Реферат - Сравнительный анализ украинской и западноевропейской систем образования - файл n1.docx

Реферат - Сравнительный анализ украинской и западноевропейской систем образования
скачать (51.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx52kb.01.06.2012 13:27скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.docx

содержание


  1. Система высшего образования в Украине

  2. Система высшего образования в западноевропейских странах

2.1 Великобритания

2.3 Бельгия

2.4 Франция

2.5 Италия

Заключение

Список использованных источников
  1. система высшего образования в Украине


Украина присоединилась к Болонскому процессу в 19 мае 2005 г. Целями процесса, являются:

Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе.

Обязательные параметры Болонского процесса


Рекомендательные параметры Болонского процесса


Факультативные параметры Болонского процесса

Трёхуровневая система высшего образования


Первый уровень – бакалавариат (степень "бакалавр").
Второй уровень – магистратура (степень "магистр").
Третий уровень – докторантура (степень "доктор").

Автономность вуза

В существующих условиях вуз определяет содержание обучения по уровням бакалавр/магистр.

Вуз определяет методику обучения.

Европейская система перевода кредитов
Краткая информация об академических кредитах:

А – "отлично" (10 процентов сдающих).
В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих).
С – "хорошо" (30 процентов сдающих).
D – "удовлетворительно" (25 процентов сдающих).
Е – "посредственно" (10 процентов сдающих).
F (FX) - "неудовлетворительно".

Введение ECTS — Европейской системы перезачета кредитов — является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы Эразмус в 1988 году и в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть «линий помощи» (ECTS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описанием курсов, и х содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам.

За последние 15 лет введение системы ECTS в высших учебных заведениях осуществлялось через программу ЕС Socrates-Erasmus. По данным доклада «Тенденции в высшем образовании-III», в настоящее время порядка 1200 из 1820 образовательных учреждений в ЕС, имеющих контракт на институциональном уровне с Socrates-Erasmus, получили гранты Socrates для введения системы ECTS. Однако было бы неправильным сделать вывод из этих цифр, что две трети вузов сегодня применяют систему ECTS и что задача сводится лишь к вовлечению в этот процесс остальной трети.

Признание кредитов ECTS за сроки обучения за границей изначально предполагалось на основе предварительных соглашений между академическим персоналом об уровне, содержании и учебной нагрузке программ курсов. Система ECTS требует не просто подсчета учебной нагрузки каждой дисциплины и соответствующего числа кредитов, но также, и этим аспектом часто пренебрегают, детального описания всей программы обучения в институте с информацией о содержании, методологии обучения, методов оценки программ курсов, а также об услугах поддержки международных студентов.

Болонская декларация упоминает систему ECTS лишь как пример, однако никакой другой европейской системы не появилось. Наоборот, система ECTS быстро распространилась по всей Европе и была включена во многие новые законы о высшем образовании. Ее основные достоинства:


Использование системы ECTS для перезачета кредитов особенно широко распространено в следующих странах: Греция и Швеция (80%), Финляндия и Польша (81.5%), Австрия (84%), Румыния (87%), Норвегия (90%, Ирландия и Дания (93%). Другие системы, отличные от ECTS, применяются больше всего в Великобритании (45.5%) и Турции (58%). В некоторых странах, сравнительно большой процент не использует ни систему ECTS, ни иную аналогичную систему: например в Португалии (34%), Болгарии (38.5%) и Венгрии (44%). В странах Юго-Восточной Европы около 75% вузов еще не внедрили ECTS как систему перезачета кредитов.
Существенная черта системы ECTS заключается в том, что кредиты сами по себе не являются единицами, а всегда описывают выполненную работу как часть учебного плана. Следовательно, кредиты накапливаются в рамках последовательной программы обучения, отражая определенный объем работы, успешно завершенный на определенном уровне для признания квалификации.

Академическая мобильность

Одним из компонентов Болонского процесса является обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей. В частности, предполагается следующее:

Европейское приложение к диплому

Приложение к диплому подготавливается университетами по модели, разработанной совместной рабочей группой, включающей экспертов Европейской Комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО. Шаблон существует на 11 языках и дает полное описание предмета, уровня, контекста, содержания полученной подготовки. Приложение состоит из восьми разделов: информации о владельце диплома, полученной квалификации, уровне квалификации, содержании программы и ее результатах, информации о функциональном назначении квалификации, дополнительной информации, информации о национальной системе образования. Приложение к диплому повышает уровень академической мобильности и мобильности выпускников на рынке труда. Одновременно с этим, защищая автономию университетов, приложение к диплому предлагает общую рамку взаимодействия, обеспечивает полноценной информацией об университетских программах партнерские образовательные организации и граждан, способствует продвижению университетов за рубежом. Приложение выдаётся по запросу студента бесплатно.

Приложение заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском).

Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов. См. образец приложения к диплому, разработанный Европейской Комиссией, Советом Европы, ЮНЕСКО/CEPES

Контроль качества образования

Болонский процесс усиливает европейский акцент оценки и контроля качества, аккредитации, берет курс на сближение стандартов и процедур оценки. В ряду важнейших реформ, провозглашенных Болонской Декларацией, названо развитие европейского сотрудничества на основе выработанных сопоставимых критериев и методик. В резолюции съезда европейских ректоров вузов (г. Саламанка, 29–30 марта 2001 г.) качество определено как «краеугольный камень», «основополагающее условие» доверия, релевантности, мобильности, совместимости и привлекательности. Ректоры подтвердили свои намерения добиваться взаимно признаваемых механизмов оценки, контроля и сертификации качества.


Аккредитация — явление новое в европейской образовательной культуре. Впечатляет интенсивность процесса формирования аккредитационных органов в Европе. Только за последние годы структуры оценивания на национальном уровне возникли в 11 странах.

К основным позитивным сдвигам, достигнутым в рамках Болонского процесса, относится создание Европейской сети агентств качества высшего образования (ENQA) 2000 г. на основе рекомендаций Совета министров образования стран Евросоюза. Сеть свободна для присоединения других государств. От нее ждут заметного вклада в части обеспечения качества в европейском образовательном пространстве. Но, как считают некоторые западные эксперты, этот "аккредитационный бум" чреват опасностью, что Европа, выбравшись из джунглей степеней, может попасть в другие джунгли — джунгли агентств, стандартов и процедур контроля и оценки качества высшего образования.
  1. система высшего образования в западноевропейских странах

2.1 Великобритания


Великобритании имеет репутацию страны с безупречным образованием. И она вполне оправданна. Начать с того, что именно здесь зародилась многоступенчатая образовательная модель, ныне стремительно распространяющаяся по всему миру и по праву именуемая британской. Дипломы и степени, полученные в Великобритании, вызывают несомненное доверие со стороны работодателей во всем мире, служа своего рода «знаком качества» подготовленного здесь специалиста. Это страна с богатыми историческими традициями, но в то же время открытая к инновациям. В стране, где проживает 1% населения Земли, публикуется 8% всех научных работ. Более 100 нобелевских премий – таков итог деятельности британских ученых, признанный мировым научным сообществом. Особенно активно в последние годы развиваются молекулярная биология, нанотехнологии, молекулярная электроника и мультимодальные коммуникации – области знания, которым предстоит играть определяющую роль в развитии человеческой цивилизации в новом тысячелетии. Наряду с этими передовыми направлениями развития здесь по-прежнему высоки стандарты классического образования в таких областях, как философия, история, литература и другие гуманитарные науки. Широкой известностью в мире пользуется британское экономическое и финансовое образование.

В систему высших учебных заведений Великобритании входят классические университеты, университетские колледжи (University Colleges), политехнические институты (Polytechnics) и колледжи высшего образования (Colleges of Higher Education).

Всего их насчитывается более 180, причем львиная доля (102) приходится на университеты, большинство из которых - государственные. Оставляя на усмотрение вуза формирование образовательной политики, государство берет на себя контроль над качеством преподавания.

Формально университет возглавляет канцлер, назначаемый королевой и являющийся, как правило, церемониальной фигурой. Реально главой администрации университета является вице-канцлер или ректор. Руководящие органы университетов — совет и сенат. Совет — высший административный орган, который формирует преподавательский и вспомогательный состав, решает финансовые вопросы. Сенат — академический орган. Председателем совета и сената является вице-канцлер, который выбирается. Состав органов управления также избирается. В органы управления в последнее время стали входить на паритетных началах представители профессорско-преподавательского состава, студентов и внешних организаций, заинтересованных в подготовке специалистов.

Согласно многоступенчатой модели, высшее образование разделяется на два этапа: бакалавриат (Degree courses или Undergraduate courses) и магистратуру (Postgraduate studies). В Англии, Уэльсе и Северной Ирландии типичны трехгодичные программы бакалавриата, для Шотландии более характерны четырехгодичные (в медицине – шестигодичные). По окончании курса выпускнику присваивается степень Bachelor's Degree (она же First Degree). Продолжительность обучения в магистратуре обычно составляет 1 год - в отличие от двугодичных программ других англоязычных стран. Доля иностранцев среди будущих магистров гораздо выше, чем на программах бакалавриата, и нередко достигает 45% общего количества студентов.

Первые академические степени бывают двух видов — почетные и обычные. Учебный курс, рассчитанный на получение почетной степени, предполагает глубокое изучение ограниченного числа предметов (в большинстве случаев основного и одного-двух вспомогательных). Курс, ведущий к получению обычной степени, рассчитан на изучение более широкого круга дисциплин.

Учебный год в вузах Великобритании начинается в октябре и делится, как правило, на триместры по 8—10 недель каждый. Продолжительность летних каникул четыре месяца — с 1 июня по 30 сентября.

Основными видами занятий в вузах Великобритании являются лекции, семинары, лабораторные работы, а также тьюториалы (индивидуально-групповой метод обучения, предполагающий занятия с 2—10 студентами, которые проводятся тьютором не реже одного раза в неделю). Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Практические занятия вынесены за рамки учебного плана и не учитываются при расчете баланса учебного времени. Традиционный академизм университетов привел к тому, что производственная практика либо совсем не включается в программу подготовки, либо занимает в ней незначительное место, хотя многие университеты требуют от студентов самостоятельного приобретения практического опыта. В некоторой степени решению этой проблемы способствует обучение по системе сэндвич-курсов, в соответствии с которой работа на производстве является неотъемлемой частью учебного процесса и чередуется с теоретическим обучением. Такая форма стала применяться и в университетах, но наиболее широкое распространение она получила в системе дальнейшего образования и, в частности, в политехнических колледжах.

Система экзаменов в университетах определяется хартиями, однако в большинстве случаев проводится два основных экзамена — в конце 1-го и 3-го годов обучения; по результатам экзаменов обычно устанавливается вид и уровень присваиваемой степени. Выпускникам высших учебных заведений присваиваются академические степени; университетские и Совета по национальным академическим квалификациям.

Венчает пирамиду высшего образования система докторантуры. Для того чтобы удостоиться степени PhD (Philosophy Doctor) в той или иной области знания, необходимо пройти обучение на трехгодичной программе и защитить диссертацию. За выдающийся вклад в науку или практику университеты присваивают высшие степени доктора наук или литературы.

Основанием для зачисления на первый курс британского университета является сертификат о полном среднем образовании A-level или международный сертификат International Baccalaureate (IB). Выпускник российской школы может получить A-level, отучившись в течение 2 лет в частной школе-пансионе по программе Sixth Form, соответствующей 12-му и 13-му классам британской школы. Баллы, полученные на выпускных экзаменах по профильным дисциплинам, и станут его пропуском на соответствующий факультет университета.

Программа IB рассчитана на 12 лет учебы. Важно отметить, что школы, работающие в ее рамках, действуют во многих странах мира. Есть они и в Москве. Абитуриенту, закончившему полный курс IB и желающему поступить в британский университет, не надо проходить никаких дополнительных тестов; достаточно отправить пакет своих документов с указанием итоговой суммы баллов по результатам выпускных экзаменов в выбранный вуз (или несколько вузов) и дождаться решения приемной комиссии. Чем выше общий балл, тем больше шансов добиться зачисления в престижный университет.

Еще один путь - подготовительная программа Foundation. Подобные программы созданы при многих университетах и успешно готовят зарубежных абитуриентов к поступлению.

В Шотландии большой популярностью среди иностранных студентов пользуется централизованная система Scottish International Foundation Programme, созданная на базе Университета Глазго.

Независимо от типа учебного заведения программа подготовки к университету включает совершенствование английского языка; повторение и систематизацию полученных школьных знаний, а также изучение некоторых новых дисциплин (бизнес, менеджмент, математическая статистика, философия и других) и освоение академических навыков (умение конспектировать лекции, писать эссе, составлять устные доклады, готовить и защищать рефераты и т. д.).

Университетские колледжи отличаются от университетов практически только своими размерами. Как правило, это учебные заведения с ограниченным количеством факультетов и небольшим числом студентов. Вместе с тем в университетских колледжах нередко имеются сильные научные центры, а их дипломы ценятся очень высоко.

Политехнические институты, как и следует из их названия, акцентируют силы на преподавании технических специальностей. В настоящее время наблюдается тенденция стирания граней между «политехами» и традиционными университетами: качество преподавания в первых постепенно растет, дотягиваясь до вторых. Ряд «политехов» уже получил статус университета (их называют «новейшими»).

Колледжи высшего образования представляют собой специализированные учебные заведения, ведущие подготовку кадров в рамках программ бакалавриата. Чаще всего они работают по одному какому-либо направлению - есть педагогические, музыкальные, театральные колледжи, колледжи живописи и дизайна.

Но, конечно, главное богатство образовательной системы Великобритании составляют ее университеты. Их в зависимости от даты их основания, принято делить на три условные категории. Первые из них, сегодня знаменитые на весь мир Оксфорд и Кембридж, появились в далеком Средневековье - в 1096 и 1209 гг. соответственно. К числу таких же «старых» принадлежат шотландские университеты в Сент-Эндрюсе, Глазго, Абердине и Эдинбурге. Они пользуются наибольшим престижем в стране и за ее пределами и наиболее строго относятся к отбору абитуриентов.

Ко второй группе относятся так называемые краснокирпичные университеты, появившиеся в XIX в. в Лондоне, Манчестере, Ливерпуле, Бристоле, Рединге и других городах в пору расцвета промышленной революции. Их строили из кирпича, чем и заслужили свое прозвание. Уже тогда они делали ставку на преимущественное развитие передовых для того времени технологий. Накопив за более чем столетнюю историю опыт, они сохраняют этот импульс и поныне. Многие из «краснокирпичных» университетов сегодня - лидеры британских рейтингов высшего образования.

Наконец, к третьей категории относят «стеклянные» университеты, основанные в ХХ в., главным образом - после окончания Второй мировой войны, когда здания строили из стекла и бетона. Такие университеты действуют в Ноттингеме, Сассексе, Уорвике, Кенте, Киле, Эксетере, Эссексе. Среди них также имеются вузы с мировой репутацией, например университет Уорвика (University of Warwick), из года в год уверенно занимающий верхние строчки рейтингов.

2.2 Бельгия


С 2004/2005 учебного года в Бельгии введена многоступенчатая образовательная модель, подразумевающая подготовку бакалавров и магистров. Существовавшая до этого система высшего образования, а именно базовый курс одного цикла, базовый курс двух циклов и академический курс, была отменена. При этом сохранилось традиционное деление на два типа образовательных программ - академические и высшие профессиональные. Высшее профессиональное образование ограничивается курсами бакалавра и предлагается только в институтах и колледжах. Академическое образование состоит из курсов бакалавра и магистра, его можно получить как в институтах и колледжах, так и в университетах.

В Бельгии насчитывается 8 университетов. Высшее образование в Бельгии имеет старые традиции: первое высшее учебное заведение – Лувенский католический университет был создан в 1425 году по инициативе папы Мартина V и по указанию герцога брабантского Жана IV. В 1517 году Эразм Роттердамский основал также в Лувене Школу трех языков (иврита, латыни, греческого), по образцу которой был создан Французский колледж в Париже.

В старейших государственных университетах – в Льеже и Монсе – преподавание ведется на французском языке, в Генте и Антверпене – на нидерландском. Католический университет Лувена, старейший и самый престижный в Бельгии, и находящийся на частном содержании Свободный университет Брюсселя до 1970 г. были двуязычными, но из-за участившихся конфликтов между фламандскими и валлонскими студентами каждый из них был разделен на самостоятельные нидерландско- и франкоязычные отделения. Французское отделение университета Лувена переехало в новый университетский городок возле Оттиньи, расположенного на «лингвистической границе». В колледжах и университетах страны в 1990-х годах обучалось около 120 тыс. студентов.

Обучения в университете длится минимум 4 года, хотя для получения некоторых специальностей длительность обучения в университете составляет 10-12 лет. Система обучения в университетах многоступенчатая: каждый цикл университетского обучения как для получения университетской, так и научной степени завершается получением следующих степеней: «кандидат» – после двух-трехлетнего базового обучения, это так называемый первый цикл.

Степень «лиценциат» – соответствует степени бакалавра, ее можно получить после двух или трех лет дополнительного обучения по специализации и написания научной работы. По некоторым дисциплинам эта степень может быть получена после более длительного периода обучения: трех лет – для звания инженера, фармацевта, специалиста в области права или после четырех лет – звания доктора медицины, хирурга и акушера. Не ранее, чем через год после получения степени «лиценциат», а также после написания и защиты диссертации можно получить степень «доктора» – которая соответствует степени магистра. Высшей степенью в этой иерархии является «агреже высшего образования»; она может быть присвоена через два года после получения степени доктора.

В бельгийских вузах обучается большое количество иностранцев, однако их число не должно превышать 2% от количества студентов-бельгийцев, поступивших на обучение в данный вуз в предыдущем году. Иностранцы, желающие обучаться в данном вузе, но не попадающие в указанные выше 2%, могут быть приняты на учебу если заплатят дополнительный регистрационный взнос, не менее 50% от официальной стоимости обучения. Абитуриентам-иностранцам рекомендуется обращаться с запросом о приеме в эти университеты за 10 месяцев до желаемого времени начала обучения.

2.3 Франция


Достижения Франции в области науки, техники, а также в гуманитарной сфере хорошо известны. Сильнейшая в мире математическая школа, на основе которой успешно развивается производство программных средств обеспечения, передовые исследования в области физики элементарных частиц, целый ряд важных открытий в области дешифровки генов человека, космические программы, – французская наука не стоит на месте. Не меньше впечатляют и успехи французских ученых в гуманитарных областях – исторической, социологической, экономической. Все эти достижения стали возможны, лишь потому, что во Франции действует эффективная и динамично развивающаяся система образования.

Ядро системы высшего образования составляют университеты, которых насчитывается 87. Второй составной частью системы высшего образования во Франции являются высшие школы – Grandes Ecoles. Это чисто французское явление, сложившееся в силу исторической традиции и обладающее рядом особенностей. Высшие школы – весьма престижные учебные заведения. Многие из них относятся к частному сектору, хотя и не все. Так, знаменитая «школа президентов» – Ecole Nationale d’Administration – государственная. Выпускники высших школ без труда находят работу, а по желанию могут посвятить себя и научной карьере.

Наконец, третьей составляющей системы высшего образования являются специализированные школы (среди них есть и государственные, и частные), которые готовят кадры для конкретных отраслей экономики – архитектуры, гражданской авиации, промышленного дизайна. Сюда же относятся творческие вузы, например Высшая школа драматического искусства или Высшая национальная школа изящных искусств.

С 2005 г. все французские университеты перешли на многоуровневую систему образования, включающую бакалавриат и магистратуру. Это не случайно: именно Франция выступила одним из инициаторов создания единого общеевропейского пространства в области образования, соглашение о котором было подписано в Болонье. Для студентов это открывает новые возможности, включая студенческие обмены, участие в программах «двойного диплома», стажировки в разных странах Европы, но главное – общеевропейское признание дипломов и университетских степеней.

Первая ступень высшего образования ведет к получению степени Licence 3 (Лисанс 3) – это аналог бакалаврской степени. Через год можно получить степень Master 1 (Магистр первого года обучения) и ещё через год Master 2: Professionnel или Recherche (Магистр второго года обучения по профессиональному направлению или научному направлению – для поступления в аспирантуру-докторантуру).

Система аспирантуры-докторантуры во Франции в настоящее время переживает период перемен, суть которого состоит в плавном переходе к введению степени PhD, признаваемой мировым научным сообществом.

Организация учебного процесса во Франции имеет свои особенности. Студент сам составляет индивидуальный учебный план, дополняя обязательные дисциплины предметами по выбору. В процессе обучения широко используются лекции и письменные работы. Экзамены сдаются сразу после завершения курса лекций, в основном в письменной форме. Оценка знаний, как правило, производится по 20-балльной системе.

Для иностранца одно из основных требований при поступлении – подтвердить владение французским языком. Наиболее распространенная процедура сводится к сдаче языкового экзамена DALF, свидетельствующей о том, что его обладатель способен слушать лекции, участвовать в семинарах, писать рефераты и сдавать текущие экзамены на французском языке. Возможно пройти и тестирование по французскому языку – TCF, результаты которого также принимаются французскими вузами. В России подготовиться и сдать DALF и TCF можно во Французском культурном центре в Москве, во Французском институте в Санкт-Петербурге или в региональных центрах Альянс Франсез.

«Пропуском» во французский вуз сегодня может стать и знание английского языка. Программы любого уровня – от бакалавриата до МВА, в рамках которых преподавание ведется либо исключительно на английском, либо на английском и французском языках, действуют в десятках вузов. В списке специальностей, которым можно обучиться на английском языке, наиболее современные и «продвинутые» – менеджмент и предпринимательство, высокие технологии, электроника и средства коммуникации, рекламное дело, логистика и многие другие. И этот список постоянно расширяется.

В отличие от университетов, прием в Grandes Ecoles осуществляется по результатам вступительных экзаменов после двухгодичных подготовительных отделений. Студентам-иностранцам, желающим поступить в высшую школу, придется принимать эти правила и наряду с французами сдавать вступительные экзамены. Лучшие кандидаты получают возможность продолжить обучение по дальнейшей трехлетней программе. Правда, остальные тоже не пропадут: их с радостью примет любой университет сразу на третий курс.

Выбирая вуз, французы руководствуются и неофициальной «специализацией» вузов. Так, университет г. Монпелье издавна славится преподаванием естественных наук и медицины, а Страсбурга – историческим и юридическим факультетами.

Французские высшие учебные заведения предлагают широчайший спектр учебных программ, охватывающий все без исключения сферы и направления, включая наиболее востребованные временем. Здесь также действуют редкие программы, например программа менеджмента в области производства и продажи предметов роскоши, привлекающая внимание именно своей уникальностью.

Большинство французских вузов поддерживает тесные отношения сотрудничества с зарубежными партнерами, широко практикуя студенческие обмены, стажировки в странах Европы и Азии, США и Канаде, приглашая для чтения лекций и ведения семинаров виднейших ученых и специалистов буквально со всего мира. Студент-иностранец – желанный гость в любом французском вузе, и это не просто слова. Лучшие вузы страны гордятся многонациональным составом своего студенчества и активно стремятся к его расширению.

Хочется отметить, что 80% французских студентов учатся не в Париже, а в провинциальных городах. Качество образования там ничуть не хуже, зато стоимость жизни ниже.

2.4 Италия


Италия относится к числу стран с древнейшей культурой и традициями, уходящими вглубь веков. Именно эта страна стала родиной Возрождения, во многом определившего облик нынешней западной цивилизации. Как уже говорилось выше, здесь жили, работали и совершали свои гениальные открытия Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, Джордано Бруно. Здесь появился самый древний в Европе университет – Болонский (основан в 1088 г.). И сегодня Италия остается страной, в которой получение высшего образования имеет свои привлекательные для иностранных студентов стороны.

В настоящее время образовательная система Италии переживает период реформирования в рамках Болонского процесса, направленного на создание единого общеевропейского образовательного пространства. Особенно существенные изменения коснутся высшей школы.

В соответствии с новыми стандартами в итальянских вузах постепенно вводится европейская трехступенчатая модель образования. Ее первая ступень, соответствующая бакалавриату, носит название Corsi di Laurea и рассчитана на три года обучения. За этот срок студенты осваивают базовые дисциплины по избранной специальности и получают необходимые профессиональные навыки.

Вторая ступень включает программы подготовки специалистов (Corsi di Laurea Specialistica), а также программы специализации первого уровня (Corsi di Specializziazione di 1° livello) и магистерские программы первого уровня (Corsi di Master Universitario di 1° livello). В зависимости от конкретной программы срок обучения может составлять два или три года.

Постакадемическое образование помимо традиционной аспирантуры с защитой диссертации и присуждением ученого звания доктора наук включает программы специализации и магистерские программы второго уровня.

В ряде университетов пока еще сохраняется и унаследованная от прошлого система 5-летнего университетского обучения, завершающегося вручением диплома специалиста – Diploma universitario.

Контроль за деятельностью вузов осуществляет Министерство высшей школы и научных исследований (MIUR). В каждой итальянской провинции имеется собственное Управление по делам образования, которое следит за соблюдением Государственных стандартов в сфере образования.

Для поступления в итальянский вуз студенту-иностранцу, как правило, необходимо сдать экзамен по специальности и по итальянскому языку. Некоторые вузы разрешают не сдавать экзамен по итальянскому языку тем, у кого есть сертификат, подтверждающий владение итальянским на надлежащем уровне. К примеру, в Москве в Итальянском институте культуры в Москве можно сдать языковой тест по итальянскому языку CILS, разработанный университетом Сиены специально для иностранных студентов. Из четырех уровней «проходным» считается уровень не ниже второго.

В систему высшего образования Италии входят университеты, институты и колледжи.

Из 83 университетов 58 являются государственными, еще 17 принадлежат негосударственному сектору, однако имеют государственную аккредитацию, и два университета работают специально с иностранными студентами. Дополняют список три политехнических университета и три высшие школы, ориентированные на постакадемические программы.

Помимо университетов в Италии действуют и другие учебные заведения, в которых можно получить высшее образование. Главным образом они представлены высшими школами, каждая из которых имеет свой профиль. Сюда относятся вузы творческого направления – высшие школы дизайна, академии изящных искусств, консерватории, а также аккредитованные музыкальные институты; языковые вузы (высшие школы языковой подготовки); вузы технического образования (IFTS) и высшие школы интегрированного обучения (FIS). Существует также ряд профильных школ, в которых ведется подготовка специалистов по таким областям, как архивное дело, дипломатия, реставрационное искусство и высшие военные училища.

Старейший университет Италии основан в 1088 г. в Болонье. Сегодня он носит название Universitб degli Studi di Bologna и считается первым номером в стране по преподаванию права. В области дизайна бесспорным лидером остается Европейский институт дизайна (Istituto Europeo di Design), расположенный в Милане. Самый высокий авторитет в сфере международной экономики, финансов и менеджмента принадлежит негосударственной Европейской школе экономики (ESE) и Школе менеджмента Scuola di Direzione Aziendale Bocconi. Медицинским факультетом славится университет в Салерно (Universita di Salerno).

В столице государства Риме расположено сразу пять университетов. В крупнейшем из них – La Sapienza (Universitб degli Studi di Roma) – учится около 180 тыс. студентов. Четырнадцать факультетов, 69 специализированных школ и больше тысячи курсов повышения квалификации представляют широчайший спектр специальностей и специализаций – архитектура, экономика и бизнес, право, информатика, инженерные науки, физика, филология, философия, социология, география и другие направления.

В Перудже и Сиене находятся два особых университет для иностранцев – Universitб per Stranieri. Их особенность заключается в том, что зарубежных студентов принимают сюда с любым, даже нулевым уровнем знания итальянского языка. Занятия начинаются с суперинтенсивной языковой подготовки – по 8 ч в день 6 раз в неделю. Только после этого студенты переходят непосредственно к освоению университетского курса. Universitб per Stranieri di Siena в основном готовит преподавателей итальянского языка и литературы.

В Италии можно также пройти обучение на английском языке. Такую возможность предоставляет, например, расположенный в Риме американский университет им. Джона Кэбота (John Cabot University). Магистерские программы на английском предлагают и другие вузы.

Итальянские академии изящных искусств отличаются своими особенностями. Обучение в них ведется по четырем направлениям: живопись, скульптура, дизайн и сценическая декорация. Программы рассчитаны на 4 года обучения и состоят из двух блоков – теоретического и практического. В отличие от университетов, набор в академии осуществляется по результатам вступительных экзаменов и творческого конкурса.


заключение


Основное отличие европейских систем высшего образования от, к примеру, американской заключается в полномочиях правительства, в формулировке целей оценки, в определении наиболее важных аспектов, в способах принятия решений и, наконец, в самой организации образовательного процесса. В странах с централизованной системой образования функции оценки, аккредитации осуществляют соответствующие государственные ведомства.

В целом преимущество зарубежных учебных заведений перед украинскими - отношение к студенту как к равноправному партнеру, которому нужно помочь обнаружить, осознать и реализовать все потенциальные способности и возможности, а не как к подчиненному и зависимому существу, которое следует заставить получать знания. То есть обучение в зарубежных университетах в первую очередь перспективно с точки зрения самоопределения и развития заложенных задатков.

Хочу заметить, что в рассмотренных европейских странах делается акцент на подготовке именно практиков, а не теоретиков. Поэтому выпускники имеют не только знания, но и точно знают как, когда и где их можно использовать. Уже в процессе обучения студентов готовят для работы в определенной области, что, несомненно, помогает в поиске работы по специальности. Научные базы и лаборатории открывают отличные возможности не только для профессионального самосовершенствования, но и для ведения научной работы.

Некоторые страны находятся в процессе реформации, и очевидно, что в рассмотренных европейских странах действует или вводится следующая модель высшего образования: бакалавриат – магистратура – докторантура. Каждая ступень этой модели имеет свои требования, в каждой стране есть свои особенности при получении высшего образования, но ясно, что все они будут стремиться к одной системе. К примеру Италия отходит от традиционной ступени высшей школы – Специалитета – и постепенно вводит трехуровневую систему, уже закрепившуюся в соседних странах.

Поступление в магистратуру – это путь для взрослых, состоявшихся людей или тех, кто сейчас уже учится в университете. Эти учебные программы дают шанс получить знания, недостающие для работы и продвижения по карьерной лестнице, занять руководящую должность и, следственно, увеличить свой доход. Наши выпускники вузов зачастую не до конца осознают, зачем им нужна магистратура и часто руководствуются причинами далекими от желания профессионально совершенствоваться.

Также хочу обратить внимание на то, что у каждого студента Украины есть шанс поступить в зарубежный ВУЗ. Необходимо только успешно сдать экзамен по специальности и иностранному языку.

Получается, что высшее образование, полученное за рубежом, пожалуй, самый перспективный вид обучения. Во-первых, потому что это серьезный и осознанный шаг, а во-вторых, потому что открывающиеся возможности безграничны.


список использованных источников


  1. Джуринский А.Н Развитие образования в современном мире: Учеб. Пособие. – М.: ВДАДОС, 1999.

  2. Тарасюк Л.Н., Цейкович К.Н. Образование в Великобритании.// Социально-политический журнал, №3, 1997 г.

  3. www.bankreferatov.ru

  4. www.znanie.info

  5. belgiya.net/nayka-i-obrazovanie-belgii/obrazovanie.html

  6. ambafrance-by.org/spip.php?article1280


содержание
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации