Контрольная работа - Инвестиционная деятельность в сельском хозяйстве - файл n1.doc

Контрольная работа - Инвестиционная деятельность в сельском хозяйстве
скачать (80.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc81kb.01.06.2012 14:52скачать

n1.doc



ФГОУ ВПО Вятская государственная сельскохозяйственная академия

Экономический факультет
Личное дело (номер зачетки) 09034/Э Оценка _______
Регистрационный № в деканате ___________

Дата поступления в деканат «____» _____________ 2010 г.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По (предмет) экономике отраслей АПК
Инвестиционная деятельность в сельском хозяйстве


Фамилия И.О.(студента)

Специальность «Экономика и управление на предприятии»

Курс 4

Группа 412

Форма обучения заочная

Год поступления 2009

Ф.И.О. преподавателя

Регистрационный № на кафедре________________________

Дата поступления на кафедру «_____» _______________ 2010 г.

Содержание

Вариант 15. Инвестиционная деятельность в сельском хозяйстве 3

1. Особенности инвестиционного процесса в сельском хозяйстве 3

2. Динамика и структура инвестиций в сельском хозяйстве 5

Задача №4 11

Список литературы 13


Вариант 15. Инвестиционная деятельность в сельском хозяйстве




1. Особенности инвестиционного процесса в сельском хозяйстве


Необходимым условием для эффективного и устойчивого развития агропромышленного комплекса является наличие достаточных инвестиций. Более того, важнейшей задачей является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в отрасли АПК, повышения уровня инвестирования.

Инвестирование в АПК – процесс простого или расширенного воспроизводства средств производства, а также осуществление инвестиций в экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности в агропромышленном комплексе, непосредственно связанные (и касающиеся образа жизни людей) с потреблением населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворением конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества целом.

Для данной категории вложений характерно следующее: инвестиции необходимы для развития предприятий и отраслей; они предполагают расходование ресурсов, обычно значительных, и получение эффекта; этот эффект носит вероятный, рисковый характер; между расходованием ресурсов и получением эффекта проходит определенное время (как правило, несколько лет — это так называемый временной лаг).

Объектами инвестиционной деятельности в Российской Федерации являются:

Различают финансовые (портфельные) и реальные инвестиции. Финансовые инвестиции — это приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг, вложение денег на депозитные счета в банках под проценты. Они не предполагают каких-либо изменений в производстве. Напротив, реальные инвестиции — это вложение денежных средств в капитальное строительство, расширение и развитие производства. Реальные инвестиции, таким образом, представляют собой капитальные вложения в отрасли народного хозяйства, то есть затраты долгосрочного характера — на строительство производственных объектов, их расширение, реконструкцию и модернизацию, приобретение оборудования и т. д.

Существуют также непроизводственные капитальные вложения (на развитие социальной сферы).

К основным направлениям капитальных вложений в отраслях АПК относятся:

Основными направлениями инвестиционной политики в АПК являются: развитие перерабатывающих отраслей и хранения сельскохозяйственной продукции; опережающее развитие материально-технической базы племенного дела и семеноводства; освоение ресурсосберегающих технологий, развитие тароупаковочного хозяйства.

2. Динамика и структура инвестиций в сельском хозяйстве


Эффективность использования капитальных вложений в значительной мере зависит от их структуры. Различают следующие виды структур капитальных вложений: технологическую, воспроизводственную, отраслевую и территориальную.

Под технологической структурой капитальных вложений понимается доля отдельных затрат (строительно-монтажные работы, приобретение машин и оборудования, проектно-изыскательские работы, прочие затраты) в общей сметной стоимости. По сути, технологическая структура капитальных вложений формирует соотношение между активной и пассивной частью основных производственных фондов.

Воспроизводственная структура капитальных вложений характеризует их удельный вес по различным направлениям использования (новое строительство, реконструкция и техническое перевооружение производства, расширение действующего производства). Реконструкция и техническое перевооружение производства намного выгоднее, чем новое строительство, так как сокращается срок ввода в производство производственных мощностей и значительно уменьшаются удельные капитальные затраты.

Под отраслевой структурой капитальных вложений понимается их соотношение по различным отраслям АПК и народного хозяйства в целом. В сложившихся кризисных условиях предпочтение необходимо отдавать тем отраслям, где срок окупаемости капитальных вложений наименьший и имеется возможность быстрого наращивания объема производства продукции (птицеводство, свиноводство и др.).

Территориальная структура капитальных вложений представляет их соотношение по отдельным экономическим районам, республикам, краям и областям Российской Федерации.

Различают совокупные и удельные капитальные вложения. Совокупные капитальные вложения — это их общий объем за какой-либо период, удельные — сумма капитальных вложений в расчете на единицу продукции, на 1 га сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, посевов), на 1 скотоместо.

В течение 90-х гг. инвестиции в АПК сократились с 70,4 до 8,5 млрд руб. (в ценах 1991 г.), или почти в 9 раз, а их удельный вес в общей сумме инвестиций уменьшился с 17,8 до 3 %. В 2002 г. инвестиции в отрасли АПК в действующих ценах составили около 105 млрд руб. и по направлениям деятельности распределялись следующим образом: собственно сельское хозяйство —42,7 млрд руб.; пищевая промышленность — 51,4 млрд, комбикормовая промышленность — 0,3 млрд руб.

Кроме того, с 1991 по 2002 г. в отрасли АПК было инвестировано из-за рубежа около 7 млрд долл. Из них менее 1 % направлено в сельское хозяйство, около 90 % в пищевую и перерабатывающую промышленность.

В России на развитие АПК выделяется гораздо меньше средств, чем в развитых странах. Так, в Швеции в среднем за год на 1 га сельскохозяйственных угодий приходится 800 долл. капитальных вложений, в Финляндии—1600, в Норвегии — 3000, в США — 340, в России — менее 10 долл.

С развитием рыночных отношений меняются источники и способы финансирования капитальных вложений. В настоящее время инвестиции финансируются за счет:

3. Проблемы привлечения инвестиций в сельское хозяйство

Агропромышленный комплекс страны по-прежнему испытывает острую нехватку инвестиционных ресурсов для поддержания плодородия почвы, восстановления и приобретения основных средств, внедрения новых технологий, улучшения производственной и социальной инфраструктуры села, обеспечения продовольственной безопасности.

Привлечение инвестиций в АПК тормозится следующими обстоятельствами:

В силу названных причин инвестиционная привлекательность агропромышленного производства остается низкой; ее повышение — важная государственная задача.

На этапе реформирования аграрной экономики инвестиционная политика государства должна исходить из следующих принципов: снижение процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики; упрощение и структурная перестройка налоговой системы, совершенствование амортизационной политики; формирование организационно-правовых предпосылок для снижения инвестиционных рисков в АПК с целью стимулирования прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов; использование бюджетных инвестиционных ресурсов исключительно на конкурсной основе.
22 декабря 2006 года Государственной думой принят Федеральный закон РФ «О развитии сельского хозяйства». В статье 5 «Государственная аграрная политика среди прочих направлений обозначено:

«5) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;…»

Для реализации государственной аграрной политики могут применяться следующие меры:

1) предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3) осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд;

4) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

5) информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;

6) антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

7) участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики;

8) проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций;

9) другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства
Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

3) развитие племенного животноводства;

4) развитие элитного семеноводства;

5) обеспечение производства продукции животноводства;

6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;

10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

Выполнение этих мер несомненно повысит инвестиционную привлекательность сельского хозяйства.

В рамках этого закона была приняты Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. В 2008 году в сельском хозяйстве страны был достигнут наиболее высокий за все последние годы рост производства продукции - 110,8 процента. В первом полугодии 2009 года в целом сохранилась положительная динамика развития отрасли. Рост производства продукции сельского хозяйства по сравнению с соответствующим периодом 2008 года составил 0,9 процента, реализуются мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий, хотя в связи с оптимизацией расходов федерального бюджета ассигнования на эти цели сокращены. Однако производство мяса крупного рогатого скота уменьшилось на 3 процента, молока - на 0,5 процента.

В настоящее время экономическая ситуация в отрасли остается сложной. Снижается рентабельность сельскохозяйственного производства, возрастает закредитованность хозяйств. Среди основных причин такого положения - неблагоприятное соотношение цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленную продукцию, поставляемую отрасли, ухудшение условий предоставления кредитов банками, высокие объемы импорта продовольствия.

Нужны дополнительные и более действенные меры для выведения сельского хозяйства на достойный уровень.

Задача №4


Рассчитать показатели эффективности производства овощей закрытого грунта (на примере томатов):

  1. урожайность, ц/га

  2. себестоимость 1 ц продукции, руб.

  3. выход продукции с 1 м2 теплицы, ц

  4. затраты труда на производство 1 ц продукции, чел.-ч

  5. затраты труда на 1 га посева, чел.-ч

  6. прибыль от реализации продукции, руб.

  7. прибыль на 1 м2 теплицы, руб.

  8. рентабельность продаж, %

  9. рентабельность затрат, %

Исходные данные:

Площадь посева 16 га

Площадь теплицы 13200 м2

Валовой сбор овощей 2900 ц

Затраты на производство овощей 10324 тыс.руб.

Прямые затраты труда на производство овощей 16 тыс. чел.-ч

Средняя цена реализации 1 ц продукции 4000 руб.

Решение:

  1. Урожайность = Валовой сбор овощей / Площадь посева = 2900 ц/16 га = 181,25 ц/га

  2. Себестоимость 1 ц продукции = Затраты на производство овощей / Валовой сбор овощей = 10324000 руб./2900 ц = 3560 руб.

  3. Выход продукции с 1 м2 теплицы = Валовой сбор овощей / Площадь теплицы = 2900 ц/13200 м2 = 0,22 ц

  4. Затраты труда на производство 1 ц продукции = Прямые затраты труда на производство овощей / Валовой сбор овощей = 16000чел.-ч/2900ц = 5,5 чел.-ч

  5. Затраты труда на 1 га посева = Прямые затраты труда на производство овощей / Площадь посева = 16000 чел.=ч/16 га = 1000 чел.-ч

  6. Прибыль от реализации продукции = Средняя цена реализации 1 ц продукции * Валовой сбор овощей - Затраты на производство овощей = 4000 руб.*2900 ц – 10324000 руб. = 1276000 руб.

  7. Прибыль на 1 м2 теплицы = Прибыль от реализации продукции / Площадь теплицы = 1276000 руб. / 13200 м2 = 96,7 руб.

  8. Рентабельность продаж = Прибыль от реализации продукции / Денежная выручка * 100% = 1276000/11600000 * 100% = 11 %

Денежная выручка = Средняя цена реализации 1 ц продукции * Валовой сбор овощей = 4000 руб.*2900 ц = 11600000 руб.

  1. Рентабельность затрат = Прибыль от реализации / себестоимость реальной продукции = 1276000 руб. / 10324000 руб. * 100% = 12,4 %



Список литературы


  1. Экономика отраслей АПК/И. А. Минаков, Н. И. Куликов, О.В.Соколов [и др.] / Под ред. И. А. Минакова. — М.: Колос, 2004. — 464 с.

  2. Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник / под.ред. П.В. Лещиловского, В.С. Тонковича, А.В. Мозоля. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2007. – 574с.




  1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы

  2. Федеральный закон РФ «О развитии сельского хозяйства»




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации