Рабочая учебная программа по дисциплине Композиция постановки танца - файл n1.doc

приобрести
Рабочая учебная программа по дисциплине Композиция постановки танца
скачать (347.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc348kb.08.07.2012 21:21скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Жезказганский музыкальный колледж
«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор Жезказганского

музыкального колледжа

________Стамбакиев К.М

«____» _________ 2011 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Композиция постановки танца

(наименование дисциплины по специальности)
0603000 – «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество»

(код и наименование специальности по Классификатору)
0403013-1 – «Педагог-организатор досуга, руководитель танцевального коллектива»

(код и наименование специализации)

Жезказган 2011
Составитель: Терехова Г.А. – преподаватель специальных

дисциплин Жезказганского музыкального

колледжа

Эксперты: 1. Пятина Е.В. – заведующая отделением «Хореографии» Жезказганской детской школы искусст
2. Тупал Л.А. – преподаватель отделения «Хореографии» Жезказганской детской школы искусст
3. Сембинова Л.А. - методист Жезказганского музыкального

колледжа.
Программа рассмотрена и одобрена методическим советом Жезказганскогго музыкального колледжа


Протокол №______ от«______» ___________________2011 года


Председатель __________________Стамбакиев К.М
Содержание

Стр.

1.Пояснительная записка…………………………………………………. 4

2.Планируемые результаты обучения дисциплины……………………… 6

3.Тематический план …………………………….………………………… 9

3.1 План индивидуальных занятий по семестрам………………………. 12

4.Содержание рабочей учебной программы по дисциплине…………….. 13

4.1 Творческие задания к разделам 3,4 и 5 содержания программы…... 28

5. Контроль результатов обучения…………………………………………. 33

6. Рекомендуемая литература и средства обучения………………………. 35
1. Пояснительная записка.
Данная рабочая учебная программа предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки обучающихся по дисциплине «Композиция постановки танца» по специальности 0603000 – «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», с квалификацией 0403013-1 – «Педагог-организвтор досуга, руководитель танцевального коллектива» для специалистов среднего звена.

Роль дисциплины «Композиция постановки танца» заключается в том, что этот предмет один из важнейших в цикле специальных дисциплин и является основной частью в общественной системе подготовки будущих специалистов в области хореографии, поскольку полученные знания и умения способствуют компетентности учащихся в их профессиональной деятельности. Дисциплина «Композиция постановки танца» суммирует знания, получаемые учащимися на занятиях по профилирующим дисциплинам, и приводит их в целостную систему знаний, взглядов и профессиональных навыков, дающую возможность овладеть современной методологией создания хореографических произведений искусства.

Данная рабочая учебная программа базируется на ранее приобретённых знаниях и практических навыках, приобретённых учащимися в самодеятельных коллективах и школах искусств. Также предполагает тесную связь с такими предметами, как «Теория и методика преподавания классического танца», «Теория и методика преподавания народного танца», «Теория и методика преподавания казахского танца», «Историко-бытовой танец», «Современный танец», «История хореографии».

Программа предполагает изучение дисциплины на базе приобретенных знаний I курса специальных дисциплин, интегрирование, взаимное дополнение и тесную связь с теоретическими и практическими знаниями учащихся.

Дисциплина ориентирована на изучение законов композиции постановки танцев, основных принципов сочинения и записи танцев; на формирование знаний о сочинении танцевального номера в любом характере, стиле и жанре по законам композиции и драматургии; на приобретение навыков составлять комбинации и этюды, разводить (ставить) танцы, подбирать музыку.

Цель предмета заключается в том, чтобы развить у учащихся способности сочинять собственные композиции различной тематики и жанров хореографии; композиции концертных номеров как сольных, так и массовых в соответствии с задачами пропаганды хореографического искусства в Республике Казахстан. По окончании курса учащийся, пользуясь всеми средствами хореографического искусства, должен уметь и стремиться воплотить свои замыслы в сценических образах, руководить и разрабатывать режиссёрско-постановочный план и осуществлять его на практике, подбирать репертуар, правильно воспринимать музыку и передавать её содержание в танцах.

Программа по дисциплине ставит следующие задачи:

- дать учащимся знания законов композиции танца и её составных частей, законов драматургии;

- научить учащихся на практике составлять комбинации, этюды, сочинять танцевальные номера в любом стиле, характере и жанре по законам композиции и драматургии танца;

- научить учащихся творчески реализовывать свои идеи на практике в неразрывной связи с задачами пропаганды хореографического искусства в Республике Казахстан.

Дисциплина «Композиция постановки танца» складывается из двух взаимозависимых и взаимодополняемых курсов теоретического и практического. Теоретический курс изучает вопросы методологии создания и постановки танцевального произведения, рассматривает и анализирует элементы, воздействующие на зрительское восприятие, определяющие и составляющие композиционную и содержательную структуру танца. На практических занятиях учащиеся приобретают профессиональные умения и навыки сочинительской, постановочной, репетиторской работы.
«Композиция постановки танца», как учебная дисциплина, имеет сугубо практическую направленность, поэтому теоретические занятия проводятся не только в лекционной форме.

Кроме чтения лекций используются разнообразные формы и средства, например:
- просмотр кинофильмов, видеофильмов, образцов хореографических произведений, которые служат примером в изучении композиции и постановки танца, с соответствующими комментариями;

- прослушивание аудиозаписей танцевальной музыки для отбора и анализа в работе над учебными заданиями;

- посещение театров, концертных залов, конкурсов и чемпионатов по танцу, просмотры телепередач, посвященных хореографическому искусству, с последующими критическими обсуждениями;

- творческие встречи с деятелями хореографии, дискуссии по злободневным проблемам современной жизни танцевального искусства и т. п.

Предусмотрены индивидуальные занятия, предназначенные для помощи учащимся по созданию танцевального номера (подбор музыки, запись музыкальной партитуры, определение драматургии в музыке, написание либретто с драматургией танца, сочинение и запись рисунка и т.д.)

Настоящая рабочая учебная программа разработана преподавателем специальных дисциплин Тереховой Г. А. и согласована с методическим советом Жезказганского музыкального колледжа. Программа рассчитана на изучение предмета «Композиция постановки танца» в объеме 262 часа для учащихся II - IV курсов (III-VII семестры) из них предусмотрены индивидуальные занятия в объёме 76 ч., рекомендуемые проводить с IV семестра.

2. Планируемые результаты обучения дисциплины.


Результаты обучения, запланированные в стандарте и образовательной программе

Результаты, запланированные в рабочей учебной программе

Обучающиеся должны обладать следующими компетенциями:
Базовыми:
БК 1. Соблюдать правила межличностного и коммуникативного поведения;

БК 2. Выполнять конкретные задачи и планировать свою деятельность с учётом поставленной цели;

БК 3. Решать творческие и практические задачи на основе определения и самостоятельного поиска источников информации;

БК 4. Участвовать в коллективном принятии решений по вопросам выбора наиболее эффективных путей создания творческой работы;

БК 5. Соблюдать правила этики делового общения;

БК 6. Организовать рабочее место.

БК 7. Соблюдать личную гигиену и правила санитарии.


В результате изучения дисциплины обучающиеся:
знают:

- современное состояние и тенденции развития народного творчества и художественной самодеятельности в регионе, области;

- принципы организации художественного творчества, основы хореографического исполнительства;

- методику и организацию учебно-воспитательного процесса в хореографических коллективах художественной самодеятельности;

- требования современной педагогики;

- профессиональные требования к современному организатору досуга, руководителю танцевального коллектива;
умеют:

- применять полученные знания в области педагогики, организаторской и просветительской деятельности в конкретных условиях при решении поставленных задач;
приобрели навыки:

- организаторской и преподавательской деятельности;

составления и ведения концертов;

компетентны в вопросах:

- педагогической деятельности

в формировании эстетических принципов;

- развития творческой личности.

Профессиональными:
ПК 1. Организовывать и планировать работу учреждений культуры;

ПК 2. Проводить культурно-массовые мероприятия, используя различные формы и методы работы;

ПК 3. Вести номенклатуру дел и контролировать её исполнение и применение, составлять и оформлять служебную и личностную документацию;

ПК 4. Организовывать различные формы и виды труда;

ПК 5. Пропагандировать искусство среди населения, воспитывать эстетический и художественный вкус;

ПК 6. Составлять сценарии культурно-досуговых программ и спортивно-массовых мероприятий;

ПК 7. Использовать принципы и методы менеджмента и маркетинга в учреждениях культуры;

ПК 8. Применять современные технические средства, соблюдая правила техники безопасности;

ПК 9. Вести плановую воспитательную работу с коллективом, отвечая культурным запросам населения;

ПК 10. Руководить творческим коллективом, отвечая культурным запросам населения;

ПК 11. Проектировать оформление культурных мероприятий и фирменный стиль учреждений культуры.

знают:

- основы теории организации, декоративно-художественного оформления досуговых мероприятий;

- виды и формы культурно-досуговой деятельности;

- основы экономики, организации и управления в сфере досуга;
умеют:

- создавать кружки и ансамбли для желающих научиться танцевальному мастерству;

- обучать искусству танца как в группе, так индивидуально;

- организовывать концертную деятельность, проектировать культурные мероприятия, их оформление и фирменный стиль;

- решать вопросы, связанные с пропагандой искусства среди населения;
приобрели навыки:

- вести плановую воспитательную работу с коллективом;

- профессионального аналитического мышления;

- развития творческой инициативы.
компетентны в вопросах:

- организации системы работы культурного учреждения;

- правовых актов, регулирующих преподаваемую им область;

- требований безопасности труда и гигиены труда.

Специальными:
СК 1. Организовывать работу культурно-досугового учреждения, руководствуясь основными законами и положениями по деятельности культурно-досуговых учреждений, документами Правительства Республики Казахстан в области культуры и искусства;

СК 2. Определять задачи и перспективы культурно-досуговых учреждений в условиях рыночной экономики;

СК 3. Писать сценарии, организовывать и проводить культурно-массовые мероприятия, используя различные формы и методы организации досуговой деятельности;

СК 4. Создать хореографический коллектив, определив его цели и задачи, работать над повышением его творческого уровня;

СК 5. Владеть методикой организационно-творческой работы с хореографическим коллективом с учётом возрастных особенностей;

СК 6. Развивать творческие способности своих воспитанников и самому вести поисковую работу;

СК 7. Руководствоваться научной организацией труда с учётом творческих способностей членов коллектива;

СК 8 Вести уроки по специализации и занятия кружковой работы;

СК 9. Создавать композиции и постановки танцев с учётом законов драматургии и музыкального материала;

СК 10. Соблюдать производственную санитарию и личную гигиену.

знают:

- основной понятийный аппарат дисциплины;

- законы драматургии в хореографии;

- стилевые особенности в хореографии;

- методы и принципы построения танцевальных номеров;

- стиль и манеру танцев различных эпох;

умеют:

- сочинять танцевальные этюды, сюжетные и бессюжетные танцы;

- работать над постановкой шоу-номеров и театрализованных концертных программ;

- грамотно работать с музыкальным материалом и применять его в постановочной работе;

- использовать полученное образование по композиции постановки танца в своей профессиональной деятельности, как организатора досуга, руководителя танцевального коллектива;

приобрели навыки:

- учебно-педагогической деятельности,

- лекторской деятельности,

- организаторской деятельности,

- современной методики обучения;
компетентны в вопросах:

- педагогической, концертной, организационно-воспитательной деятельности.

3. Тематический план



п\п

Количество учебного времени при очной форме обучения (час)

Наименование разделов и тем

Всего

Теорети

ческие

Практи

ческие

Индивидуальн.

1

2

3

4

5

6

1

Раздел 1. Введение.

Тема 1.1 Дисциплина и задачи курса.

2

2







2

Тема 1.2 Искусство танца – художественная форма отражения действительности

2

2







3

Тема 1.3 Хореографическое искусство и его развитие для культуры Казахстана

2

2







4

Раздел 2. Теоретические основы композиции и постановки танца

Тема 2.1. Танец – вид искусства

2


2







5

Тема 2.2 Классификация танца

2

2







6

Тема 2.3 Музыка – основа создания танца

2

2







7

Тема 2.4 Хореографический ритм

2

2







8

Тема 2.5 Темп

2

2







9

Тема 2.6 Динамика сценического пространства

2


2







10

Тема 2.7 Рисунок танца

2

2







11

Тема 2.8 Хореографический текст

2

2







12

Тема 2.9 Приём контраста

2

2







13

Тема 2.10 Музыкально-хореографическая партитура

4

2




2

14

Тема 2.11 Пластический мотив. Развитие лейтмотива

4

2




2

15

Тема 2.12 Основные этапы работы над созданием танцевального номера

4

2




2

16

Тема 2.13 Хореографический образ

2

1




1

17

Тема 2.14 Задачи искусства

2

2







18

Тема 2.15 Законы композиции. Принципы композиционного построения


4


2




2

19

Тема 2.16 Основные законы драматургии и их применение в хореографическом произведении


3


2




1

20

Контрольная работа

2

1




1

21

Раздел 3. Процесс сочинения танца. Практическое применение теории

Тема 3.1 Подбор музыки


2



2




22

Тема 3.2 Музыкальный образ

3




2

1

23

Тема 3.3 Стиль и характер музыки

4




2

2

24

Тема 3.4 Композиционны план

4




2

2

25

Тема 3.5 Рисунок танца – составная часть композиции танца

2




2




26

Тема 3.6 Отражение национальных особенностей в рисунке танца

2




2




27

Тема 3.7 Рисунок танца и лексика

4




2

2

28

Тема 3.8 Рисунок танца и драматургия номера

4




2

2

29

Тема 3.9 Логика развития танцевального рисунка

4




2

2

30

Тема 3.10 Простой и многоплановый рисунок

4




2

2

31

Тема 3.11 Богатство танцевального языка разных народов

2




2




32

Тема 3.12 Отличительные черты танцевальной лексики различных народностей

2




2




33

Тема 3.13 Место хореографического текста в композиции плана

4




2

2

34

Тема 3.14 Взаимосвязь хореографического текста с музыкой и образом


4




2

2

35

Тема 3.15 Взаимосвязь хореографического текста с рисунком танца


4




2

2

36

Контрольная работа

3




2

1

37

Раздел 4. Сочинение комбинаций и этюдов

Тема 4.1 Создание хореографического образа


5




4

1

38

Тема 4.2 Применение законов драматургии в постановке номера

9




8

1

39

Тема 4.3 Связь драматургии с рисунком танца и лексикой

9





8

1


40

Тема 4.4 Постановка танца детского репертуара

9




8

1

41

Контрольная работа

3




2

1

42

Раздел 5. Постановка танцев

Тема 5.1 Специфика работы в детском хореографическом коллективе


15




10

5

43

Тема 5.2 Изучение танцевального фольклора и его использование в постановке народных танцев

19





14

5

44

Тема 5.3 Постановка классического танца и деми-классики

15




10

4

45

Тема 5.4 Постановка танца по записи

13




8

4

46

Тема 5.5 Постановка народно-сценического танца

15




10

4

47

Тема 5.6 Современная тема в репертуаре танцевального коллектива


15




10

4

48

Тема 5.7 Постановка бальных танцев

15




12

3

49

Тема 5.8 Постановка современного и стилизованного танца

13




8

5

50

Контрольный урок

10




4

6

51

Всего на контрольные уроки

18

1

8

9

52

Всего по дисциплине

262

38

148

76

3.1 План индивидуальных занятий по семестрам


IV семестр - массовый этюд на логику развития рисунка (хоровод, вальс, полька), где построения текста и смены рисунков соответствуют музыкальным построениям: поиск темы и идеи; побор и анализ музыкальной пьесы по содержанию и строению, разработка тактовой схемы-структуры музыкальной формы; формирование замысла будущей композиции, с учетом особенностей звучности и строения музыкальной пьесы (фраз,
предложений, периодов и пр.); текст танца либо наборный, либо нежесткий «эффект зримой музыки»; разработка студентами эскизов костюмов к танцевальным образам; разработка студентами эскизов сценического оформления; видеопримеры.
V семестр - массовый этюд на сочинение танцевальной лексики: поиск темы и идеи, сюжетное построение; подбор музыки любого характера (народная, джазовая, классическая и пр.); комбинации в классе по овладению мотивно-вариационным принципом создания танцевального текста; связь мотивно-вариационной текстологии этюдов с ритмо-интонационными построениями музыкальной мелодии (ритмическая или аккомпанирующая группа музыкальных инструментов в тексте танцевальных движений не воссоздается); замысел и его (обязательно) образно-содержательное воплощение (совершенный синтез танца с музыкой); разработка студентами эскизов костюмов к танцевальным образам; разработка эскизов сценического оформления; видеопримеры: танцевальные тексты с «эффектом зримой музыки» (например, вариация Жизели - танец для Альберта в 1-м акте из «Жизели»; вариация Раймонды из венгерского гран па из «Раймонды»; тексты из отдельных танцев И. Моисеева; фрагменты из ба
летов Дж. Баланчина и др.).


VI семестр - танцевальная композиция детского репертуара (массовая, групповая или сольная) на музыкальную пьесу: танцевальный текст создается по принципу «эффекта зримой музыки» с вкраплением приемов полифонии, что максимально насыщает действие содержательностью (одноплановой, многоплановой); учитывается танцевальная природа выразительности в музыке, рисунке танца; костюме, сценическом оформлении, а также предлагается модель совершенного синтеза всех компонентов-искусств танцевального произведения; разработка студентами эскизов костюмов к танцевальным образам; разработка эскизов сценического оформления; видеопримеры «калейдоскопических» построений танцевального текста.


VII-VIII семестры - сочинение и постановка танцевальных композиций для итоговой аттестации на свободную тему в соответствии со всеми критериями оценки постановочных работ учащихся.
4. Содержание рабочей учебной программы дисциплины

«Композиция постановки танца»

Раздел 1. Введение
  1   2   3


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации