Контрольная работа - Основные этапы развития методической деятельности - файл n1.docx

Контрольная работа - Основные этапы развития методической деятельности
скачать (157.7 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx158kb.05.06.2012 09:23скачать

n1.docx

Содержание



Содержание 1

Введение 1

1.Основные этапы развития методического обеспечения культурно-досуговой деятельности. 3

1.11917 – 1941 годы. 4

1.2Годы Великой Отечественной Войны (1941 – 1945г.) 10

1.31945 – 1979 годы 14

2.Становление и развитие методической службы Государственного Российского Дома народного творчества 19

3.Пример разработки методического пособия для театра Петрушки 1928г. «Поленовский дом» 25

Заключение 29

Список используемых источников 31



Введение


Для обозначения особого вида руководства культурно-просветительной работой, именуемого методическим, в разное время применялись различные термины, такие, как «организационно-методическая работа», «методическая помощь», «обобщение и внедрение передового опыта». При этом речь идет не просто о вытеснении одного термина другим, отражающим одно и то же содержание, а об определенных последовательных шагах в выявлении новых граней рассматриваемого явления, обогащении его функций, углублении понимания его сущности, границ и роли в общем процессе руководства культурно-просветительной деятельностью на разных уровнях.

Теория методического руководства, как и всякая другая теория, не есть нечто абсолютное и неизменное. Это система знаний, завершенная лишь частично, отражающая глубину проникновения в сущность изучаемого явления в конкретный исторический момент. Она меняется за счет включения в нее новых фактов объективной действительности и их осмысления. Система методического обеспечения формировалась постепенно. Период ее становления и развития охватывает довольно значительный исторический период.

Культурно-досуговая деятельность в нашем обществе является автономным образованием, в тоже время она тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической. В историческом и современном аспектах отчётливо просматриваются различия между организацией досуга в специализированном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в неорганизованном пространстве.

Освоение истории культурно-досуговой деятельности как неотъемлемой части культуры общества – имеет огромное воспитательное значение. Оно формирует в человеке гражданские качества, пробуждает чувство уважения к культурным традициям своего народа, содействует развитию исторической памяти. В этом я вижу актуальность выбранной мной темы.

В данной работе мы рассмотрели основные этапы развития методического обеспечения культурно-досуговой деятельности, а также становление и развитие методической службы на примере Государственного Российского Дома народного творчества , пример разработки методического пособия для театра Петрушки от 1928года.


  1. Основные этапы развития методического обеспечения культурно-досуговой деятельности.



Первые признаки методической деятельности в России в области культуры начали появляться в начале нынешнего века. Это были народные дома, где работали самодеятельные кружки, проводились концерты, читались лекции. Народный дом, как правило, располагал зрительным залом, библиотекой-читальней, чайной, имел набор народных инструментов. Большой интерес вызывало театральное искусство. В народных домах создавались и работали народные театры. Сподвижниками развития самодеятельных театров выступали видные общественные деятели, работники культуры и искусства. Среди них: В. Поленов, К. Станиславский, Л. Толстой, Н. Бунаков, Н. Бурмакин и другие. Их усилиями не только создавались народные театры, но и вырабатывались основы определенной системы оказания им постоянной методической и организационной помощи.

Накануне революции 1917 г. массовые развлечения в городах России носили во многом уже современный характер как по содержанию, так и формам организации. Ряд особенностей художественно-эстетических процессов и массового спроса на зрелища свидетельствовал о том, что страна переживала этап становления индустриальной культуры.
    1. 1917 – 1941 годы.


Первое десятилетие было отмечено значительной активностью самого населения в области культуры, в т.ч. и культурно-досуговой деятельности. Повсеместно в городе и деревне создавались клубы, избы-читальни, народные дома и библиотеки; коллективные органы управления этими учреждениями - советы, правления - избирались на общих собраниях их посетителей.

Однако партийные и государственные органы планомерно сдерживали эту инициативу. Созданный в 1918 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР, а при нем Внешкольный отдел во главе с Н.К. Крупской, преобразованный в 1920 г. в Главный политико-просветительный комитет республики, стремились с самого начала централизовать работу учреждений культуры. Рекомендовалось формировать советы и правления клубов по классовому принципу, вводить в их состав в обязательном порядке представителей партийных и комсомольских ячеек для проведения руководящей линии Коммунистической партии.

Наиболее распространенной формой политического просвещения трудящихся с первых месяцев Советской власти стали массовые митинги и собрания. Проведение митингов было первой характеристикой работы местных структур, задействованных в агитации и пропаганде. К сожалению, существующие источники не всегда позволяют воссоздать целостную картину проводимых акций.

Тематика митингов отражала основные этапы борьбы большевистской партии за упрочение советской власти. Чтобы привлечь большее число участников, сделать митинги более разнообразными и интересными, уже с 1918 г. начинают практиковаться митинги-концерты. На них выступают не только ораторы, но и артисты, разыгрываются сценки, поэты. Их, однако, использовали в основном к праздничным событиям, будничной повседневности они не касались. Митинги заканчивались пением Интернационала, других революционных песен, сюжеты и мотивы которых стали неиссякаемым источников для народной поэзии первых лет советской власти. Идеи и образы митинговых речей приобретали реальные очертания в музыкальных образах и в наглядной агитации, которая сопровождала митинги.

Быт, досуг, а также оздоровительная и культурно-досуговая сфера экономики советского периода развивались при отсутствии полноценного рынка. Государственно-партийные органы регулировали финансирование и организацию культурных учреждений, процессы в искусстве и досуговой практике населения, внедряли новые формы отдыха, отслеживая их массовую эффективность1.

В 1915 году по проекту В.Д. Поленова, на средства самого художника, а также С.Т. Морозова и ряда мастеров Московского Малого и Художественного театров было построено специальное здание, получившее название "Поленовский Дом". В нем создаются рабочий театр, музей портативных декораций, трансформирующихся сценических костюмов и других средств оформления для фабрично-заводских и деревенских театров, прокатный склад . Поленовский Дом активно работает с художественной самодеятельностью на селе. С этой целью создаются музыкальный, литературный, художественно-технический отделы, отдел школьного театра.

Развитие самодеятельности потребовало в короткие сроки разработать как общие принципы методики, так и конкретные формы, методы культурно- досуговой деятельности населения, создать условия для творческого самовыражения .

В этот период появляются ростки, элементы методической деятельности. Наиболее существенные из них:

- в уездных центрах создаются центральные клубы, в задачу которых входит не только организация работы с населением, но и осуществление "единого" руководства работой удаленных от центра более мелких клубов-ячеек; центральный клуб как бы "группирует" около себя городские, волостные клубы-ячейки;

- в волостях создаются культурные центры, которые работают как учреждения культуры и одновременно в их обязанности входит помощь в организации работы учреждениям культуры своей территории;

- создаются показательные клубные учреждения для распространения

передового опыта работы;

- для координации работы учреждений культуры на предприятиях создаются общественные культкомиссии, комитеты.

С 1918-1919 гг. развивается сеть изб-читален в деревне. В дореволюционный период на территории России было около 300 народных домов. На 1 ноября 1920 г. в РСФСР их имелось 5 тыс., а клубов во всей стране насчитывалось 4597. В июле 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.

Специфическими условиями и потребностями гражданской войны были порождены передвижные типы учреждений культуры, такие как агитпоезда, агитпароходы, агитпункты на железнодорожных станциях.

К концу 1917 г. в РСФСР имелось более 16 тыс. культпросветучреждений различного типа, в 1919 г. их стало более 90 тыс., а в 1920 г. - около 95 тыс.

Период становления культурно-досуговой работы в двадцатых годах характеризуется осознанием и разработкой основ методики, отработкой форм и методов работы. Опираясь на практику, путем проб и ошибок методическая работа обретала и накапливала опыт. Это создавало предпосылки последующего формирования в культурно-досуговой работе устойчивых, целевых методических структур.

В последующий период до 1926 года учреждения культуры испытывали большие финансовые трудности. В условиях строгого режима экономии учреждения культуры были сняты с государственного бюджета и переведены на местное финансирование. Это привело к массовому сокращению числа учреждений культуры в стране: в 1922 году их число в большинстве губерний сократилось приблизительно до одной трети. В сотни раз сократилось число работников культуры. Однако уже в 1924 году удалось восстановить и даже увеличить число клубных учреждений. Были поставлены новые задачи в области методического обеспечения. Признавалось целесообразным создавать и подбирать в "центре" необходимую справочную и репертуарную литературу для учреждений культуры. Клубные учреждения, избы-читальни должны стать своего рода лабораториями, где апробировалась бы пригодность издаваемой методической литературы. Начали издаваться специальные репертуарные сборники, инсценировки для самодеятельных коллективов. Народные дома, клубы, избы-читальни превращались в опорные пункты массовой культурной деятельности, в своеобразные низовые методические органы. Начинает развиваться культурное шефство города над деревней.

Данный период характерен повсеместным усилением методической работы. Учреждения культуры уже накопили достаточно широкий арсенал форм, средств и методов работы. Появилась необходимость в распространении лучших достижений в этой области, в направленной методической деятельности.

На этой базе методическая деятельность начинает обретать черты определенной системы. В городе появляются дворцы и дома культуры, на селе - совхозные и колхозные клубы. Это был новый, более высокий тип учреждений культуры. Они являлись своего рода методическими центрами своих территорий. В их работе появляются новые методы, методическая деятельность поднимается на новый качественный уровень, переходя от разрозненной деятельности к единому методическому руководству культурно-досуговой деятельностью.

Клубы устраивали походы в музеи, библиотеки, театры, экскурсии на предприятия, загородные прогулки. В быт крестьян начали входить новые праздники – «первой борозды», «урожая» и др. Стали появляться изостудии, музыкальные коллективы, симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Артисты с именем брали шефство над самодеятельными кружками.
С 1932 года в стране стали регулярно проводиться олимпиады и смотры народного творчества. Средства на строительство КДУ помимо государства стали выделять предприятия, колхозы и совхозы. В городах росло количество Домов и Дворцов культуры, киноустановок и библиотек, сельские избы-читальни реорганизовывались в клубы и брались на содержание колхозов и совхозов.

В 30-е года расширились книгоиздательство, распространение радио. Вошли в жизнь передвижные библиотеки, кино- и радиопередвижки, выставки, агитповозки, агитмашины для обслуживания отдаленных и сельскохозяйственных районов страны. Был открыт Московский библиотечный институт, библиотечные отделения в педучилищах, курсы клубных работников. В Наркомпросах возникли управления и отделы, отвечающие за отдельные направления культурно досуговой деятельностью.

В фундаментальном ретроспективном научно-вспомогательном библиографическом указателе литературы по вопросам культурно-просветительной работы в РСФСР за период 1917-1932 годы выявлено более 4 тысяч названий источников.

И хотя доля теоретико-методологических исследований в этом числе была незначительной, все же обстоятельная работа по формированию нового облика клубной жизни, ее методическому оснащению и политической организации способствовала становлению нашей теории.

На рубеже 1930-х годов с появлением новых типов культпросветучреждений, прежде всего дворцов и домов культуры, складывается централизованная система клубной работы. Интенсивно идет обогащение методического арсенала советских клубов. Получает широкий размах массовая художественная самодеятельность. Все это, в свою очередь, способствует как дальнейшему углублению клубной теории, так и совершенствованию клубного образования2.

Существенную роль в улучшении работы досуговых учреждений играла радиофикация. С 1928 по 1940 гг. сеть радио расширилась с 92 до 7 тыс. единиц; в 1931 г. вышел на экраны первый звуковой фильм «Путевка в жизнь». Увеличился выпуск музыкальных инструментов, а также специальной литературы: партитур, переложений для художественной самодеятельности.

Первый театр рабочей молодежи возник в Ленинграде в 1925 г., в 1930 г. их количество достигло 70. Прочное место в репертуаре театров занимают пьесы русской классической литературы, популярны инсценировки.

В 30-40 гг. расширяются жанры художественной самодеятельности. Наряду с драматическими, хоровыми и музыкальными коллективами возникают изостудии и танцевальные коллективы.

К 1930-м годам на первый план выдвинулись задачи, состоявшие

во-первых, в «углублении работы, необходимости согласования ее с общими задачами и устремлениями революционной борьбы, органическое сращивание ее с последней». А во-вторых, в «последовательном проведении того революционного централизма, который обеспечил успех социальной революции и который ограждает ее от опасностей, ошибок и вредных увлечений»3.

Начали создаваться первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Происходит также количественный рост художественной самодеятельности. В 1930 г. в самодеятельных коллективах было 600 тыс. участников, а в 1936 г. их число достигло 3 млн.

Наряду с этим стала заметна тенденция к уменьшению форм досугового времяпрепровождения, характерных для быта российского населения в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.

Таким образом, 1917-1941 гг. в истории культурно-досуговой деятельности являются сложными и противоречивыми; была создана новая государственная система культурно-досуговых учреждений, система руководства ими в центре и на местах. Были выработаны основные направления работы, формы и методы просвещения, воспитания и досуга.

    1. Годы Великой Отечественной Войны (1941 – 1945г.)


С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, уменьшилась их сеть. Уже во второй половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.

Перестройка жизни страны на военный лад под лозунгом "Все для фронта? Все для победы!" коснулась и учреждений культуры. Деятельность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Родины и решению насущных народнохозяйственных задач военного времени.

Работа культурно-досуговых учреждений осуществлялась в соответствии с требованиями военного времени, которые были конкретизированы в приказе Наркомпроса РСФСР: "О работе политико-просветительных учреждений в военное время».

Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема советского патриотизма стала ведущей в их деятельности.

Основной формой работы с населением стали беседы, читки газет, небольшие концерты (в госпиталях, в цехах между сменами), встречи с фронтовиками. Работали разнообразные передвижные учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, агитпоезда, агитпункты, передвижные библиотеки (использовался опыт работы в период гражданской войны).

Для разъяснительной работы широко использовались сводки Совинформбюро. Культработники шли с беседами и разъяснительной работой в поля, цеха, на фермы. Любовью пользовались писатели-фронтовики (Тихонов, Симонов, Шолохов). Клубные работники организовывали работникам тыла встречи с фронтовиками.

Широко использовалась наглядная агитация: карты и плакаты с ходом военных действий, «листовки-молнии» и «боевые листки» об успехах на фронте и трудовых достижениях в тылу. Работники культуры писали письма домой за малограмотных и наводили справки о судьбе родных. Музейные работники организовывали передвижные выставки и проводили лекции, их задачей стало спасение культурных ценностей, даже ценой собственной жизни. Шла огромная работа по эвакуации памятников культуры и искусства.

В госпиталях, помимо концертной работы, работники культуры читали раненым книги и газеты, писали за них письма, проводили беседы, обзоры литературы. Сельские клубы вели работу по сбору теплых вещей для солдат, устраивали вечера, на которых женщины пряли шерсть, вязали носки и варежки.

Неизменным средством организации отдыха тружеников тыла и солдат стала художественная самодеятельность – были созданы «фронтовые бригады», мобильные группы, способные выступать в условиях фронта и тыла. В их репертуаре преобладала патриотическая тема. Самыми распространенными видами художественной самодеятельности были агитбригады, концертные бригады. Программы составлялись из произведений малых форм - сценок, одноактных пьес, стихов, песен, частушек. Фронтовые бригады формировались из артистов театров (Вера Пашенная, Виктор Качалов) и эстрадных исполнителей (Клавдия Шульженко, Леонид Утесов). Развивалась самодеятельность и в партизанских отрядах. В 1943 – 44 годах был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности (участвовало около 500 тысяч человек). А в 1945 был уже второй Смотр (900 тысяч человек). В репертуаре сельских исполнителей были любимые песни («Катюша», «Землянка») и частушки.

В начале Отечественной войны на фронте были созданы фронтовые и армейские дома Красной Армии, которые находились при политуправлениях фронтов и политотделах армий. При политотделах дивизий имелись дивизионные клубы, в частях отдельных родов войск - клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки, полевые агитземлянки. Руководили воинскими клубами, как правило, политработники, а иногда и командиры частей. Для работы во фронтовых и армейских учреждениях культуры направлялись призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов и ученые-обществоведы. На Волховском фронте, например, в домах культуры Армии служили: полковник Чагин - профессор, доктор философских наук, капитан Базанов - кандидат исторических наук, поэт Всеволод Рождественский и др 4.

О том, насколько за годы войны изменилась сеть учреждений культуры, можно судить по следующим цифрам. С 1941 по 1945 год количество Дворцов, Домов культуры, клубов сократилось с 1 мил. 18 тыс. до 9 тыс. 500; массовых библиотек - с 95.401 до 47.440; книжный фонд - с 185 мил. экз. книг до 109; музеев - с 991 до 787; киноустановок - с 28 тыс. до 14,5 тысячи. Но по мере освобождения территорий от немецкой оккупации в стране развертывалась работа по восстановлению объектов культуры, причем она часто осуществлялась по инициативе самого населения.

В ноябре 1944 г. СНК РСФСР принял постановление "О мерах по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов культуры". Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском Совете клуб, в каждом районном центре - Дом культуры. Постановлением СНК в феврале 1945 г. был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР. Такие же комитеты создавались в союзных республиках. В автономных республиках были образованы управления по делам культурно-просветительных учреждений, а на местах - отделы культпросветработы при исполкомах местных Советов. Все это улучшало государственное руководство системой культурно-досуговых учреждений. Одной из главных задач государственных органов оставалось обеспечение хода работ по восстановлению учреждений культуры. Предстояло также расширить сеть средних и высших учебных заведений, готовящих кадры для клубов, библиотек, музеев и других учреждений культуры.

Годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-досуговых учреждений. Учреждения культуры выдержали испытания войной, они стали дополнительным оружием в борьбе за победу. Война потребовала от работников культуры большой оперативности, гибкости в работе, использования новых форм и методов работы с людьми. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность - вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, накопленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отечественной войны, имеет непреходящее значение.
    1. 1945 – 1979 годы


В организационном плане важным для развития отраслевой науки

явилось формирование системы методических и научно-методических учреждений. В этот период были созданы Комитеты по делам культурно-просветительных учреждений (1945), специальные государственные органы руководства культпросветработой, что означало институциональные выделение отрасли из системы народного образования. Формируется система специальных учебных заведений для сферы культуры: были открыты культурно-просветительные школы (1946), в которых ведущим профилирующим предметом становится учебный курс «Культурно-просветительная работа»; созданы факультеты культпросветработы библиотечных институтов и профсоюзных вузов. Факультеты стали главными центрами научной разработки содержания, организации и методики деятельности советских клубов. В 1949 году в двух функционировавших в России библиотечных институтах были созданы факультеты культурно-просветительной работы5.

В период 1946 - 1970 гг. возросли временные затраты людей на осуществление культурно-досуговой деятельности. Происходило расширение ее общественно организованных форм. В структуре досуга повысилась доля занятий интеллектуального содержания. По сравнению с предшествующими десятилетиями больше времени стало уделяться людьми чтению газет, журналов, художественной литературы, прослушиванию радио, просмотру телепередач, посещению кино, театров, концертных и выставочных залов, и это было особенностью, свойственной всем категориям населения. Новым явлением было повышение интереса людей к разного рода любительским занятиям. Эта тенденция обнаружила себя с середины 50-х гг. и в дальнейшем постепенно набирала темпы.

В структуре досуга людей большее место стали занимать занятия, имеющие целью самообразование, чему в значительной степени способствовало появление в сфере досуга различных образовательных учреждений: университетов культуры научно-педагогических, технических, сельскохозяйственных знаний. Увеличилось число людей, занимающихся в свободное время общественной деятельностью.

На территории страны сложилась единая информационная социокультурная и рекреационная инфраструктура. В крупных, средних, малых городах действовала сеть культурного обслуживания с театрами, кинотеатрами, концертными залами, музеями, клубами. Хуже дело обстояло с культурным обслуживанием жителей села. Лишь в крупные села выезжали профессиональные или самодеятельные художественно-творческие коллективы6.

С развитием сети учреждений культуры остро встал вопрос о подготовке кадров. В 1949 гг. в двух функционирующих в России библиотечных институтах были созданы факультеты культурно-просветительной работы, а с 1959 г. институты начали вести подготовку специалистов по художественным специализациям. В 1964 г. библиотечные институты были переименованы в институты культуры. К 1971 г. их общее число в России составляло 8. Развивалась система среднего специального образования в сфере досуга. Функционирующие в стране в послевоенное время культпросветшколы с конца 50-х гг. постепенно стали заменяться культурно-просветительными училищами. Примерно в это же время подготовка специалистов для сферы досуга стала проводиться не только в специализированных учебных заведениях, но и на базе некоторых средних общеобразовательных школ и вузов страны, не связанных впрямую с культурой.

В конце 1960-х годов началось изучение досуга и отдыха с более широких теоретических позиций. В этот период сформировались крупные специалисты по досугу — социологи, философы, психологи (А. В. Баранов, Л. А. Гордон, Э. П. Клопов, Е. А. Котляров, Г. П. Орлов, В. Д. Патрушев и др.). Изучая достижения зарубежных исследователей, советские ученые могли трактовать данную проблематику преимущественно с теоретических позиций советского марксизма. Но и с этих позиций многие исследователи немало сделали в прояснении характера, функционального значения, мотивации и содержания досуга, в создании методик учета доли досуга в рамках разных бюджетов времени у населения Советского Союза7.

В период 1945-1970 гг. значительно расширили свою деятельность по организации досуга населения и другие массовые учреждения культуры: библиотеки, музеи, парки культуры и отдыха, кинотеатры. Проведение тематических вечеров, устных журналов становилось все более частым явлением в практике работников этих учреждений. При них стали возникать любительские объединения. Они чаще включались в проведение массовых праздников.

Развивалась работа по месту жительства, наибольшее значение ей придавалось в городах. При домоуправлениях действовали красные уголки, в которых можно было услышать лекцию, посмотреть концерт художественной самодеятельности. Особую актуальность работа по месту жительства приобрела в связи с развитием с середины 50-х гг. массового жилищного строительства. В новых условиях в целях расширения возможностей людей для осуществления досуговых занятий домоуправления выделяли помещения под различные культурные мероприятия, занятия спортом, общественные библиотеки и т.п. Использовались площадки близ домов для проведения всевозможных зрелищных мероприятий. Уделялось внимание работе с детьми. Во дворах жилых домов создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности, детские "комнаты". Организацию культурной работы брали на себя женсоветы домоуправлений или домовые комитеты при содействии культурно-досуговых учреждений: Дворцов и Домов культуры, библиотек, кинотеатров и др.

В рассматриваемые годы продолжала развиваться сеть культурно-досуговых учреждений. Происходило формирование комплексной системы объектов культуры в районных (сельскохозяйственных) центрах: наряду с районными Домами культуры создавались детские музыкальные школы и школы искусств, народные театры, народные музеи, парки культуры ,и отдыха, художественно-оформительские мастерские т.д. Расширялась сеть передвижных культурно-досуговых учреждений для обслуживания мелких населенных пунктов: автоклубов, плавучих культбаз, кинопередвижек, автобиблиотек, агиткультбригад.

Происходила структурная перестройка сети культурно-досуговых учреждений. Начавшийся во второй половине 60-х гг. процесс преобразования сельских клубов, расположенных на центральных усадьбах сельскохозяйственных объединений, на территориях сельсоветов в Дома культуры в основном завершился. Дом культуры стал основным типом сельского клубного учреждения.

С 1975 г. в селах и городах стали возникать культурные комплексы (КК), объединявшие в своем составе на добровольной основе культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные, а иногда и бытовые учреждения. Они именовались сельскими или городскими, социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами. Главный смысл подобных объединений заключался в появлении возможности для кооперирования сил и средств учреждений и организаций, осуществляющих в пределах единой территории культурную работу, исключения дублирования в проведении культурных акций, установлении более тесных контактов между работниками досуговой сферы.

Почти одновременно с созданием культурных комплексов происходила централизация библиотек. В масштабе района или группы районов, области, края, на базе городских, районных и центральных библиотек создавались централизованные библиотечные системы с единым книжным фондом, справочно-библиографическим аппаратом, единым штатом работников. С 1974 г. начался процесс централизации музеев, выразившейся в создании музейных объединений.

Структурные изменения в системе культурно-досуговых учреждений в определенной мере способствовали оживлению культурно-досуговой деятельности: увеличился объем проводимых мероприятий, расширилась кружковая работа, возросло число любительских объединений.

В 1979 году созданы Всесоюзный, республиканские, областные научно-методические центры. Все элементы системы методического руководства органически взаимосвязаны между собой и находятся в определенном соподчинении. Их объединяют единые цели, которые достигаются последовательной реализацией целевых задач развития культуры наиболее эффективными методами и формами культурно-досуговой деятельности. Каждый элемент системы на своем уровне решает вопросы повышения качества и результативности методического обеспечения работы, проводимой в учреждениях культуры в соответствующем регионе. На основе научных исследований, передового опыта работы методические центры разрабатывают методические материалы в помощь практикам и тем самым обеспечивают внедрение новейших эффективных форм работы. Одной из главных задач методических центров является подготовка и проведение смотров, конкурсов, фестивалей самодеятельного творчества, проведение семинаров, научно-методических и научно-практических конференций, творческих лабораторий, школ передового опыта и т.д.
  1. Становление и развитие методической службы Государственного Российского Дома народного творчества



Поленовский Дом – первое в мире учреждение, осуществлявшего помощь деревенским и фабричным театрам. Его предтечей была созданная в 1909 году «Комиссия содействия устройству деревенских театров» при «Союзе сценических деятелей», куда на режиссерский съезд явились ходоки из крестьянского театра с. Бурмакино Ярославской губернии во главе со своим руководителем Н.В. Скородумовым. Комиссия выросла позднее в «Секцию содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров» при Московском обществе народных университетов. Это было знамением времени, подлинным демократическим движением русской творческой интеллигенции, вдохновленной идеей просвещения искусством. Вокруг академика живописи В.Д.Поленова объединились актеры, режиссеры, художники. Они помогали любителям в поиске и адаптации репертуара, в изготовлении декораций и костюмов. На средства В.Д.Поленова и при поддержке мецената С.И.Мамонтова для этой работы был сооружен необычный особняк, торжественно открытый в 1915 году, где и развернулось, по выражению Поленова, «театральное дело на всю Россию». В Доме на Медынке, построенному по его собственному оригинальному проекту, располагались зрительный зал на 300 мест, библиотека, кабинеты для репетиций, мастерские, прокатный склад портативных декораций.

Деятельность Поленовского Дома не прерывалась в самые трудные дни революционного лихолетья и гражданской войны. Театры – и любительские, и профессиональные - подчинили Наркомпросу; затем в январе 1921 года Подотдел рабоче-крестьянского театра ТЕО Наркомпроса был преобразован в Дом театрального просвещения им. В.Д.Поленова. В Доме организуются новые отделы: литературный, музыкальный, школьного театра, художественно-технический. Начинает выходить журнал «Деревенский театр». С 1925 года основным направлением становится развитие сельской художественной самодеятельности.

О новом статусе работы по развитию массовой художественной самодеятельности, осуществляемой теперь в русле партийно-государственной идеологии, говорит широкое обсуждение этих проблем. Только в 1929 году состоялись четыре Всероссийские конференции, где широко освещались задачи и текущая работа Поленовского Дома. Опубликованные материалы этих конференций дают представление о превалировавших тогда формах работы. От своих предшественников советские сотрудники Дома восприняли тяготение к конкретности и наглядности методической деятельности, которая зачастую сводилась к постановке показательных спектаклей и программ и носила чисто инструктивный характер. «Система живого и наглядного инструктажа – это живая азбука организационно-художественных знаний….Эта система легла в основу работы всех курсовых начинаний Дома и всех его инструктивных передвижных аппаратов. Художественный инструктивный театр – это наиболее полное выражение системы живого и наглядного инструктажа»,- подчеркивал в одном из своих докладов тогдашний заведующий Поленовским Домом Игнатов.

В июле 1929 года на первой Всероссийской конференции по деревенской политпросветработе ставится вопрос о переименовании Поленовского Дома в Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне им.Н.К.Крупской (ЦДИСК); 19 февраля 1930 года Поленовский Дом получает новое название. В 1931 году решением коллегии Наркомпроса был одобрен проект создания краевых и областных домов искусств. Первые 19 ДИСКов стали основой вновь создаваемой методической службы народного творчества. Их организаторами были выпускники трехгодичных мастерских Центрального Дома.

30-е годы – время формирования разветвленной централизованной структуры партийно-государственного управления культурой. К середине 30-х годов складывается и система головных органов и учреждений методического руководства художественной самодеятельностью. Сферы влияния четко разграничиваются: селом ведает ЦДИСК (позднее – ВДНТ им. Н.К.Крупской), художественной самодеятельностью профсоюзов – отдел культуры ВЦСПС, армейской самодеятельностью – Центральный Дом Красной Армии им.М.В.Фрунзе, некоторые из них имели соответствующие подразделения на местах – в республиках, краях, областях, военных округах.

В 1932 году при ЦДИСКе был создан научно-исследовательский институт самодеятельного искусства с аспирантурой. С одной стороны, это свидельствует о его высоком авторитете, с другой, именно это событие обозначило собой начало кризиса, отрыва от мест, резкого сокращения посылаемых туда материалов, и соответственно, получаемых известий оттуда. Дела у только что созданных местных ДИСКов шли нелегко: к этому моменту их осталось всего три – Саратовский, Западно-Сибирский и Крымский. А как нужна была тогда их работа! Культработники строек первых пятилеток, студенческих клубов и поднимающихся колхозов атаковали письмами: «Пришлите мобилизующий материал! Даешь пьесы, песни и частушки, призывающие к патриотическим поступкам!».

В 1936 году ЦДИСК был преобразован во Всесоюзный Дом народного творчества им.Н.К.Крупской Комитета по делам искусств при Наркомпросе СССР, и в этом качестве он просуществовал до 1958 года, осуществляя методическое руководство художественной самодеятельностью всего Советского Союза. А в 1958 ВДНТ был переменован в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.

По итогам I Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся, посвященного 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции, в 1978 году вышло в свет постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества», которое среди прочих нововведений наметило объединение ДНТ с методкабинетами и создание на этой основе научно-методических центров народного творчества и культурно-просветительной работы с возложением на них методического руководства вне зависимости от ведомственной принадлежности. Это означало, что в компетенцию вновь создаваемых НМЦ – государственных учреждений - включался контроль за содержанием деятельности учреждений культуры профсоюзов и профтехобразования. На практике все было не так просто: у профсоюзов к тому времени была сложившаяся методическая служба – система домов самодеятельного творчества, с которой у ДНТ и на местах и в центре складывались непростые отношения.

Так в 1979 году Центральный Дом народного творчества им.Н.К.Крупской превратился во Всероссийский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы им.Н.К.Крупской (ВНМЦ НТ и КПР им.Н.К.Крупской). Одновременно пошла реорганизация на местах. Получив также новое здание в Сверчковом переулке, Дом расширяет свою выставочную деятельность. В фойе второго этажа организуются небольшие камерные, но очень современные по своему наполнению экспозиции.

80-е годы стали временем оживления международных контактов ВНМЦ. Работая на основе договоров о сотрудничестве с коллегами из стран социализма, смогли обмениваться рабочими визитами, знакомиться с опытом друг друга. Агитбригадчики пытались освоить приемы политических кабаре в ГДР; проводили даже совместные семинары.

Постепенно начала приоткрываться дверь в «мир капитализма»; один за другим выезжали коллективы на фестивали фольклора, проводившиеся за границей «социалистического лагеря». Как правило, все коллективы, выезжавшие из страны, будучи проездом в Москве, выступали в Министерстве культуры РСФСР, где их смотрели особенно придирчиво.

Предперестроечные годы ознаменовались вступлением ВНМЦ в Международную организацию по народному творчеству при ЮНЕСКО (IOV), где директор Центра Э.С.Кунина вскоре была избрана заместителем Генерального секретаря. Начались обмены делегациями организаторов фестивалей фольклора. В сентябре 1986 года по планам IOV в Новгороде прошел Международный симпозиум по народному танцу. Специалисты ВНМЦ совместно с новгородскими коллегами его готовили и проводили. В концертной программе наряду с танцорами из России выступили коллективы Грузии и Литвы.

Нарождавшаяся конкурсная практика, постоянно расширяясь, вводила в сферу интересов и влияния ДНТ все новые и новые жанры, отдельные национальные культуры и жанровые разновидности, которым раньше не уделялось достойного места в глобальных фестивальных программах, делавших упор главным образом на массовые виды коллективного творчества. Так появились всероссийские конкурсы солистов-вокалистов, исполнителей народной и эстрадной песни, Всероссийский конкурс «Поющее мужское братство», всероссийские фестивали театров, где играют дети – драматических «Калужские театральные каникулы» и музыкальных «Синяя птица», Всероссийский конкурс ансамблей русского танца на приз Т.А.Устиновой, Всероссийский конкурс детских хореографических коллективов «Здравствуй, мир!», Всероссийский конкурс коллективов классического танца «Душой исполненный полет», всероссийские фестивали искусств народов и детей Севера «Северное сияние» и «Вслед за солнцем», конкурс базовых фольклорных коллективов ДНТ «Традиции», фестиваль «Поет село родное», всероссийские конкурсы оркестров и ансамблей народных инструментов, духовых оркестров и многие другие. Новое время, демократизация общественной жизни обусловили внимание к проблемам, которые раньше замалчивались. В сферу деятельности вошло художественное творчество социальных групп прежде мало или совсем незнакомое: ветераны, инвалиды, творческие семьи, соотечественники в ближнем зарубежье. Были проведены четыре всероссийских фестиваля творчества инвалидов; традиционными стали всероссийский фестиваль «Семья России» и фестиваль соотечественников «С Россией в сердце».

Даже неполный перечень традиционных мероприятий, становление которых пришлось на непростые 90-е годы, поражает обилием, разнообразием, массовостью. Это был один из сложнейших периодов истории методической службы народного творчества, которой предстояло доказать свою необходимость и востребованность культурой новой России.

Формальная перестройка была, была ликвидация ВНМЦ им.Н.К.Крупской и создание на его основе Государственного Российского Дома народного творчества с передачей функций по культурно-досуговой деятельности вновь организованному в то время Центру ремесел.

В 1992 году на очередном совещании директоров Д(Ц)НТ было принято решение об образовании региональных ассоциаций домов (центров) народного творчества, которые успешно действуют по сей день.

Совершенно новым направлением было создание видеофильмов. Организованную в 1992 году видеостудию ГРДНТ возглавила Т.Б.Поваркова, имевшая большой опыт работы телевизионного режиссера. Новые технологии медленно, но верно начали внедряться в информационную деятельность ДНТ, которая постепенно становилась одним из ведущих направлений работы. ГРДНТ развернул информатизацию методической службы.

В новое тысячелетие ГРДНТ вступил, находясь в поре, когда ясны приоритеты, когда сложился коллектив специалистов высокой квалификации, сплоченных общими целями и настоящим взаимопониманием.

  1. Пример разработки методического пособия для театра Петрушки 1928г. «Поленовский дом»



Целесообразность применения Петрушечного театра в художественной политпросветработе бесспорна. Этим объясняется и та значительная заинтересованность в Петрушке, которая наблюдается со стороны школы, избы-читальни, рабочих и красноармейских клубов.

Однако, до сих пор Петрушечный театр не получил не только массового, но сколько-нибудь заметного распространения.

В отдельных, очень редких случаях, проникают в уездные города, промышленные местности, в села и деревни старые профессиональные петрушечники; но своего, самодеятельного Петрушечного театра там нет и в зародыше.

В то же время, для того чтобы помочь устройству театра Петрушки на местах, казалось бы — посильная помощь сделана.

Налицо имеется несколько методических брошюр, дающих первоначальные сведения и примеры, как самостоятельно сделать Петрушечный театр, в частности — брошюры т. т. Слуцкого, Степанова, Ашенко и Полякова.

Перед Поленовским Домом стала поэтому задача— выяснить обстоятельства, мешающие возникновению на местах Петрушечного театра в самодеятельном порядке.

В результате лабораторных опытов, проделанных в этом отношении производственной мастерской Дома, одновременно учтя работу на местах деревенского передвижного Петрушечного театра, организованного Московским Губполитпросветом, и практику применения Петрушки в Красной армии в условиях лагерной жизни и во время маневр, Поленовский Дом пришел к заключению, что Петрушка не прививается на местах по следующим основным обстоятельствам:

1) На местах нет никаких навыков в оборудовании Петрушечного театра куклами и реквизитом, как нет навыков в написании Петрушечных пьес и в их постановке. Техника же Петрушечного театра, при всей кажущейся на первый взгляд назамысловатости, по существу—очень сложна и требует специального уменья.

2) Получить нужные навыки в театрально-Петрушечном деле нельзя без предварительного приобретения образцового комплекта кукол, реквизита, пьесы и подробных постановочных указаний, сделанных знающими и опытными людьми. Только имея в руках образцовый комплект, только поняв и изучив его во всех частях — как сделаны куклы, как написана пьеса, как построено действие,— можно начинать самостоятельные шаги на местах по Петрушечному театру.

Образцовый комплект в данном случае может быть наглядной азбукой и примерным показом практического овладения Петрушечным делом. Без этой азбуки-комплекта, содержащей: пьесу, предметы полного вещественного оформления пьесы и постановочные указания, — Петрушечного театра на места не продвинуть. Одной отвлеченной методики тут, очевидно, недостаточно.

На основании этих выводов, Поленовский Дом приступил к опытным работам по изготовлению в массовом порядке такого рода образцовых комплектов Петрушечного театра, при этом Дом поставил целью добиться такой стоимости комплекта, которая была бы доступна для избы-читальни, школы, красноармейского и небогатого рабочего клуба.

Начиная эту работу, Дом учел еще два очень важных обстоятельства, как-то:

а) необходимости на известный этап времени остановиться на одном составе типажа Петрушечных кукол;

б) необходимости на тот же период времени писать новые Петрушечные пьесы с расчетом только на этот типаж.

Поленовский Дом не пытается теперь же установить сроки работ на основе одного состава Петрушечных кукол и с пьесами, приспособленными лишь к этим куклам. Но для Дома одно неоспоримо ясно, что если развитие Петрушечного театра будет связано с изготовлением новых кукол для каждой новой пьесы, то Петрушечное дело с места не сдвинется, т. к. деланье кукол не может поспевать за писанием пьесы. Опыт показал, что изготовить новые куклы для пьесы неизмеримо труднее, чем написать пьесу. В типаж вырабатываемого Домом образцового комплекта входят десять следующих кукол: 1) Петрушка (он же красноармеец, деревенский парень, активист, комсомолец, избач, библиотекарь, молодой передовой рабочий и крестьянин, милиционер и т. д.); 2) кулак (он же купец, самогонщик, знахарь, приверженец старины, растратчик, совдурак); 3) капиталист (он же фермер, помещик, фабрикант); 4) меньшевик (он же деловод, пономарь, псаломщик, секретарь, счетовод, бухгалтер, шептун); 5) царский генерал (он же генерал иностранных буржуазных армий, городовой, околодочный, пристав, исправник); 6) женщина толстая (она же купчиха, спекулянтка, самогонщица, шинкарка); 7) деревенская дейушка (она же работница, комсомолка); 8) городской рабочий (он же иностранный рабочий, агроном, доктор); 9) крестьянин (он же положительный и отрицательный кооператор, артельщик, отходник, член Совета, бедняк и середняк) и 10) китаец.

Применение одной куклы к нескольким ролям достигается переменой костюма.

С установкой на этот типаж Дом издает ряд Петрушечных пьес.

Данный сборник Дом выпускает с целью постановки перед местами вопроса о возможностях практического овладения делом самостоятельного устройства Петрушечного театра, на основе указанных выше методов.

Сборник представляет собой одну из частей изготовляемого Домом примерного комплекта Петрушечного театра и содержит: советы по написанию Петрушечной пьесы, примерную Петрушечную пьесу и подробные режиссерские указания к ней.

Тут же приводятся советы и по самостоятельному изготовлению кукол. Последнее сделано больше всего как исключение, в помощь тем художественным кружкам, которые стремятся иметь у себя Петрушечный театр, но, по крайней материальной бедности, вынуждены добиваться его без наглядного культурного примера, а путем голой самодельщины.

В целом же Дом остается при приведенном выше убеждении, что широкое развитие Петрушечного дела возможно только на базе примерного комплекта, стандартного типажа кукол и приспособления всех Петрушечных пьес к этому типажу.

ПОЛЕНОВСКИЙ ДОМ8

Заключение


При написании данной работы мы узнали что второе и третье десятилетие двадцатого века в России отмечены крупнейшими событиями. Революционные события, гражданская война внесли существенные коррективы в процесс развития методики культурно-досуговой деятельности, изменили ее содержание. Первые шаги новой государственной власти были направлены на лишение имущих слоев общества богатства и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства, Третьяковская галерея, Эрмитаж и многие другие были переданы государству. Были объявлены народным достоянием и преобразованы в музеи историко-художественные ценности Троице-Сергиевой лавры и другие исторические и художественные памятники.

Методическая служба оказалась в сложной ситуации: в течение долгих лет она выступала как «транслятор» инструкций, приказов, распоряжений, директив, методик, обеспечивая обязательный характер их внедрения. Примером может служить методическое руководство для театра Петрушки 1928года.

Методисты часто привлекались к осуществлению контролирующей функции, чем дублировали обязанности инспекторской службы. Поэтому структура методической службы оказалась перед необходимостью реорганизации в соответствии с требованиями времени.

В настоящее время, на примере Государственного Российского Дома народного творчества, сложилась и успешно функционирует разноуровневая система методической деятельности. Произошли серьезные изменения в деятельности и структуре методических служб, имеющих сегодня разные цели, задачи, формы и направления деятельности.


Список используемых источников




  1. Аванесова Галина Алексеевна , Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации : Учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. — М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.

  2. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство культурно-просветительной работой: Учеб. пособ. – М., 1989.

  3. Воробьева, И. В. Социально-культурная деятельность : учеб.-метод. комплекс / И. В. Воробьева. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. – 106 с.

  4. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. — 288 с.

  5. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.

  6. Пиналов С.А., Чернявский Г.И., Виноградов А.П. История культурно-просветительной работы в СССР. К., 1983

  7. Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культурно-просветительной работы. М., 1988

  8. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с. - (Серия «Высшее образование»)

  9. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально культурной деятельности: Учебник. - М.: МГУКИ, 2007. – 360 с.

  10. У Дяди Коли Соколова, Записки старого кукольника, режим доступа http://uncl-nick.livejournal.com/160423.html




1 Аванесова Галина Алексеевна , Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации : Учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. — М.: Аспект Пресс, 2006. С.44.

2 Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально культурной деятельности: Учебник. - М.: МГУКИ, 2007. С.174.

3 Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально культурной деятельности: Учебник. - М.: МГУКИ, 2007. С.208.

4 Подобед И.М., Комский В.Г. Когда гремели бои... - М., 1983. - С. 22.

5 Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально культурной деятельности: Учебник. - М.: МГУКИ, 2007. С.217.

6 Аванесова Галина Алексеевна , Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации : Учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. — М.: Аспект Пресс, 2006. С.45.

7 Аванесова Галина Алексеевна , Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации : Учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. — М.: Аспект Пресс, 2006. С.51.

8У Дяди Коли Соколова, Записки старого кукольника, режим доступа http://uncl-nick.livejournal.com/160423.html


Содержание
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации