Курсовая работа - Особенности функционирования российской молодежи как социальной группы - файл n1.doc

Курсовая работа - Особенности функционирования российской молодежи как социальной группы
скачать (149 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc149kb.08.07.2012 21:37скачать

n1.doc



МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

(Национальный Исследовательский Институт)

Факультет №10

Кафедра социологии, психологии и социального менеджмента

Курсовая работа по дисциплине «Социальные процессы»

на тему:
Особенности функционирования российской молодежи как социальной группы

Работу выполнила

студентка группы 10-201

Овсянникова А.В.

Научный руководитель

Коломоец Е.Н.


Москва 2011
Содержание

Введение………………………………………………………….……………..3
Глава 1.Исследование молодежи как социально – демографической группы…………………………………………………………………………...5

1.1 Тенденции изменения качества молодежи в условиях современной России…………………………………………………………………………….5

1.2.Социальная интеграция молодежи…………………………………….9

1.3. Кризис идентичности и риск аномии…………………………………10

Глава 2. Актуальные проблемы взаимодействия молодежи и общества в современной России……………………………………………………………14

2.1. Проблемы профессионального самоопределения молодежи и ее расположение на рынке труда…………………………………………..……...14

2.2. Тенденции изменения ценностных предпочтений молодежи в XXI веке......................................................................................................……………23

Заключение………………………………………………………………...……27
Список использованной литературы……………………………………......29

ВВЕДЕНИЕ

Молодежь, действительно особая социальная группа со своими особенностями и потребностями. Актуальной на сегодняшний день является проблема изучения данной социально – демографической группы, ее особенностей и процессов становления, самоопределения, самосознания, самооценки молодежи.[7] В социологии существует отдельная область – социология молодежи, изучающая поведение социально-демографической группы, находящейся на переходной стадии (от детства к миру взрослых), переживающей важный этап семейной и вне семейной социализации, складывание социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса, что выражается в специфически молодежных формах поведения и сознания, в понятиях молодежной субкультуры. Активная роль молодежи в процессе социализации обусловлена тем, что она не столько копирует предполагаемые образы адаптивного поведения и взаимодействия, сколько вносит в них новое содержание под влиянием резко изменяющихся условий жизни. Участниками, агентами процесса социализации, которые способствуют передаче молодежи основных ценностей и норм и оказывают на нее влияние, являются семья, образовательная ниша, круг друзей или сверстников, массовые коммуникации, молодежные организации. От степени согласованности, дополнения или конкуренции их воздействий зависит «качество» социализации, понимаемое как соответствие приобретаемой социальной роли ожиданиям индивида и потребностями общества в преемственности поколений.[6]

В социологии молодежи основное внимание уделяется исследованию молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре. Данной проблематике посвящены исследования С.Н. Иконниковой и В.Т. Лисовского. Дифференциация исследований в рамках проблематики социологии молодежи идет в следующих направлениях: семья, социализация, субкультура, брак, социальные проблемы молодежи, наркомания, образование, социальные проблемы подростков, поколение, профессиональный выбор, мода. В рамках данной дифференциации в общественной социологии молодежи исследованиями процессов становления личности у молодежи занимался И.С. Кон.

Влияние социальных различий на выбор профессии и на социальное продвижение молодежи исследовал В.Н. Шубкин. Профессиональным самоопределением молодежи и то влиянием на систему ценностных ориентацией занимается М.Х. Титма.

В своей работе хочу разобраться в ценностях современной молодежи, проблемах духовного становления, ее профессионального самоопределения, взаимодействия с обществом и, наконец, о том, что переживает молодое поколение в современном российском обществе.

Тема является актуальной, потому что жизненные ценности сегодняшней молодёжи определяют образ нашего “завтра”

Объектом исследования является: жизненная среда и социальные проблемы молодежи.

Предмет исследования: современный социальный портрет молодежи в российском обществе.

Два очень значимых этапа в становлении молодежи как социальной группы являются получение и образования и трудоустройство молодых кадров. Именно поэтому проблемой исследования является возможность интеграции молодежи путем получения образования и трудоустройства.

Цель исследования: выявление различий российской молодежи и других социальных групп, особенностей интеграции и изучение ценностных предпочтений современной молодежи.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  1. Изучить молодёжь как особую социальную группу.

  2. Составить социальный портрет молодежи в современном обществе.

  3. Изучить влияние образования и трудоустройства на интеграцию современной молодежи и определение её жизненных ценностей.

Глава I. ИССЛЕДОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

1.1.Тенденции изменения качества молодежи в условиях современной России



За последние годы наблюдаются следующие тенден­ции в изменении качества молодого поколения:

- постепенно уменьшается молодежная популяция в связи с деформация­ми в естественном движении населения: сокращением рождаемости, увели­чением детской смертности, ростом числа абортов и патологии родов, увели­чением смертности среди экономически активного молодого поколения.

- ухудшаются медико-биологические показатели состояния здоровья мо­лодого поколения (детей, подростков и молодежи) в связи с длительным нару­шением медицинских норм питания, ростом инфекционных (включая туберку­лез, венерические и СПИД) заболеваний, ухудшением экологической ситуации, увеличением стрессовых ситуаций в обществе, сокращением профилактиче­ских осмотров детей и подростков, отсутствием пропаганды здорового обра­за жизни в семье, школе и материалах СМИ.

- налицо кризис молодой семьи, проявляющийся в уменьшении брачных союзов среди молодежи до 29 лет, распаде (50%) семей, сокращении рождае­мости, бедственном положении многодетных и неполных семей, росте нега­тивных явлений в воспитании, образовании, социализации детей в кризисных семьях, росте насилия над детьми в семьях (включая распространение сексу­альных домогательств).

- происходит углубление деформации в ценностных ориентациях молоде­жи, проявляющееся в социальной и политической апатии, падении престижа честного труда, интенсивном росте потребительских настроений в ущерб ду­ховности.

- увеличиваются границы девиантного поведения; регистрируется рост и омоложение преступности, особенно среди несовершеннолетних и лиц жен­ского пола; возрастает число преступных группировок; в сферу организован­ной преступности вовлекается все большее число детей и подростков. Растет наркомания среди молодежной популяции.

- социальное сиротство приобретает контуры национальной трагедии (620 тыс. детей). По разным оценкам, число беспризорных детей и сирот в современной России колеблется от 2 до 4 млн. человек. Углубляется разрыв между поколениями, падает авторитет родителей на фоне критического отношения к их образу жизни, ценностям и взглядам. Две трети молодых россиян живут за чертой бедности, 10% — нищен­ствуют. Падение уровня жизни всего населения, сокращение расходов на пи­тание, отдых, образование, бытовые нужды привело к обнищанию (материаль­ному и духовному) большой части молодежи. В связи с этим происходят негативные изменения в общественном сознании молодежи, растет число пре­ступлений, совершаемых на почве корысти. Дифференциация в уровне жизни между различными категориями подрастающего поколения (благополучных молодых людей не более 6-8 процентов) достигает 15-18 раз. Разбалансированность уровня доходов и уровня потребления привела к деформации инте­ресов не только в сфере труда, но и потребления, возник конфликт мотивов в этих сферах.

- потребительские ориентации не соответствуют трудовым ориентациям, что негативно сказывается на эффективности общественного производства. Молодые люди преимущественно включены в сферу отношений обмена и пе­рераспределения товаров и услуг. Сокращение молодежной занятости в мате­риальном производстве ведет к серьезному сокращению всего производства в стране.

- продолжают оставаться условия, ограничивающие возможности подрастающего поколения в получении среднего (специального) и высшего образо­вания. Наблюдается рост числа детей и подростков, оказавшихся вне стен учебных заведений (около 3 млн. человек).

- наряду с выраженными негативными тенденциями в ка­честве подрастающего поколения наблюдаются и позитивные сдвиги. Во-первых, ярко выраженное понимание своей значимости в делах общества, стремление большинства молодых людей самостоятельно решать свои вопросы и строить жизненную перспективу отразилось на ее возросшей тяге к образованию, освоению престижных профессий. Во-вторых, молодое поколение лучше адаптируется к нынешним условиям и глубже входит в современную экономическую систему, чем старшее поколение. Несмотря на все проблемы и трудности, часть молодежи смотрит в будущее уверенно. В целом общество имеет поколение, ориентированное на устойчивое развитие и созидательный труд. Но вы­раженные положительные характеристики свойственны не более чем 10% молодежной популяции в возрасте до 29 лет. Это качественно продвинутая часть молодежи еще не является гарантом эффективности для всей экономически активной части населения. Не исключено, что здоровые, образованные и профессионально подготовленные молодые люди, пригодные к интенсивному труду в XXI веке, предпочтут работать и жить за рубежом.

Комплексный анализ положения и качества подрастающего поколения позволяет заключить: ин­новационный общественный потенциал остается невысоким. Качество бу­дущего экономически активного населения уже серьезно деформировано в демографическом, медико-биологическом, социальном и социально-психоло­гическом отношениях. Системный кризис и деструктивные тенденции в рос­сийском обществе (политика, экономика, духовная и социальная сферы) зна­чительно превысили защитные механизмы подрастающего поколения. Нерешаемые сегодня молодежные проблемы уже завтра потребуют значитель­ных капиталовложений для решения (ликвидации, нейтрализации) про­блемных ситуаций. Даже если удастся избежать, в результате принятия превентивных мер, социальных катаклизмов в молодежной среде, активизировать на местах деятельность властных структур и общественных организаций в решении острых проблем подрастающего поколения, потребуется достаточно много времени для стабилизации обстановки, улучшения качества молодого поколения.[5]

Многие процессы носят необратимый характер и во многом определят ка­чество человеческого потенциала, генофонда и экономическое положение России в мировом сообществе в XXI веке.

В современном мире внимание общественности привлечено к проблеме обеспечения устойчивого, без экологических и социальных катаклизмов, раз­вития человечества, к гармоничному функционированию триады «природа-население-хозяйство». Решение этой проблемы требует признания новой парадигмы взаимоотношений молодежи и общества, новой парадигмы обще­ственного воспроизводства, в которой воспроизводство продукции и услуг выступает не как самоцель, а как средство воспроизводства людей и окружа­ющей среды с определенными, заранее заданными качествами.[4] Критерием развития общества становится повышение качества среды обитания, и глав­ное — населения, качества человеческого потенциала. Успешное решение со­циально-экономических вопросов напрямую будет зависеть от жизнеспособ­ности, качества нынешней молодежной популяции (демографических и медико-биологических параметров, образовательного, профессионального, культурного уровней, трудоспособности и гражданской зрелости).

Каждое новое поколение несет в себе два вида качеств, представленных по-разному: одни можно отнести к «адаптивно-функциональным», другие — «перспективно-воспроизводящим». От их соотношения в среде подрастающего поколения во многом зависит общественное развитие в целом. В реальной жизни формирование качеств обоих видов идет одновременно, но при необ­ходимом доминировании одного из них. Если доминирует процесс формиро­вания «адаптивно-функциональных» качеств, общественное развитие замед­ляется. Для выхода страны из системного кризиса необходимо активизировать формирование «перспективно-воспроизводящих» качеств и свойств молодо­го поколения.[12]
1.2.Социальная интеграция молодежи

Говоря о молодежи как об отдельной социальной группе, необходимо отметить взаимодействие внутри неё и его влияние на развитие группы в целом. Анализируя современное общество можно выявить, что оно стало обществом риска, главными атрибутами которого являются неопределенность и потеря индивидами своей субъективности. Охватывая все слои населения, непредсказуемость особенно болезненно сказывается на субъекте социальных отношений.

Включаясь в общественные отношения и иден­тифицируясь с ними, молодое поколение интегрируется в общество. С социо­логической точки зрения этот механизм проявляется как отражение в индиви­дуальном сознании направленности социальной мобильности. В сознании молодого человека мобильность выражается в стремлении достигнуть соци­ального статуса, характеризующего референтную группу.

Достижение приносит удовлетворение и является стимулом для дальней­шего повышения своего статуса. Падение уровня жизни большинства российских семей привело к сниже­нию аскриптивного статуса молодежи. В то же время ограниченный доступ к ресурсам развития обостряет противоречие между стремлением молодых людей к самореализации как одной из базовых потребностей и сужающими­ся возможностями ее удовлетворения. Оно является непреодолимым препят­ствием воспроизводству и повышению их статусного положения и отчетливо просматривается во всех сферах, особенно в образовании и системе трудо­вых отношений молодежи.

Образование является важнейшим механизмом, выравнивающим изна­чальное социальное неравенство молодых людей. Оно обеспечивает их продви­жение вверх по социальной лестнице и интеграцию. [16] Но в связи с проводимыми реформациями в сфере образования, планка обязательного обучения оказалась снижена. Разрушение инфраструктуры всеобщего государственного образования и его коммерцизации ограничили социальное продвижение ряда групп молодого поколения. Под угрозой риска нисходящей мобильности попадают люди из малообеспеченных семей, а как мы ранее отметили к ним можно отнести две три живущих за чертой бедности россиян и 10% нищенствующих.

Таким образом, реформа образования провоцирует, новые условия невыгодного социального положения молодых граждан России и является источником риска их нисходящей мобиль­ности и социального исключения. А следует отметить, что высшее образование является одной из первых ступеней реализации своих возможностей и достижения своих потребностей. То есть оно несомненно является одним из самых важных этапов в развитии молодежи как социальной группы.

В обществе, следовательно, образуется цепь взаимосвязанных и взаимо­обусловленных явлений, в которой слабость социально-экономических пози­ций определенных категорий молодежи выступает одновременно следствием социо - структурной трансформации и причиной их социального исключения. Так появляются депривилегированные группы молодых людей, отличающиеся низким социальным статусом.

1.3. Кризис идентичности и риск аномии

В предыдущем подразделе, мы начали рассматривать проблемы молодежи, связанные с взаимодействием внутри группы и достижением определенных социальных статусов. Неотъемлемой частью существования той или иной социальной группы является взаимодействие с другими социальными группами. Молодежь не будет являться исключением.

В современном открытом, быстро меняющемся мире, различные культуры, так или иначе, вступают во взаимодействие, при котором происходит проникновение достижений из одних в другие. В современной социологической науке распространено понимание идентичности как отношение индивида и социальной группы, формирование жизненной модели личности в процессе социального взаимодействия и самореализации личности.

Идентичность как отношение индивида и социальной группы предполагает становление, адаптацию и защиту внутреннего мира личности к изменениям внешней среды, что позволяет нам говорить о ее изменчивости. В то же время в структуре идентичности можно выделить и некие устойчивые основания, которые являются механизмом, обеспечивающим принадлежность индивида к социально-политической системе общества, социальному окружению, формирования определенных стереотипов поведения, характерных для данной общности. Это позволяет нам рассматривать идентичность как интегративное качество, отличающее индивидов от окружающей среды. Здесь можно указать на то, что групповая идентичность как интегративное качество длится на протяжении всего существования социальных групп. Данные устойчивые основания формируются под воздействием национальной культуры. Следовательно, необходимо различать идентификацию как процесс отождествления индивида с той или иной социальной общностью и идентичность как результат такого отождествления.

Попадая в условия, не способствующие свободному самоопределению молодежи и ограничивающие восхо­дящую мобильность, юноши и девушки постоянно рискуют оказаться резер­вом депривилегированных и низко статусных групп.

В значительной мере данный риск обусловлен сужением возможностей трудоустройства молодежи, особенно младших возрастов. Будучи новичками на рынке труда, они чаще остальных заняты на рабочих местах, не требующих специальной подготовки и квалификации, и размещаются на нижних ступенях социально-профессиональной лестницы. Их социальное положение крайне не­устойчиво, а мобильность склонна к снижению.

В условиях, когда общество переживает ценностно-нормативную неопределенность, а социальные механизмы сами находятся в состоянии аномии, социализационные траекто­рии молодежи выходят из-под контроля. Институты социализации демонст­рируют неспособность противостоять риску воспроизводства безнормности в молодежной среде, распространению деструктивного поведения, криминали­зации отношений и интеграции в них все большего числа молодых россиян. Ценностно-нормативная неопределенность и последовавшая за ней трансфор­мация социально значимых оснований идентификации молодежи сыграли клю­чевую роль в усилении риска кризиса идентичности. Даже в условиях относи­тельной стабильности молодые люди часто обитают в маргинальном пространстве.

Культивировавшиеся в сознании и поведении молодежи на протяжении десятилетий классовая и групповая идентификации заметно уступили место индивидуальной и корпоративной. Однако жизнь показывает, что кризис коллективистских устремлений, происходящий на фоне ценностно-норматив­ной неопределенности, способствует не только раскрепощению личности мо­лодого человека, но и укреплению в его сознании антисоциальных ориентации и противоправного поведения. Индивидуалистические черты в молодежном сознании и разного рода девиации приобретают в этом случае ясно выражен­ные криминальные характеристики.[13]

Находясь под влиянием скоротечных социокультурных изменений и непрекращающейся переоценки ценно­стей, молодые люди лишены возможности сконструировать устойчивую соци­альную идентичность. С одной стороны, налицо признаки идентификационного моратория, когда молодой человек ни с кем и ни с чем себя не идентифициру­ет. С другой стороны, складываются все необходимые условия для идентично­сти молодежи посредством криминальных норм.

Таким образом, риск нисходящей социально-профессиональной мобиль­ности и социального исключения, риск аномии и кризиса идентичности прояв­ляются как неизбежное следствие деградационных изменений в российском обществе. Становясь частью социализации молодого поколения, они являют­ся предпосылкой его превращения в потенциал асоциальности и кардинально изменяют направленность интеграции. Отрицательная интеграция молодежи в российском обществе становится реальностью.[20]

Глава II. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖИ И ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.2. Проблемы профессионального самоопределения молодежи и ее расположение на рынке труда

В XXI веке знания и квалификация имеют определяющее значение. Образование, молодость и здоровье - главные составляющие социального ресурса личности. Возможность выбора профессии рассматривается как условие жизненного самоопределения личности и успешной ее интеграции в обществе. Для молодежи, как социальной группы, выбор профессии и получения образования является очень важной ступенью в развитии. От уровня образования и квалификации зависит как данная группа сможет взаимодействовать и другими, и как это взаимодействие будет осуществляться. Всякая деятельность предъявляет требования к человеку в виде наличия качеств, определяющих его “пригодность”. В силу действия объективных и субъективных причин различия могут быть довольно существенными. Психологи часто связывают способности с потенциальной возможностью освоения знания, умений и навыков, что может состояться, а может и нет. Большинство осуществляет профессиональный выбор уже после получения аттестата о среднем образовании или свидетельства об окончании основной школы.[11]

Важнейшими показателями успешного социального старта молодежи является уровень образования, который достигнут к моменту социального самоопределения. Но выражающийся в показателях среднего числа лет обучения, он не отражает в полной мере качественных достижений конкретного молодого человека в образовании, а, следовательно, и вариантов возможного профессионального самоопределения.

Социологические исследования позволяют, в частности, выделить следующие тенденции в отношении в отношении молодежи к образованию:

- Чем моложе респонденты, тем большую актуальность приобретает для них возможность получения образования, повышения квалификации: в возрастной группе 16-18 лет эта проблема выходит на первое место (39,6%), в группе 19-21 года – на третье место (25,7%).

- Чем выше статус учебного заведения (престижность получаемого образования), тем больше доля тех, кто рассматривает образование как средство достижения благополучия и успеха в жизни. Например, среди студентов Финансовой академии при Правительстве РФ он достигает 79,7%, Тобольского педагогического института- 64,9%.

- 90% родителей хотели бы, чтобы их дети получили хорошее образование, но при этом только 42,6% опрошенных уверены, что оно гарантирует жизненный успех.

У старшего поколения сформировался стереотип в оценке высшего образова­ния (именно оно в данном случае воспринимается как "хорошее"), который переносит­ся на поколение детей: в условиях конкурса и отсутствия возможности платить боль­шие деньги за обучение по той специальности, которая действительно нравится ребен­ку, не важно, какая специальность, важно, что образование высшее. Сохраняется социальная практика - "престиж высшего образования" безотносительно к конкрет­ной специальности (профессии).

На выбор профессионального учебного заведения влияет уровень знаний (каче­ство) и боязнь конкурса молодыми людьми. С одной стороны, это свидетельствует об адекватной оценке шансов на поступление, с другой, - об отсутствии целеустремлен­ности. Представления о специальности порой находятся на уровне рассуждений - "буду рабо­тать в кабинете за столом" (обучающиеся по специальности - "менеджер топливно-энергетического комплекса"), "буду руководителем" (студент-юрист), "буду перевод­чиком" (студент факультета иностранных языков педагогического института).

Почему так происходит? Дело в том, что профессиональные планы молодежи находятся в определенной зависимости от объективных факторов, и прежде всего - со­циально-экономического положения страны. Несмотря на широкий спектр образова­тельных "услуг" и палитру различных форм образовательных учреждений, которые их предоставляют, поколение 15-18-летних - это поколение ограниченного выбора. Эта ограниченность явилась следствием положения дел на рынке труда, места жи­тельства, результатом отсутствия у молодежи значимых (для будущего выбора) пред­ставлений о мире профессий. Как влияет она на поведение молодежи?

Во-первых, при выборе профессии молодым людям приходится соизмерять субъективную ценность будущей специальности ("что для меня значит эта работа, на­сколько она мне интересна?") и ее доступность. При выборе профессии молодежь в большей степени руководствуется расчетом, поэтому субъективная ценность прелом­ляется в оценках престижности профессии и в образе карьеры. И та, и другая предпо­лагаются сегодня чаще всего в экономической или правовой сфере.

Во-вторых, попытка совместить "высокооплачиваемостъ" и престижность по­степенно формируют у молодежи представление о "несовременных" специальностях. Этот процесс начинается еще в школе, задолго до вступительных экзаменов в средние специальные и высшие учебные заведения и связан как с трудностями в освоении предметов естественнонаучного блока, так и с отсутствием интереса к ним. На мой взгляд, этим процессом можно управлять, если четко определены приоритеты. Пока же прагматичный выбор молодежи приводит к оттоку хорошо подготовленных аби­туриентов в более престижные (по уровню оплаты и возможностям карьерного роста) отрасли.

В-третьих, трансформация понимания перспективности выбранной профессии, специальности, работы. Сегодня нередко приходится сталкиваться с таким фактом: некоторые абитуриенты, оценив предстоящие сложности (высокий конкурс при по­ступлении, трудная программа, ответственность), предпочитают в последний момент сменить не только вуз (фактор месторасположения), но и выбрать другую специ­альность. Подобный выбор нельзя назвать удачным и перспективным способом ре­шения проблем, поскольку он не обеспечивает молодого человека интересной рабо­той, не гарантирует ему материального благополучия и в будущем не ассоциируется у него с успехом.

На мой взгляд, именно работа по специальности является существенным показа­телем интеграции молодежи в профессиональную структуру общества, а соответст­вие квалификации характеру и содержанию выполняемой работы свидетельствует о позитивной включенности молодых людей в процесс производства, в систему про­фессиональных отношений и, в конечном счете, о высоком социально-профессио­нальном статусе личности.

Таким образом, проблема выбора жизненного пути, профессионального самоопределения возникает в определенный момент у всех молодых людей: одним приходится решать эту проблему к моменту окончания неполной средней школы (9 классов), дру­гим - 11-го класса, третьим приходится менять планы после окончания профессио­нального учебного заведения. Подобные "издержки" не могут быть безболезненными и обходятся обществу дорого. Лишь в последние годы исследователи усилили внима­ние к проблемам активного управления рынком труда и процессом формирования профессионального потенциала страны. Формируется информационная база о планах выпускников общеобразовательных школ, мотивах выбора ими профессий, реальных возможностях продолжить обучение по избранной специальности и шансах найти в последующем работу.

Отдельно необходимо сказать о положении молодежи на рынке труда. Поиск работы, трудоустройство – это все очень тяжелый период для каждого индивида. При этом молодым людям приходится взаимодействовать с другими сложившимися социальными группами.

В качестве примера, хотелось бы изучить исследование Руденко Галины Георгиевны и Савелова Артура Разниковича по теме “Специфика положения молодежи на рынке труда”.

С целью выявления путей достижения эффективной занятости молодежи необходимо проведение комплексного мониторинга молодежного рынка труда в совокупности с анализом таких характеристик молодежи, которые способствуют или препятствуют упрочению положения молодого человека в сфере социально-трудовых отношений. В основном это социально-психологические характеристики, обусловленные особенностями молодежи как группы трудовых ресурсов.

В рамках законодательно установленных возрастных границ молодежи наблюдается сильная дифференциация ее групп практически по всем социальным показателям. Для выявления особенностей трудового поведения представляется целесообразным дополнительно выделить группы: 14—15 лет, 16-17 лет, 18-20 лет, 21-24 года, 25-29 лет. В рамках каждой из выделенных групп существуют свои специфические проблемы социальной и трудовой адаптации. Необходимо подчеркнуть, что в современных российских условиях происходит сокращение численности и доли молодежи, выходящей на рынок труда с уже имеющейся профессией (специальностью), и одновременно растет численность и доля тех, кто ищет работу, не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования. Это подтверждается и тенденциями социально-имущественного расслоения в молодежной среде, являющегося результатом аналогичного процесса в обществе в целом.[15]

В данном исследовании находится множество характеристик, которые могли бы поспособствовать наиболее благоприятному расположению молодежи в структуре рынка труда.

Начнем рассмотрение с самой молодой категории: 14-15 лет. Возрастает количество подростков находящихся в этом возрасте. Такая ситуация является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Однако, если рассматривать столь раннее начало трудовой деятельности как процесс в рамках становления социальной группы, мы можем сказать о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выработке стереотипа трудового поведения в рыночной среде. Эпизодическое участие 14-15-летних подростков в трудовой деятельности, не сопровождающееся прекращением получения образования (например, в период летних школьных каникул), может оцениваться как положительное явление, отвечающее интересам подростка и общества.

В возрасте 16-17 лет происходит осознанное формирование материальных стимулов к труду. Это связано с расширением объема их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого

выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности.

Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18-20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21-24-летних. В этих рамках большинство молодежи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста.

Конечно же наибольшим спросом на рынке труда пользуется молодой специалист, владеющий наибольшим количеством навыков, которые будут способствовать его продуктивной работе. Таким образом, навыки работы с компьютером имеют 86,2% респондентов среди всех опрошенных. Желание получить дополнительное образование продемонстрировали 71.8% опрошенных, из них 13,2% заинтересовались курсом по технологии поиска работы, 16,4% - избрали программы профессиональной переподготовки, 14,1% - повышение квалификации по имеющейся профессии (специальности), а 28,1% - обучение иностранному языку. При этом считали возможным оплатить получение дополнительного образования 62,8% респондентов. Постепенно завершающийся процесс социализации приводит к тому, что в сознании молодого человека материальные стимулы к труду начинают соседствовать с моральными.

Стремление личности заявить о себе, достичь успеха, завоевать признание в организации характеризуют работника 25-29 лет. В этот период первоначальное освоение профессии закончено, идет формирование квалифицированного специалиста или руководителя; среди моральных ценностей на первый план выходит потребность в самоутверждении, человек пытается достичь независимости в своих действиях. Успех устремлений зависит от того, насколько удачным было прохождение первой стадии карьеры, проявил ли работник компетентность. Если это условие соблюдено, то он имеет возможность стать независимым "генератором идей" в своей области и как можно меньше полагаться на других. Это состояние независимости может привести к определенным проблемам, так как сильно отличается от состояния зависимости на первой стадии.

Для того, чтобы молодые специалисты не испытывали проблем, связанных с их первым назначением, организация, по нашему мнению, может предпринять следующие действия: предоставлять претендентам еще на стадии найма максимально реалистическую информацию о будущих условиях труда; поддерживать первоначальную инициативу новичков, давая

им возможность проявить свои профессиональные способности в полном объеме; обеспечить выбор руководителей-наставников, способных направить новичка в его профессиональных устремлениях; увязать притязания новичка на высокую оценку его способностей и возможностей с реальными трудовыми достижениями.

К 29 годам процесс социализации молодежи завершается, и общество вправе ожидать от полноценной сформировавшейся личности самостоятельного и ответственного поведения в сфере социально-трудовых отношений.

Как видим, молодежь имеет ряд особенностей, обусловливающих специфику ее положения на рынке труда. Однако, на наш взгляд, однозначное оценивание специфических черт молодежи как достоинств или недостатков ограничивает возможности достижения ее эффективной занятости. Поэтому предлагается перейти к комплексной оценке особенностей молодежи как группы трудовых ресурсов; при этом необходимо иметь в виду, что в различных условиях трудовой деятельности, либо в рамках отдельно взятых организаций особенности молодого работника могут быть интерпретированы администрацией по-разному, в зависимости от приоритетов кадровой стратегии фирмы.

Практически все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность, то есть все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации.

Однако именно в данном конкретном случае наблюдается наиболее сильное влияние стереотипов представления об обязательном наличии такого рода качеств у всех без исключения молодых работников. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводит к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.

Вместе с тем, является очевидным, что социализация человека в обществе, хотя и сопряжена с возрастом, протекает у конкретных людей индивидуально. Явления инфантилизма и социальной незрелости могут сохраниться у человека до конца его трудовой жизни, а могут быть преодолены в достаточно раннем возрасте, на стадии профессионального обучения и становления. Грамотное построение кадровой политики организации предполагает разработку специальных программ, позволяющих молодым специалистам адаптироваться в новой для себя роли наемного работника и члена трудового коллектива.

Те способы решения проблем собственной занятости, к которым прибегает молодежь, позволяют сделать вывод об уже достаточно высоком уровне ее психологической адаптации к реалиям рынка труда. Это проявляется в готовности к полной занятости, о чем заявили 62,8% участников Форума, при том, что большую долю среди них составили студенты дневных отделений вузов, которые претендовали на занятость на условиях неполного рабочего дня - 19,6%, временную (эпизодическую) занятость - 13,2%, каникулярную занятость - 4,4%. Среди уже имеющих работу соответствие профессии ожиданиям отметили 74,3% опрошенных, а несоответствие гораздо меньше - 25,7%. Молодежь реально оценивает уровни оплаты труда в различных секторах экономики: стремление работать в частном секторе продемонстрировали 57,4% участников Форума, в государственном - 18,2%, выдвинули в качестве критерия выбора высокий уровень оплаты труда - 17,7%, хотят открыть собственное дело - 6,7% опрошенных.

Сроки поиска работы в среднем для участников исследования оказались значительно меньше, чем для безработных Москвы в целом: менее одного месяца искали работу 17,9%, от 1 до 4 месяцев - 51,2%, от 4 до 6 месяцев - 12,2%, более 6 месяцев - 18,7% опрошенных. Среди способов поиска работы предпочтение отдано помощи родных и знакомых - 40,4%, обращение к услугам частных кадровых агентств - 24,8%; самостоятельно рассылают резюме по различным организациям 19,2%, обращаются в органы государственной службы занятости 8,4%, а пробуют найти работу иными способами 7,2% опрошенных участников Форума. Однако оценки будущих перспектив трудоустройства пока не выглядят оптимистичными: только 21,8% респондентов знают, где будут работать, 40,4% находятся в активном поиске работы, 15,4% не видят для себя никаких перспектив на рынке труда, а 22,4% опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос.

Таким образом, проанализировав данное исследование, можно сделать вывод: трудовое самоопределение молодежи играет предельно важную роль в её дальнейшем становлении. Для наиболее активного действия группы, большее число индивидов должны обладать теми качествами, которые интересуют работодателя. Но несмотря на высокую заинтересованность в улучшении уровня жизни, в большом проценте людей имеющих высшее образование (и даже порой не одно), трудоустройство является для молодежи наиболее затруднительным этапом в жизни и развитии. Именно на этом этапе ярко видно отдаленность этой пока что обособленной группы от других, наиболее состоявшихся. От разрешения вопросов на данном этапе будет зависеть дальнейшая интеграция молодежи.
2.3.Тенденции изменения ценностных предпочтений молодежи в XXI веке

Помимо приобретения квалификации и получения работы немаловажными факторами для развития молодежи являются складывающиеся моральные ценности, идеалы, представления о должном, прекрасном и истинном. Следовательно, надо различать ценности, которые могут быть материальными благами, обладать полезностью, удовлетворять жизненно необходимые потребности, выражать интересы; и ценности, которые суть продукты, результаты духовного производства, определенные духовно-идеальные образования, выражающие отношение индивида (группы, общества) к окружающему миру и являющиеся ориентирами поведения людей. Социализационные процессы при всех издержках способны позитивно влиять и оказывать воспитывающее воздействие на молодежь, несмотря на скептические или даже панические настроения отдельных людей в отношении перспектив ее социального развития.[10]

За основу возьмем исследование ценностных предпочтений молодежи в XXI веке Петрова Анатолия Викторовича.

В первую очередь необходимо отметить, что не смотря на темп жизни, проблемы с трудоустройством семья по-прежнему остается для молодежи одной из немногих традиционных ценностей. До 90% испытуемых отводят ей роль как «очень важной» и «довольно важной». При этом почти три четверти респондентов считают, что семейные отношения – непременное

условие счастья. К этому необходимо добавить, что 80% респондентов ответили, что условием семейного счастья являются дети. 45,3% молодых респондентов – сторонники традиционных семейных отношений. Их выбор может быть обусловлен социальной средой, в которой они живут (особенно этнической), ориентациями родителей, друзей, личным опытом. Среди объяснений доминирует утверждение, что женщина должна вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.

Таким образом, представления молодежи о семейном благополучии не потерпели особых изменений и по-прежнему являются доминирующей ценностью в XXI веке.

Следующими по важности являются труд и работа. Данные ценности подробно рассматривались в предыдущем подразделе, но необходимо отметить наиболее точные данные. 79,3% респондентов заявили, что только содержательная и интересная работа заслуживает того, чтобы заниматься ею значительную часть своей жизни. Тех, кто считает, что сколько угодно можно заниматься любой работой, лишь бы она давала хороший заработок, насчитывается 20,7%. Таким образом, видно, что труд переместился на

периферию ценностного сознания. Тем ни менее, большинство, несмотря на то, что характер и содержание труда не соответствуют их ожиданиям, боятся потерять работу, оказаться на неизвестное время безработными. В этих условиях большинство молодых людей вынуждены ценить любую работу.

Отношение к власти – одна из актуальных проблем жизнедеятельности молодежи. Немалой части респондентов приходилось иметь дело с властными структурами, чиновниками разного уровня. В первую очередь ставился вопрос об обеспечении личной безопасности человека. 48,3% респондентов заявили, что безопасность должна обеспечиваться государством и правоохранительными органами, а 51,7% считает, что человеку о своей безопасности приходится заботиться самому, действуя в соответствии с собственным чувством справедливости. Другими словами половина респондентов слабо верят в силу закона и живут, руководствуясь некоторыми представлениями о благе и справедливости.

В отношении к демократическим ценностям, также свойственна противоречивость. Большинство опрошенных отмечает необходимость свободного выбора, отрицает ограничения со стороны государства. Но более 60% молодых жителей села отдают предпочтение «твердой руке», которая наведет порядок, даже, если придется ограничить некоторые демократические свободы. Такое отношение сложилось в ходе исторического развития страны. Из – за больших размеров трудно уследить за каждым уголком и регулировать деятельность повсюду, поэтому очень важно, что молодежь здраво относится к этой проблеме и понимает как важно в нашей стране наличие яркого лидера. Тем ни менее, Молодые люди ценят такие демократические ценности как свобода, независимость, справедливость и не хотят контроля со стороны государства за личной жизнью. Политическая толерантность – важная демократическая ценность; ее значение во многом возрастает в нашей многонациональной и поликонфессиональной стране, где важны и диалог, и компромиссы. Согласно исследованию можно констатировать возросшую толерантность ко всем, кто придерживается иных политических взглядов и ориентиров (79,3%), и значительно меньший удельный вес тех, кто готов бороться до победы над политическими оппонентами и соперниками (20,7%). Молодежь воспитывается и воспринимает культуру политического компромисса как путь к консенсусу. Акцент борьбы с политическими оппонентами до победы, как важнейшее условие развития общества, в данном контексте малопродуктивен.

На протяжении многих лет важное место в жизни людей занимала религия. Как же изменилось к ней отношение молодежи XXI века? Большинство молодых людей (54,3%) отводит религии мало места в своей жизни. Однако и среди тех, кто в своей жизни опирается на авторитет церкви, очень немногие следуют канонам, обрядам и ритуалам религии. Религиозные установления для них – не внутренняя позиция, ставшая жизненным выбором, а скорее следование «моде на религию». Конечно, это может быть связано с изменившимся мировоззрением, может быть связано с другими возникшими ценностями. Но религия для молодежи почти отошла на задний план.

Что же можно сказать об отношении молодежи к жизни страны в целом, к ее развитию, к ее будущему. 77% опрошенных смотрят в будущее с оптимизмом и считают, что жизнь будет улучшаться. Главное для них (82,7%) – это инициатива, предприимчивость, поиск нового в работе. Эффективность жизненных стратегий, судя по результатам исследования, молодежь связывает со стабильностью. Это две грани консенсусного отношения к действительности. 71,3% респондентов отмечают, что им нравятся перемены, нравится жить в постоянно обновляющемся мире, что свидетельствует о высокой адаптивности молодежи к новым условиям, открытости к инновациям, о ее оптимизме. 79,1% твердо уверены, что России нужно развиваться в новых границах.

Данное исследование показывает на практике какое участие в жизни и взаимодействии принимает молодежь. Очевидно, что деятельность этой социальной группы достаточно активна, многие молодые люди полны энтузиазма и настроены на лучшее, на достижение успехов. Если учитывать, что нынешняя молодежь – основа для развития страны в будущем, то очень важно, что они адекватно оценивают ситуацию в стране. Так же важно, что у молодежи уже есть свои сложившиеся моральные и материальные ценности, что так же должно способствовать ее развитию в точно определенном направлении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги по выполненной работе, можно отметить, что в современной России наблюдаются тенденции изменениях качества молодежи. Причем среди множества ухудшений связанных как со здоровьем, так и с материальным состоянием молодых россиян, необходимо отметить и положительные тенденции, выраженные в тяге к образованию, освоению престижных профессий и в адаптации к нынешним условиям. Данные сдвиги, несомненно, положительно влияют на создание более уверенно взгляда молодежи в будущее, что очень важно как для них, так и для страны.

В ходе исследования молодежи как отдельной социальной группы были выявлены основные способы ее интеграции. Механизм интеграции в обществе проявляется путем достижения определенных социальных статусов. Продвижение молодых людей по социальной лестнице и интеграцию обеспечивает многие факторы, среди которых можно назвать наиболее значимые: образование и трудоустройство.

Были выявлены проблемы связанные с получением образования и трудоустройством. С первым мы можем связать реформы образования, которые не позволяют получить его всем желающим и таким образом влияет на создание группы молодых людей, отличающихся низким социальным статусом.

Трудоустройство – важная ступень в становлении молодежи. На этом этапе они начинают более тесно взаимодействовать с другими социальными группами. Молодые люди могут столкнуться с такими проблемами как: нехватка опыта работы, недостаток рабочих мест, несоответствие образования и квалификации требуемой для той или иной работы. Данные проблемы ограничивают восходящую мобильность, социальное положение молодежи может оказаться крайне неустойчивым, что может так же привести к появлению большего количества людей с более низкими социальными статусами и даже к обитанию их в маргинальном пространстве.

В ходе наиболее внимательного исследования обоих этапов были обозначены факторы, влияющие на выбор профессии и отношение к образованию. Таким образом, выбирая будущую профессию в первую очередь молодые люди основываются на сколько она будет для них интересна, во вторую на ее высокооплачиваемости. Конечно, все абитуриенты учитывают фактор доступности той или иной специальности, что так же играет большую роль при выборе.

Вопросы трудоустройства во многом связаны с возрастным аспектом, так как ценности на протяжении взросления меняются. Благодаря этому формируются спрос на рынке труда в зависимости от возраста молодежи вступающей в него. Помимо этого необходимо отметить, что очень большая часть молодых людей помимо навыков по своей профессии обладает некоторыми другими, которые делают их конкурентоспособными во время борьбы за рабочее место (среди них: навыки работы с компьютером, обучение иностранному языку, повышение квалификации).

Все эти данные позволяют подтвердить высокий уровень адаптации у молодежи. Большая часть молодого населения стремится найти твердое место в общественной системе и закрепить его за собой.

И в заключение хотелось бы добавить к уже созданному портрету современной молодежи несколько слов относительно ценностных предпочтений. Помимо получения образования и поиска работы (занимающего второе место по значимости для современной молодежи), большую роль играет создание семьи. В столь неоднозначные и экономически – трудные времена для нашей страны, это желание очень важно, так как позволит создавать новые полноценные ячейки общества.

Из всех вышеперечисленных факторов можно сделать вывод, что, не смотря на все трудности для молодежи как социальной группы, она имеет очень большие шансы на успешное развитие и занятие более стабильного места среди других социальных групп и системе общественных отношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учеб. пособие /Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.

  2. Волосков И.В. Особенности социализации учащейся молодежи //Социс. – 2009 - №6.

  3. Дубин Б. Вверх по лестнице, не ведущей никуда: Жизненные ориентиры современной российской молодежи // Социально-гуманитарные знания. – 2003. - №1.

  4. Завьялова Н.Ф. Проблемы девиантного поведения //Социс. – 1999
    – № 7.

  5. Ильинский И.М. «Молодежь России перед лицом глобальных вызов на рубеже веков», М.: «Социум», 2001.

  6. Лисовский В. Т. «Социология молодежи», Изд.: СПбГУ, 1996.

  7. Майерс Д. Социальная психология – С-Пб.: Питер, 1997

  8. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2003.

  9. Никольский Д. Социология молодежи. – М.: Феникс, 2002.

  10. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: Диагностика и тенденции изменений //Социс. – 2008 - №2.

  11. Петрова Т.Е. «Социология студенчества в России: Этапы и закономерности становления», СПб.: Бельведер, 2000.

  12. Проблемы социализации молодежи. Реферативный сборник. - М.: Юнита, 2001.

  13. Профилактика девиантного поведения молодежи. Уч. пособие. /Научный ред. В.Т.Лисовский. СПб.-М.-Березники, 1998.

  14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара: БАХРАХ, 1999.

  15. Руденко Г.Г., Савелов А.Р. Специфика положения молодежи на рынке труда //Социс. – 2002 - №5.

  16. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. - М.: Политиздат, 1998.

  17. Саралиева З.Х. «Социология гендерных отношений: учебное пособие для студентов высших учебных заведений», М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.

  18. Сикевич З.В. Молодежная культура: "за" и "против". - СПб.: Питер, 1999.

  19. Слуцкий Е.Г. «Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования», СПб.: «БИС-принт», 2002.

  20. Формирование мировоззренческой культуры молодежи. / Под ред. В.Г. Табачковского. – М.: Академия, 1999.




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации