Контрольная работа - Миграция, как проблема современного общества - файл n1.doc

Контрольная работа - Миграция, как проблема современного общества
скачать (173 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc173kb.01.06.2012 14:53скачать

n1.doc

Санкт-Петербургский Горный университет


Кафедра: Социологии и психологии


Учебная дисциплина «Социология»
Контрольная работа

на тему:

«Миграция, как проблема современного общества»
Выполнил:

Факультет: ЭИ

Курс: второй

Специальность: 140602

Шифр: 0105020028

Проверила: Зайцева Оксана Олеговна

Подпись преподавателя: ____________

Дата:_____________
Луга

2012

Содержание





Введение

3

1. Миграция, как социальный процесс

5

2. Причины миграции

8

3. Негативные стороны миграции

13

4. Проблемы миграции в России

4.1 Этнические проблемы миграции

4.2 Проблема нелегальной миграции

4.3 Проблемы миграционной политики России

4.4 Проблема «утечки умов» из России


17

20

25

29

5. Проблема миграции в контексте теории П. Бурдье

31

Заключение

34

Список используемой литературы

36

Введение



Сегодня волна миграции буквально захлестнула весь мир, и обсуждение глобальных проблем, таких как безопасность, экология, энергетика, политика, экономика, стало невозможным без рассмотрения вопросов перемещения человеческих масс. Проблемы миграции в той или иной мере касаются каждой страны. Даже Америке, стране эмигрантов, не всегда удается справиться с возникающими трудностями. Для России же, доселе не сталкивавшейся с массовым «переселением народов», понимание миграционных процессов с точки зрения социологии, экономики, политики и трудовых ресурсов представляется исключительно актуальной задачей. От взвешенного подхода и правильного решения проблем, возникающих в связи с активным перемещением населения, во многом зависит демографическое благополучие нашей страны. В этом состоит актуальность выбранной темы контрольной работы.

В настоящей работе рассмотрены некоторые аспекты миграционных явлений в России, в первую очередь в больших городах. Сегодня эта тема является особенно актуальной: действительно, в ряде народно-хозяйственных отраслей в таких мегаполисах, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, наблюдается острая потребность в рабочей силе. Одновременно сохраняется и определенный уровень безработицы. С другой стороны, изменение национального состава населения, возникновение иных культурных общностей негативно воспринимается коренным населением. В связи с распадом СССР миграция приобрела выраженный национально- политический характер, и за двадцать один год решены далеко не все вопросы.

С переходом на новые рыночные отношения, Россия сталкивается с рядом серьезных проблем. Среди них есть одна проблема, не разрешив которую, будет невозможным дальнейшее экономическое развитие нашей страны — это проблема «утечки умов», т. е. проблема утечки высококвалифицированных трудовых кадров за границу. И одна из главных задач государства состоит в том, чтобы разрешить эту непростую задачу путем разработки системы программ и проведения правильной политики по регулированию рынка труда квалифицированной рабочей силы и разрешению вопросов связанных с ним, а так же некоторых других вопросов.

Целью работы является рассмотреть миграцию как социальный процесс и изучить миграцию, как проблему социального общества.


1. Миграция, как социальный процесс



Миграция представляет собой процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или другую страну. К миграции относится также переезд на жительство из деревни в город и обратно.

Миграционный процесс тесно связан как с горизонтальной, так и с вертикальной мобильностью, поскольку каждый мигрирующий индивид, помимо перехода в другую социальную группу, стремится найти на новом месте лучшие экономические, политические или социальные условия существования. Социология рассматривает, как правило, массовые потоки миграции и их влияние на демографические и социальные процессы в том или ином регионе.

Механизм миграции. Для того чтобы люди захотели изменить привычное для них место жительства, необходимы условия, заставляющие их переселиться в другие города, регионы, страны. Эти условия обычно делят на три основные группы: выталкивание, притяжение и пути миграции.

1. Выталкивание связано с неудовлетворительными или тяжелыми условиями существования индивида в его родных местах. Выталкивание крупных масс людей связано прежде всего с серьезными социальными потрясениями (межнациональными конфликтами, диктатурами, войнами), экономическими кризисами, стихийными бедствиями (землетрясениями, наводнениями и т.п.). При индивидуальной миграции выталкивающей силой может служить неудача в карьере, смерть родственников, одиночество и т.п.

2. Притяжение - это совокупность привлекательных черт или условий для проживания в других местах, например в регионах, где существует более высокая оплата труда, где можно занять более высокий социальный статус или где существует большая политическая стабильность, что в конечном счете приводит к чувству большей уверенности в завтрашнем дне. Чем больше разница в социальных, экономических или политических условиях существования в двух регионах, тем вероятнее миграция под воздействием сил притяжения в районы с лучшими условиями. Разница в условиях жизни может создаваться искусственно, для управления потоками мигрантов и для притяжения рабочей силы и "умов" в определенные районы, где их не хватает.

3. Пути миграции - это характеристика непосредственного передвижения мигранта из одного географического места в другое. Пути миграции включают в себя доступность попадания мигранта, его багажа и семьи в другой регион, наличие или отсутствие барьеров на пути, информацию, помогающую преодолеть финансовые препятствия. Очень часто именно отсутствие доступности в перемещении сводит на нет действие сил выталкивания и притяжения. Например, дороговизна билетов не может позволить выехать индивиду и его семье в другую страну. То же можно сказать о языковых барьерах, получении разрешения на выезд и въезд, отсутствии информации об условиях жизни на новом месте и многих других трудностях, встречающихся на пути мигрантов.

Обычно различают миграцию международную (т.е. переезд из одного государства в другое) и внутреннюю (переезд в пределах одной страны). И тот и другой виды миграции считаются естественными и нормальными до определенных пределов. В том случае, если число мигрантов превышает некий уровень (который имеет различные значения для разных стран и регионов), говорят, что миграция становится избыточной, и рассматривают ее как негативное явление. Избыточная миграция может привести к изменению демографического состава региона (например, выезд молодежи и "старение" населения, преобладание мужчин или женщин в регионе, что сказывается на рождаемости), к недостаче или, наоборот, к избытку рабочей силы, к неконтролируемому росту городов, негативным изменениям в культуре региона и многим другим последствиям.

Таким образом, процесс мобильности в целом принимает самые различные формы - от простого перехода из семьи в семью до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса. Мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей. Причем возможности для вертикальной мобильности различны в каждом обществе и могут изменяться. Процесс миграции тесно связан с мобильностью и не проходит без нее.

2. Причины миграции



Изменение экономики в связи с переходом к рынку существенно повлияло на структуру занятости жителей в первую очередь больших городов. Действительно, именно большие города являются транспортными, индустриальными, научными и культурными центрами. В них сосредоточены огромные ресурсы, использование которых в свою очередь связано с созданием внутригородской инфраструктуры. Эта инфраструктура – это жилищный комплекс, учреждения образования и здравоохранения, торговля, внутригородской транспорт. Изменения в различных сферах экономики городов крайне неравномерны и плохо предсказуемы. Эти изменения зависят от общегосударственной и региональной политики, от складывающейся экономической конъюнктуры, в том числе конъюнктуры, охватывающей мировые процессы. На проблемы миграции существенно влияет демографическая ситуация, которая так же достаточно сложно прогнозируется.

В конце 80-х – начале 90-х годов Россия находилась в состоянии глубочайшего экономического спада, экономического и политического кризиса. Этот кризис усугублялся распадом государства СССР и возникшими на территории новых независимых государств межнациональными противоречиями.

В связи с экономическим кризисом снизился объем выпускаемой продукции, в первую очередь продукции группы А. т.е. тяжелого машиностроения, станкостроения, приборостроения. Для Ленинграда - Петербурга, в котором основные рабочие места связаны были с большими заводами эта ситуация означала снижение числа рабочих мест, рост безработицы и необходимость переквалификации. Названные процессы имели место практически до конца 90-х годов. В первую очередь остались вне работы люди старшей возрастной группы, в силу проблем с адаптацией к новым экономическим условиям и необходимостью конкуренции с более энергичными и молодыми людьми за рабочие места, не требующие знаний и опыта.

Санкт-Петербург всегда рассматривался как крупнейший научный центр. Однако снижение уровня заработной платы в научно – исследовательских центрах привело к отъезду за рубеж ряда квалифицированных специалистов, смене ими профессии. Санкт- Петербург был и остается крупнейшим образовательным центром. Это привлекает в город студентов не только из других регионов России, но и из-за рубежа. Стремление дать детям высшее образование у родителей, а у детей – получить документ о высшем образовании является отечественной тенденцией, оказывающей существенное влияние на миграционные процессы.

Если в больших городах собственная инфраструктура обеспечивает множественность и разнообразие рабочих мест, то в сельских поселках и небольших городках нередко существует единственный градообразующий промышленный или сельскохозяйственный комплекс. Экономические проблемы этого комплекса приводят к деградации населенного пункта, вынуждают население мигрировать.

Политическая ситуация, сложившаяся в начале 90-х годов и до конца не решенная сегодня также является стимулом миграции. Развал Советского Союза сопровождался подъемом националистических настроений в бывших союзных республиках, ростом антирусских настроений. На антирусских настроениях создавались и крепли платформы политических сил, стремящихся за счет спекуляций на теме национального самосознания завоевать политический капитал. Результатом стал массовый вынужденный отъезд этнического русского населения из бывших союзных республик. Этот процесс коснулся также других этнических меньшинств, проживающих на территории бывших республик СССР.

В связи с отъездом русского населения, являющегося в большинстве случаев наиболее образованным и подготовленным к работе в условиях современного технически оснащенного производства, промышленные объекты на территориях ряда новых государств оказались неспособными функционировать, что в свою очередь вызвало проблемы трудоустройства среди коренного населения и его миграцию в регионы с большими возможностями трудоустройства. Такими регионами, как мы выяснили, являются большие российские города.

«Репатриация русских из бывших республик по интенсивности была сравнима с репатриацией после революции 1917 года из окраин Российской империи. Но только тогда через короткое время русские туда вернулись. Сейчас условий для этого нет. У людей нет возможности вернуться в республики бывшего СССР, из которых они уезжали»1.

Давая классификацию миграции в Европе, Сергей Рязанцев2 называет следующие виды:

Как мы видим, России свойственны те же миграционные тенденции.

«В последнее время миграционный поток принял характер горной лавины. Она грозит накрыть собой крупные города европейской части России, прежде считавшиеся мононациональными. То есть теми, население которых в основном составляли славяне. Безусловно, мы лишь повторяем путь, пройденный промышленно развитыми странами Европы, куда потоком хлынули мигранты с территории бывшей Югославии или, например, Турции. Едва ли не половину населения немецких городов сегодня составляют гастарбайтеры, часто – нелегальные.

По данным СМИ, в девяностые годы в Россию въехало около семи с половиной миллионов граждан бывших советских республик, менее половины из них – этнические русские и представители других славянских народов. В настоящее время в стране постоянно находится около 15 миллионов мигрантов-иностранцев, в подавляющем большинстве – выходцы из южных и азиатских регионов. Только в Санкт-Петербург в первом полугодии 2004 года, по данным Управления организации визовой и регистрационной работы Федеральной миграционной службы, въехало 343 тысячи иностранцев. А всего на сезонные работы в нашу страну ежегодно устремляется 24–25 миллионов мигрантов»3.

После дефолта 1998 года в России создались условия экономического подъема. Сначала эти условия были связаны с резким подорожанием ввозимых из-за рубежа товаров (что было вызвано ростом доллара в несколько раз при сохранении заработной платы, начисляемой в рублях), затем в мире сложилась благоприятная для России конъюнктура цен на энергоносители, и в страну хлынул поток нефтедолларов, часть которых все же пошли на инвестиции отечественного производства. Еще одним значимым фактором подъема отечественной экономики стало проникновение в страну иностранного капитала. Переход к рыночной экономике и новым политическим отношениям дал возможность иностранным фирмам открывать в России свои филиалы. Наибольшее число предприятий, основой которых является западный капитал опять же расположены в наиболее крупных городах и вокруг них. Так, в Санкт-Петербурге действуют филиалы компаний Siemens, Intel, Motorola, в прилежащих к городу районах Ленинградской области построили свои заводы Ford и Philip Morris. Появились фирмы со смешанным капиталом, филиалы зарубежных банков.

Бурное экономическое развитие Китая и Индии требует от этих стран поиска новых рынков сбыта, рынков капиталовложений. Кроме того, и Индия и Китай выражают заинтересованность в размещении военных заказов в России. Таким образом, в стране сложилась благоприятная экономическая конъюнктура, позволившая начать подъем отечественного предпринимательства. И здесь в наиболее выгодном положении оказались крупные центры с развитой промышленностью и налаженной транспортной структурой. В частности, на судостроительные заводы Санкт-Петербурга стали поступать заказы из-за рубежа.

С подъемом экономики все больше стала ощущаться утрата кадров, связанная как с событиями начала 90-х годов, так со старением населения, а так же с проявившимися в 90-е годы тенденциями получения образования не в области инженерии и техники, а в области экономики, юриспруденции, гуманитарных дисциплин. Инерция сферы интересов граждан до сих пор не дает возможность перестроить образовательную систему в соответствии с реальными экономическими потребностями.

Наконец, в мегаполисах имеется ощутимая убыль коренного населения за счет негативной демографической ситуации: старении и смертность превышают рождаемость.

Таким образом, в начале XXI века отчетливо обозначилась потребность мегаполисов в рабочей силе, в первую очередь в рабочей силе в производственной сфере, а так же в сфере торговли.

3. Негативные стороны миграции



Практически все страны лимитируют переселение законодательно. При этом ограничения касаются в первую очередь въезда иностранных граждан. В странах развитой демократии гражданам гарантирована свобода перемещения. Однако при этом существует достаточно жесткий контроль за самими перемещениями, и место жительства человека обычно можно установить, хотя в этих странах и не существует системы прописки. В России система прописки существует. В настоящее время обсуждаются достаточно жесткие требования по информации о проживании россиян. Терроризм – основная опасность начала XXI века, заставил руководителей многих государств усилить деятельность по обеспечению безопасности4. Наблюдение за перемещениями граждан – одна из мер такой безопасности. В России осуществляется не только и не столько наблюдение, сколько ограничение перемещений. В частности, институт прописки, местные законы и ряд законопроектов ужесточают ситуацию. Однако потребность в рабочей силе со стороны предпринимательских кругов с одной стороны и стремление найти работу с другой подталкивают к миграции, в том числе нелегальной миграции. Нелегальная миграция рассматривается как нарушение закона, а неэффективность борьбы с ней демонстрирует населению слабость государственных структур.

Весьма противоречивым является отношение к мигрантам. Например, во всем мире отмечена тенденция снижения рождаемости у этнических европейцев и рост рождаемости в странах арабского мира. Если провести классификацию по религиозному признаку, то рождаемость среди христианского мира существенно ниже, чем среди мусульман. Поток миграции имеет доминирующее направление с востока на запад и с юга на север. Он нередко носит этнический характер. Получив вид на жительство или нелегально устроившись в другом регионе, этнические мигранты нередко создают собственную колонию, не вступая в браки с представителями коренного населения, завоевывая собственное монопольное положение на рынке труда, сохраняя собственный язык, традиции5. У коренного населения возникает обоснованное опасение, связанное с тем, что приезжие займут господствующие места в жизненно важных структурах, навяжут собственный образ жизни и взгляды, в конечном итоге поставят коренное население в положение меньшинства, лишенного не только привычного быта, но и прав6. Примером такого вытеснения коренного населения является Косово, откуда албанцы вытеснили сербов. Навязываемая этническими мигрантами монополия на отдельных рынках труда так же вызывает негативное к ним отношение со стороны коренного населения. Нередко мигранты являются источником болезней, инфекций, антисанитарии, преступных действий7. Возникают проблемы, связанные с образованием для представителей этнических меньшинств. Нередко дети в их семьях плохо владеют русским языком, на котором ведется преподавание, не читают книги, не подготовлены к поступлению в школу. Родители не занимаются их воспитанием и развитием так, как это принято у коренного населения. В результате проблем успеваемости снижается общий уровень преподавания в классах, где имеется значительный процент этнических мигрантов.

Национальная и религиозность и нетерпимость, поддерживаемые конкуренцией за рабочие места, низким уровнем культуры представляют опасность для спокойной обстановки крупных городов. Отмечается особенность отечественной миграции, которая объясняет остроту негативной компоненты этого социального явления: «В том, что мегаполис привлекателен с точки зрения заработка, ничего удивительного нет, такая же картина существует и за рубежом. Разница в том, что когда речь идет о трудовой миграции, например, во Франции, то это миграция квалификаций. То есть если в Париже переизбыток аудиторов, а в Марселе есть вакантные места, то парижанин запросто переедет в Марсель, потому что уровень его жизни и зарплаты не ухудшится. Этого, увы, нельзя сказать о России, даже Центральной, где уровень средней заработной платы не дотягивает до 4 тысяч рублей, что в два раза меньше по сравнению с Москвой. Поэтому совершенно естественно, что массовый приток рабочей силы из регионов будет иметь место, пока уровень регионов не начнет подтягиваться к московскому»8.

4. Проблемы миграции в России

4.1 Этнические проблемы миграции



Миграция является неотъемлемой компонентой глобализации, прямым следствием масштабных перемещений мигрантов становится все возрастающее этно-культурное и этно-конфессиональное разнообразие общества. Оборотной стороной этнической эрозии локальных социумов является возникающее напряжение между местным населением и мигрантами.

Миграционная и этническая (национальная) политика рассматриваются властями, СМИ и общественностью в неразрывной связи. Особенностью российского дискурса является преувеличенное значение этничности: многие социальные, политические, экономические проблемы сводятся к поиску причин, лежащих в сфере этничности и межнациональных отношений, этническая принадлежность выступает ключевым маркером отношений «свой-чужой».

Миграционная и национальная политика претерпели существенные коррективы в минувшем году, многие из которых не могут быть адекватно оценены вне социально-политического контекста, общественной реакции на ключевые события, оказавших существенное воздействие на формирование общественного мнения.

Динамичное - на фоне других государств СНГ – экономическое развитие России, относительно высокие заработки стимулируют приток временных трудовых мигрантов, численность которых с каждым годом возрастает. По оценкам, в России ежегодно работают до 4,5-5 млн. трудовых мигрантов из многих государств, из них около половины фактически постоянно проживают на территории России. Подавляющее большинство трудовых мигрантов – граждане государств СНГ, особо значительно представлены граждане Украины, Азербайджана. Вопреки расхожим представлениям, численность граждан Китая, постоянно присутствующих на территории России (включая имеющих на то законные основания), не превышает 400 тысяч человек.

Иноэтничные трудовые мигранты, в отличие от иммигрантов не настроенные на адаптацию к местным реалиям и зачастую игнорирующие традиции и культуру принимающего населения, вызывают у населения наибольшее отторжение. Наблюдается дальнейший рост ксенофобий. Ксенофобские настроения разделяет большинство населения России. Это же большинство склонно поддержать целиком или с оговоркой лозунг «Россия для русских!»; отрицательное отношение к нему преобладает только среди этнических нерусских.

Рост ксенофобий фиксируется повсеместно, во всех регионах России. Особую озабоченность, наряду с динамикой, вызывают расширение социально-демографической базы ксенофобских настроений и апелляция к ним практически всех политических сил, избирательность фобий по отношению к определенным этническим группам и ужесточение форм преследования «иных».

Крайне негативно отношение населения к чеченцам, азербайджанцам, другим выходцам с Кавказа, представителям среднеазиатских народов, цыганам.

Особо настораживает, что наиболее подвержена этнофобиям молодежь, демонстрирующая сегодня более высокий уровень интолерантности, чем все население. По данным опроса, 67% респондентов в возрасте до 19 лет относились к цыганам с раздражением, неприязнью, недоверием и страхом, к чеченцам – 64 %, к азербайджанцам - 49 % - к евреям – 19,5 % [10, c. 88].

Вирусу этнофобий сегодня более подвержены жители мегаполисов, чем других поселений. В массовом сознании молодых москвичей ксенофобия представляется воплощением патриотизма.

Преувеличенное значение этничности, «этнизация» социальных контактов в первую очередь затрагивает мигрантов. Антимигрантские настроения, базируются на представлении о мигрантах как чуждых, иных. Фиксируемые социологами ксенофобии направлены, в первую очередь, на этнических мигрантов, независимо от их гражданства, от того, являются они временными трудовыми мигрантами (трудящиеся-мигранты), переселяются ли на постоянное место жительства в пределах России (мигранты) или из-за ее пределов (иммигранты).

И власти, и политики, и СМИ делают акцент преимущественно на негативных последствиях притока мигрантов и формирования «новых диаспор». И это оказывает воздействие на общественное мнение: обыватель начинает верить, что ужесточение миграционной политики – во благо общества и его лично.

Образ иммигранта, создаваемый в прессе независимо от позиции на шкале оценок, неизбежно содержит коннотации «иного», которые легко при необходимости трансформируются в «чужого».

Таким образом, миграция порождает собой этнические проблемы, этнофобии, особенно среди молодых людей. Помочь справиться с этими последствиями миграции должна правильная миграционная политика, направленная на смягчение нравов людей.


4.2 Проблема нелегальной миграции



Нелегальная миграция – это въезд граждан одной страны в другую с целью нелегального трудоустройства. В настоящее время нелегальная (незаконная) миграция в Россию в основном трудовая - и осуществляется по экономическим причинам. Основные потоки нелегальных мигрантов направляются из стран СНГ (Украина, Азербайджан, Молдова, Белоруссия, Таджикистан, Казахстан). Мигрантов из стран дальнего зарубежья не более 15-20%. Это, по большей части, тоже трудовые мигранты, но среди них больше транзитников. Самую большую часть мигрантов из дальнего зарубежья составляют граждане Китая. Корейцы, вьетнамцы, афганцы представлены меньше. Из других государств нелегальные миграционные потоки пока достаточно слабы.

Потенциал адаптации у мигрантов достаточно высок. Об этом можно судить по их хорошему владению русским языком, знанию культуры и традиций России - в центральной части России такое знание культуры и языка среди мигрантов в целом выше. Если брать за критерий успешной адаптации уровень общения в свободное время с местным населением, можно сказать, что лучше всего интегрируются в российское общество мигранты в центральных городах России.

В потоках нелегальных мигрантов в регионы России в последнее время нарастает число выходцев из Кавказского региона, которые заинтересованы в оседании в Российской Федерации.

Среди этнических групп нелегальных мигрантов хуже всех интегрируются в российское общество выходцы из Китая. Они представляют собой замкнутые, иерархически организованные сообщества, не ассимилируются с местным населением, и хотя их число пока незначительно, представляют собой группу, обладающую самым большим миграционным потенциалом. Ареал их миграций - Дальневосточный регион. В регионах центральной России их число незначительно.

Среди трудовых нелегальных мигрантов большинство - мужчины трудоспособного возраста. Наиболее образованны в этом потоке - русскоязычные мигранты из бывших союзных республик, мигранты из кавказского региона - менее образованны и квалифицированны, но обладают высоким потенциалом к адаптации. Еще ниже по квалификации и образованию - мигранты из Центральной Азии (не русскоязычные) и из Китая.

Как показало исследование, штрафы различного рода официально взимаются с 20% мигрантов, в основном неофициально - примерно с трети мигрантов и всегда неофициально - с 29% .

На решение о миграции в Россию достаточно сильное влияние оказывают успешные примеры выезда в РФ родственников или знакомых мигрантов. При этом агентства по трудоустройству, службы занятости и средства массовой информации крайне неэффективно снабжают потенциальных мигрантов объективной информацией о перспективах работы, условиях жизни в России. Такая информация до сих пор распространяется «сетевым» способом - от человека к человеку. Затрудненный доступ к информации препятствует развитию трудового обмена между Россией и другими странами, негативно сказывается на эффективности использования трудового потенциала мигрантов, готовых работать в России.

С процедурой получения регистрации по месту жительства хорошо знакомы в целом около трети мигрантов, В целом по выборке совершенно незнакомых с этой процедурой - около 20%. Что же касается наличия такой регистрации, то ее имеет в среднем половина мигрантов. С необходимостью такой процедуры согласны 74% всех опрошенных мигрантов, но с приемлемостью ее правил - около 56%. Гораздо хуже обстоят дела с процедурой получения разрешения на работу. Совершенно не знакомы с ней 44% мигрантов, а знают хорошо только 19%. С приемлемостью правил получения разрешения на работу согласны в среднем 18% .

Опрос показал, что жить длительное время в России (более года), а потом вернуться в страну исхода хотят 36% нелегалов, вернуться домой через несколько месяцев (до года) - 13%; на оседание ориентированы 28% (хотят остаться навсегда, получить российское гражданство); иметь постоянный вид на жительство (но не гражданство) - 8%. Транзитников среди нелегальных мигрантов - только около 7% .

Согласно самооценке мигрантов, в результате миграции происходит смещение уровня благосостояния мигрантов из низших и высших по уровням дохода группам - в средние.

В среднем нелегалы работают 6 дней в неделю. В среднем по выборке среднемесячный заработок мигрантов в стране выезда составлял 112 долларов США, а в России эта средняя величина достигла 196 долларов, т.е. заработки возросли примерно в два раза.

Соответствие работы основной специальности одинаково редко встречается у всех мигрантов. Более половины мигрантов никак не используют в России свою профессиональную подготовку. Около четверти мигрантов - самозаняты (т.е. имеют собственный бизнес или заняты индивидуальным предпринимательством - с наймом или без найма работников), т.е. мигранты зачастую сами создают себе рабочие места. Это говорит как о высокой их приспосабливаемости к реальным условиям рынка труда, так и о том, что отсутствие рациональной миграционной политики в России снижает отдачу от работы иностранных работников. Очевидно, что работа с иностранцами должна вестись не только в рамках легализации их деятельности, но и рационализации использования их трудового потенциала.

Работодатели склонны нанимать нелегальных мигрантов, так как их можно уволить в любой момент не оплачивать дни болезни, недоплатить им (контрактов с ними, как правило, не заключают). И так как работу найти достаточно трудно (это отмечают около половины опрошенных), то становится понятным, что условия неконтролируемого найма мигрантов становятся притягательными для большинства работодателей.

Трудовая миграция, позволяя мигрантам из стран ближнего зарубежья (а именно эта миграция составляет большую часть в нелегальных миграционных потоках) поддерживать себя и свои семьи в финансовом плане, гасит социальную напряженность в сопредельных с Россией государствах и играет связующую, интегрирующую роль между Россией и странами исхода мигрантов.

Следует говорить о вовлеченности нелегальных мигрантов в теневую экономику, а не в криминальную среду России. Ситуация с неуплатой налогов нелегалами совпадает с ситуацией уклонения от налогов легально работающих граждан России. По большей части проблема легальной трудовой деятельности иностранцев в России создается расхождением российского трудового законодательства с практикой его исполнения, когда процедура легального привлечения иностранцев крайне затруднена бюрократическими проволочками.

Нелегальный труд иностранцев в России создает питательную среду для развития теневой экономики, коррупции. Но проблема может быть решена при активных действиях российских властей по легализации труда иностранцев. Со стороны нелегальных мигрантов, как показывают результаты исследования, есть большое желание работать именно на легальной основе.

Один из экономических аспектов нелегальной миграции всегда вызывает оживленные дискуссии - это вывоз мигрантами валюты из России.

По данным, полученным в ходе исследования, деньги на родину пересылают до 35% всех мигрантов. В среднем мигранты пересылают на родину около 109 долларов ежемесячно. Если принять за общую численность нелегальных мигрантов экспертную оценку в 5 миллионов человек, приводимую Ж.А. Зайончковской, Г.С. Витковской, то, рассчитывая сумму ежегодного вывоза валюты мигрантами из России ("миградоллары"), мы получим следующий результат:

5 миллионов человек * 0,35 * 109 долларов * 12 месяцев = 2289 миллионов долларов

Даже если предположить, что деньги пересылает каждый мигрант, а не 35% то:

5 миллионов человек * 109 долларов *12 месяцев = 6540 долларов.

Т.е. можно говорить о том, что из России ежегодно мигрантами вывозится от 2,3 млрд. долларов до 6,54 млрд. долларов, но речь не идет о десятках миллиардах долларов. Необходимо учесть, что эта цифра охватывает вывоз валюты только теми мигрантами, которые работают в России по найму, или как индивидуальные мелкие предприниматели. Эти капиталы заработаны трудом, не соответствующим по своим условиям никаким трудовым нормам, осуществляемым в немалой степени в тех сферах, где коренные жители работать не хотят и к тому же, нередко оплачиваемым по заниженным ставкам (как явно, так и скрыто - через увеличение продолжительности рабочего дня, невыплату социальных компенсаций за тяжелые условия и прочее).

4.3 Проблемы миграционной политики России



Многие нюансы российских дискурсов, общественных настроений по отношению к мигрантам, не могут быть поняты без учета слабости институтов гражданского общества, неразвитости гражданского самосознания и отсутствия традиций гражданского контроля в России.

Слабость институтов гражданского общества в России, отсутствие традиций гражданского контроля, прямо сказываются на непрозрачности разработки миграционной политики, ее имплементации. С отсутствием традиций гражданского контроля связано и безразличие к оценке эффективности миграционной политики.

Незаполненное пространство между публичной сферой политики и частной жизнью семьи, которое обычно заполняют добровольные объединения (так называемая социологами «социологическая пустота») способствует гражданскому невниманию к сложившимся дискриминационным социальным практикам, проблемам обеспечения социальных, экономических, отчасти и культурных прав мигрантов. Немалую роль играет также эрозия норм социальных коммуникаций и социальных ценностей советского периода, не компенсируемая иными нормами и ценностями.

Представления властей и населения о миграционных процессах и возможностях их регулирования во многом базируются на опыте советского периода. Закрытость советского общества, отсутствие укоренившихся традиций иммиграции в России последних полутора столетий, сказываются сегодня на отношении к мигрантам со стороны принимающего населения, самой тональности российских дискурсов о миграционной политике, в которых преобладают алармистские настроения.

Советским опытом навеяны и устоявшиеся представления о действенности административных мер, механизмов и инструментов, работавших в другое время, и постсоветский синдром доминирования политических и административных соображений над экономическими, предпочтение, отдаваемое решению конъюнктурных задач в ущерб долгосрочным.

Среди специалистов и практиков распространены представления о жесткой экономической детерминированности миграционных процессов, о мотивации к миграции с позиций рационального выбора индивидуума. Недооценка социальных факторов принятия решения об эмиграции, новых условий развития экономики России, формирующей устойчивый спрос на иммигрантский труд, сочетается с преувеличением возможностей регулирования миграционных потоков.

Независимо от избранного курса иммиграционной политики, центральным ее моментом становится политика адаптации и интеграции мигрантов. Отсутствие интеграционной политики, усугубляемое непониманием и противодействием принимающего населения интеграции мигрантов, играют важнейшую роль в неэффективности миграционной политики. Без ясной и понятной политики интеграции, приемлемой и для принимающего населения, и для иммигрантов, не удастся снять напряжение в обществе.

Конструирование эффективной политики интеграции, являющейся ключевым и, одновременно, наиболее уязвимым звеном политики в отношении иммигрантов, становится социально значимой проблемой, выходящей за рамки собственно иммиграционной политики. Потребуются не только определенные материальные и финансовые издержки для реализации комплекса мер по социальной адаптации иммигрантов и членов их семей (в первую очередь, в сфере языка, образования), но и повышение действенности борьбы с дискриминацией, что становится важным условием социальной адаптации мигрантов, перевода части социокультурных различий между мигрантами и принимающим населением из разряда «значимых» в «незначимые», повышения социальной мобильности иноэтничных мигрантов.

При артикуляции целей, задач и приоритетов политики интеграции, разработке ее инструментов и механизмов, придется учитывать различия в стратегиях адаптации представителей разных этнических групп мигрантов к принимающему сообществу, их возможности к интеграции (интеграционный потенциал). При разработке механизмов интеграции следует учитывать и все возрастающую социокультурную дистанцию между гражданами государств СНГ, обусловленную увеличивающимся разрывом в функционировании национальных социальных и политических институтов, дифференциацией социальных практик, сужением возможностей межгосударственных социокультурных коммуникаций. Различия в стандартах социального поведения, нормах и ценностях будут возрастать с каждой новой генерацией иммигрантов, прибывающих в Россию.

При формировании и реализации миграционной политики крайне важен социокультурный и политический контекст, т.к. миграционная политика имеет специфику, отличающую ее от политики в других социальных сферах. Напрямую не затрагивающая непосредственных интересов граждан, миграционная политика имеет тенденцию быть подверженной политической конъюнктуре, игнорирующей среднесрочные и долгосрочные вызовы и угрозы социально-политической стабильности.

Для того чтобы оградить политику в области миграции от популистских политических требований, необходимы общественные дебаты, социальный диалог, координация интересов и усилий всех секторов общества, способные привести к социальному консенсусу относительно целей, задач и приоритетов миграционной политики.

В то же время стоящие перед страной вызовы слишком серьезны, чтобы оттягивать непопулярные решения. Выбор стратегий достаточно ограничен: социальная стабильность в краткосрочной перспективе, при возрастающих угрозах социально-экономического, политического и демографического развития на перспективу, либо попытка найти адекватные ответы перспективным вызовам, сопровождающихся ростом социальной напряженности.

Государственные интересы, не позволяющие не учитывать данное обстоятельство, диктуют необходимость проведения сбалансированной миграционной политики, которая, не игнорируя текущие проблемы социального самочувствия россиян, была бы нацелена на решение стратегических задач России.

4.4 Проблема «утечки умов» из России



Проблема миграции специалистов возникла со времен падения «железного занавеса». Полная политическая изоляция страны, обусловленная идеологическими и политическими барьерами между данным государством и его окружением - символ политики самоизоляции, которая проводилась руководством СССР в целях ограждения населения страны от «тлетворного влияния Запада». Практически, население страны было лишено возможности, как выезжать за рубеж без санкции властей, так и вообще получать информацию из внешнего мира. Любые контакты с иностранцами должны были быть санкционированы властями.

Однако, западная культура, не в лучших своих проявлениях, все-таки проникала в Советский Союз, поражая умы и души наших соотечественников. Сначала был простой интерес к новому и непривычному, а затем – слепое поклонение чужой культуре. Поэтому, в конце 1980-х гг. XX века, после падения «железного занавеса», советские специалисты в массовом порядке выезжали из страны в поисках лучшей доли и удовлетворения своих амбиций. Также этот период ознаменован началом «смуты» в стране. В то время, когда шел передел собственности, когда каждый чиновник партийной номенклатуры хотел получить свою долю власти, а в самой стране царил хаос, - никому не было дела ни до населения страны, ни, тем более, до науки. Все научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро, лаборатории в это время держались только на энтузиазме самих ученых, большая часть которых впоследствии эмигрировала на Запад.

Надеясь на лучшее, наши специалисты уезжали за границу, не задумываясь над тем, как их примут в чужой стране.

Актуальность темы заключается в том, что после кризиса у России есть реальная возможность изменить свою политику в области занятости населения, и миграционную политику с целью повышения ее эффективности, воспользоваться опытом других стран.

Ведь, уезжая работать по контракту, наши специалисты приносят огромную пользу зарубежным государствам, в частности, достижения наших ученых становятся достоянием принимающей их страны. Страны - реципиенты получают готовых ученых, не вкладывая в их образование никаких средств, а стране – донору, т.е. России остаются только расходы по обучению высококвалифицированных специалистов и упущенные возможности в развитии нашей науки.

5. Проблема миграции в контексте теории П.Бурдье



Мы видим, что проблема миграции на самом деле состоит из комплекса неразрывно связанных проблем, имеющих политические, экономические, антропологические, религиозные корни. Как социальное явление миграция полностью вписывается в парадигму Пьера Бурдье: «Главную задачу социологии Бурдье видит в выявлении наиболее глубоко скрытых структур различных социальных сред, которые составляют социальный универсум, а также механизмов, служащих его воспроизводству и изменению. Особенность этого универсума заключается в том, что оформляющие его структуры «ведут двойную жизнь». Они существуют в двух ипостасях: во-первых, как «реальность первого порядка», данная через распределение материальных ресурсов и средств присвоения престижных в социальном плане благ и ценностей («виды капитала» по Бурдье); во-вторых, как «реальность второго порядка», существующая в представлениях, в схемах мышления и поведения, т. е. как символическая матрица практической деятельности, поведения, мышления, эмоциональных оценок и суждений социальных агентов»9.

Исходя из идей Бурдье, мегаполис представляет собой социологическое пространство, вписанное как в пространственные структуры, так и в субъективные структуры. Таковыми являются власть и правила действий власти, экономическая структура, политические субъекты и их связи. Проблема миграции может трактоваться как проблема получения различными социальными субъектами реальных физических благ за счет потребления ресурсов одного и того же социального пространства, состоящего из наложенных друг на друга полей. По Бурдье господство в присвоенном пространстве обеспечивается наличием капитала. Мегаполис предлагает максимальные возможности по присвоению пространства, поэтому наиболее притягателен для миграции. «Место обитания, как социально квалифицированное физическое место, предоставляет усредненные шансы для присвоения различных материальных и культурных благ и услуг, имеющихся в распоряжении в данный момент. Шансы специфицируются для различных обитателей этой зоны по материальным (деньги, частный транспорт и др.) и культурным способностям присваивать, имеющимся у каждого агента…»10. Тогда, вместе с Бурдье нам «придется поставить под сомнение веру в то, что пространственное сближение или, более точно, сожительство сильно удаленных в социальном пространстве агентов, может само по себе иметь результатом социальное сближение, или если угодно — распад: в самом деле, ничто так не далеко друг от друга и так не невыносимо, как социально далекие друг другу люди, которые оказались рядом в физическом пространстве». Проще говоря, миграционные процессы по самой сути своей полны таких внутренних противоречий, которые неизбежно ведут к конфликту. Единственным фактором, способным нивелировать глубину социального конфликта, мы, вместе с французским социологом назовем «обладание определенным культурным капиталом — истинной платой за вход, которая может воспрепятствовать реальному присвоению благ, называемых общественными, или самому желанию их присвоить». Итак, согласно теории, разрешение на миграцию следует давать не по результатам потребностей в рабочей силе, не по результатам этнического анализа, а по результатам экзаменов, анализирующих уровень культуры, знаний и навыков. Вероятно, следует учесть еще и уровень конформности, однако представляется весьма проблематичным создать инструментарий контроля названных критериев предоставления мигрантам вида на жительства. Кроме того, в силу комплексности социологического пространства, в него входят так же экономическая составляющая. Таким образом, место в мегаполисе в идеале следует либо заслужить знаниями и умениями, а так же способностью к социальной адаптации, либо приобрести.

К сожалению, даже если предположить возможность создания инструментария, обеспечивающего право на миграцию только в соответствии с названными критериями и подобранной для них количественной оценкой, то на практике такие механизмы едва ли будут внедрены. Особенно в условиях российской действительности, когда коррупция на всех уровнях власти является доминирующей составной частью социального пространства, активно используемой агентами. Таким образом, представляется неизбежным наличие в больших российских городах постоянных конфликтов между коренным населением и мигрантами, между отдельными этническими группами, вне зависимости от времени их проживания в мегаполисе, между отдельными культурными слоями, между народом и политическими и экономическими элитами и т.д.

Заключение



В результате исследования миграции, как проблемы современного общества, можно сделать следующие выводы:

1) миграция представляет собой процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или другую страну. Миграция как социальный процесс характеризуется следующими чертами:

а) единичные действия людей по смене места жительства не могут называться миграционным процессом;

б) причинно-следственная взаимозависимость миграционных процессов;

в) миграционные процессы порождаются, прежде всего, социальными проблемами общества и направлены на их снятие;

г) миграция относится к классу спонтанных социальных процессов, возникающих под воздействием различных факторов и осуществляющихся как общественная инициатива. Специфика миграционного процесса состоит и в том, что он включает в себя три фазы: формирование факторов мобильности; собственно процесс перемещения мигрантов; их адаптация на новом месте жительства.

2) Отличительные черты миграционных процессов в России 2000-х гг.: доминирование экономической иммиграции, всплеск внешних трудовых миграций, диверсификация ареалов формирования миграционных потоков и мест размещения иммигрантов, повышение подвижности населения, принадлежащего к титульным национальностям и иным этническим группам государств СНГ, активизация их иммиграции и временной трудовой занятости в России.

3) Факторы, влияющие на миграцию в России: ситуация в экономике и промышленном производстве; теневизация и криминализация экономики; снижение уровня правосознания населения; политическая нестабильность в стране, использование грязных технологий в ходе борьбы за власть, коррумпированность государственных чиновников на всех уровнях власти и управления; кризис в идеологии; несостоятельность государства в вопросах социальной защиты населения, особенно малоимущих слоев; возникновение существенных перекосов в представлении функций и задач, стоящих перед правоохранительной системой; невиданный размах организованной и транснациональной преступности, позволяющий ей оказывать существенное влияние практически на все сферы жизни общества.

4) социальные последствия миграции: этническая идентичность в ущерб гражданской, которая становится серьезным препятствием формирования гражданского общества; подрыв общественных устоев, эрозия базовых институтов, определяющих тип современного общества; сепарация иноэтничных мигрантов, формирование субкультурных мигрантских анклавов в принимающей среде, в т.ч. территориальных анклавов, становится проблемой, угрожающей социально-экономической и политической стабильности, особенно на локальном уровне; существование опасности, что ставшие обыденными дискриминационные практики взаимоотношений принимающего населения с иностранными гражданами начнут распространяться на российских граждан, не принадлежащих к этническому большинству или традиционным для данной местности меньшинствам.

Список используемой литературы





  1. Аверин С., Инородческий пресс //Моя Россия №3, 2002

  2. Айрапетян Ашот, директор Центра межнационального сотрудничества МИГРАЦИЯ: БЛАГО ИЛИ ОБУЗА ДЛЯ РОССИИ?, Сборник «Проблемы вынужденной миграции в Южном регионе России», составленный по материалам международного круглого стола, Ростовский юридический институт, 2002 год.

  3. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993

  4. Журавлева Е., Беги, но не теряй головы, //Новая газета №85 от 18.11.2004

  5. Круглова Н., Рынок труда в Москве. Особенности и перспективы. //Вакансия №5, 2003

  6. Марченко В., Проблемы миграционной политики России, //Век №9, 2002

  7. Регент Т.М. Проблемы миграционной политики России на современном этапе, // Экономическая наука современной России. 1998. №3.

  8. Рязанцев С., Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции, Ставропольское книжное издательство, 2001

  9. Тишков Валерий, Закон о гражданстве, мигранты и интересы России, Сборник «Проблемы вынужденной миграции в Южном регионе России», составленный по материалам международного круглого стола, Ростовский юридический институт, 2002 год.

  10. Чистякова Н.Е., Население Санкт-Петербурга: прогнозы и реальность //Население и общество № 163-164 1-15 августа 2004 г

  11. Шилов Ким, Мигранты –необъявленная война за родину или «бой с тенью»? //Совершенно секретно (Петербургская версия) №43 от 08.11.2004




1 Зайончковская Жанна, Миграционная ситуация современной России, Публичные лекции на сайте Полит.ру

2 Рязанцев С., Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции, Ставропольское книжное издательство, 2001

3 Шилов Ким, Мигранты –необъявленная война за родину или «бой с тенью»? //Совершенно секретно (Петербургская версия) №43 от 08.11.2004 Заметим, что данные, приведенные в цитируемой статье не всегда согласуются с материалами официальных статистических исследований, проведенных, например РАН (Российской Академией Наук)

4 «Все эти годы в южных регионах России постоянно тлеют вооруженные конфликты. Вполне естественно, что миролюбивый образ носатого торговца мандаринами вытесняется в сознании коренного населения, уступая место бандиту, громиле, вору. И не без оснований. Например, спустя пять дней после штурма школы в Беслане, в результате операции УБОП в Северной столице были задержаны торговцы оружием. В самом центре города оперативники блокировали автомобиль, в котором находились трое молодых людей в возрасте 23, 24 и 22 лет, выходцы из Ингушетии, Казахстана и Осетии. У подозреваемых было изъято три автомата Калашникова калибра 7,62 мм со спиленными номерами и 89 патронов к ним. По оперативным данным, молодые люди доставили оружие в Санкт-Петербург на продажу с Северного Кавказа. Возбуждено уголовное дело по статье 222 УК РФ (незаконный оборот оружия), все трое задержаны в соответствии со статьей 91 УПК». Шилов Ким, Мигранты –необъявленная война за родину или «бой с тенью»? //Совершенно секретно (Петербургская версия) №43 от 08.11.2004

5 «50 лет, а то и менее отделяет население Земли от значительной смены языковых акцентов. В статье, опубликованной авторитетнейшим журналом Science, лингвист Дэвид Грэддол утверждает, что к 2050 году распространенность английского языка среди молодых людей мира в возрасте от 15 до 24 лет значительно сократится и язык покинет первую тройку, где занимает сейчас почетное второе место. Зато все чаще люди будут изъясняться на китайском, хинди, урду и арабском. Такую тенденцию консультант из МильтонКейнс связывает с бурным экономическим развитием Китая и Индии и активной миграцией арабских народностей в европейские страны. Сейчас в одном только Париже насчитывается более 5 млн. официально зарегистрированных арабов». (События и цифры, //Бизнес журнал от 13 марта 2004 года)

6 «По подсчетам специалистов, лет через сорок при сохранении темпов изменения демографии на территории нашей страны этнических русских останется менее тридцати процентов. Среди российского населения будут преобладать, согласно этим прогнозам, азербайджанцы и китайцы. Причем демографический процесс выразится в естественном вытеснении славян из наиболее значимых социальных сфер занятости, бизнеса, органов власти и управления. Очевидно, что сопутствующими факторами и следствием такой ситуации станет рост межнациональных конфликтов и противоречий, а в случае реализации прогноза – коренное изменение этнокультурного состояния современной России с соответствующим изменением политических ориентиров государства и возможной сменой приоритетов во всех областях внутренней и внешней жизни». (Шилов Ким, Мигранты –необъявленная война за родину или «бой с тенью»? //Совершенно секретно (Петербургская версия) №43 от 08.11.2004)

7 «Одним из каналов миграции является въезд в Санкт-Петербург по линии обучения в высших учебных заведениях. Что характерно, преподаватели отмечают существенную разницу в общеобразовательной подготовке между представителями неславянских народов, постоянно проживающими в городе, и их «родственниками по крови» из южных регионов. К слову, в 2003 году перед началом вступительных экзаменов Министерство образования провело с ректорами российских вузов специальное инструктивное совещание, посвященное значительному увеличению количества поддельных аттестатов об окончании средней школы.

Если верить разговорам среди преподавателей Университета МВД, в котором обучаются и чеченские курсанты, большинству последних свойственно игнорирование учебного процесса, развязность и агрессивность в быту, целенаправленное провоцирование конфликтных ситуаций. Будто бы доходит до того, что южане пытаются получить высокие оценки за денежное вознаграждение. Нечто подобное, говорят, наблюдается и в Академии государственной службы. В конце концов, щедрые подношения означают в восточном понимании лишь благодарность, и ничего больше.

Школяры кавказского происхождения, по мнению представителей славянских криминальных сообществ, используют систему экстренного оповещения своих земляков, за ними пристально «присматривают» авторитетные лидеры диаспор. В случае необходимости такие студенты точно знают, к кому следует обратиться за помощью. По данным милицейской статистики, в первом полугодии 2004 года иностранцами в Санкт-Петербурге было совершено около 780 преступлений, причем более 90 процентов из них –выходцами из стран СНГ. Это, в основном, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, вымогательством, угоном автомашин, вооруженными разбоями на пригородных дорогах. Оперативники отмечают – криминальные действия, в которых принимают участие представители «этнической» организованной преступности, носят, как правило, жесткий характер. Преступники, по всей видимости, имеют боевой опыт, хорошую выучку, владеют различными видами холодного и огнестрельного оружия, диверсионными навыками. В отличие от славянских сообществ, они легче идут на совершение тяжких видов преступлений, работают в группе и подчас связаны клановыми или родственными отношениями.

Специалисты говорят о наличии у «этнических» группировок устойчивой криминальной специализации. Например, азербайджанцы предпочитают контролировать рынки, армяне занимаются нелегальным вывозом из России драгоценных металлов и камней с последующей их переработкой и сбытом в третьи страны, грузины традиционно навязывают уголовную субкультуру «воров в законе». Китайская «этническая» группировка предпочитает «крышевать» соотечественников, а вайнахи – экспорт и импорт потребительских товаров через порты Владивостока, Находки и Санкт-Петербурга. По данным МВД России, в Москве, Санкт-Петербурге, крупных городах Сибири и дальнего Востока сформировались национальные общины сомалийцев, арабов, курдов, эфиопов, вьетнамцев, китайцев и монголов, которые оказывают своим соотечественникам помощь в нелегальной транзитной миграции и осуществлении преступной деятельности.» (Шилов Ким, Мигранты –необъявленная война за родину или «бой с тенью»? //Совершенно секретно (Петербургская версия) №43 от 08.11.2004)

В Санкт-Петербурге каждое лето появляются туркменские цыгане. Раздетые, грязные, они занимаются попрошайничеством, есть основание подозревать их в воровстве. Сравнительно молодые и крепкие мужчины не предлагают себя в качестве рабочей силы. Все это вызывает негативное отношение к этническим мигрантам со стороны значительной части населения города.

8 Круглова Н., Рынок труда в Москве. Особенности и перспективы. //Вакансия №5, 2003

9 Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993, Предисловие Н.А. Шматко

10 Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993





Санкт-Петербургский Горный университет
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации