Реферат - Опыт и достижения современной демографии - файл n1.doc

Реферат - Опыт и достижения современной демографии
скачать (383 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc383kb.01.06.2012 13:10скачать

n1.doc



Опыт и достижения современной демографии

Содержание


Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Предмет и объект демографии как науки………………………………...4

  2. Этапы развития демографии………………………………………………5

  3. Современная демография – система демографических наук………….10
  4. Методы исследования в демографии……………………………………12


  5. Система источников данных о населении………………………………14

  6. Перепись населения как основной источник данных о населении……14

  7. Основные принципы современной переписи населения………………15

  8. Демографическое развитие современной России ……………………..19

Заключение……………………………………………………………………….23

Литература……………………………………………………………………….24


Введение

В обществе все процессы взаимосвязаны. Демографические процессы развиваются под воздействием других социальных процессов: экономических, политических и прочих. В свою очередь, и демографические процес­сы оказывают влияние на ход всех других общественных процессов. К при­меру, низкий уровень рождаемости ведет к увеличению процентной доли пенсионеров в обществе и к обострению проблемы «отцов и детей». Коле­бания уровня рождаемости через определенное время проявляются в соот­ветствующих (или противоположных) колебаниях уровня занятости на рынке труда, уровня преступности, конкурсов между абитуриентами при поступлении в учебные заведения и т. п.

В последние годы значимость изучения проблем народонаселения, его воспроизводства, динамики численности и изменений в составе приобретает все большую актуальность. Поэтому знание основ демографии особенно актуально в современных условиях, когда демографические проблемы России становятся чрезвычайно острыми.

Решение многих демографических задач требует использования системы методов, среди которых основное место занимают статистические(анализ данных) и математические(математические модели) методы анализа, также в последнее время всё чаще применяются социологические методы(субъективные установки). Исследовать закономерности изменения в населении можно только на примере множества лиц.



  1. Предмет демографии и ее задачи

Демография — наука не новая. Ей уже более 300 лет. Но она все еще остается новой (в смысле — малоизвестной) наукой для большинства на­ших граждан. Правда, в последние годы положение меняется. Слова «демография», «демографический» в различных словосочетаниях теперь нередко можно встретить в газетах, услышать по радио или по телевидению.

Непрерывный процесс возобновления населения происходит всецело под воздействием законов развития общества, является неотъем­лемой частью общественной жизни и потому имеет социальный характер. Рождение большего или меньшего числа детей в семье, продолжитель­ность жизни, вступление в брак или безбрачие — все эти социальные фак­ты подвержены действию общественных законов, являются частью функ­ционирования общественного организма, или, правильнее будет сказать, общественного воспроизводства (воспроизводства общественной жизни). Демографическая сфера является составной частью (подсистемой) обще­ственной жизни, результатом деятельности людей. Поэтому вместо возоб­новления населения правильнее говорить о его воспроизводстве, что под­черкивает и его социальный характер, и активную роль социальных механизмов в изменениях численности населения и его структуры.

Подлинной целью исследования для любой науки является раскрытие законов (причинно-следственных связей) развития в той области бытия, которая составляет ее предмет. В свою очередь, познание законов развития немыслимо без предварительного установления закономерностей, т.е. объективно существующих, повторяющихся, устойчивых связей между явлениями, этого развития. Отсюда можно сформулировать определение предмета демографии таким образом:

Население в демографии  это не любая совокупность людей, а совокупность людей, самовоспроизводящаяся в процессе смены поколений. Т. е. это достаточно большая численность людей, обладающая богатой структурой, необходимой для непрерывного возобновления этой совокупности. Способность к самовоспроизводству — главное качество, определяющее население именно как демографическую категорию, отличающее его от других совокупностей людей, например, та­ких, как производственный коллектив, жильцы дома и т. п.

Главная задача любой науки — познание законов развития (движения) в определенной части общества и природы. Но наряду с этим у каждой нау­ки имеются и практические задачи. Есть они и у демографии. Их три:

  1. изучение тенденций и факторов демографических процессов;

  2. разра­ботка демографических прогнозов;

  3. разработка мероприятий демографи­ческой политики.



  1. Этапы развития демографии

Корни демографической науки уходят вглубь тысячелетий. Ещё древние испытывали необходимость регистрировать население (табу, детоучет). В Античном мире, Древнем Китае и во времена Средневековья знания и представления о народонаселении формировались бессистемно в общей массе недифференцированных научных знаний: кое-где проводились отдельные попытки регулировать семейное поведение, рождаемость. В тот же период мыслители обратили внимание на взаимосвязь численности населения и её общего развития (Конфуций, Платон, Аристотель).

Конфуций (около 551—479 гг. до н. э.) осуществил попытку определения идеальной пропорции между количеством обрабатываемой земли и численностью заселения. Поскольку нарушение этой пропорции может привести:

А значит необходимо государственное регулирование роста населения и принятие такой меры, например, как переселение жителей густонаселенных районов в малонаселенные.

Платон (428—347 гг. до н. э.) в учении об идеальном государстве выдвигал в качестве обязательного условия ограниченное число граждан 5040 человек свободного населения. Предлагал установить определенные нормы брачных отношений, требуя, чтобы мужчины имели детей только в возрасте от 30 до 55 лет. Он писал: « определить число браков мы предоставим правителям, чтобы они по возможности сохраняли постоянное число мужчин, принимая в расчет войны, болезни и т. д., и чтобы государство у нас по возможности не увеличивалось и не уменьшалось».

Аристотель (384—322 гг. до н. э.) при рассмотрении проблем народонаселения идеальным считал государство с малочисленным свободным населением. Малочисленность граждан способствует возникновению социальной гармонии, которая невозможна при избытке населения. Избыток населения способствует росту числа возмущений и преступлений вследствие того, что часть граждан, не будучи обеспечена землей, впадает в бедность. В отличие от Платона, Аристотель не был сторонником колонизаций как меры регулирования населения, а предлагал, например, узаконить умерщвление больных детей и части «излишних» новорождённых. Ежели правила государства не позволяют этого, то обществу следует установить для каждой семьи число детей, которое она может иметь.

В эпоху феодализма (может быть, за вычетом позднего средневековья) в странах Европы государственная власть всеми мерами способствовала увеличению населения. Это обусловливалось стремлением власти поддержать и увеличить свою политическую финансовую и военную мощь, состоящую по тем временам в многолюдности страны, в количестве воинов, в размерах налогов, которые могли собрать с населения большей численности. Поэтому и основная идея выражалась в том, что богатство общества и сила государства определяется: численностью населения. Однако подлинное начало формирования демографии как науки со всеми соответствующими атрибутами ориентацией на объективность, нацеленностью на выявление закономерностей, средствами для формирования базы данных (эмпирических фактов), эмпирическими обобщениями, методами исследования и 1 обработки данных, математическими средствами выражения, расчетов и моделирования демографических процессов, — относится ко второй половине 17 в., когда развитие капитализма породило устойчивую потребность в изучении народонаселения. Исторически первым объектом научного изучения в демографии была смертность. Знание порядка вымирания поколения позволяло определить длительность жизни (а при постоянстве чисел рождений — также и численность населения) и рассчитывать при страховании жизни суммы выплат в зависимости от дожития.

Формирование демографических знаний (XVI — начало XIX века) Рождаются новые цели и задачи: определить динамику численности населения, её зависимость от рождаемости, смертности, структурных и территориальных перемещений. В XVIII веке были предприняты первые попытки наблюдать изменение числа умерших и родившихся и численности населения в отдельных странах.

Родоначальник демографической статистики (политической арифметики) — Дж. Граунт — обратил внимание на многие законы, сделал анализ бюллетеней смертности, построил первую простейшую модель таблицы смертности. В 1693 году Галлей построил полную таблицу смертности для населения города Бреславля (Вроцлав), включил в неё младенческую и детскую смертность.

В конце XVIII — начале XIX века в США были заложены основы современной переписи населения (1790), был налажен текущий учет населения. В России в середине XVIII века М. В. Ломоносов первый обратил внимание на проблемы «сохранения и умножения российского народа».

Возникновение демографической науки (XIX век)

В XIX веке встал вопрос о роли и месте демографии в социально-экономическом развитии. Повышается описательный характер, рассматриваются состав и движение населения. В середине XIX века предпринимаются попытки изучения социальной дифференциации рождаемости и смертности такими учеными, как Г. Ф. Кнапп (Германия), Л. А. Бертильон (Франция). Выделяются демографическая статистика и демографическая динамика (движение населения).

Утверждение демографической науки (конец XIX — первая половина XX века)

Центральным объектом изучения в демографии становится воспроизводство населения, в связи с чем в ряде стран принимаются различные законы, касающиеся народонаселения. Исследователи второй половины XIX века подходят к трактовке воспроизводства населения как единого взаимосвязанного процесса. В. Борткевич начал, а Р. Бек и Р. Кучинский завершили разработку показателей, характеризующих результат воспроизводственного процесса. В 20-30-ые годы были сделаны шаги к международному сотрудничеству. Предпринимаются первые попытки вести демографические исследования во взаимосвязи с другими общественными явлениями. Демография утверждается в роли общественной науки.

Современное развитие (середина XX — до сегодняшнего дня)

За последние полвека наблюдается тенденция к повышению внимания к изучению демографии с т.з. экономических и социальных факторов общего развития. В середине 70-х ООН публикует труд «Детерминанты и последствия демографических тенденций», в котором отмечаются:

В XX столетии становление и развитие демографии нашло отражение в трудах Д. И. Менделеева, К. Германа, П. П. Семёнова-Тяньшанского, А. И. Чупрова. Ю. А. Янсона.

Демография в СССР

После Октябрьской революции вплоть до начала 1930-х годов в СССР велись активные демографические исследования. Были организованы в 1919 г. Демографический институт АН УССР в Киеве, и в 1930 г. Демографический институт АН СССР в Ленинграде. Исследовались проблемы воспроизводства населения: закономерности смертности и рождаемости, причем большое внимание уделялось социальным факторам рождаемости, тенденциям формирования и развития семьи. Развивалась методология демографического прогнозирования. Отечественная демография в этот период связана с именами, С. А. Новосельского, В. В. Паевского, О. А. Квиткина, С. Т. Струмилина, М. В. Птухи. С. А. Томилина и др.

Ленинградский институт был закрыт в 1934 году, поскольку демографические исследования, по мнению директора Института демографии ГУ-ВШЭ доктора наук профессора Анатолия Вишневского, могли показать потери от массового голода 1933 года.. Киевский институт был закрыт в 1938, а руководство было арестовано. Одновременно официально были признанными «дефектными» и «ошибочными» данные всеобщей переписи населения СССР 1937 года, а ведущие специалисты ЦУНХУ, руководившие переписью, были расстреляны.

По мнению Анатолия Вишневского, после этого демография как академическая наука в СССР «перестала существовать». Он также считает, что в результате такой политики «до середины 50-х годов вообще никто не знал, сколько людей живет в Советском Союзе». Первая послевоенная перепись была проведена только в 1959 году.

Возрождение отечественной демографии началось в конце 1950-х гг. когда возникла потребность во всестороннем изучении населения. Стали проводиться научные дискуссии, развертывались исследования, выходили публикации, совершенствовалась подготовка кадров. Изучение закономерностей воспроизводства населения, а также взаимосвязи роста населения и социально-экономического развития позволило демографии оформиться в самостоятельную общественную науку. С конца 1950-х до начала 1960-х годов стал очевиден объективный процесс необходимости комплексного изучения широкого круга проблем народонаселения, осуществляемого наряду с демографией целым рядом других наук и научных направлений.

Развитие демографии как науки в этот период в СССР в первую очередь связывается с именами А. Я. Боярского (кафедра статистики МГУ, затем руководство НИИ ЦСУ), А. Г. Волкова (руководство отделом демографии НИИ ЦСУ), Д. И. Валентея (зав. кафедрой народонаселения МГУ), Б. Ц. Урланиса (сектор трудовых ресурсов института экономики АН СССР)

Существенный вклад в разработку теоретических проблем взаимосвязи наук внес коллективный труд под редакцией Д. И. Валентея «Система знаний о народонаселении», изданный в 1976 г. В нём впервые в отечественной научной литературе был сформулирован предмет системы знаний о народонаселении познание закономерностей развития народонаселения, в том числе и демографического воспроизводства. В 1985 под главной редакцией Д. И. Валентея большим коллективом авторов был выпущен Демографический энциклопедический словарь (издательство «Советская энциклопедия», 608 с., ISBN 5852700053)

Демография в Российской Федерации

В настоящее время центрами изучения демографии в России являются:

  1. Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН

  2. Институт демографии ГУ-ВШЭ

  3. Отдел демографии Росстата

  4. Центр по изучению проблем народонаселения при экономическом факультете МГУ

  5. Институт демографии, миграции и регионального развития[6]

  6. Кафедра социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ

  7. Институт демографических исследований и другие.



  1. Современная демография – система демографических наук

По мере развития демографических исследований, расширения кру­га факторов, привлекаемых демографией для объяснения взаимосвязей демографических процессов с другими общественными процессами, расширяется и методический аппарат, используемый демографией в своих ис­следованиях. Сотрудничество с другими науками в исследовании своего предмета, привлечение специалистов из других наук для тех же целей (т.е. исследования проблем естественного воспроизводства населения) привело к возникновению внутри демографии ряда ее отраслей (или разделов), объединенных общим предметом, но различающихся по кругу изучаемых фак­торов, воздействующих на этот предмет, и, соответственно, различающих­ся методами исследования. В этом, кстати, демография не отличается от большинства естественных и общественных наук, разве лишь тем, что она в этом отношении сильно отстала от них.

Сегодня мы обычно говорим не о физике, математике, экономике, медицине и т.д., а о физических, экономических, медицинских и других науках. Такой же процесс специализации происходит и в социологии, в кото­рой выделяются такие ее разделы, как социология личности, труда, семьи, образования и культуры, религии и т.п.

Такой же процесс специализации происходит и в демографии. Во многом он обусловлен еще и тем обстоятельством, что кадры демографов при­влекаются из других, смежных с демографией наук, поскольку специального демографического образования в нашей стране пока не существует (за исключением подготовки небольшого количества демостатистиков и по­литэкономистов с «демографическим уклоном». Внутри демографии сти­хийно выделяются такие отрасли, как демографическая статистика (или иначе — статистика населения), экономическая, математическая, истори­ческая, этническая, социологическая демографии (вероятно, это не полный перечень подобных дисциплин). Из названий этих отраслей можно видеть, что они образуются на стыках демографии с другими, смежными науками и выражают связь предмета демографии с методами смежных наук, чьи предметы выступают в демографии в качестве факторов.



Рисунок.1. Демография – система демографических наук

Демографическая статистика — старейшая отрасль демографии (пожалуй, и всей системы статистических наук). Ее частным предметом явля­ется изучение статистических закономерностей воспроизводства населе­ния (не будем каждый раз говорить о естественном воспроизводстве населения, но будем его подразумевать). В задачу демографической статистики входит разработка методов статистического наблюдения и измере­ния демографических явлений и процессов, сбор и первичная обработка статистических материалов о воспроизводстве населения.

Определенной ступени развития достигла математическая демография, предметом которой является разработка и применение математиче­ских методов для изучения взаимосвязей демографических явлений и про­цессов, их моделирования и прогнозирования. В числе демографических моделей — вероятностные таблицы смертности, брачности, рождаемости, модели стационарного и стабильного населения, имитационные модели демографических процессов и т. п.

Историческая демография изучает состояние и динамику демографических процессов в истории стран и народов, а также историю развития са­мой демографической науки.

К исторической демографии примыкает этническая демография, изучающая этнические особенности (факторы) воспроизводства населения. Известно, что этнические особенности бытового уклада жизни народов, обычаи, традиции, структура семейных отношений оказывают существен­ное влияние на уровень рождаемости (число детей в семье), на состояние здоровья и среднюю продолжительность жизни, особенности брачности и прочности брака.

Экономическая демография исследует экономические факторы воспроизводства населения. Под экономическими факторами здесь понимает­ся вся совокупность экономических условий жизни общества, их влияние на темпы роста населения, уровень рождаемости и смертности, брачности, на формирование и устойчивость семьи и т. п.

Довольно быстро в последнюю четверть века развивается социологическая демография, изучающая влияние социологических и социаль­но-психологических факторов на волевые, субъективные действия людей в демографических процессах.

Можно было бы назвать еще ряд демографических отраслей (медицинская, политическая, юридическая, военная и др.). С другой стороны, в смежных с демографией науках уже существуют, хотя еще не всегда четко определены, научные отрасли экономических, социологических, истори­ческих и других наук, для которых воспроизводство населения, различные его аспекты выступают в качестве факторов, воздействующих на процес­сы, составляющие предмет исследования этих наук.

  1. Методы исследования в демографии

Как и любая наука, вышедшая на достаточно высокий уровень развития, демография широко использует различные научные методы исследования, включая:

  1. Статистические методы, с которых собственно и зародилась «чистая демография». Они используются для анализа закономерностей массовых демографических явлений, которые проявляются, прежде всего, в большом числе случаев. С помощью статистических методов определяется численность населения и его разные категории (постоянное, наличное население). Статистические методы дают возможность установить распределение населения по полу, возрасту, брачному и семейному составу, определить миграционные потоки и их интенсивность, для чего, в частности, используется система коэффициентов и др.;

  2. Математические методы, которые тесно связаны со статистическими методами (не случайно в последнее время эти две группы методов часто объединяют в одну

  3. Особенно бурное развитие получает в современной демографии математическое моделирование, что обусловлено появлением современных ЭВМ.

  4. Социологические методы. Именно на этих методах базируются многие демографические обследования, в первую очередь, в отношении рождаемости, брачности, мотивационных установок мигрантов и др. Особенно важна роль этих методов при изучении зависимости демографических процессов от тех или иных социальных явлений.

  5. Графоаналитические методы. построение графиков и диаграмм - позволяет наглядно представить в виде графических изображений закономерности и тенденции многих демографических процессов.

  6. Картографические методы. Аналогично графическим методам с помощью различных карт также наглядно позволяют отображать различные демографические процессы, их сравнительную характеристику и движение.

  7. Наконец выделим собственно демографические методы, разработанные самой демографией (методы продольного и поперечного анализа, метод демографических таблиц, демографическая сетка Лексиса, различные демографические модели, биографический метод и другие).



  1. Система источников данных о населении

С демографической статистики начиналась вся статистика. Требования к современной демографической статистики: полнота, детальность и многоаспектность (т.е не просто рождаемость, а например сколько детей в браке, вне брака и т.п.), достоверность (не может искажаться умышленно или нет), всесторонность, разнообразие, постоянность и периодичность информации. Первоисточники информации 2 вида: текущий учет (ЗАГС, фмс, пограничный), и обследования (сплошные и выборочные). Ни один источник не в состоянии один описать все. Поэтому должна быть система. Она состоит из: перепись населения, текущий учет населения (естественное движение и миграция), социологические обследования, регистры населения (электронная карточка, у нас их нет, есть в Европе), списки населения (университет, списки избирателей), публикации (справочники Росстата, демографический ежегодник), Интернет.

  1. Перепись населения как основной источник данных о населении

Перепись населения - процесс сбора демографических, экономических и социальных данных, характеризующих в определенный момент времени каждого жителя страны или территории.

В статистике населения принято различать три категории населения:

Эти категории ввел в статистику населения А. Кетле.

1897 – первая общероссийская перепись. 1920 – 1я попытка переписи РСФСР. 1926 – 1я всесоюзная перепись (одна из лучших). 1937 – в январе перепись, а в марте признана дефектной. 1939 – перепись с якобы восстановленными данными. 1959 – послевоенная. 1970, 1989. 1991 – обследования домохозяйств. 2008 – пробная. 2010 – следующая. Принципы переписи: всеобщность, анонимность, одномоментность, единая программа, принцип самоопределение, конфиденциальность.

  1. Основные принципы современной переписи населения

Прежде нужно оговориться, что перечисляемые далее принципы переписи населения следует рассматривать в их взаимосвязи, они не располага­ются в какой-либо иерархии, скорее, они равнозначны по отношению друг к другу. Итак, перепись населения руководствуется следующими принци­пами:

1. Всеобщность охвата населения территории, на которой проводится перепись, т.е. учет каждого жителя без исключения (но и без двой­ного счета), независимо от каких-либо статусных характеристик человека: пола, возраста, национальности, социального положения, наличия права на проживание в данном жилище или местности и т. п. Этим качеством перепись населения отличается от учетов населения в прошлом и от всех других современных обследований населения, в которых, как правило, в соответствии с целями обследования учитываются лишь определенные ка­тегории населения.

2. Периодичность (или регулярность) проведения переписей населения через равные промежутки времени, обычно через 10 или 5 лет. Та­кие промежутки времени, кратные 5 годам, выбираются для обеспечения сопоставимости данных переписей о возрастной структуре населения, которые чаще всего публикуются в виде пятилетних группировок. Тогда по данным ряда переписей населения можно проследить изменения, происходящие в половозрастной структуре, что очень важно во многих отношени­ях (об этом конкретно речь будет идти в следующей главе).

3. Безотносительность целей переписи населения к каким-либо конкретным частным интересам государства, как-то: налогообложе­ние, сведения о численности молодежи призывного возраста и т. п. Пере­пись населения не связывается ни с какими административными мероприя­тиями, не затрагивает ни имущественных, ни личных интересов отдельных граждан. Она не имеет отношения ни к вопросам распределения или использования жилплощади, ни к другим подобным вопросам. Все собираемые при переписи све­дения используются только в суммарном виде, в виде обезличенных таб­лиц.

4. Проведение переписи населения по единой программе и единым правилам на всей территории, охватываемой переписью. Соблюдение этого принципа необходимо для получения сопоставимых итогов. Достаточно хотя бы чуть изменить редакцию вопросов в переписных листах, ис­пользуемых для опроса населения на разных территориях или в разных группах населения, как характер ответов также изменится и они станут непригодными для сравнений. Между тем в такой многонациональной стране, как наша, при любом социологическом исследовании, и тем более та­ком крупном, каким является перепись, непременно возникает проблема точного перевода переписных документов с русского языка на языки других российских народов. Соблюдение при этом смысловой идентичности вопросов переписного листа оказывается зачастую очень непростой зада­чей.

Имеет значение и соблюдение преемственности программы предстоящей переписи населения по отношению к предыдущей. Это также необхо­димо для получения сопоставимых итогов в их динамике, чтобы можно было проследить по материалам ряда переписей происходящие изменения в структуре населения. При нарушении подобной преемственности изме­нения в итогах переписи могут стать результатом различий в редакции во­просов, а не действительных изменений в населении. Это не значит, конеч­но, что программы переписей не должны вовсе изменяться от переписи к переписи (прогресс не остановить), но каждое такое изменение вносится в программы переписей с большой осторожностью, при очень серьезных для этого основаниях.

5. Индивидуальность регистрации (или иначе — поименность), т.е. сбор сведений о каждом человеке в отдельности, а не в виде суммарных итогов по семье, хозяйству, жилищу и т. п. При дальнейшей обработке собранных данных индивидуальные сведения суммируются в соответствии с программой обработки итогов переписи и превращаются в обезличенные статистические таблицы. Но на этапе непосредственного сбора сведений они собираются о каждом человеке по отдельности. Такой принцип обеспечивает возможность при дальнейшей разработке итогов получать самые разнообразные комбинационные группировки из собранных данных.

6. Непосредственное получение сведений у населения. Многие сведения о населении содержатся в различного рода документах (в паспортах и удостоверениях личности, в учетных документах отделов кадров, в домовых книгах, в паспортных отделах милиции, в военкоматах, в регистрату­рах органов здравоохранения и социального обеспечения и т.д.).

7. Анонимность сведений, получаемых от населения при переписи, т.е. гарантия тайны любой информации, получаемой во время опроса лю­дей при переписи. На каждом переписном листе имеется специальное уведомление (к сожалению, набранное очень мелким шрифтом): «Записи в пе­реписном листе подлежат использованию только для получения сводных данных о численности, составе и жилищных условиях населения по установленной программе. Работникам переписи запрещается сообщать кому бы то ни было содержание ответов». В некоторых странах, например в США, предусмотрено уголовное наказание за разглашение переписных сведений (так же, кстати, как и за отказ граждан отвечать на вопросы переписи). В нашей стране никогда не было предусмотрено ничего похожего. Правда, пока не известно ни одного случая разглашения переписной ин­формации кому бы то ни было, даже самым влиятельным властным орга­нам. Однако все же было бы нелишне создать правовые гарантии сохране­ния анонимности переписной информации.

8. Принцип самоопределения, т.е. запись в переписные листы отве­тов опрашиваемых (респондентов) с их слов без предъявления каких-либо документов, подтверждающих достоверность сообщаемых сведений (за исключением сведений о возрасте людей 100 лет и старше. Только в этом случае требуется документальное подтверждение). Соблюдение этого принципа обусловлено, во-первых, трудностями или невозможностью во многих случаях отнести человека к той или иной категории населения по «объективным» (документированным) признакам (например, зафиксиро­вать таким способом постоянное место жительства, возраст, состояние в браке, национальность, разговорный язык и т. д.). Во-вторых, применение этого принципа обусловлено стремлением статистиков повысить доверие населения к переписи.

9. Одномоментность переписи, т.е. приурочение всех собираемых при переписи сведений о каждом человеке к одному точному моменту времени (называемому критическим моментом переписи населения, или моментом счета населения).

Население изменяется непрерывно. Только за один час в России рождается 156 человек, умирает 252, заключается 123 брака, расторгается 76 (по данным за 1995 год), происходит множество других изменений в структуре населения. Таким образом, к вечеру одного дня население уже совсем не такое, как было утром. Но перепись обычно не проводится за один день, для этого потребовалось бы очень много переписчиков. Поэтому перепись проводится в течение 7—10 дней, но все сведения о жителях собираются по их состоянию на один точный момент времени (обычно 0 часов первого дня переписи). Этот момент называется моментом счета населения либо критическим моментом переписи населения. Установление критическо­го момента переписи позволяет получить как бы моментальный снимок со­става населения, свести все данные о различных структурах населения к одной общей его численности. Установление критического момента также помогает уменьшить возможность пропусков и двойного счета людей. Ро­дившиеся после критического момента не учитываются переписью (хотя бы они родились в первые же минуты первого дня начала переписи). На­против, люди, умершие после критического момента, записываются в пе­реписные листы по полной программе, так как на критический момент пе­реписи они были живы.

10. Централизованное руководство проведением переписи. Перепись населения — сложная, трудоемкая и дорогостоящая операция, кото­рая проводится в сжатые сроки и которую в силу ее чрезвычайной важно­сти нельзя провалить Для проведения пере­писей населения в каждой стране обычно создается специальное подразде­ление в органах государственной статистики. В его функции входит методологическая и техническая подготовка переписи населения, организация ее непосредственного проведения, обработка итогов и их публикация. Объем работы так велик, что этому подразделению приходится работать постоянно (конечно, по мере приближения сроков переписи напряжен­ность работы существенно возрастает). В нашей стране таким подразделе­нием является Управление переписей и обследований Государственного Комитета Российской Федерации по статистике.

  1. Демографическое развитие современной России

С начала 90-х годов в России происходит системный демографический кризис. Он охватывает естественное и миграционное движение населения.

Долговременные негативные тенденции снижения рождаемости начались в России еще в 20-е годы, а рост смертности российского населения происходит с 60-х годов прошлого века.

Однако, с начала 90-х годов ХХ века произошел качественный скачок в росте смертности и заболеваемости, падении рождаемости, снижении продолжительности жизни населения.

Одновременно наблюдается существенное снижение общей миграционной подвижности населения. Появились новые для России потоки беженцев и вынужденных переселенцев, незаконных иммигрантов из Дальнего и Ближнего Зарубежья. Значительные масштабы приобрел начавшийся отток населения из малозаселенных регионов Сибири и Дальнего Востока в трудоизбыточные регионы Европейского центра и Юга, сменивший миграционный рост этих территорий.

Современные последствия начавшегося в 90-е годы демографического кризиса неутешительны.

По предварительным итогам [8] всего при проведении Всероссийской переписи населения 2010 года учтено 142905,2 тыс. человек, постоянно проживающих в Российской Федерации. Кроме того, было переписано 90,2 тыс. граждан России, находившихся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов власти Российской Федерации (включая проживающих с ними членов их семей) и 487,3 тыс. лиц, временно находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом.

Российская Федерация занимает восьмое место в мире по численности постоянного населения после Китая (1325 млн. человек), Индии (1150 млн. человек), США (304 млн. человек), Индонезии (229 млн. человек), Бразилии (190 млн. человек), Пакистана (162 млн. человек) и Бангладеш (145 млн. человек). По данным Всероссийской переписи населения 2002 года Российская Федерация занимала седьмое место.

Население Российской Федерации по сравнению с 2002 г. сократилось на 2261,5 тыс. человек или 1,6 %. Среднегодовые темпы снижения численности населения по сравнению с предыдущим межпереписным периодом возросли в два раза и составили 0,2% против 0,1% в 1989-2002 гг.


тыс. человек




Общее

снижение

численности населения за

2002-2010 гг.

Естествен-ная

убыль

в том числе

Мигра-

ционный прирост

в том числе


роди-лось


умерло

прибыло из-за пределов России

выбыло за пределы России

Все

население

-2261,5

-4734,3

12706,3

17440,6

+2472,8

2939,2

466,4


Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения (превышения числа умерших над числом родившихся) на фоне миграционного прироста в течение всего межпереписного периода.

(тыс.человек)

Среди федеральных округов наиболее населенными являются Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа, на территории которых проживает более 61% населения страны.

По сравнению с Всероссийской переписью населения 2002 года численность населения:

- сократилась в 63 субъектах Российской Федерации.

- возросла в 20 субъектах Российской Федерации

Численность городского населения Российской Федерации сократилась по сравнению с переписью 2002 г. на 1111,0 тыс. человек или на 1,0%, сельского – на 1150,5 тыс. человек или на 3,0 процента.

По предварительным данным Всероссийской переписи населения 2010 года сохранилось характерное для населения России значительное превышение численности женщин над численностью мужчин, которое составило 10495 тыс. человек против 9956 тыс. человек в 2002 г.


Годы

Тыс. человек

Удельный вес мужчин в общей численности населения, в %

мужчины

женщины

все население

городское

сельское

1959 (на 15 января)

52269,1

64970,5

44,6

44,9

44,2

1970 (на 15 января)

59160,7

70780,5

45,5

45,8

45,1

1979 (на 17 января)

63208,2

74201,7

46,0

46,1

45,8

1989 (на 12 января)

68713,9

78308,0

46,7

46,6

47,1

2002 (на 9 октября)

67605,1

77561,6

46,6

46,2

47,6

2010 (на 14 октября)

66205,0

76700,2

46,3

45,8

47,8


Число мужчин по сравнению с переписью 2002 г. сократилось на 1400,1 тыс. человек или на 2,0%, женщин – соответственно на 861,4 тыс. человек или на 1,1 процента.

Интегральным показателем демографического кризиса является крайне низкая продолжительность жизни населения России, особенно мужчин, больше половины которых не доживают до пенсионного возраста.

Заключение

Итак, переживаемый в настоящее время человечеством этап интеллектуальной деятельности ознаменован возникновением и оформлением новых научных дисциплин и направлений во всех областях знания, так же как и возникновением новых направлений, становящихся предметом познания разных дисциплин и наук. Яркий пример тому – демография, оформление которой в самостоятельную научную дисциплину происходило в течение десятилетий.

Демография внутри себя разделилась на целый ряд специализированных отраслей или даже наук. При этом процессы ее внутренней дифференциации имеют совершенно различные основания. В целом современная демография представляет собой целую систему взаимодействующих наук, совместными усилиями исследующих воспроизводство населения и отдельные демографические процессы.

В реферате обобщены основные направления демографической теории, методологии, истории. Уделено внимание тенденциям развития демографических процессов в России.

Каждый человек должен знать проблемы и тенденции демографического развития своей страны.


Литература

  1. Асмус Т.А., Коваленко А.В. Демография (конспект лекций). Томск: ТПУ, 2000. – 53 с.

  2. Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. – М., 1995.

  3. Борисов В. А. Демография — М.: Издательский дом NOTABENE, 1999, 2001. — 272 с.

  4. Демография: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. дем 30 М.: Изд-во РАГС, 2003. - 384 с.

  5. Демографический ежегодник России. 2010: Стат. сб./ Росстат. – M., 2010. – 525 c.

  6. Демография: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. дем 30 М.: Изд-во РАГС, 2003. - 384 с.

  7. Демографическая модернизация России, 1900–2000 Под ред. А.Г. Вишневского М.: Новое издательство, 2006. — 608 с. — (Новая история).

  8. www. perepis-2010.ru/results_



Содержание
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации