Федорова С.А. Практические рекомендации по созданию тестовых заданий в среде Delphi - файл n1.doc

приобрести
Федорова С.А. Практические рекомендации по созданию тестовых заданий в среде Delphi
скачать (1727.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1728kb.01.06.2012 13:10скачать

n1.doc



СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ИНСТИТУТ

им. П.С.НАХИМОВА
ФЕДОРОВА С.А.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ПО СОЗДАНИЮ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

В СРЕДЕ DELPHI

Севастополь

2003

УДК 681.3.06

Федорова Светлана Александровна

Практические рекомендации по созданию тестовых заданий в среде Delphi-6 – Севастополь – СВМИ им.П.С.Нахимова - 2003. – 29с.


Пособие предназначено разработчиков тестов в среде Delphi-6, владеющих методикой разработки тестов, но не изучавших программные возможности Delphi-6. Рис.


Рецензенты к.т.н., доцент А.М.Акимов

И.В.Куржиевский
ВВЕДЕНИЕ
Современная система образования предопределяет все более широкое использование тестов для контроля и анализа познавательной деятельности обучаемых.

На наш взгляд разработка тестов должна быть поставлена в соответствие уровням деятельности (сх.1.).

Схема 1. Соответствие уровней деятельности при обучении уровню тестов.

Тестовое задание соответствующее репродуктивной деятельности, представляет собой вопрос, предполагаемые ответы (неверные, верные, частично правильные и т.д.), комментарии к ним.

Тесты на опознание. Вся информация, необходимая для принятия правильного ответа содержится в самом тесте. Обучаемый должен сопоставить предлагаемые в тесте решения с ему известным.

Тесты на различение. Обучаемый выбирает одно или несколько решений из предлагаемого списка. При этом, правильный ответ может целиком содержаться в предлагаемом перечне, либо правильным ответом является группа фраз.

Тесты на различение отличаются от тестов на опознание наличием «помех», создаваемые вариантами ответов, затрудняющих выбор правильного ответа и контрастирующего с ним.

Тесты на классификацию предполагают отнести предложенные объекты, понятия, явления к определенному классу.

1 уровень допускает решение задачи с подсказкой хода и процесса решения, всего алгоритма или его отдельных операций. Курсант на этом уровне показывает осведомленность в учебном материале.

Тесты на воспроизведение. Для ответа на поставленный вопрос обучаемому предлагается отвечать на основе буквального воспроизведения по памяти необходимой информации.

Тесты на подстановку пропущенных слов – в которых намеренно пропущены слово, фраза, формула или другой какой-либо существенный элемент текста.

Конструктивные тесты. В отличии от теста-подстановки, они не содержат никакой помощи, и даже могут быть зашумлены посторонней информацией.

В качестве тестов 2 уровня используются типовые вопросы, рассчитанные на применение известных правил, алгоритмов, формул, графиков и т.п. В этом случае оценивается умение использовать знания.

При использовании тестов первого и второго уровня ответы обучаемых сравниваются с заранее сформулированным эталоном. Использование компьютерных тестов позволяет оперативно оценить степень усвоения знаний курсантами. При анализе статистических данных по результатам тестирования можно выделить слишком простые и слишком сложные вопросы, оптимизировать тестовое задание по уровню сложности.

Тесты 3 и 4 уровня, на наш взгляд, принадлежат к сфере интеллектуальных систем.

Кроме того, приведены примеры вариантов организации самостоятельных занятий и электронных справочников.

При организации тестов 1 и 2 уровня мы использовали графический и кнопочный ввод ответа.

Целью данного пособия является помощь педагогам-разработчикам тестовых заданий в среде Delphi (далее Фрагментов) при организации тестового контроля процесса обучения.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
При загрузке Delphi 5 открывается окно (рис.1), содержащее:

1. Delph15 - Project1 - Главное окно. Project1 (по умолчанию) имя открытого Проекта.

2. Object Inspector - окно Инспектора объектов.

3. Form 1 - окно Конструктора формы.

Рис.1. Главное окно, Инспектор объектов, Конструктор формы.

В Главном окне (рис.2.) расположены:

Рис.2. Главное меню, Панель инструментов, Панель компонентов.

Главное меню. Содержит набор команд для доступа к функциям Delphi ( File, Edit, Search, Vien и т.д.)

Панель инструментов. Содержит кнопки, которые соответствуют определенным командам Главного меню.

Палитра компонентов. Компоненты являются конструкционными элементами. Они представлены пиктограммами и сгруппированы по страницам. На рис.3. представлены компоненты Стандартной страницы (Standard).



Рис.3. Стандартная страница Палитры компонентов.

Frames – фреймы,

MainMenu – главное меню

PopurMenu – всплывающее меню,

Label – текст (метка, надпись),

Edit – однострочный редактор,

Memo –многострочный редактор,

Button – стандартная кнопка,

ChechBox – опция для выбора значений (независимый переключатель),

RadioButton – поле опций (зависимый переключатель),

ListBox – список,

ComboBox – поле со списком,

ScrolBar – линейка прокрутки (полоса прокрутки),

GroupBox – набор опций (группа),

RadioGroup – набор опций (группа зависимых переключателей).

Перед созданием Фрагмента разработчик определяет элементы Палитры компонентов будут использованы. Затем расставляет их на Форме. Для этого необходимо щелчком мыши выбрать компонент на Палитре компонентов и указать его место (щелкнуть мышью) на Форме.

Для того, чтобы сконструированная Форма «работала» необходимо программно описать действия выбранных компонентов в Редакторе кода (рис.4.).

Рис.4. Окно Редактора Кода.

Для перехода из окна Конструктора формы в окно Редактора Кода и на оборот, используется клавиша F12 (пиктограмма рис.5.).



Рис.5. Пиктограмма перехода из Конструктора формы к Редактору Кода.

Каждый компонент Формы описывается индивидуально. Для этого необходимо на объекте Форме дважды щелкнуть клавишей мыши. Например, на Форме создан объект Button1 (рис.6).

Рис. 6. Пример разработки Формы.

Двойным щелчком мыши на выделенном объекте переходим в окно Редактора Кода (рис.7.).

Рис.7. Место вставки описания работы компонента.

Строка procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); указывает наш рабочий элемент Button1. Курсор мыши устанавливается между операторами ВЕGIN и END, относящимися к элементу Button1 (рис.7).Здесь следует описать на языке Deiphi действия программы, которые должны произойти на Форме при выборе обучаемым данного объекта.

Сконструированная Форма и описание ее работы в Редакторе кода являются частью Проекта. Проект представляет собою программу с первоначальным именем Project. Проект может содержать несколько Форм, которые при необходимости добавляются разработчиком (Add to Project) в проект. Сохранение выполняется следующим образом:

В процессе Компиляции Проекта создается готовый к использованию файл. Осуществляется командой Run или клавишей F9.

Итак, для создания Фрагмента необходимо:

1. На Форме создать набор используемых компонентов.

2. В Редакторе Кода описать взаимодействие компонентов.

3. Сохранить «ПРОЕКТ» ( и «ФОРМУ» при необходимости).

4. Откомпилировать программу.

Далее приведены примеры организации вопросных групп (Фрагменты), их компоненты и обработка.

ФРАГМЕНТ 1

Для организации вопросных групп с элементами обучения (комментарии к ответам обучаемого) предлагается Фрагмент 1. На рис.8. изображен вид, который предлагается обучаемому для ответа.



Рис.8. Фрагмент 1 - исходный вид.

Курсант должен выбрать (щелкнуть мышью) те признаки процессов химической технологии, которые, по его мнению, являются верными. Каждый ответ анализируется и выводится комментарий («Верно» или «Неверно»). Кроме того, в случае неправильного ответа, на экран выводится правильный ответ (рис.9).

Рис.9. Фрагмент 1 – вид при ошибочном ответе обучаемого.

Для создания Форма компонуется из элементов (рис.10),



Рис.10. Набор компонентов для создания Фрагмента 1.

расположенных на стандартной панели (Standard) (рис.11):

Alabel – надпись,

ОКbutton – стандартная кнопка,

CheckBox – независимый переключатель.



Рис.11. Расположение компонентов Фрагмента 1на Стандартной палитре компонентов.

Перемещение элементов по полю Формы осуществляется либо мышью, либо с помощью клавиш управления курсором при фиксированном нажатии клавиш Alt или Ctrl (перемещение по полю формы), Shift (изменение размеров поля элемента).

Для того чтобы размести в Форме выбранного элемента label наш текст необходимо:

1. Щелкнуть мышью на выбранном элементе (label) в поле Формы;

2. В опции Сaption Инспектора объектов заменить текст на нужный.

Например( рис.12), текст «label1» мы заменяем на «Вопрос».




Рис.7. Заполнение полей элементов Формы.

При необходимости изменения цвета поля выбранного элемента используется опция Color Инспектора объектов (рис.13).



Рис.13. Выбор цвета поля элемента.

или Font для изменения шрифта, его цвета, начертаний (рис.14).



Рис.14. Выбор шрифта поля элемента.

Все изменения, относящиеся к элементу выполняются когда он выделен мышью. Компонент, с которым в данный момент работает Инспектор объектов, прописывается в верхнем окне Инспектора объектов.

Порядок работы на Форме 1 при создании фрагмента1



1. Щелкаем мышью на элементе label1. В Инспекторе объектов в опции Caption вместо текста «label1» вводим свой текст: «Основные признаки процессов химической технологии».

2. Затем в опции Color Инспектора объектов нажимаем кнопку и выбираем нужный цвет поля (рис.13).

3. Для изменения шрифта выбираем в опции Font Инспектора объектов нужные установки (рис.14.)

4. Аналогично заполняем поля элементов label2, Label3, label4, label5, label6 нашим текстом. Для того чтобы содержание этих меток не предъявлялось обучаемому до его ответа (поскольку это комментарии на его ответ), то в поле в Инспектора объектов изменяем в опции Visible режим True на False для каждой метки отдельно.

5. Изменяем текст компонентов CheckBox1, CheckBox2, CheckBox3, CheckBox4. (опция Caption Инспектора объектов).

6. Изменяем текст компонентов button1 - на «далее», button2 - на «выход». (опция Caption Инспектора объектов).

Теперь переходим к программной обработке компонентов – что должно произойти на Форме при выборе обучаемым того или иного элемента. В нашем случае правильный ответ состоит из 3 компонентов - CheckBox1, CheckBox2, CheckBox3. Выбор каждого подтверждается комментарием «верно». Если курсант выбирает текст компонента CheckBox4, то ему высвечивается «неверно» и правильный ответ. Обработка компонентов CheckBox выполняется индивидуально для каждого.

Порядок Работы с Редактором Кода при создании Фрагмента 1



1. Дважды щелкнуть мышью на поле элемента CheckBox1. В нашем случае это текст «Детерминированно-стохастическая природа». Открывается окно Редактора Кода (рис.15.).



Рис.15. Окно Редактора Кода для обработки события CheckBox1.

2. Вставить операторы обработки между begin и end.

if CheckBox1.Checked=True then

label2.Visible:=true

else

label2.Caption:='';

3. Аналогично выполняется обработка CheckBox2 и CheckBox3. Только вместо label2 указываются метки label3 и label4 соответственно.

4. Для обработки неправильного ответа CheckBox4 («сложные химические системы») между begin и end вставляется

if CheckBox4.Checked=True then

label5.Visible:=true;

label6.Visible:=true;

5. Обработка button1 («далее») предполагает указание дальнейшего следования. В нашем случае это будет следующий фрагмент (Форма2).

Form2.Show;

Создание Формы2 осуществляется выбором в Главном меню faile и опции new form (рис.16).



Рис16. Создание новой Формы.

Если по алгоритму выполнения программы мы предполагаем переход на иную форму, то тогда вместо Form2 указываем нужную.

6. Обработка компонента button2 («выход») предполагает выход из этой формы.

close;

Обработку компонентов можно производить в любом порядке.

Сохранение и компиляция Фрагмента 1



1. Для сохранения Формы в Главном меню в faile выбираем опцию save (или save as для сохранения Формы в другом месте или с другим именем).

2. Для сохранения Проекта в Главном меню в faile выбираем save Project as. Если Проект уже создан, то внесенными изменениями мы дополняем исходный Проект. На стандартной панели выбираем опцию Project и в ней Add to Project (рис.17.)



Рис.17. Дополнение созданного Проекта.
3. Компиляция программы осуществляется командой Run Главного меню.


ФРАГМЕНТ 2



Для организации самостоятельных занятий по изучению лекционного материала можно использовать нижеприведенную форму (рис.18).





Рис.18. Фрагмент 2 в режиме работы.

При обращении обучаемого к соответствующему вопросу ему высвечивается содержание, которое удобно формировать в отдельных файлах. При этом возможно использование файлов двух типов: .rtf и .txt.

Для создания Фрагмента 2 разрабатывается Форма из элементов (рис.19), расположенных на Палитре компонентов (Standard) и Win32:

MainMenu – главное меню;

Memo – многострочный редактор;

RichEdit – полнофункциональный текстовый редактор.





Рис.19. Набор элементов для создания Фрагмента 2.

Порядок работы на Форме 1 при создании Фрагмента2
1. На Палитре компонентов Standard выбрать MainМenu. Не отпуская мыши «перетащить» на Форму. Дважды щелкнуть клавишей мы­­­­­ши на значке. При этом выделится прямоугольник, в котором будет размещен текст (Form1.MainMenu1).

2. Указатель мыши поместить в Сapsion Инспектора объектов. Текст («Лекция1») заполнит поле элемента после нажатия клавиши Enter. При этом появляется прямоугольник для создания следующего поля «Лекция 2» (рис.20).



Рис.20. MainMenu. Создание поля «Лекция2».

3. Если необходимо создать подменю («Вопрос 1»), то следует щелкнуть мышью на поле элемента меню «Лекция 1» и «подсветить» (щелкнуть мышью) место для подменю «Вопрос 1» (рис.21.)



Рис.16. MainMenu. Создание поля «Вопрос2».

4. Если элементы memo1, .richedit1, richedit2 до ответа обучаемого не должны отображаться в окне, то следует в Инспекторе объектов в опции Visible указать False. Эта операцию выполняем индивидуально для каждого объекта. Компонент, с которым работаем в Инспектора объектов, необходимо выделять (навести на него курсор мыши и щелкнуть).

Порядок Работы с Редактором Кода при создании Фрагмента 2



1. Дважды щелкнуть мышью на объекте подменю «Вопрос1».

2. В открывшемся окне Редактора кода описать путь к тексту, который должен находится в окошке richedit1 при нажатии обучаемым «Вопрос1».

form1.memo1.visible:=false;

form1.richedit1.visible:=true;

form1.richedit1.Lines.LoadFromFile('C:\SVETA\\ДЕЛФИ\test\test.rtf');

3. Дважды щелкнуть мышью на объекте подменю «Вопрос2».

4. В открывшемся окне Редактора кода описать путь к тексту, который должен находится в окошке memo1 при нажатии обучаемым «Вопрос 2».

form1.richedit1.visible:=false;

form1.memo1.visible:=true;

form1.memo1.Lines.LoadFromFile('C:\SVETA\ДЕЛФИ\test\test3.txt');

Form1.richedit1.visible:=false;(или form1.memo1.visible:=false) прописывается для того, чтобы при обращении к тексту, размещенному в описываемом окне, содержание richedit1 (или memo1) не отображалось. Richedit используется для файлов с расширением .rtf, а memo – для файлов с расширение .txt. Для каждого вопроса можно создавать свое окно richedit или memo. В этом случае необходимо будет прописать …visible:=false для других окон.

'C:\SVETA\ДЕЛФИ\test\test.rtf' – это описание пути к файлу, к которому следует обратиться при выборе обучаемым соответствующего элемента.

Таблицы, графика, рисунки, формулы данным форматом не поддерживаются.

ФРАГМЕНТ 3



Для создания справочников или поисковых систем предлагается следующая форма (рис.22).



Рис.22. Фрагмент 3.

Нам понадобятся на Палитре компонентов Standard (рис.23):

ListBox – список;

Memo – многострочный редактор.



Рис.18. Организация Конструктора Формы для Фрагмента 3.
Порядок работы на Форме 1 и в Редакторе кода при создании Фрагмента 3
1. Щелкнуть мышью на объекте ListBox.

2. В Инспекторе объектов выбрать Items и дважды щелкнуть мышью. В открывшемся окне (рис.24) указать ключевые слова поиска (или словаря). При выборе обучаемым этого слова в окошке Memo ему будет предъявляться информация. В нашем примере это числа «1, 2, 3». Они вводятся в столбик в поле 0 lines . По окончании ввода нажать ОК.



Рис.19. Окно для ввода ключевых слов.

3. Дважды щелкнуть мышью на объекте ListBox.

4. В редакторе кода описать обращение к текстовым файлам, которые соответствуют выбранному ключевому слову. Команда, описывающая переменную var St:String вставляется перед begin.

procedure TForm3.ListBox1Click(Sender: TObject);

var St:String;

begin

Case ListBox1.ItemIndex of

0:St:=('C:\WINDOWS\Рабочий стол\Федорова\text1.txt');

1:St:=('C:\WINDOWS\Рабочий стол\Федорова\text2.txt');

2:St:=('C:\WINDOWS\Рабочий стол\Федорова\text3.txt');

end;

With Memo1 do begin

Clear;

Lines.LoadFromFile (St);

end;

end;

ФРАГМЕНТ 4



Для заполнения информационных таблиц предлагается фрагмент с перемещением объектов. В одном поле находится набор элементов из которых составляется правильный ответ. С помощью мыши элементы перемещения в другое окно. (Рис.25).



Рис.25. Фрагмент 4.
Порядок работы на Форме 1 и в Редакторе кода при создании Фрагмента 4
1. Щелкнуть мышью на компоненте ListBox.

2. Создать на Форме элементы ListBox1 и ListBox2.

3. Выделить элемент ListBox1.

4. В Инспекторе объектов выбрать опцию Items и дважды щелкнуть мышью. В открывшемся окне (рис.24) указать ключевые слова, которые будет перемещать обучаемый в поле ListBox2. В нашем примере это числа «1, 2, 3, 4». Они вводятся в столбик в поле 0 lines . По окончании ввода нажать ОК.

5. В Инспекторе объектов выбрать DragMode и изменить режим на dmAutomatic.(Рис.26).



Рис.26. Изменение свойств объекта ListBox1.

6. Выделить элемент ListBox2.

7. В Инспекторе объектов сделать изменения в Events. Занести щелчком мыши в DragOver ListBox2.

Здесь же двойным щелчком мыши войти в Редактор Кода и описать выделение перемещаемого элемента, который находится в ListBox1. Описание строк до оператора begin формируется автоматически.

procedure TForm1.ListBox2DragOver(Sender, Source: TObject; X, Y: Integer;

State: TDragState; var Accept: Boolean);

begin

if Source=ListBox1 then Accept:=true else Accept:=false;

end;

8. В Инспекторе объектов сделать изменения в Events. Занести щелчком мыши в DragDrop ListBox2 (аналогично п.7.).



Рис.27. Изменения в Events параметраDragDrop для ListBox2.

Здесь же двойным щелчком мыши войти в Редактор Кода и описать добавление элемента из ListBox1 в ListBox2.

procedure TForm1.ListBox2DragDrop(Sender, Source: TObject; X, Y: Integer);

begin

with Source as TListBox do

ListBox2.Items.Add(Items[ItemIndex]);

end;

ФРАГМЕНТ 5



При организации тестов, которые предполагают вставку отдельных слов или отдельных фраз в предложение, а также компоновку текстовых объектов можно использовать Фрагмент 5 (рис.28).



Рис.28. Составления Формы Фрагмента 5.

Для создания Фрагмента 5 на Форме используем 3 названия. В Label1 заносим текст “результат есть частное”, в label2 – “деления”, в label3 – “умножения”. В том месте, где предполагаем вставку пропущенного слово, оставляем пробелами чистое поле. Координаты вставки определяем с помощью Left и Top в Инспекторе объектов. Для этого label2 помещаем в позицию пропущенного слова (рис.29). Перемещение описывается Свойствами Инспектора объектов DragDrop и DragOver.



Рис.24. Определение координат пропуска.

Порядок работы на Форме 1 и в Редакторе кода при создании Фрагмента 5
1. Щелкнуть мышью на компоненте Label.

2. Создать на Форме элементы Label1, Label2 и Label3.

3. Определить координаты вставки Label2, как показано на рис.29. Затем переместить Label2 на прежнее место.

4. В Инспекторе объектов выбрать опцию DragMode и выставить dmAutomatic. Для Label2 и Label3 аналогично рис.26.

5. Выделить элемент Label2. В Инспекторе объектов сделать изменения в Events: занести щелчком мыши в DragOver Label2 (рис.30). Здесь же двойным щелчком мыши войти в Редактор Кода и описать выделение перемещаемого элемента - Label2.

Рис.30. Изменение Свойств DragDrop и DragOver для label2.

procedure TForm1.Label2DragOver(Sender, Source: TObject; X,Y:Integer;

State: TDragState; var Accept: Boolean);

begin

if Source=label2 then Accept:=true else Accept:=false;

end;

6. В Events Инспектора объектов занести щелчком мыши в DragDrop Label2 (рис.30.). Здесь же двойным щелчком мыши войти в Редактор Кода и описать перемещение Label2.

procedure TForm1.Label2DragDrop(Sender, Source: TObject; X, Y: Integer);

begin

label2.Left:=88;

label2.Top:=48;

end;

7. Аналогично п.п.5,6 произвести обработку события Label3.

ФРАГМЕНТ 6



При формировании из отдельных элементов целостной структуры можно использовать Фрагмент 6 (рис.31, 32).



Рис.31. Исходная структура Фрагмента 6.



Рис.32. Заполненный вид Фрагмента 6.

Для Формы Фрагмента 6 (рис.31) нужны элементы Standard:

Label – название;

Edit – однострочный редактор;

Panel – панель (рис.33).



Рис.33. Элементы Формы для Фрагмента 6.
Порядок работы на Форме 1 и в Редакторе кода при создании Фрагмента 6
1. Из компонентов панели Standard собрать элементы рис.33.

2. Выделить label1, в Events Инспектора объектов щелчком мыши внести label1 в поле MouseDown (рис.34).

Рис.34. Изменение свойств label1.

3. Дважды щелкнуть мышью на поле label1MouseDown. В открывшемся окне редактора Кода межу begin и end внести команду перемещения поля Edit1 при нажатии label1.

ReleaseCapture;

Edit1.Perform(WM_SysCommand,$F012,0);

4. Аналогично описать работу для label4 и label5.

ФРАГМЕНТ 7



Возможности среды Delphi позволяют использовать при организации вопросных групп графические файлы (.bmp) (рис.35).

Рис.35. Использование графических материалов.

Организация вариантов ответа обучаемых выполняется аналогично Фрагменту 1. Вызов картинки (файла .bmp) осуществляется следующим образом (рис.36):

1. На Палитре компонентов выбрать Image панели Additdonal.

2. Создать на Форме компонент, в котором будет размещен графический файл.

3. В Инспекторе объектов открыть Picture

4. В открывшемся окне Picture Еditor выбрать Load.

5. В окне Load Picture указать имя файла, который будет размещен на форме в Image.
Рис.36. Использование графических файлов вDelpphi.
Литература


  1. Методичний посібник для керівного та професорсько-викладацького складу з організації навчально-виховного процесу у вищих військових навчальних закладів. К.: МОУ.-1997-27с.

  2. Орлов М.М. jhkjd@mail.ru

  3. Безпалько В.П. О критериях качества подготовки специалиста // Вестник высшей школы. М.:В.шк. -январь-1988-С.1-8.

  4. В.Э.Гофман, А.Д.Хомоненко. Delphi 6 – БХВ-Петербург, - 2002 – 1152с.

  5. Р.Баас, М.Фервай, Х.Гюнгер. Delphi 4 – К.:ВНV – 1999 – 464с.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации