Психологическая подготовка и методы психорегуляции в легкой атлетике - файл n1.doc

приобрести
Психологическая подготовка и методы психорегуляции в легкой атлетике
скачать (202 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc202kb.08.07.2012 21:23скачать

n1.doc



Федеральное агентство по образованию

Барнаульский государственный педагогический университет
Факультет физической культуры

Кафедра психологии


Психологическая подготовка и методы психорегуляции

в легкой атлетике

Курсовая работа

Выполнила студентка

3 курса группы ОЗО ФФК

А. Н. Сидоренко

____________________

Научный руководитель:

старший преподаватель Е. П. Ударцева

____________________
Оценка _____________

«______» ________________2006 г.

Барнаул – 2006

Оглавление
Введение………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Теоретические основы психологической подготовки

в спорте……………………………………………………………………...6

    1. Краткая характеристика психологической подготовки

спортсменов…………………………………………………………….6

    1. Основные средства невербального воздействия на

психологическое состояние спортсменов.……………………………9

1.3. Воспитание волевых качеств спортсменов…………………………...15

Выводы по первой главе…………………………………………………….24
Глава 2. Аспекты психологического регулирования в легкой атлетике………..25

2.1. Характеристика психической устойчивости

в соревновательных условиях…………………………………………..25

2.2. Особенности сохранения оптимального психологического

состояния в день соревнований………………………………….……..27

Выводы по второй главе…………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………….34

Библиография……………………………………………………………………….37
Введение
Проблема психологической подготовки в современной теории и практике физической культуры и спорта (ФКиС) весьма актуальна [28, 31]. Мотивация спортсмена к рекордным соревновательным результатам, критериальные значения которых находятся на грани возможности человеческого организма и психики, во многом обусловливает высокую нагрузку на нервную систему как материальный субстрат сознания. Изучение литературы и наблюдения убеждают, что психологические компоненты личности, такие как эмоционально-чувственная сфера, интеллектуальный компонент, внимание, и др., нередко испытывают перегрузки и воздействие комплекса стрессовых факторов [2, 8, 10, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 29]. Итогом этих перегрузок может стать состояние дезадаптации спортсмена [15], следствием чего, в лучшем случае, являются низкие показатели выступлений на соревнованиях. Психофизический срыв возможен не только от чрезмерных нагрузок, но и от недостаточного внимания к психологическим методам подготовки спортсменов, способам релаксации и восстановления [3, 7, 14, 24, 25, 26, 27].

Практический опыт и анализ литературы показывает, что рациональное использование приемов психорегуляции, умение воздействовать на глубинные механизмы сознания, мотивационную и эмоциональную сферу, способствуют не только сохранению оптимального биосоциального баланса личности спортсмена, но и создают благоприятные условия для успешного решения учебно-тренировочных задач и достижения отличных результатов выступления на соревнованиях. Личный интерес автора курсовой работы и актуальность проблемы психологической подготовки в спорте определи выбор темы учебно-исследовательской деятельности.

Объект исследования – процесс психологической подготовки в спорте.

Предмет исследования – способы психорегулирующего воздействия на спортсмена в учебно-тренировочном процессе легкой атлетики.

Цель курсовой работы – на основе исследования содержания психологической подготовки в теории и практике спорта определить возможные способы психорегуляции в легкой атлетике.

Задачи, поставленные в курсовой работе:

1. Изучить теоретические основы психологической подготовки спортсменов.

2. Провести анализ методов психологического регулирования спортсменов.

3. Разработать комплекс возможных способов психорегуляции в легкой атлетике.

Рабочая гипотеза: предполагается, что изучение методов психологической подготовки и практическая реализация способов психорегуляции, адаптированных к тренировочному процессу легкой атлетики, будет способствовать улучшению психо-эмоционального и физического состояния спортсменов.

Методы исследования. Для определения адекватных методов исследования был проведен обзор литературы, связанной с методологией познания [2, 4, 6, 9, 12, 13, 14, 21, 30, 32]. Ведущим методом исследования данной курсовой работы является анализ литературы, в первую очередь по легкой атлетике, и по другим отраслям знаний, связанных с темой исследования. Знакомясь с публикациями, мы подбирали литера­туру в обратном хронологическом порядке, т. е. сначала совре­менные публикации, а затем более ранние. Внимание обращалось на то, каким способом получен материал публикаций (исполь­зовались ли инструментальные методики, позволяющие получать объективные данные), как надежны полученные результаты (например, результат в беге на 100 м измерялся ручным способом или электронным - автоматизированным). Рассматривались различные точ­ки зрения на интересующий нас вопрос. Изучался и анализировался опыт работы выдающихся тренеров и системы подготовки выдающихся спорт­сменов.

Следующий метод исследований - анализ документальных ма­териалов. Метод предполагал анализ личного дневника тренировок, результатов соревнований, дневников тренировок сильнейших лег­коатлетов и др.

Сопоставление динамики тренировочных нагрузок с результатами в соревнованиях и контрольных тестированиях позволяет оценить эффективность организации тренировочного процесса.

Педагогическое наблюдение, как метод исследования в нашей работе, представляет собой планомерный анализ и оценку способа организации учебно-воспитательного (тренировочного) процесса без вмешательства наблюдателя в ход этого процесса.

Новизна работы заключается в том, что на основе разностороннего анализа теории спортивной психологии и практики тренировочного процесса разработан авторская комбинация (комплекс) методов психорегуляции спортсменов, занимающихся легкой атлетикой.

Практическая значимость работы выражена возможностью использования результатов исследования в реальном процессе спортивной тренировки легкоатлетов.
Глава 1. Теоретические основы психологической подготовки

в спорте
1.1. Краткая характеристика психологической подготовки

спортсменов
Спортивная подготовка, как единый процесс формирования и совершенствования двигательных навыков спортсмена и его ка­честв (физических и психологических), строится па общих научных основах формирования и развития двигательной деятель­ности спортсмена с учетом его индивидуальных особенностей (пол, возраст, состояние здоровья, уровень физической подготовленно­сти, особенности психического склада и т. д.), образа жизни и тех условий, в которых тренировка проводится [7, 11, 17, 24, 25, 26, 27].

Ни одна из задач тренировки не может быть успешно решена только средствами физических упражнений. В подготовке легкоатлетов используются физические и идеомоторные упражнения, аутогенная тренировка, определенные условия внешней среды, средства восстановления и гигиенический режим. Систематические занятия спор­том - мощный фактор, способствующий развитию не только двигательных свойств спортсмена, но и лучших сторон человеческой личности, воспитанию нравственных и волевых качеств.

Выделим основные средства психологической подготовки спортсмена [28, 31].

Идеомоторные упражнения - мысленное исполнение движения или действия. Их эффект основан на двигательных и функцио­нальных реакциях, автоматически возникающих у человека в мо­мент представления о движении. Эти реакции хотя и очень слабые, но они в точности соответствуют тем, что возникают при практи­ческом выполнении этого упражнения, его части, элемента, связки, могут способствовать овладению техникой и тактикой, настраи­вать на предстоящее фактическое выполнение, упрочивать навык, совершенствовать проявление двигательных качеств. В процессе идеомоторного упражнения может начинаться образование двигательного навыка.

Аутогенная тренировка - воздействие на психологическое со­стояние (для отдыха, снижения возбужденности, предстартовой настройки, преодоления рекордных рубежей) посредством само­внушения спортсмена или внушения тренера или психолога.

Музыка и ритмолидеры. С их помощью можно делать занятия более эмоциональными, увеличивать объем тренировки, интенсив­ность. Музыка - хорошее средство для настройки перед стартом и для отдыха [1, 5, 17].

Психологическая подготовленность легкоатлета обеспечивает эффективную реализацию его технических, тактических и функ­циональных возможностей, достижение более высокой работоспособности в тренировке, повышение результатов в соревнованиях.

Психологическая подготовка направлена также на развитие способности спортсмена владеть собой, своими чув­ствами, переживаниями, способности отвлекаться от всех посто­ронних раздражителей, сознательно затормаживать неблагопри­ятные формы психологических состояний, возникающих в услови­ях соревнований, осуществлять в любых внешних условиях максимальные усилия без нарушения координации и динамики дви­жений, быть готовым к борьбе с более сильными противниками.

Психологическая подготовка осуществляется через воспитание волевых качеств спортсмена, приучение его к условиям состяза­ния и к борьбе с противником. Особо важную роль играет само­воспитание легкоатлета, настраивающегося на бескомпромиссную борьбу, на проявление всех своих сил и возможностей. Спортсмены должны верить в свои силы, дерзать, настраиваться на преодоление установившихся психологических барьеров. Ника­кие внушения тренера не помогут, если у спортсмена нет убеж­денности в своих возможностях значительно улучшить результа­ты. Для этого тренер должен знакомить легкоатлетов со скрытыми силами человека, с возможностями их проявления, с путями преодо­ления психологического барьера [17, 26, 27].

В настоящее время спортсмен еще очень далек от действитель­ных пределов в легкой атлетике. Из физиологии известно, что каж­дый человек обладает огромным запасом потенциальных сил [14, 15]. В особых случаях, например в минуту опасности, он проявляет «чудеса» силы, быстроты, выносливости. Об этом должен помнить каждый спортсмен. Однако эта скрытая энергия не про­является в обычных условиях: простого желания для этого не­достаточно. Необходим очень мощный эмоциональный подъем, во много раз усиливающий прежде всего работоспособность центральной нервной системы (ЦНС) [27].

Участие в соревнованиях создает эмоциональный подъем у спортсменов, но не настолько сильный, чтобы раскрыть все потенциаль­ные силы спортсмена. Следовательно, спортсмен не должен рас­считывать только на «механическое» действие эмоций, возникаю­щих в соревновании. Главные резервы стабильности и повышения результатов на соревновании лежат в высокой психологической готовности легкоатлета.

Проявить потенциальные возможности спортсмену мешают различные причины: основная из них - психологические барьеры. Они бывают разные, но это всегда препятствие на пути к спор­тивному росту. У одного спортсмена такой барьер - это убежден­ность в невозможности победить известного чемпиона. У друго­го - мнительность, мысли о том, что победа - удел особо одаренных, и поэтому он всегда проигрывает.

Чаще всего спортсмены создают себе са­мый главный барьер - преклонение перед рекордом: они близко подходят к рекордам, но не смеют перейти через него.

Современная легкая атлетика постоянно дает примеры значительного превышения результатов, которые совсем недавно каза­лись недосягаемыми. Конечно, современная техника, методика тре­нировки и условия для соревнований более совершенны. Но все же секрет в преодолении психологических барьеров лежит в сме­лости самого спортсмена, в его непоколебимой уверенности в возможности достижения цели [17].

Мы отмечали некоторые средства психологической подготовки спортсменов. В соответствии с целью курсовой работы представляется логичным более подробное рассмотрение данного аспекта.

1.2. Основные средства невербального воздействия на

психологическое состояние спортсменов

Психология спорта в настоящее время все более становится наукой и учебной дисциплиной, которой интересуются не только психологи, но и все так или иначе связанные со спортом люди – спортсмены, тренеры, физкультурники, преподаватели физической культуры. С периода бурного роста спортивных результатов их достижение потребовало огромной затраты сил и времени, что сформировало стойкий интерес со стороны специалистов физической культуры и спорта к проблемам спортивной психологии. Спортивная практика свидетельствует о возрастающей роли психологического фактора в успешности занятия спорта и выступлений спортсменов, о возможностях использования внутренних психологических резервов для повышения спортивного мастерства и достижения победы в соревнованиях [28, 31].

Особый интерес для исследователей представляют способы невербального психологического воздействия.

Известное положение «Бытие определяет сознание» можно рассматривать как зависимость психологического состояния от внешней среды [8, 10, 16, 18, 19, 20, 29].

В подготовке спортсменов снижает психологическую нагрузку смена занятий в спортивном зале (на стадионе) на тренировку в лесу, на поляне, в парке и т.д.; на разных стадио­нах и полях, в различных бассейнах и пр.; с наличием зрителей и без них; с музыкой и без.

Большинство средств спортивной подготовки может быть усилено с помощью музыки. Она оказывает мощные и разнообразные воздействия на психическую сферу человека, в значительной мере влияет на проявление его функциональных возможнос­тей. Большое количество исследований показали повышение производительности труда под влиянием музыки, ее положи­тельное значение при различных заболеваниях, эффективные возможности в спортивной подготовке [1, 5, 17, 27]. Легкая, ритмичная музыка положительно влияет на работоспособность, на быст­роту движений и выносливость, восстановительные процес­сы, повышает жизнедеятельность организма.

Использовать музыку можно перед тренировочным занятием, соревнованием и во время занятия, а также в ин­тервалах после большой нагрузки и перед переходом на но­вый вид последующей работы. Кроме того, музыка может быть полезна после занятия. В режиме дня она поможет об­рести бодрость с утра, поднять тонус перед выездом на тре­нировку, дать успокоение после соревнования и перед ноч­ным сном [27].

Музыка в занятиях не должна звучать непрерывно. Она используется только тогда, когда может помочь успешнее вести спортивную подготовку и сохранить требуемой режим жизни.

Во всех случаях громкость музыки не должна превышать уровень нормальной слышимости. В процессе отдыха и осо­бенно перед сном ее звучание должно быть слабым. Восприятие музыки связано с индивидуальными особен­ностями спортсмена, с их музыкальным образованием. По­этому выбор музыки индивидуален. Приобщение к музыке начинающих спортсменов способствует их ду­ховному росту, повышению восприимчивости к тончайшим двигательным координациям, их ритму.

Следует избегать повторения на протяжении ряда заня­тий одной и той же музыки, если это не диктуется особыми требованиями, например, в фигурном катании. Привычная, а порой надоевшая музыка может стать неэффективной. И напротив, если спортсмен нашел для себя особо эффектив­ную музыку для отдыха перед соревнованием или для на­стройки перед стартом, то ею пользоваться следует реже, держа в запасе к особо важному состязанию.

Общий эффект повышенного настроения, эмоциональной приподнятости, позволяющих успешнее выполнять любую работу, создается музыкой оптимистичной, бодрой, с четким ритмом.

В подготовке спортсменов имеют определенное значение условия, создаваемые светом и цветом [26, 27]. Состояние человека и его работоспособность, а следователь­но, и спортивная деятельность, в определенной степени свя­зана с уровнем освещения и его цветом. Гигиенические нор­мы определяют силу света и его приближенность к дневному для закрытых спортивных сооружений. Такая оптимальная освещенность, как и яркий солнечный свет на стадионе, важный фактор эффективной тренировки и успешного участия в соревновании. Хорошая освещенность создает положительный эмоциональный фон. Естественно, что большая часть занятий должна проводится при оптимальном освещении, хотя в целях приучения к «полю боя» и создания очень трудных условий в тренировке сила света, его характер и цвет могут изменяться.

Возможно так­же использование разного цвета освещения в связи с на­правленностью тренировочного занятия или части его. Так, ярко-красный и оранжевый цвет вызывают повы­шенную возбудимость, желтый и розовый в пасмурную погоду создают иллюзию солнечного дня и контрастнее об­рисовывают контуры предметов, мягко-зеленый действу­ет успокаивающе, голубовато-синий благоприятствует пе­реходу ко сну. Следовательно, при ярко-красном или оранжевом осве­щении можно сделать более агрессивным тренировочный процесс, повысить результа­тивность в спринте, метаниях, прыжках, упражнениях со штангой, выполнять более эффективно специальные скоростно-силовые упражнения.

Ярко-желтое, как и розовое, освещение создает в некоторой мере положительный эмо­циональный фон, позволяет более отчетливо ви­деть предметы реальности. Такое освещение положительно ска­зывается на выполнении гимнастических упражнений.

Желтое освещение в особенности поможет в большом помещении, с полуосвещенными трибунами, со стенами, те­ряющимися в темноте, создающими различный фон, на ко­тором как бы затушевывается отчетливость движений. Мяг­ко-зеленое освещение будет способствовать проявлению выносливости в длительной работе, поможет успешнее решать задачи активного и пассивного отдыха.

Таким образом, возможность изменять цвет освещения в закрытом помещении или в его частях (спринтерские дорожки, места для метаний и т. п.) позволяет эффективнее решать некоторые задачи подготовки спортсменов.

Исследователями были по­лучены данные о мощном влиянии цветомузыки на челове­ка, на его состояние и работоспособность. Цветомузыка мо­жет использоваться для следующих целей:

а) отдыха и восстановления. В настоящее время в восстановительных центрах, на производстве и в спортивных центрах имеются электронные устройства для индивидуального (в кабинах) и группового восприятия цветомузыки в мягких креслах или лежа на кушетках, используется соче­тание негромкой успокаивающей, мелодичной музыки с плавным изменением и различным соединением цветного освещения экрана мягкой тональности: розового, голубого,
сиреневого, зеленого, желтого, золотистого и др.;

б) настройки перед тренировкой и соревнованием, в те минуты, когда спортсмены после разминки ожидают выхо­да на площадку или на старт.

в) в тренировке, сочетание цветности освещения (фильтров очков) и сопровождающей музыки должно основываться на гармонично совмещенных воздействиях того и друго­го соответственно указаниям, данным ранее;

г) в работе над искусством движений особую роль мо­жет играть сочетание с избранной музыкой разной цветнос­ти освещения. Подобные сочетания с изменением тональности и насыщенности цвета будут способствовать воспитанию выразительности движений спортсменов.

Сегодня исследуется роль музыкального лидера с синхронно-пульсирующим светом различной цветности (на разных вре­менных отрезках) в требуемом ритме, в том числе перемен­ном, в длительной работе или ускоряющемся темпе в сприн­терских упражнениях [27].

Для психорегулирующего воздействия можно применять ароматерапию. Для этого используются эфирные масла сандалового дерева, жасмина, розмарина, можжевельника и др. Считается, что свежий воздух с добавлением а. аромата лимонной эссенции поднимает настроение, тонизирует и укрепляет человека. Ромашка помогает расслаблению, снимает напряжение.

В современном спорте ароматические вещества почти не применяются. Исключением является нашатырный спирт, который трудно отнести к ароматическим веществам. Но его действие при вдыхании через нос в считанные секунды «взбадрива­ет» спортсмена, восстанавливая его относительную работос­пособность. При вдыхании нашатырный спирт рефлекторно оказывает возбуждающее влияние на дыхательный центр, действуя через рецепторы верхних дыхательных путей.

У спортсменов может быть эффективно вдыхание (через нос) ароматов смол и эфирных масел, последовательной ком­позиции ряда пахучих веществ. Например, 7 вдыханий пих­тового масла, 7 - лавандового масла и 7 - ладана. Очень благоприятно для успокоения и восстановления вдыхание благовонных курений, например, ладана, ароматических пирамидок и палочек из Индии.

Следует напомнить о восстанавливающем влиянии аро­матических ванн и массажа с применением душистых ма­сел.

Практический интерес представляет стимулирующее действие фитонцидов (в частности летучих веществ деревь­ев хвойных пород, особенно сосны). Эффективно проводить прогулки и тренировки в сосновом лесу, особен­но в период активного отдыха.

Наука о запахах очень молода и занимается главным обра­зом изучением механизма передачи и восприятия запахов. Влияние же запахов на состояние людей исследовано очень мало, а применительно к спорту не изучено. Вместе с тем можно считать бесспорным, что восприятие даже ма­лой дозы соответствующего пахучего вещества может улучшить настроение человека, снять депрессивное состояние, повысить работоспособность, дать крепкий сон.

Раздражение пахучими веществами может вызвать изменение физиологического состояния организма, в первую очередь, как это показал И.П. Павлов, путем условных рефлексов. Под влиянием запахов может измениться частота и глубина дыхания, газообмен, возбудимость мышц, частота пульса, уровень кровяного давления, деятельность органов пищеварения, чув­ствительность зрения и слуха, а также развиваются опреде­ленные изменения электроэнцефалограммы - кривой, ото­бражающей колебания электрических потенциалов мозга.

Соответствующие пахучие вещества могут быть исполь­зованы в спортивной практике в следующих направлениях:

а) для повышения бодрости и настроения - запах люби­мых духов;

б) для снятия возбужденности и крепкого сна - по 2 вды­хания через каждую ноздрю запаха настойки валерианово­го корня;

в) для нервно-психического расслабления, снятия возбужденности и уменьшения усталости запах эфирных масел: лаванды, герани, корицы, гвоздики, эвкалипта (на некоторых людей подобный запах действует тонизирующе);

г) для резкого снятия депрессивного состояния после работы или во время ее - короткое вдыхание через нос на­шатырного спирта. Считают, что при этом раздражаются также чувствительные нервные окончания верхних дыха­тельных путей, чем рефлекторно возбуждается централь­ная нервная система. В связи с этим практикуется вдыха­ние нашатырного спирта (из аэрозольной или другой упа­ковки), непосредственно перед выходом на лед хоккеистов и фигуристов за 2-3 с перед началом раунда у боксеров и др.;

д) для приучения к внешним условиям предстоящего важнейшего соревнования можно использовать господствующий там запах (например, запах от растирок в гардеробной, от синтетического покрытия в манеже и залах
и др.);

е) возможно использование пахучих средств, привычных для спортсменов, но непривычных для их противников.

Важно иметь в виду, что люди по-разному воспринимают запах одного и того же вещества. Следовательно, при выборе ароматических ве­ществ необходим индивидуальный подход.

Одним из путей повышения работоспособности, обеспечения хорошего настроения и отличного самочувствия может быть воздействие какого-либо раздражителя, связанного ранее условно-рефлекторной связью с другими анализаторами: слуховым, обонятельным, зрительным, тактильным, вкусовом. Рефлекс повышенной работоспособности и от­личного настроения может образован сочетанием раздражи­теля, например, аромата с прекрасным настроением. При неважном самочувствии раздражитель не применяется. Если на тренировке спортсмен проявляет высокую, соответству­ющую самочувствию работоспособность, то образование рефлекса подкрепляется восприятием того же аромата. Важ­но, чтобы в дни выработки рефлекса трудность упражнений и заданий не вызывали лишнего напряжения, обеспечивая уверенность выполнения.

Как известно, у спортсменов есть «счастливые» майки, в которых они участвуют в соревновании наиболее удачно. Обычно этот эффект возникает при повторном достижении высокого результата в одной и той же майке. Образовавша­яся на этой основе рефлекторная связь помогает спортсме­ну и на тренировке в «счастливой» майке проявлять более высокую работоспособность.

Роль «счастливой» майки могут играть самые различные предметы и воздействия: обувь, указатели разметки, игруш­ки-талисманы, определенные движения в разминке и перед стартом, ритуал в команде перед началом игры, внушение тренера и многое другое [3, 17, 26, 27].
1.3. Воспитание волевых качеств спортсменов
Выполнение физического или спортивного уп­ражнения, тренировочная работа и соревнование требуют проявления соответствующих умений, навыков, физических и психических качеств. Величина этих проявлений определяется подготовленностью спортсмена в целом, его волевыми ка­чествами [3, 24, 25].

Основой волевых качеств и спортив­ного характера являются нравственные качества (убеждения и др.) и свя­занные с ними увлеченность и стремление к поставленной цели. Практичес­кой основой воспитания волевых качеств является деятельность в самых её разнообразных формах [8, 19, 29].

Анализ психологической теории показывает, что под волевой деятельнос­тью понимается сознательная, целеустремленная деятель­ность человека, связанная с преодолением препятствий и трудностей на пути к цели [16, 18, 19, 20, 21, 22 и др.]. В этой волевой деятельности выделяют следующие качества: сила воли, трудолюбие, настой­чивость, терпеливость, выдержка и самообладание, реши­тельность, смелость, мужество, уверенность в своих силах, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность, воля к победе. Есть и другие проявления воли и ха­рактера, например, бойцовские качества, способность свое поражение в соревновании использовать для более напря­женной подготовки и в конечном счете для победы и др. [27].

С точки зрения спортивной психологии, воля - способность преодолевать значительные затрудне­ния, выполнять спортивное упражнение в самых тяжелых условиях и при большом утомлении.

Воспитание воли достигается посредством образованием у спортсмена мотивации для заня­тий избранным видом спорта, для оформления устойчивого стремления к достижению поставленной цели [22, 28, 31].

Важную роль играет сила примера других спорт­сменов и не только великих, но и тех, кто тренируется ря­дом.

Практически воспитание силы воли осуществляется по­степенным нарастанием в процессе занятий трудности в ко­личестве и в интенсивности тренировочной работы, участи­ем в гандикапах, товарищеских и официальных соревновани­ях, преодолением усложняющихся внешних условий (грунт, рельеф, снаряды, метеоусловия и др.), самоконтролем спортсме­на за достижением целей.

К проявлению силы воли во времени, на пути к достижению поставленной цели относятся качества трудолюбия, настойчивости и терпеливости. Такая устремленность, питаемая нравственностью, интересом и желанием достигнуть цели, важная основа этих качеств.

Тренер должен участвовать в формиро­вании этих качеств у своих учеников. Для этого ему необходимо выявить в беседах со своими подопечными мотивацию к занятию спортом, усилить их стремление к цели, сде­лав ее более заманчивой и реально доступной; установить непосредственные цели [16, 20, 22]. Обязательно нужно создавать эмоциональный фон (разнооб­разием упражнений, игровым и соревновательным методом, шуткой, подбадриванием и похвалой), повышающий рабо­тоспособность и увеличивающий интерес.

Используя эффект преодоления трудностей, необходимо их постепенно увеличивать [27].

Спортсмены испытывают трудности борьбы с усталостью. Поэтому методом разъяснения тренер должен доводить до спортсмена идеи о том, что мало иметь сильные мышцы, отличную технику, крепкий организм. Надо еще иметь волю продолжать упражнения, хотя наступающая усталость сказывается все более и может вызывать желание прекратить работу. Такого желания допускать нельзя.

Спортсмену рекомендуется использование мысленной самоподдержки: «выдержу», «стерплю», «терпение и труд все перетрут».

В занятиях с более слабыми спортсменами пользуются групповым методом выпол­нения упражнений: глядя на более сильных и равняясь по ним, спортсмен привыкает переносить нагрузку и потом выполняет то же самое самостоятельно.

Полезно выполнить в одном занятии «цепочку» практи­ческих, все более трудных заданий - упражнений с конкрет­ными показателями. Обращают внимание учеников на необ­ходимость выполнения каждого упражнения на требуемом по показателю уровне, как бы это не было трудно.

Рекомендуется давать спортсменам задания по самостоя­тельному овладению элементами техники движений, по ее совершенствованию, основываясь на кинограмме, видеопо­казе, вашем словесном объяснении или подражая тому, что показал мастер спорта [17, 27].

Полезными не только для воспитания трудолюбия могут быть такие задания: ознакомиться со спортивной статьей или избранным местом книги, проверить на тренировке предлага­емые там упражнения (или что-то другое), проанализировать результат и изложить свои выводы письменно или устно.

Выдержка и самообладание - это качества, определяющие умение спортсмена владеть собой. Эти качества позволяют сохранять психическую устойчивость и хладнок­ровие перед стартом и в разгар «битвы» на спортивной аре­не, обеспечивают правильную реакцию и поведение спорт­смена на различные сбивающие внешние факторы. Выдержка спортсмена в его поведении, самообладание, отсутствие склонности к поспешным выводам и опромет­чивым поступкам нужны не только в общественной жиз­ни, на учебе, работе и дома. Это необходимо и в спортив­ной подготовке, как залог дисциплинированности, способ­ности выполнять без отклонений самые сложные по коор­динации и самые трудные по психическим напряжениям упражнения. Роль самообладания особенно возрастает в таких видах спорта, как авиационный, парашютизм, дельтапланеризм, автомотоспорт, где нужны точное управ­ление и тонкое чувство в резко изменяющихся внешних условиях.

Психическая устойчивость атлета, его хладнокровие и самообладание в самых сложных и трудных соревнова­тельных ситуациях - очень важная основа для проявле­ния потенциальных возможностей при эмоциональном подъеме. Из-за неустойчивой психики положительная эмоциональная возбужденность может перейти в нервную заторможенность, привести к спаду функциональных воз­можностей [17, 26, 27]. Настрой спортсмена на внешне сохранение подтянутости и выдержки формирует и внутреннюю собранность, способствует воспитанию самообладания. В связи с этим спортсменам рекомендуется избегать размашистых жестов, мимики и гримас. Спокойное лицо, улыбка - не только отражение психического спокойствия, но и средство успо­коения при возникающем раздражении.

Полезно организовывать обучение спортивной технике и проявлению мышечных усилий по принципу - выполнять упражнения как бы играя. Это очень нужно и для правильного воспитания спортсмена, умеющего проявлять максимальную быстроту и силу, ловкость и выносливость без излишних мышечных напря­жений.

Нельзя ставить раньше времени перед учеником спортивных сверхзадач. Недостаточная подготовленность, физическая и психическая, превращает попытки достижения намечен­ного спортивного результата в сверхнапряжение и нервную заторможенность. Необходимо, чтобы спортсмен-новичок в процессе подготовки приоб­ретал бы все, что нужно для соревновательного упражнения, и по своей убежденности выполнял бы его с радостью, бо­рясь лишь с самим собой, не думая о конкурентах, о мораль­ном и материальном стимулировании.

Решительность - это способность в нужный момент принимать обоснованное решение, своевременно проводить его к исполнению. Решительность опирается на силу воли и фи­зическую подготовленность спортсмена. Нужна очень большая решительность и для того, чтобы поставить перед собой задачу превысить рекорд, добиться победы, провести для этого напряженную тренировку на протяжении длитель­ного времени.

Для воспитания решительности выделяют три пути [27]. Первый - приобретение спортсменом знаний во время проводимых совместно с тренером разборов и анализов примеров решитель­ности. Кроме бесед на эту тему, следует обсуждать случаи, происшедшие на глазах спортсменов, во время присут­ствия на соревнованиях. При возможности следует пользо­ваться сюжетами на кинопленке и видеокассетах.

Второй - проигрывание ситуаций, искусственно создан­ных на макете, стенде, модельном автодроме и др. Большую роль играют специальные тренажеры - автоматы, требую­щие лишь мгновенной оценки ситуации и решения. Еще большую помощь окажут тренажеры, управляемые спорт­сменом по заданной программе и с свободным творчеством.

Третий - самый главный путь - практическая реализа­ция в тренировке и соревнованиях приобретенных знаний и умений. Необходимо постепенно осложнять ситуации и приучать спортсменов решительно преодолевать создающиеся трудности. Спортсмены должны понять, что неудачи в первых попытках реализации принятого решения в последующем обязательно приводят к достижению цели.

Мужество и смелость - это черты характера, выражающие нравственную силу и воле­вую стойкость человека, храбрость, присутствие духа в опас­ности, готовность смело и решительно бороться за достиже­ние благородной цели. Высшее проявление мужества - ге­роизм. Эти черты характера неотделимы от глубокого созна­ния справедливости той цели, во имя которой действует человек и которая стала его моральным долгом. Можно сказать, что смелость - важная составная часть мужества. Но не безрассудная смелость, когда человек бросается в опасность, не думая, как и что он будет делать. В труде, при исполнении воинского долга и в спорте смелость есть энергичное и безбоязненное заранее или мгновенно об­думанное, а также автоматизированное (ранее выработан­ное) проявление сочетания силы воли, решительности и храбрости.

Уверенность в своих силах - это качество - главная основа бойцовского характера. Укрепление у спортсменов веры в свои силы способствует им в большей мере проявить волевые качества, овладевать новыми тренировочными нагрузками, преодолевать рекордные рубежи. В свою очередь, выход на новый уровень подготовленности через значительную рабо­ту над собой еще больше укрепляет уверенность спортсме­на в своих силах.

Начинающий спортсмен должен знать как легко он может ухудшить спортивные показатели, допустив даже на миг негативные мысли. Для этого используется такой пример. Спортсменам обрисовывается задача - пройти по лежащему на земле бревну. Смогут ли они это сделать? От­ветом будут их улыбки - «нет ничего проще, тут и равнове­сия особого не требуется». А если переложить это бревно через пропасть? При таком вопросе улыбки обычно исчезают. Каждый понимает, что хотя опора та же и навык в ходьбе прочный, но переход по такому «мостику» опасен.

Еще до того, как ступить на бревно, а тем более в первом шаге, возникают мысли: «...это опасно... пропасть глубокая... а если...». Такие мысли создают в коре головного мозга непривычные и очень сильные очаги возбуждения, которые значительно нарушают сложившуюся систему нервных процессов и определяемую ими координацию движений обычной ходьбы. Вмешательство этих очагов возбуждения очень заметно на пытающемся пройти по бревну через пропасть: возникла скованность движе­ний, напряженность чуть ли не всех мышц тела, трудно со­храняется равновесие. И тогда новичок садится верхом на бревно и, держась за него руками, медленно передвигается.

Дискоординация, хотя и меньшая, часто возникает при попытке пройти по бревну, находящемуся на высоте всего 2 метра.

Второй пример. Молодой прыгун в высоту, преодолевший легко, с большим запасом высоту 185 см, растерялся, как толь­ко установили планку на рекордной для него высоте - 190 см. Спортсмена нельзя было узнать: исчезла легкость движений, появились излишнее напряжение, скованность. В результате - попытки кончались неудачей. Выяснилось, что перед прыж­ком на 190 см множество мыслей пронеслось в голове прыгу­на: «надо обязательно взять - это будет личный рекорд...», «... но я никогда не преодолевал такой высоты...», «... боюсь, собью планку...», «если прыгну, займу первое место...» и т.п. Раньше перед прыжком на привычную высоту 185 см он так не думал. Теперь же новые мысли - новые очаги возбужде­ния - нарушили установившийся ход нервных процессов, взаимоотношение процессов возбуждения и торможения, динамический стереотип и привели, как и в первом примере, к возникновению излишних мышечных напряжений, к дискоординации движений. Когда на других соревнованиях была объявлена высота 185 см, а фактически она была 190 см, пры­гун уверенно преодолел ее. Он смог это сделать только пото­му, что не было новых мыслей, которыми вызвали бы искаже­ния навыка в прыжке.

Спортсмены, тренирующиеся в продолжительной работе, знают, какую большую нагрузку они выдерживают, если не думают об усталости, если «не прислушивают­ся» к себе и не ищут признаков ее, если бывают увлечены борьбой, стремятся технично и в нужное время пройти ди­станцию [17].

Дисцип­линированность - это умение подчинять свои действия тре­бованиям долга, правилам и нормам, принятых в об­ществе. Она нужна всюду: дома, в учебном заведении, на производстве, в воинском деле. Дисциплинированность очень нужна и спортсменам, во многом определяя эффек­тивность их подготовки и участия в соревнованиях.

В основе сознательной дисциплинированности лежат моральные качества, убежденность в ее необходимости. Практическое воспитание это­го качества должно начинаться с первой минуты первого занятия с начинающими спортсменами. Четкая команда и подтянутость тренера, точное начало занятия, регулярная отметка посещаемости в журнале - основа дисциплины в группе. Строгое соблюде­ние правил тренировки и участия в соревнованиях, незамед­лительное исполнение команды и указаний тренера, отлич­ное поведение на спортивных занятиях и везде, где бы не находились новички, - главное, на что должен по­стоянно обращать внимание тренер.

Большое значение для воспитания дисциплинированно­сти имеет соблюдение тренировочного и гигиенического режима, в том числе полный отказ от курения и алкоголь­ных напитков. Никогда тренер не должен снижать своей требовательности к учени­кам, никогда ни один поступок, ни одно нарушение норм поведения и режима не должно оставаться вне тренерского вни­мания. Наряду с этим тренеру необходимо самому быть образцом дис­циплинированного человека [28, 31].

Самостоятельность и инициативность - эти качества часто определяют как волевые. Умение спортсмена намечать цели и план действий, са­мостоятельно принимать и осуществлять решения требует воли и значит - необходимость в этом всегда есть. Особенно роль этих качеств возрастает на более высоких уровнях спортивной подготовленности, когда значение индивидуаль­ных особенностей увеличивается и требует все большего участия спортсмена в своей подготовке.

Самостоятельность и инициативность опираются на принципы сознательности и активности. Задача тренера - постепенно приучать спортсменов к са­мостоятельности, к сознательному, вдумчивому подходу в решении поставленных задач, к творческому приложе­нию сил.

Воля к победе – способность, которая проявляется в сочетании всех волевых качеств спортсмена и опирается на его моральные качества. Вместе с тем необходимо специально укреплять волю к победе. Для этого тренер должен чаще говорите ученикам о воле к победе, помогать формировать у них направленности мыслей на реальность достижения желаемого успеха, приводить примеры из опыта сильнейших мастеров спорта. Для спортсменов очень важно слышать от тренера аргументы, объясняющие им их воз­можности повышать спортивное мастерство, бороться до победного конца.

В воспитании воли к победе важнейшую роль играют со­ревнования. Многочисленные соревнования, в которых уча­ствует спортсмен с детских лет, - лучшая школа воспита­ния воли к победе. Уже с первых занятий важно прививитие но­вичкам интереса к соревнованиям, возбуждение желания по­мериться силами, культивирование стремления к победе. Особен­но важны в этом отношении командные соревнования. Борьба за спортивную честь команды и коллектива в зна­чительной мере определяет проявление воли к победе. Даже нерешительный новичок стремится вложить свою долю в общее дело. Командные соревнования необходимы и квали­фицированным спортсменам, у которых воля к победе дол­жна усиливаться вместе с ростом мастерства.

В тренировочных занятиях важно чаще устраивать прикидки командами. Кроме того, сами тренировочные упражнения, когда это возможно, рекомендуется проводить в виде соревнований, эстафет, командных игр, гандикапов. Важно иногда настраи­вать спортсмена на выполнение тренировочного упражне­ния как на выступление в соревновании, как на борьбу за победу. Такое участие в воображаемом соревновании доступ­но спортсменам любой специализации [17, 27].

Выводы по первой главе
Анализ литературы по психологической подготовке в спорте приводит к ряду умозаключений.

Для успешного решения задач спортивной подготовки высокое значение имеет психологическое состояние спортсмена, которым можно управлять посредством идеомоторных упражнений, аутогенной тренировки, целенаправленным изменением условия внешней среды (музыка, цветовой фон, ароматизация), применением средств восстановления и гигиеническим режимом.

Основу психологической подготовленности спортсменов составляют морально-волевые качества: сила воли, трудолюбие, настойчивость, терпеливость, выдержка, самообладание, решительность, мужество, смелость, уверенность в своих силах, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность, воля к победе.

Важнейшими компонентами эффективности тренировочного занятия являются положительный эмоциональный фон, организованность, порядок, дисциплинированность.

Волевые качества психологической подготовленности спортсмена формируются в борь­бе с трудностями внешней среды, в его борьбе с самим со­бой. Большую роль в этом отношении игра­ет самовоспитание.

Глава 2. Аспекты психологического регулирования в легкой атлетике
2.1. Характеристика психической устойчивости

в соревновательных условиях
Психическая устойчивость в соревновательных условиях - качество необходимое всем спортсменам, и воспитывать ее нуж­но с первых шагов в спорте [17, 26, 27, 28, 31]. Чем совершеннее и проч­нее мастерство спортсмена, чем меньше он обращает внима­ния на внешние воздействия, тем устойчивее его психика.

Спортсмены должны понимать, что сбивающий фактор внешней среды формируется в сознании, что он сам делает услышанное и увиденное опасным для своей психики. Спортсмен должен быть готов не обращать внимания на влияния соревновательных условий, считать их обычными, присущими спорту.

Решению этой задачи помогает также приучение спортсме­нов к «полю боя» и тренировка в более трудных условиях [27, 28, 31].

Очень важно выявить, что выбивает спортсмена из привычного хода его боевого на­строя, что ухудшает психическую устойчивость. Чаще всего это фактор резкого взвинчивания нервного воздействия (ответственность, сильная конкуренция, ажио­таж вокруг соревнования). Необходимо, что­бы сам спортсмен, в процессе его воспитания, утвердился в правильной позиции – «выходя на старт, отбрось все меша­ющие и борись ради самой борьбы, а не ожидаемой славы и выгод» [27].

Самовнушение - очень важная способность для спортсмена своими мыслями, устремлениями, волей проявлять потенциальные силы. Таким путем человек способен выз­вать в организме не только функциональные, но и морфо-физиологические изменения. Его волевая целеустремленность, его желание, выраженные в конкретно направленных мыслях и образах, усиливают деятельность «заинтересованных» центров коры головного мозга и создают значительно большую результативность в спортивном упражнении. Именно так происходит, когда спортсмен, несмотря на утомление, внушает себе: «я не устал», «я могу продолжать упражнение», «еще есть силы для финиша». И наоборот. Каждый спортсмен знает: стоит только засомневаться - «не могу», «не преодолею», «проиграю», - как такой результат не заставит себя ждать [31].

Следовательно, необходимо учить спортсменов не допускать и тени сомнения - оно «убивает». Важно напоминать им, что надо верить в свои силы, быть твердо убежденным в наличии ре­зервных возможностей, смело идти на преодоление ранее не доступных «потолков». И чем конкретнее и ярче образы желаемого, создаваемые мысленно, тем результативнее эф­фект выполнения спортивного упражнения. Конечно, лишь одна мысль - «я не устал» - помогает. Но еще эффектив­нее конкретизация этой мысли: «я не устал, все также ши­рок мой шаг, все также высоко поднимаю бедро, все также сильно отталкиваюсь от дорожки» [27].

Еще в процессе тренировки и на от­дыхе тренер должен образовывать у спортсменов умение кон­кретно раскрывать направленность мыслей - образов, делать это ярче и возможно ближе к тому, что должно про­исходить в организме. Здесь как бы смыкаются самовну­шение и биологическая обратная связь. В особенности вы­сока эффективность самовнушения при одновременном восприятии спортсменом объективных биологических по­казателей.

Очень важно для сохранения и упрочения пси­хической устойчивости - доброе, а не злое отношение к противникам, в том числе и во время состязания. В соревновании ярость со­знания вместо мужества создает мощный очаг возбуждения в головном моз­ге, что резко нарушает даже очень прочную координацию функций и двигательной деятельности, начисто сметает пси­хическую устойчивость, оставляя вместо нее ложный путь возбуждения себя якобы за счет ненависти к противнику.

Иногда спортсмены в сорев­новании встречаются с психической атакой против них. Такое воздействие бывает разным по форме, но суть одна - сбить спортсмена с настроя на высокий результат, внести в его сознание новые мысли, новый очаг возбужде­ния. Если такая «атака» удается, то спортсмен ухудшает ре­зультативность своего участия в соревновании [26, 27].

Психическая устойчивость довольно измен­чива, даже на протяжении не только часов, но и минут. По­скольку она определяется сознанием, то ясно, что ма­лейшее отступление в мыслях от привычного и специально сформулированного может резко повлиять на психику, ее устойчивость, а значит, и на работоспособность.

Как известно, тактика в спортивных соревно­ваниях изобилует множеством вариантов [3, 7, 11, 24, 25, 26, 27]. Применительно к психологической подготовленности, очень важно не сро­беть перед неожиданными действиями противника. Конеч­но, лучше их предвидеть, подробно изучив противника. Но всего предвидеть невозможно, поэтому в тактической тре­нировке очень важно проигрывать и в индивидуаль­ной тренировке и в командной самые различные и особо сложные варианты даже за пределами возможного. И снова здесь самое главное - воспитать у спортсменов психичес­кую готовность к таким вариантам.
2.2. Особенности сохранения оптимального психологического

состояния в день соревнований
Анализ теории и практики показывает, что для сохранения оптимальной готовности на многодневных соревнованиях участнику до дня сво­его выступления целесообразно посещать сорев­нования, но не всегда: спортсмена-зрителя соревнования тоже утомляют [27]. Присутствовать на них можно в следующих случаях: когда необходимо познакомиться с образцом техники и тактики сильнейших спортсменов, увидеть противника, выступающего на другой дистанции; когда до старта много дней.

Желательно за неделю окунуться в атмосферу спортивной борьбы. Такое присутствие на соревновании может резко повысить возбуждение у спортсмена, после чего в последующие 2-3 дня возможен резкий спад, снижение работос­пособности, но обычно еще через 2-3 дня после этого рабо­тоспособность снова достигает наивысшего уровня.

Очень важно в последние дни перед стартом ничем не нарушать привычного образа жизни [3, 7, 17, 24, 25, 26, 27]. Особенно это относится к распорядку дня и режиму питания. Не рекомен­дуется применять массаж тем спортсменам, которые раньше никогда не массировались; принимать непривычные средства восстановления, отдыхать лежа больше, чем обычно: вести разговоры о возможных победах, о результатах и т. п.

Задача тренера подготовить учеников к со­ревнованию не только самим процессом тренировки, но и соответствующим напутствием. Еще раз нужно вернуться к анализу конкурентов, их сильным и слабым сторонам, к задуманным тактическим вариан­там, к выработанной заранее основной линии участия в со­ревновании. Повторить формулировки, укрепляющие у спортсменов веру в свои силы, в возможности превышения ранее достигнутых результатов.

Как одну из интереснейших возможностей обеспечения в подготовке спортсмена к проявлению им наивысшей спортивной формы, Н. Г. Озолин [26, 27] предлагает аутобиотрансфузию, посредством восприятия ранее сделанной на стереомагни­тофоне записи самого лучшего состязания атлета. Очень важно правильно и эффективно подготовить спортсмена к записи: режимом отдыха и тренировки, активными средствами восстановления, оптимальным питанием, применением пищевых добавок и другими возможными средствами современной спортивной подготовки. Сделать такую запись надо в день и час наилучшего состояния атлета (по субъективным и объективным показателям). Производится запись, сидя в удобной позе в 1,5-2 метрах от стереомагнитофона, направив открытые ладони к микрофонам. Длится запись 8-12 минут. Запись мощного биоэнергетического поля спортсмена можно сопроводить тихо звучащей любимой мелодией и словами: «Я в отличном состоянии», «Я в прекрасной бое­вой спортивной форме», «Готов бороться за победу», «Убеж­ден, что достигну желаемой цели» и другие словесно-мыс­ленные настрои. Во время записи возможно присутствие любимого аромата.

Прослушивается запись в той же позе, обратив ладони к динамикам. Это прослушивание, «подзарядка» осуществля­ется за один час и менее до старта. Может быть сделано дваж­ды и трижды.

Восприятие такой записи будет полез­но менее подготовленному спортсмену, а также мужской «настрой» женщине одинаковой с ним спортивной специа­лизации. Запись может использоваться многократно и од­новременно 2-3 человеками.

В этот день необходимо соблюдать следующие правила и положения [17, 26, 27]. Подъем после сна и гигиенические процедуры прово­дятся в привычное время, рассчитанное так, чтобы до стар­та было не менее 2-4 часов. Если состязание начинается не­обычно рано, то к этому надо приучиться заранее, соответ­ственно перестроив режим и распорядок жизни.

Спортсмены, привыкшие выполнять до завтрака лег­кую тренировку (бег в спокойном темпе, общеразвивающие и специальные физические упражнения, прогулка, гребля, езда на велосипеде и др.), должны не отступать от этого в день старта. Выбор упражнений для этой тренировки и нагрузка в ней должны соответствовать виду спорта и индивидуальным особенностям спортсмена.

Состав и калорийность завтрака должны соответствовать индивидуальным особенностям атлета и предстоящей нагрузке.

После завтрака рекомендуется прогулка, а для тех, кто не выполняет утреннюю тренировку, проводится медленный бег и легкие упражнения. Общая продолжительность такой раз­минки 15-30 минут. Затем отдых, во время которого можно обтереть тело водным раствором спирта или ароматической эссенцией, специальной эмульсией или увлажненной губкой, получить легкий общий массаж (успокаивающий, нейтральный или возбуждающий соответственно состоянию спортсмена и времени, остающегося до старта). Могут применяться также средства восстановления, настройки и воодушевления.

Уже с утра должна осуществляться настройка на дос­тижение желаемого успеха в час, установленный расписа­нием состязания. Очень важно, чтобы процесс этой настрой­ки развивался постепенно, регулируемый спортсменом и достигал кульминационного значения к моменту начала со­стязания. Такая регуляция достигается с помощью облегчен­ных тренировочных нагрузок, создающих чувство усилива­ющегося владения своим телом и задерживающих повыше­ние возбужденности. Не меньшую роль при этом играет мысленное представление о постепенном усилении настро­енности на соревнование, нарастающее чувство своей силы и готовности к старту, к проявлению потенциальных возмож­ностей. Спортсмен должен быть убежден, что к моменту начала состязания он будет в наилучшем со­стоянии готовности.

В утренней прогулке и в другие свободные минуты со­средоточивать внимание и мысли на накоплении психической энергии. Для этого при ритмичном дыхании внушать себе: «Все больше уверен в своих силах», «К старту буду в отличном состоянии», «Возрастает решимость на преодоление трудностей борьбы» и др. Важно поддерживать сознание своей надежности и психической устойчивости в предстоящем соревновании. Прочность такого сознания, убежденность в своих силах - основание храбрости и дерзания на высочайшие спортивные результаты.

Если имелся предварительный опыт, то целесообразно проводить освоенную психорегулирующую тренировку, позволяющую оптимизировать состояние психики спорт­смена и его настроенность на состязание. Эта работа прово­дится психологом или тренером, прошедшим специальное обучение.

При старте днем или вечером целесообразно проведе­ние тренировочного занятия с облегченной нагрузкой за 4-6 часов до начала соревнования. Для всех видов спорта оно состоит из обычной разминки, основной и заключительной частей и направлено на повышение жизнедеятельности, сня­тие излишнего нервного возбуждения, подкрепление ста­бильности двигательных навыков, создание настройки и большей уверенности [26].

Спортсменам, проявляющим в состязании преимущественно максимальные быстроту и силу (спринтеры, пры­гуны, метатели, и др.), нецелесообразно вести предстартовую тренировку на предельных усилиях, так как это заметно снизит накопленный потенциал нервно-психи­ческой энергии. Восстановить его к старту уже не удастся никакими средствами. Соревновательное упражнение надо выполнять с усилиями не более чем 70-80% от максимальных. Разумеется, уменьшение усилий не должно исказить технику движений и тем самым дестабилизировать двига­тельные навыки. В тех же видах, где такие нарушения могут
произойти, их не следует выполнять полностью. Лучше включить в тренировку используемые в это время специальные упражнения, однако они должны быть строго тожде­ственны частям целостного вида спорта.

Даже в небольшой мере ошибочные движения, выполняемые на фоне повышенного предсоревновательного нервного напряжения, очень легко закрепляются, что с большой долей вероятности может сказаться отрицательно во время состязания. Поэтому все упражнения, которые могут повлиять на стабильность техники, не следует включать в предстартовую тренировку. Их с успехом можно заменить упражнениями, не сходными с избранным видом спорта.

В видах спорта, где скоростно-силовые качества связа­ны с проявлением выносливости (бег – 400-800 м, 400 м с барьерами и др.), необходимо пройти 2-3 раза отрезки в 1/2-3/4 своей дистанции со скоростью не более 85-90% от соревнователь­ной с интервалами 15-25 мин. Такая нагрузка повысит жизнедеятельность организма и выведет специальную выносливость на имеющийся уровень. Возможно такое же прохож­дение отрезков дистанции, но со скоростью, желаемой в соревновании и даже на 2-3% выше, что создаст условия для значительной мобилизации резервов организма, повышения специальной выносливости и ее стабильного проявления. В заключение предстартовой тренировки обязательно прохождение в умеренном темпе более длинной дистанции для ак­тивизации восстановительных процессов и снижения нервно-психической возбужденности.

Спортсмены, от которых требуется выносливость в про­должительной работе (стайерский бег, стипль-чез - 3000 м, спортивная ходьба, и др.), должны включить в основную часть тренировки про­хождение 2-3 отрезков в 1/4-1/2 своей дистанции, со ско­ростью не более 80-90% от соревновательной, с интервала­ми 15-25 мин. Затем пройти с небольшой скоростью дистанции привычную для данного спортсмена. Цель этой зак­лючительной предстартовой работы та же, что указана выше. Надо особо подчеркнуть важное значение длительной, с уме­ренной интенсивностью работы для значительного уменьшения нервной возбудимости, без чего неоправданно возрастают во время соревновательной работы затраты организма и ухудшается выносливость.

При наличии в технике спортсмена «слабого звена», недостаточно закрепленного навыка в отдельном движении, а также при необходимости акцентировать выполнение наи­более трудного или ведущего компонента, целесообразно повторение соответствующего элемента, «связки» или час­ти избранного вида в предстартовой тренировке [27].

В заключение отметим, что спортсмену не следует считать себя достигшим успеха, пока соревнование не окончено. Успех в начале - еще не победа. Самоуспокоенность нередко приводит к поражению. Выйти из соревновательного напряжения легче, чем войти в него. Во время соревнования не падать духом. Надо верить, что неудачное начало только сильнее мобилизует и может привести к победе. Тому есть многочисленные примеры по­бед в последней попытке, мощном финальном усилии.

В соревнованиях нередко требуется создать перелом в ходе спортивной борьбы. Необходимость в этом возникает по разным причинам и спортсмену надо уметь осуществить такой перелом. Приучение к этому долж­но предусматриваться ранее в тренировке.

Чтобы осуществить перелом к более активной спортив­ной борьбе, необходимо резко изменить психологическую настроенность, перевести себя мысленно на новые волевой и двигательный режим. Для этого в процессе соревнования, в перерывах между упражнениями и стартами необходимо выключиться на несколько секунд из психического напря­жения, расслабиться и мысленно отбросить непригодный ход борьбы, словно очистить в сознании место и тотчас же ввес­ти туда представление о скачкообразном изменении усилий, темпа, собранности, нацеленности и др., и перевести всего себя на новые «рельсы».

Выводы по второй главе
Изучение специальной литературы по теории и практике учебно-тренировочного процесса в легкой атлетике [17, 26, 27] убеждает, что при отличной физической подготовленности атлет не всегда способен полностью проявить себя в состязаниях и показать ожидаемый спортивный результат. Этому способствуют погрешности в психологическом регулировании личности спортсмена.

Одним из показателей высокого уровня спортивной готовности, правильного управления психофизическим развитием занимающихся легкой атлетикой, выступает психическая устойчивость спортсмена в соревновательных условиях.

Оптимальное психологическое состояние заключается в положительном эмоциональном фоне, желании победы, понимании возможных спортивных ситуаций и способов достижения намеченных целей в зависимости от изменения этих ситуаций. Оптимальная «боевая» готовность проявляется в активном настрое на выступление, уверенности в своих силах, знаниях и умениях.

Для сохранения оптимального состояния, как в процессе учебно-тренировочных занятий, так и во время выступлений на соревнованиях, необходимо следовать определенным положениям, создающим для спортсмена условия достижения успеха. К основным факторам успешного выступления спортсмена относятся: умеренное посещение соревнований в качестве зрителя; сохранение привычного образа жизни; индивидуально адаптированное применение массажа и других средств восстановления; вербальное взаимодействие с тренером укрепляющее убежденность в своей победе; использование метода аутобиотрансфузии; использование облегченных вариантов тренировочных упражнений; аутогенная тренировка и идеомоторные упражнения; ароматизация и адекватное цветомузыкальное сопровождение; самовнушение; в зависимости от вида легкоатлетических упражнений - рациональное дозирование предстартовых нагрузок, оптимизирующих психофизическое состояние.

Заключение
В курсовой работе затронута проблема психологической подготовки в современной теории и практике ФКиС.

Замысел исследования состоял в изучении содержания психологической подготовки человека в теории и практике спорта и определении возможных способов психорегуляции спортсменов в легкой атлетике. Для реализации этого были сформулированы задачи, решение которых нашло свое отражение в первой и второй главах данной учебно-исследовательской работы.

В процессе анализа доступной нам литературы мы пришли к следующим выводам.

Настроенность спортивной тренировки на рекордные соревновательные результаты, проявление максимальных психофизических возможностей человека определяют высочайший уровень нагрузки на нервную систему, сознательные и бессознательные механизмы деятельности личности. Мотивационная, эмоциональная, познавательная, ценностно-ориентационная сферы, ряд психических процессов в соревновательных условиях испытывают перегрузки, дезадаптирующие спортсмена, что может привести к низким показателям выступлений на соревнованиях. Это детерминирует важность психологических методов подготовки в спорте.

Рациональное использование методов психологической подготовки и приемов психорегуляции способствуют сохранению оптимального состояния спортсмена, создают благоприятные условия для успешного решения учебно-тренировочных задач и достижения максимально возможных спортивных результатов.

Для эффективного достижения цели спортивной подготовки высокое значение имеет психологическое состояние спортсмена, которым можно управлять методом идеомоторных упражнений, аутогенной тренировки, целенаправленным изменением условия внешней среды (музыка, цветовой фон, ароматизация), применением средств восстановления и гигиеническим режимом.

В структуру психологической подготовленности спортсменов входят морально-волевые качества. Основными качествами волевой сферы спортсмена являются: сила воли, трудолюбие, настойчивость, терпеливость, выдержка, самообладание, решительность, мужество, смелость, уверенность в своих силах, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность, воля к победе. Волевые качества спортсмена воспитываются в противоречии с трудностями внешней среды, в его борьбе с собственными переживаниями. Большую роль в этом отношении игра­ет самовоспитание.

Показателем эффективности учебно-тренировочного процесса является психическая устойчивость спортсмена в соревновательных условиях. Положительный эмоциональный фон, потребность в достижении рекордных результатах, победе, осознание возможных проблемных ситуаций и способов достижения намеченных целей в зависимости от изменения этих ситуаций - важные факторы успешного выступления спортсмена. Также ведущими условиями психологической готовности к достижению спортивных целей являются: использование предварительного анализа соревнований; следование привычному жизненному стилю непосредственно перед соревновательным выступлением; индивидуально подобранные средства восстановления в предстартовом периоде; общение с тренером, повышающее мотивацию к победе; применение аутобиотрансфузии; реализация облегченных вариантов тренировочных упражнений; аутогенная тренировка; идеомоторные упражнения; использование методов воздействия на обонятельные центры (ароматизация); применение стимулирующего цветомузыкального сопровождения; использование самовнушения; рациональное дозирование предстартовых нагрузок, оптимизирующих психофизическое состояние.

С нашей точки зрения, поставленные в курсовой работе задачи решены. Однако выдвинутая гипотеза данной учебно-исследовательской работы нуждается в дополнительном исследовании на эмпирическом уровне познания с проведением педагогического эксперимента и применением методов математической статистики. Эти задачи составляют перспективные умозаключения, которые будут реализованы в ходе последующих этапов непрерывного процесса образования.

Библиография



1. Абдуллин Э. Б. Методологический анализ музыкальной педагогики в системе высшего образования. – М.: Прометей, 1990. – 184 с.

2. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: Учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 2002. – 414 с.

3. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990. – 270 с.

4. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М: ФКиС, 1978. – 225 с.

5. Баженова Н. А. Музыкальное сопровождение на уроках физической культуры. – Барнаул, 1992. – 32 с.

6. Бубе Х., Фэк Г., Штюблер Х. Тесты в спортивной практике. – М.: ФКиС, 1968. – 168 с.

7. Верхошанский Ю. В. Основы специальной подготовки спортсменов. -

М.: Просвещение, 1988. – 272 с.

8. Выготский Л. С. Лекции по психологии. – СПб: СОЮЗ, 1997. – 143 с.

9. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2001. – 264 с.

10. Гальперин П. Я. Введение в психологию: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по гуманит. спец. – М.: Университет, 2000. – 330 с.

11. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. – 278 с.

12. Зациорский В. М. Кибернетика, математика, спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.

13. Зациорский В. М. Основы спортивной метрологии. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 223 с.

14. Иванов В. В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1987. – 256 с.

15. Калачев Г. А. Физиология мышечной деятельности и спорта: Учеб. пособие. – Барнаул, 2004. – 224 с.

16. Кикнадзе Д. А. Потребности, поведение, воспитание. –М.: Академия, 1968. – 208 с.

17. Легкая атлетика: учеб. для ин-тов физической культуры / Под ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина, Ю. Н. Примакова. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 671 с.

18. Леонтьев. А. Н. О социальной природе психики человека // Вопросы психологии. – 1961. – № 1. – С. 31.

19. Леонтьев. А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. – 302 с.

20. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации. – Новосибирск, НГПИ, 1992. – 307 с.

21. Масальгин Н. А. Математико-статистические методы в спорте. – М.: Просвещение, 1974. – 151 с.

22. Маслоу Абрахам. Мотивация и личность. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2003. – 351 с.

23. Маслоу Абрахам. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. Г. А. Балл, А. П. Попогребский. – М.: Смысл, 1999. – 425 с.

24. Матвеев Л. П. Теория и методика физического воспитания / Изд. 2-е исп. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1976. – 232 с.

25. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991. – 324 с.

26. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 479 с.

27. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. – М.: ООО «Астрель»: ООО «АСТ», 2003. – 863 с.

28. Психология и современный спорт: Международный сборник научных работ по психологии спорта / Сост. А. В. Родионов, Н. А. Худадов. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 224 с.

29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: ПЕТЕР, 1999.– 712 с.

30. Фатеев В. А. Требования к курсовым и выпускным квалификационным работам студентов факультета физической культуры: Методическая разработка. – Барнаул, 2006. – 64 с.

31. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 160 с.

32. Чепель В. Ф. Основы математической статистики: Учеб. пособие для студентов специальностей медико-биологического профиля. – Барнаул, 2004. – 136 с.




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации