своих ПС. Недостаток финансовых средств за¬ставляет разработчиков региональных ИС использовать простые тех¬нологии, что снижает производительность ИС, их масштабируемость, защищенность.

Рассмотрим архитектуру ЕГСУПД. Она включает единую комму¬никационную магистраль, объединенные информационные ресурсы, согласованную технологию управления. ЕГСУПД связана с Интерне¬том посредством системы межсетевых (внешних) шлюзов. Взаимодей¬ствие с внутренними ИС осуществляется через внутренние шлюзы.

Основными архитектурными элементами ЕГСУПД являются цен¬тры обработки данных (ЦОД), объединенные между собой оптоволо¬конными линиями связи и образующие единую широкополосную сре¬ду коллективного пользования. Для доступа к удаленным регионам, а также для целей резервирования и повышения надежности исполь¬зуются широкополосные космические каналы связи. Ключевыми технологиями построения магистрали являются стек протоколов TCP/IP, технология виртуальных частных сетей VPN и многопротокольная коммутация меток MPLS.

В состав ЦОД включены высокопроизводительные серверы и данных, образующие распределенный вычислительный ресурс и сеть хранения, которые коллективно используются в интересах органов государственного управления и местного самоуправления. Детализированная информация об объектах учета (юридических и физических лицах, объектах недвижимости, природных ресурсах и т. д.) хранится в первичных базах данных соответствующих органов, которые являются собственниками данного информационного ресур¬са и отвечают за его актуальность и целостность. Первичные базы дан¬ных являются элементом внутриведомственной информационной сре¬ды и, следовательно, не являются предметом прямого регулирования со стороны ЕГСУПД. За каждым ведомством и администрацией реги¬она закрепляются государственные информационные ресурсы, кото¬рые они обязаны формировать, поддерживать и предоставлять пользо¬вателям в силу своих прямых обязанностей.

Взаимодействие с ведомственными и территориальными ИС осу¬ществляется через информационные порталы.

Информационные ресурсы подлежат регистрации и учету. Реги¬страция и учет государственных информационных ресурсов (ГИР) возлагаются на регистр ГИР, который представляет собой распреде¬ленную базу метаданных, реализуемую и обслуживаемую средства¬ми ЦОД. В регистре ГИР хранятся и данные о собственниках инфор¬мационных ресурсов, их реальное местонахождение.

Центры обработки принимают запросы на потребление ГИР, осу¬ществляют контроль принятых запросов на предмет их соответствия регламентам доступа, навигацию запросов, направляют их собствен¬никам информационных ресурсов, следят за формированием ответов, доставку ответов к месту назначения. При этом ЦОД ведут постоян¬ный учет (логистику) всей произведенной работы по движению и пе¬ренаправлению информации.

Аутентификация пользователей (физических или юридических лиц), входящих с целью доступа к государственным информационным ресурсам, осуществляется с помощью так называемого электронного паспорта. Электронный паспорт хранится в базе данных ЕГСУПД.

Содержание и техническое обслуживание ЕГСУПД должно осуще¬ствляться централизованно из средств федерального бюджета. В этом случае для министерств и ведомств, а также территориальных администраций отпадает необходимость строить свои собственные телекоммуникационные сети, заботиться об их техническом обслужива¬нии, прорабатывать вопросы информационного обмена со смежными структурами, что существенно экономит ресурсы, деньги и время.

ЕГСУПД как единая информационно-коммуникационная инфра¬структура предоставляет для всех участников взаимодействия ряд стандартных сетевых услуг и сервисов. Среди них: виртуальные част-ные сети для безопасного обмена данными, услуга электронной почты, внутри- и межведомственная телефонная связь, факсимильная связь, потоковые видео- и аудиовещание, видео- и аудиоконференции, дру¬гие мультимедийные услуги, обеспечивающие работу современных мультимедийных приложений, таких как дистанционное обучение и телемедицина.

3. Информатизация регионов.

При этом заключаются соглашения о сотрудничестве Министерства транспорта и связи Российской Федерации с администрациями регионов и подключение администраций муниципальных образований к компьютерным сетям.

2003 год назван в ФЦП годом регионов. Наиболее популярными направлениями автоматизации в регионах являются:

? создание БД по земельным ресурсам;

? создание БД по объектам недвижимости;

? создание БД нормативно-правовой документации.

В регионах начался процесс перемещения всей тяжести работ по информатизации с регионального уровня на муниципальный. Это

вполне объяснимо, поскольку практически все информационные ре-сурсы создаются именно на муниципальном уровне и затем использу¬ются на региональном и федеральном.

Наиболее острыми проблемами информатизации в регионах явля¬ются:

? отсутствие единого государственного подхода в использовании информационных ресурсов органами власти и управления всех уровней;

? отсутствие единой системы классификаторов, кадастров и реги¬стров;

? неоправданно высокие требования но закрытию информации;

? несовместимость информационных ресурсов;

? высокая СТОИМОСТЬ программно-технических средств и доступа к информационным системам, в том числе к Интернету;

? недостаточность правового и методического обеспечения регио¬нальной информатизации;

? нерешенность вопросов информационного взаимодействия меж¬ду органами государственного и муниципального управления, хозяйствующими субъектами, гражданами.

4. Разработка автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (АС ГРН).

Отсутствие единой БД по населению приводит к трудностям в сбо¬ре налогов, необоснованным выплатам пособий, тратам на асоциально-демографические исследования, неоправданным сложностям при об¬служивании населения в органах государственной власти и местного самоуправления. Предполагается создание общегосударственной ин-тегрированной системы учета, предполагающей использование пластиковых карт гражданами страны.

5. Внедрение электронной системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой подписи.

Увеличение информационных потоков между государственными заказчиками и поставщиками приводит к необходимости создания электронной системы обеспечения городских закупок. В современных условиях использование традиционных методов взаимодействия участ-ников приводит к потерям информации, что отрицательно сказывает¬ся на качестве и сроках выполнения городского заказа. Автоматиза¬ция бизнес-процессов осуществления сделки обеспечит прозрачность операций, а следовательно, позволит усилить контроль проведения закупок. Экономический эффект внедрения системы выражается в ЭКОНОМИИ бюджетных средств, получаемой при повышении числа участ¬ников торгов, усилении конкуренции, более объективным выбором оптимальных поставщиков. По некоторым оценкам экономия составит до 20 % [42] бюджетных средств.

В России действуют как многоотраслевые универсальные элек¬тронные торговые площадки (ЭТП), так и специализированные отрас¬левые.

Факторами, сдерживающими развитие электронной торговли, яв¬ляются:

1) слабое развитие телекоммуникационной инфраструктуры в це¬лом по стране (особенно в отдаленных регионах);

2) отсутствие исчерпывающей нормативно-правовой базы. Несмот¬ря на существование Федерального закона «Об электронной циф¬ровой подписи», он фактически не работает. Пока еще законодательно не признана эквивалентность электронных сделок тра¬диционным, не определен налоговый статуе операций, осуществ¬ляемых через Интернет. Отсутствует закон об электронном доку¬менте, об электронной торговле. Действующее законодательство не позволяет электронным торговым площадкам регулировать цены по госзакупкам на аукционах; 3) недостаточное разнообразие банковских интернет-услуг показывает мировой опыт, ядром системы электронной торговли в национальном масштабе является интегрированная информацион¬ная инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие органов государственной власти всех уровней с предприятиями и организациями, осуществляющими поставки продукции и услуг.

На сегодняшний день определено главное звено интегрированной информационной инфраструктуры электронной торговли это сис¬тема информационно маркетинговых центров (СИМЦ).

СИМЦ представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаи¬модействующих информационно-маркетинговых центров, объединен¬ных общим алгоритмом функционирования [50].

Для реализации целей и задач СИМЦ образована Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ), имеющая статус некоммерческого партнерства и являющаяся добровольным объединением юридических и физических лиц.

И некоторых регионах уже функционируют ЭТП, однако в их осно¬ве заложены разные программные решения. Также в каждом регионе разработано собственное правовое обеспечение работы ЭТП. Ассоци¬ация должна, обобщив положительный опыт, объединить все эти пло-

щадки в структуру, которая будет работать в рамках единых норма¬тивных правовых требовании.

Основную часть учредителей Ассоциации составили государствен¬ные учреждения и унитарные предприятия, выполняющие для област¬ных и краевых администраций функции организаторов и операторов торгов, проводимых с использованием ЭТИ.

Среди основных задач Ассоциации можно выделить [50]:

? формирование проектов нормативных документов по регулиро¬ванию электронной торговли (ЭТ);

? организацию взаимовыгодного сотрудничества с российскими и зарубежными ассоциациями, фондами и компаниями, заняты¬ми в электронной торговле;

? осуществление мониторинга деятельности участников системы ЭТ;

? подготовку и выпуск учебно-методических пособий, рекламных проспектов, научно-технической документации, научных трудом, лекций, а также проведение обучения по различным аспектам ЭТ;

? экспертизу информационного обеспечения ЭТ и оценку его эф¬фективности:

Создание и функционирование СИМЦ, призвано уменьшить нега¬тивную роль информационных посредников и обеспечить естествен¬ное формирование массивов данных о текущем спросе и предложении на рынках товаров и услуг и Свободный доступ к ним.

Производители продукции и услуг смогут оперативно получать систематизированную информацию о реальных и потенциальных то¬варных рынках, об организации транспортного обслуживания, о дей¬ствующих нормативно-правовых актах в области ЭТ, а также кон-

сультации по осуществлению сделок купли-продажи, их страхова¬нию и др.

Система классификации и кодирования информации в СИМЦ реа¬лизована с использованием общероссийских классификаторов техни¬ко-экономической информации.

Рассмотрим иерархическую архитектуру СИМЦ [50].

1. Координационно-методический центр СИМЦ (КМЦ СИМЦ) Перечислим основные функции КМЦ СИМЦ:

? ведение реестра ИМЦ;

? оказание методической, организационной и технической помо¬щи в создании типовых региональных ИМЦ;

? проведение аналитических исследований рынков товаров и услуг;

? разработка методических рекомендаций и оказание методиче¬ских услуг членам Ассоциации;

? консультирование федеральных министерств и ведомств по во¬просам планирования и организации закупок товаров и услуг;

? организация и проведение торгов по закупкам товаров и услуг для государственных нужд;

? организация и координация деятельности отраслевых и ведом¬ственных ИМЦ;

? информационно-маркетинговое обеспечение деятельности по¬тенциальных инвесторов, информационно-маркетинговое сопро¬вождение инвестиционных проектов федерального уровня;

? издательская и рекламная деятельность;

? организация и координация международного сотрудничества по всем сферам деятельности Ассоциации;

? оказание членам Ассоциации технической поддержки по внедре-нию и эксплуатации технических и программных средств СИМЦ;

? решение организационно-правовых и финансовых вопросов дея-тельности ассоциации;

? разрешение хозяйственных споров с другими организациями;

? продвижение законодательных инициатив, обеспечивающих эф-фективное функционирование СИМЦ;

? обеспечение информационной безопасности СИМЦ.

2. ИМЦ выполняющие отдельные функции в общероссийском мас-штабе на отраслевом, ведомственном и других уровнях.

3. Региональные ИМЦ. Они выполняют основные функции ИМЦ внутри региона и возглавляют региональные отделения ассоциации ИМЦ. Типовая организационная структура регионального ИМЦ включает дирекцию, секретариат и отделы по направлениям деятель-ности торгово-закупочный, консалтинговый, финансовый, право¬вой, программно-технического обеспечения, обеспечения безопасности. Реализует практически те же функции, что и КМЦ СИМС, но на региональном уровне.

4. Организации члены региональных отделении ассоциации ИМЦ, выполняющие в рамках региона отдельные функции ИМЦ на отра¬слевом или ведомственном уровнях самостоятельно или по поруче¬нию регионального ИМЦ.

Рассмотрим взаимодействие ИМЦ с внешней средой.

ИМЦ в своей деятельности взаимодействуете поставщиками, ФЦЭТ, банками, страховыми организациями, компаниями по доставке товара и другими предприятиями и организациями, образующими внешнюю среду взаимодействия (рис. 1.10) (50].

Рассмотрим процесс заключения договоров [50].

Договор на куплю-продажу товаров и услуг обязательно включает положения о месте и процедуре оплаты сделки, сведения о перевозчи¬ке и условиях поставки, страховке, юридической поддержки и серти¬фикации ЭПЦ.

При оформлении сделки ИМЦ оказывает услуги по всем этим пун¬ктам договора.

ИМЦ предлагает сторонам, заключающим договор, финансовую организацию (казначейство, коммерческий банк), через которую предлагается осуществлять платежи, и схему оплаты контракта. В случае их согласия осуществляет оформление сделки.

Оплата по контракту возможна через федеральное казначейство, банк пли электронную платежную систему. Казначейство открывает

счета только тем организациям, которые финансируются через бюд¬жет РФ. Проведение через них оплаты государственных закупок воз¬можно только в том случае, если они запланированы в бюджете пред¬приятия. Оплата в казначействе ПРОИЗВОДИТСЯ при личном участии бухгалтера, вооруженного пакетом платежных документов (счет, пла¬тежное поручение и пр.). Основной поток оплат осуществляется через коммерческие банки или через электронные платежные системы.

Если сам покупатель не осуществляет доставку товара, то ИМЦ может выбрать транспортную (экспедиторскую) компанию. Выбор во многом зависит от таких возможностей поставщика, как наличие и расположение собственных складов, услуги по отгрузке и таможен¬ным мероприятиям для импортных товаров. При выборе перевозчика учитываются его возможности, которые складываются из направле¬ния деятельности (авиа, морские, речные, автомобильные перевозки),

дополнительных услуг (перегрузка, растаможивание, временное хра¬нение, мониторинг доставки и др.).

Страхование доставки не является обязательным элементом дого¬вора и зависит от специфики закупок и цены контракта, однако боль¬шинство контрактов обеспечивается страховкой. ИМЦ обеспечивает страхование доставки товаров. Выдача страхового полиса требует лич¬ного участия заказчика и представителя страховой компании (андер¬райтера сертифицированного лица, производящего страховку выше определенной стоимости). В регионе необходимо присутствие страховой

компании либо страхового агента, с которым взаимодействует ИМЦ. В качестве страхового агента может выступать и сам ИМЦ, заключив¬ший договор с одной или несколькими страховыми компаниями.

Важной услугой ИМЦ является поддержка процесса сертификации ЭЦП и шифрования. ИМЦ берет на себя всю процедуру оформления сертификатов.

ИМЦ отвечает - за юридическую чистоту всех положении договора и за соответствие сделки российскому и международному законодательству в сфере торговли.

6. Создание информационных систем для предоставления гаранти¬рованного пакета электронных услуг деловым кругам и населению.

Осуществляется развитие информационной поддержки предпри¬нимательства. Согласно некоторым исследованиям, необходимость инвестиций в информационные технологии не является для предприни¬мателя сдерживающим фактором их внедрения. К таковым, в действи¬тельности, относятся закрытость информационного рынка и сложность оценки эффективности внедрения информационных технологий. Фор¬мируются федеральные информационные ресурсы в сфере социаль¬ной защиты граждан (например, электронная биржа труда).

Перечистим некоторые результаты реализации ФЦП «Электрон¬ная Россия":

? разработана концепция «электронного документооборота» в ор¬ганах государственной власти;

? проведены работы по модернизации сети научно-технической информации (в ходе этих работ к магистральной телекоммуника¬ционной инфраструктуре были подключены 13 вузов страны) [28];

? Федеральный закон № 126-ФЗ от 7.07.03 «О связи» предусмат¬ривает реализацию механизма «универсальные услуги связи», согласно которому в каждом населенном пункте России должен быть оборудован пункт общественного доступа к Интернету и установлен телефон (ст. 57). В связи с этим в 83 субъектах Российской Федерации на базе общеобразовательных школ и почто¬вых отделений созданы пункты общественного доступа к Интер¬нету (в рамках проекта «Киберпочта") [28].

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации