Ответы к экзамену по курсу Социология политики - файл n1.doc

приобрести
Ответы к экзамену по курсу Социология политики
скачать (43.2 kb.)
Доступные файлы (2):
n1.doc162kb.03.03.2012 21:45скачать
n2.doc28kb.03.03.2012 22:30скачать

n1.doc


  1. Политика как социальное явление.


Поли́тика — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Политика — это всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства.

Социальная полемика в рамках западной политологической традиции пытается давать также различные трактовки политической деятельности. Выделим только три ключевые оценки.

Первый подход исходит из того, что политические отношения складываются прежде всего на этических принципах (обычно в западной социологии говорят об Аристотеле и Платоне, хотя корни подобного подхода уходят еще к древневосточным цивилизациям). Сторонники данного подхода исходят из того, что в основе всякого политического действия должна лежать этически направленная мудрость, которая, прежде всего, проявляется в способности находить эффективные способы по осуществлению моральных целей общества. При чем главной целью политической деятельности должно выступать достижение справедливости в общественных отношениях. Как известно, в греческой мифологии вообще первоначально считалась искусством богов и первоначально не была дарована людям.

Второй подход основывается на восприятии политики как воплощении эгоистических принципов. Ключевым положением такого рода подхода выступает известный принцип – цель оправдывает средства. В качестве данной основополагающей цели берется получение и удержание власти любой ценой.

Третий подход можно назвать промежуточным, компромиссным, в какой-то мере «усредненным» вариантом. Согласно данному подходу политика основывается преимущественно на прагматико-объективистких принципах. Основной целью при таком подходе является удержание необходимого баланса интересов через дозированный выбор «моральных» и «аморальных» средств и способов осуществления политических полномочий.


  1. Политика в фокусе социологического знания


Социология политики – одно из направлений социологической науки, изучающая характер и особенности влияния политической сферы общества ( в целом и отдельных ее элементов) на социальные процессы, и, наоборот, - специфику воздействия различных аспектов социальной жизни на политические процессы (характер власти, особенности ее формирования и т.д.).

Очевидно, что социология политики должна рассматриваться как система знаний более широких по масштабу, чем политическая наука (в ее нынешнем излишне функциональном значении).

Выделяются также четыре уровня исследований социологии политики:


Возникновение социологии политики обычно связывают с деятельностью Макса Вебера, который одним из первых осуществил социальный анализ власти, властных отношений и ввел классификацию типов господства в обществе, а также с именем М.Я. Острогорского — основоположника социологии политических партий.


  1. Особенности предмета и объекта социологии политики.


В настоящее время значительная часть (если не большинство) социологов придерживается мнения, что объектом политической социологии является политическая жизнь общества. Последняя, как справедливо отмечено в учебнике 'Политическая социология' (под редакцией Г. П. Сопова.) 'представляет собой совокупность политических отношений, постоянное производство и воспроизводство этих отношений. Она развертывается как совокупная деятельность социальных общностей и индивидов, организаций и отдельных лиц, преследующих политические цели.

Предметом политической социологии является изучение:



  1. Соотнесение понятий “социальное” и “политика” - древнегреческая традиция и современность


Необходимо учитывать определенное этимологическое тождество (в греческой традиции) понятий «социальное» и «политическое». Так, в частности, термин, который ввел в политико-философскую традицию Аристотель «zoon politikon» часто переводят и как «человек политическое животное» и как «человек общественное животное». В ряде европейских языков термин «социальный» эквивалентен греческому «politike». Кроме того, тот же Аристотель определял полис (государство, полис), а как мы помним речь шла прежде всего об Афинах, как «политическое сообщество» или же «политическое общество».

Исторически в рамках социологии политики одно из ключевых мест занимает определение различных закономерностей в функционировании властных институтов, например, смена политических режимов (социальные причины, динамика, строгость повторяемости), правила осуществления политических мероприятий для удержания власти и т.д.


  1. Эволюция общественных отношений и смена политических режимов у Платона.


Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик».

Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.
Все не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий.

Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, одежде и доме). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Ну и третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм — аналогия с «правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.
Платон выделяет четыре несовершенные формы государства:

Тимократия — власть военачальников. Наиболее близкая к идеалу форма правления. Такие люди становятся воинами, государство под их управлением постоянно воюет. Войны — это всегда добыча, а значит и чьё-то обогащение. Ну а богатство — это власть, формируется олигархия.

Олигархия — власть немногочисленных богатых. Но богачи ущемляют бедных, коих всегда большинство, и они, в свою очередь, захватывают власть.

Демократия — власть большинства. Характеризуется усилившимся расслоением на богатых и бедных; ведет к восстаниям.

Тирания — бесконтрольная власть одного. Появляется тиран из демократии. Для удержания власти ему нужна война, которая в конечном счете приводит государство к тимократии.
Этим формам Платон противопоставляет идеальный вид государственного устройства. При таком строе правят лишь немногие мудрецы, которые одни по своей мудрости понимают сущность справедливости и способны править в соответствии с нею. Однако, их менее разумные сыновья, возмущаясь тем, что их отцы не имеют никакой личной выгоды от власти, совершают переворот и устанавливают власть военных.


  1. Политические взгляды Платона и современные демократические принципы государственного устройства


Позже Платон в «Законах» опишет иную утопию и другой государственный строй — аристократическая республика или аристократическая монархия.


Платон различал два вида государственного устройства аристократического управления:


На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестает быть государством.
Аристократическое государство может стать монархическим, если среди правителей выделится кто-нибудь один (царская власть).
Если же будет несколько правителей, то государство будет республиканским (аристократическое правление).
Важнее непосредственно законодательная мысль «Законов»: раз счастье гражданина не есть ценность, то для счастья полиса к отдельному человеку могут быть применены меры физического воздействия. Таким образом, санкция со времен Платона становится неотъемлемым признаком позитивного закона.

(сегодня демократия – не в полной мере соответствует взглядам Платона, хотя некоторые идеи дублируются)


  1. Политическая целесообразность и общественная мораль.


ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ - различные формы и уровни проявления соответствия или несоответствия политических целей, которые кто-либо перед собой ставит, потребностям людей, правовым и нравственным нормам, здравому смыслу и требованиям охраны природы.

Значимым контекстом данной проблемы выступает современная полемика относительно эффективности выборного механизма различных органов власти, а в рамках политического противоречия анархия – диктатура нынешние политические дебаты относительно законности и эффективности управления, т.е. целесообразность осуществления оперативного управления и его правовой обеспеченности. Так в частности, первых лиц «олицетворяющих» исполнительную вертикаль власти зачастую (когда заслуженно, когда нет) обвиняют в попытках «узурпации» власти, в попрании демократических принципов, игнорировании законодательных процедур и т.д. В тоже время, представители исполнительной власти в рамках своих полномочий попадают в ситуации, которые действительно требуют оперативного реагирования, даже, если законодательная база еще не сформирована. Кроме того, сами представители исполнительной власти зачастую обвиняют своих оппонентов, что их действия ведут к анархии и могут «разбалансировать» государственный механизм, который постоянно нуждается в «твердой управленческой руке».

Нет секрета в том, что «моральность» и «аморальность власти достаточно условные понятия. Нередко диктаторами восхищаются больше, чем правителями, которые не хотели «пачкать» свои руки непопулярными и социально опасными решениями. До сих пор не понятно, как совместить политическую целесообразность и представления об общественной морали. Если политик будет действовать исходя из высших моральных критериев, он рискует быстро потерять власть. Последнее также добавляет аргументов тем, кто считает, что политика «грязное дело» и ее нельзя вершить «чистыми руками».


  1. Прагматизм в политике - социальная оценка явления.


ПРАГМАТИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ - ( гр. pragma дело, действие ) - ориентация на достижение эффекта политической деятельности независимо от гуманистических, нравственных критериев, без учета отдаленных последствий.

«Прагматизм»

(греч. pragma - дело, действие) - в политике идеологическая установка на реализацию наличных социальнополитических ценностей, на практический успеху, на положительный результат. Прагматизм противопоставляется ограничению материальной составляющей в пользу духовной, интеллектуальной. Основными критиками прагаматизма были коммунисты, которые строили свою политику на необходимости принесения жертв утилитарного характера ради возвышенной коммунистической идеи.
Прагматизм как методологическая установка и идеологически-моральная ориентация основывается на двойственности (дихотомичности, противоречивости) любых феноменов сознания или множественности смыслов (плюрализм).

В политике, в отличие от науки (Ф. Шиллер, Ч. Пирс, У. Джеймс), прагматизм учитывает и иррациональную составляющую политического сознания.

Одним из современных способов рассмотрения и прогнозирования политических событий является системный анализ. На рациональном уровне создаются альтернативные модели, которые позволяют разрешить наличные политические противоречия.
Альтернативные управленческие модели представляют собой два или несколько путей решения проблем, исключающих, ограничивающих друг друга. На уровне прагматического решения, преследующего максимальную выгоду для политической структуры при минимальных издержках на реализацию программы, субъектом политики выбирается модель, которая затем реализуется на практике. В политике прагматизм является достаточно адекватной (положительной, соответствующей) идеологической установкой. Для достижения положительных результатов прорабатывается проблема, выдвигаются реальные пути ее решения, общественно значимые цели, выбирается истинный вариант и осуществляется подготовка к реализации идеи.
Несмотря на свою практическую плодотворность, прагматизм несвободен от недостатков. Ограниченностью прагматизма в политике можно считать возможное противоречие между частным и общим результатом действий. Сиюминутный успех, зачастую, приводит к противоположным последствиям в общем политическом процессе. Поэтому прагматизм лучше дополнять и другими идеологическими установками, в которых это противоречие разрешается.

  1. Политика и социальные стереотипы


Стереотипы политические - устойчивое и массовое явление политического сознания или действия, формирующие политическое пространство. Стереотипы воспроизводятся на всех уровнях политической иерархии, матрицируют сферу бессознательного и рационального, а также господствуют в практической политике. Стереотипы выполняют функцию политических клише, шаблонов и трафаретов, создающих единство в обществе и облегчающих управленческую деятельность элиты.

Без политических стереотипов невозможна политическая организация, поскольку они выступают в качестве основы экстериоризации личности и условия ее социализации. В этом отношении политические стереотипы можно интерпретировать как традиции, без которых не может существовать ни одна социально-политическая система, даже самая динамичная. В принципе, консервативная политика основана на стереотипах. В отрицательном смысле стереотипы означают устойчивые явления политики, которые не соответствуют действительности, но считаются достоверными, ментально укоренившимися. Можно говорить о том, что политика развивается от стереотипичной формы к индивидуализации человека в политическом пространстве. В то же время ХХ столетие характеризуется омассовлением культуры и политики (Ортега-и-Гассет).




  1. Патерналистская сущность власти.

Патернали́зм - во внутригосударственных отношениях — политика государства в отношении своих граждан, направленная на всестороннее развитие и благополучие всех граждан. Характеризуется провозглашением лозунга «Государство для народа», а также сверхклассовой политикой (лавирование между классовыми интересами). Возможно только при сильной вертикальной власти. Простым языком патернализм можно назвать как опеку отца (государственной власти) над детьми (гражданами) при удовлетворении потребностей граждан. Государство выступает как экономический субъект в стратегической и инфраструктурной сферах экономики, а также создаёт условия для максимального развития малого и среднего бизнеса, не вмешиваясь в его ведение напрямую. В отличие от социализма главная ценность патернализма — каждая личность, а не общество в целом, но при условии «отцовских» и «сыновних» взаимоотношений государством (отцом) и гражданином (сыном).
В идейном плане принципы патернализма противостоят идеологии социального дарвинизма.
Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических «оруженосцев», готовых на все лады восхвалять вождей, оправдывать в глазах людей самые негативные их действия и решения. Наиболее уродливо эта тенденция проявилась во времена сталинского тоталитаризма.

«Теория государства и права» под ред. проф. С. С. Алексеева

Широко распространённые в обществе патерналистские настроения. Уверенность в том, что все проблемы должно решать государство. Либо кто-то ещё, но только не каждый на своём месте. Желание «делать себя», достигать шаг за шагом личных успехов не является нашей национальной привычкой. Отсюда безынициативность, дефицит новых идей, нерешённые вопросы, низкое качество общественной дискуссии, в том числе и критических выступлений. Общественное согласие и поддержка обычно выражаются молчанием. Возражения очень часто бывают эмоциональными, хлёсткими, но при этом поверхностными и безответственными. Что ж, и с этими явлениями Россия знакома не первые сто лет.

Дмитрий Медведев


  1. Ключевые противоречия политико-управленческой деятельности




  1. Политическая сфера как инструмент согласования интересов и политическая сфера как система подавления.

  2. Государство – противоречивые оценки его роли и выполняемых общественнозначимых функций.

  3. Государство как результат «общественного договора» и государство как «аппарат насилия».

  4. Государство – ослабление или усиление его функций. Социальное противоречие между безвластием и абсолютизацией функций власти.

  5. Уровень и характер социальной свободы и социальной ответственности.

  6. Концентрация политической власти и делегирование политических полномочий.

  7. Задачи оперативного управления и необходимость правового обеспечения политического процесса (исполнительная и законодательная власть – как ключевые субъекты данного противоречия).

  8. Ветви власти при демократическом правлении как система социально-политических противовесов.

  9. Противоречивые общественные настроения и политическая система в Украине. Амбивалентность оценок украинских граждан в отношении перспектив политического развития.

  10. Власть и оппозиция как самовоспроизводящееся социальное противоречие.

  11. Идеология власти и лозунги оппозиции – традиционализм и новации.

  12. Глобализация и обострение социальных противоречий на политической арене.

  13. «Мировое государство» или «всемирная анархия».

  14. Однополюсный или многополюсный мир.




  1. Власть и оппозиция как самовоспроизводящееся социальное противоречие

Оппозиция существует в любой политической системе, независимо от разновидности политического режима, формы правления и т.д. Могут меняться определения для характеристики и представительства оппозиционных настроений, но ее содержательный потенциал (прежде всего нацеленность на завоевание властных полномочий) устойчив. Как хорошо известно, даже диктаторские режимы не застрахованы от существования оппозиции. Она (оппозиция) только более тщательно маскируется, стремясь до поры до времени открыто не выказывать своих намерений по захвату власти. Традиционен также и набор разновидностей оппозиций: «умеренная», «радикальная» и т.д.

Кроме того, в этом противоборстве, как власть, так и оппозиция использует традиционный набор идеологических и пропагандистских приемов как в полемике между собой, так и при апеллировании к общественному мнению. Например, оппозиция, как правило, обвиняет власть

Получение (завоевание) оппозицией властных полномочий приводит к смене персоналий, олицетворяющий власть, сохраняя при этом основные закономерности взаимоотношений между властью и оппозицией.

Как власть, так и оппозиция при определении и осуществлении своих тактических и стратегических целей, а также в своей практической деятельности руководствуются принципами политической целесообразности.

Конечно, во многих современных демократических обществах оппозиция выступает органической частью власти, имея ряд контролирующих функций. Поэтому в настоящий момент принято конкретизировать, что оппозиция не представлена в исполнительной власти, тогда, как естественно ее представители могут быть широко представлены и активно участвовать в деятельности законодательной власти. Но такое представительство оппозиции во властных органах не изменяет принципов взаимоотношений между оппозицией и ее оппонентами.


  1. Демократия как специфический социальный порядок.


Демократия — вид политического устройства государства или политической системы общества, при которой единственно легитимным источником власти в государстве являются его граждане. При этом управление государством осуществляется либо напрямую (прямая демократия), либо косвенно, через избираемых посредников или через судебные разбирательства (представительная демократия).

В современной политической науке термин «демократия» употребляется как для обозначения теоретической идеальной модели (нормативный подход), так и для описания реально существующих государственных систем в странах, где политический процесс относительно полно отвечает требованиям, предъявляемым к демократии как идеалу (эмпирический подход).

Главным признаком демократии является законодательно обеспеченные выборные формы как пропорционального представительства во власти (коллективный орган) так и авторитарного представительства (президент), и обязательного наличия любых форм неотъемлемых прав граждан, несущих в себе механизм защиты интересов меньшинств.
В настоящее время демократическое правление обычно носит форму западной европейской представительной демократии, получившей название «либеральная демократия». Среди её теоретических основоположников были Жан Жак Руссо (1712—1778), Джон Локк (1632—1704) и Монтескьё (1689—1755). Развитие средств массовой коммуникации, автоматической обработки информации, теории искусственного интеллекта с инженерией знаний, с учетом нарастающих сложностей с реализацией представительной демократии, возродило интерес к её прямым формам.


  1. Глобализация политики


Политическая глобализация проявляется в институционализации международных политических структур. Так, например, европейская система формировалась как межгосударственная система – система попеременно конфликтующих и объединяющихся государств и империй. Более ранние мировые системы, в которых объединение достигалось главным образом с помощью насильственной силы, были подвержены колебаниям между многоцентровыми межгосударственными системами и мировыми империями, в которых одно доминирующее государство завоевывало все остальные государства региона. Современная мировая система осталась по сути многоцентровой, причиной чему явился переход к форме объединения, основанной на производстве и продаже товаров с целью получения прибыли, т. е. переход к капитализму. Государства, претендующие на роль гегемонов, предпочли последовать стратегии контроля над торговлей и над доступом к ресурсам, импортируемым с периферии, вместо того, чтобы завоевывать другие государства и получать от них подати.


  1. Государство как способ макроорганизации общества


Госуда́рство — это политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

По сравнению с общиной, которая является простым (неорганизованным) обществом, государство содержит в себе социальный класс (или классы), профессиональным занятием которого (или которых) является управление общими делами (при общинном устройстве, каждый общинник причастен к управлению таковыми).

Изначально любое государство выполняло триединую задачу:


По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства.
Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.
Владимир Путин: «Государство — это не нянька. Государство — это, прежде всего, аппарат принуждения, который создается для того, чтобы обеспечить равные условия для всех граждан страны, равные условия развития и достижения успехов.


  1. Перспективы развития государства как политико-социального института


Решающим фактором сохранения гражданского общества, современного государства и права или, наоборот, замены их тоталитарным строем является состояние народа как особой социальной общности.

С самого начала в изучении проблемы обозначилось несколько основных идей, сохранивших актуальность в современном государстве. В знаменитом суждении Цицерона «res publica est res populi» («государство, или республика, – дело, достояние народа») народ рассматривается как особая социальная общность. «Государство есть достояние народа, – писал Цицерон, – а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

В кризисные периоды общественного развития, когда возрастает общая неуверенность в будущем и опасение за свои судьбы, усиливаются и противоречия в самом народе, и черты противоположности между государственной властью и обществом. Социальная безысходность порождает и резко обостряет разочарование в надеждах (обычно преувеличенных), традиционно возлагавшихся на помощь со стороны государства, сеет недоверие и неуважение к правительству, подрывает его авторитет. Обычная демократическая процедура деятельности представительных органов власти начинает казаться раздражающе неторопливой, а сама власть – слабой и нерешительной. Если в периоды спокойного развития общества народ питает естественную неприязнь к диктаторству и авторитаризму, то в смутные времена бонапартизм начинает казаться единственным спасением. Выход правительства и государства из-под народного контроля в таких условиях облегчается расколом самого народа, разорением и деградацией среднего класса, рознью наций, богатых и бедных, борьбой партий, проповедями демагогов, зовущих к разделу имущества, выходом на политическую арену преимущественно недовольных, критически настроенных наименее обеспеченных слоев общества, а также ростом «охлоса» (деклассированных, экстремистских, антисоциальных элементов). Дальнейшее развитие общества и народа при стремительном росте бесконтрольной власти военного и чиновничьего аппарата более всего зависит в таких условиях от глубины общественного кризиса и от степени реальности позитивной программы политиков, возглавляющих государство.
Исторический опыт показал, что в случае победы над гражданским обществом и свойственной ему демократией тоталитарные режимы могут существовать продолжительное время. Манипулируя общественным мнением, тоталитарная власть способна переформировать народ, сплотив членов общества на новой идейной основе (война за «место под солнцем», борьба за «светлое будущее» и т.п.).


  1. Основные субъекты политики.


Субъекты политики – это конкретно-политические носители многообразной политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих коренных интересов. В их роли могут выступать как индивиды, так и социальные общности, которые самостоятельно вырабатывают и реализуют программы действия, направленные на достижение определенных политических целей посредством сознательной деятельности. К субъектам политики относятся также и социально-политические институты как непосредственные носители властных функций в обществе. Статус субъекта политики не является имманентным, изначально присущим какому-либо физическому лицу или социальной общности. Индивид приобретает его путем политико-идеологического воспитания, усвоения политических норм и принципов, приобщения к одной из общественно-политических организаций, то есть в процессе политической социализации. Аналогичным образом происходит и становление социальной общности как совокупного субъекта политики, цели и действия которого отражают коллективное сознание индивидов, объединенных в данной организации на основе сложившихся устойчивых общественных связей. Основными субъектами политики всегда являются большие социальные общности – классы и слои, народы, нации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку. К последним относятся политические элиты и бюрократия, а также представителей теневой экономики и группы социального риска. Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает и в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью. К категории совокупных субъектов политики относятся также и социально-политические институты, которые обеспечивают возможность как отдельным гражданам, так и социальным общностям упорядоченно удовлетворять свои интересы в сфере политики. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий.


  1. Социальная роль политической идеологии.


Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений.

Как средство идейного обеспечения групповых интересов политическая идеология является по преимуществу инструментом элитарных слоев, которые с ее помощью консолидируют групповые объединения граждан, обеспечивают связь с низами, выстраивают определенную последовательность действий в политическом пространстве. Именно от тактики и компетентности элит зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов.

Выступая средством идейного воплощения интересов группы, идеология схематизирует и потому в определенной степени огрубляет действительность. Созданный таким способом образ групповых целей и ценностей может быть использован для примитивизации политического сознания граждан, манипулирования и даже обмана населения. Но в целом позитивная направленность такой схематизации состоит в том, чтобы зафиксировать определенные критерии оценки политической реальности, создать нормативную модель восприятия мира политики, сделать сложную ситуацию политической динамики простой и понятной для обычного человека. Поэтому с помощью идеологий политические цели группы символизируются и получают индивидуальные значения, а политические действия приобретают конкретную направленность. В результате снижается стихийность восприятия политики и хаотичность политического взаимодействия в группе. Не случайно К. Дейч называл идеологию «картой действительности».
Таким образом, через идеологию канализируются массовые эмоции, чувства протеста или солидарности, негодования или поддержки. Сопровождая процесс агрегирования и артикуляции, идеология концептуализирует представления людей о политической ситуации, встраивает эти оценки в их общую картину мира, стремится сделать понятными политические изменения. Посредством идеологии люди обогащают свои индивидуальные воззрения общегрупповыми представлениями о «родине», «чувстве долга», других коллективных верованиях.


  1. Политическая стабильность и политические кризисы.

Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.
Другими словами, политический кризис можно охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом.

Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.
Внутриполитические кризисы - это:
правительственный кризис - потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами;

парламентский кризис - расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;

конституционный кризис - фактическое прекращение действия Основного закона страны;

социально-политический (общенациональный) кризис - включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти.

Политические конфликты и кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса.
Политические кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана развития в случае их позитивного разрешения. По словам В. И. Ленина, "всякие кризисы вскрывают суть явлений или процессов, отметают прочь поверхностное, мелкое, внешнее, обнаруживают более глубокие основы происходящего".

Стабильность Политическая - устойчивое состояние политической системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться под влиянием внешней и внутренней окружающей среды, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процессы общественных перемен.


  1. Социальные механизмы смены политической власти

Выборы — демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.

Существует два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная системы.

Революции

В политической науке революции делятся на социальные и политические:

Социальные революции приводят к смене одного социально-экономического строя другим;

Политические революции — к смене одного политического режима другим.


  1. Согласование интересов в политике

Американский ученый А. Бентли в работе “Процесс управления” ввел в научный оборот новое понятие – “группы интересов”, к которым он относил разнообразные организованные группы людей, имеющих определенные цели и выдвигающих конкретные требования перед политической властью. Индивидуальное поведение участников политического процесса рассматривалось им через взаимодействие групп, в которые индивиды оказались вовлеченными по тем или иным мотивам. А. Бентли предлагал рассматривать общество как “совокупность различных групп интересов, причем, количество групп ограничивается лишь одним показателем – интересы ради которых они созданы и действуют

В числе множества причин, побуждающих людей объединяться в группы для оказания давления на правительство. Д. Уилсон называет и такую причину как децентрализация политической системы, которая способствует росту числа групп, использующих различные варианты доступа к правительству для достижения собственных интересов. Активности групп интересов может способствовать слабость партийных систем или временное ослабление позиций политических партий.

Выявление групповых интересов и их согласование составляют основу функционирования демократического общества. Механизмы согласования интересов встроены на Западе в систему функционального представительства, элементы которой — различные консультативные комитеты, наблюдательные и экспертные советы при органах власти разных уровней, "круглые столы", агентства для проведения переговоров между бизнесом и профсоюзами, чаще всего при посредничестве государства.


  1. Политические конфликты: причины и пути их разрешения


Политический конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.

Важное значение для исследования конфликтов имело учение Гегеля о противоречиях и борьбе противоположностей .

Это учение легло в основу теории К. Маркса о причинах политических конфликтов. В соответствии с теорией Маркса политические разногласия обусловлены социально-экономическими структурами. Общество делится на неравноправные классы, это неравенство порождает глубокий антагонизм; в свою очередь, антагонизм является основой политической борьбы. Политическая борьба есть борьба классовая.

Во времена Маркса его теория была достаточно точным описанием главных тенденций политического конфликта. Великие политические битвы 19-го - начала 20-го веков были в основном классовыми в марксистском понимании термина "класс". Другие же факторы - расовые, религиозные, национальные - были лишь маскировкой классовых интересов и имели второстепенное значение, считали марксисты.

В современных условиях эта теория не может адекватно отражать все причины политических конфликтов, потому что:
марксизм преувеличивает значение классового конфликта в формировании политических различий;

марксизм дает слишком узкое определение класса (через отношение к средствам производства);

класса, как социальной группы, каким его понимал Маркс, сегодня просто не существует.

Во второй половине 20-го века наибольшую известность получили взгляды на конфликт М. Дюверже (Франция), Л. Козера (США), Р. Дарендорфа (Германия) и К. Боулдинга (США).
Морис Дюверже построил свою теорию на единстве конфликта и интеграции. По его мнению, в любом обществе существуют как конфликт, так и интеграция, и эволюция интеграции никогда не снимет все общественные конфликты.
Льюис Козер считает, что обществу всегда присуще неравенство и психологическая неудовлетворенность его членов. Это приводит к напряженности, выливающейся в конфликт.
Ральф Дарендорф обосновал "конфликтную модель общества" Согласно этой теории конфликт вездесущ, пронизывает все сферы общества, и изменения в обществе происходят под воздействием конфликтов. Структурные изменения в обществе происходят из-за неравенства социальных позиций людей по отношению к власти, что вызывает трения, антагонизмы, конфликты.


  1. Политический переворот как социальное явление.

Политический Переворот - радикальное преобразование политической системы с целью ее укрепления или уничтожения. Понятие «политический переворот» становится практически равнозначным понятию «политическая революция», если в нем принимают участие значительные массы населения, приверженные лозунгам изменения политической системы. Выделяют также олигархические, династические, военные политические перевороты, имеющие консервативно-охранительную или революционную направленность в зависимости от целей, намерений и лозунгов участвующих в нем политических сил.


  1. Принцип разделения властей

Разделе́ние власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Принцип разделения властей означает, что



  1. Политическое устройство Украины: социологический анализ


Украина представляет собой парламентско-президентскую республику.
В Украинской системе государственной власти осуществляется принцип разделение властей, т.е государственная власть разделена на три независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительную власть в стране осуществляют: Президент Украины — глава украинского государства, и Кабинет Министров Украины — правительство. Премьер-министр Украины является главой Кабинета министров — высшего органа исполнительной власти. Согласно поправкам к Конституции, с 2006 года власть Президента ограничена, ряд его полномочий были разделены между Правительством и Парламентом — Верховной Радой. (см. Политический кризис на Украине (2004))
Единственным органом законодательной власти на Украине, является Верховная Рада Украины (укр. Верховна Рада України) — однопалатный парламент, состоящий из 450 мест (список депутатов по итогам последних выборов см. в статье «Депутаты Украины»). Комплектование депутатов проводится по партийным спискам (пропорциональная система) сроком на 5 лет.
Судопроизводство на Украине осуществляется:

Конституционным судом и

Судами общей юрисдикции
Правосудие отправляется государственными служащими — профессиональными судьями, а также представителями народа — судами присяжных и народными заседателями. Все они равны в своих правах и подчиняются только закону. Судья выносит решение на основании внутреннего убеждения в соответствии с законом


  1. Политические функции Президента, Верховной Рады и Кабинета Министров Украины

Конституционные полномочия Президента Украины

Являясь главой государства и гарантом государственного суверенитета, Президент Украины наделён достаточно широкими полномочиями, прежде всего, в области национальной безопасности и обороны, гарантирования соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина и руководства внешнеполитической деятельностью государства. Осуществление руководства именно в этих сферах является по Конституции прерогативой главы государства. Обязанностью Президента является гарантирование государственной независимости, национальной безопасности и правопреемственности государства. Полномочия Президента по отношению к исполнительной ветви власти, в частности, Кабинету Министров Украины, были значительно ограничены после принятия поправок к Конституции Украины в декабре 2004 года.

Верховная Рада Украины

Законодательный орган.

Кабинет министров Украины

Исполнительная власть.


  1. Выборы органов власти как социальный феномен

Одним из способов снятия накапливающихся политэкономических противоречий в демократических государствах являются выборы. С точки зрения социологии выборы представляют собой социальный механизм, при котором часть общества (меньшую), вынуждают согласиться с позицией большей части общества и признать (как минимум до следующих выборов) ее, как общественно доминирующую. Конечно, и сам выборный механизм, и процедура голосования и легитимизация итогов выборных компаний вызывают бесконечные споры, разночтения и интерпретации. Очевидно, что на сегодняшний день какой-то наиболее оптимальной модели выборной системы, которая бы удовлетворила подавляющую часть общества, не существует. Можно даже сказать, что большинство разделяет лишь точку зрения относительно того, что лучше власть переизбирать, чем ее свергать.

В тоже время следует понимать, что в любом обществе всегда есть определенный процент людей, полагающих, что избирательный механизм вообще не нужен (например, приверженцы монархического строя).
В настоящий момент в большинстве государств, признающих выборный механизм в качестве устойчивой системы снятия внутренних противоречий чаще всего встречаются следующие виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. При мажоритарной представительный мандат получает кандидат, набравший наибольшее число голосов в конкретном избирательном округе. При пропорциональной системе выборы проходят по так называемому «одномандатному» округу, а избиратели голосуют за ту или иную партию. Партии, получившие поддержку избирателей и преодолевшие определенный «пороговый» процент (в каждой стране он устанавливается законом – 3%, 4%, 5% и т.д.) получают количество депутатских мандатов пропорционально уровню электоральной поддержки.


  1. Выборный механизм центральных органов в власти в Украине


В Украине, как известно, еще до недавнего времени, в том числе на парламентских и местных выборах, для подсчета голосов на выборах применялась мажоритарная система абсолютного большинства. Ныне эта система сохранена только на выборах Президента Украины.
В Украине парламент избирается на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования по -пропорциональной системе. Всего избирается 450 депутатов. В период с 2002 по 2006 год Верховная Рада Украины приняла большое количество законодательных актов непосредственно связанных с изменением формы правления государства на парламентскую республику. В свою очередь подверглась изменению и сама избирательная система Украины: произошел переход от мажоритарно-пропорциональной модели формирования парламента к пропорциональной, что не могло не повлиять на другие институты конституционного права, на основании которых в большей степени и обновилась законодательная база всего конституционного права Украины.


  1. Виды избирательных систем

Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).
Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.

Мажоритарная избирательная система

Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной (от франц. majoritй [мажорите] – большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины.
Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданных за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Смешанная избирательная система — в ряде стран — избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Ее суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть – в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.


  1. Выработка избирательных процедур

Конечно, и сам выборный механизм, и процедура голосования и легитимизация итогов выборных компаний вызывают бесконечные споры, разночтения и интерпретации. Очевидно, что на сегодняшний день какой-то наиболее оптимальной модели выборной системы, которая бы удовлетворила подавляющую часть общества, не существует. Можно даже сказать, что большинство разделяет лишь точку зрения относительно того, что лучше власть переизбирать, чем ее свергать.

В тоже время следует понимать, что в любом обществе всегда есть определенный процент людей, полагающих, что избирательный механизм вообще не нужен (например, приверженцы монархического строя).

В настоящий момент в большинстве государств, признающих выборный механизм в качестве устойчивой системы снятия внутренних противоречий чаще всего встречаются следующие виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. При мажоритарной представительный мандат получает кандидат, набравший наибольшее число голосов в конкретном избирательном округе. При пропорциональной системе выборы проходят по так называемому «одномандатному» округу, а избиратели голосуют за ту или иную партию. Партии, получившие поддержку избирателей и преодолевшие определенный «пороговый» процент (в каждой стране он устанавливается законом – 3%, 4%, 5% и т.д.) получают количество депутатских мандатов пропорционально уровню электоральной поддержки. Также партиям победителям отходит (также пропорционально) и та часть голосов избирателей (а, соответственно, и депутатских мандатов), которые были отданы за партии не преодолевшие «пороговый» процент. При смешанной системе часть депутатов избирается по пропорциональной системе, а часть проходит по партийным спискам. Доля мест в парламенте при смешанной, которые «заполняются» по мажоритарному или пропорциональному признакам определяется законом (чаще всего встречается вариант 50% на 50%). В Украине за последние 20 лет были перепробованы все три избирательные системы. Мы проэволюционировали от мажоритарной через смешанную к пропорциональной. При чем полемика об эффективности и неэффективности каждой из данных избирательных систем продолжается.


  1. Особенности организации избирательных кампаний

Все усилия в избирательной кампании направлены на оптимальное использование имеющихся ресурсов для усиления преимуществ кандидата и нейтрализации сильных сторон его оппонентов. В процессе избирательной кампании происходит:

— формирование группы сторонников и стимулирование их активности в день выборов;

— привлечение на свою сторону людей, которые будут голосовать, но еще не определились за кого;

— ослабление позиций оппонентов и внесение сомнений и разногласий в лагерь их сторонников (контрпропаганда).

Главное действующее лицо избирательной кампании -- кандидат в депутаты на конкретную выборную должность. Характер избирательной кампании предусматривает совместную работу коллектива людей (команды), которые вместе с кандидатом преодолевают путь к поставленной цели. Чем больше людей заинтересовано в победе кандидата, тем вероятнее эта победа.

Каждая избирательная кампания не похожа на остальные. Уникальность кампании определяют три составляющие:

1) личность кандидата -- его способности, опыт, образование, взгляды, характер и темперамент, а также его связи и обязательства;

2) специфика момента -- географические и демографические особенности округа, степень урбанизации, наличие и специфика средств массовой информации, число добровольных помощников, возможности финансирования и т. п.;

3) стратегия избирательной кампании -- политические цели, тема, направленность, график, бюджет, тактика.

Изучая опыт успешных политических кампаний, можно отметить пять основных факторов, определяющих технологию проведения избирательной кампании

1) путем аналитической работы оцениваются потребности, цели и реальные возможности отдельных приоритетных групп избирателей;

2) мероприятия избирательной кампании системно планируются и своевременно реализуются;

3) постоянно отслеживаются и анализируются результаты проделанной работы, в планы вносятся тактические изменения;

4) особое значение придается роли межличностной коммуникации и способам донесения информации до избирателя;

5) кандидат занимает во всей избирательной кампании центральное место, но существует четкая функциональная структура и основную черновую работу выполняют помощники -- группа поддержки.

Цели избирательной кампании

а) цель компании - участие, а не победа;

б) цель компании - достижение частичной, относительно полной или абсолютной победы.

Этапы избирательной кампании

«Нулевой» этап. На этом этапе ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах. Совместными усилиями выбирается округ. Для кандидата не лишним было бы заранее провести «разведку на местности», организовать социологическое исследование, составить паспорт округа, собрать сведения о наиболее вероятных претендентах на победу. На этом этапе также подбирается команда, которая будет работать на выборах. Принимается решение о способе регистрации - по залогу или по подписям.

Для этапа характерны большая степень неопределенности. Темп работ низкий, поскольку единственная работа этапа - это переговоры. Социологические исследования поручаются, как правило, внешним социологам.

Подготовительный этап или период «раскачки». На этом этапе осуществляется выезд на место команды политконсультантов. Немало сил занимает решение бытовых вопросов и вопросов размещения, аренды помещения под штаб и районные офисы. Необходимо обеспечить организующийся штаб команды и офисы оргтехникой, компьютерами, мобильной связью. Начинается набор работников штаба: шоферов, разносчиков, агитаторов и т.д. Организуется сбор подписей в поддержку кандидата и проходит его регистрация. Работники штаба организуют контакты с типографиями, средствами массовой информации.

Результатами этапа будут налаженная инфраструктура и структура штаба, план работы на всю кампанию и регистрация кандидата. Этап достаточно суматошный, суетливый. Для него характерно большое количество мелких незапланированных работ (к примеру, таких, как покупка постельного белья). К тому же еще не существует четкого разделения обязанностей: непонятно кто и за что отвечает.

Этап плановой работы. На этом этапе осуществляется основная агитационная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д. Для этапа характерны высокая интенсивность работ, максимальная степень контроля над избирательным процессом.
«Финишная прямая». Самое нервное время. Кампания выходит на финишную прямую. Паника и мандраж может охватить и кандидата, и штаб. Резко возрастает необходимость оперативно реагировать на изменение ситуации. Информационный поток, воздействующий на избирателей, значительно увеличивается. Просыпаются даже те кандидаты, которые до этого «спали». До самого открытия участков утром в воскресенье остается ощущение, что необходимо «сделать что-то еще», распространить еще одну листовку или выступить по телевизору.

Для этапа характерны возросшая интенсивность работы и их хаотичность, нервозная обстановка в штабе.

Отчетный этап. Результаты уже известны, сделано всё, что было запланировано. Следующие несколько дней после подсчета голосов будут потрачены на то, чтобы написать отчеты (в том числе, и финансовый отчет в избирательную комиссию). На этом этапе неплохо также проанализировать ошибки в стратегии и тактике предвыборной борьбы.

Вместе с тем, избирательная кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит гораздо более структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ:

— регистрация в Минюсте и в ЦИК избирательного объединения/блока;

— выдвижение кандидатов по одномандатным округам непосредственно избирателями и избирательным объединением/блоком;

— выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением/блоком;

— начало сбора подписей в поддержку кандидатов;

— представление в ЦИК подписных листов и других необходимых избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов, а затем его регистрация федерального списка;

— образование избирательных участков;

— начало предвыборной агитации;

— решение вопросов, связанных с предвыборной агитацией кандидатов в СМИ, в частности предоставление бесплатного эфирного времени;

— собственно, сами выборы.


  1. Приемы ведения выборной кампании

Предвы́борная кампа́ния (тж. избирательная кампания) — система агитационных мероприятий, осуществляемая кандидатами на выборные должности и их партиями в избирательной борьбе, после официального утверждения в качестве таковых, с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.
В предвыборной кампании также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т. д. Основными формами (способами) агитации в ходе кампании являются проведение предвыборных собраний и митингов, печатание статей и памфлетов, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению. Современные избирательные законы весьма подробно регламентируют проведение предвыборной кампании (сроки, порядок проведения и формы агитации, источники финансирования и др.).


  1. Общественное мнение как политический инструмент


Общественное мнение — усредненная и поддерживаемая большинством точка зрения различных социальных групп на какую-либо проблему с учетом развития массового сознания и ролевых представлений социальной группы о поведении и мышлении внутри социума.

Общественное мнение складывается из широко распространённой информации, как то: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно как и из слухов, сплетен, заблуждений.
В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса).

На общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом авторитетными и компетентными, личный опыт людей.

Инструментами воздействия на общественное мнение со стороны государства являются пропаганда и цензура.


  1. Типология политических партий

Партии можно классифицировать по следующим основаниям:

По социальной среде деятельности:

моносредные;

промежуточные;

всеобщие (универсальные).

По отношению к социальной действительности :

революционные;

реформистские;

реакционные;

консервативные.

По идеологической направленности доктрин:

социал-демократические;

коммунистические;

либеральные;

консервативные;

конфессионные;

монархические;

националистические;

фашистские (неофашистские).

По отношению к власти :

правящие;

оппозиционные (легальные, полулегальные, нелегальные).

По политическому темпераменту :

ультраправые;

правые;

правоцентристские;

центристские;

левоцентристские;

левые;

ультралевые.

По внутренней организации :

с формальными принципами членства;

со свободным членством;

с сильной структурой;

со слабой структурой.

По политическому статусу :

мажоритарные;

доминирующие;

миноритарные.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации