Лекции - Методология науки - файл n1.rtf

Лекции - Методология науки
скачать (2950 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf2950kb.01.06.2012 13:23скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7
1. Методологические основы познания

  1. Сущность познания, характеристика и классифика­ция познания

  2. Объект и предмет научного познания

  3. Методология научного познания: понятие, классифи­кационные уровни и основные принципы

  4. Характеристика уровней научного познания

  5. Эмпирическое познание: понятие, роль и задачи

  6. Теоретическое познание. Основные характеристики. Соотношение базовых понятий аксиома, факт, гипотеза, закон, теория, идея

2. Методы научного исследования

  1. Методология и логика научных исследований

  2. Общенаучные методы исследований. Анализ, синтез, индукция, дедукция , аналогия. Метод моделирования. Абстрагирование и конкретизация

  3. Развитие методов науки. Системный анализ и предвидение

3. Общие Закономерности научного познания

  1. Научная проблема: постановка, разработка и решение

  2. Гипотезы и их роль в научном исследовании

  3. Научная теория: принципы построения, структура, классификация

  4. Роль эксперимента в научном познании

4. Логические основы аргументации

  1. Общая характеристика аргументации

  2. Доказательное рассуждение: структура и основные правила доказательств

  3. Логические и предметные ошибки в научных исследованиях

5. Организационные и методические основы исследования

  1. Общие вопросы методики

  2. Принципы и закономерности научного поиска

6. Обработка и обобщение результатов исследования

  1. Использова­ние статистических оценок достоверности результатов. Регрессионный и кореляционный анализ. Графическое и табличное представление результатов эксперимен­та

  2. Теория и методология статистического наблюдения

7. Устное представление научной информации

  1. Виды и формы устных представлений научной информации

  2. Подготовка к выступлению. Постановка вопросов и формулирование ответов

8. Методика и техника оформления результатов исследования

1. Основы методики оформления. Последовательность и стиль изложения материала

  1. Структура и техника оформления научного документа

  2. Справочно-библиографическое оформление научного документа

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАНИЯ

1.1. Сущность познания, характеристика и классификация познания

Еще до возникновения науки в процессе своей повседневной прак­тической деятельности люди получали необходимые им знания о свойствах и особенностях предметов и явлений. Знание – это про­веренный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Главной функцией знания явля­ется обобщение разрозненных представлений о законах природы, общества и мышления.

Знание может быть относительным и абсолютным.

Относительное знание является отражением действительности с некоторой неполнотой совпадения образца с объектом.

Абсолютное знание – это полное, исчерпывающее воспроизве­дение обобщенных представлений об объекте, которые обеспечивают абсолютное совпадение образца с объектом.

Движение человеческой мысли от незнания к знанию называется познанием. Его основу составляет отражение объективной действи­тельности в сознании человека в процессе его практической (произ­водственной, общественной и научной) деятельности. Следовательно, познавательная деятельность человека вызвана практикой и направ­лена на практическое овладение действительностью. Этот процесс бесконечен, поскольку диалектика познания выражается в проти­воречии между безграничной сложностью объективной действитель­ности и ограниченностью наших знаний.

Основной целью познания является достижение истинных зна­ний, которые реализуются в виде теоретических положений и вы­водов, законов и учений, подтвержденных практикой и существую­щих объективно, независимо от нас.

Различают два вида познания: чувственное (обыденное) и науч­ное (рациональное). Чувственное познание является следствием непосредственной связи человека с окружающей средой. Познание мира человеком и взаимодействие с ним осуществляется благодаря функционированию органов зрения, слуха, осязания, вкуса. Чув­ственное познание выступает в 3 формах, являющихся ступенями познания: ощущение, восприятие, представление (воображение).

Ощущение – это отражение мозгом человека свойств предметов или явлений объективного мира, которые воспринимаются его орга­нами чувств. Ощущения являются источником всех знаний, но они дают знание отдельных свойств предметов, а человек имеет дело не только с отдельными свойствами, но и с предметом в целом, с сово­купностью свойств.

Противоречие между ощущением и деятельностью разрешается появлением более высокой формы чувственного познания – вос­приятием.

Восприятие – это отражение мозгом человека свойств предме­тов или явлений в целом, воспринимаемых его органами чувств в какой-то отрезок времени, и дает первичный чувственный образ предмета или явления. Восприятие есть отражение, копия, образ совокупности свойств, а не отдельного из них. В мозгу человека отражается предмет. Восприятие дает знание предметов, вещей, а не свойств. Но восприятие также ограничено. Оно дает знание только тогда, когда воспринимаемый объект имеется в наличии, существует сейчас. Но деятельность человека нуждается в знании и о тех пред­метах, которые воспринимались в прошлом или могут быть воспри­нятыми (повториться) в будущем.

Высшей формой чувственного познания является представление. Представление – это вторичный образ предмета или явления, ко­торые в данный момент времени не действуют на органы чувств человека, но обязательно действовали ранее. Это есть воспроизведе­ние в мозгу человека путем соединения их в целостную систему. Представление может воспроизвести прошлое, образы тех предме­тов, которые когда-то действовали на органы чувств – как бы по­ставить его вновь перед нами. Представление способно дать знание будущего (например, представление о чем-то на основании того, что мы читали, слышали и т.д.).

Таким образом, с помощью чувственного познания мы приобре­таем необходимые знания о свойствах и особенностях вещей и яв­лений, с которыми сталкиваемся в своей повседневной практичес­кой деятельности.

Научное (рациональное) познание – это опосредованное и обоб­щенное отражение в мозгу человека существенных свойств, при­чинных отношений и закономерных связей между объектами и яв­лениями. Научное познание не отделено непреодолимой гранью от чувственного (обыденного), поскольку представляет собой его даль­нейшее усовершенствование и развитие. Оно дополняет и опережает чувственное познание, способствует осознанию сущности происхо­дящих процессов, вскрывает закономерности их развития.

Научное познание – это сознательно осуществляемая познава­тельная деятельность, в основе которой лежит опосредованное и обобщенное отражение свойств и отношений предметов и явлений в их противоречии и развитии. Это есть целенаправленный процесс.

Научное познание связано с чувственным (обыденным) отноше­нием преемственности, что означает:

Научное познание подвергает рациональной критике исходные позиции чувственного познания, используя для этого специфичес­кие и теоретические методы исследований и тем самым достигает прогресса в понимании и объяснении изучаемых явлений.

Научное познание отличается от чувственного (обыденного) сис­темностью и последовательностью как в процессе поиска новых зна­ний, так и упорядочения всего найденного, наличного знания. Оно характеризуется последовательностью, которое выражается в его логическом построении, исключении противоречий между отдель­ными его элементами. Поэтому научному познанию присущи специ­фические методы построения, систематизации и обоснования знания.

Научное познание обладает рядом характеристик:

В научном познании различают два уровня:

На эмпирическом уровне производится сбор фактов (зафиксиро­ванные события, явления свойства, отношения), получение статис­тических данных на основе наблюдений, измерения, эксперимента и их классификация.

Теоретический уровень познания характеризуется сопоставлением, построением, и развитием научных гипотез и теорий, формулиро­ванием законов и выведением из них логических следствий для применения теоретических знаний на практике.

1.2. Объект и предмет научного познания

Объектом познания являются определенные существующие вне и независимо от нашего сознания явления материальной действи­тельности. Объект представляет собой целостную модель процесса познания реальной действительности. Объект (лат. – предмет), то, что противостоит субъекту в его предметно-практи­ческой и познавательной деятельности. Объект не просто тожде­ственен объективной реальности, а выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом (исследователем). При этом выделение объекта познания осуществляется при помощи форм практической и познавательной деятельности и отражающих свойства объективной реальности.

Предмет обозначает некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческого познания. Это зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности чело­века стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с опре­деленной целью в данных условиях и обстоятельствах.

Исходя из изложенного, объектом познания бухгалтерского учета как науки является хозяйственная деятельность предприятий и организаций, включающая в себя: хозяйственные процессы (снаб­жение, производство, реализацию); расчетные отношения (с по­ставщиками, покупателями, бюджетом, банком и др.); недвижимое имущество; источники формирования имущества (собственные и привлеченные).

Предмет познания детализирует и конкретизирует область ис­следования, являясь как бы срезом объекта познания. Поэтому пред­метом познания бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая сово­купность имущества по составу и размещению, по источникам их образования, хозяйственные операции и результаты деятельности предприятия в денежном выражении.

Таким образом, исследование предмета познания осуществля­ется, с одной стороны, как единого целого, а с другой – как части более крупной системы (объекта), в которой анализируемый (изу­чаемый) предмет находится с остальными предметами познания в определенных отношениях. Поэтому в каждом научном исследова­нии выделяется объект и предмет исследования. Объектом научного исследования является материальная, или идеальная, природная, или искусственная, система. Предмет научного исследования – это структура системы, закономерности взаимодействия как внутри, так и вне ее, закономерности развития, различные ее свойства, ка­чества и т.д.

1.3. Методология научного познания: понятие, классификационные уровни
и основные принципы


Термин "методология" в буквальном смысле означает учение о методах познания (лат. – наука, знание, метод-путь, направ­ление познания).

В литературных источниках встречаются различные толкования понятия "методология":

Следовательно, методология научного познания изучает методы научного исследования. С философской точки зрения, методология – это учение о методах познания и преобразования действительности; применение принципов мировоззрения к процессу познания, духов­ному творчеству и практике.

Для конкретных наук методология познания (исследования) яв­ляется совокупностью методов и средств, направленных на реше­ние поставленных проблем.

Методология реализует три функции:

Основными принципами методологии познания являются:

Принцип единства теории и практики означает, что они явля­ются неразрывно связанными и взаимообуславливающими друг друга сторонами человеческой деятельности.

Принцип определенности требует полного и всестороннего отра­жения наиболее существенных сторон и закономерностей объектив­ных процессов, конкретного исторического подхода к их оценке.

Принцип конкретности означает, что отражение действитель­ности в мышлении истинно – только если оно конкретно. В.И. Ленин писал: "Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна".

Принцип познаваемости означает, что объективный мир, суще­ствующий вне и независимо от нас, может быть познан, так как нет принципиальных препятствий для того, чтобы в ходе деятельности человек мог освоить внешний мир.

Принцип подчиненности состоит в утверждении объективной закономерности обусловленности одного явления другим и требует учета многообразия отношений и связей.

Сущность принципа развития в том, что формирование научного знания происходит при полном и всестороннем отражении процессов становления развития объекта познания, его противоречий, количе­ственных и качественных изменений и их взаимного перехода.

Принцип объективности требует рассмотрения процессов, явле­ний, вещей такими, какими они есть, без предвзятости, во всем многообразии их сторон, связей, отношений.

1.4. Характеристика уровней научного познания

Научное знание является сложной системой с разветвленной иерархией структурных уровней.

В структуре научного знания выделяются два уровня:

  1. эмпирический уровень;

  2. теоретический уровень.

Для знаний, полученных на эмпирическом уровне, характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте. На этом уровне по­лучают знания об определенных событиях, выявляют свойства ин­тересующих объектов или процессов, фиксируются отношения и устанавливаются эмпирические закономерности. Эмпирический уровень более связан с источниковым знанием и в этом отношении более объективен.

Теоретический уровень представляет собой как бы разрез иссле­дуемого объекта под определенным углом зрения, заданным миро­воззрением исследователя. Он строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности и его главной задачей явля­ется описание, систематизация и объяснение всего множества дан­ных эмпирического уровня.

Эмпирический и теоретический уровни обладают определенной автономией, однако их невозможно оторвать (отделить) один от дру­гого. Можно утверждать, что над эмпирическим уровнем знания всегда надстраивается теоретический уровень. Однако теоретический уровень строится таким образом, что в нем отражается непосред­ственно не окружающая действительность, а идеальные объекты.

Теоретический уровень отличается от эмпирического тем, что на нем происходит научное объяснение фактов, полученных на эмпи­рическом уровне. На этом уровне формируются конкретные науч­ные теории и он характеризуется тем, что в нем оперируют с интел­лектуально контролируемым объектом познания, в то время как на эмпирическом уровне – с реальным объектом. Значение его в том, что он может развиваться как бы сам по себе, без прямого контакта с действительностью. Естественно, что исходные принципы должны соотноситься с действительностью.

Эмпирический и теоретический уровни органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня, и в этом смысле связь теории и эмпирии очевидна. Но и эмпирическое знание оказывается несво­бодным от теоретических представлений. Совокупность эмпиричес­ких знаний является определенным знанием о действительности лишь тогда, когда эти данные истолковываются с позиций определенных теоретических представлений. Следовательно, эмпирический уровень научных знаний обязательно включает то или иное теоретическое истолкование действительности „

Несмотря на теоретическую загруженность, эмпирический уро­вень является более устойчивым, чем теория, в силу того, что тео­рии, с которыми связано истолкование эмпирических данных, яв­ляются теориями другого уровня. Поэтому эмпирия (практика) является критерием истинности теории.

1.5. Эмпирическое познание: понятие, роль и задачи

Как было отмечено, эмпирический уровень характеризуется спе­цифическим объектом познания. Это связи, отношения, свойства, которые выявлены в ходе практической деятельности и включены в процесс познания.

Познавательные операции всегда осуществляются в чувственно-предметной форме. На этом уровне познания решаются следующие познавательные задачи:

Для эмпирического уровня познания характерно использование следующих методов изучения объектов.

Наблюдение – система фиксации и регистрации свойств и свя­зей изучаемого объекта. Познавательные возможности метода на­блюдения зависят от характера и интенсивности чувственного восприятия особенностей объекта наблюдения, условий наблюде­ния, совершенства измерений. При благоприятных условиях этот метод обеспечивает достаточно обширную и разностороннюю ин­формацию для формирования и фиксации научных фактов.

Функции этого метода: фиксация и регистрация информации и предварительная классификация фактов.

Эксперимент – это система познавательных операций, которая осуществляется в отношении объектов, поставленных в такие условия (специально создаваемые), которые должны способствовать обнаруже­нию, сравнению, измерению объективных свойств, связей, отноше­ний. Различают три основные сферы для эксперимента: лабораторный эксперимент (для естественных и технических наук), производствен­ный и социальный (для экономических, политических наук).

Эксперимент является важным (а в ряде случаев даже решаю­щим) элементом практики, поэтому он выступает как основа фор­мирования гипотез и теории и вместе с тем как критерий истинно­сти теоретических знаний. Вместе с тем теория всегда выступает как определяющая сторона эксперимента.

Эффективность эксперимента в решающей степени определяется глубиной и всесторонностью обоснования условий проведения экс­перимента и его целей.

Измерение как метод является системой фиксации и регистра­ции количественных характеристик измеряемого объекта. Для эко­номических и социальных систем процедуры измерения связаны с показателями: статистическими, отчетными, плановыми; едини­цами измерения.

Использование метода измерения требует всестороннего учета единства количественной и качественной сторон изучаемого объекта. Метод измерения находит свое выражение в математическом вос­произведении количественных и качественных характеристик объекта при эксперименте.

Описание – специфический метод получения эмпирического знания. Его сущность состоит в систематизации данных, получен­ных в результате наблюдения, эксперимента, измерения. Данные выражаются на языке определенной науки в форме таблиц, схем, графиков и других обозначений. Благодаря систематизации фак­тов, обобщающих отдельные стороны явлений, изучаемый объект отражается в целом.

Таким образом, классификация данных наблюдения, экспери­мента, измерения, имеющая место в описании, делает факты бази­сом для дальнейших логических операций.

Как метод получения нового знания, описание может осуществ­ляться средствами собственного языка (явления описываются без строгого указания их количественных характеристик), статисти­ческими методами (таблицы, ряды, индексы и т.д.), графическими методами (графики, диаграммы) и т.д.

1.6. Теоретическое познание. Основные характеристики

Теоретический уровень является высшим уровнем научного по­знания. На этом уровне особо важное значение имеют идеализация и мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент является ана­логом вещественного. В ходе мысленного эксперимента объект ис­следования преобразуется и выступает как идеализированный пред­мет, как результат абстракции. Идеализация всегда является и продуктом и результатом деятельности, результатом мысленного конструирования и исходным пунктом теоретического мышления.

Схему теоретического уровня познания можно представить сле­дующим образом (Рис. 1.1):



Рис. 1.1. Схема теоретического уровня познания

Представленная схема позволяет определить основные характе­ристики теоретического познания:

Различают следующие виды форм научного познания:

  1. общелогические. К ним относятся понятия, суждения, умо­заключения;

  2. локально-логические. К ним относятся научные идеи, гипо­тезы, теории, законы.

Приведем характеристику изложенных форм научного познания.

Понятие – это мысль, отражающая имущественные и необхо­димые признаки предмета или явления. Понятия бывают: общими, единичными, конкретными, абстрактными, относительными, абсо­лютными и др. Общие понятия связаны с некоторым множеством предметов или явлений, единичные относятся только к одному, кон­кретные – к конкретным предметам или явлениям, абстрактные – к отдельно взятым их признакам, относительные понятия всегда представляются попарно, а абсолютные – не содержат парных от­ношений.

Суждение – это мысль, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо посредством связи понятий. Суждения бывают утвердительными и отрицательными, общими и частными, услов­ными и разделительными и т.д.

Умозаключение – это процесс мышления, соединяющий после­довательность двух или более суждений, в результате чего появля­ется новое суждение. По существу умозаключение является выводом, который делает возможным переход от мышления к практическим действиям.

Умозаключения бывают двух видов:

В непосредственных умозаключениях приходят от одного суж­дения к другому, а в опосредованных переход от одного суждения к другому осуществляется посредством третьего. Структура процесса познания представлена на рис. 1.2.


Рис. 1.2. Структурная схема процесса познания

Более высокая степень научного знания находит свое выраже­ние, как отмечалось, в локально-логических формах. При этом про­цесс познания идет от научной идеи к гипотезе, превращаясь впос­ледствии в закон или теорию. Основные элементы теоретического уровня познания представлены на рис. 1.3.



Рис. 1.3. Основные структурные элементы теории познания

Научная идея – это интуитивное объяснение явления без про­межуточной аргументации и осознания всей совокупности связей, в основе которого делается вывод. Идея вскрывает ранее не заме­ченные закономерности явления, основываясь на уже имеющихся о нем знаниях.

Гипотеза (греч. – основание, предположение) – это предположение о причине, которая вызывает данное следствие. В основе гипотезы всегда лежит предположение, достоверность кото­рого на определенном уровне науки и техники не может быть под­тверждена.

Если гипотеза согласуется с наблюдаемыми фактами, то ее назы­вают законом или теорией.

Закон – это необходимые, существенные, устойчивые, повторя­ющиеся отношения между явлениями в природе и обществе.

Закон отражает общие связи и отношения, присущие всем явле­ниям данного рода, класса.

Закон носит объективный характер и существует независимо от сознания людей. Познание законов составляет главную задачу науки и выступает основой преобразования людьми природы и общества.

Существуют три основные группы законов:

Между общими и частными законами существует диалектичес­кая взаимосвязь: общие законы действуют через частные, а част­ные – представляют собой проявление общих.

Теория (греч.– рассмотрение, исследование) – это форма научного знания, дающая целостное представление о закономерно­стях и существенных связях действительности. Она возникает в результате обобщения познавательной деятельности и практики и представляет собой мысленное отражение и воспроизведение реаль­ной действительности.

2. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методология и логика научных исследований

Как уже отмечалось ранее, методология представляет собой со­вокупность системных методов и средств, направленных на реше­ние сложных научных проблем.

Методологию можно разделить на две части:

В учении об исходных основах познания анализируются и оце­ниваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией, с миро­воззрением, а они являются исходными основами и принципами научного исследования.

В учении о способах и приемах исследования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общее направление исследования. К ним можно отнести приемы и способы эмпирического и теоретического исследований, опирающиеся на исходные основы и принципы.

Значение методология научного познания состоит в том, что она позволяет, во-первых, выяснить подлинную философскую основу научного познания, во-вторых, на этой основе систематизировать весь объем научных знаний, в-третьих, создать условия для разра­ботки нового, еще более эффективного направления дальнейшего исследования.

Главной задачей методологии научного познания является со­здание современного синтеза всех накопленных научных знаний, что позволит обеспечить всестороннее использование достижений развития науки в практических целях и дальнейшее развитие ме­тодов познания.

Следовательно, методология науки изучает те методы, средства и приемы, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Кроме этого методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм позна­ния, методы анализа и построения различных систем знания, по­этому в методологии научного исследования выделяются динамичес­кий и статический аспекты. Динамический аспект методологии представлен ростом и развитием научного знания, а статический – имеет дело с готовым, имеющимся знанием. Поэтому динамический аспект раскрывает методологию научного исследования, ориентиро­ванную на поиск нового знания, а статический – методологию струк­туры существующего знания.

Проводя классификацию методологии научных исследований, можно выделить их три вида:

Общефилософскую методологию научных исследований следует трактовать как систему общих условий и ориентиров в познава­тельной (исследовательской) деятельности.

Общенаучная методология представлена направлениями, концеп­циями и системами научного знания, которые в силу универсаль­ности своего характера используются как средство познавательной деятельности в самых различных отраслях науки.

Наряду с общефилософской и общенаучной следует сказать и о методологии конкретной отрасли науки как третьей разновидности методологии.

Каждая отрасль знания накапливает собственный арсенал средств научного познания научных объектов, что в целом составляет мето­дологию конкретной отрасли науки.

Таким образом, методология научного исследования – это са­мая общая форма организации научного знания (научно-познава­тельной деятельности), содержащая в себе принципы построения научного знания, обеспечивающая соответствие его структуры и содержания задачам исследования, включая его методы, проверку истинности полученных результатов и их интерпретацию.

Можно выделить следующие наиболее существенные зоны при­ложения методологии в научном исследовании:

Методологию научного познания иногда отождествляют с логи­кой научного исследования. Такое отождествление нельзя считать правильным. Содержание методологии научного познания шире, чем содержание логики научного исследования. Вместе с тем логика научного познания является наряду с методологией основным эле­ментом процесса познания.

Под логикой научного исследования понимается определенный порядок движения научного поиска. Исследование требует опреде­ленной логической последовательности, основу которой составляет рациональное мышление, которое является отражением закономер­ностей реальной действительности. Для того, чтобы мышление было таковым, оно должно отвечать трем требованиям:

  1   2   3   4   5   6   7


1. Методологические основы познания
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации