Семинар - Общество как объект философского осмысления - файл n1.doc

приобрести
Семинар - Общество как объект философского осмысления
скачать (178.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc179kb.08.07.2012 21:48скачать

n1.doc

1. Специфика философского подхода к изучению общества. Проблема создания концептуально-теоретической модели общества в истории социально-философской мысли.

Человеческое общество — одно из самых сложных среди известных науке явлений действительности. Тайны возникновения общества, законов его развития, смены одного общества другим волновали мыслителей всех времен и народов Термин «общество» — понятие многозначное. Его можно рас­ сматривать как в широком, так и в узком смыслах. В узком смысле он имеет следующие три значения:

1) общество как совокупность общественных отношений. Известно, что общественные отношения — это то специфическое, что отличает социальные образования от других систем материального мира. И каждое общество является не просто совокупностью людей, а представляет собой единую систему социальных отношений, целостный социальный организм, который развивается определенным образом, независимо от других социальных организмов. Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов).

2) общество как определенный этап человеческой истории (первобытное общество, индустриальное, информационное и др.);

3) отдельное, конкретное общество, являющееся самостоятельным субъектом истории (российское общество, украинское общество, американское и др.). Страна, государство, регион.

Общество в широком смысле — это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, основой которой является человеческий труд, общественное производство. Иными словами, это человечество в целом, т. е. вся совокупность общественных организмов, которые существовали и существуют на нашей планете.

Общество – продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей.

Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций:

– производство материальных благ и услуг;

– распределение продуктов труда (деятельности);

– регламентация и управление деятельностью и поведением;

– воспроизводство и социализация человека;

– духовное производство и регулирование активности людей.

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

Проблемы общества изучает множество наук: социология, история, археология, история государства и права и многие другие, каждая из которых имеет свой аспект изучения общества. Есть такой аспект и у философии. Социальная философия при изучении общества акцентирует внимание на сущности и закономерностях его развития, на целях, движущих силах, содержании и направленности исторического процесса. Социологию, прежде всего, интересует социальная структура общества, т. е. способ организации и связи элементов общества в единый организм, история изучает развитие материальной и духовной жизни общества в различные исторические периоды и т. д.

Наряду с понятием «общество» существуют и такие понятия, как «общность», «народ», «нация», «государство». Хотя эти понятия достаточно близки и на уровне обыденного сознания часто употребляются как синонимы, их необходимо различать. Термин «общность» употребляется для обозначения совокупности людей, связанных общим происхождением, языком, культурой, судьбой. К наиболее важным общностям относятся: семья, род, племя, народность, нация. Социальная философия под понятием «общество» понимает продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общности, а на основе совместных интересов и договора. Понятие «общество» шире понятия «общность», поэтому не всякая общность является обществом, но любое общество обладает чертами общности.

Понятие «народ» обозначает общность людей, связанных, прежде всего, происхождением, языком, культурой и, как правило, определенной территорией. Под понятием «нация» имеют в виду форму организации жизни одного народа (или нескольких близких), связанных единой государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство же представляет собой продукт исторического развития человеческого общества, форму организации жизни народов и наций, основанную на праве и законе. Все рассмотренные понятия, как это видно из данных определений, тесно связаны между собой и взаимно пересекаются.

Итак, когда же возникло общество и что оно представляет собой? Установлено, что общества на нашей планете не существовало изначально. Оно имеет свою историю возникновения и развития. Первыми известными науке социальными организмами были племена первобытности, затем рабовладельческие государственные образования Древнего Востока, созданные людьми в конце IV тысячелетия до нашей эры в плодородных долинах рек Нила (Египет), Тигра и Евфрата (Месопотамия), Инда и Ганга (Индия), Хуанхэ и Янцзы (Китай). Отсюда можно сделать вывод, что переход человечества от общинной формы существования к обществу произошел более 5 тысяч лет тому назад.

Существует множество точек зрения на общество и причины его возникновения. Можно предположить, что различных интерпретаций общества столько же, сколько существует направлений в истории философской мысли (схема 1). Все их рассмотреть достаточно сложно, однако упрощенно их можно объединить в несколько теоретических концепций (моделей). Одной из первых концепций понимания общества и источников его развития является религиозно-мифологическая модель, возникшая в эпоху рабовладельчества. Общество, как и отдельный человек, через призму данной модели рассматривалось в системе общего мирового (божественного) порядка — Космоса (Бога), выступающего источником и первоосновой всего сущего.


Схема 1.

Стихийная реализация исторической необходимости порождала и поддерживала у людей уверенность в существовании судьбы, в божественной предопределенности существующих отношений, порядков, а также всех происходящих изменений. Поэтому божественный (космический) первоисточник существования общества и действующих в нем законов и моральных норм — основная тема древних мифов. Историки и философы античности также рассматривали общество не как особое образование, развивающееся по собственным законам, а как компонент космического бытия. Отсюда проистекает религиозно-мифологический характер их взглядов.

Если религиозно-мифологическая концепция возникла на почве античной философии, то теологическая концепция зародилась в недрах схоластической философии Средневековья. Античная философия, при всем различии взглядов ее представителей на общество, носила космологический характер, поскольку тем единством, в которое включалось все сущее, в том числе и общество, была природа (Космос). Средневековое же мышление теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, в том числе и общественную жизнь, для него являлась не природа, а Бог.

В наиболее полном виде эта концепция получила развитие в учении Аврелия Августина (354—430), а позднее Фомы Аквинского (1225—1274). Августин считал, что вся история определяется божественной волей, а все пороки общества объясняются первородным грехом Адама и Евы. Развивая эти идеи, Фома Аквинский утверждал, что неравенство людей является вечным принципом общественной жизни, а разделение на сословия установлено Богом.

В Новое время значительное распространение получила натуралистическая концепция общественной жизни, ее представителями были Исаак Ньютон, Рене Декарт, Шарль Луи Монтескье, Джон Локк и другие, хотя первые натуралистические идеи можно обнаружить еще в творчестве древнегреческих философов. Так, например, Демокрит высказывал мысль о том, что вся общественная жизнь имеет природное происхождение, а Аристотель выдвинул идею о естественном происхождении социального расслоения людей.

В чем же суть данного подхода? Натурализм (от лат. natura — природа) как философский принцип рассматривает социальные явления исключительно как действие природных сил: физических, географических, биологических и т. п. В соответствии с данным принципом тип общества и характер его развития определяются климатическими условиями и географической средой (географическая школа — Лев Мечников, Василий Ключевский и др.), биологическими, расовыми, генетическими особенностями людей (социальный дарвинизм: Томас Мальтус, Людвиг Гумплович, Вильям Самнер; расово-антропологическая школа: Жозеф Артур де Гобино и др.), космическими процессами и ритмами солнечного излучения (Александр Чижевский, Лев Гумилев). Таким образом, натурализм сводит высшие формы бытия к низшим, а человека — к уровню всего лишь природного существа. Главный недостаток данной концепции состоит в игнорировании качественного своеобразия человека, в принижении человеческой активности, в отрицании человеческой свободы.

Другой недостаток натуралистического подхода к обществу состоит в понимании человека как социального атома, а общества — как механического агрегата индивидов-атомов, поглощенных лишь своими собственными интересами. Таким образом, натурализм излишне материалистически трактует сущность человека, выделяя в ней лишь природную субстанцию. Вследствие этого человеческие связи приобретают исключительно природный характер, игнорируются их социальная и духовная составляющие.

В отличие от натуралистической концепции идеалистическая модель изолирует человека от природы, превращает духовную сферу общественной жизни в самодовлеющую субстанцию. Такое идеалистическое понимание истории возникает в результате абсолютизации духовного фактора в человеческом бытии и находит свое выражение в принципе: «Идеи правят миром».

Вершиной объективно-идеалистической модели понимания общества являются воззрения Георга Гегеля (1770—1831), который высказал ряд гениальных догадок о закономерностях развития общества. Согласно Гегелю, история движется вперед не как стихийный процесс. Она слагается из действий отдельных людей, каждый из которых стремится реализовать свои способности, взаимоисключающие интересы, эгоистические цели. Однако в результате действий людей, преследующих свои цели, возникает нечто новое, отличающееся от их первоначальных замыслов. В этом у Гегеля и заключается «хитрость исторического разума», саморазвитие и самопознание которого и представляют собой собственно исторический процесс.

Таким образом, если с точки зрения натурализма развитие общества определяется действием законов природы, то в идеализме функцию творческого начала выполняет мировой разум (объективный идеализм) - ничем не ограниченная человеческая активность, прежде всего, духовно-волевая (субъективный идеализм).

Недостатки натуралистической и идеалистической моделей пытались преодолеть создатели диалектико-материалистической концепции развития общества, немецкие философы и социологи Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

В чем суть социальной концепции марксизма? С точки зрения марксизма, опирающегося на работы Чарльза Дарвина и Льюиса Моргана, процесс формирования общества начался с выделения человека из животного мира при формировании у предков человека социально-побудительных мотивов поведения. Благодаря этому, кроме естественного отбора, в силу вступил и социальный отбор. В процессе такого «двойного» отбора выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально значимым требованиям, например сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства и др. Так постепенно в процессе исторического развития человек, образно говоря, становился на рельсы социальных законов, сходя с колеи биологических закономерностей.

Социализация человека осуществлялась, прежде всего, в процессе труда, навыки которого постоянно совершенствовались, передавались от поколения к поколению, образуя тем самым вещественно фиксируемую «культурную» традицию. Труд, стимулируя людей к совместной деятельности, обусловил возникновение и развитие разнообразных видов общения, появление членораздельной речи, образование производственных отношений. Таким образом, труд и возникшие на его основе производственные отношения являются главными материальными силами, которые привели к собственно человеческой форме существования — обществу.

К. Маркс, анализируя закономерности развития уже сформировавшегося общества, значительно расширил сферу действия материализма и распространил ее на область общественных отношений. Этот подход в дальнейшем стал называться материалистическим пониманием истории. Согласно данному подходу, система производственных отношений составляет в обществе первооснову — базис, на котором строятся все иные отношения людей — правовые, политические, идеологические и пр.

Формирование социальной теории марксизма происходило в условиях революционного подъема, охватившего в середине XIX в. Западную Европу. Очевидно, поэтому такое большое внимание в марксизме уделяется борьбе между антагонистическими класса­ ми, которую он понимает как важнейшую движущую силу общественного развития. Многие исследователи данного учения обращали внимание и на другие его слабые места: постулат о диктатуре пролетариата, абсолютизацию экономического фактора в жизни общества, а также роли общества в жизни отдельного человека, что впоследствии послужило предпосылкой формирования тоталитарных режимов в странах, которые на практике попытались воплотить в жизнь теорию Маркса.

Теперь несколько слов о современных подходах к обществу. Все современные социально-философские и социологические концепции человека и общества, так или иначе, рассматривают его как совокупность социальных взаимосвязей и взаимодействий людей в процессе удовлетворения их потребностей. Например, одна из наиболее известных концепций общества, созданная Максом Вебером (1864—1920), имеет название интерпретации социального действия. Главной идеей веберовской концепции, да и всей его социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. В соответствии с этой концепцией социальное действие обретает содержание, которым оно не обладало в природе. Для понимания этого смысла необходима соответствующая интерпретация. В этом и заключается главная идея Вебера: всегда и везде, во все эпохи природу общества необходимо понимать как толкование смысла социальных действий людей. Следует добавить, что под социальным действием понимается не любое действие, а действие, «субъективный смысл которого относится к поведению других людей». Исходя из такого подхода, нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, аффективным или ориентируется на какое-либо природное явление.

Еще одна из известных современных концепций человека и общества — так называемая концепция методологического индивидуализма, сложившаяся на основе идей марксизма, тейярдизма, неофрейдизма и социобиологизма, рассматривает общество как продукт индивидуального взаимодействия. По мнению Карла Поппера (1902—1994), автора данной концепции, каждое коллективное явление мы должны рассматривать как результат действий, взаимодействий, целей, надежд и мыслей отдельных людей и как результат созданных и охраняемых ими традиций. Согласно этому пониманию, социальная сущность индивида запрограммирована не только обществом, но и космо-природно-товарно-социальным бытием, поскольку человек является космо-природно-товарно-социальным существом. Здесь потенциальная духовность космоса реализуется человеком в различных объединениях.

Интересные новаторские идеи в подходе к обществу содержат и другие современные философские концепции: герменевтика, феноменология, аналитическая философия, постмодернизм и др.

Итак. Понятие «общество» можно рассматривать в широком и узком значениях. Предметом исследования социальной философии является общество в широком понимании слова, иными словами, — это человечество в целом, вся совокупность общественных организмов, которые существовали и существуют на нашей планете.

2. Общество как системное, саморазвивающееся образование. Человеческая деятельность – способ существования и развития общества.

Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом. С системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. В процессе совместной деятельности между людьми складываются многообразные иерархически выстроенные отношения, которые и есть структура общества. Общество как система обладает еще одной важной характеристикой - целостностью, то есть ему присущи свойства, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов. Уходят из жизни люди, сменяются поколения, но общество постоянно воспроизводит себя. Механизм воспроизводства предполагает наличие в структуре общества таких особо устойчивых отношений (инвариант системы), которые обладают значительной самостоятельностью по отношению к отдельным элементам и даже структурным звеньям.

Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей - материальных, социальных, духовных - выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы. Если минимального удовлетворения потребностей достигнуть не удается, то общество ждет неминуемый распад и гибель.

Общество представляет собой систему, источник развития которой находится в ней самой.

В чем же состоит отличие социальной системы от систем, действующих в природе! Эти отличия состоят в следующем:

1) общество, в отличие от природы, представляет собой систему не только материальных, но и духовных отношений, складывающихся между людьми в процессе их совместной деятельности;

2) центральным элементом любой социальной системы является человек, обладающий сознанием, поступающий в соответствии со своими желаниями и стремящийся к определенным целям, что придает развитию общества значительную степень неопределенности, а следовательно, и непредсказуемости;

3) сам человек является сложной системой и существует как система в системе. Другие элементы общества также являются системными формами и образуют определенные автономные системы (государство, экономика, политика, право и т. д.);

4) развитие общества подчиняется как всеобщим законам, так и специфическим социальным законам, действующим только в социальной среде;

5) социальная система представляет собой согласованность элементов и в то же время их несогласованность, наличие гармоничных тенденций и конфликтного взаимодействия.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система имеет следующие специфические черты:

разнообразие различных социальных структур и подсистем.

самодеятельность; самоорганизация; саморазвитие;

динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек;

самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования;

непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.

Социальная система представляет собой сложнейшую из известных систем объективной реальности, которая охватывает совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм.

В социальной философии в зависимости от уровня сложности и организации выделяют, как правило, пять уровней социальных систем.

Первый: фундаментальный уровень организации общества — человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация;

второй: государство или группа взаимосвязанных государств;

третий: социальные институты, обеспечивающие функционирование общественных отношений;

четвертый: классы, социальные группы (общности), слои, страты, а также другие виды объединений людей;

пятый уровень: отдельная личность, которую также можно рассматривать как социальную систему.
Человеческое общество отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность. Деятельность — это форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя. При всем своем своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует.

Деятельность человека является преобразовательной. Для человека свойственно приспособительное поведение. Так, на ранних ступенях своего развития человечество приспосабливалось к климатическим, географическим условиям своего существования, В те далекие времена изменение русла реки, или, наоборот, затопление реками полей, могли существенно изменить жизнь того или иного народа, характер и виды его хозяйственной деятельности.

Человечеству потребовалось много времени и усилий для того, чтобы покорить природу и подчинить ее своим целям и нуждам. Люди научились строить сложные ирригационные системы, каналы, дамбы, шлюзы. Природная стихия стала подвластна человеку. Поэтому человек, в отличие от животных, не только приспосабливается к природе, но и посредством своей деятельности ее преобразует.

Мысли людей, их идеи, знания и опыт приобретают объективное бытие в вещах и предметах материальной культуры и в таких образованиях, как язык, мифология, религия. Значит; человек создает предметный мир как результат опредмечивания своих способностей. Создание новых предметов культуры называется опредмечиванием.

Потребность - переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для его существования и развития. Потребности выступают источниками активности человека: есть потребности - есть деятельность, направленная на их удовлетворение, нет потребностей - нет деятельности, нет жизни.

Условием человеческой деятельности является целеполагание, т. е. наличие заданной человеком цели и активность, осуществляемая в соответствии с этой целью.

Цель — субъективный образ желаемого результата, «то, ради чего» (Аристотель) предпринимаются определенные действия. Сознательная цель, поставленная человеком, определяет способ и характер его действий.

Цель, которую ставит перед собой человек или группа людей, должна соответствовать реальным возможностям ее реализации. Все, что используется ради достижения цели, называется средствами деятельности.

Так, например, труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий труда. Орудийность человеческого труда является его специфически человеческой особенностью. Только люди способны опосредовать свое воздействие на среду с помощью специально созданных средств труда, отличных от органов тела. Средства труда — это различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления мускульных (а позднее и умственных) возможностей человека: Причем, орудийность человеческой деятельности не сводится к использованию готовых, «подобранных на земле» орудий труда, а означает их систематическое изготовление, совершенствование, хранение и многократное использование.

Помимо цели и средств действие предполагает результат. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект. В результате деятельности рабочего машиностроительного завода появляются новые машины и детали к ним.

Любая деятельность всегда имеет определенную мотивацию, приводящую к принятию решения о действии с определенной целью и определенным образом. Мотивация и принятие решения не может проходить без познания выработанных ценностей и алгоритмов (принципов) деятельности.

Мотив — побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов и представляющая собой образ желаемого человеком блага.

Таким образом, под мотивом понимается осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности. Возникая на основе потребности, мотив представляет ее более или менее адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества. Он играет важную роль в оценке действий и поступков, так как от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности.

На протяжении всей своей истории человек совершенствовал и развивал средства своей деятельности. Это был путь от каменного топора до современных суперкомпьютеров.

Чаще деятельность человека разделяют на два основных типа: практическую и духовную. Первая направлена на преобразование объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.

Практическая деятельность — это непосредственное преобразование окружающей природы и социума (включая и самого человека). Принято разделять практическую деятельность на материально-производственную (преобразование природы) и социально-организационную (преобразование общества).

Духовная деятельность человека очень разнообразна и многогранна. Обычно к духовной деятельности относят духовно-практическую деятельность (отражение действительности в художественной форме, в мифах, религиозных учениях) и духовно-теоретическую деятельность (отражение действительности в науках, законах природы и общества), в нее же входит ценностное осмысление окружающего мира, которое выражается в идеологии и мировоззрении.

В деятельности человек стремится к достижению оптимального результата, что в итоге обеспечивает развитие общества. Вся история человеческого общества, материальной и духовной культуры представляет собой процесс развертывания, реализации деятельно-творческого отношения человека к окружающему его миру, которое выражается в построении новых способов и программ деятельности. Если взять материальное производство, то люди в свое время совершили переход от присваивающего хозяйства (охоты и рыболовства) к производящему хозяйству (земледелию и животноводству), далее от ремесла и мануфактуры - к крупному машинному производству; в настоящее время осуществляется переход к постиндустриальному информационному обществу, характер и последствия которого нам сейчас еще трудно представить. В своей общественной жизни человечество прошло долгий и драматический путь смены типов социального устройства, с которыми связано переустройство всего уклада жизни людей в экономической, политической и идеологической сферах. В духовной культуре творческая способность к ломке старых программ деятельности и созданию новых ее форм проявляется (если взять в качестве примера науку) в научных революциях, приводящих к созданию новых научных картин мира и связанных с ними новых идеалов и норм научного познания, в искусстве - в создании новых стилей, новых видов искусства и т.д.

3. Общественные отношения и социальные институты.

Глубоко раскрыть сущность общества позволяют общественные отношения. Общественные отношения — это определенная связь, зависимость между субъектами, составляющими общество, в процессе материальной и духовной деятельности. Отношения являются своего рода цементирующим материалом, который объединяет людей в общество, превращает в монолит его отдельные элементы. Чем разнообразнее социальные отношения, тем более высокоразвитым является общество. В зависимости от сферы жизнедеятельности общества выделяются экономические, политические, идеологические, социальные, религиозные и другие отношения. В зависимости от субъектов, между которыми возникают отношения, выделяют семейные (семейно-бытовые), родовые, классовые, национальные, межгосударственные и иные отношения. Могут также рассматриваться отношения как между сферами жизнедеятельности общества, так и внутри этих сфер. Необходимо также учитывать взаимосвязи и взаимопроникновение общественных отношений и то, что их роль постоянно меняется.

В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

Для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты.

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно-значимые функции. Институты возникли в глубокой древности. В трудах древнегреческого философа Аристотеля рассматриваются два социальных института – семья и государство. С тех пор понятие социального института расширилось и сегодня включает в себя различные стороны: экономические, политические, образовательные, воспитательные, военные и другие учреждения и организации.

С помощью социальных институтов упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность и поведение в обществе, обеспечивается устойчивость общества. Социальные институты в современной социальной философии рассматриваются как различные организации, учреждения, соответствующие социальной структуре общества; как совокупность социальных норм и правил, определяющих устойчивые формы социального поведения и действия; как системы поведения в соответствии с этими нормами.

ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

1) институты брака и семьи - потребность в воспроизводстве рода и первичной социализации;

2) экономические - потребности в добывании средств существования (производство материальных благ, разделение труда, собственность и др.);

3) политические - потребности в безопасности, порядке и управлении (государство, партии, полиция, армия и др.);

4) институты образования – потребности в социализации подрастающих поколений, передаче знаний, подготовке кадров;

5) религиозные – потребности в решении духовных проблем, смысла жизни;

Основное предназначение социальных институтов – обеспечить удовлетворение важных жизненных потребностей. Разнообразие институтов соответствует разнообразию человеческих потребностей, таких как потребность в производстве продуктов и услуг, потребность в распределении благ и привилегий, потребность в безопасности, защите жизни и благополучия, потребность в социальном контроле за поведением членов общества и т. д. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность — удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.). Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества.

Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Они обеспечивают воспроизводство идеологических ценностей, стабилизируют социальные структуры. Экономические институты - их назначение в том, что они обеспечивают распределение индивидов в системе общественной организации труда и в системе отношений собственности; контролируют процесс распределения, регулируют денежное и товарное обращение. Институты образования - освоение и последующее воспроизводство социокультурных ценностей.

Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Институциональная система общества не остается неизменной. По мере развития общества возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образуются новые институты. При этом «старые» институты либо реформируются (приспосабливаются к новым условиям), либо исчезают. Например, такие социальные институты, как институт рабства, институт крепостничества, институт монархии во многих странах были ликвидированы. На смену им пришли институт президентства, институт парламентаризма, институты гражданского общества, а такие институты, как институты семьи и брака, институты религии существенно трансформировались.

Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.

Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, побратимства, наследования, имя наречения и другие.

Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др.

Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.

Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др.

Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.

Неосновные институты называют еще общественными практиками. Они помогают организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов.

У каждого основного института есть свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д.

К неосновным политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства и т.д.

Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, Ни одно общество не сможет существовать, если не будет, постоянно пополнятся новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов. Социальные институты «цементируют» общественную жизнь. Они обеспечивают общие соглашения, выработанные людьми в общении друг с другом и при содействии которых достигается преемственность поколений.

Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

Процветание общества возможно при взаимодействии социальных институтов. Например, если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др.

4. Строение общества, его основные сферы (подсистемы) и их взаимосвязь.

Социальная структура общества — это исторически сложившаяся форма организации общества, представляющая собой определенную форму устойчивых связей, отношений, возникших на их основе социальных групп и институтов, которые обеспечивают целостность общества, сохранность его свойств при воздействии на него различных внутренних и внешних факторов. Структура общества включает в себя множество разнообразных элементов. Основными среди них являются:

1) субъекты общества (человек, люди и их объединения);

2) взаимоотношения и связи между людьми;

3) социальные институты;

4) деятельность.

Характеризуя субъект общества — первый элемент его структуры, необходимо отметить, что каждый человек включен в определенное сообщество или социальную группу (или несколько групп). В процессе совместной жизнедеятельности людей в обществе формируется устойчивая структура социальных общностей, включающая в себя такие группы, как семья, род, племя, нации, классы, сословия, касты и т. д. Впрочем, в зависимости от цели исследования социальные группы и сообщества могут дифференцироваться и по другим признакам. Например, по социально-демографическим (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры); территориальным (жители города, жители села); по роду занятий (рабочие, служащие, учащиеся, творческая интеллигенция); отношению к собственности (предприниматели, наемные рабочие), а также по уровню доходов, уровню образованности и т. д.

Глубоко раскрыть сущность общества позволяет второй элемент его структуры — общественные отношения. Это определенная связь, зависимость между субъектами, составляющими общество. Отношения объединяют людей в общество, превращают в монолит его отдельные элементы. Чем разнообразнее социальные отношения, тем более высокоразвитым является общество.

Третий элемент структуры общества — социальные институты. Социальный институт представляет собой исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни. С помощью социальных институтов упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность и поведение в обществе, обеспечивается устойчивость общества.

Деятельность составляет следующий элемент социальной структуры общества. Деятельность как социально-философская категория употребляется для обозначения какого-либо проявления социальной активности, посредством которой создаются условия общественной жизни. Социальная деятельность превращает внешнюю природу во «вторую природу», т. е. культуру.

В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества.

В основе социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. На базе общественного разделения труда появляются такие социальные группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. Отношения собственности экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутри него социальную структуру.

К основным элементам социальной структуры общества относятся: классы; люди города и деревни; представители физического и умственного труда; сословия (т. е. социальные группы, место в обществе которых определяется не только их положением в системе социально-экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовыми актами); социально-демографические группы - молодежь, женщины, мужчины, старшее поколение людей; национальные общности - нации, этнические группы и др.
Почти все эти социальные группы и национальные общности неоднородны по составу и, в свою очередь, делятся на отдельные слои и группы с их собственными экономическими, социальными, политическими и другими интересами. На это обращает внимание распространенная в западной социологии теория стратификации, делящая общество на различные слои («страты») по самым разным основаниям: уровень доходов, профессия, вид деятельности, политические взгляды, ценностные ориентации и т. д.

Как сложная саморегулирующаяся система общество имеет несколько подсистем, или сфер. К основным сферам общественной жизни относятся: экономическая (материальная), духовная, политическая (управленческая) и социальная (в узком смысле этого слова), или гуманитарная сфера, в которой осуществляется деятельность по обслуживанию населения.

Рассмотрим особенности и функции каждой из этих сфер общественной жизни.

1. Экономическая (материальная) сфера — охватывает процессы материального производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а также производительные силы и производственные отношения общества, научно-технический прогресс и технологическую революцию. В системе социальной деятельности материальному производству принадлежит ведущая роль. Материальное производство направлено, прежде всего, на удовлетворение материальных потребностей людей: потребностей в пище, одежде, жилище и т. д. Удовлетворение материальных потребностей является основным условием удовлетворения всех других потребностей.

Значение материального производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно:

• создает материальную базу существования общества;

• способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

• непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);

• влияет на политические процессы;

• влияет на духовную сферу — как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

Признавая важную роль сферы материального производства в жизни общества, современная социальная философия все же считает, что ее нельзя абсолютизировать и сводить к ней всё разнообразие человеческой деятельности. Тем более что в последние десятилетия XX в. в наиболее развитых странах мира наблюдалась тенденция относительного уменьшения доли материального производства за счет увеличения доли производства услуг.

2. Духовная сфера — это сфера деятельности, в которой осуществляется духовное производство, т. е. создаются не вещи и предметы, а идеи, образы, научные и художественные ценности с целью удовлетворения духовных потребностей человека. Эти ценности также материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей: в книгах, картинах, скульптурах и т. д. Но главное в этих предметах — не материальная, а духовная ценность, выраженные в них идеи, образы и чувства. Духовное производство является обязательной составляющей производства вообще, с помощью него создаются условия для роста человеческой духовности, без которой невозможно существование человечества.

3. Политическая (управленческая) сфера — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

Элементами политической системы общества являются:

• государство и государственные органы; • политические партии; • общественные организации;

• профсоюзы; • иные институты.

Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

Главным элементом политической системы общества является государство — система органов, осуществляющих государственную власть.

Основными функциями государства являются: представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп); регулятивная — поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами. А также охранительная — охранять граждан, как от внешней, так и от внутренней угрозы; внешнеполитическая; интеграционная.

Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти.

Политическая сфера – это сфера деятельности различного рода администраторов, управляющих, политиков. Ее специфическая задача — поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и общественных отношений. Такая деятельность направлена на обеспечение согласованности, упорядоченности различных сфер общественной жизни. Без этого, как и без материального или духовного производства, она невозможна.

Структура управленческой деятельности включает в себя: управление людьми с применением различных способов, средств, включая принуждение; управление вещами (функция законодательства о собственности, земле).

Управление осуществляется на различных уровнях: от государства до предприятия и семьи. Эта деятельность играет огромную роль в развитии общества, его судьбе, но ее часто поражают многочисленные «болезни»: злоупотребление методами принуждения или насилия, чрезмерное разрастание чиновничьего аппарата. Высшей формой управленческой деятельности является политическая деятельность. Именно на этом уровне решаются судьбы миллионов людей. И именно поэтому цена допущенных ошибок в управленческой сфере может быть особенно велика.

4. Социальная (гуманитарная) сфера — система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

Основные элементы социальной структуры общества: классы; сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);

люди города и деревни; представители физического и умственного труда; социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь); национальные общности.

Социальная сфера обеспечивает создание предпосылок для жизни, активности людей. Она включает в себя деятельность врачей, учителей, артистов, юристов, работников сферы обслуживания. Конечно, люди могут заниматься самолечением, самообразованием, могут сами себя развлекать. Однако воспроизводство, сохранение жизни, стимулирование активности, непосредственное обслуживание человека — настолько важное общественное дело, что общество включается в этот процесс с помощью школ, вузов, путем создания системы охраны здоровья и правозащиты.

Таковы основные подсистемы, или сферы общественной жизни, на основе которых возникает общественная структура.

Все сферы социальной жизни взаимосвязаны, поэтому их необходимо рассматривать только в единстве. Абсолютизация одной из сфер общественной жизни приводит к деформированию общества. В центре каждой из сфер, как и в обществе в, целом, находится человек, объединяющий все сферы в единую общественную систему.

Развитие общества и функционирование его основных сфер происходят по определенным законам. Социальный закон — это всеобщие, объективные, необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между процессами и явлениями в различных сферах жизни общества, определяющие его развитие. Социальные законы реализуются через сознательную деятельность людей, однако это не означает, что люди в процессе своей деятельности могут создавать или отменять их. Люди могут только изменять условия действия законов. Существование социального закона определяется теми объективными условиями, в которых живут люди. Поскольку эти условия в процессе человеческой жизнедеятельности изменяются, то изменяются и законы общественного развития: одни из них исчезают, другие проявляются в измененной форме. Следовательно, социальным законам присущ исторический характер, они действуют как тенденция, которая проявляется лишь при определенных обстоятельствах и в определенный период времени.

Изучение социальных законов предполагает и их классификацию. Классификация законов общества осуществляется, как правило, по нескольким критериям.

По сфере действия: а) социологические законы — это законы, фиксирующие существенные связи и отношения общества как единого целого. Выделяют такие социологические законы: законы структуры, законы функционирования, законы развития; б) законы отдельных сфер жизни общества — экономические, политические, социальные и т. д.

По временному признаку: а) общеисторические (общие законы) — это те законы, которые распространяются на весь исторический период и объединяют в единое целое все сферы жизни общества; б) специфические законы — законы общества, распространяющиеся на определенные этапы его развития.

По месту в общественной жизни: а) основные — законы, которые играют решающую роль в общественной жизни; б) неосновные — законы, имеющие второстепенное значение в общественном развитии.
Основные понятия темы.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

СОЦИОЛОГИЯ — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Термин социология впервые был введен О.Контом в 1832 году.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — реальность социального мира. Социальная реальность отличается от биологической или индивидуальной, и состоит из тенденций социально принятых в обществе.

СОЦИУМ - коллектив людей (общество), характеризующийся общностью социальной, экономической и культурной жизни.

ОБЩЕСТВО — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА - концепция понимания общества и причины его возникновения.

ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ понимание общественной жизни – концепция, в которой функцию творческого начала выполняет мировой разум (объективный идеализм) - ничем не ограниченная человеческая активность, прежде всего, духовно-волевая (субъективный идеализм). Понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению с общественным бытием.

НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ понимание общественной жизни – методологический принцип, присущий некоторым домарксистским теориям, пытавшимся объяснить развитие общества законами природы (климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д.).

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ понимание — учение об обществе, материалистически решающее основной вопрос философии применительно к истории и исследующее на этой основе общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей. Труд и возникшие на его основе производственные отношения являются главными материальными силами, которые привели к собственно человеческой форме существования — обществу.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфически-человеческий способ отношения к миру; представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы — объектом своей деятельности.

ПОТРЕБНОСТЬ — переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для его существования и развития.

ИНТЕРЕС (иметь значение) — причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющая их социальное поведение. Интерес лежит в основе любых форм состязательности, борьбы и сотрудничества между людьми.

СТИМУЛ - побуждение к действию, побудительная причина поведения.

МОТИВ — осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. Возникая на основе потребности, мотив представляет ее более или менее адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества. Мотивы играют важную роль в оценке действий и поступков, т. к. от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека.

ЦЕЛЬ — предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Цель направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю.

ПРАКТИКА — специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-предметная деятельность.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности.

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ - процесс материализации в человеческой деятельности информационно-смысловых (мыслительных) структур, схем, проектов. Перевод в предметный план, форму бытия абстракций, образов, способностей реализуется как воссоздание первичной или созидание вторичной (искусственной) природы.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНОСТИ - универсальное средство осуществления деятельности и материализации общественных отношений. Основными формами этой предметности являются телесная (биосоциальная), вещная, институциональная и знаковая. В своем единстве они образуют тот предметный мир человека и общности, в рамках которого развертывается полное богатство проявлений социальной жизни.

СФЕРА (подсистема) общества – это определённая область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей. К основным сферам общественной жизни относятся: экономическая (материальная), духовная, политическая (управленческая) и социальная.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющая общественно-значимые функции. Институты – механизм регулирования общества.

ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВА — это законы, определяющие возникновение, функционирование и развитие социальных систем. Это всеобщие, объективные, необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между процессами и явлениями в различных сферах жизни общества, определяющие его развитие.

СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ - один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений. Важнейшей характеристикой социального детерминизма является причинно-следственная связь.

Специфика философского подхода к изучению общества. Проблема создания концептуально-теоретической модели общества в истории социально-философской мысли
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации