Курсовая работа - Инженерно-психологическая, эргономическая оценка пользовательского интерфейса программного продукта - файл n1.docx

Курсовая работа - Инженерно-психологическая, эргономическая оценка пользовательского интерфейса программного продукта
скачать (2190.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx2191kb.01.06.2012 14:20скачать

n1.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Южный федеральный университет» в г. Таганроге

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности
Курсовая работа

по курсу: «Инженерная психология и эргономика»

по теме: «Инженерно-психологическая, эргономическая оценка пользовательского интерфейса программного продукта “Сборник психологических тестов Easy Psy Tests”»

Выполнила: ст. гр. И-67

Сарычева М.П.

Проверил: доц. каф. ПиБЖ

Лызь А.Е.

Таганрог 2011

Оглавление




Введение 3

Глава 1. Критерии оценки пользовательского интерфейса 5

Глава 2. Инженерно – психологическая, эргономическая оценка пользовательского интерфейса программного продукта 13

Оценка степени соответствия рабочего места оператора требованиям СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 13

Эргономическая оценка интерфейса программного продукта 22

Экономическая оценка программного продукта 26

Выводы 27

Используемые источники: 28


Введение


Мы живем в 21 веке – веке информатизации и автоматизации деятельности человека. В наше время не один человек не обходится без какого-либо технического приспособления, позволяющего расширить или дополнить, его возможности, будь то, сложные вычисление, передача и прием информации, повышение точности действий, перемещение в пространстве, принятия решений, и многое другое.

В связи с этим необходимо универсальное средство для взаимодействия пользователя с различного рода устройствами. Таким средством служит пользовательский интерфейс (ПИ), он представляет собой совокупность элементов управления, при помощи которых пользователь может манипулировать устройством для получения, желаемого результата [10].

Разработчики программных комплексов зачастую склонны рассматривать функциональность системы отдельно от её пользовательского интерфейса. При этом предполагается, что ПИ является своего рода дополнением к функциональности системы. Со своей стороны, пользователи программ, как правило, не разделяют функциональность и пользовательский интерфейс. Для пользователей именно ПИ является программой. Для них, если интерфейс хороший, стало быть, и сама программа хороша и удобна.

Пользовательский интерфейс часто понимают только как внешний вид программы. Однако на деле пользователь воспринимает через ПИ всю систему в целом, а значит, такое понимание ПИ является слишком узким.

В широком смысле пользовательский интерфейс (англ. "User interface") – это элементы и компоненты программы, которые оказывают влияние на взаимодействие пользователя с программным обеспечением.

Таким образом, интерфейс – это нечто большее, чем окна, пиктограммы, выпадающие меню и мышь. Он состоит из множества составляющих, таких как:

визуальный (и не только) дизайн экранов программы [9, 2, 6].

Поэтому инженерно-психологическая или эргономическая оценка интерфейса – нечто большее, чем описание или оценка графики, дизайна изображения, видимого оператором на экране монитора [12].

Ввиду того, что каждый технический или программный продукт (система, устройство) представляет собой различный (сложный или простой) набор выполняемых функций (решаемых задач) и предоставляет пользователю различные элементы управления, появилась необходимость в стандартных критериях оценки пользовательского интерфейса технического или программного продукта (системы, устройства) [10].

Очевидно, что пользовательский интерфейс напрямую зависит от решаемых программным обеспечением задач, входных и выходных данных; однако при этом существуют значительная свобода в том, в каком виде все эти данные будут представлены пользователю. От того, насколько пользовательский интерфейс будет функционален, понятен и удобен конечному пользователю, во многом зависит успешность решения задачи, поставленной при проектировании ПО.

Целью нашей работы является инженерно-психологическая оценка интерфейса программного продукта (ПП) “Сборник психологических тестов Easy Psy Tests”.

Задачи:

  1. Оценка соответствия рабочего места оператора требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03;

  2. Определение всех режимов функционирования СЧМ (установка (инсталляция) программного обеспечения; установка параметров программы, основной режим работы программы, удаление программы (деинсталляция) и т.п.);

  3. Оценка эргономичности программного продукта для каждого из выделенных режимов по критериям, которые будут указаны в 10ретической части;

  4. Экономическая оценка программного продукта – стоимость программы, соотношение «возможности – цена», сравнение с аналогами.

Глава 1. Критерии оценки пользовательского интерфейса



На процесс проектирования пользовательского интерфейса, пожалуй, набольшее влияние оказывают субъективные представления проектировщика о понятности, удобстве и красоте. Поэтому, большое значение имеет проблема оценки качества пользовательского интерфейса. Проводя такие оценки на ранних этапах процесса проектирования можно избежать большого числа ошибок, просчетов, неприятия ПО конечными пользователями.

Если интерфейс вынуждает своих пользователей совершать ошибки, этот интерфейс плох, во всяком случае, он заведомо хуже интерфейса, который помогает таких ошибок избежать. Потенциально можно собрать все эти показатели в одну систему [3].

Существует целый ряд подходов позволяющих оценить качество пользовательского интерфейса. Общая модель процесса оценивания программной продукции включает в себя этап определения требований к качеству. Другими словами оценка интерфейса программного продукта может производиться на основании различных критериев, показателей качества, свойств интерфейса [12].

Хотя оценка качества пользовательского интерфейса процесс достаточно субъективный и трудно формализуемый, можно с уверенностью утверждать, что хороший интерфейс должен обеспечивать эффективную и производительную работу пользователя. Существует ряд критериев, которым должен удовлетворять качественный интерфейс. Эти критерии варьируются у разных авторов, к примеру, в [3] рассматриваются т.н. показатели Шнейдермана, согласно которым интерфейсы характеризуются:

В [8] указываются показатели эффективности:

Европейские требования к интерфейсу программных продуктов и его оценке приведены в стандарте ISO DIS 9241, где основным термином в аспекте оценки интерфейса является «usability».

Usability (Юзабилити) — показатель количества операторских ошибок, скорости взаимодействия с продуктом, скорости обучения навыкам взаимодействия и субъективной удовлетворенности определенных пользователей продукта, достигающих определенных целей/мотивов в определенной среде [12, 3].

Определение пользовательской пригодности интерфейса как свойства продукта дает Международная Организация по Стандартам ISO (International Standard Organization), указывающая на 3 составляющих этого понятия:

Однако международный стандарт, указывая, каким критериям должен удовлетворять пользовательский интерфейс, не описывает детально, как протекает процесс создания ПИ - какая информация и каким образом должна быть собрана на этапе анализа трудовой деятельности пользователя, а также последующего графического отображения задач на экране ПИ [7].

Согласно [4] качество программного обеспечения может быть оценено следующими характеристиками:

1. Функциональные возможности (Functionality)

Набор атрибутов (признаков и свойств), относящихся к сути набора функций и их конкретным свойствам. Функциями являются те, которые реализуют установленные или предполагаемые потребности.

1.1 Пригодность (Suitability)

Атрибут программного обеспечения, относящийся к наличию и соответствию набора функций конкретным задачам.

1.2 Правильность (Accuracy)

Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к обеспечению правильности или соответствия результатов или эффектов.

1.3 Способность к взаимодействию (Interoperability)

Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к способности его взаимодействия с конкретными системами.

1.4 Согласованность (Compliance)

Атрибуты программного обеспечения, которые заставляют программу придерживаться соответствующих стандартов или соглашений, или положений законов, или подобных рекомендаций.

1.5. Защищенность (Securicity)

Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к его способности предотвращать несанкционированный доступ, случайный или преднамеренный к программа и данным.

2. Надежность (Reliability)

Набор атрибутов, относящихся к способности программного обеспечения сохранять свой уровень качества функционирования при установленных условиях за установленный период времени.

2.1 Стабильность (Meturity)

Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к частоте отказов при ошибках в программном обеспечении.

2.2 Устойчивость к ошибке (Fault tolerance)

Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к его способности поддерживать определенный уровень качества функционирования в случаях программных ошибок или нарушения определенного интерфейса.

2.3 Восстанавливаемость (Recoverabilit)

Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к его возможности восстанавливать уровень качества функционирования и восстанавливать данные, непосредственно поврежденные в случае отказа, а также к времени и усилиям необходимым для этого.

3. Практичность (Usability)

Набор атрибутов, относящихся к объему работ, требуемых для использования и индивидуальной оценки такого использования определенным или предполагаемым кругом пользователей.

3.1 Понятность (Understandability)

Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к усилиям пользователя по пониманию общей логической концепции и ее применимости.

3.2 Обучаемость (Leanability)

Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к усилиям пользователя по обучению его применению.

3.3 Простота использования (Operability)

Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к усилиям пользователя по эксплуатации и оперативному управлению.

4. Эффективность (Efficiences)

Набор атрибутов, относящихся к соотношению между уровнем качества функционирования программного обеспечения и объемом использования ресурсов при установленных условиях.

4.1 Характер изменения во времени (Time behavior)

Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к времени отклика и обработки и к скоростям выполнения его функций.

4.2 Характер изменения ресурсов (Resource behavior)

Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к объему используемых ресурсов и продолжительности такого использования при выполнении функций.

5. Мобильность (Portability)

Набор атрибутов, относящихся к способности программного обеспечения быть перенесенным из одного окружения в другое.

5.1 Адаптируемость (Adaptability)

Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к удобству его адаптации к различным условиям эксплуатации, без применения других действий или способов, кроме тех, что предназначены для этого в рассматриваемом программном обеспечении.

5.2 Простота внедрения (Installability)

Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к усилиям, необходимым для внедрения программного обеспечения в конкретное окружение.

5.3 Взаимозаменяемость (Replaceability)

Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к простоте и трудоемкости его применения, вместо другого, конкретного, программного средства в среде этого средства.

В книге [5] указывается, что интерфейс должен обладать следующими характеристиками:

Естественность интерфейса

Естественный интерфейс — такой, который не вынуждает пользователя существенно изменять привычные для него способы решения задачи. Это, в частности, означает, что сообщения и результаты, выдаваемые приложением, не должны требовать дополнительных пояснений. Целесообразно также сохранить систему обозначений и терминологию, используемые в данной предметной области.

Согласованность интерфейса

Согласованность позволяет пользователям переносить имеющиеся знания на новые задания, осваивать новые аспекты быстрее, и благодаря этому фокусировать внимание на решаемой задаче, а не тратить время на уяснение различий в использовании тех или иных элементов управления, команд и т.д. Обеспечивая преемственность полученных ранее знаний и навыков, согласованность делает интерфейс узнаваемым и предсказуемым.

Согласованность в пределах продукта

Одна и та же команда должна выполнять одни и те же функции, где бы она ни встретилась, причем одним и тем же образом. Надо использовать одну и ту же команду, чтобы выполнить функции, которые кажутся подобными пользователю.

Согласованность в пределах рабочей среды

Поддерживая согласованность с интерфейсом, предоставляемым операционной системой, приложение может «опираться» на те знания и навыки пользователя, которые он получил ранее при работе с другими приложениями.

Согласованность в использовании метафор

Если поведение некоторого программного объекта выходит за рамки того, что обычно подразумевается под соответствующей ему метафорой, у пользователя могут возникнуть трудности при работе с таким объектом.

Дружественность интерфейса (принцип «прощения» пользователя)

Пользователи обычно изучают особенности работы с новым программным продуктом методом проб и ошибок. Эффективный интерфейс должен принимать во внимание такой подход. На каждом этапе работы он должен разрешать только соответствующий набор действий и предупреждать пользователей о тех ситуациях, где они могут повредить системе или данным; еще лучше, если у пользователя существует возможность отменить или исправить выполненные действия.

Эффективный интерфейс должен позволять предотвращать ситуации, которые, вероятно закончатся ошибками. Он также должен уметь адаптироваться к потенциальным ошибкам пользователя и облегчать ему процесс устранения последствий таких ошибок.

Принцип «обратной связи»

Каждое действие пользователя должно получать визуальное, а иногда и звуковое подтверждение того, что программное обеспечение восприняло введенную команду; при этом вид реакции, по возможности, должен учитывать природу выполненного действия.

Обратная связь эффективна в том случае, если она реализуется своевременно, т.е. как можно ближе к точке последнего взаимодействия пользователя с системой.

Простота интерфейса

Интерфейс должен быть простым. При этом имеется в виду не упрощенчество, а обеспечение легкости в его изучении и в использовании. Кроме того, он должен предоставлять доступ ко всему перечню функциональных возможностей, предусмотренных данным приложением.

Один из возможных путей поддержания простоты — представление на экране информации, минимально необходимой для выполнения пользователем очередного шага задания. Многословные командные имена или сообщения, непродуманные или избыточные фразы затрудняют пользователю извлечение существенной информации.

Гибкость интерфейса

Гибкость интерфейса — это его способность учитывать уровень подготовки и производительность труда пользователя. Гибкость предполагает возможность изменения структуры диалога и/или входных данных.

Эстетическая привлекательность

Корректное визуальное представление используемых объектов обеспечивает передачу весьма важной дополнительной информации о поведении и взаимодействии различных объектов. Интерфейс должен обеспечить формирование на экране такой среды, которая не только содействовала бы пониманию пользователем представленной информации, но и позволяла бы сосредоточиться на наиболее важных ее аспектах.

Качество интерфейса сложно оценить количественными характеристиками, однако более или менее объективную его оценку можно получить на основе приведенных ниже частных показателей.

  1. Время, необходимое определенному пользователю для достижения заданного уровня знаний и навыков по работе с приложением (например, непрофессиональный пользователь должен освоить команды работы с файлами не более чем за 4 часа).

  2. Сохранение полученных рабочих навыков по истечении некоторого времени (например, после недельного перерыва пользователь должен выполнить определенную последовательность операций за заданное время).

  3. Скорость решения задачи с помощью данного приложения; при этом должно оцениваться не быстродействие системы и не скорость ввода данных с клавиатуры, а время, необходимое для достижения цели решаемой задачи. Исходя из этого, критерий оценки по данному показателю может быть сформулирован, например, так: пользователь должен обработать за час не менее 20 документов с ошибкой не более 1 %.

  4. Субъективная удовлетворенность пользователя при работе с системой (которая количественно может быть выражена в процентах или оценкой по n-бальной шкале).

В данной работе для оценки пользовательского интерфейса будут использоваться критерии, указанные в [5], поскольку они, на наш взгляд, наиболее полно описывают ПИ с различных сторон и выражены естественным языком, который легко понятен не только эксперту, но и конечному пользователю.




Глава 2. Инженерно – психологическая, эргономическая оценка пользовательского интерфейса программного продукта


Объект оценки: Электронный сборник тестов по психологии «Easy Psy Tests v.1.2».

Оценка степени соответствия рабочего места оператора требованиям СанПин 2.2.2/2.4.1340-03


Оценим соответствие рабочего места оператора требованиям СанПин (Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (выборочно) по 5-ти балльной шкале (5 – полностью соответствует, 0 – не соответствует) – таблица 1.

Таблица 1. Оценка соответствия рабочего места требованиям СанПин



Содержание

Оценка

III. Требования к помещениям для работы с ПЭВМ

3.1.

Помещения для эксплуатации ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение.

5

3.2.

Естественное и искусственное освещение должно соответствовать требованиям действующей нормативной документации

5

VI. Требования к освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ

6.1.

Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева.

4 (свет справа).

6.2.

Искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПЭВМ должно осуществляться системой  общего  равномерного   освещения.

5

6.3.

Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 - 500 лк. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана.

4

6.5.

Следует ограничивать отраженную блесткость на рабочих поверхностях (экран, стол, клавиатура и др.) за счет правильного выбора типов светильников и расположения рабочих мест по отношению к источникам естественного и искусственного освещения

5

IX. Общие требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ

9.4.

Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

5

9.5.

Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы.

5

9.6.

Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.

5

9.7.

Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений

5

X. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для взрослых пользователей

10.1.

Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680 - 800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.

5

10.3.

Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.

5

10.4.

Конструкция рабочего стула

должна обеспечивать:

ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм

5

поверхность сиденья с закругленным передним краем

5

регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400 - 550 мм и углам наклона вперед до 15 град, и назад до 5 град

5

высоту опорной поверхности спинки 300 +-20 мм, ширину - не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости - 400 мм

5

угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах +-30 градусов

3

регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260 - 400 мм

5

стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной - 50 - 70 мм

5

регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230 +-30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350 -500 мм

0

10.6.

Расположение клавиатуры на расстоянии 100–300 мм от края

5


Таким образом, можно говорить о том, что рабочее место оператора в целом соответствует требованиям СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 [11] (средняя оценка – 4,6 балла).

Описание программного продукта

Электронный сборник тестов по психологии «Easy Psy Tests v.1.2» предназначен для прохождения различных тестов. Прохождение тестов реализовано по общему принципу – пользователь выбирает варианты ответа, исходя из которых, в конце выдается так называемый «диагноз»1 – результат.

Программа находится в сети Интернет в свободном доступе по адресу [1]. Автор – SERViNT, размер установочного файла – 68 Мб.

В программе имеются следующие тесты по разделам:
ВАШ ХАРАКТЕР

1. Мужественный или женственный у вас характер

2. Диагностика коммуникативного контроля

3. Живёте ли вы в согласии с собой

4. Благоразумный ли вы человек

5. Внимательный ли вы человек

6. Рассеянный ли вы человек

7. "Капитан" или "Пассажир"

8. Волевой ли вы человек

9. Уважают ли вас люди

10.Обидчивы ли вы

11.Хитрец ли вы

12.Каков ваш творческий потенциал

13.Вы и ваш опыт

14.Активный ли вы человек

15.Умеете ли вы постоять за правду

16.Оптимист ли вы

17.Насколько вы объективны

18.Конфликты ли вы

19.Терпимый ли вы человек

20.Добрый ли вы человек

21.Что говорят вам мимика и жесты
ВАША РАБОТА

1.Быть или не быть вашему бизнесу

2.Тест для начинающего миллионера
ВАШИ ЧУВСТВА

1.Есть ли у вас страсть к путешествиям

2.Как вы водите машину

3.Хорошие ли вы соседи

4.Вы и секс. А важен ли он для вас

5.Скажи мне кто твой друг
Режимы работы программного продукта «Easy Psy Tests v.1.2»: режим инсталляции (установки), режим деинсталляции (удаления), обычный режим работы.

Режим инсталляции

После двойного нажатия на файл 5_Easy_Psy_Tests_.exe начинается режим инсталляции программы, в процессе которого функции пользователя предельно простые и заключаются в основном в нажатии на кнопку «далее». Программа предлагает выбрать директорию установки, затем предлагает создать ярлыки на рабочем столе и папку в меню «Пуск», после чего начинается процесс инсталляции, представленный на рисунке 1.



Рис. 1 Окно инсталляции программы
Режим деинсталляции

После вызова деинсталлятора (Uninstall.exe) программа выдает сообщение о подтверждении действия и если пользователь его подтверждает, то начинает выполнение деинсталляции, после чего выдает сообщение об успешном удалении.

Процесс деинсталляции представлен на рисунке 2.



Рис. 2 Окно деинсталляции программы

Режим работы:

Для запуска программы необходимо нажать на ярлык на рабочем столе либо в меню «Пуск». Если пользователь отменил их создание – необходимо пройти в указанную при установке папку и двойным щелчком открыть файл с названием «Easy Psy Tests». После этого пользователь видит модальное красно-желтое окно загрузки программы:



Рис. 3 Окно загрузки программы

Затем открывается основное окно программы, имеющее вид, представленный на рисунке 4.



Рис. 4 Главное окно программы
Как видно на рисунке, главное окно имеет меню. Его пользователь видит на любом шаге взаимодействия с программой в режиме работы. Кнопка «Главная» возвращает пользователя к этому окну, по нажатию на кнопку «Тест» открывается выпадающее меню со списком тестов по категориям, указанным выше. Кнопка «О программе» открывает выпадающее меню с двумя пунктами – «Проверка обновлений», по нажатию на который пользователя почему-то перенаправляет на сайт Google.ru, и «О программе», по нажатию на который открывается модальное окно со сведениями о программе и разработчиках. Это окно представлено на рисунке 5.

Главное окно программы так же имеет статичную заставку с текстом, «шапку», которая не меняется в процессе взаимодействия пользователя и ПП за исключением желтой надписи, указывающей на шаг работы пользователя – «Выполнение теста» или «Результаты». Так же имеется статичная надпись внизу – «Программа распространяется бесплатно и “как есть”. Автор не отвечает за последствия использования программы!».



Рис. 5 Окно «О программе»
При выборе какого-либо теста из списка пользователю предлагается ввести свое имя (рисунок 6), после чего он получает доступ к прохождению этого самого теста. Появляется окно с надписью «Здравствуйте, <имя>, теперь вы можете пройти тест».



Рис. 6 Окно ввода имени
При этом программа не имеет режима авторизации/регистрации – введенное имя используется лишь для вывода результатов, и после окончания работы с программой, «забывается» ей: в следующий раз она снова предложит пользователю ввести имя.

После ввода имени пользователь взаимодействует с зелено-оранжевым окном прохождения теста, которое содержит название теста, вопросы и кнопку «далее». После прочтения вопроса он должен выбрать вариант ответа, после чего красная галочка возле вопроса становится синей. При этом выбранный вариант ответа становится недоступным, и поменять его уже нельзя. После ответа на 5 вопросов становится доступна кнопка «далее» (лучше видна на рисунке 6), при нажатии на которую пользователь переходит к следующим 5 вопросам, и так до конца теста (рисунок 7).



Рис. 7 Окно прохождения теста
После прохождения теста появляется текст на зеленом фоне с предложением посмотреть свои результаты (рисунок 8), для чего нужно кликнуть на кнопку «ОК». После нажатия на эту кнопку появляется красный блок с черным текстом и желтым заголовком «ДИАГНОЗ», в котором содержится интерпретация ответов пользователя. После прохождения тестов пользователю доступен переход в главное окно для выбора следующего теста, просмотр информации о программе и выход. Закрытие программы осуществляется стандартным способом ОС Windows – нажатием на красную кнопку в правом углу окна.



Рис. 8 Окно результатов

Эргономическая оценка интерфейса программного продукта


Эргономическая оценка интерфейса производится только для основного режима работы с ПП. Инсталляционный и деинсталляционный режимы настолько просты в данном случае, что их оценка не представляет особого интереса.

Оценка производится с использованием критериев оценки ПИ, описанных в книге Гультяева А.К., Машина В.А. «Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса» [5]. Данная оценка будет производиться по следующим пунктам:

  1. оценка интерфейса ПП по критерию естественности;

  2. оценка интерфейса ПП по критерию согласованности;

  3. оценка интерфейса ПП по критерию дружественности интерфейса;

  4. оценка интерфейса ПП по принципу «обратной связи»;

  5. оценка интерфейса ПП по критерию простоты;

  6. оценка интерфейса ПП по критерию гибкости.

  7. оценка интерфейса ПП по критерию эстетической привлекательности.

Помимо качественной оценки произведем и количественную, для более полной оценки (5 баллов – принцип реализован в полной мере, 0 – принцип не реализован).

Оценка интерфейса ПП по критерию естественности.

При взаимодействии с данной системой пользователю не нужно существенно менять привычные способы работы – взаимодействие осуществляется путем выбора команды из главного меню. Однако, сообщения, выдаваемые программой в конце выполнения теста под заголовком «Диагноз» в большинстве своем неполны, и требуют дополнительных разъяснений для пользователя. И само слово «Диагноз» гораздо чаще используется в медицине, чем в тестах подобного типа.

Так же невозможность отменить свои действия при прохождении теста не является привычной для рядового пользователя и может вызывать дискомфорт и существенные ошибки в результатах, выдаваемых программой.

Таким образом, можно говорить о недостаточной реализации принципа естественности в данном ПП (3 балла).

Оценка интерфейса ПП по критерию согласованности.

Одна и та же команда в данной системе выполняет одни и те же функции, где бы она ни встретилась, причем одним и тем же образом. Все тесты имеют идентичный способ прохождения, идентичный показ результатов, пользователю не нужно перестраиваться, он может сосредоточиться на выполняемой задаче.

Согласованность в пределах рабочей среды так же выполняется, но не полностью – работая с ОС Windows, на которую рассчитан данный ПП, пользователь привык иметь возможность отмены действия, чего не предусмотрено в данной программе. Однако, в ней предусмотрена функция подтверждения действия (при попытке закрытия программы на экране появляется сообщение: «Вы действительно хотите выйти?»). Пользовательский интерфейс программы является оконным, что делает его понятным для пользователя ОС Windows.

Говоря о согласованности в использовании метафор, можно отметить, что любой из тестов, представленный в данной программе, имеет, так же как и его «бумажный» аналог, список вопросов с вариантами ответов и результат, выдаваемый незамедлительно. Однако, когда пользователь проходит тест, в «шапке» появляется заголовок «выполнение теста». На наш взгляд, эта формулировка больше подходит для учебных тестов, а в данном случае более уместен был бы заголовок «прохождение теста».

Так же несогласованным является язык данного приложения. ПП в основном использует русский язык и рассчитан на русскоязычных пользователей, однако, в некоторых модальных окнах появляются кнопки «ОК» и «Cancel», фигурирующие обычно в англоязычных интерфейсах (рисунок 6).

Таким образом, критерий согласованности в данном ПП осуществлен не в полной мере (3 балла).

Оценка по ПП критерию дружественности интерфейса.

На каждом этапе работы ПП разрешает только соответствующий набор действий, но не предупреждает пользователей о тех ситуациях, где они могут повредить системе или данным; у пользователя нет возможности отменить или исправить выполненные действия, т.е. ПП не адаптируется к ошибкам пользователя, не допускает возможности устранения случайных ошибок и недочетов.

Так же в программе отсутствуют какие-либо сообщения об ошибках. Если произойдет какой-либо программный сбой или будут введены некорректные данные, то программа завершится, либо выдаст сообщение об ошибке Windows, которое содержит номер ошибки и ее краткое описание на английском языке, которое обычно не является информативным для пользователя.

Таким образом, можно говорить о несоответствии интерфейса данного приложения критерию дружественности (0 баллов).

Оценка интерфейса ПП по принципу «обратной связи».

Данная система незамедлительно дает ответ на любой запрос. При расчете результатов ПП уведомляет пользователя о своей работе: «Идет анализ ваших результатов…». При этом каждое действие пользователя сопровождается визуальным и аудиальным подтверждением (звуки кнопок, смена цвета галочек и т.п.). Так же при попытке выхода система запрашивает у пользователя подтверждение его решения.

Однако, в данном ПП не предусмотрена возможность регистрации пользователя, и нет возможности просмотреть результаты уже пройденных тестов (придется только проходить их заново). На наш взгляд, это является существенным минусом данного приложения.

Таким образом, можно говорить о том, что в данном приложении принцип обратной связи не реализован в полной мере (3 балла).

Оценка интерфейса ПП по критерию простоты.

Данная система предоставляет достаточно конкретный набор функций – выбор теста, ввод имени, прохождение теста, просмотр результатов, вызов окна «о программе». Их освоение не представляет особой сложности для пользователя. Их смысл понятен, а количество невелико.

Пиктограммы не используются, что не является в данном случае минусом, потому, что в ПП взаимодействие с пользователем осуществляется путем выбора из меню, что не представляет сложности для пользователей с любым уровнем опыта работы с ПК. Все пункты меню имеют названия, отражающие их смысл.

Таким образом, можно говорить о полной реализации принципа простоты интерфейса в данном ПП (5 баллов).

Оценка интерфейса ПП по критерию гибкости

В интерфейсе данного ПП не предусмотрено изменение характера взаимодействия, изменение входных/выходных данных в зависимости от уровня подготовки пользователя. С любым пользователем программа будет вести себя одинаково, не адаптируясь. Суть самого ПП, его цель и набор средств достаточно просты и, можно сказать, сами по себе ориентированы на пользователя с минимальными знаниями и минимальным опытом работы на ПК, однако, данная возможность является важным аспектом взаимодействия человека и ЭВМ.

Таким образом, критерий гибкости не реализован в данном ПП (0 баллов).

Оценка интерфейса ПП по критерию эстетической привлекательности

Визуальные компоненты, используемые в данном интерфейсе максимально просты, их количество минимально. Но цветовая схема, которую использует данный интерфейс, на наш взгляд, некорректна – слишком много сочетаний несочетаемых ярких цветов, от которых устают глаза, так же для вывода результатов используется красный цвет, который обычно используется для запрета или вывода ошибок пользователя, и его количество в интерфейсе рекомендуется сводить к минимуму. На наш взгляд, размер шрифта в программе слишком маленький и цвет шрифта в большинстве случаев светлый, поэтому трудно воспринимать написанный текст.

Так же в некоторых программах существует возможность выбора или настройки визуального оформления интерфейса самим пользователем, что позволяет пользователю выбрать такой интерфейс, который он считает наиболее привлекательным. В данном ПП отсутствует эта возможность, поэтому пользователю приходиться работать с изначальным интерфейсом. Таким образом, можно говорить о недостаточной реализации принципа эстетической привлекательности в данном ПП (1 балл).
Средняя эргономическая оценка основного режима ПП – 2,1 балла, что говорит о недостаточном соответствии данного программного продукта требованиям к интерфейсу пользователя.

Экономическая оценка программного продукта


Данное приложение распространяется бесплатно, оно находится в сети Интернет в свободном доступе и любой желающий может его скачать.

В итоге, общая стоимость данной программы сводится к стоимости за Интернет – услуги. Эта стоимость зависит от провайдера, предоставляющего Интернет – связь, а так как сейчас подавляющее большинство населения имеет безлимитное подключение, стоимость данного ПП в общем случае не представляет материальной ценности.

Выводы


В данной работе был произведен анализ проблемы инженерно-психологической, эргономической оценки интерфейса пользователя, были выделены основные критерии оценки интерфейса, произведена такая оценка, произведена оценка соответствия рабочего места требованиям СанПин. Для анализа был выбран программный продукт “Сборник психологических тестов Easy Psy Tests” предназначенный для прохождения различных тестов. Были выделены основные режимы работы приложения и произведена инженерно-психологическая их оценка.

Общая эргономическая оценка основного режима ПП – 2,1, что говорит о недостаточном соответствии данного программного продукта требованиям к интерфейсу пользователя.

Таким образом, рассматриваемая версия программы в недостаточной мере соответствует выделенным критериям, однако она экономически выгодна и при желании можно использовать ее для тестирования в домашних условиях.


Используемые источники:




  1. IQ тесты (+ Электронный сборник тестов по психологии) - Скачать бесплатно (ресурс, на котором размещена оцениваемая программа) [URL: http://soft-plus.ucoz.ru/load/iq_testy_ehlektronnyj_sbornik_ testov_ po_psikhologii/100-1-0-1040].

  2. The Importance of Designing Usable System © Susan Dray – Важность эргономики, перевод © А.Белышкин (электронный ресурс) [URL: http://ddd.exmachina.ru/ui/value/].

  3. Головач В.В. - Дизайн пользовательского интерфейса2 Искусство мыть слона.

  4. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126–93 Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению. – М.: Изд-во стандартов, 1994.

  5. Гультяев А.К., Машин В.А. «Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса». – СПб.: КОРОНА принт, 2000.

  6. Дж. Раскин Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем – Символ плюс, 2005.

  7. Екатерина Сугак - Автореферат диссертации «Эргономические аспекты проектирования пользовательского интерфейса» (электронный ресурс) [URL: http://www.dslib.net/psixologia-truda/sugak.html] .

  8. И.А. Пономарев Методы оценки качества пользовательского интерфейса (электронный ресурс) [URL: http://philippovich.ru/Library/Books/ITS/wwwbook/ist6/ponomarev2/ponomarev2.htm].

  9. Информационные технологии конечного пользователя. Стандарты пользовательского интерфейса. Критерии оценки информационных технологий (электронный ресурс) [URL: http://inftis.narod.ru/it/5-6/n10.htm].

  10. Мандел Тео. Разработка пользовательского интерфейса. М.: ДМК Пресс, 2001.

  11. СанПин 2.2.2/2.4.1340-03.

  12. Учебно-методические рекомендации к курсовому проекту по курсу «инженерная психология и эргономика»

1 Понятие «диагноз» взято из самого программного продукта.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации