Рабочая тетрадь по Архивоведению - файл n1.doc

приобрести
Рабочая тетрадь по Архивоведению
скачать (61 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc61kb.08.07.2012 21:50скачать

n1.doc



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Историко-архивный институт
Факультет архивного дела

Кафедра архивоведения и археографии



Боровков Дмитрий Александрович

Рабочая тетрадь студента

III курса з/о


Научный руководитель:

к.и.н. Осичкина Г.А.


Москва 2007 год

  1. Архивоведческая терминология.

    1. архивный документ – документ, прошедший экспер­тизу ценно­сти, поставленный на го­сударственный учет и подлежа­щий по­стоянному хранению.

    2. архив – совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой.

    3. государственный архив – учреждение, осуществляющее собира­ние, хранение и организацию архивных документов.

    4. ведомственный архив – структурное подразделение ведомств, хранящие и организующие их документы для информацион­ного обеспечения их работы.

    5. государственный Архивный фонд – исторически сложив­шаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных доку­ментов, отражающих материальную и духовную жизнь обще­ства, имеющих историческое, научное, социальное, эко­номи­ческое, политическое и культурное значение.

  2. Организация документов в пределах архива.

    1. архивный фонд – архивным фондом называется архив, состоя­щий из документов какого-либо одного лица, либо одной орга­низации.

    2. виды архивных фондов – архивный фонд организации, состоя­щий из документов, образо­вавшихся в деятельности одного юридического лица; архивный фонд личного происхождения, состоящий из доку­ментов, образовавшихся в процессе жизни и деятельности от­дельного лица, семьи, рода; объединенный ар­хивный фонд

    3. объединенный архивный фонд – это архивный фонд, образован­ный из документов двух и более фондообразовате­лей (лиц или учреждений), имеющих исторически или логиче­ски обуслов­ленные связи, однородность целевого назначения, подчинен­ность, единство объекта, времени, местонахождения, деятельно­сти и т.д.).

    4. архивная коллекция – архивной коллекцией называется совокуп­ность отдельных документов, образовавшихся в про­цессе дея­тельности одного или нескольких фондообразовате­лей и объе­диненных по тематическому, хронологическому, номинальному, авторскому или другому признаку.

    5. фондирование – цель фондирования состоит в определении гра­ниц архивного фонда, фондовой принадлежности докумен­тов.

    6. признаки определения фондовой принадлежности докумен­тов:

принадлежность входящих документов устанавливается по на­званию получателя, учреждения или лица, принадлежность внутренних документов определяется по названию учрежде­ния, фондовая принадлежность копий исходящих документов уста­навливается по названию учреждения – автора.

    1. определение хронологических границ: для архивного фонда это официальные даты образования или ликвидации учрежде­ния, даты жизни отдельного лица (для фондов личного проис­хожде­ния); даты наиболее ранних по времени образования и наиболее поздних по времени ликвидации учреждений (для объединен­ных архивных фондов); крайними датами для доку­ментов явля­ются даты наиболее раннего и наиболее позднего из докумен­тов, входящих в его состав.

  1. Этапы и способы описания дел.

    1. описание документов и дел – это раскрытие состава и содержа­ния каждого дела в целях обеспечения их быстрого поиска и ис­пользования, которое заключается в выявлении и обозначении информационных характеристик.

    2. информационными характеристиками дела являются: назва­ние учреждения (фонда) с указанием вышестоящего ведом­ства; на­звание структурной части; индекс дела по номенкла­туре; заго­ловок дела, количество листов, даты начала и окон­чания дела, архивный шифр.

    3. в случае если название учреждения изменялось, указыва­ется по­следнее название, если учреждение не имело структуры, указы­вается название его функции или отрасли, в качестве крайних дат указываются даты составления или подписания до­кументов, в том случае если дата какого-либо акта не ука­зана, указывается дата его вступления в силу; для копий доку­ментов указывается дата изготовления; в случае, если дело прошло несколько учре­ждений, указываются дата начала дела, дата передачи дела, дата окончания дела.

    4. архивный шифр – это условное обозначение места хранения дела: название архива, номер фонда, описи, номер дела по описи.

    5. заголовок дела простой – формируется в следующем порядке:

указывается 1) вид дела, 2) вид документов, 3) автор, 4) коррес­пондент, 5) предмет, отражающий содержание доку­ментов дела, 6) территория, 7) время, 8) формальные признаки (подлинники или копии).

    1. 1) понятие “материалы” используется при описании ком­плекса документов по единому вопросу, последовательно не связанных между собой; 2) понятие “дело” используется при описании личных дел, в которых документы связаны единст­вом вопроса и последовательностью рассмотрения; 3) понятие “переписка” применяется к комплексу документов, являю­щихся вопросами и ответами; как правило, в этом случае ука­зываются корреспон­дент и содержание.

    2. заголовок дела обобщенный – формируется путем обобщения авторов, корреспондентов, содержания дела и т.д.; сложный за­головок дела– составляется в том случае, когда дело состоит из отдельных групп документов, на одну из которых необхо­димо составить простой заголовок, а на другую – сложный (напр. Протоколы заседаний министерства здравоохранения СССР за 1938, переписка с иностранными учеными, фирмами и медицин­скими учреждениями).

    3. аннотация документов – краткое изложение содержания доку­мента, либо краткая характеристика наиболее ценных докумен­тов; аннотация может составляться на один (напр. Письмо К.Э. Циолковского о конструировании металличе­ского дирижабля) или на несколько документов (напр. Воз­звания о заготовке про­довольствия для Поволжья); в конце указываются номера анно­тируемых листов.

    4. типовые заголовки – включают элементы присущие большой группе однородных дел: виды документов и автор, виды доку­ментов и корреспондент, виды документов и содержание и т.д. (напр. Протоколы заседания коллегии министерства N за N год, подлинники, копии).

    5. Особенности описания дел личного происхождения:

  1. в заголовке на рукопись указывают автора, название, жанр.

  2. в заголовке на переписку указывают вид и содержание доку­мента, автора, корреспондента.

  3. в заголовке на записные книжки указывается вид документа и автор.

Везде указывается наличие дарственных надписей, пра­вок и других приписок.

3.11. Особенности дел и документов 15 – 17 вв. – при описа­нии документов указанного периода не допускается модерни­зация поня­тий и применение современных аналогий, отра­жающих их существо, в то же время особое внимание уделя­ется транскрип­ции имен и фа­милий, названий должностей, ти­тулов (напр. Дело по челобитной де­тей боярских С. Данилова и Ф. Преснякова на оставшковского вое­воду П. Куницына “в нанесенных им обидах и притеснениях”). При описании доку­ментов 18 – 19 вв. необхо­димо следовать самоназва­нию доку­ментов.

4. Экспертиза ценности документов.

4.1. Задачи экспертизы ценности документов: 1) отбор наибо­лее ценных документов на постоянное хранение 2) установле­ние сроков временного хранения документов, имеющих спра­вочное значение 3) обеспечение полноты состава архивного фонда пу­тем восполнения утраченных документов 4) отбор наиболее ин­формативных документов.

4.3. Критерии экспертизы ценности документов – это система научно обоснованных признаков, на основе которых определя­ется ценность документов. Среди критериев выделяются: 1) критерий оценки происхождения документов 2) критерий со­держания документов 3) критерий внешних особенностей до­ку­ментов (концепция В.В. Цаплина).

4.4. к группе критериев происхождения относится: 1) значение учреждения или лица (фондообразователя) в жизни общества 2) значение событий, отраженных в документе 3) время и ме­сто образования документов.

На основе определения значения фондообразователя оп­ре­деляются группы учреждений, документация которых по­ступает на хранение в полном или частичном объеме.

Критерий значения события требует оценивать доку­менты в зависимости от степени участия создателя докумен­тов в опи­санных в них событиях.

Критерии времени и места образования документов тре­буют тщательного изучения материалов, в том случае, если они отражают какое-либо значимое событие.

4.5. к группе критериев содержания относятся: 1) значение за­фиксированной в документе информации 2) повторяемость ин­формации 3) целевое назначение документов 4) вид и раз­новид­ность документов.

По информационному критерию документы учреждений подразделяются на три группы: 1) документы, отражающие ос­новные направления деятельности 2) документы вспомога­тель­ного и справочного характера 3) документы личного со­става.

Критерий повторяемости информации подразделяется на формальный вид информации, формами которого являются дуб­летность, цитирование, суммирование и аналитико-синте­тиче­ский вид информации, при котором воспроизводится часть пер­вичного документа в виде обобщения, изложения или рефериро­вания.

4.6. к группе критериев внешних особенностей относится 1) подлинность 2) наличие помет на документе 3) внешний вид до­кумента – форма передачи содержания, художественные, палео­графические, лингвистические и др. особенности.

Критерий подлинности документов имеет важное значе­ние, особенно в том случае, если есть расхождения в текстах под­линников или копий.

Критерий оценки помет на документе зависит от их автор­ства и содержания.

Критерии внешнего вида документов, как правило, акту­альны только для документации дореволюционного периода.

4.7. Экспертиза документов личного происхождения – произ­водится на основе критерия ценности фонда и критерии цен­ности документа личного происхождения, причем, при прове­дении экспертизы эти критерии применяются последова­тельно.

К группе критериев ценности фонда отнесены: 1) значе­ние деятельности фондообразователя 2) история и состав фонда 3) взаимосвязь фонда с другими комплексами докумен­тов.

К группе критериев ценности документов помимо выше­указанных относится время и место создания документа, его информационная, научная или иная ценность.

В результате экспертизы ценности документов выделя­ются три группы дел: 1) дела постоянного хранения, впослед­ствии включаемые в опись, 2) дела долговременного хранения (до 75 лет), включаемые в опись дел по личному составу, 3) дела временного хранения.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации