Реферат - Эстетическое воспитание студентов ВУЗа - файл n1.doc

Реферат - Эстетическое воспитание студентов ВУЗа
скачать (49.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc50kb.05.06.2012 09:18скачать

n1.doc

Содержание
Введение_______________________________________________3
Цели эстетического воспитания__________________________5
Задачи эстетического воспитания________________________5
Формы эстетического воспитания________________________6
Методы эстетического воспитания_______________________8
Выводы_______________________________________________10
Список использованной литературы_____________________11

Введение

Важнейшей стороной педагогической деятельности является эстетическое воспитание как целенаправленное формирование установки на определенный, собственно человеческий уровень практической деятельности Итоговой целью эстетического воспитания выступает становление эстетической культуры личности.

Педагогическая логика формирования эстетической культуры состоит в том, чтобы показать, как общие законы красоты проявляются в многогранных сферах человеческой деятельности и в искусстве, актуализировать заложенную в человеке потребность общения с красотой и способность бескорыстного ее переживания.

Этот процесс требует как можно более широкого непосредственного общения студенческой молодежи с высокими образцами художественно-эстетического творчества в его классических и современных проявлениях, ибо только в прямом чувственном соприкосновении с воплощенной в произведениях искусства художественно-эстетической реальностью обретается ее понимание.

Значимая роль в формировании художественно-эстетического вкуса отводится опыту общения молодого человека с искусством, который обретается им за пределами содержания учебных предметов: при восприятии телевизионных программ и видеофильмов, посещении концертов, выставок, чтении книг. эстетическом оформлении городской и учебной среды, собственного жилья.

В различных образовательных структурах и педагогических подходах имеет место представление о гуманитарных дисциплинах как: исключительно "предметах эстетического цикла", из чего следует, к сожалению, что другие предметы не имеют какого-либо значимого эстетического потенциала.

Способность человека реагировать на жизнь эстетически - один из сокровенных центров человека. Просветительско-педагогический пафос отечественной культуры, мощные традиции, беспокойства интеллигенции о будущем Украины позволяют смотреть на задачу эстетического воспитания студентов вуза как на непреходящую и актуальную. При всей значимости профессиональной подготовки уровень общей культуры специалистов неизменно расценивается как наиболее прочный залог творческой и эффективной работы.
Цели эстетического воспитания

Всестороннее развитие личности – вот основная цель эстетического воспитания. Формирование эстетического отношения и эстетической деятельности во всех проявлениях (труд, общение, религия, отношение к природе) способствует развитию духовного мира. Можно выделить следующие цели эстетического воспитания:


Задачи эстетического воспитания

Задачами эстетического воспитания студентов ВУЗа является:


Формы эстетического воспитания

Значимая роль в формировании художественно-эстетического вкуса отводится опыту общения молодого человека с искусством, который обретается им за пределами содержания учебных предметов: при восприятии телевизионных программ и видеофильмов, посещении концертов, выставок, чтении книг. эстетическом оформлении городской и учебной среды, собственного жилья.

Студенты еще находятся в юношеском возрасте, и поэтому существенное значение у них приобретают средства массовой информации, особенно сильно сказывается влияние телевидения и видеопродукции. Так, музыкальный канал на телевидении пользуется большим успехом.

Важным средством организации разнообразной творческой деятельности студентов являются различные формы внеаудиторной работы: кружки и художественная самодеятельность, организация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад, брейн-рингов и т.д. В процессе этой работы студенты приобщаются к творчеству и делают первые шаги в искусстве. Результаты художественной деятельности оформляются в виде организации музыкальных концертов, выставок творческих работ и т.д.

Развитие личности, связанное с нравственной сферой, с развитием духовных запросов, тесно соприкасается с проблемами самообразования.

Культура не существует без развития творческих наклонностей студентов, она играет положительную роль в процессе обучения специальным и гуманитарным дисциплинам; создает благоприятные условия для раскрытия творческий способностей, индивидуальной одаренности и творческой самодеятельности студентов.

Формирование эстетической культуры студентов через предметы осуществляется системно и методично. Почти в каждой теме любого учебного предмета преподаватель должен найти нишу, которую можно заполнить информацией о прекрасном из области музыки, живописи, литературы.

Одним из наиболее важных субъектов воспитания, оказывающих на студенческую молодежь опосредованное влияние, является вся вузовская атмосфера, поэтому воспитательная среда формируется силами всех сотрудников

Приобщение студенческой молодежи к ценностям, их созданию, потреблению, сохранению и распространению - непременное условие формирования общей и эстетической культуры.


Методы эстетического воспитания

Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

- метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;

- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире;

- непосредственное влияние на воспитанника (например, требование, приучение);

- создание условий и ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить свое отношение, позицию;

- создание общественного мнения;

- общение, деятельность организованные воспитателем;

- процессы передачи информации в целях образования, а затем самообразования;

- убеждение на собственном опыте, импровизация на свободную или заданную тему, товарищеский спор, столкновение противоречивых суждений;

- организация групповой деятельности, товарищеское поручение, творческая игра, творческое соревнование, конкурс, напоминание.

Особая роль в эстетическом воспитании студентов отводится условиям, «в которых непосредственно осуществляется учебно-трудовая деятельность. Надо стремились к тому, чтобы среда, начиная от интерьера помещения, мебели, одежды, инструментов и т.п., была бы максимально удобной, и соответствовала эстетическим требованиям.

Рассматривая воспитание как процесс управления развития личности, мы утверждаем, что только через создание благоприятной воспитательной среды, наполнение разнообразными формами и методами, предоставляется такая возможность каждому студенту реализовать свои способности и дарования.

Выводы

Обучение будущих специалистов в ВУЗе должно быть направлено на выявление специфического эстетического потенциала в процессе преподавания всех без исключения дисциплин. В такой образовательной модели формирование эстетической культуры личности осуществляется более широко и целостно - в единстве целостного образовательного процесса, а именно воспитании и обучении.

Все сказанное выше об эстетической и художественной культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.

Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.

Исходя из всего сказанного следует, что эстетическое воспитание, являясь в образовательном пространстве вуза путеводной звездой, раскроет в современной молодежи творческий потенциал, расширит горизонты в познании мировой культуры, отразившей факт интенсивной, многоплановой устремленности человека к абсолютной Гармонии.

Список использованной литературы:

1. Библер B.C. Нравственность, культура, современность (философские размышления о жизненных проблемах). - М„: Знание, 1990.-112с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М:Педагогика-Пресс, 1999.-536с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. - М.: Логос, 11. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993.

4. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2ОО4.-144а

5. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Сов. педагогика.-1946.-№6.-С.96-112.






Содержание Введение_______________________________________________3
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации