Тесты и вопросы к экзаменам по истории педагогики и образования - файл n1.docx

приобрести
Тесты и вопросы к экзаменам по истории педагогики и образования
скачать (26.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx27kb.08.07.2012 21:50скачать

n1.docx

5. требования к уровню освоения программы

по дисциплине «История педагогики и образования»

5.1. Показатели и критерии оценки освоения дисциплины.

Объектами итогового контроля учебных достижений студентов являются:

● знание основных историко-педагогических фактов, событий, дат, имён, терминов;

● усвоение основных понятий и общих закономерностей всемирного историко-педагогического процесса, представлений о единстве и многообразии путей исторического развития педагогической практики и теории, сущности и эволюции ведущих педагогических идей, концепций, теорий на примере видных мыслителей, педагогов различных стран и эпох;

● умение извлекать историко-педагогические знания из разных источников, особенно документов по истории образования, трудов педагогов;

● владение умениями историко-педагогического анализа и объяснения: раскрытие причинно-следственных связей между педагогической теорией и практикой, социокультурной средой и деятельностью педагогов, функционированием образовательных учреждений, выделение основных положений педагогических концепций, сравнение педагогических идей, взглядов, теорий выдающихся мыслителей и педагогов и определение их качественного своеобразия, наличия преемственности в их развитии;

● умение оценивать историко-педагогическое наследие, аргументировать личностное отношение к истории образования и педагогической мысли, применять полученные знания для осмысления современных педагогических проблем;

● рефлексия результатов освоения содержания курса при выполнении самостоятельных заданий репродуктивного, проблемно-поискового и творческого характера.

Уровни освоения учебной дисциплины.

1-й уровень (высокий)

● обладает целостным представлением об эволюции и закономерностях мирового историко-педагогического процесса, знает его основные события и факты в контексте тенденций социокультурного развития стран, не затрудняется при выделении особенностей авторских педагогических концепций, теорий и педагогических систем;

● владеет умениями наиболее полно извлекать историко-педагогические знания из разнообразных источников, осуществлять анализ и объяснение фактического материала, его аргументированную оценку;

● осознаёт социально-педагогическую и личностную значимость историко-педагогического наследия для решения современных педагогических проблем.

2-й уровень (средний)

● обладает общим представлением об эволюции и закономерностях мирового историко-педагогического процесса, знает некоторые его основные события и факты в контексте тенденций социокультурного развития стран, затрудняется при выявлении основных тенденций в развитии педагогической теории и практики образования, при выделении особенностей авторских педагогических концепций, теорий и педагогических систем;

● владеет отдельными аналитическими и практическими умениями при работе с первоисточниками и другой литературой историко-педагогического характера, частично испытывает затруднения в объяснении фактического материала, его аргументированной оценке;

● осознаёт только общую социально-педагогическую значимость историко-педагогического наследия для решения современных педагогических проблем.

3-й уровень (низкий)

● обладает разрозненными, несистематизированными знаниями и частичными представлениями об эволюции и закономерностях мирового историко-педагогического процесса, допускает ошибки в фактическом материале по истории развития образования и педагогической мысли, испытывает затруднения при характеристике авторских педагогических концепций, теорий и педагогических систем;

● владеет отдельными аналитическими и практическими умениями при работе с первоисточниками, затрудняется в выделении качественного своеобразия и преемственности в развитии теории и практики воспитания, образования в различные исторические эпохи с учётом личной субкультуры педагогов, мыслителей;

● не осознаёт прогностической значимости изучения историко-педагогического наследия для решения современных педагогических проблем.

Критерии оценки знаний студентов.

Оценка отлично:

● знание учебного материала на основе программы и углублённые представления по одной из проблем;

● логическое, последовательное изложение вопроса с опорой на разнообразные источники;

● определение своей позиции в раскрытии подходов к рассматриваемой проблеме;

● выявление прогностической значимости исторического опыта и возможностей его использования для решения современных теоретических и практических педагогических проблем;

● полное выполнение практических заданий в процессе самостоятельной работы над курсом, в том числе творческого характера.

Оценка хорошо:

● знание учебного материала в пределах программы;

● последовательное изложение вопроса, раскрытие различных подходов к рассматриваемой проблеме;

● опора при построении ответа на обязательную литературу, знание первоисточников;

● включение соответствующих примеров из педагогической практики, а также из художественной и публицистической литературы для иллюстрации ответа;

● выполнение практических заданий в процессе самостоятельной работы над курсом с некоторыми замечаниями и неточностями при оформлении их результатов.

Оценка удовлетворительно:

● знание основного учебного материала в пределах программы;

● фрагментарность изложения вопроса с опорой на обязательную литературу;

● отсутствие собственной критической оценки, умения использовать историческое наследие для решения современных педагогических проблем;

● частично или неполно, выполненные с ошибками практические задания по самостоятельной работе над

5.2. Тест итогового контроля (к зачёту).

1. Предметом истории педагогики как науки является …

а) историческое развитие взглядов на воспитание и образование

б) вопросы эволюции практики образования и воспитания

в) всемирный историко-педагогический процесс

2. К основным понятиям истории педагогики можно отнести:

а) средства воспитания

б) педагогическую систему

в) индивидуализацию обучения

г) педагогическую концепцию

д) педагогические взгляды

3. Подготовку молодёжи и проведение инициационных обрядов в первобытном обществе осуществляли …

а) "дома молодёжи"

б) "дома табличек"

в) "мастерские грамоты"

4. Появление воспитания и образования как особых форм человеческой деятельности датируется …

а) 35 тыс. лет до н.э.

б) 8 тыс. лет до н.э

в) 5 тыс. лет до н.э.

5. Почему в условиях древнейших цивилизаций Востока главным центром обучения и воспитания стала школа?

а) неспособность семьи дать детям необходимый объём образовательной подготовки

б) отделение умственного труда от физического

в) необходимость управления процессом образования и воспитания со стороны государства

6. Философское направление, оказавшее наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли и школьной практики в Древнем Китае, - это …

а) буддизм

б) конфуцианство

в) даосизм

7. Древнегреческий центр философско-педагогической мысли и авторских школ - …

а) Афины

б) Спарта

8. Древнегреческий мыслитель, основоположник метода эвристической беседы - это …

а) Сократ

б) Платон

в) Демокрит

9. Философия, положенная в основу средневекового обучения и обусловившая его догматический характер:

а) позитивизм

б) схоластика

в) материалистический гуманизм

10. Подход в обучении, ставший альтернативой традиционному средневековому догматическому подходу в эпоху Возрождения, - …

а) рационалистический

б) светский

в) гуманистический

11. Основоположник педагогики как науки - …

а) В. Ратке

б) Я.А. Коменский

в) Дж. Локк

12. Одна из ведущих идей, положенная Я.А. Коменским в основу педагогической концепции, - идея …

а) утилитаризма

б) свободы

в) пансофии

13. Метод познания, положенный в основу педагогических теорий XVII в. и предполагающий в качестве первоначального достоверного источника чувственное восприятие действительности, опыт, - это …

а) рационализм

б) материализм

в) сенсуализм

14. Цель воспитания нового человека-джентльмена, обладающего лучшими качествами дворянина и буржуазного дельца, была обоснована …

а) Я.А. Коменским

б) Дж. Локком

в) Ж.-Ж. Руссо

15. Принцип обучения, который Дж. Локк считал основополагающим, - это …

а) принцип утилитаризма (полезности)

б) принцип природосообразности

в) принцип сознательности

16. Педагогическая концепция, основоположником которой явился французский педагог Ж.-Ж. Руссо, - это концепция …

а) воспитания джентльмена

б) трудового воспитания

в) свободного, естественного воспитания

17. Фактор, который, по мнению Ж.-Ж. Руссо, оказывает вредное воздействие на формирование личности ребёнка в раннем подростковом возрасте, - это …

а) семья

б) природа

в) общество

18. Главная сущность воспитания, по мнению французских материалистов, заключается в том, что …

а) воспитание - это средство изменения общественного строя

б) воспитание - это средство воспитания разума

в) воспитание - это средство развития характера человека

19. Основоположником концепции развивающего образования, представителем западноевропейской гуманистической педагогики XIX века был …

а) И.Г. Песталоцци

б) И.Ф. Гербарт

в) Ф.А. Дистервег

20. И.Ф. Гербарт (1776-1841 гг.) - немецкий педагог, который первым представил …

а) педагогику как прикладную философию

б) психологию как самостоятельную науку

в) педагогику как самостоятельную науку

21. Один из главных принципов, впервые обоснованный и положенный Ф.А. Дистервегом в основу обучения и воспитания, - это принцип …

а) природосообразности

б) свободы

в) культуросообразности

22. Направление, характеризующее развитие зарубежной педагогической мысли и школьной практики в конце XIX - нач. XX вв., - это …

а) филантропизм

б) "новое воспитание"

в) свободное воспитание

23. Начало славянской книжной культуры положило …

а) пиктографическое письмо

б) создание славянской азбуки

в) народное творчество

24. Основное назначение "Домостроя" состояло в наставлениях относительно …

а) хозяйствования

б) воспитания детей в семье

в) быта и воспитания детей в семье

25. М.В. Ломоносову удалось создать преемственную систему среднего и высшего образования в России путём …

а) открытия Московского университета

б) создания серии специальной учебной литературы

в) учреждения двух гимназий при Московском университете

26. Министерство народного просвещения было образовано в России в …

а) 1801 г.

б) 1802 г.

в) 1804 г.

27. Главная причина, побудившая русскую общественно-педагогическую мысль первой половины XIX века к поиску новых путей развития просвещения в России, - это …

а) общественный интерес к проблемам воспитания и образования

б) позиция министерства народного просвещения и предложенная им новая идеология образования

в) необходимость формирования законопослушных верноподданных из числа молодого поколения

28. "Отцом" русской педагогики как науки принято считать …

а) Л.Н. Толстого

б) К.Д. Ушинского

в) Н.А. Корфа

29. Главный "критериум" педагогики Л.Н. Толстого - это …

а) "качество не в количестве"

б) "любовь и нравственность"

в) "опыт и свобода"

30. Кому из зарубежных педагогов принадлежала идея, воспринятая Л.Н. Толстым, об идеальной природе ребёнка, которую портят несовершенное общество и взрослые?

а) Ж.-Ж. Руссо

б) Дж. Локку

в) И.Г. Песталоцци

31. Качество, которое, по мнению Л.Н. Толстого, характерно для совершенного учителя, - это …

а) любовь к делу

б) любовь к ученикам

в) любовь к делу и к ученикам

32. К какому направлению в истории философско-педагогической мысли можно отнести В.В. Зеньковского, П.А. Флоренского?

а) свободное воспитание

б) культурно-антропологическое

в) христианско-антропологическое

33. Какое опытное учреждение возглавил С.Т. Шацкий (1919 г.)?

а) первая опытная станция по народному образованию

б) общество "Сетлмент"

в) колония "Бодрая жизнь"

34. Крупнейший российский педагог, историк образования и отечественной педагогической мысли конца XIX - начала XX вв. - это …

а) С.Т. Шацкий

б) П.Ф. Каптерев

в) Л.Н. Толстой

35. Главная причина, объясняющая первоочередное внимание советского государства к проблеме коренной перестройки системы народного образования после Октября 1917 г., - это …

а) школа должна была стать важным средством пропаганды и распространения коммунистической идеологии

б) массовое сопротивление дореволюционных педагогов

в) необходимость создания благоприятных условий для гуманного отношения к ребёнку, его всестороннего развития

36. Известный отечественный педагог советского периода, создавший теорию воспитания в коллективе, - это …

а) С.Т. Шацкий

б) П.П. Блонский

в) А.С. Макаренко

37. Методика, которую А.С. Макаренко считал наиболее эффективной в организации процесса воспитания, - это …

а) методика индивидуального подхода

б) методика самоуправления

в) методика параллельного действия

38. Событие из истории отечественной школы, которое имело место в 1958 г., - …

а) введение обязательного семилетнего обучения

б) принятие Закона "Об образовании"

в) принятие Закона "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР"

39. Фактор, оказавший определяющее влияние на изменения в российской системе образования в 80-90-е гг. ХХ века, - это …

а) демократизация общества

б) распад СССР

в) децентрализация управления

40. Н.А. Константинов, Ш.И. Ганелин, А.И. Пискунов проводили исследования в области …

а) теории воспитания

б) дидактики

в) истории школы и педагогики

5.3. Вопросы к экзамену.

  1. История педагогики как отрасль научного знания. Предмет и задачи курса «История образования и педагогической мысли». Основные понятия истории педагогики.

  2. Научные подходы к изучению всемирного историко-педагогического процесса. Источники знаний по истории образования и педагогической мысли. Методы исторического анализа педагогических событий и явлений.

  3. Воспитание в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса.

  4. Воспитание и школа в государствах Древневосточной цивилизации. Педагогические взгляды Конфуция.

  5. Системы воспитания в античном мире. Зарождение педагогических знаний и их философские предпосылки в наследии античных мыслителей Греции и Рима.

  6. Образование, просвещение и педагогическая мысль в Византии.

  7. Религиозное и светское направления в воспитании и образовании в средневековой Западной Европе.

  8. Гуманистическая педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.

  9. Предпосылки зарождения педагогики как науки. Педагогическая деятельность Я.А. Коменского.

  10. Дидактическое учение Я.А. Коменского. Работа Коменского «Великая дидактика».

  11. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания нового человека Дж. Локка. Работа Локка «Мысли о воспитании».

  12. Концепция Ж.-Ж. Руссо о естественном и свободном воспитании человека. Роман Руссо «Эмиль, или О воспитании».

  13. Теория «элементарного образования» и практическая педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци.

  14. Разработка научных основ педагогики И.Ф. Гербартом.

  15. Теория народной школы и концепция развивающего обучения Ф.А.В. Дистервега. Труд Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей».

  16. Вопросы воспитания и образования в европейских социальных учениях XIX века (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).

  17. Школа и педагогическая мысль США XIX века (до 90-х годов).

  18. Идеи и концепции трудового воспитания в педагогическом наследии зарубежных педагогов XVII-XIX веков.

  19. Революционно-демократическое направление в истории западноевропейской и русской педагогической мысли.

  20. Сущность реформаторской педагогики и её основные представители в странах Западной Европы и США (конец XIX – середина XX вв.).

  21. Опыт организации школ в странах Западной Европы и США на основе идей экспериментальной педагогики (конец XIX – середина XX вв.).

  22. Инновационные процессы в современной зарубежной школе.

  23. Воспитание и обучение у древних славян и в Русском государстве (до XVI в.).

  24. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Русском государстве XVII в.

  25. Просвещение в России в первой четверти XVIII века. Деятельность Петра I по развитию школы.

  26. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.

  27. Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой (вторая половина XVIII в.). Просветительская деятельность И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, Ф.И. Янковича.

  28. Становление школьной системы и общественно-педагогическая мысль в России первой половины XIX в.

  29. К.Д. Ушинский о единстве общечеловеческого и национального в воспитании. Статья Ушинского «О народности в общественном воспитании».

  30. К.Д. Ушинский – основоположник русской школы научной педагогики. Статья Ушинского «О пользе педагогической литературы».

  31. К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности. Статья Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении».

  32. Концепция свободного воспитания и педагогическая деятельность Л.Н. Толстого.

  33. Дидактические взгляды Л.Н. Толстого. Яснополянская школа Толстого и её современные традиции.

  34. Проблемы воспитания и образования в трудах русских религиозных философов (В.С. Соловьёв, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев).

  35. Основные направления в общественно-педагогической мысли России XIX в.

  36. П.Ф. Каптерев и его вклад в развитие русской педагогики.

  37. Образование и школа в России во второй половине XIX – начале XX вв.

  38. Проблемы трудового воспитания и обучения в истории русской педагогической мысли и школьной практике.

  39. Политико-идеологическая направленность реформ образования в России после 1917 года. Концепция единой трудовой политехнической школы.

  40. Педагогическая мысль русской эмиграции (В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, С.И. Гессен).

  41. Особенности содержания, организации и методов обучения в советской школе 20-х – 30-х годов. Педагогические дискуссии.

  42. Педагогическая деятельность и взгляды П.П. Блонского.

  43. С.Т. Шацкий и его концепция школы как центра воспитания в социальной среде.

  44. Педагогическая деятельность и воспитательная система А.С. Макаренко.

  45. Школа и педагогика в годы Великой отечественной войны.

  46. Основные направления педагогических исследований в странах Запада и России второй половины XX в.

  47. Развитие школьного образования в России во второй половине XX века.

  48. Российская система образования и школа в 90-е годы XX столетия. Модернизационные процессы в образовании.

  49. Требования к учителю, его подготовке в истории педагогической мысли.

  50. Современные проблемы образования. Международная интеграция в сфере образования.


5. требования к уровню освоения программы
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации