Курсовая работа - Униформа как объект моделирования в истории костюма и моды - файл n1.doc

Курсовая работа - Униформа как объект моделирования в истории костюма и моды
скачать (1683.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1684kb.05.06.2012 09:22скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМЕНИ А.А.ШИРОКОВА»

Факультет искусств

Кафедра дизайна

ПМК «Дизайн одежды»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «История костюма и моды»

На тему: «Униформа как объект моделирования в истории костюма и моды»


Студент факультета искусств

курс, группа_______________________ _________________________________

(дата) (подпись) (фамилия, инициалы)

Руководитель

_________________________________ _________________________________

(ученая степень, ученое звание) (подпись) (фамилия, инициалы)

Минск 2011

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Военная униформа………………………………………………………………….……….4

1.1. История возникновения военной униформы………………………………….………..4

1.2. Военная униформа в России…………………………………………………………….……….6

Глава 2. Униформа в образовательных учреждениях…………………………………………..…11

2.1. О необходимости школьной формы………………………………………………...….11

2.2. Школьная форма в Российской империи………………………………………………12

2.3. Мундир российского студента………………………………………………………………….13

2.4. Школьная форма в СССР……………………………………………………………..…19

2.5. Школьная форма в современной России и Республике Беларусь…………………….22

2.6. Школьная форма в других странах мира……………………………………………….23

2.6.1. Школьная форма в Индии…………………………………………………………..23

2.6.2. Школьная форма в Индонезии……………………………………………………..24

2.6.3. Школьная форма на Кипре…………………………………………………………25

2.6.4. Школьная форма в Китае…………………………………………………………...26

2.6.5. Школьная форма в Мексике………………………………………………………..26

2.6.6. Школьная форма в Сингапуре……………………………………………………...27

2.6.7. Школьная форма в Турции…………………………………………………………28

2.6.8. Школьная форма в Чили……………………………………………………………29

2.6.9. Школьная форма в Шри-Ланке…………………………………………………….30

2.6.10. Школьная форма на Ямайке………………………………………………………31

2.6.11. Японская школьная форма и мода на школьную форму в Японии……………31

Глава 3. Культурная политика униформы…………………………………………………………..33

3.1. Почему нас привлекает униформа?.…………………………………………………….33

3.2. История развития современной военной формы: от утилитаризма к удовлетворению скрытых желаний……………………………………………………………………………………..35

3.3.Школьная форма: воспитание мужественности…………………………………...……39

3.4. Женщина в униформе. Противоречия и крушение стереотипов……………………...41

Заключение……………………………………………………………………………..……………..44
Использованные источники…………………………………………………………………………45

Введение
Символы, титулы, чины, звания, государственные награды являлись и являются, по сей день социальными феноменами, и несут на себе печать своего времени и общества. Ведь в них отражено «социальное лицо» эпохи, конкретного исторического времени. По ним можно определить уровень развития самого общества. И они не могут быть неинтересны нашему современнику. Причи­ны и принципы их возникновения, их эволюция позволя­ют всесторонне представить исторический процесс, приблизиться к пониманию мировоззрения человека прошло­го, раскрыть закономерности его мышления, смысл его поступков, подойти к изучению социальной психологии отдельных слоев общества, их менталитета. Стержнем всей системы была установленная Петром I «Табель о рангах». Титулы ­ это установленные законом словесные обозна­чения служебного и сословно-­родового положения их об­ладателей. Ордена ­как бы дополнение к титулу, а так­ же оценка подвига Чин давал право на замещение должностей государственной службы, а также на совокупность прав, без которых, будь ты, как говорится, се­ми пядей во лбу, не получишь в обществе признания. Чины и награды и по сей день играют существенную роль в развитии общества.

Большинство теоретиков моды сходится в том, что униформа отличается от дизайна повседневного гражданского костюма, прежде всего своей семиотической природой. Униформа это целая семиотико-социальная система. Для понимания причин появления той или иной униформы следует изучать в каждом конкретном случае все доступные документы и литературные источники, а также изображения и техническую документацию. Чтобы изучить какую-либо конкретную деталь униформы в достаточно формальных понятиях, необходимо обратиться к условиям, определившим ее появление, изготовление, технологиям кроя и пошива.

Тема для исследования очень широка и выходит за рамки курсовой работы, поэтому подробно рассмотрены военная и школьная (гимназическая, студенческая) униформы. В настоящей работе речь пойдет о культуре униформы, ее историческом, социальном и психологическом содержании, а также о том, в какой мере и в каком направлении может униформа влиять на формирование стереотипов в моде. Вот с этой позиции я и рассматриваю все написанное в этой работе.

Глава 1. Военная униформа

1.1. История возникновения военной униформы

Военная форма одежды (форма одежды военная, обмундирование) — одежда военнослужащих, установленная указами, приказами, правилами или специальными нормативными актами, ношение которой является обязательным для военнослужащих вооружённых сил государства и других формирований, где предусмотрена военная служба.

История военного обмундирования восходит к глубокой древности. Элементы военного обмундирования появились ещё в армиях древнего мира (Египет, Ассирия, Персия, Древняя Греция). Это происходило, когда на арене мировой истории начали появляться крупные древние государства, властители которых начали создавать в целях агрессии и обороны постоянные армии, насчитывающие порой более десятка тысяч человек. Введение элементов обмундирования в древних армиях было обусловлено множеством причин. В ряду важнейших надо назвать две: потребность воинов, сражавшихся в рукопашную в пешем строю, с полувзгляда отличать своих соратников от противника и проблемы снабжения воинов оборонительным и наступательным вооружением, которое намеренно делалось достаточно единообразным для каждого крупного воинского соединения и во многом определяло его тактику ведения боя. В качестве примера можно вспомнить знаменитую фалангу Филиппа Македонского, плотное линейное построение боевых воинских подразделений, укрытое от противника плотно сомкнутыми большими щитами и ощетинившееся длинными копьями – сариссами. Выучка, тактика, вооружение и обмундирование македонцев сделали возможными блистательные победы сына Филиппа, Александра, прошедшего с ними полмира и вошедшего в историю под именем Александра Великого.

Но в полном смысле этого слова, понятие военного обмундирования прилагаемо к армии Римской империи, где были установлены единообразные предметы одежды (преимущественно белого цвета), доспехи и вооружение, а для различия легионов – разноцветные перья на шлемах. В значительной степени традиция военного обмундирования была унаследована от Рима Византийской империей, войска которой еще долгое время после падения Рима использовали тактику римских легионов. В раннее средневековье в Европе понятия военного обмундирования просто не существовало. На одежде воины иногда носили герб сюзерена. В это же время отдельные элементы военного обмундирования широко использовались на Востоке, в первую очередь в Китайской империи.

Говорить о военном обмундировании (точнее об использовании его отдельных элементов) в средневековой Европе можно только применительно к войскам Англии. Одетые в униформу (т.е. носящие ливреи) войска были обычным делом для Англии еще до начала Столетней войны. Однообразно одеты были все пехотинцы-латники от графств в 1322, контингент с земель королевы Изабеллы в Холдернессе (200) в 1327, военные инженеры в 1333, войска из Лондона в 1334. Сопровождавшие сэра Томаса Утреда в 1335 600 лучников-лондонцев тоже были одеты в «одежду одного вида». Описание такой одежды дают счета 1338 на оплату расходов города Лондона, выставившего королю во Францию 40 латников и 60 лучников: «За покупку 346 локтей красного и зеленого сукна, на платье (так иногда называли и ливреи), 22 фунта, 19 шиллингов, 9 пенсов. За покупку 70 локтей попоны на их капюшоны, 4 фунта, 7 шиллингов, 6 пенсов. За шитье такого платья и капюшонов…». В 1337 впервые униформу («однообразно одеты») получают валлийские солдаты. А в битве при Пуатье вся пехота была одета в зелено-белую униформу. При Креси валлийцы носили эмблему в виде лука-порея (или само растение?), символ Уэльса. В поэме, описывающей военную свиту валлийского магната Горонви Тюдора (ум.1382) во Франции, есть слова «в день торжества яркий и пестрый наряд их покрыл все вокруг, и все сделалось ослепительно зеленым». Очевидно, речь идет о зеленой ливрее воинов Горонви. В сражениях Войн Роз роль эмблем (т.е. того, что мы сегодня называем знаками отличия) и ливрей в сражениях была велика, если не сказать огромна. Ведь они служили (за исключением штандартов и знамен) единственными средствами идентификации воюющих.

Идея создания униформы не принадлежит какой-нибудь одной стране или одному человеку, так как она была одновременно введена в нескольких странах. Это происходило по очевидным причинам: необходимо было с первого взгляда отличать своего товарища от врага в ходе сражения, а также обозначить принадлежность войска к определенному государству. Традиции всегда играли важную роль в развитии униформы, что характерно для всех эпох. Даже современный вид униформ несет отпечаток древних традиций. Со временем детали костюма, указывавшие на ту или иную эпоху, хоть и теряли свое изначальное предназначение, но часто сохранялись в виде символического орнамента. Штатская мода также оказывала влияние на развитие униформы, и поэтому ее следует учитывать при изучении военного обмундирования определенного периода. Стоит отметить, что первоначально различие между штатской и военной одеждой было менее значительным, чем можно предположить.

Введение униформы вызвало некоторые затруднения. Поначалу солдаты получали обмундирование, стоимость которого удерживалась из жалованья. Таким образом, обмундирование полностью принадлежало им и не изымалось по окончании службы. Обычно полковники — командиры и владельцы полка — приобретали и распределяли походное обмундирование. Для солдата это было невыгодно, так как каждое сэкономленное экю шло не в его карман, а в карман полковника. Но по мере укрепления королевской власти влияние полковников ослабевало. Внешний вид и детали униформы, а также и способ ее ношения утверждались приказами монарха. Постепенно снабжение армий обмундированием стало проводиться централизованно. В случае ликвидации или преобразования воинской части государство возмещало стоимость обмундирования и распределяло его между другими полками. Первоначально стремились придать особый вид униформе каждого полка, но достаточно быстро убедились в том, что предпочтительней ввести для каждого рода войск (а затем и всей армии) униформу одного покроя, а воинские части различать между собой формой и цветом воротника, отворотов, обшлагов, галунов, тесьмы, а также пуговиц. Однако некоторые воинские части, такие, как, например, гусары, сохранили свое особое обмундирование. Только в начале 19 века установился обычай одевать всю армию, или ее самую значительную часть, главным образом пехоту, в почти одинаковое обмундирование и различать полки по вензелям на головных уборах и знакам, выгравированным на пуговицах. Такая тенденция прослеживается на протяжении всего 19 века, но при этом стремление сохранить традиции не исчезло.

Военные униформы в Средние века в качестве отличительных знаков стали использовать изображение креста, в чем прослеживается влияние христианства. Так, например, с начала 15 в. англичане нашивали на груди и спине красный крест, французы и швейцарцы — белый, а воины Германской империи — крест Святого Андрея или бургундский крест. Позднее кресты заменили шарфами, которые носили на поясе или перевязывали через плечо. Расцветку шарфа выбирал сам монарх, и поэтому она обычно соответствовала цветам королевского герба. Например, датский король Фредерик II решил, как гласит указ 1563 г., что «все, кто входит в состав королевской армии, должны носить отличительный знак в виде ленты или шарфа красного и желтого цветов на шапке, одежде или поверх кирасы». Эти цвета являлись цветами герба королевского Ольденбургского дома. В 1625 г., вступая в Тридцатилетнюю войну, Кристиан IV выбрал шарф синий и красновато-коричневый с золотистым оттенком и дополнил головной убор белым пером. Позднее король вновь вернулся к цветам Ольденбургского дома, которые существуют и поныне. Символическим напоминанием о прежнем шарфе является темляк в виде узкого витого шнура красного цвета с золотым на эфесе офицерской сабли. В Швеции цвет шарфа также менялся. Он был синим у армии Густава II Адольфа во время Тридцатилетней войны, синим и желтым в правление Карла X Густава, каким и сохранился до наших дней. В период Тридцатилетней войны испанцы и воины Германской империи носили красные шарфы, французы — белые, голландцы — оранжевые, а саксонцы — зеленые. В Англии Кромвель ввел оранжевый шарф, а у роялистов были белые шарфы. В ходе крупных сражений считалось необходимым дополнить шарфы другим отличительным знаком, например соломенными жгутами или зелеными ветками на шляпе или каске. Так солдаты союзных армий узнавали друг друга на поле боя и легко отличались от солдат неприятельской коалиции.

Но впервые в Европе о военном обмундировании как о проблеме государственного значения, задумались во Франции. Именно там впервые однообразное обмундирование по родам и видам войск было введено при Людовике XIV, в 1670-72, военным министром Ф. М. Лувуа. Он установил особые цвета предметов униформы: для гвардии – синие мундиры с красной подкладкой, обшлагами и лацканами и белыми петлицами, для драгун – красные мундиры, для лёгкой кавалерии – серые с красным, для пехоты – серые и др. Идея была быстро подхвачена по всей Европе.
1.2. Военная униформа в России

России до конца 17 в. постоянных войск почти не было, у княжьей дружины была та же одежда, какую носили мирные жители, только с прибавлением доспехов. Только изредка какой-нибудь князь одевал свою дружину однообразно и иногда не по-русски: так, Даниил Галицкий, помогая венгерскому королю, имел свои полки одетыми по-татарски. В 17 веке появляются стрельцы, которые, составляя уже нечто вроде постоянного войска, имеют и однообразную одежду, сначала красную с белыми берендейками (перевязи), а потом, при Михаиле Феодоровиче, разноцветную. Стрелецкие полки имели парадную униформу, состоящую из верхнего кафтаназипуна, шапки с околышем, штанов и сапог, цвет которых (кроме штанов) регламентировался согласно принадлежности к определённому полку. Для выполнения повседневных обязанностей использовалась полевая форма — «носильное платье», которая имела тот же самый покрой, что и у парадная, но из более дешевого сукна серого, чёрного, или коричневого цвета.

При царе Алексее Михайловиче стрельцы одеваются в длинные кафтаны из сукна с большими отложными воротниками и застежками в виде шнуров, на ногах высокие сапоги, на голове шапка в мирное время мягкая, высокая, отороченная мехом, в военное — круглая железная. Полки различались между собой цветом воротников, шапок и иногда сапог. Начальствующие лица имели кожаные рукавицы и посохи, служившие в то время вообще знаком власти. Солдатские и иноземные полки также одевались наподобие стрельцов. В сочинении итальянца Ф.Тьеполо, составленном по рассказам очевидцев, русская пехота середины 16 века описывается следующим образом: «Пехота носит такие же кафтаны (как и конница), и немногие имеют доспехи».

В связи с созданием Петром I регулярной армии в начале 18 века было введено единое военное обмундирование: в пехоте – кафтан зелёного цвета, в кавалерии – синего, красные камзол и короткие штаны, чулки (в гвардии красные, в армии зелёные), башмаки, треугольная шляпа (из войлока или фетра с круглой тульей и согнутыми в виде треугольника полями) с украшениями (галунами, перьями, лентами, бантами и султанами), кожаная шапка в гренадерских и бомбардирских ротах (конической или полушарообразной формы с гербом спереди, а в гвардии с украшениями – султаном, перьями, кистями и бляхами), епанча (короткий суконный плащ). Обмундирование офицеров и унтер-офицеров украшалось золотыми галунами, офицерам полагались белый галстук, шарф и позолоченные пуговицы, а в строю – нашейный металлический знак. В 1711 было установлено единообразное матросское обмундирование: серый (позднее – зелёный) суконный кафтан, короткие штаны, синие чулки, башмаки с медными пряжками, чёрная войлочная шляпа с полями; в 1718 введено рабочее и летнее обмундирование.

Флотские офицеры сначала особой формы одежды не имели, в 1732 для них были введены кафтаны василькового цвета (с 1735 тёмно-зелёного) с красной подкладкой и обшлагами и красные камзолы. В 1763 для различия полков пехоты было установлено ношение погон на левом плече и введены аксельбанты для мушкетёрских и гренадерских батальонов (у офицеров позолоченные или посеребрённые, у солдат – нитяные). В 19 – начале 20 вв. аксельбанты в русской армии носили генералы и офицеры генерального штаба, жандармы, адъютанты. Появившиеся в 30-50-х гг. 18 века в русской кавалерии кирасирские и гусарские полки получили особое военное обмундирование: кирасиры – белые замшевые колеты, кирасы, лосины и ботфорты, гусары – короткие однобортные мундиры (доломаны или венгерки) со шнурами, ментики (куртки, отороченные мехом), рейтузы и короткие сапоги. В 1786 Г. А. Потемкиным было введено новое, более удобное военное обмундирование – короткий кафтан (куртка), камзол без рукавов, просторные шаровары, сапоги с короткими голенищами, кожаные каски с шерстяным плюмажем.

При Павле I (1796-1801) было введено военное обмундирование по прусским образцам: тесные долгополые кафтаны, узкие брюки, лакированные ботинки с чулками, треугольные шляпы. Офицеры носили напудренные парики, солдаты – сложную причёску с косами. После смерти Павла I военное обмундирование было упрощено (в 1801-06): плащ заменен шинелью с высоким стоячим цветным воротником (1802), отменены парики и косы; мундиры с фалдами и высокими воротниками имели различный цвет (тёмно-зелёный у пехоты и драгун, белый у кирасир, синий у улан и др.). В 1801-09 были введены погоны разных цветов для различия частей во всех родах войск; их носили на обоих плечах. В 1807 погоны у офицеров заменены эполетами. Треугольные шляпы заменены киверами (жёсткий расширяющийся кверху головной убор из лакированной кожи с козырьком, подбородным ремнем и украшениями – гербом, кокардой, шнуром с кистями – этишкетом, султаном) и касками из лакированной кожи или металла с двумя козырьками и украшениями в виде острия, металлического и волосяного гребня. В 1811 вместо «фуражных шапок» 1797 введены новые «фуражные шапки» (у солдат бескозырки) для ношения вне строя, превратившиеся в 1844 в фуражки. У генералов (до 1855) и офицеров (до 1844) сохранялись высокие треугольные шляпы с перьями. В 1844 в пехоте кивера были заменены касками. В русском флоте в 1802-03 были введены мундиры с фалдами и высокими воротниками (у офицеров также сюртуки), длинные брюки, треугольные шляпы у офицеров и круглые шляпы с широкими полями у матросов. В 1811 появляются первые фуражки. В 1826 для всех чинов флота были установлены однобортные мундиры и кивера, в 1844 – фуражки.

Следует также отметить, что начиная с конца 18 века и особенно в 19 веке, в широкую практику входит обмундирование не только военных, но различных категорий государственных служащих. В первую очередь следует отметить мундиры почтовых служащих. Свою форму одежды и знаки различия, утвержденные на государственном уровне, имели дипломаты и еще целый ряд категорий работников, состоящих на государственной службе. Штатское обмундирование изменялось и эволюционировало также как и военное, но его происхождение все-таки видимо восходит к традиции ливреи придворных служащих. В развитии же военного обмундирования значительно большее значение имели соображения сугубо утилитарные. Ярким примером тому является история погон.

Широко распространено заблуждение, что погоны как элемент военной формы происходят от рыцарских лат, точнее металлических наплечных пластинок, защищавших плечи воина от сабельных ударов. Это заблуждение из года в год, из издания в издание так часто повторяется, что даже многие военные поверили в это чисто умозрительное заключение. Между тем даже беглый просмотр, не говоря уже о внимательном и тщательном изучении средств защиты и нападения, музейных экспозиций не позволит обнаружить ничего даже близко похожего на «защитные плечевые пластинки». Даже более или менее внимательное рассмотрение картин, иллюстраций, гравюр, образцов военной одежды прошлых веков позволяет сделать вывод – до конца XVII века на плечах воинов погон не было (ни металлических, ни иных).

Еще стрельцы русского войска, имея четко регламентированную форму, погон на ней не имели. Погоны же, как элемент военной формы в создаваемой Петром I русской армии появляются между 1683 и 1699 годами. Погоны появляются на плечах фузилеров, гренадеров петровских полков, имея чисто утилитарную цель – удержание на плече лямки патронной, гренадной сумки или же сумы-ранца. Именно это утилитарное предназначение погона и предопределяет его размещение, форму. Погон-то солдаты носят один! И он располагается на левом плече. Нижний край погона вшивается наглухо в плечевой шов рукава, а верхний пристегивается на пуговицу, пришитую к кафтану. Офицеры же сумок и ранцев не носят и их форма погон не имеет вовсе! Более того, в кавалерии погон не имеют не только офицеры, но и солдаты. Сумки здесь являются элементом конского снаряжения, и необходимости в погонах не возникает вовсе. Погон нет и в артиллерии.

Довольно быстро этот очень заметный элемент формы стал использоваться и как декоративный элемент одежды. К 1762 году погон приобретает вторую утилитарную роль – по его расцветке различается принадлежность солдата к определенному полку. Одновременно была предпринята попытка сделать погон средством различения солдат и офицеров, для чего в одном и том же полку у офицеров и солдат плетение погона из парусного шнура было различным.

С воцарением на престол Александра I значение погон возрастает. Вид его меняется. Снова это матерчатый клапан. С 1802 года четко регламентируется расцветка погон в зависимости от номера полка в дивизии, на погоне набивается краской номер дивизии. Вторая утилитарная роль погона возрастает. Офицеры также получают погон на правое плечо. В отличие от солдат погон офицеров обшивается по краю золотым галуном.

С 1802 года погон играет две четкие утилитарные роли:

С введением в 1803 году ранца, носимого за спиной (до этого времени солдаты носили ранец типа баула через одно плечо как сумку) погон становится два. У офицеров погон заменяется эполетами. Погоны же получают свою третью утилитарную роль – различение званий только к 1843 году (только солдаты и унтер-офицеры). На них начинают нашивать «лычки» числом по званию унтер-офицера.

У офицеров погоны возвращаются на плечи только к 1854 году сначала на шинели (до этого времени чина офицера, одетого в шинель определить было невозможно), а затем постепенно на различные виды формы т.к. погоны более удобны, чем эполеты. Тогда же и офицерские погоны приобретают роль определителя чинов. Эполеты постепенно уходят из формы и, в конце концов, остаются лишь как элемент парадной формы до 1917 года.
  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации