Шпоры - Исследование систем управления - файл n1.doc

приобрести
Шпоры - Исследование систем управления
скачать (73 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc73kb.08.07.2012 21:58скачать

n1.doc

Перечень вопросов к экзамену «Исследование систем управления»

  1. Методологические основы процесса ИСУ.

  2. Сущность и содержание СУ.

  3. Взаимосвязь СУ и основных категорий науки управления

  4. Формирование и структуризация целей.

  5. Отношения и связи в СУ.

  6. Основные подходы к ИСУ.

  7. Принципы построения и функционирования СУ.

  8. Методы анализа систем управления.

  9. Процесс организации СУ.

  10. Методология исследования взаимодействия элементов систем.

  11. Разработка систем мер по совершенствованию СУ.

  12. Основные требования к процессу организации работ.

  13. Особенности программно-целевого подхода к совершенствованию системы управления

  14. Совершенствование технологии управления

  15. Организация управления реализацией системы мер по совершенствованию системы управления

  16. Критерии и показатели оценки результатов

  17. Основные подходы к совершенствованию организационной структуры управления

  18. Проектирование производственной организационной структуры управления

  19. Процесс построения «дерева целей» системы управления предприятием

  20. Совершенствование организационной структуры управления

  21. Методические положения изучения работы специалистов аппарата управления

  22. Содержание процесса внедрения

  23. Организационно-экономический механизм управления внедрением

  24. Работа с кадрами

((1))

Методологической основы процесса ИСУ

Закономерности фун-ния соц-экон. систем: Объект управления и Система управления: Принципы формирования и предъявляемые требования, Тенденции развития, Факторы формирования и развития, Критерии и показателей функц-сти; Методы оценки эффективности фун-ния объекта и систем управления; Методы разработки направлений и система мер по совершенствованию объекта и систем управления

При исследовании можно выделить ряд форм взаимодействия в управленческой деятельности: экономические — (кругооборот материальных, трудовых, финансовых ресурсов); организационные — взаимодействие во времени (по стадиям подготовки, выработки и принятия управленческих решений и оценки результата) и пространстве (между определенными звеньями аппарата управления); информационно-технологические — взаимодействие, связанное со сбором, обработкой и раздачей информации в зависимости от видов работ (процедур, операций и этапов); социально-психологические — взаимоотношения коллективов, коллектива и личности, межличностные отношения; правовые — взаимодействия, выражаемые отношениями власти, субординации, распорядительства и исполнительства.

Аспекты исследования отношений в процессе управления: По Содержанию деятельности: Предпосылки; Назначение, вид, мотив и стимул; Непосредственная деятельность; Уловия. По Признаку выделения отношений: Методология познания; Характер отношений; Содержание отношений; Форма отношений. По Виду отношений: Объективные, субъективные, субъективно-объективные; Целевые, функциональные, мотивационные; Экономические, организационные, информационно-технологические, социальные, психологические; Правовые

Методологическая взаимосвязь функции управления и управленческих решений осуществляется через виды управленческих работ и управленческих связей.

Виды управленческих работ — это основа разработки операции и процедур в процессе управления. Она позволяет определить трудоемкость (объем работ по функциям). Операция — это простой вид управленческих действий, а процедура — порядок осуществления этих действий.

((2))

Сущность и содержание СУ

Предмет определяет, чем занимается наука, какова сфера ее приложения.

Теория исследует закономерности протекания процессов и явлений в данной области.

Метод позволяет выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в данной области знаний, дать вытекающее из теории описание того, как должна проявляться научная и практическая деятельность людей в сфере ее приложения.

Отношения — это интегративные свойства каждой пары взаимодействующих элементов системы, обусловленные их природой, функциями, целями и ролями в процессе управления, которые определяют характер их влияния на процесс функционирования системы.

Система — это совокупность элементов, которые образуют единое целое, каждый из них развивается по своим законам, но подчинен главной цели системы.

Управление — сложный и многообразный вид человеческой деятельности.

Предприятие делится на две связанные между собой крупные подсистемы системы: управляющую и управляемую.

Управляющая подсистема, или субъект управления, представляет собой систему органов управления (дирекцию, начальников цехов, мастеров) и органов функциональных служб (планирования, материально-технического снабжения, сбыта, технических и технологических служб).

Управляемая подсистема, или объект управления, если ее рассматривать с организационной стороны, представляет собой ряд взаимозависимых комплексов производства: основных и вспомогательных цехов, а также всякого рода служб (транспорта, ремонта).

Объект управления в системе — это производственно-хозяйственные процессы, которые формируются на основе разделения и кооперации труда различного вида и масштаба.

Субъекты управления — органы управления, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.

((3))

Взаимосвязь СУ и основных категорий науки управления

Система управления любой социально-экономической системы выделяет четыре основных составляющих:

Механизм управления (цели, функции, принципы и методы); структура системы управления; процессы управления; совершенствование управления

Цельэто желаемое состояние функционирования и развития системы управления.

Методы управления — это способы и приемы воздействия на коллективы людей в процессе управления.

Принципы управления — это правила, которыми органы управления должны руководствоваться при осуществлении своих функций.

Функции управления — это виды деятельности, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект. Основные (планирование, организация, координация, регулирование, контроль, стимулирование) и конкретные управленческие действия (финансы, маркетинговая деятельность, заработная плата и т.д.).

Структура — это внутреннее построение системы. Организационная структура управления — это построение звеньев и органов управления, их связей и взаимоотношений в системе управления.

Процесс управления — это логическая последовательность управленческих действий, сочетающихся и взаимодействующих между собой операций, этапов, стадий и процедур и представляющих единство действий работников аппарата управления, которые основаны на функциональном процессе разделения труда и на определенной технологии. Он состоит из: Операции, Процедуры, Этапа, стадии, Технологии управления, Цикла, Технического обеспечения процесса, Кадрового обеспечения

Совершенствование — это реорганизация на основе рационализации элементов и системы в целом с учетом новых требований функционирования системы управления.

((4))

Формирование и структуризация целей

«Цель» — это формулировка результатов деятельности системы, которых она желает достигнуть в будущем.

По степени общности и точности все цели организации можно разделить на следующие виды: 1. Общие — отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на перспективу. 2. Конкретные — разрабатываются по основным видам деятельности по каждому подразделению

Главная цель должна состоять в максимизации долгосрочных прибылей за счет эффективного использования ресурсов.

Цели большой системы трансформируются в цели подсистемы. Метод «дерево целей» представляет собой как упорядоченную иерархию непротиворечивых целей и отражает их соподчиненность, взаимозависимость.

Внешние цели задаются суперсистемой и выступают в качестве ограничения, формирующего область допустимых состояний системы.

Внутренние цели устанавливаются самой системой и определяют множество желаемых ее состояний.

Полное описание структуризации системы целей является базой проектирования организационной структуры управления и используется для следующих задач: 1) ормирования организационно-обособленных подразделений системы управления, необходимых для достижения конечных целей; 2) выявления дублирующих задач и рационального распределения функций, прав, обязанностей и ответственности органов и звеньев управления при достижении поставленных целей; 3) определения характера и последовательности работ по достижению поставленных целей, выявлению связей и отношений и разработке требований по формированию организационного механизма управления; 4) разработки системы оценки и стимулирования за результаты достижения поставленной цели.

((5))

Отношения и связи к ИСУ

Между этими людьми в процессе производства возникают определенные отношения, которые могут быть охарактеризованы как отношения управления. В зависимости от сферы управления эти отношения приобретают специфическое содержание, свойственное именно этой сфере, однако общим для всех видов управленческих отношений является то, что они — отношения организационные.

Возникновение межличностных отношений связано с тем, что управление производством — это управление людьми.

Межсистемные отношения управления обусловлены тем, что управление производством имеет дело с конкретными экономическими системами и подсистемами, народным хозяйством в целом, его отраслями, с территориальными и функциональными системами, с предприятиями и их подразделениями.

Смешанные отношения управления — это отношения между системой и личностью или совокупностью личностей.

Под отношениями следует понимать интегративные свойства каждой пары взаимодействующих элементов системы, обусловленные их природой, функциями, целями и ролями в процессе принятия решений, которые определяют характер влияния элементов друг на друга при их целенаправленном функционировании. Отношения — это всегда категория взаимодействия, что не может быть только одного субъекта отношений.

Связь как форма проявления отношений в системе управления представляет собой процесс целенаправленного воздействия, вызванного отношениями, складывающимися при определенном обмене элементов материалами (продуктами, полуфабрикатами), энергией или информацией, распорядителям или генераторами которых они являются.

В зависимости от характера отношений и связей управления могут рассматриваться различные организационные структуры отношений: социальная, экономическая, технологическая, информационная и т.д.

((6))

Основные подходы к ИСУ

При Исследовании систем управления необходимо использовать диалектический подход. Суть его состоит в том, что в процессе функционирования системы все ее элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому изменения, производящиеся в одних элементах, вызывают изменение других элементов системы. Следовательно, необходимо изучать: всю совокупность параметров и показателей.

Эмпирический подход. На основании этого подхода изучается опыт функционирования системы (в прошлом и в настоящем времени). Такой подход дает возможность применить методы исследования в конкретной ситуации функционирования системы и ее элементов.

Изучение межличностных отношений. Поскольку главным элементом любой системы является человек, то изучение системы должно быть сосредоточено на межличностных отношениях, складывающихся в процессе ее функционирования.

Изучение группового поведения. Этот подход к исследованию тесно взаимодействует с изучением межличностных отношений. Изучение группового поведения иногда называют изучением организационного поведения.

Социально-технический подход. На эффективность функционирования системы управления оказывают влияние не только социальные, но и технические аспекты процесса производства и труда. Практическая производственная и техническая система воздействуют на людей, их личное мировоззрение и поведение, поэтому необходимо внимательно изучить взаимодействие людей с технико-технологическим окружением, в котором они работают.

Подход с позиции принятия решений. Особая роль решения в эффективности функционирования организации и ее системы управления определяется его функциями в процессе управления. Прежде всего необходимо отметить направления воздействия решения на всю систему управления. Определяется, как перспективные и текущие задачи влияют на развитие системы.

Информационный подход. Информация играет важную роль в системе управления. Эту роль она может выполнять, если сообщения, данные, сведения о явлениях и процессах, протекающих в системе и во внешней среде, отвечают соответствующим требованиям.

Математический подход позволяет изучить и провести количественную оценку явлений и процессов, которые протекают в системе. На его основе выявляется количественное влияние факторов, их взаимосвязи, и на основе полученной информации определяется приоритетность целей и средства их достижения.

Комплексный подход — одно из условий изучения и разработки системы мер по совершенствованию системы управления. Он позволяет в процессе изучения определить все внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на функционирование системы.

Системно-структурный подход, с одной стороны, изучает систему как динамично развивающуюся целостную систему, а с другой — способствует расчленению системы на составляющие структурные элементы в их взаимосвязи и взаимодействии.

((7))

Принципы построения и функционирования СУ

Основными являются принципы управления, вытекающие из отношений управления:

1) единство политического и хозяйственного руководства. Первенство политики над экономикой определяется тем, что политика есть концентрированное выражение экономики. 2) единоначалие. В процессе управления только один орган управления имеет право принимать решения и давать команды нижестоящим органам и звеньям управления. 3) демократический централизм. в процессе управления означает сочетание планомерного централизованного руководства хозяйства с широкой инициативой и самостоятельностью нижестоящих органов управления предприятий. 4) сочетание отраслевого и территориального управления. Этот принцип предполагает сочетание отраслевого и территориального управления в рамках единой системы и является ведущим принципом формирования системы и структуры управления экономикой страны в целом. 5) материальное и моральное стимулирование. Потребность в научном управлении порождена стремлением к достижению материальной эффективности производства при минимальных затратах трудовых и материальных ресурсов. 6) научность управления. Принцип научности управления предполагает наиболее эффективное ведение хозяйства при минимальных трудовых, материальных и финансовых затратах на основе использования в процессе организации производства, труда и управления достижений науки и техники. 7) постоянное совершенствование форм и методов управления; 8) система работы с кадрами.

Принципами, которые отражают требования к построению и функционированию системы управления:

Принцип иерархичности. При иерархическом построении системы управления сочетаются укрупненное описание системы на самом верхнем уровне иерархии с подробным анализом первичных звеньев системы, позволяющим в максимальной степени учесть располагаемые в системе резервы.

Принцип Обратной связи, он обеспечивает возможность осуществлять непрерывный контроль реакции на управленческое воздействие и по каналам обратной связи — функционирования системы.

Согласованность — сопряжение целей и задач организации при взаимодействии всех иерархических вертикальных и относительно автономных горизонтальных звеньев системы управления.

Приемственность должна определяться как при создании системы, так и при ее функционировании и совершенствовании.

Специализация — принцип, которым необходимо руководствоваться в процессе проектирования системы управления.

((8))

Методы анализа систем управления

Метод структуризации целей предусматривает определение системы целей организации, включая их количественную и качественную формулировку и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей.

Метод организационного моделирования предполагает разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, которые рассматриваются в качестве базы для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур в зависимости от изменений наиболее существенных факторов.

Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации с тем, чтобы выявить специфические особенности, проблемы/узкие места в работе аппарата управления, выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке, исходя из количественных оценок эффективности организационной структуры управления, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления.

Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными характеристиками (целями, типом технологии, размером, спецификой организационного окружения и т.п.) для проектируемой организации.

Есть методы, которые эксперты используют для оценки объектов исследования.

Метод рангов. Его сущность состоит в том, что эксперты ставят исследуемые объекты (система управления) в зависимости от их относительной значимости.

Метод сопоставления. В процессе исследования системы эксперт располагает объекты в порядке их важности с интервалом 1 — 0, но предварительно каждому объекту присваивается балл, самому важному — 1. Метод сопоставления осуществляется на основе парного сравнения.

Суть метода непосредственного оценивания состоит в упорядочении исследуемых объектов на основе набора параметров в зависимости от их значимости для составления параметрической модели.

((9))

Процесс организации СУ

Исследованию системы управления и разработке системы мер по ее совершенствованию всегда должны предшествовать целенаправленная аналитическая работа, изучение научных рекомендаций, глубокий анализ практики управления, позволяющий избежать субъективных решений.

Анализ комплексного исследования системы управления является практическим приемом организации работы по изучению системы состоит из:

1) Формирование целей организационной системы и определение того, какие процессы должны происходить в системе для достижения этих целей.

2) Анализ и определение состава системы. Знание целей позволяет установить необходимые производственные процессы, т.е. процессы достижения целей.

3) Изучение и определение состава и структуры системы управления. Для этого определяются необходимые сферы (подсистемы) управления, иерархия линейных руководителей, число и уровни управленческих органов — функциональных, штабных; выявляются связи и коммуникации, обосновывается целесообразный тип структуры применительно к конкретным условиям.

4) Изучение и разработка технологии управления. Технология управления, как рассмотрено выше, это система знаний о способах и приемах порядка выполнения управленческих функций на всех уровнях, во всех сферах системы управления.

5) Изучение потоков информации и определение связей, путей и объемов прохождения информации, разработка форм документов и порядка документооборота, организации делопроизводства. Эти задачи можно решать, когда очевидны принятые решения по структуре системы управления и технологии управления.

6) Анализ технического обеспечения, определение его состава и подготовка для использования в системе управления совокупности технических средств. Необходимо обратить внимание на место данных проблем в общей связке проблем организации управления.

7) Анализ системы работы с кадрами и формирование кадрового состава системы управления. Изучение этих вопросов также необходимо проводить на завершающей стадии.

((10))

Методология исследования взаимодействия элементов систем.

Взаимодействие в системе управления рассматривается как одна из основных форм трудовой деятельности, которая проявляется через отношения между людьми, а также в отношениях и связях в различных объективно обусловленных видах жизнедеятельности.

Основным методом совершенствования системы управления в современных условиях является моделирование, позволяющее учитывать все факторы, оценивать различные варианты.

При построении модели системы управления необходимо руководствоваться следующими требованиями:

— модель должна описывать исследуемый объект с достаточной полнотой и обладать свойствами эволюционности;

— внесение изменений в модель не должно сопровождаться полной ее перестройкой, что позволит оперативно имитировать различные варианты;

— модель должна предусматривать возможность получения хотя бы приближенного решения к требуемому моменту времени;

— для получения решений с помощью моделей необходимо учитывать возможность исследования оргтехники;

— в процессе построения модели должны быть созданы условия для проведения проверки ее правильности.

Процесс исследования и совершенствования организационного механизма взаимодействия элементов системы состоит из следующих этапов:

— анализ объекта управления и построение модели производственно-хозяйственной организационной структуры организации;

— анализ процесса управления и организационной структуры управления и разработка функционально-информационной модели управления организацией;

— комплексная оценка соответствия системы управления управляемому объекту управления;

— разработка модели совершенствования организационной структуры управления организацией и проектирование новой организационной структуры управления.

((11))

Разработка систем мер по совершенствованию СУ

Выбор системы мер делается по результатам специальной аналитической работы, системного анализа информации, имеющей достаточно четкую направленность, а также оценки экономической стороны, т.е. технико-экономического обоснования целесообразности этой системы мер.

Основные направления систематизации мер по совершенствованию системы управления:

— нормативно-правовые, нормативно-методические материалы, разработанные в соответствии с требованиями развития экономики;

— научно-методические рекомендации и разработки по общим и конкретным проблемам функционирования и развития системы управления;

— информация о результатах исследования системы и практики ее функционирования.

Все меры можно разделить на 3 подгруппы: Меры по научно-техническому развитию производства, Организационно-экономические меры, Меры по социальному развитию коллектива.

Структура процесса организации работ по совершенствованию системы управления: Разработка системы мер, Разработка программы по совершенствованию, Организационно-экономический аспект работ по совершенствованию, Реализация программ по совершенствованию

((12))

Основные требования к процессу организации работ

1. Организация управления — это специальная деятельность, отличающаяся от работы по управлению. Термин «организация» используется достаточно широко. Применительно к решению управленческих задач он означает:

— установление порядка и согласованных действий по организации производственного процесса и изготовлению продукции;

— то же самое применительно к управлению. Организация процесса управления состоит в определении того, как должна быть организована система управления, в чем заключается проблема организации системы управления;

— процесс создания или совершенствования какого-либо материального или духовного объекта.

2. Организация управления — это непрерывный процесс. Организацию управления по созданию (проектированию) системы управления исследуют в ходе анализа особой категории — процесса организации управления.

3. Непрерывность — одна из главных характеристик процесса организации управления. Она свидетельствует о необходимости соответствующей организации работ, тщательного планирования, специального стимулирования.

4. Задачи совершенствования системы управления всегда являются предметом особого внимания, поэтому без четвертой характеристики организации управления — главного средства повышения эффективности организационной системы — невозможна нормальная деятельность любой системы.

5. Пятая исходная характеристика: организация управления - это функция руководителя. Совершенствование системы управления недопустимо осуществлять в децентрализованном порядке. Управленческие процедуры охватывают всю организационную систему в целом, нередко затрагивают образ действия и традиции системы, т.е. проблемы, которые вообще могут быть разрешены только на высшем уровне данной системы управления. Поэтому процесс организации совершенствования системы управления — это функция руководителя, отвечающего за деятельность системы в целом.

((13))

Особенности программно-целевого подхода к совершенствованию системы управления

Применение организационных форм программно-целевого управления представляет собой сочетание их с традиционными формами на матричной основе, что связано не только с созданием новых должностей и звеньев управления, появлением новых и перераспределением сложившихся функций. Это принципиальное изменение характера отношений управления, переход к новому стилю взаимодействия между отдельными звеньями и органами управления, приводящий к возникновению нового типа организационной системы.

Концепция программно-целевого подхода к управлению, с точки зрения ее научной апробации и практического признания, проверена на практике.

Программно-целевой подход характеризуется введением в действующую линейно-функциональную организацию управления элементов программно-целевого управления, которые обеспечивают межфункциональное взаимодействие по горизонтали на основе информационно-регулирующей деятельности, организацию совместного принятия решения, контроль выполнения утвержденных планов.

П еречень вопросов к экзамену «Исследование систем управления»
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации