Реферат - Татарский костюм - файл n1.doc

Реферат - Татарский костюм
скачать (78755 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc78755kb.31.05.2012 19:41скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Казанский государственный технологический университет

Институт технологии легкой промышленности моды и дизайна

Факультет дизайна и программной инженерии

Реферат на тему:

Татарский костюм


Выполнила: студентка гр. 727162

Арышева Т. А.

Проверила: Мармарашвили А. Ф.
г. Казань 2008г.

Содержание:


Татарский костюм 1

Введение. 4

Глава 1. Булгаро - татарский костюм 8-18 вв. 6

Глава 2.Костюм начала и середины 19в. 9

Глава 3. Городской костюм второй половины 19 в. 12

Глава 4. Сельский костюм второй половины 19 – начала 20 вв. 14

Глава 5. Детская одежда. 16

Глава 6. Национальный костюм конца 19 – начала 20 вв. 17

Татарский мужской национальный костюм 18

Татарский женский национальный костюм 19

Глава 7. Костюмы татар этнических и территориальных групп 23

второй половины 19 в. 23

Заключение. 27

Приложение. 30



Введение.


В костюме как в зеркале отразились занятия предков: земледельцев и скотоводов; климат и пути торговли; идеалы красоты и религия; изменение социально-экономических условий и контакты с другими народами.

Сливаясь с физическим обликом человека. Костюм рассказывает об индивидуальных особенностях его носителя, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах, но это и воплощение понятия народа об идеальном облике людей своей нации. В разные периоды истории в костюме сочетались сила традиций, моральных норм, историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству.

Вышесказанное в большей мере относится к женскому костюму, который, в силу эмоциональности женщин и внутренней потребности к красоте, отличается необычайным своеобразием.

Народный костюм, аккумулируя в себе опыт целой этнической общности, носит ярко выраженный этнический характер. Его основополагающие элементы, как правило, являются общими для всех членов этой общности, различия же социального характера касались обычно лишь качественной стороны материалов, используемых для изготовления костюма.

Традиционная одежда существовала не как нечто неизменное статичное по всей территории проживания татар. С глубокой древности она формировалась как взаимозависимое множество местных традиций, сближавшихся и вырабатывающих общие черты в ходе своего развития в процессе этнокультурной консолидации народа.

Одновременно при наличии общих этнических черт народный костюм в каждом конкретном случае был оригинален. Ни один элемент его, даже у представителей одной возрастной и социальной группы народа, не повторял другой; они соотносились между собой не как копии, а как вариации, без которых, как известно, народная традиция (т.е. относительная стабильность и длительность воспроизведения того или иного этнографического явления) не может существовать.

Общеизвестно, что костюм любого народа быстрее развивался там, где больше тканей, где сосредоточены культура и торговля. Для татарского народа таким центром являлась Казань и Заказанье, где издавна переплетались сухопутные и водные пути, развивались промыслы, проживала наиболее богатая прослойка населения. Казань – духовный центр основной этнической группы татарского народа – казанских татар, ставших доминантой в сложении татарской буржуазной нации в конце 19 – начале 20 веков.

Общий стиль одежды первой половины 19 века с трапецевидным силуэтом, в основе которого лежит туникообразный покрой, а также предельная «восточная» насыщенность цветов, дополненный эффектными украшениями. Утвердившись в городе, как правило, основные тенденции костюма принимались широкими слоями населения, но в упрощенном варианте материалов в комплекте с менее дорогостоящими украшениями.

Особенности кроя одежды казанских татар периода конца 19 – начала 20 вв, головные уборы, обувь и другие детали одежды, манера ношения были окончательно приняты этническими и территориальными группами татарского народа, повлияли на крой и состав национальной одежды других тюркоязычных мусульманских народов, в первую очередь – среднеазиатских.

Обширность территории расселения татар, различный уровень социально-экономического развития, этнические факторы были причиной возникновения местных культурных традиций и сохранены до середины 19 века, иногда конца 20 века, архаизмов в одежде.

В татарском национальном костюме удивительно удачно и эмоционально ярко решена гармония его составных частей. Это относится не только к его лучшим классическим образцам, но и ко всему народному (крестьянскому) костюму различных территорий. Не зря же традиционную одежду называют сокровищницей народного творчества.

Этическую основу татар Среднего Поволжья и Приуралья, как известно, составляют тюркоязычные племена (булгары и другие), которые расселены на территории Средней Волги и Прикамья еще задолго до монгольского нашествия. Они явились главным этническим звеном экономического развития раннефеодального государства - Великой Булгарии, они имели довольно богатую и самобытную культуру.

В одежде татар Среднего Поволжья, как и в других элементах их культуры, отразились традиции этих племен. Это прежде всего свободные рубахи и шаровары (штаны) с широким шагом, камзолы, бешметы и казакины в талию, прямоспинные чекмени, покрой которых составил основные черты одежды тюркоязычных народов. Каким бы изменениям под влиянием моды не подвергалась женская рубаха, древняя основа все же сохранялась - ее, как правило, шили широкой и длинной. Этнические традиции довольно хорошо прослеживаются и в других элементах одежды татарского народа, в частности, в головных уборах. Определенная преемственность устанавливается, например, в полусферических мужских шапках татар и древнетюркских племен. Оригинальная женская шапочка - "калфак " так же восходит к одному из элементов комплекса женского головного убора тюркоязычных народов. Такие принадлежности одежды (костюма), как "тула оек" (суконные чулки) и " читек - кэвеш " (ичиги с кожаными калошами) так же связаны с тюркским этносом. Все это говорит о том, что в формировании национальной одежды татарского народа основная роль принадлежала этническим традициям, оказавшимся довольно устойчивыми. Однако рождение одежды татар издавна протекало, но только за счет внутренних источников, также как самодвижение и самоусовершенствование, но и за счет взаимодействия с другими народами. Поэтому национальной одежде татар присущи не только особенные черты, но и общие элементы с культурой народов, с которыми у татар устанавливалось длительное общение.

По определению исследователя традиционной культуры Казанских татар Н.И.Воробьева "одним из первых по времени появления и продолжительности действия были влияние культур Передней, а позднее - Средней Азии, которые влились в край по большой водной дороге".

Одежда же основной массы татарского народа, особенно крестьянства (лапти, тулупы, женские фартуки, шерстяные чулки, носки), в значительной мере сложилась в процессе продолжительного культурного взаимодействия предков татар с финно-угорским и русским населением края.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации