Контрольная работа - Внешний и внутренний контроль. Оформление результатов ревизии. Ревизия капитальных вложений - файл n1.doc

Контрольная работа - Внешний и внутренний контроль. Оформление результатов ревизии. Ревизия капитальных вложений
скачать (195.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc196kb.08.07.2012 21:07скачать

n1.doc



СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………3

§ 1. Внешний и внутренний контроль: сравнительная

характеристика ……………………………………………………………………4

1.1. Внешний и внутренний контроль ………… ……………………………… 4

1.2. Взаимосвязь и различия внешнего и внутреннего контроля …… ……7

§ 2. Оформление итогов ревизии ……………………………………………… …11

§ 3. Ревизия капитальных вложений …………… ………………………… ……17

3.1. Направление ревизии капитальных вложений …………………………19

3.2. Инвентаризация ………… …………… ………………………………… …24

Заключение …………………………………………………………………………… 26

Список литературы …………………………………………………………………28

Приложение ……… ……………………………… …………………………… ……29

ВВЕДЕНИЕ
Контроль - это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности Контроль проникает во все сферы правоотношений и затрагивает интересы миллионов людей, десятки тысяч организаций.

В стране действует более 260 федеральных законов, указов, постановлений, в которых регулируется контрольная и надзорная деятельность. Поэтому ориентироваться в компетенции и полномочиях контролирующих органов затруднительно для руководителей, бухгалтеров.

Предприятиям и фирмам предоставлены права самостоятельно действовать в соответствии с принятой учетной политикой и международными стандартами бухгалтерского учета и отчетности. В этих условиях контроль обеспечивает выполнение функции «управление управлением» и является синтезом планирования, учета, экономического анализа, организации информационных, денежных потоков, документооборота. Контроль выявляет слабые стороны, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а так­же избежать банкротства и кризисных ситуаций. Контроль на предприятии включается в процесс управления, установление целей, разработку бизнес-планов, бюджетов, мониторинга, оперативной работы, отклонений от намеченных целей на всех этапах жизни товара: от его создания до реализации.

Наряду с внутренним контролем, важное значение в финансовой и налоговой сфере в современной обстановке представляет ревизия - как инструмент контроля. Неплатежи, задержки заработной платы, налоговое бремя, инфляция и нестабильность экономики в стране требует со стороны государства радикальных мер, соответствующих международным стандартам: проверок финансовых результатов, правил документооборота и контроля учетной политики. Эти функции контроля и ревизий в стране вскрывают укрытие фирм от налоговых платежей, нарушения в использовании бюджетных ассигнований. Наполняемость бюджета и внебюджетных фондов позволит своевременно выдавать заработную плату, пенсии и стипендии, пособия, улучшить социальную помощь, здравоохранение, образование, работу правоохранительных органов и выполнять другие функции государства Российского [12].

В данной работе будут рассмотрены такие вопросы, как:

§ 1. Внешний и внутренний контроль: сравнительная характеристика

1.1. Внешний и внутренний контроль
В зависимости от структуры взаимоотношений лиц, осуществляющих контроль, и управляемого субъекта, различают следующие виды контроля:

  1. внешний;

  2. внутренний;

  3. смешанный [9, c.29].


Деление контроля на внешний и внутренний является относительным, а поэтому сложным понятием.

Государственный контроль для большинства организаций является внешним. Однако в некоторых случаях государственный контроль может классифицироваться как внутренний, например, проверка отраслевым министерством подчиненного федерального унитарного предприятия.

Коммерческий (аудиторский) контроль, для проверяемых организаций в большинстве случаев является внешним. В то же время внешняя аудиторская организация может на основании договора исполнять функции внутреннего контроля, в этом случае будет проводиться внутренний контроль, но силами сторонней организации.

Внутрихозяйственный контроль, как правило, внутренний. Однако, если отдел внутреннего контроля создан в структуре материнской компании, по сути контроль для дочерней компании является внешним, а в рамках группы компаний – внутренним.

Смешанным видом контроля является деятельность таких контролирующих субъектов:

  1. совет директоров или наблюдательный совет;

  2. ревизионная комиссия;

  3. службы финансового контроля материнской компании хол­динга, осуществляющие контроль дочерних компаний.

Так, в состав совета директоров (наблюдательного совета) и ре­визионную комиссию акционерного общества (АО) могут изби­раться физические лица, не являющиеся работниками или акцио­нерами данного АО. Поэтому статус данных органов двоякий: с одной стороны, это органы АО, а с другой стороны, исходя из спо­соба их формирования и полномочий, они могут состоять из внеш­них по отношению к АО лиц, например, представителей владель­це крупных пакетов акций. Независимость членов ревизионной комиссии по отношению к АО реализуется через нормы ст. 85 Фе­дерального закона Российской Федерации «Об акционерных об­ществах»:

«6. Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества.

Акции, принадлежащие членам совета директоров (на­блюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комис­сии (ревизора) общества»[1].

Аналогичным образом службы финансового контроля материн­ской компании холдинга занимают двоякое положение: по отно­шению к материнской организации они являются внутренним, а по отношению к дочерним компаниям — внешним органом фи­нансового контроля. Данное обстоятельство придает проблеме независимости контролера и его непредвзятости особое значе­ние.

Общественный контроль в большинстве случаев внешний. Но возможны случаи использования и внутреннего общественного контроля, например со стороны совета трудового коллектива [9].
1.2. Взаимосвязь и различия внешнего и внутреннего контроля
Особую форму имеют отношения внешнего коммерческого (аудиторского) контроля и внутреннего финансового контроля. Внешний аудитор может изучать и использовать в своей работе документы, подготовленные внутренними службами контроля. Однако внешний аудитор имеет право не доверять внутреннему контролю, предполагая его заинтересованность в искажении дан­ных отчетности организации.

Внешние аудиторы оказывают важное воздействие на качество внутреннего контроля, в том числе путем его обсуждений с ме­неджментом и советом директоров или комитетом по аудиту и ре­комендаций по его улучшению [4].

Внешняя аудиторская организация должна иметь право сво­бодно и в полном объеме общаться с внутренними аудиторами.

Для эффективного использования работы внутреннего аудита внешнему аудитору следует:

а) рассмотреть план работы службы внутреннего аудита за ин­тересующий период и обсудить его на возможно более ранней ста­дии аудита;

б) определить порядок встреч с сотрудниками службы внутрен­него аудита;

в) заранее договориться о сроках проведения работ, объеме ау­диторской выборки, уровнях тестов, методах определения выбор­ки и порядке документального оформления выполненной работы, которая будет проведена внутренними аудиторами.

В случае использования работы внутренних аудиторов на эффективность аудиторской проверки может повлиять выполнение следующих действий:

а) взаимная координация планов аудиторской проверки;

б) обмен отчетами;

в) регулярные рабочие встречи;

г) свободный и открытый взаимный доступ к рабочей докумен­тации;

д) совместное представление отчетов руководству и (или) соб­ственникам экономического субъекта;

е) общий порядок документирования аудита.

Аудиторская организация должна иметь доступ к интересую­щим ее отчетам внутреннего аудита и быть информирована по лю­бому важному вопросу, который, по мнению внутреннего аудито­ра, может оказать влияние на работу аудиторской организации [9].

Решение о необходимости внутреннего аудита не должно определяться наличием у компании внешнего аудитора, поскольку внешний и внутренний аудиты выполняют разные функции.

Во-первых, внешний аудит традиционно занимается подтверждением достоверности финансовой отчетности компании и фокусируется на операциях и событиях, которые могут оказать материальное воздействие на отчетность. Внутренний аудит направлен, прежде всего, на оценку существующих систем контроля и управления рисками компании и фокусируется на операциях и событиях, препятствующих эффективному достижению поставленных целей.

Во-вторых, внешний аудит, в рамках оказания аудиторских услуг, не делает оценку эффективности деятельности (операционной эффективности), что обычно является одной из задач аудита внутреннего.

В-третьих, внешний аудит служит, в первую очередь, интересам внешних заинтересованных сторон - потенциальных инвесторов, кредиторов и так далее, в то время как внутренний аудит служит, прежде всего, интересам советов директоров и исполнительного руководства компании.

Следует подчеркнуть, что эффективный внутренний аудит может снизить затраты предприятия на внешний аудит (если внешний аудитор будет иметь возможность полагаться на результаты работы внутреннего аудита, что сократит объем аудиторских процедур, выполняемых внешним аудитором), но не отменит необходимость внешнего аудита.

Наиболее наглядно сравнение внутреннего и внешнего аудита представлено в таблице 1.
Таблица 1.

Сравнительные характеристики внешнего и внутреннего аудитов

 

Внешний аудит

Внутренний аудит

Цель

Выразить мнение о достоверности финансовой отчетности компании

Повышение эффективности деятельности компании

Основные пользователи

Инвесторы, кредиторы, государственные органы

Совет директоров, менеджмент

Объект аудита

Финансово-бухгалтерская отчетность компании

Системы внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления

Интеграция объектов изучения

При внешнем аудите хозяйственная деятельность предприятия воспринимается как единое целое

При внутреннем аудите основное внимание уделяется центрам ответственности, т. е. структурным подразделениям, возглавляемым руководителями

Специфика

Фокусируется на операциях и событиях, способных оказать существенное воз-действие на финансовую отчетность компании; не рассматривает вопросы экономической обоснованности управленческих решений

Фокусируется на событиях, препятствующих эффективному достижению компанией поставленных целей; дает оценку экономической обоснованности управленческих решений

Периодичность

По окончании отчетного периода

Непрерывно на основе плана аудитов

Используемые измерители

Так как целью внешнего аудита является подтверждение достоверности бух. учета, который ведется в российской валюте - рублях, в рублевой оценке должна быть составлена бухгалтерская (финансо­вая) отчетность

При организации и осуществлении внутреннего контроля используются денежные и неденежные измерители (штуки, метры, тонны, литры и т.д.). Для измерения рабочего времени применяются часы, машино-часы и т.д.

Степень открытости информации

Аудиторское заключение - открытый документом. Конфиденциальной информацией является лишь аналитическая часть заключения и письменная информация аудитора руководству проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита.


Все документы внутреннего контроля носят сугубо конфиденциальный характер

[12].

§ 2. Оформление итогов ревизии
Результаты ревизии оформляют актом. Для его составления ревизор в процессе проверки финансово-хозяйственной деятельности должен записывать в особую тетрадь, называемую рабочим дневником ревизора, все выявленные им факты нарушений законодательства, нормативных актов и устава предприятия. Рабочий дневник можно вести, записывая все нарушения подряд по мере их выявления или группируя материалы по разделам будущего акта (по видам операций – кассовые, расчетные и т.д.). В первом случае ревизор по окончании проверки помечает в дневнике, в какой раздел акта включить тот или иной материал. Во втором – для каждого раздела акта и группы нарушений отводит в дневнике отдельные листы. Второй способ облегчает составление акта, но требует от ревизора большего внимания. Делая записи в дневнике, надлежит избегать сокращений, указывать необходимые данные:

  1. номера и даты документов и записей;

  2. суммы операций;

  3. законы и инструкции, пункты устава, которые были нарушены;

  4. сущность нарушений;

  5. должности, фамилии, имена и отчества виновных, размер ущерба.

В проверяемых документах и книгах учета, формах отчетности не следует делать никаких отметок, исправлений, полностью сохраняя их первоначальный вид. По окончании документальной ревизии перед составлением акта необходимо пересмотреть черновые записи. Определить необходимое, исключить лишнее, проверить согласованность материалов.

Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей.

В вводной части акта ревизии рекомендуется отражать следующую информацию:

- наименование темы ревизии;

- дату и место составления акта ревизии;

- кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание);

- проверяемый период и сроки проведения ревизии;

- полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;

- сведения об учредителях;

- основные цели и виды деятельности организации;

- имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;

- перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства;

- кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером;

- кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению ею выявленных недостатков и нарушений [11,c.54-55].

Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии.

Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии. Во втором разделе кратко перечисляют основные показатели работы предприятия в ревизуемом периоде в сравнении с планом, сметой и предыдущими периодами. Затем излагают сведения о выявленных недостатках в работе предприятия, называют виновных лиц, указывают размер их материальной ответственности. Особо выделяют вскрытые хищения и растраты [10,c. 377].

Результаты проверки документов и инвентаризации ценностей группируют в разделы по типам операций. Например, третий раздел – результаты ревизии денежных средств, расчетных и кредитных операций; четвертый – результаты проверки сохранности материальных ценностей; пятый – результаты ревизии финансового состояния и т.п. К этим разделам акта прикладывают инвентаризационные описи и другие документы проверки сохранности собственности предприятия (Приложение 1).

В акте ревизии ревизующие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.

Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.

Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.

В акте ревизии не допускаются различные выводы, предположения и факты, не подтвержденные документами или результатами проверок, сведениями из материалов правоохранительных органов и ссылками на показания, данные следственным органам.

В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально-ответственных лиц ревизуемой организации, квалифицироваться их поступки, намерения и цели.

Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения.

Акт подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации. Один экземпляр акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы, вручается руководителю ревизуемой организации под роспись в получении с указанием даты получения.

По просьбе руководителя или главного бухгалтера ревизуемой организации по согласованию с руководителем ревизионной группы может быть установлен срок для ознакомления с актом ревизии и его подписания до 5 рабочих дней.

При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии.

Руководитель ревизионной группы в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения руководителем контрольно - ревизионного органа, направляются в ревизуемую организацию и приобщаются к материалам ревизии.

В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.

В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой организации по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в контрольно-ревизионном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта.

В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных или материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.

Истребование объяснений от должностных или материально ответственных лиц ревизуемой организации производится по определенным формам.

Промежуточные акты составляются также для оформления результатов ревизии отдельных участков деятельности ревизуемого предприятия по результатам ревизии кассы, инвентаризации материальных ценностей и основных фондов, контрольного обмера и проверки качества выполненных строительно- монтажных работ и др. (Приложение 2).

Промежуточные акты прилагаются к основному акту ревизии и подписываются участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации. Один экземпляр промежуточного акта вручается должностному (материально ответственному) лицу ревизуемого предприятия, подписавшему акт.

Факты, изложенные в промежуточных актах, включаются в основной акт ревизии.

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежащие оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.) [11,c. 55-59].


§ 3. Ревизия капитальных вложений
Капитальными вложениями называются вложения инвестиций в основные средства, нематериальные активы, земельные участки, объекты природопользования. В соответствии с Федеральным зако­ном «Об инвестиционной деятельно­сти в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» субъектами инвестиционной деятельности являются ин­весторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица [3].

Отдельные виды специальных строительных работ выполняют­ся специализированными субподрядными организациями на основа­нии субподрядных договоров, заключаемых между генподрядчиком и субподрядчиком. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуще­ствление ими видов деятельности, которые подлежат лицензирова­нию в соответствии с законодательством.

Создание основных средств путем строительства называется капитальным строительством. В капитальном строительстве получили распространение такие организационные формы, как хозяйственный и подрядный способы.

При хозяйственном способе строительство объектов ведется собственными силами заказчика или инвестора. Для этого в организационной структуре заказчика создается строительно-монтажное подразделение, которое и осуществляет комплексное строительство объекта.

При подрядном способе строительство объекта осуществляется постоянно действующими специальными строительными и монтаж­ными организациями (подрядчиками) по договорам с заказчиком.

Учет капитальных вложений регулируется следующими нормативными документами:

Информация о капитальных вложениях застройщика в основ­ные средства обобщается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете учитываются все затраты, связанные с соору­жением и вводом в эксплуатацию объектов основных средств, и опре­деляется инвентарная стоимость объектов.

Не включаются в инвентарную стоимость объектов основных средств следующие затраты:

  1. средства, передаваемые на строительство объекта в порядке долевого участия, если объект будет передан в собственность другой организации;

  2. по возмещению собственникам стоимости принадлежащих им строений, посадок;

  3. расходы по уплате процентов за кредиты банков сверх учет­ных ставок, установленных Банком России, плюс три пункта;

  4. проценты, штрафы, пени и неустойки за нарушения в финан­сово-хозяйственной деятельности организации и д.р.

Затраты на строительство учитываются на субсчете «Строитель­ство объектов основных средств» счета 08, а затраты, не входящие в инвентарную стоимость,— на субсчете «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств» счета 08.

Подрядный способ ведения работ. В бухгалтерском учете принятые от подрядчика работы должны быть отражены проводкой:

Д 08, субсчета «Строительство объектов основных средств» и «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств» — К 60 (76) — по акту приемки законченного строительством объекта.

По мере ввода объекта в эксплуатацию делается проводка:

Д 01 — К 08, субсчет «Строительство объектов основных средств».

Выполнение работ хозяйственным способом. Затраты на ве­дение работ отражаются в учете проводкой:

Д 08, субсчет «Строительство объектов основных средств» — К 02 (05, 10, 12, 69, 70, 76).

Окончание работ и ввод объекта в эксплуатацию отражаются в учете проводкой:

Д 01 — К 08, субсчет «Строительство объектов основных средств».

Затраты, не входящие в инвентарную стоимость объекта, по мере их осуществления списываются со счета 08 в дебет счета 91. Если в схеме строительства есть инвестор, то заказчик передает расходы, не увеличивающие стоимость основных средств, инвестору, которые он относит в своем учете на счет 91 [10, c.353-357].
3.1. Направления ревизии капитальных вложений
Основой для оценки законности операций по расходованию средств в процессе строительства является наличие утвержденной в установленном по­рядке проектно-сметной документации. Проверка наличия проектно-сметной документации выявляется инвентаризацией и встречной свер­кой. Фактическое наличие проектов, смет, рабочих чертежей опреде­ляется путем обязательного просмотра и анализа этих документов, изучения записей в книге или ведомости регистрации документов, поступивших в организацию. Особое внимание необходимо обращать на своевременное поступление рабочих чертежей, их комплектность, а также качество поступающей технической документации.

Ревизующий должен проанализировать утвержденные проекты, просмотреть на стройке карточки регистрации проектов, в которых фиксируются все исправления, внесенные в проекты. Необходимо проверить, не ведется ли беспроектное строительство. Наличие беспроектного строительства можно установить непосредственно на строящемся объекте путем инвентаризации имеющихся рабочих чертежей и другой проектной документации.

В процессе проверки обеспеченности строительства техниче­ской документацией нужно установить качество этой документации. Для этого изучают претензии подрядной строительной организации к качеству проектов, смет, рабочих чертежей, а также анализируют эти документы.

Ревизующий проверяет обоснованность плана капитальных вложений, а именно: правильно ли указаны объемы работ, подлежащих выполнению; не включены ли в план капитальных вложений работы, которые относятся к капитальному ремонту, и затраты, не увеличива­ющие стоимость основных средств.

Проверка подрядного договора на выполнение строительных работ — еще одно направление ревизии. Своевременное заключение договоров с подрядчиками имеет большое значение для начала работ в запланированный срок. Ревизующий должен установить, как постав­лен оперативный учет за выполнением договорных условий строи­тельства, своевременно ли выявляются нарушения договорных обяза­тельств сторонами, его подписавшими. Сроки, в течение которых могут быть предъявлены претензии по договору подряда, определены Граж­данским кодексом Российской Федерации и специальными норматив­ными актами.

Важнейшей задачей ревизии договорных взаимоотношений меж­ду подрядчиком и заказчиком является проверка состояния расчетов заказчика с подрядчиком за выполненные работы и по авансам, вы­данным подрядной организации. Аванс считается неоправданным в том случае, если подрядная организация не приступает к работе и не сдает выполненные работы в сроки, предусмотренные договором. Однако возможно и обратное — неполное финансирование подрядчи­ка с точки зрения объема выполненных работ. В любом случае следу­ет выяснить причины нарушений и принять меры к их устранению.

Ознакомившись с планом капитального строительства на изуча­емый период, ревизор последовательно выясняет, все ли сделало ре­визуемое предприятие-заказчик для того, чтобы план был выполнен успешно. При этом, в частности, необходимо проверить:

Объем выполненных работ является материальной основой их стоимости. Поэтому проверка правильности определения объема выполненных работ имеет исключительно важное значение. Основ­ными материалами для проверки показателей объема выполненных работ служат данные актов приемки выполненных работ, акты инвен­таризации незавершенного строительства. Общая оценка выполне­ния плана строительно-монтажных работ и ввода в действие закон­ченных объектов дается на основании отчетности. В процессе реви­зии важно выявить факты завышения объемов и стоимости выпол­ненных работ.

К наиболее распространенным приемам и методам проверки относятся:

  1. контрольный обмер фактически выполненных работ;

  2. сопоставление объема работ, указанных в актах приемки и актах инвентаризации незавершенного строительства, с объемом работ, указанным в оплаченных рабочих нарядах;

  3. встречная проверка операций по расчетам с другими органи­зациями;

  4. проверка сопутствующих операций, связанных с выполнением и сдачей выполненных работ.

В отдельных случаях выполняемый объем работ проверяется путем анализа сопутствующих операций. Так, изучая акты приемки выполненных работ, ревизор обратил внимание на то, что по ним в больших размерах засчитывается стоимость материалов, получен­ных от заказчика. Встречная проверка показала, что подрядчик не получает от заказчика эти материалы. Завышая объем работ, пресле­довалась цель незаконно получить денежные средства.

До начала проверки выполнения плана ввода в действие мощно­стей и основных фондов необходимо из плана капитального строи­тельства предшествующего и текущего годов выбрать данные об объек­тах капитальных вложений, ввод которых в эксплуатацию по плану приходится на ревизуемый период.

В соответствии с приходящимися на ревизуемый период срока­ми ввода в действие объектов капитальных вложений, утвержденных в титульных списках, ревизор в хронологическом порядке по каждо­му объекту производственного назначения в отдельности определя­ет, не принимались ли в эксплуатацию объекты: с недоделками, препятствующими их нормальной эксплуатации и ухудшающими санитарно-гигиенические условия и безопасность труда работающих; с отступлениями от утвержденного проекта или состава пускового комплекса; без опробования, испытания и проверки работы всего оборудования и механизмов, по которым на установленном оборудовании не начат выпуск продукции, предусмотренной проектом. Если планировался ввод в действие площадей зданий (цехов, корпусов), то нужно удостовериться, установлено ли на них все предусмотренное проектом оборудование и начат ли на нем выпуск запроектированной продукции.

Что касается объектов жилищно-гражданского назначения, то ревизор должен убедиться, что объекты были приняты в эксплуата­цию после выполнения всех строительно-монтажных работ и работ по благоустройству территорий, а также при полной обеспеченности объектов оборудованием и инвентарем в полном соответствии с ут­вержденными проектами и сметами. Датой ввода в эксплуатацию объек­тов жилищно-гражданского назначения считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией.

При проверке плана ввода в действие приобретенных основ­ных средств следует сначала установить полноту и комплектность приобретенных объектов и их соответствие перечню, содержащемуся в плане. При расхождении ревизор выясняет, почему допущены от­клонения в приобретении основных средств, последствия этих от­клонений и виновников, а также устанавливает, какие меры приняты для восполнения недопоставленных объектов.

Иногда объекты производственного и жилищно-гражданского назначения принимаются в эксплуатацию со значительными отступлениями от изложенных выше требований, определяющих готовность и качество строительства, а также с существенными недоделками, которые исправляются после официальной сдачи объектов строитель­ства в эксплуатацию, их расширения и реконструкции, поэтому реви­зору нужно быть очень внимательным.

На законченные строительством объекты, фактически введен­ные в эксплуатацию полностью или частично (в том случае, когда общий объем работ включает в себя строительство нескольких объек­тов, которые могут быть введены в эксплуатацию и использоваться обособленно), приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не вве­денные в эксплуатацию объекты. В описях обязательно указываются причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию этих объектов.

На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объек­тах строительства, и другая документация [10, c.357-361].
3.2. Инвентаризация
Проводится посредством контрольных обме­ров, как и при ревизии строительных организаций. При этом факти­ческие объемы выполненных строительно-монтажных работ должны сопоставляться с данными локальных смет, а также с данными учета соответствующих служб заказчика и подрядчика.

В инвентаризационных описях незавершенного капитального строительства указываются наименование объектов и объем работ, выполненных на этих объектах, по каждому виду работ, конструктив­ным элементам, оборудованию и т.п. Инвентаризация проводится как по общей стоимости объектов, так и по структуре капитальных вло­жений. Инвентаризационные описи заполняются в сметных ценах 1984-го или 1991 г. Затраты, не увеличивающие инвентарную стоимость объектов, явля­ются отдельным элементом структуры капитальных вложений и учитываются на соответствующем субсчете счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Этот вид капитальных вложений в инвентаризационных описях должен быть выделен.

В ходе инвентаризации незавершенного строительства образо­вание излишков мало вероятно. Суммы инвентаризационных разниц снимаются одновременно с общей суммы незавершенного строитель­ства и суммы кредиторской задолженности подрядным организациям посредством оформления проводки:

Д 08 — К 60 — на всю сумму выявленной недостачи (сторно).

Инвентаризация оборудования к установке фактически осуществляется в три этапа:

1) инвентаризация оборудования на складе;

2) инвентаризация смонтированного оборудования;

3) инвентаризация оборудования, переданного в монтаж.

При этом нужно проверять, не числится ли в составе незавер­шенного капитального строительства оборудование, переданное в мон­таж, но фактически не начатое монтажом. Технологией строитель­ства разрыв между передачей оборудования подрядной организации и фактической его установкой может быть запланирован. Тогда реви­зор должен сосредоточить внимание на выявлении фактов переплат по монтажным работам. Результаты инвентаризации смонтированного оборудования сверяются с данными бухгалтерского учета установлен­ного оборудования.

Оборудование, переданное для монтажа, но не смонтированное, а находящееся на учете по забалансовому счету 005 «Оборудование, принятое для монтажа», а также временные здания и сооружения, арендуемые подрядной организацией и учитываемые ею на забалан­совом счете 001 «Арендованные основные средства», будут проинвентаризированы дважды: у собственника (заказчика строительства) и у организации, принявшей указанные виды основных средств на забалансовый учет.

В ходе инвентаризации должны быть изучены данные счета 60. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующи­ми счетами. Кроме того, следует определить правильность отраже­ния дебиторской и кредиторской задолженности по счету 76 «Расче­ты с разными дебиторами и кредиторами», так как в организациях заказчиков строительства остатки по данному счету могут быть значи­тельными.

При инвентаризации незавершенного строительства также проверяется состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов с обязательным указанием причин и осно­ваний консервации. Уместна также проработка предложений по даль­нейшему использованию подобных объектов [10,c.361-362].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были подробно рассмотрены такие вопросы, как:

Рассмотрев эти вопросы можно сделать ряд выводов: именно контроль следит за укреплением законности и правопорядка, он обеспечивает сохранность принадлежащего предприятию имущества, денежных средств и т.д., благодаря контролю достигается целевое, экономное и рациональное использование всех средств, находящихся в распоряжении предприятия.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон РФ « Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (принят ГД ФС 24.11.1995 - в ред. от 28.12.2010)(с измен. и доп. вступ. в силу с 01.01.2011).

2. Федеральный закон РФ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (принят ГД ФС 19.12.2008 - в ред. от 07.12.2011 № 8 - ФЗ).

3. Федеральный закон РФ « Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ (принят ГД ФС 15.07.1998 - в ред. от 23.07.2010).

4. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 29. «Рассмотрение работы внутреннего аудитора» (Постановление правительства РФ от 23.09.2002 № 696 - в ред. от 27.01.2011).

5. Приказ Министерства финансов РФ «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля» от 25.12.2008 № 146 н (вместе с «Положением о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля» (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.02.2009 « 13404).

6. Указ Президента РФ « О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25.07.1996 № 1095 (в ред. Указов президента РФ от 18.07.2001 № 872.

7. Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (утв. Приказом Минфина РФ от 04.09.2007 № 75 н – в ред. от 04.10.2010 № 120 н).

8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008) (в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.2009 № 35н).

9. Бровкина Н.Д. – Контроль и ревизия: учебное пособие. – М.: Инфра – М, 2007. – 346 с.

10. Мельник М.В. – Контроль и ревизия. – М.:КНОРУС, 2009. – 640с.

11. Мещеряков С.А. – Контроль и ревизия: учебное пособие. – Спб. 2008. – 77с.

12. Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего контроля [Электронный ресурс]. – http://wwww.trirpx.com



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации