Курсовая работа. Развитие силы школьников в условиях самостоятельных занятий - файл n1.doc

Курсовая работа. Развитие силы школьников в условиях самостоятельных занятий
скачать (131.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc132kb.01.06.2012 13:28скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Барнаульский государственный педагогический университет

Ф А К У Л Ь Т Е Т Ф И З И Ч Е С К О Й К У Л Ь Т У Р Ы

К А Ф Е Д Р А Г И М Н А С Т И К И
Развитие силы школьников в условиях самостоятельных занятий

Курсовая работа

Выполнил студент 4 курса ОЗО

Ширяев Артём

_______________

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Супрунов С.И.

________________

Барнаул – 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ………………...6

1.1. Формы физической подготовки в физическом воспитании

школьников…………………………………………………………….6

1.2. Силовая подготовка - основа физической подготовки школьников

старших классов………..……………………………………………10

1.3. Влияние занятий с отягощениями на морфофункциональное

состояние старших школьников………………………..………….13
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ..........................................................................17

2.1. Задачи исследования…………………………………………………17

2.2. Методы исследования………………………………………………17

2.3. Организация исследования………………………...………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...20
УКАЗАТЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….21


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Из многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности особое место занимают занятия атлетической гимнастикой [8, 9, 10, 11, 57, 58, 59].

Опыт показывает нам, что многие люди хотят стать сильнее, укрепить здоровье. Тем не менее, нередко в повседневной трудовой деятельности, в частности, в допризывный период и во время службы в армии, молодые люди не всегда способны преодолевать трудности, связанные с проявлением силовых напряжений. По нашему мнению, одной из причин этого является то, что в системе физического воспитания школьников и учащейся молодежи недостаточно внимания уделяется использованию силовых упражнений.

Между тем известно, что процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, бытовых и т.д.) идет значительно успешнее, если человек имеет определённый уровень общей физической подготовки, включающей такой существенный компонент, как силовые способности.

Высокий уровень развития физических способностей, достаточная силовая подготовка - основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. Это важнейший компонент состояния здоровья [4, 16, 37, 40, 42].

За последние годы опубликовано много данных о недостаточной физической подготовленности молодежи [2, 5, 22, 41]. Отмечается низкий уровень физической работоспособности [22, 36, 38] и недостаточная функциональная подготовленность юношей, окончивших школу [31].

В настоящее время все яснее наблюдается тенденция физической деградации подрастающего поколения. Подростки 90-х годов по мышечной силе и выносливости на 10-18% уступают своим сверстникам 60-х. Акселерация заменяется дегенерацией, отставанием психофизического развития организма от паспортного возраста. Болезненность детей возрастает во всех возрастных группах, а на протяжении обучения в школе здоровье учащихся ухудшается в 4-5 раз [5, 30].

Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются (эффект гиподинамии), вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности. Возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, и, следовательно, увеличивается пребывание организма в статических позах, перенапрягается зрительный аппарат.

Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно - сосудистой, дыхательной систем, нарушения обмена веществ и т.д. [45].

К вышеперечисленным факторам следует отнести неблагоприятную экологическую обстановку, падение жизненного уровня населения, а также пренебрежительное отношение к здоровью самих школьников, злоупотребляющих алкоголем и курением, что выразилось в потере интереса последних к занятиям физической культурой. В настоящее время регулярными занятиями спортом охвачено не более 10% молодежи [22].

Проблема приобретает особое значение в настоящее время, когда изменилась целевая направленность физического воспитания, суть которого сводится к формированию физической культуры личности. Это требует определенного знания в сфере духовного и телесного совершенствования. Исследование практики физического воспитания показывает, что знания подростков довольно низки в этом плане в следствие того, что в образовательной школе практически не обращают внимания на вопросы формирования физической культуры.

В настоящее время во многих школах есть достаточная материальная база для самостоятельных занятий атлетизмом. И многие подростки имеют желание заниматься упражнениями с отягощениями. Но недостаточный уровень методической подготовленности не позволяет правильно подбирать и составлять поурочные программы занятий. Существующие же программы занятий разработанные в основном ведущими зарубежными атлетами в полном объеме не пригодны для применения в школьных кружках атлетической гимнастики. Это связано с тем, что некоторые упражнения для своего выполнения требуют специального оборудования, тренажеров. Кроме того в этих программах дается не полное методическое описание упражнения, что в свою очередь не создает полного представления о правильной технике выполнения упражнения, его значимости и важности.

В то же время, анализ литературных источников и результаты проведенного исследования показывают, что одним из перспективных путей повышения уровня физической подготовленности школьников старших классов является внедрение в ряды молодежи научно обоснованных программ для занятий атлетической гимнастикой [5, 12, 13, 15, 24, 26, 32, 47, 48].

Объект исследования. Система физического воспитания школьников старших классов.

Предмет исследования. Самостоятельные занятия физической культурой школьников старших классов с использованием средств атлетической гимнастики.

Цель работы. Исследовать возможности совершенствования физической подготовленности старшеклассников путем использования средств атлетической гимнастики.

Рабочая гипотеза. Мы предположили, что разработка поурочной программы занятий атлетической гимнастикой для школьников старших классов значительно облегчит самостоятельную организацию физической подготовки, что позволит школьникам более эффективно управлять самостоятельными занятиями атлетизмом и приведет к повышению уровня физической подготовленности и физического развития юношей, а так же к оптимизации режима жизнедеятельности.

ГЛАВА I СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Формы физической подготовки в физическом

Воспитании школьников
Роль физического воспитания в жизни школьников многогранна. Это средство оптимизации режима жизнедеятельности, сохранения и повышения работоспособности учащихся на протяжении всего периода обучения в школе. Внеурочная работа (внеклассная, внешкольная) по физическому воспитанию школьников дополняет урочные формы организации занятий физической культурой, способствует повышению уровня двигательной активности детей в течение учебного года, содействует полезной организации досуга, удовлетворяет индивидуальные потребности и интересы в физическом совершенствовании, развивает социальную активность.

По мнению социологов и психологов в современной системе образования происходит смещение интересов от обязательных урочных форм занятий к менее регламентированным, где предоставляется больше возможностей и путей реализации различных интересов и потребностей [5, 6, 7]. Этим определяется социальный запрос на разработку и реализацию эффективных видов обучения и воспитания в рамках внеурочной работы.

Основными задачами, которые решаются в процессе выполнения программы обязательного курса физического воспитания являются: содействие укреплению и сохранению здоровья, нормальному физическому развитию и поддержанию высокой работоспособности; обеспечение всестороннего развития физических качеств, необходимых для полноценной физической подготовки и предстоящей трудовой деятельности и службе в армии; закрепление и усовершенствование приобретенных ранее жизненно важные двигательных умений и навыков, пополнение их новыми умениями и навыками; расширение и углубление знаний в области физической культуры, обучение рациональному использованию ее средства в быту и в режиме жизненной практики.

Однако, анализируя литературу можно увидеть, что эти задачи решаются не полностью. Во многих литературных источниках утверждается, что уровень физического развития и физической подготовленности в некоторых регионах России продолжают снижаться [1, 31, 33]. Значительное количество старшеклассников не справляются даже с не слишком высокими нормативами школьной программы по физической культуре [6, 7, 13]. Далеко не все выпускники школы выполняют установленные требования и нормативы двигательной подготовленности.

По данным З. С. Кряжа [33] контрольная проверка уровня физической подготовленности студентов 1-го курса института, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе, согласно программным нормативам показала, что у более 30% юношей выявлена дисгармоничность. Использовались следующие тесты: бег на 100 и 2000 метров; в прыжки в длину с места; подъемы туловища из положения лежа на спине; становая и кистевая динамометрия; подтягивания на перекладине.

Эффективность физкультурного воспитания школьников, по мнению специалистов, заключается в следующем: больше часов на физкультуру, выше плотность занятий, больше часов на внеклассные занятия, больше занимающихся в спортивных секциях и т.д. Но это не подкрепляется серьезными организационно - методическими улучшениями в деятельности школы, в кадровой политике и в материальном обеспечении [6]. Таким образом, именно в дефиците оптимально организованной двигательной деятельности не без оснований усматривают сейчас основную причину тревожных отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья современных детей, подростков, молодежи. Отсюда, как говориться, во весь рост встает неотложная проблема - проблема оптимального увеличения удельного веса физического воспитания в образе жизни современного подрастающего поколения.

Есть несколько путей решения этой проблемы:

1. Серьезного внимания заслуживает разработанные научными учреждениями и комиссиями предложения по рационализации общего режима работы школ в аспекте усиления его оздоровительной направленности. Вот некоторые из них:

- ввести в режим учебного дня расширенную большую перемену (1-1,5 часа) для занятий физкультурно-оздоровительными мероприятиями;

- ежемесячно практиковать общешкольные дни здоровья.

2. Повышение педагогического мастерства учителя физической культуры является важнейшей задачей школы.

3. Взаимодействие учителя с родителями является далеко еще не использованным резервом для оптимизации условий физического развития детей.

4. Привлечение педагогического коллектива школы к решению задач физического воспитания. Ведь помимо учителя физической культуры, любой другой учитель тоже отвечает за здоровье детей на своем уроке. Поэтому необходимо пополнить знания учителей всех специальностей в вопросах охраны здоровья школьников, повысить общую их культуру в этой сфере [42].

5. Привитие учащимся знаний в области медицине, гигиены, умений самостоятельно заниматься спортом.

Знания учащихся о собственном организме, функциях различных его систем, о здоровье и долголетии человека значительно отстают от знаний в других областях. Имея понятия о многих весьма отдаленных от жизни явлениях, школьники, как правило, не имеют достаточных сведений о том, как наиболее рационально организовать свой режим, как избежать тех или иных заболеваний, не имеют твердого убеждения в пользе повседневной физической нагрузки, обязательного соблюдения личной гигиены.

Ошибкой большинства школ является и то, что упор делается лишь на физическую подготовленность, а не на формирование физической культуры школьников. Решать эту задачу необходимо не простым увеличением объема физической активности, а введением новейших знаний в области физической культуры.

По мнению В.К. Бальсевича [6] в основу методики и организации физической подготовки школьников в будущем положена концепция тренировки как единственная, пока научно обоснованная концепция управления развития физического потенциала человека.

Вместе с тем уже сейчас кажется бесспорной необходимость продуманной дифференциации содержания, объема и интенсивности физических нагрузок школьников в связи с их биологическим (не паспортным) возрастом, полом и индивидуальными моторными способностями.

Эту задачу трудно решить в условиях традиционного урока физкультуры. Предполагается, что овладение физкультурными знаниями будет происходить на уроке физической культуры во время учебных занятий, а задачи физической подготовки должны решаться на физкультурных занятиях, проводимых вне рамок школьного расписания, а именно посредством введения систем самостоятельных занятий.

Исследования, проведенные под руководством 3. И. Кузнецовой [34] на мальчиках-подростках, не успевающих по физической культуре, показали целесообразность применения заданий-комплексов.

Практика и научные исследования свидетельствуют, что система домашних заданий необходима не только для отстающих, но и для всех остальных [31, 34, 36].

Педагоги рассматривают систему заданий на дом как
логическое продолжение уроков. Считается, что заданные на дом упражнения должны активизировать двигательный режим школьников, повышать умственную работоспособность.

Главная задача домашних заданий - на основе формирования у школьников умения самостоятельно заниматься - укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и двигательной подготовленности.

Широкое внедрение домашних заданий содействуют выполнению задач, предусмотренных программой по физической культуре. Кроме того, при правильной организации домашние задания являются одним из способов приобщения ребят к систематическим занятиям физическими упражнениями и внедрения физической культуры в быт учащихся.

Особый исследовательский интерес у нас вызывает возможность применения средств атлетической гимнастики как формы педагогически организованной и самостоятельной силовой подготовки.
1.2. Силовая подготовка - основа физической подготовленности

школьников старших классов
Многие авторы отмечают, что школьники 9-11 классов имеют недостаточную силовую и скоростно-силовую подготовку [47, 48, 49, 50, 51, 54], что создает определенные трудности при разучивании нового материала на уроках физической культуры и сдачи программных нормативов. Исследования свидетельствуют о низком развитии силовых качеств юношей допризывного и призывного возрастов. Причинами являются низкий научный и методический уровень, отсутствие совершенствования системы силовой подготовки учащихся.

По мнению Я.С. Вайнбаума [16], такие двигательные качества, как быстрота, ловкость, гибкость - имеют для здоровья меньшее значение, чем сила и выносливость. Это обусловлено тем, что силовые способности проявляются так или иначе в любых видах двигательной деятельности [26, 42].

Издавна люди выделяли преимущества силы и выносливости. И дело не в том, что «сильный всегда прав». Существует прямая связь между силой мышц и силой воли, силой характера. Волевой, сильный человек обладает более высокими возможностями в любой сфере деятельности, физически сильный человек активен и в учебе, и в труде [53, 54].

Уровень силы характеризует определенное морфофункциональное состояние мышечной системы, обеспечивающей, кроме двигательной функции организма, еще три жизненно необходимые функции - корсетную, обменную и насосную. Школьники с достаточно развитыми силовыми качествами быстрее и лучше осваивают программный материал по физкультуре [16].

В.К. Петров [49, 50] также считает, что нужна сила каждому. Это качество справедливо считается важным фундаментом всех других физических качеств.

С помощью силы можно добиться высоких результатов во многих видах спорта.

Определённый уровень силовой подготовки необходим каждому человеку - для обычной, нормальной и полноценной жизни. У гармонично развитых мужчин сила сочетается с красотой внешних форм тела и с крепким здоровьем.

В старшем школьном возрасте имеются благоприятные условия для
развития силовых качеств юношей. Мышцы у них эластичные, имеют хорошую нервную регуляцию, их сократительная способность к расслаблению велики. Наблюдается быстрый прирост мышечной массы. Опорно-двигательный аппарат способен выдерживать значительные статические и динамические нагрузки [30].

В этом возрасте у школьников часто наблюдается дисгармония развитая мышц. Дело в том, что в период между 13 и 16 годами, когда отмечается наибольший рост длины тела и масса мускулатуры, одни мышечные группы часто отстают в развитии от других [49]. Упражнения с отягощениями в этом возрасте - хорошее средство профилактики и устранения дисгармонии в мышечном развитии, т.к. работа с отягощениями можно в любом режиме и избирательно нагружая любую мышцу. Занятия с отягощениями - есть атлетическая гимнастика. Отягощениями могут служить: штанги, гантели, блочные устройства, амортизаторы, резиновые жгуты и другие приспособления.

В одном тренировочном комплексе соединяется целый ряд нагрузок, который обеспечивает эффективное воздействие на органы и системы организма.

Хорошо развитая мускулатура - это поистине спутник здоровья. Мышцы не просто сосуществуют с другими органами и системами организма, а активно воздействуют на них, помогают их работе.

Как мы уже отмечали, силовые качества очень хорошо развиваются в возрасте 13-16 лет и если не приобщить детей к занятиям в этом возрасте, то в дальнейшем развитие этого качества станет очень сложной задачей. Физическое развитие может стать дисгармоничным. Ярким проявлением дисгармоничности является непропорционально развитая фигура.

В настоящее время среди школьников резко возрос интерес к занятиям атлетической гимнастикой. У молодёжи велика тяга к упражнениям с отягощениями, поэтому занятия ОФП с силовой направленностью, или атлетической гимнастикой, весьма актуальны [12, 13, 32].

В тоже время нет единого мнения, когда и какие качества, дополнительно к силовым, нужно развивать: одни считают, что следует развивать всё одновременно, другие, что предпочтение нужно отдавать развитию силы мышц [20, 21, 27, 29]. Некоторые преподаватели большое внимание обращают на технику исполнения, но мало значения придают развитию физических качеств, другие - напротив.

По мнению многих авторов, процесс формирования двигательного навыка тесно связан с развитием у занимающихся физических качеств [23, 25, 28]. Следовательно, эффективность занятий будет зависеть от совместного развития как физических качеств, так и двигательных навыков.

Как указывалось раньше, эту задачу трудно решить в условиях традиционного школьного урока физкультуры [6]. Предполагается, что овладение физкультурными знаниями и формирование двигательных навыков будет происходить на уроке физической культуры во время учебных занятий, а задача физической подготовки, т.е. развитие физических качеств должны решаться на физкультурных занятиях, проводимых вне, рамок школьного расписания.

Для более полного изучения отражённой в данной работе проблемы необходимо рассмотреть вопрос об эффективности воздействия силовых упражнений на физическое состояние юношей.
1.3. Влияние занятий с отягощениями на морфофункциональное

состояние старших школьников
Еще в 50-е годы бытовало мнение, что занятия с отягощениями вредят растущему организму. Так, например, Г. П. Сальникова в брошюре «Как укреплять здоровье подростков и старших школьников»1 писала, что подросткам необходимо ограничивать физические нагрузки, не давать силовые упражнения с тяжестями, т.к. это неблагоприятно отражается на их росте и функциональном состоянии, сердечно-сосудистой системе. Предостерегал детей от занятий с тяжестями и Т.Л. Шиман2.

Но с каждым годом проводились новые и новые исследования. Так, например, значительный вклад в расширение познаний в области возрастной тяжелой атлетики внесли работы А.Н. Воробьёва [6]. Он отмечал, что целенаправленная тренировка силового характера с отягощениями положительно влияет на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы юных штангистов 15-16 лет, способствует адаптации ее и всего организма к физическим нагрузкам. Эти данные были подтверждены в медико-биологических исследованиях, которые убедительно показали, что занятия с тяжестями в юношеском возрасте не оказывают неблагоприятного воздействия на рост тела и в целом на физическое развитие.

В многочисленной литературе, связанной с изучением физических качеств в школьном возрасте, рекомендуется развивать силу различными упражнениями или вовсе без отягощений, или с отягощениями весьма малого веса [42, 45].

В.К. Петров [50] утверждает, что применение упражнений с отягощениями вместе с другими средствами способствует устранению даже
______________________

1Сальникова Г.П. Как укреплять здоровье подростков и старших школьников. – М.: Просвещение, 1950. – 76 с.

2Шиман Т.Л. Физическое воспитание детей. – М.: Знание, 1962. – 122 с.

врожденных дефектов телосложения.

Научные исследования и практика спорта подтвердили, что правильно организованные занятия, использующие в качестве одного из средств тренировки, упражнения с отягощениями, позволяют повысить функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем занимающихся, способствует совершенствованию силы, выносливости, быстроты - качеств, определяющих успех в любом виде спорта [50].

В старшем школьном возрасте имеются благоприятные условия для развития силовых качеств юношей. Мышцы у них эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, их сократительная способность и способность к расслаблению велики. Наблюдается быстрый прирост мышечной массы. Опорно-двигательный аппарат способен выдерживать значительные статистические и динамические нагрузки. В 16 лет юноши могут поднимать и переносить грузы, равные весу собственного тела. Благодаря всему этому на занятиях с ними доступны в значительном объеме упражнения с отягощениями, с сопротивлением партнера, с преодолением собственного веса [51, 54].

Занятия с отягощениями характеризуют определенные морфофункциональные состояния мышечной системы, обеспечивающей, кроме двигательной функции организма, еще три жизненно необходимые функции: корсетную, обменную и насосную.

Корсетная функция состоит в том, что только при определенном достаточном мышечном тонусе поддерживается нормальная осанка и тем самым функции позвоночника и спинного мозга. При недостаточной корсетной функции (преимущественно мышц спины) развивается ряд заболеваний, включая такую распространенную болезнь, как остеохондроз.

Ю.А. Пеганов, Д.В. Шибанов [48] рекомендуют юношам, имеющим сколиоз II и III степени, выполнять упражнения с отягощениями.

Корсетная функция мышц живота играет важную роль в поддерживании нормального положения и функции внутренних органов - почек, печени, желудка, кишечника. При недостаточной корсетной функции мышц живота чаще наблюдаются такие заболевания, как опущение внутренних органов. Нарушается моторная функция желудочно-кишечного тракта, и развиваются все связанные с этим болезни - гастрит, колит, холецистит и другие.

Недостаточный тонус мышц ног ведет к развитию плоскостопия, расширению вен, осложненному тромбофлебитом. Недостаточная активность обменных процессов в мышцах ведет к ожирению, атеросклерозу и диабету.

Насосная функция мышц («мышечный насос») состоит в том, что сокращение мышц способствует передвижению венозной крови по направлению к сердцу. Эта функция имеет важное значение, учитывая, что венозный кровоток (от капилляров к сердцу) должен быть равен артериальному (от сердца к капиллярам). Однако присасывающее действие правого желудочка слабее выталкивающего действия левого желудочка и компенсация возлагается на «мышечный насос». Кроме того, он играет важную роль в передвижении лимфы и тканевой жидкости, влияя тем самым на удаление продуктов тканевого обмена.

Недостаточность работы «мышечный насос» способствует расширению вен, вследствие застоя венозной крови, которая осложняется воспалительным процессом и образованием тромбов и ведет к различным нарушениям обмена.

Таким образом, определенное морфофункциональное состояние мышечной системы - важнейшее жизненно необходимое условие, а уровень его информативно отражается показателем мышечной силы [19].

Из этого следует, что для здоровья необходим определенный морфофункциональный уровень мышечной системы как в целом (обменная функция), так и каждой из основных мышечных групп - плечевого пояса, спины, брюшного пресса и ног [16, 24].

Давно подмечено, что именно силовые упражнения, как никакие другие, приводят к значительным изменениям в белковом обмене мышц. В период отдыха «проработанная» такими упражнениями мускулатура характеризуется усилением синтеза структурных белков и, следовательно, увеличением мышечной массы, более значительным, чем после занятий другими видами физической деятельности.

В качестве вывода к рассмотренным в первой главе вопросам мы приведем цитату, которая на наш взгляд наиболее полно и лаконично отражает сущность изученного нами материала.

Как писал заслуженный деятель науки профессор И.М. Сарнизов-Серазин: «Атлетическая гимнастика - это одно из более эффективных средств, всесторонне воздействующих на человеческий организм. Обилие упражнений и возможность тонко дозировать нагрузки - это важное средство оздоровления, доступное для людей всех возрастов». А эстетическая сторона атлетической гимнастики приближает ее к подлинному искусству [23].


ГЛАВА II ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования
В работе были поставлены задачи:

1. Изучить формы физической подготовки школьников.

2. Определить значение силовой подготовки в физическом воспитании старшеклассников.

3. Разработать и организовать эмпирическое исследование эффективности самостоятельных занятий атлетической гимнастикой учащимися старших классов в условиях внеурочного периода жизнедеятельности.
2.2. Методы исследования
Анализ методологических вопросов [3, 14, 25, 52, 55, 56] привёл к умозаключению о том, что для решения поставленных задач необходимы следующие методы:

1 - анализ научно-методической литературы,

2- анкетирование и опрос,

3- педагогическое наблюдение,

4- тестирование.

Анализ научно-методической литературы.

Анализ позволил выявить основные проблемы физического воспитания школьников, установить степень разработки исследуемого вопроса. Изучение научно-методической литературы проводилось на всех этапах исследования с целью выработки рабочей гипотезы, определения методов исследования, интерпретации полученных результатов. Кроме того, в процессе работы изучались и анализировались публикации, на основе которых разрабатывались поурочные программы для занятий атлетизмом.

Анкетирование и опрос.

Анкетирование учителей и учащихся проводилось с целью получения сведений об их отношении к самостоятельным занятиям. Анкетирование и опрос позволили также выявить наиболее целесообразные средства, формы и место занятий физическими упражнениями силовой направленности в режиме дня школьников.

Анкетный опрос учителей проводился по составленной нами анкете.

Вопросы и возможные ответы в анкете поставлены так, что обследуемым приходилось только подчеркнуть нужный ответ, кроме первого вопроса где нужно самому распределить ответы в %. На заполнение анкеты затрачивалось 5-10 минут.

Содержание анкетного опроса состояло из нескольких основных блоков:

- указать в % уровень силовой подготовленности юношей 10-11 классов;

- причины слабого уровня силовой подготовленности;

- отношение школьников к занятиям атлетической гимнастикой;

- наиболее подходящие формы занятия атлетизмом.

Педагогические наблюдения.

Педагогические наблюдения проводились с целью набора средств и форм занятий силовой направленности в процессе обучения и отдыха учащихся старших классов, определения физической нагрузки в отдельных комплексах по развитию силовых качеств, изучения отношения испытуемых к тем или иным средствам и формам занятий, а также к качеству выполнения ими физических упражнений.

Тестирование.

Определение физического развития и физической подготовленности осуществлялось с помощью тестов, которые по мнению А.Н.Воробьева и Ю.Н. Сорокина [23] являются наиболее простыми и достоверными показателями физического развития учащихся:

- показатель Эрисмана. От окружности грудной клетки в покое вычитается половина роста стоя. При нормальном развитии окружность грудной клетки больше половины роста тела. Отрицательный показатель указывает на слабое развитие грудной клетки;

- показатель крепости телосложения. От роста стоя вычитается сумма веса и окружности грудной клетки в покое. Лучшую оценку получают те, у кого меньший показатель: 10-15-крепкое телосложение; 16-20-хорошее; 21-25 -среднее; 26-30 - слабое; 31 и более - очень слабое;

- силовой индекс (по Л.Г. Дембо). Показатели силы (кистевой и становой динамометрии) делятся на вес тела и умножаются на 100%. Средними величинами силы кисти считаются 70-75% , для становой - 200-220%.
2.3. Организация исследования
Экспериментальные исследования при решении поставленных в работе задач проводились в общеобразовательных школах. В исследовании принимали участие учащиеся 10-11 классов в количестве 30 человек. Анкетировано 20 учителей физической культуры старших классов.

В целом исследование включало 2 этапа. На первом этапе (октябрь 2007 - декабрь 2007) изучался уровень физической подготовленности и развития учащихся. В этот период были проведены тестирования учащихся и опрос учителей.

Второй этап (январь 2008 - март 2008) включал анкетирование учителей и опрос учащихся с целью выявления их отношения к самостоятельным занятиям силовой направленности. В этот период, на основе изучения и анализа литературных данных и рекомендаций учителей физической культуры, были разработаны поурочные программы для самостоятельных занятий атлетизмом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Замысел курсовой работы заключался в исследовании возможности совершенствования физической подготовленности старшеклассников путем использования средств атлетической гимнастики.

Для достижения поставленной цели были изучены формы физической подготовки школьников, показано значение средств силовой подготовки в физическом воспитании студентов.

На основе анализа литературных источников были выяснены аспекты разработанности проблемы силовой подготовки в теории и практике учебно-воспитательного процесса средней общеобразовательной школы. Отмеченные теоретические пробелы послужили ориентиром для разработки методов практического исследования и организации экспериментальной работы.

Экспериментальная часть исследования в перспективе позволит проверить гипотезу о том, что поурочная программы занятий атлетической гимнастикой для школьников старших классов будет способствовать оптимизации физической самоподготовки юношей.

На данном этапе исследования мы пришли к следующим выводам:

- проблема повышения физической подготовки юношей и укрепления их здоровья актуальна и лежащие в ее основе противоречия требуют новых эффективных решений;

- одним из способов решения задачи физической подготовки школьников является усиление роли внеурочных форм физического воспитания;

- эффективной технологией укрепления здоровья и повышения уровня физической готовности может являться атлетическая гимнастика.

Мы считаем, что цель исследования достигнута, однако выдвинутая рабочая гипотеза требует сбора эмпирической информации и её математико-статистической обработки. Эти результаты будут представлены нами в дипломной работе.
УКАЗАТЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Сборник законодательств. – 1999. - № 18. – ст. 2206.

2. Абралов Р. А. Физическая подготовленность школьников старших классов // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. – 2006. - № 3-4. - С. 24.

3. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и препод. ин-тов физ. культуры). – М., «Физкультура и спорт», 1978. – 223 с.

4. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990. – 270 с.

5. Бальсевич В. К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. – Киев, 1987. – 224 с.

6. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.

7. Бальсевич В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. – 1996. - № 1. - С. 23-25.

8. Бельский И. В. Магия культуризма. – Минск, 1994. – 306 с.

9. Бодибилдинг для всех /Авт. сост. В. Е. Романовский, Е. И. Руденко. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2001. - 224 с.

10. Бодибилдинг для ленивых / Авт. сост. Д. А. Борькин. - М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2005. - 92 с.

11. Бодибилдинг высокого уровня / Авт. сост. В. В. Рыбалко. - М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2005. - 125 с.

12. Бодюков Е. В. Научно-методические основы атлетической гимнастики оздоровительной направленности: Монография. - Барнаул: АлтГТУ, 2006. – 182 с.: ил.

13. Бодюков, Е. В., Бутенко М. В. Формирование культуры здорового образа жизни студентов (на примере занятий атлетической гимнастикой): монография. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2007. – 175 с.

14. Бубе Х., Фэк Г., Штюблер Х. Тесты в спортивной практике. – М.: ФКиС, 1968. – 168 с.

15. Вавилов Ю. Н., Вавилов К. Ю. Спортивно-оздоровительная программа // Теория и практика физической культуры. – 1997. - № 6. - С. 8-12.

16. Вайнбаум Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников, - М.: Просвещение, 1991. - 64 с.

17. Вайцеховский С. М. Книга тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 312 с.

18. Вайцеховский С. М. Принцип тренировки «Боди-билдинг» // Теория и практика физической культуры. – 1989. – № 7. – С. 14 - 16.

19. Вахитов, И. Х. Функциональные показатели сердца спортсменов, занимающихся атлетической гимнастикой / И. Х. Вахитов // Теория и практика физической культуры. – 1997. - № 4. – С.22-25.

20. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 332 с.

21. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 216 с.

22. Волков Л. В. Физическое воспитание в системе среднего образования. – М.: АКАДЕМИЯ, 2006. – 174 с.

23. Воробьёв А. Н., Ю. К. Сорокин. Анатомия силы. – М.: Физкультура и здоровье, 1980. – 176 с.

24. Гиревой спорт / Авт. сост. A. M. Горбов. - М.: ACT; Донецк: Сталкер, 2005. - 191 с.

25. Готовец П. И., Дубровский В. И. Самоконтроль при занятиях физической культурой. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 94 с.

26. Дворкин Л. С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт. «Серия хит сезона». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 383 с.

27. 3агузов К. И. Основные направления диссертационных исследований по проблемам теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры в 1999 году // Теория и практика физической культуры. – 2000. - № 2. - С. 56-63.

28. 3айберт В. Бодибилдинг: идеальная тренировка: Путеводитель по современному бодибилдингу / Пер. с нем. А.В. Волкова. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. - 144 с.

29. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. – 278 с.

30. Калачев Г. А. Физиология мышечной деятельности и спорта: Учеб. пособие. – Барнаул, 2004. – 226 с.

31. Колесов Д. В. Физическая культура школьников. - М.: Астрель, 2007. – 232 с.

32. Комплексная тренировка пауэрлифтинга: Победа на турнире / Авт. сост. A.M. Горбов. - М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 174 с.

33. Кряж З. С. Физическая подготовленность студентов. – М.: Астрель, 2005. – 332 с.

34. Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе. - 2005. - № 1. - С. 7-9.

35. Лапутин А. Н. Атлетическая гимнастика. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев: Здоровья, 1990. – 171 с.

36. Лебедева Н. Т. Пути оптимизации двигательной активности детей и подростков // Теория и практика физической культуры. – 1986. - № 7. - С. 13-15.

37. Лях В. И. Двигательные способности школьников: Основы теории и методы развития. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.

38. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры, 1990. - №9. - С.10-14.

39. Мак Роберт С. Думай! М.: ООО «Сила и красота», 2002. - 317 с.

40. Матвеев Л. П. Теория и методика физического воспитания / Изд. 2-е исп. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1976. – 232 с.

41. Матвеев А. П. Особенности развития физических качеств у школьников 4-5 классов на уроках физической культуры // Физическая культура в школе. - 1990. - № 5. - С. 24-25.

42. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991. – 324 с.

43. Ментцер М. Супертренинг. - М.: Медиа-Спорт, 1998. - 103 с.

44. Ментцер М. Реализуй свой мышечный потенциал за год // Железный человек. – 2000. - № 8. - С. 54-59.

45. Найданов Б. Н. Особенности организации занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 53-58.

46. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. – М.: ООО «Астрель»: ООО «АСТ», 2003. – 863 с.: ил. – (Профессия – тренер).

47. Остапенко Л. А. Соревнования по атлетизму в школе // Физическая культура в школе. – 1995. - № 1. - С. 64-68.

48. Пеганов Ю. А., Шибанов Д. В. Методика повышения двигательной подготовленности слабослышащих юношей средствами атлетической гимнастики при прохождении основных разделов программы по физической культуре. - М: ВНИИФК, 1996. – 87 с.

49. Петров В.К., Мартьянов С.С. О некоторых тенденциях в развитии
атлетической гимнастики // Теория и практика физической культуры, 1991. - № 7. - С. 43-45.

50. Петров В. К. Силовые упражнения в оздоровлении людей разного возраста // Теория и практика физической культуры, 1993. – № 9/10. – С.7.

51. Смолевский В. М. Нетрадиционные виды гимнастики. – М.: Просвещение, 1992. – 50 с.

52. Смирнов Ю. И., Полевщиков М. М. Спортивная метрология: Учеб. для студ. пед. вузов. – М., 2000. – 232 с.

53. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. - Спб.: Питер, 2004. - 328 с.

54. Фалеев А. В. Школа своего тела. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 288 с.

55. Фатеев В. А. Требования к курсовым и выпускным квалификационным работам студентов факультета физической культуры: Методическая разработка. – Барнаул, 2006. – 64 с.

56. Чепель В. Ф. Основы математической статистики: Учеб. пособие для студентов специальностей медико-биологического профиля. – Барнаул, 2004. – 136 с.

57. Шварценеггер А. Энциклопедия современного бодибилдинга. Т. 1. - Пер. с англ. – М.: Физкультура и спорт, 1993. – 221 с., ил.

58. Шварценеггер А. Энциклопедия современного бодибилдинга. Т. 2. - Пер. с англ. – М.: Физкультура и спорт, 1993. – 309 с., ил.

59. Шварценеггер А. Энциклопедия современного бодибилдинга. Т. 3. - Пер. с англ. – М.: Физкультура и спорт, 1993. – 160 с., ил.





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации